Можно ли мусульманам есть из серебряной посуды
Содержание статьи
Ислам запретил пользоваться золотой и серебряной утварью
Я начинаю Именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!
Согласно шафиитскому мазхабу, как для мужчин, так и для женщин запрещено использование золотой и серебряной посуды: тарелок, ложек, вилок, ножей и т. д., какими бы маленькими они ни были. Исключение — только в случае использования их при вынужденной ситуации, например из-за отсутствия обычной дозволенной посуды. Смысл запрета в том, чтобы оградить дом от чрезмерной роскоши. Причиной такого запрета является расточительство, тщеславие и оскорбление чувств малоимущих.
Хузайфа ибн Яман сообщает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
لَا تَشْرَبُوا فِي آنِيَةِ الذَّهَبِ والْفِضَّةِ، وَلَا تَأْكُلُوا فِي صِحَافِهَا، فَإِنَّهَا لَهُمْ فِي الدُّنْيَا، وَلَكُمْ فِي الْآخِرَةِ
«Не пейте и не кушайте из серебряной и золотой посуды — это для них (неверующих) в мирском мире и для вас в ахирате» («Булюгу аль-Марам», № 16). Имам ан-Навави (да будет доволен им Аллах) сказал: «Использовать золотую или серебряную посуду согласно достоверному известному мазхабу является запретным» («аль-Маджмуъ», № 1/248).
В другом хадисе сказано:
الذي يشرب في آنية الذهب والفضه انما يجرجر في بطنه نار جهنم
«В животе у того, кто пьёт из серебряного сосуда, клокочет адское пламя» («Шарху аль-Кабирли ибн Кудама», № 1/57). Это означает, что всякий, кто пьёт воду из серебряного или золотого сосуда, заслуживает мучительного наказания.
Запрещено даже просто держать в доме такую посуду, потому что она может быть использована. Ислам также запрещает изготавливать золотую и серебряную посуду, куплю-продажу такой посуды и обмен её на что-либо — всё это тоже является запретным.
Примечание: Если маленький кусок серебра из-за необходимости прикрепить к посуде для починки (то есть залатать маленьким куском серебра), это является дозволенным. Малым куском серебра залатать посуду для красоты является нежелательным. Ставить большую латку на посуде из-за нужды является нежелательным. А если большая латка ставится для красоты, то это является запретным.
Передают, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда у Пророка (мир ему и благословение) сломалась чаша, он заделал место трещины серебряной проволокой» (Бухари). Латать посуду золотом, какого бы размера ни была латка, является запретным действием.
Дозволено использовать посуду, покрытую золотом или серебром, в том случае, если при нагревании этой посуды огнём с неё не будет стекать то, чем её покрыли, то есть золото или серебро. Такой посудой пользоваться можно, но сам процесс покрытия посуды золотом или серебром является запрещённым — и тому, кто это сделал, будет за это вменён грех.
Шариат допускает изготовление посуды из смешанных металлов — с золотом и серебром — при условии, что недрагоценный металл составит большую часть и такие изделия нельзя будет назвать золотыми или серебряными.
Если пища находится в золотой или серебряной посуде, она не считается нечистой и её можно употреблять, но лишь переложив в обычную, дозволенную посуду (Мукадимату аль-Хазрамияти).
Источник
Можно ли есть из позолоченной или посеребренной посуды?
Ответил:
ФАЙЗАЛ РИЗА
Студент Даруль Ифта, Мельбурн (Австралия)
Проверил:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Источник:
ASKIMAM.ORG
Recent Fatwas by Mufti Ebrahim Desai
Перевод:
AZAN.RU
Исламский информационно-образовательный портал
Вопрос: Я слышал, что мусульмане не должны пользоваться посудой из золота и серебра. А можно ли пользоваться посудой, на которую сверху нанесен слой золота или серебра для украшения? И что насчет посуды из нержавеющей стали?
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Посуду, изготовленную из различных материалов, можно разделить на четыре категории:
1. Посуда, сделанная целиком из золота и серебра.
2. Посуда, изготовленная из других материалов, кроме золота и серебра.
3. Посуда, изготовленная из других материалов, но украшенная кусочками золота и серебра.
4. Посуда, изготовленная из других материалов, на которую нанесено покрытие из золота и серебра так, что это покрытие нельзя отделить от посуды.
