Можно ли муниципальный служащий быть учредителем ооо
Содержание статьи
Может ли госслужащий быть учредителем ООО по закону?
Может ли в России госслужащий быть официальным учредителем ООО? В средствах массовой информации четкий ответ на этот вопрос отыскать довольно затруднительно. Здесь в основном утверждается, что подобного рода действия чиновникам запрещены. Между тем все не так однозначно. Давайте разберемся в нюансах отечественного законодательства.
Читайте также: Как генеральному директору можно уволиться без согласия учредителей
Общие сведения
Любое общество с ограниченной ответственностью – это всегда коммерческая структура. Подобное определение мы без труда находим в 66-й статье Гражданского кодекса. Проще говоря, его деятельность нацелена прежде всего на извлечение дохода.
На основании вышесказанного СМИ делают однозначный вывод: пребывающий на службе не имеет права становиться учредителем, по крайней мере, в тот период, пока исполняет должностные обязанности. Указывается, что при выявлении подобного факта чиновника привлекут к ответственности или, в лучшем случае, только уволят.
Когда же гражданин только планирует начать карьеру на государственной гражданской службе, он должен обеспечить заблаговременную передачу своей доли любому другому физическому или юридическому лицу в доверительное управление. Порядок осуществления данной процедуры расписан в 53-й главе ГК.
Что в этих утверждениях является правдой? Разберемся далее.
Разрешается ли госслужащим учреждать ООО
Как муниципальным, так государственным служащим, никто не запрещает становиться учредителями ООО, ибо законодательство не предусматривает за данное деяние какой-либо ответственности. Как видим, в этом средства массовой информации ошибаются.
Правы СМИ в том, что причитающая государственному служащему доля в бизнесе должна передаваться в обязательном порядке в доверительное управление. Тем, кто решится проигнорировать указанное требование законодательства, грозит, в худшем случае, лишь дисциплинарная ответственность.
Законодательство
Обо всех существующих на сегодняшний момент запретах сообщается в 79-м Федеральном законе, введенном в действие еще в июле 2007 года. Этот нормативный акт регламентирует деятельность гражданской службы в России. Конкретно о нашем вопросе говорится в 16-17 статьях названного документа.
Тем не менее ни в упомянутом законе, ни в каких-либо иных актах нет запретов на учреждение субъектов хозяйственной деятельности или участие в их работе. При этом даже поверхностное прочтение 17-й статьи 79-го ФЗ (2 часть) и ст. 11 273-го ФЗ («О коррупции») позволяет убедиться, что чиновник вправе владеть долями в капиталах тех или иных коммерческих организаций.
Проще говоря, сам по себе факт наличия в собственности части ООО не рассматривается как законное основание для принятия мер дисциплинарного характера в отношении чиновника.
Тем не менее это далеко не все – учредитель субъекта экономической деятельности рискует в период пребывания на государственной (муниципальной) службе столкнуться с невозможностью выполнять возложенные на него обязанности требующимся образом из-за имеющихся конфликтов интересов. Именно по этой причине он и должен побеспокоиться о передаче собственности в доверительное управление.
О том, что такое конфликт интересов, мы узнаем из того же 79-го закона. Здесь, в частности, сообщается – речь идет о ситуациях, когда личная вовлеченность служащего в деятельность коммерческого предприятия может оказать влияние на:
- осуществление им полномочий;
- беспристрастность;
- объективность решений.
Под личной заинтересованностью законодательство понимает возможность:
- извлекать определенные доходы в виде ценного имущества, прав на него, услуг или наличных денег;
- получения преимуществ для себя, близких родственников, организаций с коими имеются материальные связи.
Об этом говорится в 79-м законе, а точнее, в его 19-й статье (3-я часть).
К близким родственникам принадлежат:
- родители;
- дети;
- супруги;
- братья и сестры.
Что будет
Как уже ранее отмечалось, главным смыслом создания ООО является извлечение прибыли. Соответственно, любой учредитель общества имеет право принять участие в ее распределении. Это, в свою очередь, приносит ему доход. Важный момент – его размер не имеет никакого значения.
