Можно ли мусульманам есть хлеб
Содержание статьи
Еда, которую почтил сам Всевышний Аллах
Кто почтит хлеб, того почтит Аллах
Хлеб испокон веков считается у большинства народов Земли основой питания. Без многих продуктов мы можем обойтись, но без хлеба мы не представляем себе обеда или ужина. Врачи говорят, что признаком особенно тяжелого состояния больного человека является потеря им вкуса к хлебу – и, наоборот, появление интереса к хлебу считается признаком выздоровления.
По преданию, Иисус (мир ему) научил своих учеников ежедневной молитве ко Всевышнему, где отдельно содержалась просьба о даровании ежедневной пищи: «Хлеб наш насущный дай нам на каждый день». Это выражение – «хлеб насущный» стало во многих языках синонимом самой необходимой для человека пищи.
Огромное количество пословиц и поговорок сложено именно про хлеб: «Хлеб – всему голова», «Без хлеба нет и обеда», «Хлеб бросать — труд не уважать». Сложно встретить человека, который не испытывал бы уважения к хлебу. В народе говорится, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 разных профессий.
Хлеб был не просто едой, он играл большую роль в традиционном образе жизни. У многих народов существовали клятвы над хлебом, человек, вместе с которым вы поели хлеб от одного куска, становился особенно близким другом.
Происхождение хлеба
Что же говорят ученые-историки о происхождении хлеба? Почему он настолько ценится у самых разных народов?
Считается, что прадедушкой хлеба была сырая кашица из перетертых желудей или орехов – в ту эпоху, когда люди еще не умели выращивать зерно, а питались тем, что собирали в дикой природе. Затем – это было примерно 15 тысяч лет назад в Средней Азии, люди начали использовать в пищу злаки – примерно в то же время они научились выращивать их самостоятельно.
Однажды, в процессе приготовления такой кашицы из измельченных зерен кто-то случайно пролил ее на разогретые камни очага, где она испеклась и превратилась во вкусную лепешку. Так люди догадались, что из измельченного и смешанного с водой зерна можно печь пресный хлеб в виде лепешки.
Дрожжевой хлеб – по утверждениям археологов и историков, появился в Древнем Египте, где это также вышло случайно. Тесто для хлеба оставили без присмотра, оно скисло, но, когда его испекли, оказалось, что хлеб получился даже пышнее и вкуснее, чем лепешка из пресного теста.
К хлебу в древнем мире относились с большим почтением – считалось, что пища без хлеба неполноценная. К людям, занимающимся выпеканием хлеба, также относились с уважением. К примеру, в Древней Греции им было дозволено занимать самые высокие государственные посты. А по древним германским законам за убийство пекаря наказывали строже, чем за убийство человека другой профессии.
О почтительном отношении к хлебу в исламе
Как велит относиться к хлебу мусульманская религия, что говорил о хлебе сам Пророк (мир ему)?
Как мы знаем, первые мусульмане жили очень скромно, часто на их столе не было даже самой простой пищи. Поэтому они также относились к хлебу с большим уважением – как к любому дару Всевышнего, за который следует быть благодарным. В хадисах говорится об уважительном отношении к хлебу:
«Относитесь к хлебу почтительно, ведь Аллах его почтил. Кто почтит хлеб, того почтит Аллах» (Табарани).
В другой версии этого хадиса есть добавление:
«Ведь Аллах ниспослал в него (в хлеб) благодать (баракят) с неба и отдал ему (часть) благодати земли» (Баззар, ат-Табарани).
Следуем сунне: простой поступок, который поможет вам заслужить почтение Всевышнего
Передается, что Пророк (мир ему) всегда ел хлеб из ячменной муки с отрубями, поскольку в его время у арабов еще не было сита для отделения муки от отрубей.
От Абу Хазма передают: «Я спросил у Сахля ибн Са’да: «Ел ли Посланник Аллаха хлеб из очищенной муки?» Он ответил: «С того времени, как он был получил пророчество до самой своей смерти он не видел очищенной муки».
Я спросил: «А были ли у вас сита?». Он ответил: «С того времени, как он был послан пророком, до самой своей смерти он не видел сита». Я спросил: «Как же вы ели непросеянный ячмень?» Он поведал: «Мы его мололи, потом дули на него, собирали то, что разлеталось, смешивали с водой и замешивали тесто» (Бухари).
