Можно ли мусульманам быть актерами
Содержание статьи
Кинематограф в Исламе
Декабрь 2010
Один из читателей сайта umma.ru прислал письмо с вопросами о кинематографе в Исламе. Сегодня, когда кинематограф является неотъемлемой частью современной жизни, мне кажется актуальным представить ответы на эти вопросы вниманию широкой публики.
Ренат, 26 лет: Я являюсь слушателем высших сценарно-режиссерских курсов (отделение «Режиссура игрового кино»). У меня возникли некоторые вопросы, связанные с этой профессией и по данному виду искусства.
Является ли игровое кино дозволенным видом искусства в Исламе?
Да, является.
Существуют ли вообще богословские заключения по данному виду искусства и где можно с ними ознакомиться?
Источники привести не смогу. Есть работы на эту тему, их суть заключается в следующем: если посредством кинематографа пропагандируется положительное, позитивное (развитие личности, воспитание характера, работа над своими нравственными качествами, эффективное преодоление трудностей, гармоничные отношения в семье либо с другими людьми и т. п.), тогда это канонически дозволено и даже необходимо и обязательно. Если посредством кино идет пропаганда насилия, коррупции, наркомании, пьянства, проституции, обмана и т. п., тогда это запрещено.
Что однозначно запрещено снимать режиссеру-мусульманину?
Запрещена пропаганда насилия, безбожия, пропаганда преступности. Но показ отдельных фрагментов этих негативных явлений в контексте «все познается в сравнении», конечно же, необходимо.
Если говорить об исторических личностях, являющихся непререкаемыми авторитетами в Исламе, о ком из них однозначно запрещено снимать фильмы, то есть использовать для воплощения их образа актера?
Это касается только пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).
При построении образа героя в кадре разрешено ли показывать его курящим, выпивающим, принимающим наркотики, т. е. использовать для обозначения его отрицательной или неоднозначной черты характера то, что в Исламе является запретным?
Такое возможно в контексте сравнения хорошего с плохим, в качестве контрастной демонстрации того, чего не должно быть и того, к чему следует стремиться.
Разрешено ли мусульманке сниматься в кино?
Да, конечно.
Разрешено ли мусульманину сниматься в кино?
Да, конечно.
Разрешены ли при построении кадра сцены насилия, убийства?
См. ответы выше.
Разрешено ли использовать образ девушек немусульманского стиля одежды в кадре?
Если они немусульманки, то, конечно, да. Кинематограф должен отражать реальную жизнь с элементами назидания и наставления, показывать весь колорит современного мира, делая акцент на том, что более полезно, важно и необходимо.
Если оба актера немусульмане, можно ли выстраивать кадр, в котором есть прикосновение мужчины и женщины друг к другу, поцелуи, объятия, но не более.
В рамках общепризнанных моральных норм — да, можно.
Выбирая фильм для просмотра, какими критериями руководствуетесь лично вы?
Он должен вписываться в мои жизненные цели и задачи, заряжать энергией и позитивом, просвещать относительно происходящего в мире. Уныние, нытье, безысходность, негативизм, мелодрамы и ужасы — это не для меня.
Можно ли рассматривать кино как средство развлечения, отдыха, проведения времени (речь не о ничегонеделании, а об отдыхе под, например, добрую комедию)?
Соглашусь, что это хорошая форма отдыха, если такое происходит не слишком часто и без излишней продолжительности.
Это не вопрос, а скорее просьба. Дайте, пожалуйста, напутствие будущему режиссеру кино. Что вы считаете важным знать, начиная этот путь?
Я бы советовал (1) изучить английский язык, дабы смотреть американский и английский кинематограф на языке оригинала, (2) внимательно прочитать несколько десятков книг современных известных коуч-консультантов, гуру бизнеса и маркетинга, миллиардеров и психологов. (3) Вам следует постараться изучить максимум граней человеческой личности, развитие ее эмоциональной, физической, интеллектуальной и духовной сторон.
Являясь верующим человеком и приобретая навыки режиссерского мастерства, вы по итогу изучения, в том числе и рекомендованного мною, сможете снять не один мировой шедевр или умопомрачительный экшен, где четко и современно будет представлена грань духовного роста личности, современной харизматичной личности.
