Можно ли мусульманам быть вегетарианцами
Содержание статьи
Вегетарианство и Ислам
«Воистину каждый человек в убытке, кроме тех,
которые уверовали, совершали праведные деяния,
заповедали друг другу -верование и заповедали друг другу терпениев поклонении и сохранении от грехов»
(«Аль-Аср» 2–3).
В последние годы начала распространяться мода на вегетарианство. Не обошла она стороной и мусульман. Так что же стоит за этими загадочными словами – «вегетарианство» и «веганство» – и как они соотносятся с Исламом?
Вегетарианство – это отказ от употребления в пищу продуктов животного происхождения (полное или частичное). Чаще всего его практикуют ради здоровья (иногда – по религиозным соображениям). Веганство (иногда называется «строгим вегетарианством») – образ жизни, исключающий использование продуктов, связанных с эксплуатацией и убийством животных. К нему чаще всего приходят из этических соображений.
Вот некоторые из причин, по которым люди становятся веганами:
• этические причины – веганы считают, что уменьшают страдания животных от современного промышленного животноводства;
• религиозные убеждения (индуизм, джайнизм, буддизм, некоторые направления христианства);
• сохранение и/или улучшение здоровья;
• аллергия на животные продукты или неприятие их организмом;
• веганы отказываются от молока и молочных продуктов в связи с тем, что в современном промышленном животноводстве коровы содержатся в неволе в течение всей жизни. Кроме того, постоянное доение, по мнению веганов, не является нормальным режимом для коровы;
• яйца не употребляются прежде всего по причине жестокого содержания несушек на птицефабриках;
• веганы не употребляют мёд, поскольку пчеловоды хоть и заботятся о выживании, сохранении и содержании в хороших условиях всего улья, но вынуждены отбирать у пчёл полученный ими мёд, а также иногда убивать отдельных пчёл (лишних или неудачных маток и трутней);
• веганы не используют мех и изделия из натуральной кожи, выступают против охоты с целью добычи пушных зверей и ещё менее гуманного, по их мнению, варианта – разведения зверей в плохих условиях на зверофермах и последующее убийство.
Интерпретация положений веганства согласно Исламу
Вообще человек поставлен халифом (наместником) в этом мире, и всё, что здесь есть, создано на службу ему. Но, как рачительный хозяин, человек должен и беречь всё, что ему дано в пользование. Животные созданы быть едой, транспортным средством для людей, но человек, тем не менее, не имеет права причинять им боль, обижать их.
Мусульмане не имеют права причинять страдания любому живому существу без веской на то причины. Однако есть животные, которые созданы Всевышним, чтобы быть едой для людей. А человек создан нуждающимся в мясе. И хотя мусульманам и дозволено мясо в пищу, но только мясо «халяль», когда животные и птицы содержатся в гуманных условиях и лишаются жизни без лишних мучений, как предписано сунной Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Животное, предназначенное в пищу «халяль» (дозволенное), должно содержаться в гуманных условиях, приближённых к естественной жизни.
Закалывание животного должно производиться быстро и с заботой о причинении наименьших страданий животному, при мгновенном перерезании пищевода и трахеи, а так же обычно в этот же момент перерезается и сонная артерия. Пророк (мир ему и благословение) велел остро наточить нож и поставить животное в удобное для убоя положение, направив в сторону киблы: «Аллах повелевает благодеяние во всём. Если следует умерщвлять, то умерщвляйте достойно, а когда закалываете животное, делайте это наилучшим образом, наточив нож и положив животное в удобное положение» (передано Муслимом со слов Шаддада Ибн Ауса).
При таком способе убоя животное до конца не осознаёт своей смерти. Дело в том, что при пересечении сонных артерий происходит мгновенное обескровливание мозга и как следствие – его неспособность получать и обрабатывать информацию. А поскольку обычно животное не знает, что его ведут на заклание, то и стресса не испытывает. А отсутствие стресса и страха – это гарантия того, что животное будет спокойно, расслаблено и всё произойдёт намного гуманнее. Как уже писалось раньше, животные, которых мы употребляем в пищу, созданы именно для этого. И в них заложена эта функция, а так как Аллах Добр, то соответственно Он и позаботился о том, чтобы не было для них это мучительно и сопряжено со страданиями, дав указания по правильному забою животных для людей и снабдив животных физиологическими механизмами защиты от боли и страдания. Все мы умираем – и у всех у нас есть на земле то, для чего мы были созданы. Лучше умереть, исполнив своё предназначение. Человек создан для поклонения, животные – для наилучшего обеспечения жизнедеятельности человека.
