Можно ли мусульманам быть в церкви
Содержание статьи
Можно ли мусульманину заходить в церковь?
По поводу того, можно ли мусульманину заходить в церковь, у мусульманских ученых нет единогласного мнения, есть ряд мнений от харама до дозволенности заходить в церковь без каких-либо условий.
Мнение первое
Часть ученых придерживаются точки зрения, что посещение православных храмов для мусульманина – это харам. К числу сторонников этой точки зрения относятся шафииты и ханафиты. Шафииты объясняют это тем, что в православных храмах присутствуют изображения. Ханафиты же являются сторонниками абсолютного запрета на посещение мусульманами церкви, поскольку, по их мнению, православный храм является местом собрания шайтанов.
Мнение второе
Еще одна часть ученых придерживается мнения, что заходить в православные храмы мусульманину – это макрух, то есть действие нежелательное. Такого мнения придерживаются ханбалиты, которые объясняют разными причинами. Одной из таких причин является наличие там изображений. Как пояснял в «Фатва аль-Кубра» Шейх аль-Ислам ибн Таймия, в том, что в православные храмы нежелательно заходить мусульманам именно по причине присутствия в нмх изображений, сходится большинство ученых ханбалитского мазхаба, и признавал это мнение правильным и не сомневался в его правильности.
Ханбалитами приводились еще ряд доказательств. Упоминалось о том, что, как сообщал ибн Аббас, Пророк Мухаммад ﷺ «видел изображения в доме, поэтому он не входил». Упоминается также сообщение от имама Бухари от ибн Аббаса, в котором рассказывается, как Пророк Аллаха ﷺ, однажды увидев в Каабе изображение, не вошел в Дом до тех пор, пока по его приказу не были смыты все изображения.
Есть также сообщение от ибн Умара, который рассказал, как ангелом Джибрилем было обещано Пророку Аллаха Мухаммаду ﷺ, что он посетит его, но ангел задерживался, и Пророк Мухаммад ﷺ, не дождавшись его, вышел на улицу, где и встретил Джибриля. И тогда ангел Джибриль сообщил ему, что ангелы не заходят в такие дома, где есть собаки или изображения.
Если же для правоверного нет нужды заходить в церковь или дом с изображениями, то делать этого не следует – в данном случае надо знать, что это действие будет нежелательное. На то, что такое действие будет являться макрухом, указывает тот факт, что и ангелы, и Пророк ﷺ не пожелали войти в дом, в котором были изображения.
Если действие нежелательно, оно может стать запретным, если посещение мусульманином или мусульманкой церкви повлечет за собой какой-либо вред. Правоверный не может согласиться с христианами в их молитвах к сыну Бога или супруге Бога, в их многобожии.
О том, что мусульманам лучше не стоит заходить в православные храмы, поскольку там имеются изображения, упоминал и вольноотпущенник Умара Аслям, рассказывая случай, когда по прибытии Умара ибн аль-Хаттаба в Шам, было приготовлено угощение для него одним из местных христиан, и он пригласил прибывших к себе, но Умар отказался, пояснив, что «…мы не входим в ваши церкви из-за имеющихся там изображений».
Мнение третье
Существует еще одно мнение, по которому посещать храмы христиан правоверным можно без каких-либо условий – такого мнения придерживаются некоторые ханбалиты, которых поддерживает и ибн Хазм. Сторонники такого мнения приводят ряд доводов в пользу своей точки зрения. Умаром было поставлено условие иудеям и христианам, то есть людям договора, расширить свои храмы таким образом, чтобы мусульмане, а также путники могли останавливаться там на ночлег со своими верховыми животными. Упоминают и отказ войти в христианский храм и отведать угощение в Шаме, приготовленное для него христианами, сказав Али, который все-таки вошел в церковь и принял угощение христиан.
Представленные доводы не являются достаточно убедительными для того, чтобы установить запрет на посещение мусульманами церквей, поскольку вся тяжесть греха перед Аллахом ложится на тех, кто рисует данные изображения и создает статуи, установленные в церквях. Тем же людям, которые будут посещать такие места, следует разъяснять положение статуй и изображений в Исламе, но мусульманин не обязан немедленно покидать такое место.
