Можно ли куму быть кумом куму
Содержание статьи
Кум и кума — кто такие? Можно ли брать супружескую пару кумовьями? Можно ли поменять кума и куму?
В данной теме мы поговорим о восприемниках крещеного ребенка.
Церковные обряды уже давно и прочно вошли в нашу жизнь, и сейчас практически каждому из нас известно значение слов – кумовья, кум и кума.
Кто такие кум и кума: особое значение в простых словах
При крещении в церкви у ребенка появляется крестный отец и крестная мать. Теперь по отношению к родным, кровным родителям ребенка они будут кум и кума соответственно.
- Родные отец и мать будут называть крестную мать ребенка кумой, а крестного отца кумом.
- И наоборот крестный отец и крестная мать будут называть родную, кровную мать ребенка кумой, а родного, кровного отца ребенка кумом.
- Между собой крестные родители также становятся духовными родственниками и отныне называются кумовьями.
Определение в словарях
Но, выбирая крестных родителей для своего малыша и своих будущих духовных родственников, следует помнить, что не каждый человек может быть удостоен такой привилегии. В этом родители должны следовать определенным правилам, которые мы рассмотрим ниже.
Кого можно выбирать в кумовья?
- Крещенных высоко церковных православных христиан.
- Людей, как не состоящих в кровном родстве с малышом, так и его родственников (за исключением кровных родителей).
- Молодых людей, достигших пятнадцатилетнего возраста и девушек, достигших тринадцатилетнего возраста.
- Определяющее значение должны иметь нравственные качества будущих крестных родителей, которых вы выбираете в качестве духовных наставников для своего ребенка.
- Они должны любить малыша, дарить ему заботу, ласку, тепло и внимание, помогать на жизненном пути, быть всегда готовыми оказать ему как моральную, так и материальную поддержку.
Кого нельзя выбирать в кумовья?
- Крестными не могут быть родители ребенка.
- Не подходят на роль кумовьев люди с психическими отклонениями, сектанты, иноверцы, а также монахи и монахини.
- Следует также учитывать ограничения в возрасте: пятнадцать лет – для юношей, тринадцать лет – для девушек.
- Крестная мать не должна проходить таинство Крещения в менструальный период.
- Церковными канонами запрещено выбирать в качестве крестных родителей людей, состоявших между собой в браке или планирующих стать супругами. Интимная связь между будущими кумовьями также категорически запрещена.
Церковный устав
А можно ли поменять кума и куму или отказаться от них?
- Ну и последнее, о чем следует обязательно помнить родителям: таинство Крещения осуществляется один раз! Перекрещивать малыша означает сломать ему крест и всю духовную связь, поддержку. Поэтому крестных нельзя поменять, от них нельзя отказаться, они навсегда становятся духовными опекунами вашего ребенка.
- А вам отныне предстоит жить с кумом и кумой в тесном духовном родстве, часто встречаться, общаться, вместе встречать праздники, поддерживать друг друга в радостях и горестях, помогать в беде. Так пусть же это будут достойные люди, близкие вам по духу!
- И, конечно, ни в коем случае нельзя брать атеистов, агностиков или личностей, ведущих аморальных или неправильный образ жизни! Ведь даже больше – отказ от кума или кумы считается греховным делом.
Не забывайте, что кум и кума – это не ваши друзья. Не с этих соображений их нужно выбирать. Это вторые, Духовные родители вашему малышу!
Это духовные родители малыша
Можно ли брать супружескую пару в кумовья: дилемма о брачной или интимной связи между кумом и кумой
Несмотря на то, что вышеприведенный указ дает нам четкие указания, появилось очень много сомнений. Почвой этому послужило, возможно, влияние других религий. Но данный вопрос очень часто стал становиться на обсуждение.
- Тем более, всплыли указы Святейшего Синода 1810 и 1837, а также 1873 в качестве заключения – о небольших поправках. Они вызвали шквал критики и протеста, но и получили немало сторонников.
