Можно ли крестному быть без крестика

Можно ли православным ходить без нательного крестика

Многие из нас, являясь крещеными, надевают нательные кресты, только отправляясь в церковь. Допустимо ли это? Священнослужители дают однозначный ответ – нет. Почему?

Зачем православным крест

Носить нательный крест постоянно не всем кажется удобным. Во-первых, не всегда мы стремимся демонстрировать свое вероисповедание. Во-вторых, крест, с нашей точки зрения, может неуместно смотреться в сочетании с деловым костюмом или вечерним нарядом. В-третьих, он может мешать в ванной, во время сна и прочее. Поэтому часто мы кладем крестик куда-нибудь в шкатулку, вспоминая о нем лишь когда собираемся посетить храм.

Казалось бы, ничего страшного в этом нет: на дворе XXI век, и светская жизнь отделена от духовной. Однако на деле это не так. Приняв православное крещение, мы вверяем себя Богу.

Крест – это вещественное свидетельство принадлежности человека к христианской церкви: «Сие оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку – украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (Пс. 90:10)» (Ефрем Сирин, преподобный. Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Ч.1. Слово 103).

Иеромонах Иов (Гумеров) говорит: «Мы должны обязательно носить крест, чтобы не отступать от древнейшей христианской традиции. Когда над человеком совершается таинство крещения, рука священника надевает крест, и мирская неосвященная рука не дерзает его снимать».

Нательный крест – это не амулет

По словам иеромонаха Гумерова, человек, который крещен, но не носит креста, страдает маловерием и как бы отрекается от своей религии. Недаром о безнравственных людях на Руси говорили: «На нём креста нет».

К сожалению, многие воспринимают крещение как формальность и не видят необходимости в постоянном соблюдении церковных канонов. А ведь ношение креста – важнейший из них! Отказываясь от креста, вы отказываетесь и от самой православной веры.

Кстати, существует множество историй и легенд о том, как нательный крест спасал людей от смерти, нечистой силы и других бед. Даже если вы не воцерковлены, то по крайней мере стоит задуматься на эту тему.

Вместе с тем, нельзя однозначно расценивать человека с нательным крестом как истинно верующего, а человека без креста – как грешника. Ведь вера не заключается только в ношении креста.

Напротив, бывают случаи, когда человек на время вынужден снять крест в связи с какими-то обстоятельствами – например, крестик испортился, загрязнился, порвалась цепочка и т.п.

«Ношение нательного креста прежде всего является проявлением личного благочестия, — утверждает протодиакон Сергий Шалберов. — Но исторически сложилось так, что этот обычай настолько стал привычным и вошел в норму христианской жизни, что отсутствие крестика стало расцениваться как грех и отступление от веры. Отсюда у очень многих родилось ложное отношение к нательному кресту, как к некоему амулету, который помогает независимо от степени веры и нравственности носящего. Однако, если человек не будет стараться жить по евангельским заповедям, то крест, который он носит на себе, может послужить вовсе не во благо, а в еще большее осуждение. И напротив, вынужденное снятие креста для человека праведной жизни нисколько не умалит его праведности, и не будет грехом».

Как правильно обращаться с крестом

Другое дело, что не обязательно все время носить один и тот же крестик – например, тот, который на вас надели при крещении. Если вы потеряли его или по какой-то причине он вас не устраивает, можно приобрести в церковной лавке другой освященный крест и носить на шее. Старый же крестик лучше отнести в храм, там его могут отдать в переплавку. Или же можно хранить его дома, в укромном месте.

Не забудьте также, что нательный крест не положено носить поверх одежды или использовать его как украшение. Также не следует носить его на одной цепочке с иконками, ладанками или украшениями. Тем более нельзя сочетать православный крест с оккультной символикой.

Источник

Можно ли православным ходить без нательного крестика

При совершении таинства Крещения православный священник надевает на новообращенного христианина нательный крестик, который должен сопровождать его всю жизнь. Являясь вещественным свидетельством принадлежности к Христовой церкви, освященное распятие помогает крещеному сохранить душу в чистоте и оберегает его от козней злых сил.

