Можно ли мусульманам есть моллюсков
Содержание статьи
Морепродукты (креветки, крабы, лобстеры) халяль
Бытует мнение, что мусульманам запрещено употреблять в пищу многие морепродукты, а именно — креветок, мидий, кальмаров, крабов, раков, лобстеров, осьминогов и т. д. Правда ли это и почему?
Когда у пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о пригодности морской воды для совершения ею омовения, он ответил: «Морская вода пригодна для омовения, а то, что умерло в море [то есть обитает в нем], — халяльно [разрешено для употребления в пищу]»[1].
В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима описывается случай, когда сподвижники Пророка, совершая долгий путь и сильно проголодавшись, увидели тело мертвого кашалота, выброшенное на берег. Они питались мясом этого кашалота на протяжении двух недель. Когда сподвижники вернулись в Медину и рассказали о произошедшем, пророк Мухаммад поинтересовался: «У вас осталось немного этого мяса, для того чтобы угостить нас?» Сподвижники ответили утвердительно и угостили Пророка[2].
Запрет на употребление обитателей моря может касаться только случаев, когда началось гниение продукта и отравление им очевидно.
Считаю верным мнение, что все живущее в воде и съедобное для человека является разрешенным (халяль) и специального ритуала заклания не требует. Об этом говорило большинство мусульманских ученых. Упомянутый достоверный хадис — прямой тому аргумент. Ученые ханафитского мазхаба говорили о дозволенности лишь рыбы. Обоснование косвенно и не убедительно. А потому — это не более чем мнение, которого можно как придерживаться, так и не придерживаться[3]. Сам я в религиозной практике следую ханафитскому мазхабу, но без строгой и слепой приверженности лишь ему.
В заключение напомню важный достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) установил обязательные положения (фарды), так не растеряйте же их! Очертил границы [определенное число ежедневных обязательных молитв-намазов, например, определенная форма соблюдения обязательного поста и количество дней; конкретные наказания за конкретные преступления и т. д.], так не переходите же их [не нарушайте, не усложняйте, не ужесточайте]! Он [Господь миров] запретил некоторые вещи [например, явный грех, как-то: воровство, ложь, сквернословие], так не совершайте же их! А о других вещах Он умолчал, не по забывчивости, а из милости к вам. Так не организуйте же поиски (исследования) относительно них [для выяснения обязательности или запрещенности. Они относятся к разрешенному, ведь все, что не запрещено прямым текстом Корана или достоверной Сунны, остается по умолчанию разрешенным[4]]»[5].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Хурайры и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 40, хадис № 69; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 265 и 306.
[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1317, хадис № 4362; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 8. С. 153, хадис № 3637; аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов (книги) «Аль-хидая»]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 4. С. 204.
[3] Подробнее богословскую полемику по этому вопросу см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2790–2792; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 8. С. 153–156.
[4] Сюда нельзя относить сигареты, так как их не существовало во времена Пророка. Богословское заключение об их запретности (харам) сформулировано современными мусульманскими учеными на основе научно и экспериментально доказанной степени вреда — постепенное разрушение здоровья и убийство человека.
[5] Хадис от Абу Са‘ляба аль-Хушаний; св. х. ад-Дар Кутни, аль-Хакима, а также это тридцатый хадис из «сорока хадисов имама ан-Навави». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 457, 458, хадис № 25/1834 и пояснение к нему; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 166; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 1. С. 278, хадис № 197 и пояснение к нему.
Источник
Пищевые запреты в исламе. Продукты халяль, макрух, мубах и харам
Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель – показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.
В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник (с.г.в.) будет направлять людей в данном вопросе:
«Он повелит им совершать одобряемое и запретит совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым – скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157)
Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности – халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах). В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Коране и Благородной сунне. По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).
Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину – для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.
В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:
«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу» (16:5)
Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:
«Аллах – Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими – питались» (40:79)
«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:8)
По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.
Что такое мертвечина?
Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта – это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:
«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещённых продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (5:3)
В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.
Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.
Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи. Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.
Можно ли есть морепродукты?
Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).
Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:
«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96)
Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.
Запрещённые в исламе ингредиенты
Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.
Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.
Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис: «Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки). В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.
В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения – на микробилогический.
Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:
1. То, на что введён явный запрет в Коране (свинина, осёл, мертвечина).
2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.): «Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего (с.г.в.) в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).
3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).
4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).
5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).
6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).
Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).