Приводится высказывание ибн Кудама, который утверждал, что не является запретным вхождение в дом, где есть изображение, но мусульманам можно отказаться от предложения входить в такой дом — это разрешено. Покидать такой дом, увидев в нем изображения или статуи, как считает имам Ахмад, не следует, мусульманин не обязан это делать, но он может сделать порицание хозяину дома и указать, что такого делать не следует.
Возможно вам будет интересно узнать: Можно ли христианам заходить в мечеть?
Можно ли мусульманину заходить в церковь и ставить свечи
В своих фетвах Постоянный Комитет указывает, что недопустимым действием будет со стороны мусульманина заходить в христианский храм, чтобы продемонстрировать свою снисходительность по отношению к христианству.
Но если он собирается сходить в христианский храм для того, чтобы совершить призыв к исламу христиан, но не собирается молиться, принимать участие ни в поклонении христиан, ни в их религиозных обрядах, и тем более ставить свечи, отпевать или креститься, и нет опасений того, что он может оказаться под влиянием вероубеждения христиан, их традиций и обычаев, то в таком случае заходить туда будет дозволено.
Можно ли совершить намаз в церкви?
В связи с вопросом, можно ли мусульманам зайти в православную церковь, чтобы совершить намаз, часто приводится в пример известный хадис о том, что для мусульманина возможно совершить молитву везде, поскольку мечетью является вся земля, за исключением бань и кладбищ. Хадис этот является обобщенным, но суть его заключается в том, что можно заходить и совершать молитву в любом месте, исключая те места, где это запретил делать Шариат. К таким запретным для молитв местам относятся бани, кладбища, места для загона верблюдов, те места, где наказанию Всевышнего были подвергнуты какие-либо народы, и те места, где имеют место нечистоты. Если в мечети есть могила, то в ней тоже запрещено совершать намаз.
Среди ученых есть разногласия относительно того, можно ли мусульманам заходить и молиться в немусульманских храмах — синагогах и церквях. Приводятся слова имама ибн Кудама, который говорил, что «Нет проблем совершить намаз в чистой церкви». Такой позиции придерживались Са‘ид ибн Абдуль-Азиз, Умар ибн Абдуль-Азиз, Хасан аль-Басри, аль-Ауза‘и и аш-Ша‘би, но категорически не соглашались с этим мнением Малик и ибн Аббас, которые утверждали, что совершать намаз и заходить в церковь мусульманам нельзя из-за наличия в церкви изображений.
Ряд же ученых придерживаются мнения, что заходить и совершать намаз в христианском храме или синагоге дозволяется, поскольку даже Пророк Мухаммад ﷺ совершал молитву в Каабе, хотя там изображения были. Пророку Аллаха ﷺ также принадлежат такие слова: «Где бы тебя не застала молитва, то совершай ее, поистине это место будет мечетью».
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что мусульманам не следует ходить в церковь и находиться в ней без особой нужды.
Источник
Можно ли мусульманину заходить в православную церковь
Я православная христианка, а мой муж придерживается Ислама. В связи с этим нам обоим пришлось разбираться, как в каких ситуациях религия каждого из нас относится к представителям другой веры. В этом материале расскажу о таком важном вопросе, как посещения христианских храмов мусульманами. Освещу эту тему с обеих сторон, то есть с позиций как Православия, так и Ислама.
Позиция христианского вероучения
Православие не запрещает ни мусульманам, ни представителям других религий посещать храмы как с туристической целью, так и для поклонения, то есть чтобы молиться и поклоняться иконам и иным святыням, ставить свечи, заказывать сорокоусты и обедни.
Также при желании можно свободно беседовать со священнослужителями и другими прихожанами, посещать праздничные и обучающие мероприятия. Важно только вести себя прилично и по возможности быть скромно одетым.