Из Священного Корана: «Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием не Аллаха» (Священный Коран, сура Аль-Маида; 3)». К разряду запрещённых мясных продуктов относятся (дополнено запретным на основании хадисов):
• мертвечина;
• кровь;
• свинина;
• животное, забитое не с именем Аллаха (Бога), а кого или чего-либо другого;
• животное, убитое через удушение или другим животным; умершее в результате высокого напряжения, удара или падения;
• хищные животные (волк, лев, тигр и др.) и хищные птицы (сокол, ястреб, орёл и др.); мясо собак, ослов и мулов;
По большому счёту, современная не халяльная мясная продукция является результатом переработки мертвечины. На мясокомбинатах животных убивают с помощью электрического тока (процедура весьма болезненная, кстати, но чистая – кровь при этом остаётся в туше, а не на инструментах или полу). Электрический ток, проходя через тело, оказывает тепловое, химическое и биологическое воздействия. Тепловое действие проявляется в виде ожогов участков кожи, перегрева различных органов, а также возникающих в результате перегрева разрывов кровеносных сосудов и нервных волокон. Химическое действие ведёт к электролизу крови и других содержащихся в организме растворов, что приводит к изменению их физико-химического состава. Биологическое действие электрического тока проявляется в опасном возбуждении живых клеток и тканей организма, что сопровождается их гибелью.
В целом – изменения физико-химического и биологического состава тела таковы, что оно может трактоваться как мертвечина (особенно с учётом того, что его окончательная разделка происходит не сразу, а через какое-то время, за которое эти изменения стремительно накапливаются). Конечно, это не ощущается визуально, но, тем не менее, такое мясо в итоге становится опасным для употребления, теряет многие из тех питательных веществ, ради которых его, собственно, и употребляют в пищу.
При закалывании животного путём перерезания сонной артерии этих изменений не происходит, и более того – кровь (возможный источник инфекции и одна из наиболее быстропортящихся субстанций) удаляется из тела. Разделка туши осуществляется непосредственно после убоя, а значит – содержимое кишечника и мочевыделительной системы не успеет просочиться через стенку данных органов и отравить окружающие их ткани. Таким образом – халяль-мясо становится полезным и неопасным для здоровья продуктом.
Популярность халяль-продукции безусловно подтверждают цифры.
Мировой рынок продуктов, соответствующих правилам халяль, оценивается в $ 500 млрд в год, а число потенциальных потребителей может достигать 1,5 млрд человек. По проведённому мониторингу Комитета по стандарту «Халяль», в России ежегодно производство халяльной продукции увеличивается на 30–40 %.
В последние 10 лет увеличилось число российских производителей халяль-продуктов. Это «Царицыно», «Челны бройлер», «ЭКОЛЬ», «Троицкий консервный комбинат», «САФА», «Халяль-Аш», Казанская птицефабрика, «ЛИСКо Бройлер» и «Евро Мит», «Продукт СПб», Ростовский колбасный завод «ТАВР» и десятки более мелких.
В крупных городах России стали появляться отдельные магазины халяльных продуктов, открылись отделы «халяль» в супер- и гипермаркетах – «Метро», «Ашан», «Реал».
Самое же примечательное в развитии этой продуктовой индустрии то, что в основном она потребляется не мусульманами. Всё больше европейцев начинают предпочитать халяльную продукцию традиционной. До половины немусульманского населения Голландии, Испании, Франции выбирают мясные продукты с этикеткой «халяль».
В чём же причины такого выбора?
Как установили эксперты, главной отличительной особенностью халяльной продукции является её качество. Европейцы в этой продукции увидели новый уровень стандарта, где на каждом этапе производства ведётся чёткий контроль.
И в России намечаются такие же тенденции. Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей РФ, считает, что значительную часть «халяльной» продукции потребляют москвичи, далёкие от Ислама. «Спрос на продукцию, производимую под каким-либо контролем религиозных общин, возрастает прежде всего потому, что люди начинают задумываться, что они едят. «Халяльная» продукция – высокого качества. Например, в этой продукции к минимуму сведено использование химических добавок или субпродуктов, поэтому у потребителей больше доверия к ним», – полагает Аншаков.
Как же Ислам смотрит на остальную продукцию, которую запрещают к употреблению веганы?
