Можно ли мусульманам есть хищную рыбу

Разрешено ли есть акулье мясо?

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!

Все четыре основных суннитских мазхаба едины во мнении, что употребление всех видов рыбы, без сомнения, является дозволенным ввиду явного упоминания об этом в Коране и хадисах.

Допустимость употребления любого вида рыбы без необходимости проведения мусульманского метода убоя проявляется в специальном разрешении данном нам Аллахом Всевышним, Всемудрым и Всезнающим. Рыба была исключена из основного правила недопустимости употребления в пищу мертвых животных [мертвечины], и ее можно употреблять даже, если сама она является хищницей.

Аллах Всевышний говорит:

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам…» (сура Аль-Маида, аят 96)

Этот аят, в соответствии с пониманием ханафитских муджтахидов, относится только к рыбе и не касается других животных.

К тому же, наш господин Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины — это рыба и саранча, а два вида крови — это печень и селезенка» (Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад, 2/97 и Сунан Ибн Маджа, №3314).

Наш господин Джабир ибн Абдуллах (да будет Аллах доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и даст ему мир) послал войска на морское побережье и назначил Абу Убайду ибн аль-Джарра (да будет Аллах доволен им) командиром, и их было 300 (мужчин). Мы вышли и преодолели некоторое расстояние пути, пока еда предназначенная для путешествия и припасы не начали подходить к концу. Так Абу Убайда приказал, чтобы вся пища войск была собрана вместе, и она была собрана. Наша провизия представляла собой финики, и Абу Убайда давал нам нашу ежедневную долю от них понемногу, пока доля не снизилась до такой степени, что мы не получили ничего, кроме как по одному финику каждый. Я (Джабир) спросил: «Как же вы выжили с одним фиником?» Он сказал: «Мы осознали ценность и этого, когда припасы вообще истощились». Джабир добавил: «Затем мы достигли (берега) моря, где нашли рыбу похожую на небольшую гору. Народ (т.е. войска) ел от него в течение 18 ночей (т.е. дней). Тогда Абу Убайда приказал, чтобы два ее ребра были закреплены на земле (в виде арки) так, что запряженная верблюдица проходила под ними. Так она проходила под ними не касаясь их» (Сахих аль-Бухари, №4102, Китаб аль-Магази).

В другой версии этого повествования, Наш господин Джабир (да будет доволен им Аллах) говорит: «Мы отправились в армии аль-Хабт и Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) был командующим войсками. Мы были поражены жестоким голодом, и море выбросило мертвую рыбу, подобного которой мы никогда не видели, и ее называли аль-Анбар. Мы ели от нее в течение половины месяца. Абу Убайда взял (и закрепил) одну из ее костей и наездник прошел под нею (не касаясь ее). Абу Убайда сказал (нам): «Ешьте (от этой рыбы)». Когда мы прибыли в Медину, мы сообщили Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о том, что случилось, и он сказал: «Ешь, ибо это пища которую Аллах вывел для вас, и накормите нас, если у вас осталось что-то из нее». Таким образом, некоторые из них дали ему (этой рыбы), и он поел». (Сахих аль-Бухари, №: 4104)

Вышеприведенное повествование ясно показывает, что рыба анбар, которую море выбросило для потребления сподвижников (да будет Аллах доволен ими всеми) была огромная и гигантская. Наш господин Джабир (да будет Аллах доволен им) сравнивал ее с небольшой горой и наш господин Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) сделал арку из ее ребер так, что верблюжий всадник прошел под нею, не касаясь своей головой ребер. В другом повествовании упоминается, что Абу Убайда (да будет Аллах доволен им) выбрал самого высокого человека из них, чтобы проехать на верблюде, для того чтобы показать масштабность рыбы. Таким образом, можно сказать (а Аллах знает лучше), что эта рыба могла быть одним из видов кита или акулы.

В заключение, все факихы четырех суннитских школ мусульманского права сошлись на том, что все виды рыб являются халялем для употребления в пищу. Это также включает в себя акул, поскольку они также считаются принадлежащими семейству рыб.

И Аллах знает лучше

Муфтий Мухаммад ибн Адам

Даруль-Ифта (Лестер, Великобритания)

Источник

Можно ли есть щуку мусульманам?

Go Green [520K]

6 лет назад

В Коране насчет рыбы дается четкое предписание — рыбу можно есть, а щука и есть не что иное, как рыба.

Привожу отрывок из объяснений по этому вопросу:

Можно ли мусульманам есть хищную рыбу

Подробнее объяснения о пище халяль и харам можно прочитать на русском языке на этом сайте..