- Однако мусульмане, как и другие иноверцы (кроме других ветвей христианства), не могут принимать участие в христианских таинствах — венчании, покаянии, причастии, крещении (в роли гостя или крестного родителя) и так далее.
- Также для всех них запретна вторая часть литургии, называемая литургией Верных и начинающаяся после слов священника «Оглашенные, изыдите». Оглашенными называли тех, кто решил принять православие и готовится к крещению, но еще не прошел его.
Получить право участвовать в таинствах и присутствовать на всей литургии целиком мусульманин может только после того, как перестанет быть таковым, то есть совершит крещение в православии.
Позиция Ислама
Ислам религия неоднородная, в нем много течений и ответвлений, едва ли не больше, чем в христианстве. И если в том, что входить в православный храм, да и вообще в святилища любых других религий с целью поклонения нельзя, едины все мусульмане, то в остальном возможны нюансы.
Так, сунниты шафииты и ханафиты считают, что любое посещение христианской церкви — это харам, то есть запретное и грешное действие. Первые объясняют это наличием там не разрешенных для мусульман изображений людей и поклонением им, а вторые тем, что, по их мнению, там собираются шайтаны, готовые искушать и сбивать с пути истинного.
Многие ханбалиты и некоторые другие направления ислама придерживаются позиции, что визит в православный храм — это макрух, то есть нежелательное действие, которое не стоит совершать без сильной необходимости. То есть, например, если храм будет единственным местом поблизости, где можно укрыться от сильной непогоды или найти помощь в экстренной ситуации, то зайти туда можно. В остальных случаях этого лучше не делать.
Часть ханбалитов и не только они считают, что вина за создание изображений людей и поклонение им полностью ложится на тех, кто это сделал. То есть мусульманин, входя в церковь, не берет на себя греха за наличие там икон. Естественно, если не начинает им поклоняться. Также это направление ислама придерживается позиции, что в христианских храмах можно даже совершать намаз, если более подходящего места не оказалось, а время молитвы уже подошло.
Резюме
- Православие разрешает мусульманам посещать свои храмы как с туристическими целями, так и для молитвы, поклонения, обращения за помощью и так далее.
- Запретны для исповедующих ислам лишь церковные таинства и вторая часть литургии.
- Ислам однозначно не разрешает приходить в православные храмы с целью молитвы христианскому богу, поклонения иконам, участия в обрядах.
- В остальном различные течения ислама придерживаются разных позиций — кто-то запрещает посещение храмов и без цели поклонения, кто-то разрешает это в случае сильной необходимости, а кто-то не видит в этом греха для мусульман и даже допускает совершать намаз в здании церкви.
При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.
Источник
Можно ли мусульманам в церковь заходить и ставить свечи?
Наш мир многогранен. В душе каждого человека скрывается настоящий космос в миниатюре, что находит отражение в большом количестве религиозных верований, которые существуют на планете. Самыми распространенными религиями являются следующие:
- христианство;
- буддизм;
- ислам.
Они являются основными и уже давно называются мировыми. Причем буддизм относится к самым древним, а ислам — к самым молодым. Жители одной страны далеко не всегда придерживаются единой веры, поэтому в одном городе могут жить представители различных конфессий и строиться религиозные сооружения, относящиеся к разным культам. В связи с этим все чаще возникает вопрос о том, допустимо ли людям заходить в храмы иноверцев. На эту тему ведутся нескончаемые споры. Сегодня мы избрали темой нашего разговора ислам и решили поискать ответ на несколько вопросов, волнующих христиан и мусульман. Можно ли мусульманам в церковь заходить? Является ли это грехом?
Ислам и христианство: точка зрения богословов
К сожалению, в современном обществе христиан часто противопоставляют мусульманам. В социуме сложилось четкое представление о разности данных религиозных верований и их несхожести. Если провести на улице социальный опрос с участием молодежи обеих религий, то наверняка они с уверенностью будут рассказывать о том, насколько невозможно сосуществование людей со столь непохожим мировоззрением.