Каковы будут шариатские решения о такой посуде:
- Если посуда изготовлена целиком из золота и серебра, ей нельзя пользоваться.
- Использование посуды из других материалов, помимо золото и серебро, дозволяется. Нержавеющая сталь подпадает под эту категорию, следовательно, будет дозволенным использовать посуду из нержавеющей стали.
Обратите внимание, что некоторые факихи считали нежелательным пользоваться посудой, изготовленной из меди и медных сплавов (например, латуни и бронзы), из-за их возможного вредного воздействия на здоровье. Другие факихи считали дозволенным использование посуды, сделанной из меди и медных сплавов. Следовательно, вопрос дозволенности или недопустимости использования посуды из меди и медных сплавов будет зависеть от того, насколько она будет вредной для здоровья, так как не исключено, что есть определенные виды пищи, которые приобретают вредные свойства из-за контакта с медью, в то время как с другими продуктами этого не происходит. Однако, если посуда из меди или медного сплава покрыта слоем другого металла/материала, который не вреден для здоровья и который выступает в качестве барьера между медью и продуктами, то пользоваться такой посудой будет допустимо без какого-либо карахата (нежелательности).
في الشامية: ( قوله ويكره الأكل في نحاس أو صفر ) عزاه في الدر المنتقى إلى المفيد والشرعة ؛ والصفر -مثل قفل وكسر الصاد — لغة النحاس ، وقيل أجوده ، مصباح. وفي شرح الشرعة: هو شيء مركب من المعدنيات كالنحاس والأسرب وغير ذلك ا هـ. ثم قيد النحاس بالغير المطلي بالرصاص ، وهكذا قال بعض من كتب على هذا الكتاب : أي قبل طليه بالقصدير والشب لأنه يدخل الصدأ في الطعام فيورث ضررا عظيما وأما بعده فلا ا هـ. أقول : والذي رأيته في الاختيار: واتخاذها من الخزف أفضل إذ لا سرف فيه ولا مخيلة ، وفي الحديث » { من اتخذ أواني بيته خزفا زارته الملائكة } » ويجوز اتخاذها من نحاس أو رصاص ا هـ. وفي الجوهرة : وأما الآنية من غير الفضة والذهب فلا بأس بالأكل والشرب فيها والانتفاع بها كالحديد والصفر والنحاس والرصاص والخشب والطين ا هـ. فتنبه
( رد المحتار: 9/566، كتاب الحظر والإباحة، دار المعرفة )
3. Что касается посуды, украшенной кусочками золота и серебра, ей можно пользоваться для еды и питья с условием, что части тела, которыми человек пользуется во время еды, не будут касаться золота и серебра. К примеру, пить из чашки, украшенной вставками из золота и серебра можно, если человек не будет касаться их ртом. Тарелкой, подносом или кувшином, украшенными кусочками золота и серебра, пользоваться можно, если человек не будет касаться золота и серебра руками. Если эти условия не выполняются, то такой посудой пользоваться нельзя.
4. Если посуда сделана из других материалов, но покрыта золотом или серебром таким образом, что его нельзя отделить от основного материала посуды (к примеру, золотое и серебряное напыление), то такой посудой пользоваться можно, даже если рот или руки будут касаться золотого и серебряного покрытия.