7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.
8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.
Источник
О кошерных и халяльных продуктах: разъяснения для тех, кто не в курсе
Многие слышали о кошерных и халяльных продуктах, но не многие понимают что это такое, зачем оно, с чем его едят, в чем отличие, следует ли это различать, и о чем вообще речь. Сегодня мы приоткроем завесу этой «тайны» для тех, кто не в курсе. Кто в курсе — просим дополнить или исправить, если мы где-то ошибись.
Само слово כשר — кашер (в ашкеназском произношении кошер) переводится с иврита как «пригодный, подходящий». Ударение в современном иврите ставится на «е» (кашЕр), однако в старом ашкеназском произношении на «о» (кОшер)
Источник:
Сегодня кошерный ассоциируется с натуральный и это совершенно верно — только натуральные ингредиенты и продукты.
Однако имеется еще и свод правил, определяющих в иудаизме, что еврею кушать можно, а что нельзя, который называется кашрут
Источник:
При производстве «Кошер» продуктов руководствуются: — священной книгой иудеев — Талмудом; — традиционным иудейским правом, совокупностью законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев, — Галахой;
В этом своде правил множество противоречий и сложностей и вдаваться в подробности человеку несведущему тяжко
Источник:
Основами запретов являются библейские фразы, такие как, например, «Не вари козлёнка в молоке его матери», запрещающие есть мясо с молочным (временный промежуток не менее 5 часов)
Источник:
Из более чем 600 заповедей свыше 50 касаются еды и определяют, что такое кошерный продукт питания. Нельзя есть мясо больных животных, а также готовить мясо и молоко отдельно, не просто в разной посуде, а желательно в разных помещениях
Так Тора позволяет есть млекопитающих, одновременно соответствующих двум признакам, — жвачных и парнокопытных (коз, овец, коров, оленей, косуль)
Источник:
А значит, что свинина, конина, зайчатина, верблюжатина сразу оказываются под запретом. Кошерное мясо получается только от животных, убитых без причинения страданий. Туша не должна лежать в крови. А мясник, забивающий животное, по роду своей работы, не должен контактировать с «нечистыми» видами, то есть быть чисто кошерным мясником. Ритуальный убой скота в иудаизме называется шехита, а сам боец — шохет.
В списке запрета также 24 вида птиц — падальщики и хищники — совы, орлы, соколы, ястребы и пеликаны. Курятину, утятину, гусятину и индюшатину можно
Источник:
Те птицы, которых кололи гормонами, антибиотиками и другими препаратами, уже не кошерны. Кошерный способ забоя: резать нужно очень острым ножом в специальном месте по шее, делать это нужно спокойно, без малейшей дрожи в руках, и чтобы животное было максимально неподвижно — так птица не почувствует боли. Шохет держит одной рукой, другой режет. Если птица дернулась — она уже не кошерна. Затем птицу вскрывают, проверяют внутренние органы на предмет болезни (хоть один орган боле — птица не годится), затем, если все в порядке, внутренности промывают, чтобы убрать кровь. После тушу оставляют в соли на полчаса, чтобы вытянуть оставшуюся кровь. Затем замачивают и промывают от соли.
В целом, кошерные продукты питания подразделяются на три группы:«басар» — мясные продукты;«парвэ» — нейтральные;«халяв» — молочные.
Источник:
Мясо : сюда относится говядина, козлятина, а также лоси, жирафы, газели и овцы – т.е. животные, которые имеют раздвоенные копыта и питаются растительной пищей. Из тех, у кого нет раздвоенных копыт, разрешаются даманы, верблюды и кролики, а из не травоядных допускается свинина. Самое главное в такой продукции – отсутствие крови: по мнение евреев, те, кто ее поглощают внутрь, могут стать агрессивными и жестокими. Также запрещены яйца с наличием кровяных сгустков;
Яйца : они должны иметь особую форму – быть острыми на одном конце и округлыми – на другом. Если оба их концы притуплены – их есть нельзя, т.к. вполне вероятно, что они принадлежат питающимся падалью хищным птицам
Источник:
Молоко только от кошерных животных, овощи и фрукты без ограничений, кроме тех, что соприкасались с не кошерными животными или кровью, а также не червивые
Рыба : на ней обязательно наличие плавников и чешуи. Полностью запрещаются все морепродукты (осьминоги, креветки, черви и т.д.), т.к. на них нет ни того, ни другого. Некошерны также насекомые и змеи
Источник:
Все продукты, запрещенные к употреблению называются трефными
Источник:
Трефными (не дозволенными) животными и продуктами являются — кровь; — животные, которые умерли естественной смертью; — животные, которые были растерзаны дикими зверями; — животные, которые не обладают одновременно двумя признаками, а это свиньи, кролики, верблюды, лошади, медведи, собаки; — рыба и морепродукты, у которых нет плавников и чешуи, являются запретными для употребления в пищу — дельфины, киты, акула, зубатка, скаты, угри, миноги, моллюски, омары, кальмары, креветки, улитки, устрицы, ракообразные; — хищные птицы (сова, орел, пеликан др.).