Насчет щуки существует в татарских деревнях поверье, что щуку есть нельзя. Так говорят старики из-за того, что на переносице у щуки есть узор, похожий на рисунок креста. Есть ли на этат счет фатва — неизвестно, скорее всего, это просто местная традиция.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Frida-Iks [51.5K]

более года назад

Мусульманам щуку есть можно. И вот почему:

Можно ли мусульманам есть хищную рыбу

А то, что на щуке есть изображение креста, и поэтому его нельзя есть мусульманам, то это все ерунда. Всех животных, птиц, насекомых рыб и так далее создал Всевышний. Он сам украсил их по своему усмотрению. Поэтому, если Всевышний разрешил есть рыбу, и не сказал: «кроме щуки», значит ее можно есть. «Не усложняйте, а облегчайте» — говорил пророк Мухаммед.

elena-kh [240K]

5 лет назад

В Исламе нет запретов по поводу рыбы. Можете есть рыбу когда хотите. Для мусульман нет ограничений по поводу употребления рыбы или каких-то конкретных сортов рыбы, в том числе и щуки. Даже редкие морепродукты есть можно.

Serge­ich91 [146K]

более года назад

Вопрос конечно интересный, но несколько странный, так как всем хорошо известно о том, что этой нации запрещено употреблять в пищу разве что свинину, так как обычно они не едят мясо этих животных, считая его грязным и не халяльным. Ведь всё чаще мусульмане едят баранину, а иногда ещё говядину, но ни в коем случае не свинину.

Ну а если говорить о щуке, то это рыба, ну а на счет рыбы никаких запретов у них нет, так как есть её им можно, даже нужно, ведь даже во время поста рыба никогда не запрещена. Поэтому конечно же есть такую рыбу не запрещается, даже наоборот рекомендуется. Поэтому ы плане рыбы и любых рыбных блюд запретов, к счастью, нет и в частности по поводу щуки их также не имеется.

Shipo­3 [32.2K]

3 года назад

Щука — это рыба, а рыбу мусульманам есть можно, потому что не запрещено.

Но есть писания, по которым им нельзя употреблять в пищу рыбу, умершую своей смертью. Этому есть логичное объяснение: если рыба умерла и плавает на поверхности, то чаще всего она была больна, в том числе такая рыба может содержать в себе опасных паразитов, они могли попасть в рыбу и после её смерти. Людям есть такую потенциально опасную рыбу нельзя вне зависимости от веры.

Azama­tik [54.4K]

4 года назад

Как и любую другую рыбу, мусульмане едят и щуку и никаких запретов по этому поводу нет, нигде об этом не написано (что запрещается есть мясо рыбы, в том числе и щуку).

Конечно же, есть можно и дозволено (разрешается) только такую рыбу, которая была выловлена и разделана.

владс­андро­вич [647K]

более года назад

Мусульмане, не едят фактически из мяса, только свинину, так как издавна, считалось что раз свинья грязнуля, то и мясо ее почему-то должно быть грязным. Ну а щука, она есть не что иное как рыба и раз живет в воде, то постоянно чистая, а значит есть ее им можно.

Помощ­ни к [55.6K]

4 года назад

Читал, что у щуки на голове на лбу есть крестоподобное образование в виде креста. Вот именно из-за этого образования некоторые мусульмане отказываются от употребления щуки. А вообще, по правилам, никаких запретов на прием в пищу щуки нет.

Красн­ое облак­о [222K]

более года назад

Ислам не запрещает есть мусульманину рыбу.

Далее, щука не что иное как рыба, поэтому щуку им кушать можно.

Естественно речь идёт о пойманной и правильно приготовленной рыбе, рыбу умершую по естественным причинам (возраст) им есть нельзя.

Tende­rness [438]

более года назад

Могу ошибаться, но нельзя мусульманам есть рыбу без чешуи. Например: угря. И, по-моему, щуку. Так же, нельзя есть морепродукты типа креветок и устриц.

Знаете ответ?

Читайте также:  Тыква пролежала год можно ли ее есть

Источник

Вера и Ислам | О РЫБЕ В КОРАНЕ

Вопрос: если не обращаться к хадисам и решениям мазхабов, то можно ли из Корана узнать, что рыбу можно употреблять в пищу?

Ответ: это невозможно, если обращаться только к Священному Корану. В переводе 14-го аята суры Нахль говорится: «Он подчинил вам море, для того, чтобы вы питались из него свежим мясом и доставали бы из него украшения, которые вы надеваете».

По мазхабу Ханафи, под »свежим мясом» подразумевается только рыба и то, что относится к рыбе.

«Вам запрещаются: мертвое животное, кровь, свиное мясо, все, что убито во имя кого-либо другого кроме Бога, животные, задушенные, убитые ударом, убитые падением, ударом рога, умерщвленные диким зверем». (Маида 3)

В следующем аяте говорится о необходимости упоминания имени Аллаха, т.е. о необходимости произнести: «Бисмилля».