( رد المحتار: 9/564-569، كتاب الحظر والإباحة، دار المعرفة )
( الفتاوى البزازية: 2/486-487، كتاب الكراهية، السابع في اللبس، دار الكتب العلمية )
( فتاوى قاضيخان: 3/315-316، كتاب الحظر والإباحة، باب ما يكره من الثياب والحلي والزينة وما لا يكره، دار الكتب العلمية )
( الإختيار في تعليل المختار: 2/391-392، كتاب الكراهية، فصل في حكم الحرير والحلي، دار قباء )
( الهداية: 7/180-183، كتاب الكراهية، فصل في الأكل والشرب، مكتبة البشرى )
( فتاوى محموديه: 19/355-356، كتاب الحظر والإباحة، باب استعمال الذهب والفضة، ديوبند )
Вопросы, связанные с талаком
Талак, или развод, является очень деликатным вопросом. В Исламе он описан как самое отвратительное из всех дозволенных вещей. Посланник А…
Раби’уль Авваль и сира
Кодекс нашего имана — это «لا إله إلا الله محمد الرسول الله». То есть, верить в Единственность Всевышнего Аллаха и в Пророчество Посланни…
Ответил:
ФАЙЗАЛ РИЗА
Студент Даруль Ифта, Мельбурн (Австралия)
Проверил:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Источник:
ASKIMAM.ORG
Recent Fatwas by Mufti Ebrahim Desai
Перевод:
AZAN.RU
Исламский информационно-образовательный портал
Источник
Использование золотой и серебряной посуды
Использование золотой и серебряной посуды запретно в Исламе. В достоверном хадисе передаётся, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لا تلبسوا الْحَرِير وَلَا الديباج وَلَا تشْربُوا فِي آنِية الذَّهَب وَالْفِضَّة فَإِنَّهَا لَهُم فِي الدُّنْيَا وَلكم فِي الْآخِرَة
«Не носите одежду из дибаджа[1] и шёлка. Не пейте из золотых и серебряных сосудов и не ешьте с золотой и серебряной посуды, потому что всё это предназначено для них (неверующих) в мире этом, а для нас — в мире вечном». (аль-Бухари, 5633; Муслим, 2067)
В сборнике «Сахих Муслим» (2070) приводится следующее высказывание Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
الَّذِي يشرب فِي آنِية الذَّهَب وَالْفِضَّة إِنَّمَا يجرجر فِي بَطْنه نَار جَهَنَّم
«У того, кто выпьет или поест из золотой или серебряной посуды, в животе будет шуметь пламя Ада».
В другой версии этого хадиса сказано:
من شرب فِي إِنَاء من ذهب أَو فضَّة فَإِنَّمَا يجرجر فِي بَطْنه نَارا من جَهَنَّم
«Кто в этом мире пьёт из серебряной посуды, тот не сможет пить из неё на том свете».
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал :
قال أصحابنا انعقد الإجماع على تحريم الأكل والشرب وسائر الأستعمال في إناء ذهب أو فضة إلا ما حكي عن داود وقول الشافعي قديم للشافعي إنه يكره والمحققون لا يعتدون بخلاف داود وكلام الشافعي مؤول كما قاله صاحب التقريب مع أن الشافعي رجع عن هذا القديم
«Ученые шафиитского мазхаба единогласны в том, что запрещено есть, пить и как-либо иначе использовать золотую и серебряную посуду, кроме мнения, которое передаётся от Дауда аз-Захири, и старого (кадим) мнения имама аш-Шафии. Учёные не обращают внимания на расхождение (хиляф) с Даудом аз-Захири, а что касается старого (кадим) мнения имама аш-Шафии , то для этих слов делается та’виль, как сказал об этом автор книги «Ат-Такриб»[2], так как имам аш-Шафии отошёл от старого мазхаба». [Имам ан-Навави «Шарх ‘аля Сахих Муслим» 6/287-288]
Отсюда следует, что учёные единогласны в том, что запрещено есть и пить, очищаться и курить из золотых и серебряных сосудов, а также использовать серебряные или золотые ложки. Запрещены все виды их использования; также сюда можно отнести сосуды для хранения сурьмы, карандаши (для подкрашивания бровей), сосуды для благовоний, и не имеет значения, мал сосуд или велик. В отношении запретности мужчина и женщина равны, но есть различие: женщинам можно краситься для мужа или господина.
Запрещено использовать розовую воду и масла в золотых и серебряных флаконах, запрещено украшать магазины, дома, маджлисы золотой и серебряной посудой. И это является достоверным мнением, но некоторые учёные шафииты дозволили украшать вышеупомянутое, однако это ошибка, потому что если вещь в основе своей запретна, то и смотреть на неё запрещено.
Передаются следующие слова имама аш-Шафии и других учёных:
لو توضأ أو اغتسل من إناء ذهب أو فضة عصى
«Если человек совершил малое (вуду) или большое омовение (гусль) из золотой и серебряной посуды, то тем самым он ослушался Аллаха».
Запрещено хранить эту посуду не для использования, согласно достоверному мнению, так как то, «что запрещено использовать, запрещено хранить», например, музыкальные инструменты. Да убережёт нас Аллах от использования того, что является причиной, которая приводит в Ад.
Ювелиру запрещено создавать (эту посуду), и не положена ему за неё плата, потому что его поступок является грехом, если же человек сломает эту посуду, то за это не налагается штраф, и никому не дозволяется требовать с него штраф, даже если люди обратятся к притеснителю из правителей нашего времени (то есть времени имама Такиюддина аль-Хисни), потому что они (правители) являются невеждами, так как сами используют эту посуду, пьют спиртное и хранят музыкальные инструменты.
