Можно ли молиться и быть не крещенным
Содержание статьи
Что можно некрещеному человеку
Некрещеный человек находится вне Церкви. Почему его не пускают туда? Ему не хватает чего-то, он словно и не полноценный? Или сам он не хочет зайти в храм, понять и разобраться? Еще сложнее ситуация, когда близкий умер некрещеным. Можно ли некрещеного отпеть, как молиться за него, ставить свечку, поминать, отпевать? И главное: почему Церковь, призванная всех любить, так немилосердна к некрещеным людям? На эти и другие вопросы отвечают опытные священники разных регионов России.
Можно ли ставить
свечку за некрещеного человека?
Cвященник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что мы хотим сказать, формулируя “ставить свечку за кого-то”. Потому что сама по себе идея эта имеет некоторую неправильность.
Буквальный смысл свечи — это наш дар Богу. И это понятно, потому что цена свечей — условная копейка за пучок. И когда мы кладем за свечной ящик сколько-то рублей, то это именно наш дар Богу. Поэтому, думаю, неправильно говорить “свечка ЗА кого-то”. Вот милостыню за кого-то дать можно. И Святые Отцы об этом говорят при ответе на вопрос о том, как помочь некрещеному человеку. Они призывают подавать милостыню за него. Это такой способ замолить и свои грехи, преодолеть их — подавать милостыню.
Свеча — символ нашей молитвы. Церковь — не буддийский монастырь, в котором есть колесо, как мельница, барабан которого с текстом молитвы нужно повернуть, и таким образом как будто молитва совершена. У нас не так. Мы должны прочитать, увидеть эту молитву, произнести вслух по возможности, осознать его. И то же со свечкой: мы не можем ее ставить без молитвы. свеча — это не “повернуть круг”, она сама по себе ничего не значит. А молиться за некрещеных можно, своими словами и про себя. В такой ситуации, когда мы соединяем свечу с нашей молитвой, можно поставить ее и с молитвой о некрещеном.
Можно ли
креститься некрещеному человеку?
(речь идет о
крестном знамении)
Иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва
Креститься некрещеному можно. Это не запрещено. Если человек налагает на себя крестное знамение с верой и благоговением к Богу, то думаю, что это можно делать.
Тем более если человек верит в Бога, стремится ко крещению, ему можно креститься, потому что он уже верит во Христа и хочет быть с Ним. В Церкви есть институт оглашенных — это люди, которые готовятся к принятию святого крещения. Если сейчас, в наше время, этот период достаточно короткий, то в древности он длился несколько лет.
Важно предупредить того, кто решился встать на путь подготовки ко крещению, чтобы он был последовательным и целеустремленным, постарался реализовать свое благое намерение, не откладывал. Дело в том, что темные силы не хотят отпускать человека от себя, могут неожиданно возникнут затруднения и препятствия, которые мы называем искушениями. Люди, далекие от Церкви, могут считать эти обстоятельства “знаками” и придавать им особое значение. Не стоит этого делать — важно быть решительным на пути ко Христу.
Можно ли
некрещеному ходить в церковь?
Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери “Взыскание погибших” при молодежном центре “Экклезиаст” г. Липецк
Можно и нужно. Только не следует присутствовать на основной части божественной литургии, после возгласа “оглашенные, изыдите”. Оглашенные — это готовящиеся ко крещению. Желательно выходить из храма, услышав этот возглас. На любом другом богослужении можно присутствовать неограниченно, молиться, осенять себя крестным знамением. Я не вижу греха и в том, чтобы свечку поставить некрещеному самому. Только важно, чтобы это присутствие на службе, и даже не просто присутствие, а первые шаги навыка молитвы были частью подготовки к крещению. Чтобы человек не думал, что “мне и так хорошо”: сходил в Церковь, помолился, на душе стало легче и можно дальше ничего не делать. Важно, чтобы человек до крещения привыкал к богослужению, вникал в его смысл, чтобы, приняв святое крещение, он подошел к таинствам, уже будучи внутренне готовым к полноте участия в богослужении.
Можно ли
некрещеному носить крест?
Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области
Некрещеному носить крест можно. Но зачем? Если для украшения, то нет в этом никакого смысла, только лишний повод для кощунства. Крест — это все-таки не украшение, а символ того, что мы христиане и следуем за распятым Христом.
