Можно ли мусульманам быть в трауре
Содержание статьи
Траур в Исламе
Существует много относящихся к трауру[1] обычаев и различного рода традиций, большая часть которых не имеет ни смысла, ни канонического обоснования. Среди них могут быть такие, которые не вступают в явное противоречие с канонами веры и были продиктованы временем, местом и обстоятельствами.
Полезно будет рассмотреть данный вопрос с точки зрения пророческого наследия, оставленного заключительным посланником Творца. Разумный человек сможет провести параллели между теорией и практикой, оценить реальное положение вещей, сохраняя при этом проницательность и мудрость.
Траур — состояние печали, светлой грусти в память об ушедшем из этой жизни человеке; отказ от того, что приукрашивает внешность человека, делая ее яркой и привлекательной; отсутствие признаков веселья и радости. В основе своей это касается женщины, которая потеряла мужа. Она не имеет права выйти замуж за другого на протяжении четырех месяцев и десяти дней с момента смерти мужа[2].
Если же она беременна, то ее траур завершается с рождением ребенка, после чего она имеет полное право выйти замуж еще раз:
«Беременные, их срок [траура истекает с] рождением ребенка» (см. Св. Коран, 65:4).
В период траура женщине желательно покидать дом только в вынужденных и жизненно необходимых ситуациях (работа, учеба, посещение родных, покупка продуктов и т. п.); она не посещает мечеть и не отправляется в путь для совершения паломничества; одевается более скромно; не наносит макияжа и не использует духи, благовония; к ней не сватаются, и она не выходит замуж, хотя предложение о замужестве (в форме благонравного намека) она может получить[3].
По завершении срока женщина возвращается к обычному ритму жизни, своим повседневным заботам (воспитание детей, общение с родными, друзьями, работа, учеба, спорт и т. п.) и имеет полное право выйти замуж за другого мужчину.
Траур же по другим родным и близким не продолжается дольше трех дней. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Недопустимо (запрещено) для верующей женщины быть в трауре по покойному более трех дней, кроме мужа. Траур по нему — четыре месяца и десять дней»[4].
Начинается траур со дня смерти.
Понимание траура заключается не столько в консерватизме одежды и уж тем более не в обилии эмоций и пролитых слез, сколько во внутреннем состоянии высокой душевной печали, скорби. Это своего рода дань уважения, выражение светлой памяти об усопшем пред Всевышним.
Ответы на вопросы о трауре
На днях я узнала, что мой отец умер два месяца назад. Родители были в разводе, и я не виделась с отцом 7 лет. Мы по нему скучали и всегда надеялись, что когда-то снова будем вместе. Я живу в Европе, он жил в Азии. Если честно, разрывается сердце, что я не видела его так долго и больше не увижу. Мы ему звонили, но в последнее время он не отвечал на звонки, а потом нам позвонили и сказали, что отец скончался. Мне очень больно, и я не могу успокоиться, ведь я так и не сказала ему, что он для нас лучший. Голова забита вопросами «а если бы». Знакомые говорят, что так думать греховно. Пожалуйста, дайте совет, как быть. Linda.
Следует успокоиться. Всеми мыслями и душевным состоянием отпустить его в мир иной. Сделать практический вывод и начать больше (хотя бы чуть больше, но на постоянной основе) уделять внимание живым близким родственникам.
Я живу в Казахстане, но православная. По работе приходится много общаться с мусульманами, у которых бывают проблемы и горе. У моей знакомой большое горе: умер муж в 40 лет, год назад, она до сих пор потеряна, хотя ходит в мечеть по пятницам и на кладбище. Не знаю, какими словами ей помочь, хочется приободрить. Виктория.