Сообщается, что однажды (какие-то) люди, перед которыми лежала жареная баранина, пригласили поесть с ними проходившего мимо Абу Хурайру (да будет доволен им Аллах), однако он отказался от еды, сказав: «Посланник Аллаха покинул мир этот, так и не наевшись досыта (даже) ячменного хлеба».
Потребности первых мусульман были очень умеренными, — если мы считаем хлеб просто закуской или добавлением к какой-то основной еде, то для людей того времени хлеб сам по себе был полноценной едой – поскольку ничего другого у них могло просто не быть.
«Относитесь к хлебу с почтением. Почтительное отношение к хлебу заключается в том, чтобы не ожидать вдобавок к нему другую еду» (Мустадрак аль-Хакима).
От Юсуфа ибн Абдуллах ибн Саляма передают: «Я видел, как Посланник Аллаха взял кусок хлеба, положил на него финики и сказал: «Это приправа к нему»» (Абу Давуд)
И уж, конечно, для самого Пророка (мир ему) и его сподвижников было немыслимо выбросить хлеб, если он стал несвежим, бросить хлеб на пол, оставить недоеденным кусок хлеба – как, к сожалению, многие люди поступают в наши дни.
Аиша (да будет доволен ей Аллах) рассказала: «Вошел ко мне Пророк (мир ему) и увидел брошенный кусок (хлеба). Он поднял его, вытер, затем съел и сказал: «Аиша, относись почтительно к благам, дарованным Аллахом. Если они покидали народ, то никогда не возвращались к нему обратно» (Ибн Маджа).
Мы привыкли к изобилию и разнообразию пищи на нашем столе, поэтому перестали ценить такую простую вещь как обычный кусок хлеба. Но надо помнить, что где-то на Земле люди до сих пор считают даже черствый хлеб большим лакомством, поскольку ничего другого у них нет.
У многих мусульманских народов была традиция целовать упавший на пол хлеб, поскольку, как мы видим, Пророк (мир ему) строго предостерегал людей от пренебрежения к хлебу, говоря, что иначе у них не будет бараката (благословения) в доме.
Некоторые мусульмане до сих пор не забывают о необходимости уважительного отношения к хлебу. Во время футбольного матча, где принимал участие турецкий футболист Месут Озил, какой-то болельщик бросил на поле кусок хлеба. Футболист поднял его с газона, поцеловал и затем отложил в сторону (Месут Озил показал отношение истинного мусульманина к хлебу (Видео)).
Кто-то записал на видео этот эпизод, и миллионы болельщиков выразили восхищение этим поступком игрока – что он, несмотря на свое богатство, продолжает уважительно относиться к еде, показывая уважение к дарам Всевышнего. Если человек уважает хлеб и другую пищу, которую ему дарует Создатель, когда он живет в бедности, то ему непременно будет дарован достаток.
Анна Кобулова
Также по этой теме читайте:
Как готовится любимое блюдо Пророка Мухаммада (мир ему)?
11 продуктов, употребление которых — сунна для мусульманина
Меньше пищи — меньше греха?
Автор: Анна Кобулова
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
Почтительное и пренебрежительное отношение к хлебу. Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни
الحافظ ابن حجر العسقلاني: تعظيم الخبز وإهانته
Спросили имама, шейх уль-Ислама, хафиза Шихабуддина ибн Хаджара аль-Аскаляни аш-Шафии:
«Высказался ли кто-нибудь из мусульман о том, что разрешено пренебрежительно относиться к хлебу и тому, что упало из его мякиша? И что разрешено наступать на него ногами? Какова обязанность того, кто поступил таким образом? Разрешено ли бросать хлеб на землю?
Хадис, который передан о его возвеличивании: «Почитайте хлеб. Какой бы народ ни стал относиться к нему непочтительно, Аллах непременно испытывал их голодом». — Достоверен ли он?
И насчет того, что рассказывают: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вошел к нашей госпоже Аише и обнаружил кусок хлеба, брошенный на землю. Он взял его, поцеловал, положил себе на голову и сказал: «Аиша, почитай блага, дарованные Аллахом, ведь редко бывает так, чтобы они покинули народ, а затем вернулись к нему обратно». — Это хадис или нет?»