Почему именно пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), а не других пророков (мир им), нельзя воплощать на экране?
Не знаю, такова традиция, имеющая корни в канонах, дабы люди не обожествили пророка Мухаммада подобно тому, как это произошло с пророком Иисусом, не ассоциировали его с актером, а также не изображали, что может привести к чрезмерному почитанию и обожествлению.
В одной из известных картин о пророке (да благословит его Всевышний и приветствует) «Мухаммад — посланник Бога» 1976 г. (реж. Мустафа Аккад) не изображаются и четверо праведных халифов, правивших после смерти Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). Существует ли относительно них некий официальный или неформальный запрет?
Запретов относительно них я не знаю, не встречал.
Источник
Кино и мусульмане
Киноиндустрия — это искусство воспроизведения на экране движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. И эти впечатления остаются в сознании человека надолго, и иногда некоторые эпизоды, увиденные на экране, влияют на поступки людей и становятся для некоторых судьбоносными.
Индустрия кино, как элемент массовой культуры, располагает огромными возможностями для целенаправленного стимулирования деятельности человека и формирования общественного мнения, внедрения в сознание людей тех или иных идей.
Новый человек с помощью кино
Документальные и художественные фильмы, помимо прямой рекламы выполняют функции и более сложного воздействия на зрителя, они диктуют ему образ жизни, образ чувств, модели психологических и социальных реакций, систему мировоззрения. Атака идет как на сознание, так и на подсознание человека.
Так, в СССР через художественные фильмы воспитывался «новый человек», преданный идеям коммунизма, создавался образ весёлого, честного и порядочного советского труженика. Над этим работало огромное количество людей, и всё, что было связано с кино, находилось под строгим контролем государственного аппарата пропаганды.
Но сегодня ответить на вопрос, какая модель общественного сознания формируется посредством кино, сложно. Нет прежней цензуры, фильмы снимают все, кто располагает необходимыми финансовыми возможностями. Таким образом, в условиях демократии и свободы слова любые идеи и элементы пропаганды через кинематограф льются на зрителя. Это и поток дешёвых иностранных сериалов и мыльных опер, картин, несущих идеи насилия и вседозволенности. Сложно предсказать, какой результат даст эта массированная атака на психику людей. Здесь специалистам есть широкое поле для научного анализа.
Образ мусульман в индустрии кино
Давайте рассмотрим образ мусульман, созданный киноиндустрией, и дадим оценку тому, как современные кинорежиссёры изображают потомков Адама (мир ему) и Евы, называющих себя покорившимися Всевышнему, то есть мусульманам. В общем, мусульманам в этом нереальном киномире отведена далеко не лучшая роль. Обычно это отрицательные персонажи, далёкие от высоких идеалов Ислама. Террористы и лица, склонные к этому виду деятельности или же арабские шейхи, жаждущие заполучить в гарем красивых девушек; наркодельцы и работорговцы — тоже наиболее типичные кинообразы; есть ещё множество других, не менее впечатляющих типажей в лице криминальных авторитетов, религиозных фанатиков, мелких воришек, торговцев овощами, басмачей и прочих. И что странно, почти всегда экранный образ мусульман невзрачный, представленный актёрами второго и третьего плана, при этом не очень симпатичными, передающий зрителю чувство страха и тревоги.
Отрицательный образ героев-мусульман оттеняется другими «положительными» персонажами, роли которых играют актёры с привлекательной внешностью, отличающихся изяществом в манерах и одежде. Подобными «трюками» зрителю навязывают отторжение всего, что связано с Исламом.
Мусульмане в российском кино
Болезни «исламофобии» не избежал и отечественный кинематограф в последние 10-15 лет. Особо «отличились» фильмы о войне на Кавказе и афганских событиях. Эти картины видело большинство россиян, сюжеты их известны и сводятся к прикрытому, а иногда и открытому противопоставлению религий, культур и традиций народов. Часто в таких картинах герои-мусульмане представлены жестокими преступниками, при этом (внимание!) скрупулёзно соблюдающими религиозные требования. Делается акцент именно на принадлежности преступников к Исламу, тогда как религиозность остальных представителей преступного мира не подчёркивается.