- Ведь для крестника важную роль играет один родитель, который должен быть с ним одного пола. От этого пошло некое отсеивание духовного родства между кумом и кумой. Но нельзя пройти мимо того, что вступать в интимную или брачную связь категорически запрещается между восприемниками и родителями крещеного ребенка! Причем с любой стороны, особенно при совмещении матери мальчика с кумом и отца девочки с кумой.
- Последнее наставление 1873 года выступило неким пояснением к возникшим ситуациям. И скажем даже так – это тот лучик решения конфликта в таком спорном случае. Хотя оппозиционные стороны так и не пришли к одному знаменателю.
- И стоит еще отметить, что подать прошение Правящему архиерею епархии для получения Благословения вы можете. Но в случае отказа не стоит размахивать распечатанными листами с противоречивыми законами. Ведь даже в примечаниях о заключение брака также есть сноска об исключении духовного родства. Поэтому принятые законы порой же сами себе противоречили.
- В заключение данного не до конца разобранного вопроса стоит отметить, что брать супружескую пару крестными родителями или вступать в законный союз куму и куме можно с благословения архиерея, но не желательно! Ведь Таинство Крещения все же несет в себе великую силу и духовную связь, в первую очередь, между ребенком и восприемниками, а также перед Богом.
Указы Святейшего Синода 1810, 1837 и 1873 годов
Роль и ответственность крестных родителей в жизни крестника
- И давайте немного вникнем в саму суть – крестные становятся некими Ангелами Хранителями и божественными родителями малышу. А в случае любой беды с кровными родителями, они обязуются взять своего духовного ребенка к себе в семью! Таким образом, удваиваются шансы не пойти в детдом. И с логической стороны, а в жизни очень часто бывают казусные и спорные ситуации, если утрачено общение с одним из них, есть еще один духовный родитель.
Таинство Крещения: роль крестных
- Вступать в статус крестных родителей восприемники могут только с благородными помыслами. Перед обрядом они обязательно должны соблюдать трехдневный пост, пройти Причащение и исповедь.
- Крестный отец должен приготовить для ребенка нательный крестик, крестная мать – одежду и полотенце, которые в дальнейшем могут использоваться только при заболеваниях ребенка.
- Во время ритуала Крещения, до омовения, мальчик находится на руках у будущей крестной матери, девочка – у будущего крестного отца. Из купели мальчика на белое полотенце или простынь для обтирания принимает его крестный отец, девочку – крестная мать.
- Оба читают молитву «Символ веры» и от лица крестника дают обет отречения от дьявола и сочетания с Христом.
- Ребенка прикладывают к иконам Божьей Матери и Спасителя и переодевают в крестильную одежду, являющуюся символом чистоты души.
- Завершается обряд Крещения таинством Миропомазания в виде крестиков, нанесенных кистью с благоуханными маслами на лицо, ручки и ножки ребенка.
Обряд Крещения ребенка: роль крестных
Обряд Крещения ребенка сформировался с принятием христианства на Руси. Хотя и прежде существовали ритуалы погружения детей в воду – считалось, что вода символизирует жизнь, очищает от влияния злых сил, защищает от будущих грехов. Но таинство Христианского Крещения приобрело еще один, высший смысл – соединение души с Богом. И в этом маленькому человеку нужны проводники, наставники его духовной жизни.
- Ритуал Крещения совершается обычно на первом году жизни ребенка и требует присутствия восприемников – людей, которые дают за него обеты отречения от сатаны и верности Богу. Как правило, это два человека – мужчина и женщина, которые с момента произнесения за ребенка исповедания веры перед крещенской купелью, считаются его крестными матерью и отцом. Тем самым они возлагают на себя обязанность заботы о будущем ребенка и ответственности за его духовное развитие, становясь как бы посредниками между ним и Богом. Это духовное родство считается гораздо более крепким, чем родственное, но оно же и ко многому обязывает.