Он ответил: «Я не знаю ни одного из ученых, который бы разрешил относиться к хлебу с унижением, будь то бросание его под ноги, выбрасывание того, что от него открошилось, в мусорку и тому подобное. И ни один из ученых не высказался в пользу особого почитания хлеба, вроде целования и тому подобного. Более того, Ахмад (ибн Ханбаль), да будет доволен им Аллах, высказался, что целовать его нежелательно (макрух).
К отсутствию дозволения пренебрежительного отношения добавляется то обстоятельство, что человек, унизивший хлеб, должен попасть в общее поле запрета (нахью) губить имущество. Поэтому он должен воздержаться от того, чтобы бросать его под ноги, ведь другой посчитает его после этого грязным и не станет есть, даже если будет в нем нуждаться.
А что касается хадисов, которые переданы по этой теме, то из них хадис: «Относитесь к хлебу почтительно, ведь Аллах его почтил. Кто почтит хлеб, того почтит Аллах». Его передал ат-Табарани от Абу Сукейны, и его цепочка передатчиков (иснад) слабая. В другой версии (есть добавка): «Ведь Аллах ниспослал в него (часть) благодати (баракят) с неба и отдал ему (часть) благодати земли». Ее передали аль-Баззар, ат-Табарани и Ибн Нафи’ от Абдуллаха ибн Умм Харам, и его иснад очень слабый.
Из них также хадис Абу Хурейры: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил резать хлеб ножом». Его передал Ибн Хиббан в книге о слабых передатчиках, и его иснад слабый. Также его передал ат-Табарани от Умм Саляма, и его иснад тоже слабый.
И из них хадис: «Относитесь к хлебу с почтением. Почтительное отношение к хлебу заключается в том, чтобы не ожидать вдобавок к нему другую еду». Его передал аль-Хаким в «аль-Мустадрак» от Аиши.
А Ибн Маджа передал по другому пути, что Аиша сказала: «Вошел ко мне пророк, мир ему и благословение Аллаха, и увидел брошенный кусок (хлеба). Он поднял его, вытер, затем съел и сказал: «Аиша, относись почтительно к благам, дарованным Аллахом. Если они покидали народ, то никогда не возвращались к нему обратно». Его иснад слабый, и ни в одной его версии я не видел, чтобы он поцеловал хлеб. И все они передаются через аль-Уалида ибн Мухаммада аль-Мукыри, а он очень слабый передатчик.
В общем, учитывая то, что переданы эти хадисы, не следует пренебрежительно относиться к хлебу, проявляя осторожность. Как не следует и возвеличивать его. А класть его на голову и целовать не узаконено.
И пречистый Аллах лучше знает, каков правильный ответ.
См. «Масаиль аджаба ‘анха аль-хафиз Ибн Хаджар», с. 19-23.
سئل الإمام شيخ الإسلام الحافظ شهاب الدين بن حجرالعسقلاني الشافعي: «هل قال أحد من المسلمين بجواز إهانة الخبز، وما سقط منه من اللباب؟ وبجواز وطئه بالأقدام؟ وما يجب على فاعل ذلك؟ وهل يجوز إلقاؤه في الأرض؟ وما قيل في تعظيمه: «عَظِّمُوا الخُبْزَ، فَإِنَّهُ مَا أَهَانَهُ قَوْمٌ إِلاَّ ابْتَلاَهُمُ اللهُ بالجُوعِ»؟
وهل هذا الحديث صحيح؟ وهل ما قيل: «إنّ النبي صلى الله عليه وسلم تسليمًا دخل على سيّدتنا عائشة، فوجد كسرة ملقاة في الأرض، فأخذها، وقبّلها، ووضعها على رأسه، ثمّ قال: يَا عَائِشَةُ! أَجلِّي نِعَمَ اللهِ، فَإِنَّهَا قَلَّ مَا نَفَرَتْ عَنْ قَوْمٍ وعَادَتْ إِلَيْهِمْ»؟ وهل هذا حديث أم لا؟»
فأجاب بما نصّه: «لا أعلم أحدًا من العلماء قال بجواز إهانة الخبز، كإلقائه تحت الأرجل، وطرح ما تناثر منه في المزبلة مثلاً أو نحو ذلك، ولا نصّ أحد من العلماء على المبالغة في إكرامه، كتقبيله مثلاً، بل نصّ أحمد رضي الله عنه على كراهة تقبيله، ومع عدم القائل بجواز الإهانة فيضاف إلى من أهانه استلزام ارتكاب عموم النهي عن إضاعة المال، فيمنع من طرحه تحت الأرجل، لأنّ الغير قد يتقذّر بعد ذلك، فيمتنع من أكله، مع الاحتياج إليه.