Все представители международного преступного анклава по сценарию выходцы из Кавказа или Ближнего востока, или же на экране пишется «…действия проходят в одной из Среднеазиатских или арабских стран». Как правило, в зависимости от фантазии кинорежиссёра, это не совсем положительный герой-мусульманин. Обычно это представитель международной террористической организации или наркобарон, а часто и то и другое в одном лице, сидит в своем замке, одетый в халат, с тюрбаном на голове и с чётками в руках в окружении злых охранников и танцующих девиц. При этом между приказами кого-то убить произносит «Аллаху Акбар!», «Да поможет нам Аллах!», «Шариат» и т. п. Очень часто звуковым фоном кадров с преступлениями становятся азан — призыв к молитве, чтение Священного Корана, молитвы и другие религиозные обряды.
Во время просмотра подобных фильмов хочется крикнуть: «Да вы, что все с ума посходили?! Эти действия киногероев, якобы мусульман, в корне противоречат требованиям Шариата!».
Спрашивается, неужели съёмочная группа со своим многомиллионным бюджетом не смогла найти хотя бы одного мусульманина-консультанта в вопросах Ислама? Почему никто не задумывается, что такими действиями задеваются религиозные чувства многомиллионной уммы?
А может, всё это делается намеренно?
Национальная безопасность
Конечно, кино — дело затратное и при удачных обстоятельствах бизнес очень выгодный. Но нельзя режиссёрам, сценаристам, актёрам и всем остальным, кто трудится в киноиндустрии, следовать принципу — чем скандальнее, тем популярнее. В России с её этническим и конфессиональным разнообразием нельзя не обращать внимания на обстоятельства, которые потенциально могут привести к ксенофобии и религиозной розни. Наше богатство — это межконфессиональное согласие, братство и сплочённость всех народов, живущих на территории Российской Федерации. И попытки искусственного противопоставления религий и народов являются преступлением и посягательством на национальную безопасность государства.
Мировое исламское кино
Говоря о мировой киноиндустрии в целом, можно сказать, что почти нет качественных художественных фильмов об Исламе и его истории, о Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение), его сподвижниках, о выдающихся мусульманских личностях. Есть лишь несколько малобюджетных картин очень плохого качества, хотя и с правильным религиозным содержанием и достоверными фактами. Они пользуются огромной популярностью среди мусульман, которые пересматривают их по нескольку раз. Но неужели Ислам не достоин того, чтобы о нём были сняты дорогие и качественные фильмы? Или у мусульман нет средств на такие проекты? Напротив, денег предостаточно! Арабы построили самый высокий небоскрёб в мире, умудрились соорудить посреди аравийских пустынь горнолыжные базы с настоящим снегом, искусственные острова… всего и не перечислить. Если сами не умеют снимать (а они действительно не умеют), то можно было бы заказать Голливуду фильм об истинном Исламе, а за деньги американские профессионалы снимут всё что угодно.
Но суть в том, что тем из мусульман, которым такие грандиозные проекты по плечу, нет до этого никакого дела…
Газета «Ас-салам» № 4 (353)
Источник
Какие современные профессии запретны с точки зрения ислама?
Ас-саляму алейкум уа рахматуллах уа баракатух.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогой брат Мадияр, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца, дабы все мы восприняли истину, и даровать нам благословение в этом мире и в День Последнего Суда, Аминь.
В ответ на Ваш вопрос хотелось бы привести выдержки из книги известного мусульманского ученого, шейха Юсуфа Аль Карадави «Халяль и харам в Исламе»:
Виды деятельности, с которыми борется Ислам
Существуют запрещенные Исламом виды деятельности, которые наносят вред обществу, его вере, морали, чести и нравственности.
Проституция
Проституция узаконена во многих странах Запада, где выдаются лицензии, дающие право ее обладателям вести такого рода деятельность наряду с другими профессиями. Ислам полностью осуждает и отвергает подобную практику и запрещает любой женщинe, свободной или несвободной, зарабатывать своим телом. Во время джахилийи некоторые владельцы рабынь ежедневно взимали с них дань, не заботясь о том, каким образом те зарабатывали деньги. Большинство рабынь вынуждено было прибегать к проституции, а иные хозяева принуждали их заниматься этим ремеслом, чтобы получать от этого прибыль. Ислам навсегда освободил своих сыновей и дочерей от подобной позорной ноши. Всевышний Аллах сказал:
«Своих невольниц, если они склонны к целомудрию, не принуждайте предаваться распутству ради приобретения мирских благ» (Коран, 24:33).