- Крестные родители должны молиться за ребенка, носить его к Причастию, а по мере его взросления объяснить ему смысл православной веры и научить молитвам. Они должны духовно его развивать и чувствовать свою ответственность за его будущее. В случае, если что-то случается с кровными родителями, они должны взять на себя полную заботу о ребенке.
Когда лучше проводить данный обряд и о правилах самого крещения ребенка вы можете прочитать в нашей статье «Когда и как правильно крестить ребенка?».
Видео: О крестных родителях
Источник
Может ли кум жениться на куме? — Храм преподобного Сергия Радонежского
Иерей Тимофей Куропатов
Недавно ко мне в храм пришли молодые люди, очень удрученные… Они хотят венчаться, однако уже несколько батюшек, к которым они подходили, отказывали им в совершении над ними Таинства Брака, как только узнавали, что они оба являются крестными одного ребенка. Я был несколько удивлен таким решением священников, учитывая важность таинства брака, особенно в наше время, когда вообще мало кто решается не только венчаться, но и даже расписываться в ЗАГСе.
Честно говоря, я был не готов решить эту проблему и сразу им помочь не смог. Пришлось посмотреть церковную литературу, интернет, посоветоваться со священниками. И вот что мне стало известно по этому вопросу.
Многие священники, церковнослужители, свечницы и уборщицы в храмах считают и, более того, активно проповедуют, что крестному и крестной одного ребенка нельзя вступать в брак, так как между ними во время Таинства Крещения ребенка возникает духовное родство, препятствующее им быть мужем и женой.
Первый, вполне законный вопрос: откуда известно об этом «духовном родстве», какие каноны его определяют?
Если обратиться к церковной истории, то мы увидим, что начиная с Vl-ro и до XII века происходило развитие идей духовного родства и формировалось все более строгое к нему отношение. Если при императоре Юстиниане запрещалось жениться только крестному на своей крестнице (сер. VI века), то впоследствии отцы Трулльского Собора (691- 692 гг. в Константинополе) в 53-м правиле запретили брак и между восприемниками и родителями воспринятых: «сродство по духу есть важнее союза по телу», потому, в частности, «воспринимающие детей от святого Крещения не должны вступать в брак с матерями их вдовствующими». Еще позже Константинопольский синод при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111 гг.) определил, что наличие духовно¬го родства до 7-й степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку.
К нам на Русь правила о кумовьях попали из Номоканона (Номоканон — византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся Церкви, составленные в VI VII веках и впоследствии дополненные).
«Правило 209.
…О духовнем сродстве.
Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелева¬ем к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются. Аще ли совокупятся, имеют запрещение лет седмь надесять и метании по вся дни сто, сухо ядуще среду и пяток. Прощаяй же сих, да будет проклят.
О друзем сродстве духовнем.
Два некая, иже не имеют кого сродника, аще детца их един кум крестит, сиречь, от купели святаго крещения при¬емлет, дети оны да не приходят в брако причастие, до осмаго
степене. Понеже братия суть. Един бо отец роди тех духовный святым крещением».
Как видим, эти правила неимоверно строги, хотя если почи¬тать Номоканон внимательно, то можно увидеть, что многие правила сегодня совершенно не исполняются, некоторые неприменимы и, даже более того, и в наше время изменя¬ются, например: «Правило 175: Аще убиет сам себе человек, ни поют над ним, ниже поминают и разве аще бяще изум¬лен, сиречь, вне ума своего. По четвертому надесять ответу святаго Тимофея Александрийскаго». И сравним это правило с постановлением Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года — Чин молитвеннаго утешения сродников, живот свой самовольне скончавшаго (https://www.patriarchia. ru/db/text/1586949.html).
Еще, что вполне очевидно, правила Номоканона относи¬тельно духовного родства исходят не от апостольских поста¬новлений или соборов первых веков (эти правила не имеют никаких ссылок на подобные постановления), а от более поз¬днего светского императорского законодательства, и только позднее вплетаются в церковные нормы. Но, тем не менее, эти правила Номоканона на много лет определили отношение к духовному родству на Руси.
Современное отношение к проблеме. Указы, действующие в РПЦ.