وأمّا الأحاديث الواردة في ذلك فمنها حديث: «أَكْرِمُوا الخُبْزَ، فَإِنَّ اللهَ أَكْرَمَهُ، فَمَنْ أَكْرَمَ الخُبْزَ أَكْرَمَهُ اللهُ » أخرجه الطبراني من حديث
أبي سكينة، وسنده ضعيف، وفي لفظ: «فَإِنَّ اللهَ أَنْزَلَ لَهُ مِنْ بَركَاتِ السَّمَاءِ، وسخَّرَ لَهُ مِنْ بَرَكَاتِ الأَرْضِ» أخرجه البزار والطبراني وابن نافع من حديث عبد الله بن أمّ حرام، وسنده ضعيف جدًّا.
ومنها حديث أبي هريرة: «أَنَّ النَّييَّ صلى الله عليه وسلم تسليمًا نَهَى عَنْ قَطْعِ الخُبْزِ بالسكينِ» أخرجه ابن حبان في كتاب الضعفاء،
وسنده واه، وأخرجه الطبراني من حديث أمّ سلمة، وسنده ضعيف أيضًا.
ومنها حديث: «أكْرِمُوا الخُبْزَ، فَإِنَّ كَرَامَةَ الخُبْزِ أن لاَ يُنْظَرَ بِهِ الأُدُمُ» أخرجه الحاكم في المستدرك من حديث عائشة، وأخرج ابن ماجه
من وجه آخر عن عائشة قالت: «دخل النبي صلى الله عليه وسلم تسليمًا عليّ فرأى كسرة ملقاة فأخذها يمسحها، ثمّ أكلها وقال: يَا عَائِشَةُ! أَكْرِمي نِعَمَ اللهِ، فَإِنَّهَا مَا نَفَرَتْ عَنْ قَوْمٍ قَطّ فَعَادَتْ إِلَيْهِمْ» وسنده ضعيف، ولم أر في شيء من طرقه أنّه قبّلها، ومداره على الوليد بن محمّد المُوقري، وهو ضعيف جدًّا.
وبالجملة لا ينبغي مع ورود هذه الأحاديث إهانة الخبز احتياطًا، ولا تعظيمه. وأمّا بأن يجعل فوق الرأس أو يقبّل، فلا يشرع،
والله سبحانه أعلم بالصّواب».
انظر: «مَسَائل أجَابَ عَنها الحَافظُ ابن حَجر»، ص. 19-23.
Источник
Чем отличается халяльные хлеб и выпечка от обычных?
Еще не так давно слово «халяль» употреблялось в основном в отношении к мясу. Сегодня же встречаются и халяльные яйца, и халяльные молочные продукты, и халяльные специи, и даже хлеб и хлебобулочные изделия, о которых сейчас и пойдет речь.
Казалось бы, хлеб – известный всем продукт, употребляемый всеми слоями населения, неужели и он может содержать запретные вещества? Оказывается, может. Под «нехаляльными» ингредиентами подразумевается не только алкоголь, но и такие добавки и консерванты, которые, хотя и могут изменить в лучшую сторону вид, вкус, запах изделия и способствовать более долгому его хранению, тем не менее наносят вред организму. Конечно, если вы делаете хлеб и выпечку дома, то у вас не возникнет никаких сомнений относительно их халяльности, хотя и в этом случае следует обратить внимание на сырье, закупаемое для их изготовления. Однако чаще всего мы покупаем хлеб и выпечку промышленного производства, и здесь нам надо обратить внимание на следующие компоненты:
- Алкоголь. Пожалуй, алкоголь является самым очевидным нехаляльным ингредиентом. Он добавляется в выпечку с разными целями: например, ликер, ром, коньяк могут придать готовому изделию своеобразный вкус или запах; водка применяется для того, чтобы изменить текстуру изделия, вино или коньяк — для пропитки тортов; спиртосодержащие добавки также могут способствовать увеличению пористости теста. Любые хлебобулочные и кондитерские изделия, содержащие алкоголь, независимо от количества алкоголя в составе, запрещены к употреблению для мусульман.