Господь создал человека со свободной волей. Если человек чего-то хочет, то никто не может запретить ему это сделать. Он может что угодно делать, тем более носить крест. Вопрос — для чего, с какой целью.
Если человек не крещен, но собирается креститься, проходит так называемый обряд оглашения, подготовки, то конечно, ему не возбраняется носить крест. В древние времена этот период мог продолжаться от года и больше, сейчас это все условные сроки: чаще всего человек сначала крестится, а потом уже входит в храм. Но ему можно многое: и заходить в церковь, и молиться, помазываться маслом освященным. Некрещеный человек только не участвует в таинствах церковных. А если он проходит период оглашения, то Церковь за него молится: есть специальная ектинья об оглашенных.
Можно ли
молиться за некрещеных живых?
Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва
Можно. Важно понимать, как этот человек относится к Церкви. Лояльно, сопереживает или наоборот. Мы каждую литургию молимся об оглашенных, тех людях, которые уже слышали Слово Божие и находятся в ожидании принятия таинства крещения. За этих людей мы молимся все вместе в церкви соборной молитвой каждый день, когда служится литургия. Если человек не хочет, чтобы за него молились, то наверное, будет странно молиться о нем. Хотя бывают и разные случаи. Бывает, вырастают непутевые дети у верующих родителей. Неужели за них нельзя молиться?
Если человек хочет, чтобы за него молились и просит об этом, тогда можно это делать.
Можно ли
поминать некрещеного?
Священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва
Церковь устанавливает очень строгое правило участия человека в священнодействиях. Оно может быть только добровольным, потому что Господь, создавая человека, дал ему не только свой образ и подобие, может быть, внешнее, не только дар слова, не только способность любить или творить – все это свойства богоподобия человека. Не только бессмертие, которое человека утратил в результате грехопадения. Но Он даровал и то, что человек сохранил, и Господь никогда не будет нарушать. Бог дал человеку свободную волю. И настолько высоко поставил Свое творение, человека, так Он его любит и уважает дарованную ему волю, свободу, что даже после смерти мы эту волю нарушить не можем. И
если человек в течение своей жизни не захотел быть с Богом, не решился принять святое крещение, то мы не можем его отпевать, не можем писать в Церкви записки на службах о его упокоении. Поминать общецерковной молитвой мы его не можем.
Но это не запрещает любящему человеку о своем умершем некрещеном родственнике или друге молиться. Молиться можно частным образом. И мне кажется, что не только можно, но и должно христианину молиться о своих умерших некрещеными сродниках.
Кроме того, церковное Предание сохранило память о замечательном святом, мученике Уаре, который почитается как молитвенник за усопших, умерших некрещеными. И в Церкви, по благословению священноначалия, совершаются молебны этому святому. Это не молитва о некрещеных, а обращение к мученику Уару. В текстах этого молебна, посвященного мученику Уару, есть просьба о том, чтобы он был заступником перед Богом об умерших некрещёными.
Из жития святого, подробно изложенном святителем Димитрием Ростовским, известно, что мученик Уар жил в IV веке, был тайным христианином и славным воином. Он командовал когортой, большим воинским подразделением и несколько сотен человек было у него в подчинении. То были времена гонений на христиан, и Уар хотя и был верующим, но боялся открыто исповедовать свою веру. К христианам, которых наместник Египта осуждал на пытки за отказ поклонится богам, будущий мученик тайно приходил, подкупая стражу, чтобы омыть их раны, накормить и попросить святых молитв.