Но и христианские священники, и мусульманские имамы утверждают, что между нашими религиями не такая уж большая разница, и даже приводят примеры, которые нашли отражение в хадисах и Коране.
В первую очередь молодым людям, которые однозначно отрицательно отвечают на вопрос о том, можно ли мусульманам заходить в православную церковь, стоит обратиться к Корану. В нем не единожды христиан называют «людьми Писания» и говорят о них с большим уважением.
Тем же, кому этой информации недостаточно, можно порекомендовать отыскать в Коране строку, где повествуется о том, что христиане из всех религий наиболее приближены к мусульманам. Ведь они проповедуют покорность и смирение перед Богом. А таковым надлежит быть и правоверному мусульманину.
К тому же известно, что пророк Мухаммад отправлял своих последователей в Эфиопию для того, чтобы их уберегли от язычников именно христиане. Те прятали мусульман в своем доме достаточно долгое время, чем и спасли им жизнь. А после с миром отправили в путь.
Поэтому не стоит особо зацикливаться на том, насколько различны наши религиозные убеждения. Лучше жить с ощущением того, что все мы верим в единого Бога, который ждет от нас выполнения тех или иных правил. Вот теперь мы вплотную подошли к вопросу о том, можно ли мусульманам в церковь заходить. Давайте попробуем разобраться с этим довольно сложным для понимания вопросом, рассмотрев его со всех сторон.
Запрет на посещение церкви в Коране: существует ли он?
Многие из тех, кто ищет ответ на вопрос «можно ли мусульманам заходить в церковь», ссылаются на слова пророка Мухаммада, изложенные в одном из хадисов, где он запрещает правоверным совершать ритуалы на языческих капищах. Сюда почему-то современные люди автоматически относят и христианские храмы. Но вот верно ли это?
Если ссылаться на вышеприведенные факты, то в глазах пророка Мухаммада христиане стояли на ином уровне, чем язычники. Поэтому сравнивать храмы и капища просто невозможно. Что еще можно найти в Коране по данному вопросу?
Интересно, но прямых запретов на вход в христианскую церковь вы нигде не увидите. Пророк Мухаммад никогда не говорил об этом, то есть мусульманам не оставлено наставлений на данный счет. Как же быть? На что необходимо ориентироваться правоверным?
Существует немало свидетельств того, что сам Пророк, путешествуя по разным странам со своими последователями, совершал молитву в религиозных сооружениях других конфессий. При этом на вопросы о характере данного поступка он отвечал, что не видит в данном деянии никакого греха.
К тому же обе религии в некоторых странах настолько тесно связаны, что оказали глубокое влияние друг на друга. Например, в Азербайджане есть мечети, где на выходе можно поставить свечки. И если огонь горит ровно, то это говорит о чистой душе. А вот когда пламя колеблется и быстро затухает, значит, свечу поставил грешный человек с недобрыми мыслями. Такие верования подтверждают, что Бог един для всех людей и одинаково расположен к добрым и чистым душам.
Так можно ли мусульманину в церковь заходить? Как быть уверенным, что ты не совершаешь грех? Если делать вывод из всего выше написанного, то можно сказать, что дом Бога всегда является Его вместилищем, независимо от конфессии. Ведь важно то, с какими намерениями под своды храма входит человек. Вот эта тема требует более тщательного разбора.
Осмотр достопримечательностей: можно ли мусульманину заходить в церковь?
Посмотреть, что представляет собой культовый объект в плане архитектуры, или ознакомиться с внутренним убранством правоверным не возбраняется. Если у вас есть друзья-христиане, и вы абсолютно случайно оказались около церкви, в которую они хотят зайти, то не обязательно оставаться вне ее стен. Да-да, мусульманам не запрещено заходить в православные, католические или буддийские храмы.
Переступить порог религиозного сооружения иноверцев не считается грехом, об этом нигде нет ни единого упоминания. Единственное условие — в храме не должна идти служба. Ведь в этом случае вы станете невольным участником служения иному культу, а это уже попадает под категорию запретов.