Древняя традиция

По мнению протодиакона Сергия Шалберова, изначально ношение нательного крестика было действием сугубо индивидуальным и регулировалось лишь личным желанием и благочестием человека. Однако со временем эта традиция преобразовалась в одну из основ православной веры, в которой отказ по какой-либо причине постоянно носить на шее крестик стал восприниматься как грех и даже отступничество от веры.

Размышляя над этим вопросом, преподобный Ефрем Сирин в своей работе «Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа» приводит цитату из Псалтыря [90: 10]: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем… носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку – украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему».

Читайте также:  Картошка потемнела после чистки можно ли есть

Висящий возле самого сердца нательный крестик, по разумению апостола Павла (К Галатам 2:19), является физическим воплощением фразы: «Я сораспялся Христу», который в Евангелие от Марка [8: 34] произносит знаменательные слова: «Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет».

Сила креста

О спасительно-защитной силе нательного крестика писал мученик Петр Дамаскин: «Начертанием Честного и Животворящего Креста прогоняются демоны и многоразличные болезни; и совершается это без всяких издержек и без труда. Да и кто может исчислить похвалы святого Креста?»

В том же контексте размышлял святой Иоанн Кронштадтский, говоривший, что для верующих нательный крест «есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

Старец Псково-Печерского монастыря Савва (Остапенко) призывал с почтительным трепетом относиться к нательному распятию, без которого любой христианин представляется беззащитным воином без оружия. Остерегая мирян от использования нательного крестика в качестве украшения, он советовал ежедневно целовать свое распятие, чтобы вдыхать, исходящие от него «лучи благодатного света и любви», незаметно пронизывающие душу, совесть, нрав и сердце человека.

Однако, Сергий Шалберов, предупреждает о том, что не следует причислять нательный крестик к некоему защитному амулету, который помогает каждому, кто денно и нощно носит его. Если индивид сомневается в Боге, не обладает церковным сознанием, ведет аморальный образ жизни и не соблюдает евангельские заповеди, то никакой пользы от ношения крестика ему не снискать. И напротив, если истинно православный человек по веской причине вынужден снять на какое-то время нательный символ веры, этот факт нисколько не уменьшит его праведность и уж тем более не будет греховным.

Экстренные ситуации

Ношение креста, который является вечным напоминанием о том, как Христос, умерев на распятии, одновременно победил смерть, является своего рода постоянной безмолвной молитвой. Таким образом, снимая его с себя, человек как бы прерывает свою связь с Всевышним, и чтобы даже в экстремальных ситуациях оставаться под покровительством Бога, иерей Святослав Шевченко предлагает православным воспользоваться некоторыми интересными идеями.

Из соображений безопасности во время проведения хирургической операции или обследования в магнитно-резонансном томографе на теле человека не должны присутствовать никакие посторонние предметы, но православные люди могут остаться при кресте, при этом не нарушив клинические правила. Для этого пациент должен нарисовать на груди небольшой крестик йодом или зеленкой.

При посещении кабинета флюорографии нательное распятие можно взять в рот, для отдыха в бане надеть освященный в церкви деревянный крестик, а на тренировках и в выступлениях в контактных видах спорта сменить его трикотажным поясом с 90-м псалмом, на котором есть изображение креста.

К слову, Сергий Шалберов советует во время смены крестильного крестика на альтернативные варианты, когда тело и душа на считанные минуты остаются без защиты Всевышнего, непрерывно читать про себя короткую молитву.

Потеря нательного креста

Священник Михаил Воробьев, как и все служители православной церкви, не видят в потере нательного креста ничего страшного, кроме случайности и рассеянности потерявшего. Допустив такую ситуацию, стоит просто приобрести новый крест, и если покупка совершается в магазине, а не в храме, то следует обязательно освятить его.