Горе — это всегда сложно, пережить его не так просто, но время идет, и мы продолжаем жить. Впереди нас ждут еще несколько (даст Бог) десятилетий, за которые нужно успеть сделать немалое. Ведь в Судный День каждый ответит за себя, в том числе и как провел оставшиеся годы жизни: в слезах и воспоминаниях либо работая над собой, извлекая из постигшего горя целебное лекарство, приобретая иммунитет к бедам и негативу, вырабатывая позитивную энергию, заряжая ею и других людей, заставляя их жить с непринужденной сияющей улыбкой на лице. Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее в печали или жить в половину, а тем более в четверть силы.
Успокойте ее приободряющими словами. В Исламе можно молиться за умерших, прося у Бога прощения для них и помилования, но нельзя мысленно и эмоционально привязывать себя к ним. Следует уметь отпускать покойного в мир иной, а самому продолжать активный созидательный образ жизни, помогая себе и другим.
К сожалению, но факт: многие люди, вне зависимости от культуры, религии или национальности, не имеют элементарных навыков счастливой жизни, несмотря на число лет, прожитых в мирской обители.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Траур [от нем. trauer] — 1) состояние скорби по умершему или по поводу какого-либо общественного бедствия, катастрофы, сопровождающееся ношением особой одежды, отменой увеселительных мероприятий; 2) черная или темная одежда, повязка и т. п., носимая в знак скорби.
[2] «Если умер супруг, то жена находится в ожидании [не выходя замуж] в течение четырех месяцев и десяти дней. Когда же этот срок завершится, то нет греха на ее родственниках, если она начнет готовиться к новому замужеству в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Аллах (Бог, Господь) в полной мере осведомлен о том, что вы делаете» (Св. Коран, 2:234).
[3] «Нет греха на вас, если вы (1) [благонравно] намекнете вдовам [им самим или их опекунам] о своем намерении посвататься [что при правильной словесной формулировке даст добрые надежды и им, и вам на последующее создание семьи] или (2) сокроете это в своих душах [до поры до времени не затронете данную тему]. Всевышний знает о том, что вы будете помнить [думать] о них [потому и разрешил вам намекнуть о своих планах еще до окончания срока]. Но в тайне [от других] не договаривайтесь с ними (с вдовами) [не обещайте замужество, завлекая тем самым в сети греха и соблазна; подводя к грехопадению], а говорите им лишь благонравные слова [намекающие на ваше желание жениться, публичное озвучивание которых не заставит вас стыдиться].
И не вознамеривайтесь сочетаться браком, кроме как после истечения срока [четыре месяца и десять дней со дня смерти мужа]. Знайте же, Аллах (Бог, Господь) осведомлен о том, что в ваших душах, бойтесь же Его [не вздумайте обманывать этих женщин]! И знайте, что Господь Всепрощающ и невероятно Терпелив [сразу не наказывает за проступок, а дает возможность исправиться]» (Св. Коран, 2:235).
[4] Хадис от Умм Хабибы и Зайнаб бинт Джахш; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 382, хадисы № 1281 и 1282; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 188, хадисы № 1281 и 1282; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 5. С. 2182, 2183, хадис № 3330, «сахих».
Источник
Мусульманский траурный этикет
Последователи ислама знают, что смерти не избежать, поскольку так решил Всевышний. В сурах говорится: «Благословен Тот, в чьих руках власть, кто властен над всем сущим, кто сотворил смерть и жизнь, дабы подвергнуть вас испытанию и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям. Он — великий, прощающий». Мусульманский траурный этикет предписывает родным умершего человека скорбеть достойно.
Как вести себя на похоронах
Мусульманский этикет предписывает чтение Корана во время похоронного обряда. Необходимо прочитать Джаназу (мольбу к Аллаху о прощении усопшего). Пророк Мухаммад сказал: «Лучшие из вас те, кто научился чтению Корана, его толкованию и обучал этому других. Они получат большой саваб», и также он говорил: «Читайте Суру «Ясин» вашим покойникам».
При чтении Корана благодать получает усопший и сам верующий, который произносит суры. Во время похоронного обряда читайте:
- «Аль-Фатиху»;
- «Аль-Ихлас»;
- «Аль-Фаляк»;
- «Ан-Нас».