- Моно и диглицериды жирных кислот. Эти кислоты могут быть как растительного, так и животного происхождения. В первом случае они разрешены к употреблению, во втором случае они являются халяльными, если получены от халяльного животного. По химическому составу они идентичны, и невозможно определить, использован ли животный жир или растительное масло. Только производитель или поставщик ингредиентов способен предоставить эту информацию.
- Эфир моноглицерида и диацетил-винной кислоты. Эта вещество относится к группе поверхностно-активных веществ (ПАВ). Использование ПАВ в тесте приводит к получению хлеба не только большего объема, но и с более мягким и рыхлым мякишем. Данные вещества также могут иметь растительное или животное происхождение, которое определяет их халяльность.
- Жиры. В хлебобулочном производстве широко используются жиры растительного, животного происхождения или кондитерский жир, в состав которого может входить и свиной жир. Если это растительный жир, то дозволенность такого продукта не ставится под сомнение. Однако если хлеб и выпечка содержит кондитерский (кулинарный) жир, то необходимо выяснить, что именно входит в его состав.
- L-цистеин. Это неосновная аминокислота, которую добавляют в тесто в качестве осушителя для ускорения процесса приготовления. Обычно это вещество не кладут в муку для домашней выпечки, однако в промышленности его используют в производстве хлеба, пиццы, булочек и пирожных. Частично L-цистеин синтезируют в лабораторных условиях, и в таком случае его использование считается разрешенным. Однако большая его часть добывается из значительно более дешевых источников – человеческих волос, птичьих перьев, коровьих рогов и побочных продуктов производства бензина. Присутствие такого рода ингредиентов делает выпечку запретной к употреблению.
- Ферменты. При производстве хлеба в составе теста необходимо присутствие нескольких ферментов. Ферменты, которые добывают из поджелудочной железы свиньи, запрещены к употреблению, но те, которые получают от халяльных животных, зарезанных в соответствии с исламскими нормами, являются халяльными.
Инженер в сфере пищевых технологий и халяль аудитор Ольга (Амина) Филоненко отмечает, что помимо вышеперечисленных составляющих необходимо также обратить внимание на дрожжи, точнее, на среду их выращивания, хотя обычно для дрожжей используется среда растительного происхождения, то есть халяльная.
Помимо ингредиентов, халяльность продукта обеспечивает и соблюдение определенных требований во время процесса производства. Например, выпечка изделия, не содержащего запретных ингредиентов, на смазанной салом поверхности сводит «халяльность» продукта на нет, так как одно из требований стандартов халяль заключается в запрете на смешивание и соприкосновение халяльных и запретных продуктов и компонентов. Поэтому и оборудование, и инструменты, использующиеся для производства халяльного хлеба и выпечки, должны быть чистыми и не контактировать с нехаляльными веществами.
Как удостовериться, что хлеб, который вы собираетесь купить, является халяльным? Вы можете проверить, есть ли на нем логотип «халяль». Такая маркировка означает, что продукт одобрен специальными органами сертификации «халяль» и не содержит запретных ингредиентов. С другой стороны, если на продукте отсутствует этот знак, это не говорит о том, что в нем обязательно содержится что-то запретное. Вы можете связаться с производителем для уточнения информации.
Продукты с маркировкой «халяль» рекомендованы к употреблению не только для мусульман, но и для всех, кто следит за своим здоровьем и выбирает продукты питания без вредных добавок. Кроме того, производство по стандартам «халяль» подразумевает отказ не только от компонентов, которые могут нанести вред человеческому организму, но и от тех, которые опасны для окружающей среды. Соответственно, выбирая халяльные продукты, потребители заботятся как о себе, так и об экологии.
Получить более подробную информацию о халяльном хлебе, выпечке и других изделиях, а также познакомиться с производителями этой продукции и продегустировать их изделия вы можете на международной выставке халяльной продукции Moscow Halal Expo.
Источник
Что нельзя есть мусульманам кроме свинины и почему
- Разрешенные продукты халяль, харам и макрух
- Когда мусульманину можно кушать запретную пищу?
- Исламская мораль в питании
- Запрещенные продукты питания в исламе
- Какое мясо едят мусульмане
- Традиция забоя животного
- Почему мусульмане не едят свинину?