Ибн Аббас рассказывал, что Абдулла Ибн Убай (известный мунафик Медины) пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), приведя с собой одну из самых привлекательных своих невольниц по имени Муаза, и произнес: «О Посланник Аллаха! Она принадлежит к (такимто) сиротам. Не позволишь ли ты ей совершать прелюбодеяние с тем, чтобы они (эти сироты) что-то имели от этого?» — «Нет», ответил Пророк (мир eмy) (Фахруд-дин ар-Рази. Тафсир, т. 23, с. 320). Так Посланник Аллаха (Мир ему) запретил эту скверную профессию, независимо от того, на что будет расходоваться заработок от нее. При этом отвергаются любые ссьтки на нужду, отчаяние или высокие цели, и все это важно потому, что мусульманское общество не должно быть запачкано этой мерзостью.
Танцы и стриптиз
Подобным же образом Ислам не приемлет стриптиз, а также другие виды деятельности, побуждающие к похоти, например непри стой ное пение, бесстыдные актерские сцены и другие аналогичные забавы, которые называют сегодня «искусством» И относят к прогрессивным явлениям. Ислам запрещает любой вид интимных отношений вне брака, а также любое слово и дело, приводящее к запретным отношениям. Это — одна из основных заповедей Корана, запрещающая прелюбодеяние (араб. зина).
«Не приближайтесь к зина, ибо оно — мерзость и мерзкий путь» (Коран, 17:32).
Смысл этой фразы в том, что запрещено не только само прелюбодеяние, но и все то, что приближает к нему. Все, о чем шла речь выше, например непристойные песни и танцы, представляют собой «приближение к прелюбодеянию»; подобные действия провоцируют похоть, что толкает человека к греху. Разве не зло то, что они творят?!
Профессия ваятеля статуй
Ранее мы отмечали, что Ислам запрещает приобретать статуи и тем более их изготавливать. Аль-Бухари передал слова Саида Ибн Абу аль-Хасана, который говорил: «Я был с Ибн Аббасом, когда к нему подошел человек и сказал: «О Ибн Аббас, я зарабатываю на жизнь своими собственными руками, ваяя эти образы!» Ибн Аббас ответил ему: «Мне не остается ничего, кроме как процитировать то, что я слышал от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
«Кто ваяет образ, подвергнется божьей каре, пока не вдохнет в негo духа, но он никогда не сможет этого сделать». Видя, что человек не удовлетворился ответом, Ибн Аббас добавил: «Горе тебе, если ты ослушаешься! Лучше тебе ваять дерево и все, что не имеет души»» (Аль-Бухари).
То же самое относится к созданию идолов и им подобных. Что касается живописи и фотографии, мы ранее отмечали, что дух шариата склонен к их разрешению или как максимум к их неодобрению. Но они будут являться запретными, если на них (на фотографии или на живописном полотне) изображен непристойный вид женщины или показаны интимные отношения между мужчиной и женщиной и т. д. То же самое касается возвеличивающих изображений, как, например, образы ангелов, пророков и других.
Производство алкоголя и наркотиков
Как ранее отмечено, Ислам запрещает любое действие, связанное с опьяняющими напитками (хамр), будь то производство, распространение или потребление. Каждый, принимающий в этом участие, является проклятым, по словам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Это же относится и к наркотикам типа гашиша, опиума и им подобных, их производство, распространение или потребление также рассматривается как харам. Короче говоря, Ислам запрещает работать в любой отрасли, заниматься любым видом трудовой деятельности, которая имеет какое-либо отношение ко всему тому, что относится к хараму.
Коммерческая трудовая деятельность
Ислам в Коране и хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) настоятельно призывает заниматься торговлей, а также с этой целью совершать поездки и путешествия, что обозначено в Коране, как «поиск милости Аллаха». Всевышний сравнивает путешествующих торговцев с теми, кто сражается на Его пути. Он говорит:
« … некоторые из вас странствуют по земле в поисках милостей Аллаха, а иные сражаются на пути Аллаха … » (Коран, 73:20).