Просите Всевышнего о том, чтобы он послал саваб (вознаграждение) скончавшемуся верующему. Если с мыслями об усопшем вы будете соблюдать пост или распространять учение Аллаха, мертвый получит полный саваб.
Можно ли скорбеть верующим
Мусульманский траурный этикет ограничивает скорбь по умершему человеку. Сказано: «Не разрешено реветь и выть по умершему, соблюдать траур, носить черные одежды, накрываться черной вуалью, носить черные банты и любые предметы напоминающие о трауре, нести портреты покойника».
Исламские правила поведения не запрещают оплакивание усопшего, но это нужно делать тихо. Верующий не может царапать себе лицо или рвать свою одежду, как бы не горевал. Считается, что покойный страдает, если его семья скорбит по нему. В хадисах говорится: «Покойник испытывает муки от плача тех кто остался».
Мужчин, которые плачут, окружающие должны упрекать, а если плачут дети или старики, их нужно утешить. Сказано: «По покойнику можно плакать не издавая звука. Потому что со смертью верующего плачут небеса».
Истинные верующие должны переносить горе спокойно. Пророк Мухаммад говорил: «Тот, кто ради мертвого раздирает свою одежду, бьет себя по лицу или испускает вопли, которые были в обычаях времени джахилии (невежество до ниспослания Шариата Пророку Мухаммаду, мир ему) — не из нас (т.е. не из числа благочестивых)».
Какое поведение порицается в Шариате
В некоторых исламских государствах есть профессиональные плакальщицы, однако мусульманский этикет этого не приемлет. Пророк Мухаммад говорил: «Моя община не может терпеть четырех обычаев язычества: хвастовство добрыми делами, порочение происхождения других людей, суеверие, что плодородие зависит от звезд, и плач по мертвым».
Исламский этикет также порицает другие похоронные обычаи, практикующиеся в ряде исламских стран:
- не отращивайте бороду в память об усопшем, иначе это не будет считаться сунной;
- не говорите на похоронах о мирском, лучше проведите время в молитвах;
- не стойте рядом с телом покойного и не вглядывайтесь в его лицо, это можно делать только близким людям.
Траурный этикет для женщин
Само слово траур переводится с арабского как «запрет» или «отказ». Исламские правила поведения предписывают женщине, которая потеряла близкого человека и находится в трауре, отказаться от некоторых вещей, разрешенных до этого.
Если у мусульманки умер муж, ей нужно соблюдать траур четыре месяца и десять дней. До окончания этого срока нельзя делать ничего из того, что может подтолкнуть женщину к новому браку. Запрещается использовать благовония, наряжаться или покидать дом без необходимости.
В сурах приводят слова Аллаха: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать, не выходя замуж четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения этого срока, то вы (т.е. опекуны овдовевших женщин) не будете в ответе за то, как они распорядятся собой в соответствии с шариатом. Аллаху ведомо о том, что вы делаете».
Считается, что соблюдением траура жена выполняет долг перед покойным мужем. По истечении установленного Всевышним срока женщина может снова выйти замуж. В том случае, если она окажется беременной, нужно ждать дольше. Сказано: «Для тех же жен, которые беременны, срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени».
Если умер другой близкий человек, исламский этикет предписывает верующей скорбеть не более трех дней.
Даже после похорон продолжайте молиться за усопшего. Найдите утешение в вере, поскольку сказано: «Ищите помощи Аллаха в терпении и молитве, поистине Аллах с терпеливыми. Те, кого постигает какое-либо бедствие, говорят: «Поистине, мы во власти Аллаха и к Нему мы возвратимся! Мы благодарим Его за блага и терпим бедствия при награде и при наказании». Это — те, над которыми Милость от их Господа, и они идут верным путем».