Гражданину, поступившему на госслужбу, открывается конфиденциальная информация. Человек же получает гипотетическую возможность влиять на решения, принимаемые тем органом, где он трудоустроен.
Все это дает основание полагать, что участие чиновника в работе ООО потенциально приводит к образованию конфликта интересов. Избежать последнего позволяет своевременная передача активов в доверительное управление.
Как следует из 79-го закона (16-я статья, 1-я часть), при игнорировании запрета и неисполнении обязанностей, предусмотренных в 273-м законе, гражданин не может пребывать на госслужбе. Здесь работодатель (или его законный представитель) обязаны принять все необходимые меры для предотвращения конфликта интересов либо его урегулирования. Меры для этого предусмотрены разные, но наиболее действенная из них – отстранение от должности.
Может ли в РФ госслужащий быть учредителем других организаций
В 16-й статье 79-го ФЗ сообщается, что государственный служащий не вправе занимать должности в неправительственных иностранных организациях. То есть он не может состоять в их:
- органах управления;
- наблюдательных (попечительских) советах;
- других руководящих структурах.
Исключением являются случаи, предусмотренные в отечественном законодательстве.
В то же время государственному служащему не возбраняется становиться соучредителем или участвовать в управлении различных кооперативов:
- гаражный;
- строительный;
- жилищный;
- садоводческий;
- потребительский;
- дачный и пр.
Аналогично разрешено чиновникам работать в:
- официально действующих профсоюзах;
- товариществах собственников жилья.
Источник
Вопрос
Имеет ли право муниципальный служащий быть учредителем хозяйствующего субъекта?
Ответ
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №25-ФЗ) в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией. Необходимо отметить, что словосочетание «лично или через доверенных лиц» относится в данном случае исключительно к запрету на занятие предпринимательской деятельностью.
Вместе с тем действующее законодательство Российской Федерации позволяет лицам, замещающим муниципальные должности, а также муниципальным служащим входить в состав органов управления иных хозяйствующих субъектов при условии, что это им поручено соответствующими муниципальными правовыми актами и в порядке, установленном такими правовыми актами (пункт 2 части 7 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона №135-ФЗ от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект – это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. По мнению Комитета, данное определение правомерно применять для Федерального закона №25-ФЗ.
В случае, если муниципальный служащий до принятия изменений в Федеральный закон №25-ФЗ входил в состав высшего органа управления автономной некоммерческой организации, то в настоящее время оставаться в этом качестве он может только в случае, если это ему поручено соответствующим муниципальным правовым актом.
В указанных выше федеральных законах не содержится запрета на то, чтобы муниципальный служащий выступал в качестве учредителя хозяйствующего субъекта. Вместе с тем, Комитет полагает, что недопустима ситуация, когда муниципальные служащие являются единственными учредителями тех или иных хозяйствующих субъектов, поскольку для обеспечения их деятельности они будут вынуждены осуществлять управление данными хозяйствующими субъектами, что не соответствует требованиям пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона №25-ФЗ. Например, согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно. В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно.
Учитывая вышеизложенное, муниципальные служащие могут быть учредителями хозяйствующих субъектов (если учредителей два и более), но при условии, что они не принимают какого-либо участия в управлении указанными субъектами.
Примечание:
новая редакция введена Федеральным законом № 64-ФЗ от 3.04.2017
пункт 3 части 1 статьи 14 изложить в следующей редакции:
«3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя (работодателя) в порядке, установленном муниципальным правовым актом), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления;»;
Источник
Имеет ли право муниципальный служащий быть учредителем в ООО. — вопрос №12070035 © 9111.ru — 2021 г.
1)
Цитата:
Имеет ли право муниципальный служащий быть учредителем в ООО.
Нет, он не имеет права заниматься коммерческой деятельностью.
2)
Имеет ли право муниципальный служащий быть учредителем в ООО. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации такой возможности не предоставляет.
3)
Полагаю, что не может. Исходя из ст.14 Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации»
Статья 14. Запреты, связанные с муниципальной службой
1. В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:
…
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
Удачи Вам!
4)
Нет, не имеет.