Теперь хочется указать на положение дел относитель¬но духовного родства в нашей Церкви. С одной стороны, укоренилось мнение, что кумовья вступать в брак не могут. Но, с другой стороны, мы живем по постановлениям и ука¬зам, принятым на Вселенских соборах и в нашей Русской Православной Церкви. И никто не отменял указа Святейшего Синода от 19 января 1810 года, который опирается на 53-е правило VI Вселенского собора, и признает духовное родство только между крестным, крещаемым и родителями крещен¬ного. Также следует заметить, что этот указ отрицает духов¬ное родство между детьми крестного и крещаемым, между крестным и крестной одного и того же младенца, ссылаясь на Требник, где сказано: «При святом крещении требуется один восприемник: если крещаемый мужского пола — муж-воспри¬емник; если женского — только восприемница».
Впоследствии Святейший Синод в 1937 году подтвердил указ от 1810 года и добавил : «А что в Требнике напечатан Номоканона пункт 211, тот пункт весьма сумнителен потому, что от кого изложен и в которые лета, то не напечатано и весь¬ма неизвестно».
Эти указы нашей Церкви действуют и сейчас. Их никто не отменял. Следовательно те, кто утверждает, что брак между кумовьями или их детьми невозможен — идут против действу¬ющих постановлений Русской Православной Церкви.
Кроме вышеприведенных указов, нужно обратиться и к исторической перспективе. Как совершалось Крещение в древней Церкви?
В древности к каждому желающему стать христианином прикреплялся верующий человек, который обучал его основам веры. Если же крестили младенцев, то крестными выступали сами родители.
«По обычаю Древней Церкви, в Крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым. При преобладавшем тогда крещении взрослых это выте¬кало из естественного чувства стыдливости. Но впоследствии в Крещении, которое, по учению Церкви, является духовным рождением человека, по аналогии с рождением плотским, стали участвовать одновременно и восприемник и восприемница — крестные отец и мать. Кодекс императора святого Юстиниана I (534 г.), запрещающий брак между восприемником и воспри¬нятой, еще не рассматривает возможность брака между вос¬приемницей и восприемником. Этот обычай распространился на Западе в VIII веке и легко вошел в жизнь Церкви, тем более что со временем по преимуществу стали крестить младенцев. Против двойного восприемничества выступал епископ Римский святой Лев I Великий (440-461 гг.), в 813 году Майнцский Собор осуждал эту практику, но она прочно укоренилась.
Позже обычай участия восприемника и восприемницы в крещении проник и на Восток. В Русской Церкви он рас¬пространился уже в XIII веке. Этой практике противодейство¬вали митрополиты святые Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.), но после XV века участие в крещении младенца двух восприемни¬ков, крестного отца и крестной матери — не встречало более возражений со стороны церковной власти». (Православная Энциклопедия, статья «Восприемники»).
«Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями воспринятого от купе¬ли и восприемником того же пола, что и восприня¬тый (кумовство). Поскольку согласно канонам при Крещении требуется один восприемник того же пола, что и крещаемый, второй восприемник явля¬ется данью традиции и, следовательно, нет кано¬нических препятствий для заключения церковного брака между восприемниками одного младенца. Строго говоря, по той же причине между крес¬тным отцом и его крестницей и между крестной матерью и ее крестником также не существует духовного родства. Однако благочестивый обы¬чай запрещает такие браки, поэтому во избежа¬ние соблазна в таком случае следует испросить специальных указаний от правящего архиерея». («Настольная книга священнослужителя», издание Московской Патриархии, М. 1983 г.).
Если говорить о роли крестного, то очевидно, что первостепенная его задача — научить крест¬ника основам веры. И это главное. А дальше хоть два крестных, хоть шесть (на Украине бывает и такое) — не имеет никакого значения.
Крестные даются крещаемым не для числа и не для духов¬ного сродничества, а для научения и помощи во спасение души.