Источник
Похороны и поминки у мусульман
Смерть («хазимуль-ляззат») для мусульманина — это переход от земного существования к ожиданию Судного дня и к вечной жизни (ахират). Поэтому большое значение придается соблюдению всех обрядов: переходу к смерти, омовению, погребению. Поминальные дни у мусульман после похорон тоже имеют особое значение.
Что делать, когда мусульманин при смерти
Умирающего нужно положить на правый бок лицом в сторону Киблы. Кибла («ориентация») — это направление на священную Каабу, главную мусульманскую святыню, она находится во внутреннем дворе Запретной мечети (Масджид-аль-Харам) в Мекке. Допускается расположить умирающего ногами в сторону Мекки и приподнять ему голову.
Если по каким-то причинам не удается устроить человека в направлении Киблы (или невозможно его установить), положите его так, чтобы было удобно.
Последнее, что должен произнести правоверный перед смертью, это Шахада («Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк его»). Если умирающий не может говорить, то находящийся рядом единоверец шепчет молитву ему на ухо. После слов Шахады мусульманин не должен говорить больше ничего. У некоторых народов есть обычай дать человеку перед смертью глоток чистой воды (или немного гранатового сока).
Затем над умирающим читают 36-ю суру (Йа Син), которую пророк называл «сердцем Корана». Богословы придают этой суре большое значение. Считается, если прочесть ее во время смерти и на похоронах, это облегчит участь покойника и даже смягчит допрос на Судном дне.
Тем, кто присутствует при последних минутах человека, запрещено вести себя неподобающим образом: громко рыдать, бить себя в грудь, рвать на себе одежду. Даже разговаривать следует вполголоса.
Как похоронить правоверного мусульманина
Похоронные обряды (джаназа) описаны в Сунне Пророка Мухаммада. После того как врач засвидетельствовал смерть, покойному закрывают глаза, разминают и вытягивают руки и ноги, подвязывают тканью нижнюю челюсть. Затем с усопшего снимают одежду и кладут его в направлении Киблы, полностью накрыв покрывалом.
После смерти мусульманина желательно поспешить с выполнением 4 вещей:
- омыть его тело (гусль);
- обернуть его в саван (такфин);
- совершить за него заупокойную молитву;
- похоронить.
Перечисленное является коллективной обязанностью (фард аль-кифая) мусульман населенного пункта, в котором умер мусульманин. Если эти действия (или одно из них) не будут совершены, то грех ляжет на всех верующих населенного пункта.
Дни и сроки
По исламской традиции мусульманин должен быть похоронен до захода солнца в день кончины. В случае когда смерть пришла ночью, допускается хоронить на следующий день.
Если правоверный умер во время морского путешествия, Шариат велит отложить похороны с тем, чтобы предать усопшего земле. Однако, если до берега слишком далеко, допускается погребение в воде после соблюдения ритуалов омовения.
Приведение тела в порядок
Покойника обязательно следует омыть. В обряде могут принимать участие только мусульмане. Люди, омывающие (гусуль) и очищающие (тахарат) тело, должны быть одного пола с усопшим. Единственным исключением являются супруги: муж может мыть жену, а жена мужа. Если нет никого нужного пола (или нет воды в достаточном количестве), то от омовения отказываются. В этих случаях проводят лишь таяммум (очищение песком или землей). Также не моют тела шахидов (воинов, погибших за веру).
Для обряда нужна чистая вода и вода с кедровым порошком. Руководит процессом гассал — надежный, религиозно грамотный человек. Ему помогают как минимум 3 помощника. При мечети и на кладбище есть специальные комнаты, где можно провести тахарат и гусуль.
В помещении зажигают благовония, на твердое ложе лицом к Кибле кладут покойного. Гассал должен трижды вымыть руки и надеть перчатки. Покойнику закрывают половые органы отрезом ткани (смотреть на них нельзя), гассал с нажимом проводит по телу от груди до живота, чтобы освободить кишечник, омывает половые органы.