Аллах в Коране поощряет людей к торговле местной и международной, с использованием морских путей, которые и сегодня остаются важнейшим международным транспортным средством. По поводу поощрения в использовании морского пароходства для торговли Всевышний говорит:
«Ты видишь также корабли, бороздящие моря, чтобы вы мощи добиваться Eгo милости: быть может, вы будете 6лaroдарны» (Коран, 35:12).
В других аятах Он описывает ветры, ассоциируя их с движением кораблей:
«Из Его знамений — то, что Он посылает ветры добрыми вестниками, дабы вы вкусили Его милостей, дабы плавали корабли по Его воле, дабы вы жаждали Его щедрот. Тогда, быть может, вы будете благодарны» (Коран, 30:46).
Коран неоднократно подчеркивает милость Аллаха по отношению к людям и обращает внимание на ее благодать для человека. Так что Коран доказывает через знамения Аллаха мощь и мудрость, заключенную в кораблях, каждого
« … корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами …» (Коран, 2:164).
«Среди Его знамений — плывущие по морю корабли, подобные горам» (Коран, 42:32).
Аллах упрочил позицию жителей Мекки, превратив их город в процветающий торговый центр Аравийского полуострова:
«Но разве Мы не закрепили за ними безопасного святилища, к которому привозят всевозможные плоды, ниспосланные Нами?» (Коран, 28:57).
Подтверждением тому служит мольба Ибрахима:
«Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Tвоего заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву. Склони сердца людей к ним, надели их плодами, быть может, они возблагодарят [Тебя]» (Коран, 14:37).
Аллах упрочил позицию курайшитов, предоставив им возможность совершать две торговые поездки в год. Зимой они направлялись в Йемен, а летом в Шам. Они были в безопасности во время своих поездок, так как являлись хранителями Дома Аллаха (Каабы). Поклоняясь Единому Аллаху, Господину Дома и дарителю этой милости, они благодарили его за эту милость:
«Ради единения племени курайш, единения их во время зимней поездки [в Йемен] и летней поездки [в Сирию], пусть они (т.е. курайшиты) поклоняются Господу этого храма, который накормил их при голоде и избавил от страха» (Коран, 106).
Ислам предоставил мусульманам возможность развивать международную торговлю, ежегодно собирая их у Своего Запретного Дома:
« … они прибывали к тебе [в Мекку] и пешком, и на поджарых верблюдах из самых отдаленных поселений, дабы удостовериться в том, что полезно для них, славить имя Аллаха … » (Коран, 22:27-28).
Безусловно, одним из важных благ является торговля. Аль Бухари сообщает, что мусульман смущало занятие торговлей во время хаджа из-за боязни, что это может скомпрометировать искренность их намерений или же чистоту их молитв. На это был ниспослан конкретный аят, говорящий:
«Вы не совершите греха, если [во время хаджа] будете искать милости от вашего Господа … » (Коран, 2:198).
Коран одобряет тех, кто регулярно посещает мечети, прославляя своего Господа и днем и вечером, это
« … мужи, которым ни торговля, ни купля не служат помехой тому, чтобы не забывать Аллаха, совершать обрядовую молитву и вносить закят … » (Коран, 24:37).
С точки зрения Ислама, истинные верующие — не те, что восседают в мечетях, дервишских обителях и монастырях. Истинные верующие — это деловые люди (бизнесмены), которых их мирские дела не отвращают от религиозных предписаний. Выше мы привели некоторые отрывки из Корана по поводу торговли. Что же касается Пророка Ислама, то он всячески поощрял торговлю, предписывая для нее свои правила, которые отражены в его словах, делах и установлениях. Из его мудрых изречений мы знаем следующие слова:
«Честный и заслуживающий доверия торговец будет вместе с шахидами (павшими на пути Аллаха) в День Воскресения» (Передано Ибн Маджой и аль-Хакимом, которые отнесли это высказывание к достоверным).
«Честный и заслуживающий доверия торговец будет вместе с Пророками, праведниками и шахидами» (Передано аль-Хакимом и ат- Тирмизи).