В 307 году произошел переломный момент в его жизни. Он пришел в заключение к семи христианским учителям, осужденным за веру во Христа. Уар, по своему обыкновению, служил им: снял узы и колоды, накормил, не евших уже несколько дней. Когда же он попросил молиться о мужестве стояния за Спасителя, они ответили ему словами из Евангелия от Матфея: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. К утру один из христиан умер от ран. Тогда Уар понял, что пришло время для испытания его веры, что он должен проявить то мужество, об отсутствии которого скорбел. Нам трудно представить орудия пыток, применявшиеся в то время: били палками, сдирали кожу, ножами строгали тело так, что все внутренности Уара выпали на землю, но он не отрекался от Христа. После нескольких часов пыток и отказа отречься от Христа, Уар умер и тело его бросили на съедение диким псам. И тогда Клеопатра, жившая в Александрии вдова военачальника, видевшая издали эти страдания, решила взять тело мученика Уара и погребла его у себя в доме, в своей комнате. Через некоторое время, возвращаясь к себе на родину в Палестину, она под видом останков своего мужа увезла мощи мученика Уара и погребла их в своей древней родовой усыпальнице, среди могил предков. Усердно молясь святому, она подавала пример местным христианам, которые стали получать исцеления у мощей мученика Уара. Она решила построить храм, посвященный святому Уару и в день его освящения устроила большой праздник, на котором внезапно заболел и умер ее единственный сын Иоанн. Ответ на ее сугубую молитву пришел достаточно быстро: она получила откровение от святого Уара, что он умолил Бога не только за ее сына, но и за некрещеных предков. Отсюда берет начало предание Церкви о том, что святой Уар является предстателем за умерших некрещеными.
Однако это не означает возможность церковного поминовения некрещеных умерших, что противоречило бы церковным устоям и смыслу свободы человека. Обращаясь в молитве к мученику Уару, мы просим его ходатайствовать перед Богом за близких нам, умерших некрещеными. Почему церковное поминовение о некрещеных невозможно? Потому что мы не можем всей Церковью молиться о тех, кто при жизни не стал частью Церкви. Это было бы насилием над их волей и свободным выбором. Но важно и возможно личное поминовение — келейная, домашняя молитва о тех, кого мы любим.
Таким образом, есть два способа молиться о некрещеных усопших: самим молиться и просить мученика Уара быть заступником за этих людей. умерших некрещеными.
Можно ли
молиться за некрещеного человека?
Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г.Москва
Конечно, можно и нужно молиться за человека, умершего некрещеным, потому что мы все — дети Божии. Если мы хотим как-то облегчить его участь, мы, конечно, можем просить об этом нашего Отца, который любит нас вне зависимости от того, приняли ли мы Его или не приняли в своей жизни.
Это может быть как домашняя молитва, так и молитва своими словами в Церкви.
Другое дело, что общецерковное поминовение некрещеного человека на литургии не совершается в силу того, что он не стал членом Христовой Церкви, членом Тела Христова. То есть подавать записки для поминовения на литургии за некрещеного человека нельзя.
Можно ли отпевать некрещеного человека?
Священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва
Некрещеного человека отпевать нельзя, потому что Господь даровал человеку свободу воли, свободу выбора. И даже после смерти, когда человек здесь, на земле, уже не может реализовать свою свободу, Бог не хочет нарушать волю человека и не позволяет нам это делать.
Мы же не спрашиваем, можно ли кости крестить: пойти на кладбище и крестить всех подряд мы не станем. Если человек при своей жизни не принял веру, не принял Христа, зачем же его принуждать к этому, когда он уже не может этому воспрепятствовать физически? Это все равно что дождаться, пока некрещеный родственник окажется немощным, чтобы связать его руки и ноги и крестить насильно.
Понятно, что такая ситуация невозможна. Волю человека нарушать нельзя как при жизни, так и после смерти. Таково правило, установленное в Церкви: любой человек может участвовать в священнодействиях только добровольно. Господь даровал нам Свой образ и подобие, способность любить и творить, но и свободную волю, которую Сам никогда не будет нарушать. И если человек в течение своей жизни не захотел быть с Богом, не решился принять святое крещение, то мы не можем его отпевать, не можем подавать записки о его упокоении.
Загрузка…
Источник
Можно ли православному христианину молиться о некрещеных, еретиках, раскольниках, самоубийцах? / Православие.Ru
В прошлое воскресенье, 9 октября, мы праздновали день
памяти апостола любви – святого евангелиста и
ближайшего ученика Христова Иоанна Богослова, который
написал такие великие слова, как «Бог есть
любовь» (1 Ин. 4:8).
И вопрос, выведенный в заглавие статьи и являющийся для
многих из нас животрепещущим и острым (ведь мы родились и
воспитывались в атеистическом советском государстве),
напрямую касается любви.