Те христиане, кто в подобном случае, начинают верить в негативные суеверные трактовки, по заверению диакона Константина Горбунова, демонстрируют недостаточную веру в Бога, уход от истинного богопознания и верного участия в церковной жизни.

Источник

Можно ли крестить ребенка без крестных родителей: обязательные правила

Некоторые православные христиане задаются вопросом, можно ли крестить ребенка без участия крестных родителей? Такой вопрос может возникнуть на основании того, что семья не имеет в ближнем кругу верующих и достойных людей для принятия на себя обязанностей крестных родителей. Но не в каждой церкви священнослужители готовы понимать данную проблему и могут отказать в крещении без крестных вовсе.

Общая информация о таинстве крещения

Крещение существовало еще в ветхозаветные времена, таким образом, неофит, то есть человек, только уверовавший в Единого Бога, мог причислить себя к иудейской вере. Крещение было предусмотрено только для не евреев. Вторая волна крещения была введена Иоаном Крестителем, который крестил в водах Иордана. В этот момент человек исповедовал свои грехи и готовился к встрече с Иисусом Христом. И уже по пришествии Спасителя, человек, проходивший крещение, очищался от грехов, включая первородный грех.

Традиция крестить младенцев была введена относительно недавно. Церковь приняла решение, что родители имеют право решать за ребенка, делать его адептом церкви или нет. Ранее человек мог креститься только по собственной воле. Следует понимать, что крещение – это не ритуал, благодаря которому ребенок получает защиту от болезней, сглаза и прочих суеверий. Таинство крещения – это вступление на путь жизни во Христе.

Родители должны быть верующими людьми и выбирать крестных родителей только из числа таких же православных христиан, какими являются сами.

Необходимость крестных отца и матери

Если говорить о взрослом человеке, принимающем крещение, то вопрос крестных родителей отпадает сам собой. Он сам за себя может ответить, верит ли он в Иисуса Христа и готов ли служить Ему до конца своих дней. Но за младенца такую роль на себя берут родители и крестные мать и отец.

В обязанности последних входит обучение крестника основам православной веры. Они дают обещание Богу, что используют все усилия, чтобы воспитать благопристойного и верующего человека. На Божьем Суде они будут отвечать за этот обет. Крестные обязательно должны быть верующими людьми, не просто хорошими знакомыми или приятными собеседниками родителей.

Вторая причина, почему нужны восприемники: в случае гибели одного или обоих родителей ребенка, они возьмут на себя обязательство приемных отца и матери. Роль крестных – это серьезная ответственность перед Богом и самим младенцем, и родителям стоит тщательно обдумать, кому доверить эту роль.

В каких случаях можно обойтись без крестных отца и матери

Бывают ситуации, когда нет возможности пригласить одного или двух человек, которые стали бы восприемниками младенца. Такие случаи – редкость, но они встречаются. Во время крещения крестный отец или мать читает «Символ веры», отвечает на вопросы священника и берет малыша на руки. Участвует в таинстве только один крестный, соответствующий полу младенца, для мальчиков – это мужчина, для девочек – женщина.

Ребенок находится в тяжелом состоянии

Одна из причин допустимости крещения без крестных, это срочность, когда нет времени искать подходящих людей. Такая ситуация бывает, когда ребенок находится в тяжелом состоянии на грани жизни и смерти, его нельзя перевозить в храм, погружать в прохладную воду и подвергать какому-либо стрессу. Родители не хотят, чтобы их малыш покинул этот мир и предстал перед Богом, имея первородный грех.

Читайте также:  Можно ли в пост есть хлеб батон

В этом случае проводится ускоренный обряд священником в присутствии родителей. Батюшка смачивает лобик младенца три раза, произнося слова: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь». То же самое может сделать любой человек. В критической ситуации можно обойтись и без священнослужителя.

Если ребенок выживет и поправится, его следует отнести в церковь и завершить начатое таинство, совершив Миропомазание с участием крестных и родных родителей.