О вреде свинины для организма сказано уже очень много. Она как непосредственно (много общих инфекций с человеком), так и опосредованно (избыток холестерина, неусваиваемость свиного жира на клеточном и молекулярном уровне, возникновение избыточных иммунных реакций – поскольку свинья наиболее близка к человеческой антигенной природе) губит здоровье человека. Неслучайно, например, блюда из свинины недавно были запрещены к употреблению в американских школах.
Кроме мяса веганы не употребляют и рыбу. Мусульманам, однако же, её использование в пищу дозволено (причём специально забивать её особенным способом не нужно – достаточно просто выловить из воды, то же самое относится и к другим животным, постоянно обитающим в море). И в этом тоже есть смысл. Поскольку животное постоянно обитает в воде – его тело по химическому составу оказывается близким морю с его огромным количеством разных солей. Именно они предохраняют его от преждевременного разрушения. Тем более что разделка рыбы тоже происходит практически сразу после вылова, как и с речной рыбой.
В связи с последними научными исследованиями стало известно, что полиненасыщенные жирные кислоты, содержащиеся в рыбе, крайне необходимы человеку. Они не только предохраняют печень, сосуды и сердце, но и очень полезны для работы головного мозга. У человека, регулярно употребляющего рыбу, эффективность работы мозга на несколько процентов выше общего среднего показателя. Увеличивается и скорость реакции, и уровень IQ.
Яйца и молоко – щедро предлагаемые нам природой по Милости Всевышнего продукты. Они также отрицаются веганами, но при этом крайне важны для организма, особенно в питании детей, а молочнокислые продукты – и для взрослых. Известный учёный И. И. Мечников открыл огромную пользу йогурта из-за содержащихся в нём полезных веществ и бифидобактерий. Согласно современным представлениям, регулярное употребление кисломолочных продуктов продлевает активную продолжительность жизни.
В чём правы веганы?
Конечно, в чём-то веганы правы – излишнее употребление мяса и вообще белковой пищи ведёт к перегрузке печени и, безусловно, вредно. Известен изощрённый способ казни, применявшийся в древнем Китае: осуждённого кормили только мясом (не давая никаких иных продуктов питания), и примерно через месяц человек умирал (вероятно, от печёночной комы). Однако животная пища незаменима, и сами веганы признаются в том, что не смогли бы придерживаться такой диеты без дополнительного употребления витаминов, минералов и пищевых добавок.
Пользу мёда тоже крайне сложно переоценить. Тем более что при правильном уходе пчёлам оставляется достаточное количество мёда для питания и выращивания потомства.
Мусульмане не отказываются от использования кожи. Но охота, кроме как добыча дичи для пропитания, в Исламе запрещена. Получается, что и кожу можно использовать только животного, убитого на охоте (либо домашнего животного, тело которого послужило пищей), которая произошла в рамках наложенных Всевышним ограничений. Никаких забав травлей животных, расстрела их на сафари и прочего отдыха и снятия напряжения путём убийства беззащитных зверей в Исламе нет и быть не может.
Можно ли мусульманину быть вегетарианцем?
Со слов большинства богословов, мусульманин может придерживаться принципов вегетарианства по состоянию здоровья или по собственному нежеланию есть определённые продукты пищи. Однако ему не следует ставить вегетарианство себе как самоцель и тем более – призывать к нему других людей.
Хотя известны примеры некоторых мусульман-суфиев – вегетарианцев: шейх Исмаил, Ходжа Моинуддин Исти, Хазрат Низаммуддин Аулия. Но они не только отказывались от мясоедения, но и вообще вели скромный образ жизни, употребляли простую пищу в минимальных количествах и не проповедовали отказ от мясной пищи обязательным для всех мусульман.
Таким образом, мусульмане, не отказываясь от употребления пищи животного происхождения, всё-таки придерживаются традиций гуманизма и заботливого отношения к животным, следуя Воле Создателя и принимая Его Милости.
Источник
Может ли мусульманин быть вегетарианцем?
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Превосходство Аиши над (другими) женщинами, подобно превосходству сарида (блюда из мяса и хлеба) над прочими (видами) еды» (Сахих Бухари)
С первого взгляда кажется, что этот хадис говорит только о высоком статусе матери правоверных. Однако из него также следует, что, оказывается, Пророк высоко ценил мясо по сравнению с другой пищей.
С другой стороны, вегетарианцам понравится хадис, переданный Яхьей, в котором Пророк (мир ему и благословение) говорит:
«Остерегайтесь мяса. К нему привыкают так же, как к вину» (Малик).
В этом хадисе мясо уже не восхваляется, скорее, похоже, что его относят к самым худшим видам пищи.