В хадисе, передаваемом со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
يمسخ نَاس من أمتِي فِي آخر الزَّمَان قردة وَخَنَازِير قَالُوا يَا رَسُول الله أَلَيْسَ يشْهدُونَ أَن لَا إِلَه إِلَّا الله وَأَنَّك رَسُول الله قَالُوا بلَى وَلَكنهُمْ اتَّخذُوا المعازف والقينات فَبَاتُوا على لهوهم ولعبهم فَأَصْبحُوا وَقد مسخوا قردة وَخَنَازِير
«Всевышний Аллах изменит облик людей из моей уммы в Судный день на обезьяний и свиной». Сподвижники спросили его: «О Посланник Аллаха, разве они не свидетельствуют, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты Посланник Аллаха?» Он ответил: «Да, однако они слушают музыкальные инструменты и певиц, проводят ночь, забавляясь и развлекаясь, а утром проснутся, превращённые в обезьян и свиней». (Приводит хафиз ас-Суюти в «Ад-Дурр уль-Мансур», 2/324)
В хадисе, передаваемом со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), сообщается о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
من جلس إِلَى قينة يستمع مِنْهَا صب فِي أُذُنَيْهِ الآنك
«Тому, кто сядет слушать музыку, в уши будет заливаться расплавленный свинец». (Приводит Хафиз ас-Суюти в «Аль-Джами`у ас-Сагыр», 8428)
Если в посуду инкрустированы драгоценные камни (рубины, бирюза и им подобные), запретна ли она для использования?
Среди учёных существуют разногласия на этот счёт: некоторые сказали, что такую посуду запрещено использовать, чтобы не подпитывать тщеславие и расточительство и по той причине, что драгоценные камни переламывают сердца малоимущих. Однако, согласно достоверному мнению, такую посуду не запрещено использовать.
Учёные единогласны в том, что не запрещается та драгоценная посуда, которая нужна в работе. Не является нежелательным надевать одежду из ценных тканей, таких, как лён или шерсть.
Позолоченная и посеребрённая посуда
Если хранить посуду из меди или ей подобную (латунь, бронза), затем покрыть её золотом или серебром, и при нагревании этой посуды ни золото, ни серебро не стекает, то, согласно достоверному мнению, запрещается использовать такую посуду.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:
ولو موه السيف وغيره من آلات الحرب أو غيرها بذهب تمويها لا يحصل منه بالعرض على النار شيء فطريقان أصحهما وبه قطع العراقيون التحريم للحديث ويدخل فيه الخاتم والدواة والمرملة وغيرها فليتجنب ذلك والله أعلم
«Если покрыть меч либо другое оружие золотом таким образом, что при нагревании огнём с него ничего не стекает , то относительно этого вопроса есть два мнения. Наиболее верное — и это мнение иракских учёных шафи’итов — безусловный запрет, согласно хадису. Также сюда относятся перстень, перо, ёмкость для песка. Необходимо остерегаться этого. А Аллах знает лучше». («Маджму’» 4/326)
Покрывать потолок и стены дома золотом или серебром однозначно запрещается. Если куплен дом, и при нагревании огнём что-то стекает, то запрещается оставлять его в таком виде, если же не стекает, то не запрещается. Этого мнения придерживался Ибн ур-Риф’а.
А Аллах знает лучше.
(Такиюддин аль-Хисни, «Кифаят уль-Ахьяр», стр. 37-39).
[1] Дибадж — дорогая материя на шёлковой основе, которую надевают и используют в качестве украшения.
[2] Автором книги «Ат-Такриб» является выдающийся учёный, шафиит, имам Касим ибн Мухаммад аль-Каффаль аш-Шаши (ум. в 471 г. х.).
Источник
Можно ли есть из позолоченной или посеребренной посуды?
Вопрос:
Я слышал, что мусульмане не должны пользоваться посудой из золота и серебра. А можно ли пользоваться посудой, на которую сверху нанесен слой золота или серебра для украшения? И что насчет посуды из нержавеющей стали?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Посуду, изготовленную из различных материалов, можно разделить на четыре категории:
1.Посуда, сделанная целиком из золота и серебра.
2.Посуда, изготовленная из других материалов, кроме золота и серебра.