- Мнения четырех мазхабов относительно дозволенности и запретности на употребление в пищу мяса определенных животных
- Ханафитский мазхаб
- Шафиитский мазхаб
- Маликитский мазхаб
- Ханбалитский мазхаб
Особенности культуры питания в исламе, а также обряды, связанные с пищей, пищевые предписания и догматы сформировались на протяжении жизни Пророка Мухаммада ﷺ и его сподвижников. Остальные столетия религиозные предписания относительно еды добавлялись с приходом в ислам новых народов основываясь на первоначальном источнике: Коране и сунне.
Разрешенные продукты халяль, харам и макрух
В центре пищевых предписаний мусульман находится понятие «дозволенности» продуктов питания: еда, которая не относится к перечню запрещенных Кораном и Сунной Пророка Мухаммада ﷺ продуктов питания, является дозволенной для мусульманина — «халяль» и может употребляться в пищу. К этой категории относится та пища, которая не запрещена в Священном Коране, не подпадает под категорию нежелательной с точки зрения мусульманских догматов, а также не является сомнительной пищей. Такие продукты, как яйца, выпечка, молочные продукты, а также пряности, мусульманин может есть в любое время, если это не период поста.
Продукты, которые запрещены к использованию в питании, подпадают под понятие «харам», что в переводе с арабского означает «запретное».
Макрух – это переходная зона между поступками запрещенными и дозволенными, как ее определяет исламская этика. Это понятие существует и в вопросах питания: те продукты питания, которые относятся к категории макрух, Кораном или Сунной не запрещены, поэтому, если мусульманин будет употреблять их в пищу, он не совершит грех и не нарушит пищевые мусульманские предписания, но добровольно эту пищу ему есть нежелательно, поскольку так он может вызвать гнев Аллаха.
Когда мусульманину можно кушать запретную пищу?
Перечислены случаи, когда мусульманину разрешается есть запретную пищу, и это не будет для него грехом: это возможно в обстоятельствах особой нужды, если мусульманину угрожает голод, смерть, жажда или болезнь, а также в тех случаях, если возможности кушать в пищу дозволенные продукты у мусульманина нет. Чтобы поддержать здоровье и жизнеспособность, верующий мусульманин может поесть немного еды, относящейся к разряду запретной или харам, но только пока у него не появится возможность есть дозволенные продукты.
Исламская мораль в питании
Если мусульманин или мусульманка стремится к правильному духовному развитию, то они должны понимать, что этот процесс основан на том, чтобы очистить свой разум и свое тело. Убийство животного ради чрезмерного пропитания не поощряется в исламе. Не только на физическое состояние человека оказывает благотворное влияние умеренное употребление мяса, но и на его психическое здоровье, воспитание этики и морали в его личности.
Мусульмане не едят много пищи, в Исламе принято кушать пищу для того, чтобы удовлетворить потребности организма, и не поощряется чрезмерное потребление еды, вызывающее ожирение или излишний вес. Наоборот, сокращение и ограничение в питании является нормой и исходит из сунны Пророка Мухаммада ﷺ, помимо обязательного месячного поста в месяц Рамадан мусульманам, по сунне Посланника Аллаха ﷺ, рекомендуется поститься 2 раза в неделю (по понедельникам и четвергам), а также 3 дня в середине лунного месяца. Существуют также дополнительные посты на протяжении года, такие как 6 дней поста в месяц Шавваль после Рамадана, 10 дней поста в месяц Зуль-Хиджа.
Запрещенные продукты питания в исламе
Что нельзя есть мусульманам? Ответ: перечень запрещенных продуктов питания в исламе включает в себя следующие продукты:
- свинина и никакие ее компоненты как отдельно, так и в виде пищевых добавок;
- мясо осла и мула;
- кровь птиц и животных — запрещено употреблять в пищу кровь животных, которая самопроизвольно вылилась, когда животному были перерезаны шейные артерии, но не является запретной та кровь, которая осталась в теле животного после того, как оно было убито с соблюдением всех мусульманских религиозных предписаний;
- мертвечина;
- мясо тех животных, которые умерли в результате нападения хищника, утопления, пожара или удара током;
- мясо, для получения которого животное было убито без соблюдения правил шариата;
- мясо жертвенного животного и то что осталось от ритуала жертвоприношения на языческих жертвенниках;
- мясо хищных птиц, таких, как коршун и сокол;
- мясо хищников: тигры, волки, львы;
- мясо собак и кошек;
- мясо жаб или змей, а также любых рептилий;
- к этому же списку относятся и спиртные напитки.