Так какое же истинное отношение к мясу в исламе? Следует ли мусульманам быть вегетарианцами или мясоедами или лучше есть и растительную и животную пищу?
Среди аргументов в пользу мяса – то, что Пророк (мир ему и благословение) сам ел мясо, разрешал и поощрял употребление мяса другими; кроме того, в праздник Ид аль-Адха Аллах требует жертвоприношения ради употребления людьми жертвенного мяса в пищу.
Более того, Пророк считал мясо чистым – это следует из слов Ибн Аббаса, который сообщил:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поел (мясо) от овечьей лопатки, а затем совершил молитву, не совершая омовение [Имеется в виду, что он не обновил омовение]» (Бухари)
Это также была его излюбленная еда в дороге. Джабир би Абдулла поведал:
«Раньше мы ели мясо приносимых нами в жертву верблюдов не более трёх (дней, в течение которых мы находились в) Мине, а потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал нам разрешение (на это), сказав: «Ешьте и запасайтесь», и мы съели (часть этого мяса) и часть взяли с собой» (Бухари)
Кроме того, согласно хадису от Аиши, бывало так, что он дарил мясо.
«Ни к кому из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, я не ревновала его столь сильно, как к Хадидже, да будет доволен ею Аллах, которую я (никогда в жизни) не видела! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто вспоминал о ней, и нередко бывало так, что он резал овцу, разрубал её на части, а потом посылал (мясо) подругам Хадиджи…» (Бухари)
Что говорит современная наука
Похоже, что мясо снова в почете у современной науки, которая признала его важной составляющей рациона. Многие годы медики не щадили мясо, так как было обнаружено, что оно содержит жиры, способные привести к сердечным заболеваниям и тучности, кроме того, структура мяса требует более длительного переваривания, поэтому его употребление сопровождается запорами, которые повышают уровень токсинов в организме.
Однако теперь многие эксперты пришли к выводу, что некоторые витамины и минералы организм может получить в достаточных количествах только из мясных продуктов, и со временем большинство вегетарианцев испытывают дефицит этих важных элементов.
Например, в одном из номеров журнала Prevention был задан вопрос: «Значит ли недавнее всеобщее возвращение к красному мясу, что мы направляемся прямиком к неизбежным проблемам со здоровьем?». Ответ специалистов:
«Вовсе нет. В умеренных количествах нежирное мясо может принести существенную пользу здоровью, начиная с предотвращения дефицита витаминов и минералов и заканчивая повышением иммунитета и улучшением биохимических показателей крови».
По сути, мясо действительно приносит организму пользу. Доктор Сьюзан Клейнер (Susan Kleiner), кандидат наук и хозяйка клиники здорового питания в Мерсер-Айланд, Вашингтон, говорит:
«Люди читают об исследованиях, установивших, что красное мясо вызывает рак и сердечнососудистые заболевания, поэтому они думают, что лучше его не есть. Но они не понимают, что в этих исследованиях люди съедают больше 300 грамм в день. Тогда как, ученые считают, что съеденные 100-150 грамм в день не причинят вреда здоровью».
Один из самых важных элементов, который в изобилии содержится в мясе, это железо. Атомы железа повышают способность кровяных телец транспортировать кислород. При низком уровне железа в крови, кровяные тельца сжимаются, человек чувствует усталость. Женщины и спортсмены больше склонны к железодефицитной анемии, потому что их тело потребляет больше железа во время менструаций и тренировок.
На этот счет было проведено исследование, в процессе которого 47 обычных женщин начали усиленно заниматься аэробикой – после 12 недель занятий у них отмечалось резкое снижение уровня железа в крови. Это объясняет, почему иногда люди, регулярно занимающиеся спортом, жалуются на усталость, хотя, казалось бы, они должны чувствовать прилив сил.
Железо в изобилии содержится в зеленых листовых овощах вроде шпината и листовой свеклы (мангольда). Однако для получения количества железа, эквивалентного количеству, содержащемуся в 300 граммах мяса, необходимо съесть около килограмма сырых листьев мангольда или шпината. Понятно, что даже тому, кто готов съедать по килограмму зелени в день, будет непросто найти ее круглый год.
Далее, мясо содержит железо в гемовой форме, присущей только продуктам животного происхождения, и именно гемовое железо усваивается организмом на 15% лучше, чем железо, содержащееся в растениях. Собственно, употребление гемового железа помогает усвоению железа в негемовой форме. Таким образом, сочетать растительную и животную пищу полезнее для здоровья.