Следующий этап — гассал меняет перчатки, омывает лицо умершего, протирает рот, протирает и чистит нос. Затем омываются руки по локоть (начиная с правой), моется тело, ноги, затем голова и борода.
Покойного перекладывают на левый бок и трижды обмывают тело. Переворачивать усопшего ничком запрещено, поэтому его приподнимают и омывают спину, просто сливая воду. В завершение покойника располагают на ложе лицом вверх, обтирают полотенцем и смазывают благовониями лоб, ноздри, руки и ноги.
Омовение выкидыша
Если выкинутый плод подавал хоть какие-то признаки жизни, то его погребают, как взрослого мусульманина. Если плод мертвый, но срок беременности был больше 4 месяцев, то хоронят как взрослого, но не читают молитву. Иначе для погребения плод просто заворачивают в ткань.
Обертывание в саван
Мусульманина недопустимо предавать земле в одежде, исключение возможно для шахидов или в том случае, если нет ткани для савана. Материю предпочтительно использовать белую, но ни в коем случае не шелк. Мужчину нужно завернуть в 3 отреза ткани, каждый должен быть такого размера, чтобы можно было укутать тело целиком (так об этом говорится в хадисе от Аиши).
Для женщин готовят 5 отрезов: один для обертывания тела ниже пояса, один для головы, один для тела выше пояса, оставшиеся для окутывания целиком.
Если на момент кончины верующий был паломником (находился в состоянии ихрама), то его голову не надо укрывать. Мусульманке в этом случае оставляют открытым лицо.
Место захоронения и могила
Правоверных хоронят только на мусульманских кладбищах или на специально выделенных участках других погостов. Запрещено погребение на мусульманских кладбищах усопших, принадлежавших к другим конфессиям. Категорически недопустимо кремировать тела тех, кто верит в Аллаха.
Глубина захоронения должна быть такой, чтобы скрыть человека с поднятыми руками, ширина же примерно 80 см. В могиле (кабр) обязательно устраивают нишу со стороны Мекки. Покойника нужно уложить на правый бок лицом к Кибле, желательно, чтобы щекой он прижимался к земле.
Надгробие не должно возвышаться больше, чем на пядь (так сказано в Сунне), не допускаются никакие изображения и фотографии. Нельзя приносить или высаживать на могиле цветы (искусственные растения тоже под запретом).
Похоронная молитва и погребение
Мусульман хоронят без гробов. Умершего на специальных носилках (тобут) несут к могиле. Приглашенный имам начинает чтение поминальной молитвы (джаназа-намаз). Без произнесения джаназа-намаза погребение не признают состоявшимся. Для прочтения молитвы верующие встают в 3 ряда лицом в сторону Мекки и произносят священные слова про себя.
После моления покойника снимают с носилок и укладывают в могилу. Тело укладывают в кабр вперед головой, не возбраняется опускать со стороны Киблы. Над усопшей женщиной все время держат покрывало, потому что ее никто не должен видеть. Покойного располагают в могиле обязательно на правом боку лицом к Мекке.
Все присутствующие бросают по горсти земли, затем могилу закапывают и насыпают невысокий холм, проливают немного воды. В головах покойного на захоронение устанавливают табличку с именем умершего.
Почему сидя
Ниша в кабре должна быть такого размера, чтобы тело помещалось в ней в позе поясного поклона (так предписывает Сунна). Из-за этого у других народов возникло поверье, будто бы мусульман хоронят сидя.
Посещение могил мусульманскими женщинами
Шариат нигде напрямую не запрещает женщинам-мусульманкам присутствовать на похоронах и посещать могилы. Тем не менее это считается неуместным. О нежелательности говорится в хадисах № 938, 1219, в хадисе от Али. Когда же задают вопрос, можно ли беременным приходить на погребение и на кладбище, совет воздержаться становится запретом.
На какой день после смерти поминают
Первые 3 дня после кончины мусульманина семье выражают соболезнования (тазию). В это время обязательно читают Коран и раздают садаку (платки, сласти или деньги). Не нужно приносить соболезнования больше одного раза. Возбраняется оставаться ночевать в доме, если там проводится тазия.