Неудивительно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приравнивал честного торговца к борцам и шахидам на пути Аллаха. Жизненный опыт подтверждает, что джихад бывает не только на поле брани, но и в сфере экономики. Было обещано, что Аллах возвысит торговцев и они получат высокое вознаграждение в будущей жизни. Известно, что торговля вовлекает в азарт, который побуждает добиваться прибыли любыми способами. Устоявший в рамках честности и доверия является муджахедом — победителем над своей страстью, такой достоин звания муджахеда (борца на пути Аллаха). Особенностью торговли является и то, что занимающийся ею погружен в подсчеты своего капитала и прибыли, так что даже во времена Пророка при чтении им пятничной проповеди народ, сидевший перед ним, услышав о прибывшем торговом караване, кинулся к нему, оставив Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). По поводу этого Всевышний Аллах предостерег людей:
«Но они, едва представится им [случай] заняться торговлей или предаться развлечениям, поспешно устремляются к этим занятиям, оставляя тебя стоять [на возвышении для чтения проповедей]. Скажи [,Мухаммад]: «То, что у Аллаха, лучше забав и торговли, и Аллах — наилучший из тех, кто дает удел»» (Коран, 62:11).
Поэтому тот, кто в водовороте коммерческой деятельности сможет остаться на ясной и твердой позиции пред Аллахом с трепетом в своем сердце и с Его именем на устах, заслуживает того, чтобы оказаться среди тех, кого облагодетельствует Аллах, подобно пророкам, праведникам и шахидам. У нас достаточно много примеров участия Пророка в торговой сфере. Помимо того что он занимался укреплением духовности, основывая первую мечеть в Медине, чтобы она стала местом для поклонения, распространения знаний, призыва к поклонению и центром государства, он обращал внимание и на экономику. Он образовал чисто исламский рынок вместо рынка Бани Кайнука, который был под управлением иудеев. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) лично разъяснил и обучил людей, как следует вести дела, чтобы исключить обман, обвешивание, спекуляцию и тому подобное. Среди сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) мы можем встретить искусных торговцев, ремесленников, земледельцев, а также представителей других специальностей и профессий. Сподвижники находились вокруг него, когда к нему являлся Праведный дух с Божьей волей и ниспосылал божественные откровения, и он разъяснял им эти небесные послания. Все искренне любили Пророка и жаждали того, чтобы не разлучаться с ним ни на миг. В то же время мы видим, что каждый сподвижник был занят своим делом. Кто-то отправлялся в торговую поездку, а кто-то сажал пальмы и возделывал свои поля. В случае если кто-либо что-то упустил из передаваемых Посланником знаний, то он спрашивал о сказанном своих братьев, так как присутствовавший должен был довести эти знания до отсутствовавшего. Большинство сподвижников из Медины (ансары) были земледельцами и выращивали финиковые пальмы, а переселенцы (мухаджиры) из Мекки были предпринимателями и занимались торговлей. Например, Абдур-рахман Ибн Ауф, Мухаджир, и Саид Ибн ар- Рабиа, ансар, по наставлению Пророка стали братьями по вере после того, как мусульмане Мекки прибыли в Медину. Саид предложил Абдур-рахману половину своей собственности, один из двух своих домов и попросил его выбрать одну из своих двух жен, с которой Саид готов был развестись для своего брата. Эта благородная жертва быта с благодарностью отклонена под благородным предлогом:
«Пусть Аллах благословит твое имущество и семью, — сказал Абдур-рахман Саиду. — Я не нуждаюсь в них. Скажи только, где у вас более оживленная торговля». «На базаре Бану Кайнука», — сказал Саид. Абдур-рахман направился на базар, прихватив с собой сыр и масло для продажи. Он продолжал свою коммерческую деятельность до тех пор, пока не стал одним из самых богатых мусульман, и до конца своей жизни прожил в огромном достатке. Торговец Абу Бакр ас-Сиддик даже в день избрания его халифом решил направиться на базар. Умар так говорил о себе: «Шум базаров (торговля) отвлекал меня от слушанья хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». Усман также занимался торговлей, как и многие другие.