Многие считают, что компенсировать дефицит железа в рационе вегетарианцев и тех, кто ест мало мяса, могут пищевые добавки с высоким содержанием железа. Однако было обнаружено, что употребление таких добавок, на самом деле, приносит вреда не меньше, чем пользы, так как в большинстве присутствует неорганическое железо, которое не усваивается организмом, а накапливается в нем, что может увеличить риск инфекционных, раковых и сердечных заболеваний.
Цинк отвечает за нормальное функционирование иммунной системы, и это еще один элемент, которым богато мясо. Например, 90 грамм говяжьей вырезки обеспечат треть рекомендованной дневной нормы цинка, который, как и железо, легче всего усваивается из животных, а не растительных продуктов.
При этом в отличие от железа мы не найдем альтернативных источников цинка в царстве растений. Вегетарианец должен каждый день съедать несколько чашек тыквенных семечек, в противном случае его организм вряд ли получит достаточно цинка из других источников. Таким образом, у человека, который никогда не ест мяса, чаще всего наблюдается дефицит цинка.
Витамин В-12
И, наконец, мясо обеспечивает организм поистине уникальным витамином В-12, которого нет ни в одном растении. Поэтому веганам, которые вообще не едят продуктов животного происхождения, врачи рекомендуют обязательно принимать витаминные добавки или продукты, обогащенные витамином В-12.
Врачи отмечают, что многие вегетарианцы могут годами не испытывать никаких проблем, а затем вдруг начинают чувствовать усталость.
Веганы особо подвержены риску аутоиммунного атрофического гастрита, редкого и подчас смертельного заболевания, связанного с недостатком поступления в организм витамина В-12.
Витамин В-12 хранится в печени и со временем его запасы истощаются.
Впрочем, большинство людей, в диете которых присутствуют какие-либо мясные продукты, с такой проблемой не столкнутся.
Поэтому большинство экспертов советуют вегетарианцам есть мясо хотя бы время от времени.
Коран гласит:
«Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует» (Коран, 7:31).
Сообщается, что однажды Умар ибн аль-Хаттаб увидел Джабира ибн Абдуллаха несущего мясо и спросил: «Что это?» Тот сказал: «Амир аль-му’минин, мы желали мяса, и я купил немного». Умар сказал: «Кто еще хочет заполнить свой живот, не поделившись с соседом или племянником? Как Вы могли забыть этот аят: “Вы растратили свои блага в свой мирской жизни и попользовались ими. Сегодня вашим воздаянием будут унизительные мучения” (Коран, 46:20)» (Малик, аль-Муватта)
В этом хадисе, видимо, подразумевается, что избыточное поедание мяса – это эгоизм, и что следует раздать лишнее мясо нуждающимся.
Вегетарианцами многих людей делает беспокойство о животных. То, что мы должны заботиться о животных, очевидно, об этом говорит и известный хадис, переданный Абу Хурайрой:
«Пророк сказал: “Как-то одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он нашёл колодец, спустился к воде и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. (При виде этого) человек сказал себе: “Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня”, — после чего он снова спустился к воде, наполнил ею свой башмак, взял его в зубы и не выпускал его изо рта, пока не выбрался наверх. (Поднявшись же на поверхность земли,) он напоил собаку, и Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи)”. (Люди) спросили: “О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?” Он сказал: “Награда полагается за всё живое”» (Бухари)
Мы должны быть мягкими к животным, даже к вьючным животным, которых Пророк велел не перегружать сверх меры.
Несмотря на все эти и другие хадисы о достоинстве доброго отношения к животным, из них не следует, что животных нельзя убивать. Это не только допустимо и законно, если речь идет об употреблении в пищу, но убить животного разрешается и ради самозащиты в случае опасности.
Со слов Аиши известно, что Посланник Аллаха сказал:
«Пять распутных убиваются в хараме: скорпион, мышь, коршун, ворон и хищник-резун».
Таким образом, предписания Пророка совпадают с рекомендациями современных врачей: они утверждают, что нам следует есть мясо – по крайней мере, в разумных количествах – и хотя к нему действительно можно пристраститься не меньше, чем к вину, оно находится на почетном месте среди продуктов питания, если есть его умеренно.
Итак, мы можем заключить, что лучшее здоровье будет у тех, кто придерживается заповеди:
«Вкушайте блага, которыми Мы наделили вас, но не преступайте посредством их границы дозволенного» (Коран, 20:81)
Источник: OnIslam.net
Источник