Переложение обязанностей на священника

Если священник хорошо знаком с семьей ребенка, он может взять на себя обязательство быть крестным отцом и нести ответственность за его воспитание. Ребенок по мере взросления будет посещать храм с родителями и, под присмотром крестного-священника, участвовать во всех таинствах и, возможно, посещать воскресную школу, которые часто устраивают в приходе. Но, если батюшка не знаком с родителями, и они предлагают ему стать крестным за неимением альтернативы, то ответственный священник, скорее всего, им откажет, потому что  понимает всю серьезность этого поступка.

О заочном крещении

В процессе крещения происходит невидимая встреча крестимого младенца с Богом. Таким образом, человек духовно умирает для этого мира и возрождается в новом для жизни во Христе, получая освобождение от грехов. Поэтому присутствие крещаемого обязательно. Заочно провести обряд невозможно.

В процессе приобщения детей к церкви, мальчика священник заносит в алтарь, а девочку кладут на солею (порожек у алтаря), откуда ее забирает крестная мать. Без этих обрядов нельзя провести полноценное крещение.

Приемные родители

Часто приемные родители не понимают, как относиться к своему усыновленному ребенку, и в какой позиции их теперь видит Бог. Следовательно, возникает вопрос: могут ли они крестить этого ребенка, если он им не родной? По правилам четвертого Вселенского собора, приемные родители не имеют права становиться крестными своему усыновленному малышу. После того, как они приняли на себя ответственность и роль родителей, они ими стали на всех правах. Не имеет значение, родили ли они его физически или нет, перед Богом – они родители данного младенца.

Кроме того, при крещении между крестником и крестным возникает духовное родство, которое нельзя совмещать с физическим. По той же причине супруги не могут стать крестными для какого-то малыша. Кумовья также приобретают духовную связь между собой и не имеют права вступать в брачные отношения.

Источник

Крест и крестное знамение: как использовать без заблуждений и суеверий / Православие.Ru

Третья неделя Великого поста –
Крестопоклонная. В воскресенье на всенощном бдении в центр
храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю
поклоняются верующие.

Почему крест сопутствует человеку всю жизнь? И
от чего никак нельзя откреститься, разъясняет митрополит
Антоний (Паканич).

Поклонение Кресту. Оборотная сторона иконы «Спас нерукотворный». XII век
Поклонение Кресту. Оборотная сторона иконы «Спас нерукотворный». XII век

    

– Владыко, как и что можно крестить в
быту?

– Тертуллиан в трактате «О венце воина»
(около 211 г.) пишет: «Мы ограждаем свое чело
крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в
дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники,
ложась спать, садясь за какое-либо занятие».

Крестное знамение не является лишь частью религиозного
обряда. Прежде всего это – действенное духовное
оружие. Совершение крестного знамения требует от нас
глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения.
Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров,
свидетельствующих о той духовной силе, которой обладает
образ Креста.

«С большою ревностью мы начертываем крест на жилище,
на стенах, на окнах, на челе и в уме. Это знамение нашего
спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня»,
– учит святитель Иоанн Златоуст. Можно осенять
крестным знамением и пищу перед вкушением, и постель перед
сном, и вообще все, что связано с нашими повседневными
делами и заботами. Главное, чтобы это было уместно и не
нарушало благоговейного отношения к святыне.

– Первые христиане делали начертание креста
на лбу, груди и плечах одним перстом. Почему мы крестимся
тремя? Когда была установлена такая традиция?

– О крестном знамении одним перстом говорили
святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним
Стридонский, блаженный Феодорит Кирский, церковный историк
Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобный Иоанн
Мосх и в первой четверти VIII века преподобный Андрей
Критский. Согласно выводам большинства современных
исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло
еще во времена апостолов и их преемников.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом
все свое тело, т. е. появился известный нам «широкий
крест». Однако наложение крестного знамения в это
время все еще было единоперстным. Более того, к IV веку
христиане начали осенять крестом не только себя, но и
окружающие предметы. Так, современник этой эпохи
преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом
осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь,
все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни
в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во
всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь
ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или
пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю –
постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным
крестом».