А если мы согласно отцам Церкви, постановлениям Святейшего Синода, тексту Требника и церковной истории считаем, что крестный должен быть только один, то не может быть и речи о невозможности брака с человеком, которого просто назвали, по народной традиции, кстати, пришедшей от католиков, вторым крестным.
И напоследок
Один мой знакомый священник рассказывал, что его матушка не берет себе в крестники нико¬го, чтобы впоследствии ее дети могли сочетаться браком с детьми ее знакомых и друзей из хоро¬ших православных семей.
Также слышал совершенно достоверные истории от своих знакомых священников о супругах, которые, став крестными у одного крещаемого и впоследствии воцерковившись, расторгали свой брак. Вот это, на мой взгляд, самая настоящая духовная трагедия, которая вырастает всего лишь из неверного понимания двух слов — «духовное родство».
Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что многие, говоря о запрете на брак между кумовьями, просто перестраховываются, не до конца разобравшись в проблеме, и несколько побаиваясь не понимаемого ими понятия духовного родства. Но мы, чада нашей Церкви, должны руководствоваться постановлениями, принятыми в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постановления VI Вселенского Собора и гласят, что брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого, и все. Все остальные случаи — дозволительны.
Источник
Кто такой кум и кто такая кума (по-родственному)
4 января 2021
- Кто это такие?
- Кум и кума – одна сатана?
- Обязанности кумовей
- Как выбрать крестных своему малышу
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В последнее время в обществе кумовьями называют кого угодно: хороших друзей, родственников и близких коллег, и настоящий смысл этого понятия теряется.
Давайте разбираться, кем на самом деле является человек, которого называют кумом или кумой.
Кто такие кум и кума?
Словарь Ожегова гласит, что кум – это крестный отец ребенка по отношению к его родителям и крестной матери этого же ребенка (крестника).
Соответственно кума – это крестная мать ребенка по отношению к его родителям и крестному отцу крестника.
Пример. Допустим, что вас пригласили быть крестным отцом ребенка ваши знакомые. После того как обряд состоится, вы становитесь кумом для отца и матери ребенка, а также для женщины, которую они пригласили быть крестной матерью. Также кумом для вас будет отец ребенка.
Ну а обе женщины (фактическая и крестная матери) теперь друг друга могут называть «кума», равно как и вы может делать по отношению к ним то же самое. Получается, что две женщины и два мужчины после крестин становятся по отношению друг к другу кумами и кумовьями.
Кумовство является религиозным родством: решившись окрестить ребенка, вы берете на себя ряд обязательств перед ним, его семьей и богом. Пройдя ритуал крещения, вы становитесь крестным отцом или крестной матерью, а короче – крестным или крестной.
Также таких людей называют восприемниками, так как они в обряде крещения отрекаются от Сатаны, дают обет служить Господу, учить этому приемного сына (дочь) и всячески поддерживать его на всем жизненном пути – не столько материально, сколько духовно.
Кум и кума – одна сатана?
«Что за кума, что под кумом не была?!» – поет народ веселенькую песню. Смысл этой фразы предполагает, что между крестными родителями ребенка приветствуется сексуальная связь, что является грубейшей ошибкой, грехом.
Чтобы ясно осознать недопустимость половой жизни между кумовьями, необходимо понять кто такой кум и кто такая кума по отношению к богу. Мужчина и женщина, окрестившие одного и того же младенца, считаются родственниками перед лицом Всевышнего, и если между ними случится интим, то, по сути, они совершат акт инцеста.
Также муж и жена, которые состоят в браке и живут полноценной семейной жизнью, не имеют права становиться крестными одного и того же малыша.
Таким образом, отвечая на вопрос «кум и кума – это кто по-родственному» друг другу, можно смело сказать, что никто, абсолютно чужие люди, связанные только духовным родством, но не более. Они могут стать друзьями, тепло общаться, ходить друг к другу в гости, поздравлять с праздниками, ведь теперь у них одна на двоих забота – опека приемника.