И потому, конечно же, молиться можно о всех людях, включая
еретиков, раскольников и некрещеных. Но только в домашней
келейной молитве.
Примеры молитвы за некрещеных, раскольников и еретиков,
мне кажется, подает нам сам Господь.
Вспомним евангельские стихи: «А Я говорю вам: любите
врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и
гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного»
(Мф. 5:44). А кто в I веке гнал и мучил христиан? Иудеи,
римляне, язычники различных культов.
Также вспомним о страданиях Спасителя: «И когда
пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и
злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что
делают» (Лк. 23:32–34). О ком молился в тот
момент Господь наш Иисус Христос? О римских
воинах-язычниках, не знавших о том, что Он и есть Мессия.
Важны и Павловы Послания: «Итак прежде всего прошу
совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех
человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы
проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком
благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю
нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и
достигли познания истины» (1 Тим. 2:1–4).
Причем заметим, дорогие братья и сестры, что это было
Послание, написанное святым апостолом-боговидцем архиерею
(Павел рукоположил святого апостола Тимофея во епископа
Ефесской Церкви) как руководство к действию. Кто же такие
были, например, упомянутые здесь цари или начальствующие?
Если вся ойкумена (с греч. «заселенная земля»)
была на 99 процентов языческой, включая царей и
начальствующих. Кроме того, святой первоверховный апостол
Павел выводит в Первом Послании к Тимофею воистину
Божественную, исполненную милосердия мысль о том, что нам,
христианам, потребно молиться о всех людях, «чтобы
все… спаслись и достигли познания истины».
Значит, можно и нужно нам молиться о вразумлении еретиков,
богоборцев, раскольников, некрещеных, чтобы с помощью
нашей любви, нашего усиленного келейного моления Господь
наш Иисус Христос вразумил их и привел к православной
вере.
Ведь в утренних молитвах, в развернутом помяннике есть
следующие слова: «Отступившия от православныя веры и
погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания,
просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви
причти».
Вспомним также и некоторые жития святых. Например,
преподобного Макария Египетского. Когда однажды с ним в
пустыне заговорил череп языческого египетского жреца,
который благодарил угодника Божия за то, что он молится о
них, пребывающих в аду. Его молитва благодатью Божией
облегчает их мучения. На этом примере мы видим
действенность и благодатную помощь людям такой молитвы.
В житии уже приближенного к нам старшего современника
преподобного Кукши Одесского есть такой случай, записанный
из уст самого святого: «В дороге мне совсем было
нечего есть (отец Кукша ехал после лагерного заключения на
высылку. – Прим. авт.). В одном купе со мною ехала
молодая евреечка, – спаси, Господи, ее душечку, с
3-летним сыночком. Она спросила, куда я еду и не священник
ли я, сказала, что ее отец раввин тоже в заключении. Она
все трое суток кормила меня до самого Соликамска и с собой
дала немного денег». В воспоминаниях святого мы
видим явный пример молитвы о спасении молодой женщины,
вполне возможно, иудейского вероисповедания.
Также преподобный Феодор Студит говорит о том, что о
вышеперечисленных категориях людей можно совершать
домашнюю молитву: «Разве только каждый в душе своей
молится за таких и творит за них милостыню».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в
своем докладе на епархиальном собрании Москвы в 2003 году
сказал: «Во времена воинствующего атеизма в нашей
стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их
верующие родственники хотят молиться об их упокоении.
Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в
церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад
Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого
Крещения». То есть в келейной (домашней) молитве
можно молиться о некрещеных людях.
Следуя цитате Святейшего, мы с Божьей помощью переходим к
следующему вопросу: «Можно ли молиться о некрещеных,
еретиках и раскольниках в храме?» Ответ:
«Нет».
Вспомним определение Таинства Крещения… Крещение
– Таинство, в котором верующий, при троекратном
погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и
Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и
возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. То есть
Крещение – это духовное рождение человека.
Об этом говорит нам и Спаситель в беседе со святым
праведным Никодимом: «Иисус отвечал: истинно,
истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа,
не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть
плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5, 6).