В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться
двуперстием, что было обусловлено широким распространением
на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства, которая
воспользовалась дотоле употреблявшейся формой
перстосложения – единоперстием для пропаганды своего
учения, так как видела в единоперстии символическое
выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда
православные, вопреки монофизитам, стали использовать в
крестном знамении двуперстие как символическое выражение
православного учения о двух природах во Христе.

Приблизительно к XII веку в грекоязычных Поместных
Православных Церквях (Константинопольской,
Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской)
двуперстие было заменено троеперстием. Причина тому
виделась в следующем: поскольку к XII веку борьба с
монофизитами уже закончилась, то двуперстие утратило свой
демонстративный и полемический характер, однако оно
роднило православных христиан с несторианами, которые
также использовали двуперстие. Желая внести изменение во
внешнюю форму своего богопочитания, православные греки
начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем
самым подчеркивая почитание Пресвятой Троицы. На Руси
троеперстие было утверждено в XVII веке, во время реформ
Патриарха Никона.

Читайте также:  Можно ли есть гранат при ангине

Книжная миниатюра. Византия. XI век. Афонские библиотеки
Книжная миниатюра. Византия. XI век. Афонские библиотеки


Можно ли креститься в перчатках?

– Если условия позволяют, то лучше перчатки снимать,
перед тем как осенять себя крестным знамением.

– Как относиться к крестам на одежде: на
подошве обуви, сумках, платках… Крест и череп
сегодня – одни из самых распространенных изображений
на мировых брендах.

— Святитель Иоанн Златоуст учит: «Крест –
символ Божественного дара, знамение духовного
благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар,
который невозможно отнять, основание святости».

Почитание креста связано с той великой Жертвой, которую
принес Спаситель за род человеческий. Преподобный Симеон
Новый Богослов говорит: «Поскольку Крест сделался
как бы жертвенником Страшной Жертвы, ибо на Кресте умер
Сын Божий за падение людей, то справедливо мы и чтим
Крест, и поклоняемся ему, и изображаем его, как знамение
общего спасения всех людей, чтобы поклоняющиеся древу
Креста освобождались от клятвы Адамовой и получали
благословение и благодать Божию на исполнение всякой
добродетели. Для христиан Крест – величайшая слава и
сила».

Поэтому весьма печальным является использование образа
Креста в неподобающем виде, в качестве модных украшений
или отвлеченных символических изображений. Необходимо
очень внимательно относиться к символам, сходным с
изображением креста, но не имеющим к христианству никакого
отношения.

При этом не стоит к любому графическому изображению с
пересечением двух линий относиться как к Кресту.
Пересечение двух перекладин, или перекресток двух дорог,
орнамент или некая геометрическая фигура в виде креста
– не являются предметом почитания. Крест Христов
имеет четкое каноническое изображение, которое является
для нас священным знаком и святыней. Все остальное не есть
таковым.

– Что делать, если найдешь крест?

– Поцеловать его и носить с благоговением. Часто
приходится слышать, что нельзя поднимать, а тем более
носить потерянный кем-то нательный крест, так как на того,
кто его наденет, переходят все невзгоды потерявшего. Это
не более чем предрассудок. Наоборот, обязанность каждого
православного человека поднять крест с земли, чтобы он не
подвергся попранию или осквернению. Если же человек
смущается носить этот крест или подарить его другому, то
следует отнести его в церковь и отдать священнику.

– В каких случаях можно обменяться
нательными крестиками?