В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
ст. 14 п. 3 ФЗ «О муниципальной службе в РФ»
5)
нет, муниципальный служащий не имеет право быть учредителем ООО. Спасибо за выбор нашего сайта, всего доброго, до свидания.
2)
Как осуществляется переход права собственности на имущество от ООО к учредителям (физическим лицам) ?
1)
Если участник остается в ООО — договор купли-продажи или дарения. В случае его выхода — имущество может быть ему передано в счет оплаты действительной стоимости его доли.
3)
На данный момент являюсь учредителем ООО с долей 50%остальные 50% принадлежат самому обществу, право подписи только у ген. директора. Полгода назад я являлся ген. директором этого общества, а мой компаньон зам. директора, но фактически управлял делами он. Был получен кредит 2.800 млн. руб в банке, часть суммы под залог недвижимости, часть под гарантию гарантийного фонда области. Затем у меня с компаньоном произошел конфликт вследствие чего, я решил выйти из общества. На должность ген. директора вступил он, но в учредители он так и не вступил. Теперь он вообще исчез, возможно выехал из страны, кредит не гасится, ООО деятельности не ведет, просрочка уже 4 й месяц. Как мне, как учредителю без права подписи поступать в данной ситуации?
1)
По сути Вы единственный участник общества.
Своим решением освободить директора от занимаемой должности, назначить нового директора, у которого и будет право подписи с момента его назначения. Этим директором можете назначить себя.
4)
Как правильно оформить уступку права требования по беспроцентному займу учредителей при продаже ООО?
1)
Как оформить? — соответствующим договором.
2)
Договором об уступке права требования.
5)
Как именно различаются права учредителей при разделении доли ООО 50/50 и 49/51?
1)
Различаются в количестве голосов на общем собрании участников и в размере получаемых дивидендов.
6)
Регистрация нового ООО. Два учредителя, доли по 50%.
Вопрос: если действовать без права доверенности хотят оба, как оформляется лист E формы 11001?
1)
Пункты 1-8 заполняются строго по паспорту лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица. В пункте 6 указываем должность лица — Генеральный директор, в пункте 7, при отсутствии ИНН, в ячейках ставим прочерки.
Пункт 9 формы 11001 «Адрес места жительства» заполняется в соответствии с паспортными данными Генерального директора и данными КЛАДР.
7)
Передача учредителем физ лицом в ООО своих корпоративных прав другому учредителю юрлицу по законам РФ
Имеется ООО Кредо его учредители два юрлица и одно физлицо. Физ лицо желает передать свои корпоративные права юрлицу ООО Старт и выйти из учредителей ООО Кредо.
1)
Федеральный закон «Об обществах с ограниченной возможностью» предоставляет право физ лицу выйти из ООО. передав свою долю в ООО любому другому участнику.
Разворотнева Еленаг. Воронеж
1)
Действующее законодательство не содержит запретов на участие учредителя юридического лица в трудовых отношениях с этим же юридическим лицом. В данном случае гражданско-правовые отношения, возникшие при учреждении организации, не пересекаются с трудовыми отношениями.
Бесплатный вопрос юристам онлайн
Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Источник
Государственная служба и учредитель ООО — Правовед.RU
Добрый день!
Меня пригласили участвовать в конкурсе на государственную службу, готовлю пакет документов.
Дело в том, что я являюсь со-учредителем ООО. Второй учредитель — мой муж. По факту этой деятельностью мы не занимаемся и доходов она не приносит. Операционным управлением я не занимаюсь, должности не занимаю, никаких доходов не получаю.
Знаю, что на гос.службе нельзя заниматься предпринимательской деятельностью.
При поступлении на гос.службу я готова отказаться от своей доли, но пока будут рассматривать мою анкету, биографию, все равно там столкнутся с этим фактом и боюсь, что это может послужить основанием для отказа для дальнейшего участия в конкурсе. При этом в целом мой опыт и знания очень подходят для данной гос.службы, собственно поэтому и пригласили участвовать.
Вопрос:
1) Даже если я откажусь от доли, то единственным учредителем останется мой муж. Это все равно может быть основанием для отказа в гос.службе?