Запретные виды торговли
Ислам запрещает только ту торговлю, что связана с несправедливостью, обманом, эксплуатацией и всем тем, что порицаемо в Исламе. Сделки считаются запретными (харам), если они связаны с алкогольными напитками, наркотиками, свининой, идолами, статуями и прочим, потребление и использование которых запрещено в Исламе. Любой доход от таких сделок является мерзостью, и пристанищем плоти, которая вскормлена такими доходами, будет ад. Честность и порядочность в торговле запретным не спасет этих людей, так как они торгуют тем, против чего выступает Ислам. Разрешено торговать золотом и шелком, предназначенным для женщин, но не для мужчин. Торговцы, ведущие разрешенную торговлю, должны всегда быть начеку, чтобы в День Воскресения не оказаться среди нечестивцев.
«А грешники, воистину, будут в аду» (Коран, 82:14).
Однажды, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) направился в мечеть, он увидел нескольких торгующих людей и обратился к ним:
«Торговцы!».
Они подняли головы и посмотрели на него. Тогда он сказал:
«Торговцы найдут свое место среди нечестивых в День Воскресения, за исключением тех, кто был богобоязненным, честным и правдивым» (Передано ат- Тирмизи, Ибн Маджой, Ибн Хаббаном и аль-Хакимом. Передано ат-Табарани).
Василя Ибн аль-Аска сказал: «Мы были коммерсантами. К нам выходил Пророк (Мир ему) и говорил:
«Торговцы, остерегайтесь лжи» (Ат-Табарани).
Таким образом он предостерегал торговцев от лжи, у которой бывает печальный конец. Ложь является нечестием, ведущим в ад. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерегал от частых клятв, в особенности если они содержали ложь, говоря:
«На троих в День Воскресения Аллах не будет обращать внимание и оправдывать их, и уготовано для них мучительное наказание. Один из них тот, кто продает товар благодаря ложным клятвам» (Передано Муслимом и другими).
Абу Саид рассказывал: «Один араб с овцой проходил мимо меня, и я спросил: «Не продашь ли ты ее за три дирхама?,) Он ответил: «Клянусь Аллахом, нет!» Однако он ее продал. Я рассказывал об этом Посланнику Аллаха (Мир ему), который сказал:
«Он продал свою будущую жизнь за мирскую» (Ибн Хиббан).
Остерегайтесь обмана, так как обманщику не место в Исламской умме. Остерегайтесь обвешивания. Остерегайтесь монополизации товара, иначе лишитесь благословения Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Остерегайтесь ростовщичества, дабы не погубил вас Аллах за это. Как сказано в хадисе,
«осознанное использование дирхама [полученного] от ростовщичества, хуже, чем совершение тридцати шести прелюбодеяний» (Ахмад).
Запретные виды профессии
Все дозволенные виды деятельности не должны быть направлены во вред мусульманам. Недопустимо, чтобы мусульманин, будучи солдатом или офицером, служил в армии, воюющей против мусульман, или работал в любой организации, на предприятии или в учреждении, имеющем антиисламскую и антимусульманскую направленность. Подобно сказанному выше, любой вид деятельности, способствующий несправедливости или хараму, является запретным. К таковым видам деятельности относится работа в ростовщических организациях, в местах продажи алкоголя и тому подобное. Никто, занимаясь такой работой, не избежит греха, ссылаясь на непрямую причастность к запретному (хараму). Как было сказано ранее, основным принципом Ислама является следующее: любая деятельность, способствующая возникновению и распространению харама, сама по себе является харамом. По этой причине Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проклял того, кто составляет документ на ссуду под процент, и того, кто свидетельствует этот факт, и также того, кто расходует полученный процент. Проклял он и тех, кто производит и разливает вино, так же как и пьющих. Однако если человека крайняя необходимость вынуждает из-за отсутствия источника существования выполнять такую работу, то в этом случае она допускается при условии, что параллельно человек ищет разрешенный вид деятельности, пока Аллах не дарует ему достойный труд. Мусульманин должен статься избегать сомнительных мест, гдe он может зарабатывать внушительную плату, но где будут нарушены его убеждения и где он отступит от своих религиозных правил. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Оставьте сомнительное и обратитесь к тому, что не дает вам повода для сомнению» (Передано Ахмадом, ат-Тирмизи, ан-Насаи, аль-Хакимом и Ибн Хаб6аном).
Он также говорил:
«Человек не достигнет степени богобоязненности до тех пор, пока он не будет остерегаться безвредного из-за боязни, что оно может оказаться вредным» (Передано ат- Тирмизи).
Всевышний Аллах знает лучше.
Источник