Какое мясо едят мусульмане
Поскольку стрежнем веры ислама является сострадание и милость, то в основе всех предписаний мусульманской религии лежит стремление к благому деянию по отношению ко всем верующим, и не всегда ограниченный способностями и возможностями разум мусульманина способен на то, чтобы осознать причину и конечную цель каждого исламского религиозного предписания.
По шариату, установлена разница между животными мертвыми и живыми, и мертвечина, то есть мясо мертвого животного, была объявлена исламским законом запретным, то есть харам. Мусульманину не дозволяется есть мертвечину, то есть мясо тех животных, которые умерли естественной смертью либо были убиты без соблюдения мусульманской традиции: животное, которое было убито без упоминания имени Бога, которое убили посредством удушения, либо его убило другое животное, либо его гибель произошла в результате несчастного случая.
В Священной Книге Коран сказано определенно, что свинья – животное, чье мясо употреблять в пищу мусульманину нельзя категорически, и никакие компоненты туши свиньи есть нельзя и использовать в мясомолочном производстве тоже запрещено.
Также ряд животных установлены шариатом как вредные для мусульманина, и шариат запрещает есть их мясо. Мусульмане не едят собак, свиней, кошек, ослов, жаб, змей и рептилий, а также хищников: тигров, волков, львов, хищных птиц типа орла, ястреба, сокола запрещено есть по исламу.
Данные запреты распространяются как на само мясо, так и на жир, а также на вспомогательное сырье и на материалы для изготовления продукции вроде натуральных колбасных оболочек или желатиновых загустителей.
Традиция забоя животного
Для того, чтобы мясо животного стало дозволенным для приема в пищу, необходимо, чтобы человек, который закалывает животное, произносил во время этого процесса слова «бисмиллях, Аллаху акбар», перерезая основные шейные артерии животного. Этот человек должен быть мусульманином, но совершать перерезание он должен за один раз, не допуская перерывов и промедлений, и разделывать тушу только после того, как вытекла основная часть крови.
Почему мусульмане не едят свинину?
Запрет на употребление мусульманам в пищу свинины — на эту тему часто возникают вопросы о том, почему появился такой запрет и чем он объясняется. Версий, объясняющих этот запрет, много, но основной из них следует считать тот факт, что Священная Книга Коран дает прямой запрет на употребление свинины в пищу. Указывается ряд причин для такого запрета, главной из которых является страх навлечь на себя Божий гнев, поскольку словами Всевышнего в Священной Книге Коран прямо сказано несколько раз: «…свинья скверна и нечиста…», «…запрет на мертвечину и мясо свиней…».
Также одной из причин является тот факт, что у свиньи структура организма такова, что очень напоминает человеческую – более похожи лишь структура тела обезьяны.
Одной из причин также является то, каким образом происходит питание свиньи: по мусульманским положениям, можно питаться мясом тех животных, которые жуют свой корм – свинья же свой корм не жует, а в пищу потребляет помои и нечистоты.
Но также в Священной Книге Коран приведены условия, при которых можно не соблюдать запрет на употребление свинины: если мусульманин находится в состоянии крайней нужды, то он может нарушать запрет есть свинину.
Также запрет на употребление в пищу свинины мусульманами имеет объяснение и с медицинской точки зрения. Тот факт, что организм свиньи схож по своей клеточной структуре, а также по составу крови с человеческими, означает, что заболевания свиней могут приживаться в человеческом организме, а это означает, что, употребляя в пищу свиное мясо, человек допускает риск заражения при недостаточной тепловой обработке. Также причиной такого запрета является нечистоплотность свиньи как животного, поэтому есть опасность содержания личинок паразитов в ее мясе. Свинина – жирное мясо, а употребление жирной пищи также влечет за собой множество заболеваний человека, сказывается негативным образом на почках и печени человека.
Мнения четырех мазхабов относительно дозволенности и запретности на употребление в пищу мяса определенных животных
У каждого мусульманского мазхаба или правовой школы сформулированы свои принципы питания, в основе которых лежат Священная Книга Коран и Сунна Пророка Мухаммада ﷺ, и в этих принципах отражено, какое именно мясо запрещается принимать в пищу по этому мазхабу, а какое – дозволяется. Мнения различных мусульманских правовых школ относительно дозволенности мяса некоторых животных различаются. Более наглядно будет представить отличия в положениях разных религиозно-правовых школ в сравнении.