2) Если отказываться от доли, то как это происходит — передача в доверительное управление или как то можно по-другому?
17 Июня 2020, 07:41, вопрос №2801895
Ольга, г. Москва
1000 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть
Консультация юриста онлайн
Ответ на сайте в течение 15 минут
Задать вопрос
Ответы юристов (3)
получен
гонорар 50%
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Ольга, здравствуйте.
1) Даже если я откажусь от доли, то единственным учредителем останется мой муж. Это все равно может быть основанием для отказа в гос.службе?
Ольга
Нет, не является.
Основания отказа в приеме на государственную службу оговорены в ст. 16 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в которой не называется в числе ограничений наличие у Вас доли в ООО, при этом ряд запретов определен иными нормами данного закона.
В частности, в ст. 17 данного закона говориться, что
1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
3) участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией
3.1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
Указанный запрет касается только самого гос.служащего, а не его родственников.
Таким образом, при отказе Вами от доли в ООО, но при условии предоставлении Вами сведений о Ваших доходах — Вам не могут отказать по данному основанию в приеме на службу, поскольку Вы на момент подачи и рассмотрения документов о приеме на службу не нарушаете требований поступления на службу, а следовательно в перспективе Вами будет соблюден установленный запрет.
При этом в предоставляемой декларации Вы указываете на наличие у Вас доли (в период с какого и по какое число), а также сведения о полученных доходах до поступления на службу.
получен
гонорар 50%
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
1) Даже если я откажусь от доли, то единственным учредителем останется мой муж. Это все равно может быть основанием для отказа в гос.службе?
Ольга
Здравствуйте. Наличие доли в ООО в собственности у Вас не может быть основанием для отказа в поступлении на госслужбу. Другое дело, что после того, как Вы поступите на нее Вы должны будете перестать быть участником ООО, поскольку для гражданских служащих установлен соответствующий запрет, кроме случаев, установленных международными договорами РФ или федеральными законами (п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о госслужбе). При этом такой запрет не распространяется на родственников, включая и близких.
2) Если отказываться от доли, то как это происходит — передача в доверительное управление или как то можно по-другому?
Ольга
Вы можете воспользоваться как доверительным управлением, так и подарить или продать эту долю супругу. Обращаю Ваше внимание на то, что поскольку в этом ООО доли принадлежат и Вам и мужу, значит Ваша доля не является совместной собственностью, но единоличной Вашей собственностью, которой Вы можете распорядиться по своему усмотрению (ст. 209 ГК РФ).
При поступлении на гос.службу я готова отказаться от своей доли, но пока будут рассматривать мою анкету, биографию, все равно там столкнутся с этим фактом
Ольга
Вы должны указать данные сведения в анкетных данных и это, как я уже сказал, не может являться основанием для отказа, но лишь возложит на Вас обязанность избавиться от доли после того, как Вы поступите на госслужбу.
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Добрый день Ольга!
Вы указываете, что:
Меня пригласили участвовать в конкурсе на государственную службу, готовлю пакет документов.
Это конкурс в кадровый резерв или на вакантную должность?
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:
Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.
Не имеет значения Ваше текущее участие/управление коммерческими организациями на момент проведения конкурса, поскольку оценке комиссии подлежит исключительно соответствие Вас как специалиста квалификационным требованиям.
Далее, уже в связи с поступлением участника ООО на государственную гражданскую службу (а не в связи с участием в конкурсе на право замещения должности) его участие в коммерческой организации должно быть прекращено в установленном уставом ООО порядке, поскольку п. 3 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены соответствующие ограничения, как это указано коллегами выше. Несоблюдение ограничений после заключения служебного контракта может привести к увольнению по основанию утраты доверия (ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Между успешным прохождением конкурса и фактическим назначением на должность у Вас будет время для выхода/оформления сделки с долей в порядке, установленном Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
В этой связи в случае успешного прохождения конкурса предоставите в подразделение государственного органа, занимающегося сопровождением государственной службы и кадров документы, подтверждающие прекращение участия в ООО (т.е., подтверждающих выход из состава участников ООО либо отчуждение доли).
Все услуги юристов в Иркутске
Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.
Источник