Человек некрещеный – это еще ветхий плотяной
человек, не привитый к лозе Христовой, не ставший частью
Его тела – Церкви Христовой. Она же есть началом
Царствия Божия на земле. Потому, конечно же, молитва в
храме о некрещеных невозможна ни в каком виде. Они не
являются частью церковного организма. Кроме того,
сердцевиной церковной жизни есть Евхаристия. Но вспомним
служение древней апостольской Церкви первых веков. Даже
оглашенные (т. е. некрещеные люди, желающие креститься) не
могли присутствовать на Литургии верных, где происходит
пресуществление хлеба, вина и воды в Тело и Кровь
Христовы. А возле дверей ставили специальных церковных
служителей – параномарей-привратников, чтобы никто,
кроме верных (крещеных православных), не смог войти в храм
во время Таинства Причастия.
Запрещение церковного поминовения некрещеных, еретиков,
раскольников, язычников во время храмового богослужения
отображено в каноническом сознании Церкви. В первую
очередь это несколько правил Лаодикийского Поместного
Собора (ок. 360 года): «Не подобает молитися с
еретиком или отщепенцем» (Правило 33), «Не
должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев
или еретиков, ниже праздновати с ними» (Правило 37),
«На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у
них мученическия места, да не будет позволено церковным
ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще
суть верные, быти лишенными общения церковного на некое
время» (Правило 9).
А также 5-е Правило VII Вселенского Собора: «Грех к
смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении
пребывают, и… жестоковыйно возстают на благочестие
и истину… в таковых несть Господа Бога, аще не
смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения».
Кроме того, из чисто житейских соображений хочется
сказать, что взрослый некрещеный человек в нашей
православной стране не крестился либо по твердой
атеистической, еретической, раскольнической или языческой
убежденности, либо по особому леностному
нерадению-небрежению о своей душе. Потому, конечно же, он
сам по своей воле отлучил себя от Чаши Евхаристической и
от общения в лоне Церкви Христовой.
Что же касается младенцев, умерших некрещеными…
Родителям таковых хочется выразить искреннее и глубокое
соболезнование. И хочется с Божьей помощью сказать о том,
чтобы вы, дорогие, не отчаивались и воспринимали это
скорбное, очень тяжелое, без сомнения, событие потери
возлюбленного чада как волю Божью. Ведь вспомним народную
поговорку «Бог дал, Бог и взял». А народ мудр
в сердце своем. И если Господь взял к Себе вашего
ребеночка, то у Него на это были Свои таинственные планы
по устроению нашего спасения. Подклонитесь под Его великую
и святую волю. «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое
легко» (Мф. 11:30). И если вы примете это бремя как
волю Божию, не отчаиваясь, но всецело уповая на Его
неизреченное милосердие, то тогда оно действительно
окажется легким и приведет вас ко спасению. За деточек
своих же, умерших некрещеными, молитесь в домашней
молитве, раздавайте за них милостыню (только чтобы вы их
поминали, а не кто-то другой). И верьте, что Господь
Всемилосердный устроит и устраивает уже все наилучшим
образом.
Есть специальная молитва матери о мертворожденных
младенцах: «Господи, помилуй чад моих, умерших во
утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего.
Господи, не лиши их света Твоего Божественного!»
Хочется также обратиться к докторам-акушерам, принимающим
роды. Если вы веруете в Бога и видите, согласно
медицинскому опыту, уже при родах, что ребеночек,
увидевший мир, еще дышит, но не будет жить по всем
признакам, принесите ванночку или любую другую емкость с
водой, полейте ее три раза ему на головку и скажите:
«Крещается раб Божий (раба Божия) (имя), во имя
Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь. Ныне и
присно, и во веки веков, аминь». Если есть
возможность, то при каждом возглашении троекратно
опускайте ребенка при обливании и поднимайте его после.
Это символ смерти ветхого человека и
воскресения-обновления нового – духовного. Данный
обряд у вас займет меньше минуты, а душа человеческая
будет спасена и приготовлена для вечной жизни. Если такой
ребенок умрет, то он будет считаться крещеным православным
христианином, о котором можно молиться в храме. Если же
выживет, то тогда нужно призвать батюшку, и он восполнит
все необходимое при Крещении, совершит Таинство
Миропомазания и т. д. Кроме того, часто родильные дома
окормляют священнослужители. И с ними можно связаться
через врачей, чтобы ради страха смертного (т. е. в тяжкой
болезни младенца новорожденного) его крестить.