Символы Кошерности (экшеры), которые помогут вам найти нужные продукты:
Здесь вы найдете список продуктов на 2020 год
Источник:
Здесь есть — Продукты, которые можно покупать без символов Кошерности, при условии, что они 100% натуральные и не содержат никаких добавок — Продукты, изготовленные под наблюдением раввина Сладкое, закуски, напитки изготовленные под наблюдением раввина
Халяль, халал (араб. حلال — разрешённый) — «всё то, что разрешено и допустимо в исламе» (противоположно хараму).
Источник:
При производстве продуктов «Халяль» руководствуются: — священной книгой мусульман — Кораном; — высказываниями и действиями пророка Мухаммада — Сунной; — нормами Шариата; — постановлениями и рекомендациями Совета исламской академии правоведения (фикх);
Маркировка «Халяль» означает, что продукция не содержит компонентов, запрещенных для употребления в пищу мусульманам (свинину, кровь и т. д.), и является чистым продуктом «Духовного происхождения».
Источник:
Если анализировать пищу по продуктовым категориям, то к халяльным продуктам относится морская и речная рыба, морепродукты, молочные продукты и молоко.
Источник:
Но при этом, если, например, в йогурте используется желатин, то это харамный (запрещенный продукт), т.к. желатин изготовляется из костей животных
При выборе конфет необходимо быть уверенным, что в составе конфет точно нет алкоголя. Если спирт, применяемый при изготовлении, выветривается в процессе производства, то такое употреблять разрешено
Источник:
К халяльным продуктам относятся также ягоды и фрукты, напитки, в которых нет алкоголя, и даже квас и безалкогольное пиво. Маргарин относится к халяльным продуктам, если произведен на основе растительных жиров. К ним относят также мороженое, цветная капуста, соя и фасоль, орехи и злаки, а также сыры.
Источник:
Запрещено использовать при производстве продуктов питания стандарта «Халяль»: — свинину; — кровь; — мертвечину: животные, умершие своей естественной смертью или умершие в результате воздействия электрического тока, удара молнии, удушения, отравления, удара, падения и др.; — мясо хищных животных (волк, лев) и птиц (ястреб, сокол); — мясо ослов, собак, мулов; — железы внутренней секреции, желчный и мочевой пузырь, гениталии животных; — мясо животных, забитых не в соответствии с исламской традицией; — продукты «Халяль», которые соприкасались с запрещенными продуктами, до тех пор, пока их не промоют или не удалят место соприкосновения; — вспомогательное сырье и материмы (добавки, наполнители, специи, желатиновые загустители и др.), полученные из мяса или компонентов запрещенных животных.
И кошерный и халяльный забой животных очень похож
Источник:
Животные не должны быть больны, они не должны страдать, забой осуществляется только перерезанием горла (никакого оглушения, электричества и т.п.) длинным о очень острым ножом; запрещено проводить манипуляции по подготовке мяса (сдирание шкуры, выщипывание перьев и т.п.) до тех пор пока не стечет вся кровь Одним из условий убоя животного является произнесение мусульманином фразы: «Бисмиллях, Аллаху акбар» при перезании основных шейных артерий животного. Использовать магнитофонные и иные записи запрещено. При кошерном методе убоя животного шохет произносит бенедикцию — молитвенную формулу.
Помните — кошерные всегда халяльные, но не все халяльные будут кошерными
Источник:
«В Коране написано, что «пищу людей Писания», то есть иудеев, мы признаём и употребляем в пищу. Наши принципы похожи на принципы кашрута, и продукт, признанный кошерным, также является халяльным, но это работает только в одну сторону, так как халяль не всегда является кошерным. В нашем случае правила менее строгие. По стандарту «халяль» мы допускаем электроо