– Со времен язычества с крестом связано множество
суеверий и предрассудков. Они возникают или из-за
незнания, или из-за неправильной трактовки канонов Церкви.
Считается, что нельзя дарить крест, так как это приносит
несчастье тому, кому его дарят. В свете значения креста
для православных людей последнее утверждение нельзя
рассматривать иначе как хулу на Крест Христов. Хотя свой
нательный крест дарить действительно не стоит, если сам
даритель при этом остается без креста. В то же время
бывают ситуации, когда дарение креста является если не
обязательным, то, как минимум, традиционным. Например, на
Руси по традиции крестный отец дарил крест мальчику, а
крестная мать – девочке. Нет ничего
предосудительного и в дарении креста родственнику, другу
или подруге, если дар совершается от чистого сердца. Он
как бы символизирует пожелание спасения в Вечной Жизни во
Христе.

Кроме того, в древности на Руси существовал обычай
братания, при котором было положено меняться с побратимом
нательными крестами. Обмен крестами символизировал
готовность крестного брата или сестры помогать нести крест
побратиму. В народе крестное родство ставилось зачастую
выше кровного.

– Можно мысленно крестить другого человека?
И в каких случаях?

– Можно, конечно, и мысленно крестить. Преподобный
Ефрем Сирин учит: «Вместо щита ограждай себя честным
Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою
только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях
запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и
исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и
восстание, и постель свою, и любое служение… Ибо весьма
крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе
вреда, если ты им защищен».

Не нужно стыдиться крестного знамения. Если мы хотим
кого-то осенить крестом, то ничего плохого в этом нет.
Главное, чтобы мы были движимы чувством любви к человеку и
глубокой верой в силу Животворящего Креста Господня.

Книжная миниатюра. Византия. XI век. Афонские библиотеки
Книжная миниатюра. Византия. XI век. Афонские библиотеки


Нужно ли креститься, видя храм?

– Чувство благоговения к святыне является важным
аспектом христианской жизни. Храм – особое место
благодатного присутствия Божия, где совершаются
спасительные Таинства, где верующие собираются для
молитвы. Вполне естественно выражать знаки почтительного
отношения к Дому Божьему, и, конечно, христиане осеняют
себя крестом и кланяются храму каждый раз, когда проходят
или проезжают рядом.

– Можно ли входить в храм и участвовать в
Таинствах без нательного крестика?

– В жизни православного христианина нательный крест
играет особую роль. Нательный крест – это атрибут
принадлежности к Христовой Церкви. Крест – наша
защита и ограждение от воздействий нечистых духов. По
словам праведного Иоанна Кронштадтского: «Крест
всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от
всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых
врагов».

Ходить без нательного креста считалось на Руси большим
грехом. Слову и клятве человека без креста не доверяли, а
о бессовестных и злых людях говорили, что «креста на
них нет». В народе понимали, что нельзя спать без
креста, снимать его во время купанья – человек
остается тогда без защиты против злых сил. Даже для бани
изготавливались специальные «банные»
деревянные кресты, которые надевались вместо
металлических, чтобы не обжечься. Тем более в храм нужно
приходить с нательным крестиком, который дан нам при
Крещении и является символом нашего спасения и духовным
оружием.

– Если потерял крестик – это какой-то
знак? Что-то может плохое произойти?

– Святитель Иоанн Златоуст учит: «Если есть
суеверия у язычников, это нисколько не удивительно. А
когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных
таинств и достигшие мудрости держатся языческих обычаев,
это достойно слез… Суеверия – смешное и забавное
внушение сатаны, впрочем, только не смеху, но и геенне
подвергающее обольщающихся». Поэтому мы должны
строго избегать различных суеверий, которые возникают от
недостатка веры и являются человеческими заблуждениями. Не
случайно святитель Тихон Задонский говорил, что суеверие
наступает, когда оскудевает и исчезает вера.

Евангелие учит нас: «Познаете Истину, и Истина
сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Знание истинного
учения Христова, которое может дать только Православная
Церковь, делает человека свободным от рабства греха,
человеческих заблуждений и нелепых суеверий.

Источник