В день похорон в доме умершего устраивают поминальную трапезу. Во время поминок негромко беседуют, вспоминают хорошее об усопшем, читают Коран. Не допускается громко и неумеренно выражать свою скорбь по покойному, рыдать и вскрикивать. Нельзя употреблять алкоголь. Не нужно ставить фотографию покойника и прибор для него.
Часто срок траура продлевается на 40 дней. В это время недопустимо посещать увеселительные мероприятия, смотреть телевизор. Мужчины часто не бреются в знак скорби. По истечении этого времени можно открыть зеркала, запрет на посещение зрелищ и развлечений снимают, жизнь понемногу входит в свою колею.
Правила поминания по Шариату
По закону Шариата траур соблюдается только 3 дня после кончины. Порядок особо отмечать 7, 40 и 52-й дни порицается, потому что он не является ни обязательным, ни рекомендованным. Особенно не поощряется проведение поминок на сороковой и седьмой день (обычай позаимствован у соседей немусульман).
Считают, что когда плоть отделяется от костей, мусульманин сильно мучается и страдает. По поверью, это происходит на 52-й день, и поэтому в это время необходимо особое поминовение. В Шариате нет никак указаний на этот счет, значит не стоит так поступать.
Дольше всех должна скорбеть жена, траур по мужу длится 4 месяца и 10 дней.
Отпускание бороды, связанное непосредственно со смертью, также не допускается. В Шариате сказано, что недопустимо в связи со смертью делать что-то в дополнение к тому, что совершали до нее.
Поминальные обычаи у различных мусульманских народов
Похоронные ритуалы разных мусульманских народов отличаются и друг от друга, и от заповеданных Шариатом.
В Татарстане
У татар приняты умеренные поминки, в основном обряд состоит из чтения молитв об умершем. Считается, что чем больше народу молится о покойнике, тем больше у него шансов попасть в Рай. Обычно поминовение происходит дома, после завершения ритуала всем присутствовавшим раздают садаку и собирают угощение со стола.
В Азербайджане
У азербайджанских мусульман принято устраивать поминальную трапезу в день похорон. Прийти может любой, специально никого не приглашают. Накрывают обильный стол, тратятся даже больше, чем на свадьбу.
В Казахстане
По обычаю на прощальном обеде должны присутствовать все, кто знает о кончине. Родственникам покойного часто приходится брать кредиты, чтобы организовать пышные и обильные поминки, трапеза превращается в разгульное пиршество.
В Киргизии
Традиции киргизских мусульман схожи с азербайджанскими и казахскими. Поминальным обедом, который должен включать обязательно большое количество блюд, угощают всех пришедших. Считается, что это смягчит и порадует душу покойного.
Поминальный стол
У разных народов различные кушанья являются традиционными для прощальной трапезы. У азербайджанцев и турков обязательна халва, татары ставят на стол сласти, фрукты, лапшу, суп из баранины. Категорически запрещены алкогольные напитки. Священнослужители озабочены тем, с каким размахом верующие организуют поминки. Некоторые муллы составляют списки рекомендованных блюд, чтобы пресечь лишние траты.
Специальные дни
Особо поощряется Шариатом собираться верующим и читать мавлид за душу покойного. Если проводить такие собрания в высокочтимые дни и месяцы, это особенно хорошо. Однако лишним будет специальное выделение 7, 40 и 52-го дней.
Сколько длится мусульманский траур
Коран велит быть в трауре 3 дня, однако многие мусульманские народы продлевают этот срок до года. Это не является обязательным. Дольше всех должна соблюдать траур жена.
Как должны вести себя верующие
Смерть — это воля Всевышнего, поэтому принять ее надо со смирением. Нельзя скорбеть долго и нарочито, рыдать, кричать, рвать на себе волосы и одежду. Печаль должна быть светлой и короткой.
Источник