Поэтому если вас сильно беспокоит вопрос о том, можно ли мусульманам в церковь заходить, чтобы просто осмотреть здание, то можете не волноваться: посещение храма не будет грехом.
Экскурсии по церквям и иным сакральным местам
Можно ли мусульманину заходить в церковь на экскурсию? В принципе, вопрос тесно связан с затронутым в предыдущем разделе. Интересно, но многие верующие уверенно отвечают, что христианину нельзя заходить в мечеть, а мусульманину — в храм. Поэтому во время путешествий люди часто упускают возможность посетить те или иные места, потому что они связаны с религиозным культом иноверцев.
Но на самом деле никаких запретов на этот счет не имеется. Любой правоверный может посещать христианские святые места с целью ознакомления. Это воспринимается в качестве обретения нового опыта и знаний, а мусульманин должен стремиться к их получению. Ведь только образованный и сведущий в разных сферах жизни человек может нести свет веры другим людям. Не стоит забывать, что это и есть одна из самых важных миссий ислама.
Исходя из вышесказанного, любой правоверный может отправиться в путешествие и в рамках экскурсионной программы посещать католические костелы в Европе и православные храмы в России. Все эти действия не считаются грехом.
Можно ли мусульманам заходить в церковь и ставить свечи?
Эта тема наиболее остро стоит в современном мире. Дело в том, что даже главы некоторых исконно мусульманских стран заходят в православные храмы и ставят свечи. Вспомним случай с главой Казахстана Назарбаевым шесть лет назад. Тогда он посетил собор в Астане и поставил свечу в Рождество. Это вызвало жесткое осуждение со стороны исламского мира. Однако многие правоверные рассматривали данный поступок как дань уважения христианству и символ того, что представители разных конфессий могут отлично договариваться между собой и жить в мире.
Так кто же прав в данном споре? Можно ли однозначно ответить на вопрос о зажжении свечей в храмах? Давайте подойдем к объяснению издалека. Несмотря на то что между христианством и исламом много общего, существует определенная разница в религиозных обрядах. Однако большинство ритуалов придуманы людьми, а не Богом, хотя и основаны на Его заветах.
Если исходить из основ ислама, то он запрещает совершать обряды других религиозных культов и выделяет как особенно тяжелый грех идолопоклонничество. Так как пророк Мухаммад не говорил о необходимости зажигать свечи, и такой традиции не существует, то, ставя свечи в храме, вы совершаете грех, проводя христианский обряд. Единственным исключением можно считать незнание, но и оно не может полностью очистить душу от греха.
Крестное знамение в церкви: допустимо ли это?
Можно ли мусульманину заходить в церковь и креститься? Этот вопрос тоже довольно часто задают на форумах. И ответ на него категоричен: нет! Если простое посещение церкви не является грехом, то сотворение крестного знамени несет в себе совсем иную духовную нагрузку. Это считается тяжелым проступком, ведь в исламе не принято креститься. А значит, данный процесс является харамом.
Целование икон в церкви
Можно ли мусульманам в церковь заходить и поклоняться иконам? Здесь двух мнений быть не может. Ислам иконы воспринимает в качестве идолов, а мы уже знаем, что эта религия отрицает и порицает идолопоклонничество.
Поэтому не стоит увлекаться иной верой и выполнять чужие ритуалы. Никто не запрещает правоверным заходить в христианские храмы, но не стоит блюсти чуждые вам традиции.
Намаз в церкви
Многим трудно представить, что намаз можно совершать в Божьем доме, относящимся к иной религии. Однако даже совершение намаза в церкви, когда поблизости нет более подходящего места (мечети), не возбраняется, а приветствуется. Вам необходимо только испросить на данное действие разрешения у священнослужителя. Как показывает практика, с этим не возникает никаких проблем: дом Божий открыт для всех Его детей.
Несколько слов в заключение
Надеемся, что наша статья пролила свет на проблему пребывания мусульманина в православной церкви, и теперь вы владеете всей необходимой информацией.
Источник