Животные дохлые, убитые удушением, зарезанные не по канонам Ислама, считаются мертвечиной. Если животное убито другим животным, то его не едят, потому что забито не по канонам Ислама. В аяте говорится, что рыба тоже должна быть зарезана. Но никто не режет рыбу. Можно выловить даже без произнесения «Бисмилля». Если следовать аяту, то рыбу нельзя есть без забивания по мусульманскому обычаю и без «Бисмилля». Но наш пророк разъяснил «резать рыбу не нужно», и даже «не нужно произносить Бисмилля».

Также можно есть рыбу, которую оглушили динамитом. Даже можно есть рыбу, вышедшую из брюха другой рыбы. Но оленя, растерзанного львом есть нельзя. Если нет разъяснения пророка, то из Корана понять это невозможно.

В аяте также говорится о запрете крови. Селезенка тоже относится к крови. Были невежды, которые сказали, что запрещено есть селезенку. Пророк сообщил о двух видах крови, которые разрешены. Одна из них это, селезенка, вторая, печень.

Читайте также:  Можно ли раз в неделю есть все что хочешь

Наш пророк сообщил «Морская вода чистая, мертвое (убитое по какой-либо причине) в нем дозволено» и «Не ешь рыбу, которая подохла и плавает на поверхности, ешь рыбу, которая погибла, оставшись на суше после того как ушла вода! Также ешь то, что погибло таким образом в море!»

Не едят рыбу, которая погибла в воде и плавает вверх брюхом. Но можно есть рыбу, которая погибла в сетях, неводе, от каких-то лекарств, от удара молнии, взрыва динамита или от попадания каких-либо веществ. Можно есть рыбу, которая погибла в результате высыхания воды, сильной жары или холода, убитую птицами, погибшей в садке, погибшую зажатой между льдами. Можно есть рыбу, погибшую еще будучи в воде, убитую в воде ударами колотушками, или если отрезали в воде голову. Можно есть рыбу с грязного водоема предварительно помыв. Если с брюха пойманной рыбы вышла целая, еще не переварившаяся рыба, то ее тоже можно есть.

Вопрос: можно ли есть рыбу, пойманную без «Бисмилля»?

Ответ: произнесение «Бисмилля» при ловле рыбы не обязательно, а тот, кто ловит рыбу не обязательно должен быть мусульманином.

Вопрос: рыбу вялят, не почистив внутренности, также в рассоле солят сардины. Можно ли есть такую рыбу?

Ответ: перед употреблением нужно почистить внутренности (Тахтави)

Вопрос: можно ли есть погибшую в воде рыбу?

Ответ: если рыба подохла сама, то считается умершей от болезни и есть ее нельзя. Но если умерла, попав в тесное место или притертой льдинами, или от электрического разряда, есть можно.

Вопрос: можно ли ловить рыбу на удочку?

Ответ: ловить на удочку можно. Можно убивать рыбу динамитом. Можно есть, если рыба убита ножом. Зарезать барана ножом не является для него мучением.

Вопрос: если консервированная рыба изготовлена не почищенной, то можно ли почистить и съесть?

Ответ: да есть можно. Нельзя есть рыбу, которую приготовили на огне без предварительной чистки. Но соленую рыбу нужно есть, предварительно почистив.

Вопрос: можно ли начинать чистить рыбу, отрезав голову, пока она еще живая?

Ответ: пока рыба не умерла, нельзя начинать чистить. Но если и будет отрезана голова еще живой рыбы, есть ее можно.

Вопрос: можно ли есть рыбу, погибшую от лекарств?

Ответ: можно есть, если не нанесет вреда человеку.

ИКРА

Вопрос: можно есть икру рыбы?

Ответ: можно (Барика)

Источник

Что нельзя употреблять в пищу мусульманам

Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель — показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.

В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник (с.г.в.) будет направлять людей в данном вопросе:

«Он повелит им совершать одобряемое и запретит совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым — скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157)

Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности — халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах). В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Коране и Благородной сунне. По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).

Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину — для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.

В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:

«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу» (16:5)

Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:

«Аллах — Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими — питались» (40:79)

«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:8)

По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.

Читайте также:  Можно ли есть сразу после родов кормящей маме

Что такое мертвечина?

Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта — это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещённых продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (5:3)

В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.

Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.

Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи. Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.

Можно ли есть морепродукты?

Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).

Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96)

Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.

Запрещённые в исламе ингредиенты

Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.

Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.

Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис: «Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки). В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.

В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения — на микробилогический.

Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:

1. То, на что введён явный запрет в Коране (свинина, осёл, мертвечина).

2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.): «Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего (с.г.в.) в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).

3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).

4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).

5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).

6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).

Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).

7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.

8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.

Источник