3.Посуда, изготовленная из других материалов, но украшенная кусочками золота и серебра.
4.Посуда, изготовленная из других материалов, на которую нанесено покрытие из золота и серебра так, что это покрытие нельзя отделить от посуды.
Каковы будут шариатские решения о такой посуде:
1.Если посуда изготовлена целиком из золота и серебра, ей нельзя пользоваться.
2. Использование посуды из других материалов, помимо золото и серебро, дозволяется. Нержавеющая сталь подпадает под эту категорию, следовательно, будет дозволенным использовать посуду из нержавеющей стали.
Обратите внимание, что некоторые факихи считали нежелательным пользоваться посудой, изготовленной из меди и медных сплавов (например, латуни и бронзы), из-за их возможного вредного воздействия на здоровье. Другие факихи считали дозволенным использование посуды, сделанной из меди и медных сплавов. Следовательно, вопрос дозволенности или недопустимости использования посуды из меди и медных сплавов будет зависеть от того, насколько она будет вредной для здоровья, так как не исключено, что есть определенные виды пищи, которые приобретают вредные свойства из-за контакта с медью, в то время как с другими продуктами этого не происходит. Однако, если посуда из меди или медного сплава покрыта слоем другого металла/материала, который не вреден для здоровья и который выступает в качестве барьера между медью и продуктами, то пользоваться такой посудой будет допустимо без какого-либо карахата (нежелательности).
في الشامية: ( قوله ويكره الأكل في نحاس أو صفر ) عزاه في الدر المنتقى إلى المفيد والشرعة ؛ والصفر -مثل قفل وكسر الصاد — لغة النحاس ، وقيل أجوده ، مصباح. وفي شرح الشرعة: هو شيء مركب من المعدنيات كالنحاس والأسرب وغير ذلك ا هـ. ثم قيد النحاس بالغير المطلي بالرصاص ، وهكذا قال بعض من كتب على هذا الكتاب : أي قبل طليه بالقصدير والشب لأنه يدخل الصدأ في الطعام فيورث ضررا عظيما وأما بعده فلا ا هـ. أقول : والذي رأيته في الاختيار: واتخاذها من الخزف أفضل إذ لا سرف فيه ولا مخيلة ، وفي الحديث » { من اتخذ أواني بيته خزفا زارته الملائكة } » ويجوز اتخاذها من نحاس أو رصاص ا هـ. وفي الجوهرة : وأما الآنية من غير الفضة والذهب فلا بأس بالأكل والشرب فيها والانتفاع بها كالحديد والصفر والنحاس والرصاص والخشب والطين ا هـ. فتنبه
( رد المحتار: 9/566، كتاب الحظر والإباحة، دار المعرفة )
3. Что касается посуды, украшенной кусочками золота и серебра, ей можно пользоваться для еды и питья с условием, что части тела, которыми человек пользуется во время еды, не будут касаться золота и серебра. К примеру, пить из чашки, украшенной вставками из золота и серебра можно, если человек не будет касаться их ртом. Тарелкой, подносом или кувшином, украшенными кусочками золота и серебра, пользоваться можно, если человек не будет касаться золота и серебра руками. Если эти условия не выполняются, то такой посудой пользоваться нельзя.
4. Если посуда сделана из других материалов, но покрыта золотом или серебром таким образом, что его нельзя отделить от основного материала посуды (к примеру, золотое и серебряное напыление), то такой посудой пользоваться можно, даже если рот или руки будут касаться золотого и серебряного покрытия.
( رد المحتار: 9/564-569، كتاب الحظر والإباحة، دار المعرفة )
( الفتاوى البزازية: 2/486-487، كتاب الكراهية، السابع في اللبس، دار الكتب العلمية )
( فتاوى قاضيخان: 3/315-316، كتاب الحظر والإباحة، باب ما يكره من الثياب والحلي والزينة وما لا يكره، دار الكتب العلمية )
( الإختيار في تعليل المختار: 2/391-392، كتاب الكراهية، فصل في حكم الحرير والحلي، دار قباء )
( الهداية: 7/180-183، كتاب الكراهية، فصل في الأكل والشرب، مكتبة البشرى )
( فتاوى محموديه: 19/355-356، كتاب الحظر والإباحة، باب استعمال الذهب والفضة، ديوبند )
А Аллах знает лучше.
Файзаль Риза, студент Даруль Ифта, Мельбурн, Австралия
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи.
19544
Источник