А вот по отношению к родителям крестника кумовья могут приходиться кровной родней. Например, многие часто берут в крестные своему малышу близких родственников – сестер, братьев, теток, дядек, племянниц.
Обязанности кумовей
По сути, крестные родители занимаются духовным просвещением крестника, поэтому по идее идти на такой шаг должны люди глубоко верующие, набожные, соблюдающие все церковные заповеди, чтящие религиозные праздники, а главное, желающие воспитывать крестника и принимать активное участие в его жизни.
К сожалению, очень часто предпосылкой крестин является крепкая дружба между родителями малыша и его будущими крестными. И когда наступает момент, в котором их пути и интересы расходятся, крестные родители перестают общаться не только с кровными мамой и папой приемника, но и с ним самим. Получается, что кум (кума) нарушают данный перед Господом обет, что является грехом.
Поэтому, если вы хотите стать крестным, хорошо подумайте над тем, какие обязательства накладывает на вас данный статус, и какие будут последствия, если вы отречетесь от них.
Теперь вы знаете интерпретацию понятий, поэтому самое время перечислить обязанности по отношению к приемному ребенку:
- Первое, а может и главное, это воцерквление малыша, то есть привитие ему религиозных знаний, мотивации служения богу, почитание законов и соблюдение заповедей. Кровные родители также должны в этом участвовать, но основная роль отдается крестным, как духовным наставникам.
Поэтому выбирая будущих кумовей, необходимо учитывать их отношение к церкви: на эту роль точно не подойдут атеисты, агностики или люди, ведущие, мягко говоря, неправильный образ жизни, асоциальные личности;
- Воспитание приемника, привитие ему духовных и культурных ценностей (по сути, это социализация). После родных родителей крестные идут вторыми по главенству: они могут принимать участие в любом аспекте жизни ребенка.
Обязанность восприемников воспитать доброго, отзывчивого, верующего человека и гражданина, а для этого ему необходимо рассказывать о добре, любви, дружбе и уважении, совести и справедливости;
- В случае, когда один из кровных родителей или сразу оба умирают либо становятся ограниченными в физическом или материальном плане, их кум и кума должны взять на себя заботу о крестнике в полной мере и додать ему то, что родители не смогут по какой-либо причине.
Как выбрать крестных своему малышу
Ответить на этот вопрос несложно. Подумайте о том, что вы хотите дать своим детям, как воспитывать, чему научить, и найдите такого человека, который, по вашему мнению, сможет это сделать так же, как вы. На что обращать внимание?
- как уже говорилось выше, это должны быть люди, приближенные к церкви. Необязательно искать религиозных фанатиков, но как минимум они должны быть крещенными и соблюдать божьи законы;
- не ориентируйтесь на то, нравится вам человек или нет, приятно вам с ним будет общаться или не очень. Вы не выбираете себе друга, вы выбираете еще одного родителя ребенку. Поэтому больше смотрите не на личные предпочтения, а нравственные и душевные качества будущих кумовьев;
- обратите внимание на то, как человек относится к своему духовному развитию: стремится ли он к самосовершенствованию или плывет по течению, а может кидается из крайности в крайность.
После крещения кумовья станут вам как самые близкими родственниками, с которыми нужно поддерживать общение. Ребенок должен привыкать к их постоянному присутствию и легче примет их в качестве наставников.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Комментарии и отзывы (4)
Просветите: может ли стать крестным представитель иной нации, нежели нация ребенка? Скажем, может ли быть крестным русского ребенка крещеный (воцерковленный) еврей, азиат или негр? Спрашиваю из праздного любопытства, личного интереса не имею.
Другой национальности может. Но тогда ему обезательно нужно принять веру кресника. Тоесть покрестится в церкве.
Спасибо за толковое разъяснение данного понятия. А то для меня все эти дальние родства, и как и кем называть-темный лес. Раньше думал, что крестный и кум-это разные понятия слов.
Нынешнее поколение все меньше внимания роли кума и кумы уделяет, выбирают себе подруг и собутыльников, а нужно КРЁСТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ ребенку!
Источник