Ханафитский мазхаб
Ханафитский мазхаб сформулировал свои принципы питания мусульман, которые были изложены в классических трудах в области ханафитского фикха — «Раддуль-Мухтар», «Бадаис-Санаи» и «Аль-Фатавауль-Хиндия».
По ханафитскому мазхабу, те животные, о которых сказано в Священной Книге Коран и Сунне как о запретных, являются харамом, и это обстоятельство сомнению не подлежит. Запретным по ханафитскому мазхабу считают мясо акулы, белки, волка, вороны, гиены, ежа, змеи, коршуна, крота, крокодила, лисы, а также медвежье, мясо лягушки, собаки, осла, хищной птицы орел и мясо рака. Мясо лошади относится к категории карахат танзих.
Карахат в исламской религии определяет то, ислам и шариат порицают. И если совершение того, что относится к категории «карахат тахрим», будут считать грехом и является запретным, то совершение того, что подпадает под категорию «карахат танзих», не является грехом, но если человек откажется от совершения этого, то заслужит вознаграждение Всевышнего Аллаха.
Шафиитский мазхаб
Ученые, представляющие шафиитский мазхаб, взяли за основу для формулирования положений относительно запретов и дозволенности в питании аят 159 суры «Араф» Священной Книги Коран, в котором сказано: «И разрешает вам Всевышний чистое (хорошее) и запрещает нечисть». По положениям этого мазхаба, к употреблению допускаются животные, которые обитают в море и без воды долгое время жить не могут, а также те животные, которые живут на суше, если они не запрещены Шариатом и не имеют клыков и когтей, которые они применяют на охоте.
Представители шафиитского мазхаба придерживаются несколько иной системы запретов и дозволенных к потреблению продуктов: мясо акулы является дозволенным, то есть халяль: также халяльными являются такие, запрещенные в ханафитском мазхабе, продукты: мясо гиены и ежа, а вот мясо жирафа, которое разрешено к употреблению ханафитами, шафииты как раз читают запретным. Также в шафиитском мазхабе запретным является мясо ласточки, что отличается от мнения ханафитов, но разрешено мясо лисы, которое в ханафитском мазхабе запрещено. Шафииты едят конину и считают ее дозволенной к употреблению, в отличии от ханафитов.
Маликитский мазхаб
Маликиты имеет отличающуюся систему запретов на мясные продукты: мясо белки и акулы разрешено, а мясо волка подпадает под категорию «макрух», то есть тех действий, которые шариат признает нежелательными для мусульманина. Но маликитский мазхаб считает дозволенным для мусульман есть мясо гиены и ежа, а также мясо жирафа, а мясо змеи есть можно, если речь идет об употреблении в пищу части туши за исключением головы и части хвоста.
Также по маликитскому мазхабу разрешено употреблять в пищу мясо крокодила, которое в других мазхабах считают запретным, а мясо ласточки есть запрещено, как и во всех мазхабах, кроме ханафитского. Еще одно отличие системы употребления мясных продуктов у маликитов – в том, что мясо лисы подпадает под категорию «мубах», то есть, действие, которое не запрещено, но и не предписывается, а также в том, что по маликитскому мазхабу запрещено употреблять в пищу конину и разрешено кушать мясо рака.
Ханбалитский мазхаб
Ханбалитский мазхаб предписывает следующие правила того, какое мясо разрешено употреблять в пищу мусульманину, а какое есть категорически запрещено. Относительно употребления в пищу мусульманина мяса змеи ханбалиты солидарны с маликитами, поскольку по положениям данной правовой школы мусульманину разрешено употреблять мясо змеи, кроме головы и определенной части хвоста.
Но относительно крокодилового мяса представители ханбалитского мазхаба солидарны с шафиитами и ханафитами: мясо крокодила по положениям этой правовой школы мусульманину есть не разрешено. Также категоричны ханбалиты в своей солидарности с ханафитами относительно употребления в пищу мяса лисы: это харам. А вот насчет употребления в пищу конины ханбалиты поддерживают шафиитов и считают, что мусульманину есть в пищу мясо лошади – это халяль. По ханбалитсткому мазхабу мясо рака есть можно.
Источник