Что же касается еретиков, раскольников и язычников, вы
также можете о них молиться дома, келейно, чтобы Господь
привел их ко спасению. В церкви же, исходя из
вышеперечисленных соборных правил, нельзя. Тем более что
Бог не хочет нарушать свободу воли человека. Если он
еретик и раскольник или язычник в православной стране
Украине (если только он не ребенок, воспитанный в этом),
значит он сам добровольно себя отлучил от Православной
Церкви и по своим убеждениям не хочет к Ней принадлежать.
Имеем ли мы право его насильно тащить в храм? Насильно мил
не будешь. Он сам тяжко согрешил уже в сердце своем и
отлучил сам себя от Церкви тем, что не верит в догматы Ее
или сознательно искажает их. Вспомним многие исцеления
Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Чего Он
требовал от людей как единственного условия для исцеления?
Веры. «Веруешь ли, что Я могу это сделать?»
– спрашивает Господь. И в Назарете Христос не
сотворил многих чудес и исцелений по неверию их, как
сказано в Евангелии (Мф. 13:53–58).
Нет веры, нет и спасения. По крайней мере, пока для таких
людей.
Потому, дорогие братья и сестры, не будем вводить в грех
ни себя, ни священника. Если же такой человек уже вписан в
вашу книжечку-помянник, то поставьте напротив его имени (к
примеру, некр., т. е. «некрещен», или
«ушел в секту», «ушел в раскол»,
«крещен в католичестве» и т. д.), чтобы
батюшка знал о том, что в подобных случаях делать.
Записочки о упокоении самоубийц также подавать на службу в
храме не стоит. Эти люди добровольно лишили себя жизни
– самого драгоценного Божественного дара нам –
и тем самым добровольно же отвергли Господа. Кроме того, в
Чине молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне
скончавшаго, утвержденного решением Священного Синода
Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года, есть
следующие слова: «Церковные каноны запрещают
“приношение и молитвуˮ за самоубийц (Тимофея
14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом.
Справедливость этого правила подтверждается духовным
опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц,
испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские
искушения».
Можно попросить священника в храме совершить
вышеупомянутую службу не для самоубийцы, но для утешения
сродников. Ее нельзя путать с Чином православного
погребения. Это скорее молебен о живых.
Если есть сведения (справка от врача) о психической
болезни самоубийцы, то можно поехать к Правящему Архиерею
вашей епархии и испросить у него благословения на заочное
отпевание. Но даже и после него в храмах поминать
самоубийцу нельзя.
Но в домашней молитве вы можете молиться о человеке,
совершившем суицид. Только на это, как, впрочем, и на
молитву о некрещеных, еретиках, язычниках, раскольниках,
нужно взять благословение у духовника или у другого
священника.
Вот довольно короткая молитва преподобного Льва
Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба
Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы
судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да
будет святая воля Твоя». Или духовное произведение
митрополита Вениамина (Федченкова) «Канон о
самовольне жизнь свою скончавших».
Отдельно хочется сказать о святом мученике Уаре, память
которого Церковь празднует 1 ноября по новому стилю. В
обществе сложилось мнение, что ему можно молиться о
некрещеных людях. Возможно, оно возникло на основании того
места из жития, когда благочестивая женщина Клеопатра из
Палестины положила его святые мощи в гробнице со своими
предками. Но нигде в житии не сказано, что эти предки не
были христианами или являлись язычниками. Но на Руси все
же бытует традиция молиться святому мученику Уару о
некрещеных людях. Она не совсем отвечает церковной
канонической. Вот как об этом говорит Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе,
упомянутом в данной статье: «У людей малоцерковных
создается впечатление, что не обязательно принимать Святое
Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться
мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого
мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному
вероучению».
Поэтому, дорогие братья и сестры, будем внимательно
исследовать Писания, каноны Церкви и с Божьей помощью
наполнять сердца наши любовью ко всем людям и послушанием
Матери Церкви, Глава Коей Христос. Таков путь единственный
спасительный для нас.
Источник