Можно ли крестить ребенка если он был зачат с помощью эко

В РПЦ не против крещения родившихся в результате ЭКО детей

https://ria.ru/20190920/1558886133.html

В РПЦ не против крещения родившихся в результате ЭКО детей

В РПЦ не против крещения родившихся в результате ЭКО детей

Официальный представитель Русской православной церкви Владимир Легойда назвал личным мнением высказывание главы патриаршей комиссии по делам семьи протоиерея… РИА Новости, 17.02.2020

2019-09-20T12:26

2019-09-20T12:26

2020-02-17T18:26

биотехнологии и вера

искусственное оплодотворение

новости — религия и мировоззрение

религия и мировоззрение

владимир легойда

русская православная церковь

москва

общество

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn22.img.ria.ru/images/98680/83/986808394_0:11:3000:1699_1920x0_80_0_0_bc801a7035f53638f9001e976bcdfef1.jpg

МОСКВА, 20 сен — РИА Новости. Официальный представитель Русской православной церкви Владимир Легойда назвал личным мнением высказывание главы патриаршей комиссии по делам семьи протоиерея Димитрия Смирнова, выступившего ранее против крещения детей, родившихся в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).»Если я правильно понял позицию отца Димитрия Смирнова, то он категорически против крещения младенцев, появившихся на свет в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) или «суррогатного материнства», и настаивает на необходимости дождаться зрелого возраста появившегося на свет человека, для принятия самостоятельного решения. Замечу, что это личное мнение отца Димитрия», — написал председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в своем Telegram-канале.Он отметил, что можно крестить любого младенца по вере крестных, в том числе рожденного в результате суррогатного материнства, и сослался на документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери», принятый Синодом Русской церкви в конце 2013 года.»Условием для совершения Таинства, согласно положению документа, является церковное покаяние родителей-восприемников. Ведь если они, крестя младенца, хотят его воспитывать в православии, то надо следовать учению Церкви или раскаяться в его игнорировании», — подчеркнул Легойда.Он обратил внимание отца Димитрия на то, что существуют процедуры ЭКО, исключающие уничтожение «излишних эмбрионов», и любая пара, которая ими воспользовалась, не подлежит церковному осуждению, «иные же технологии ЭКО, конечно, нравственно недопустимы». Легойда предложил родителям сообщать в отдел, «если при крещении требуют чего-то иного».Русская православная церковь считает искусственное оплодотворение допустимым средством медицинской помощи бездетным супругам (если это не сопровождается уничтожением оплодотворенных яйцеклеток), поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. Об этом сказано в документе «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери», опубликованном на официальном сайте РПЦ.Там же указано, что Русская церковь выступает против суррогатного материнства, так как эта практика является «унижением человеческого достоинства женщины», тело которой в данном случае рассматривается как инкубатор.

https://ria.ru/20190626/1555934227.html

https://ria.ru/20190811/1557394287.html

https://ria.ru/20190806/1557190444.html

москва

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/98680/83/986808394_0:0:2680:2009_1920x0_80_0_0_444252cad637362a53a8aad4ea597d95.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

биотехнологии и вера, искусственное оплодотворение, новости — религия и мировоззрение, владимир легойда, русская православная церковь, москва, общество

12:26 20.09.2019 (обновлено: 18:26 17.02.2020)

МОСКВА, 20 сен — РИА Новости. Официальный представитель Русской православной церкви Владимир Легойда назвал личным мнением высказывание главы патриаршей комиссии по делам семьи протоиерея Димитрия Смирнова, выступившего ранее против крещения детей, родившихся в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).

«Если я правильно понял позицию отца Димитрия Смирнова, то он категорически против крещения младенцев, появившихся на свет в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) или «суррогатного материнства», и настаивает на необходимости дождаться зрелого возраста появившегося на свет человека, для принятия самостоятельного решения. Замечу, что это личное мнение отца Димитрия», — написал председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в своем Telegram-канале.

Он отметил, что можно крестить любого младенца по вере крестных, в том числе рожденного в результате суррогатного материнства, и сослался на документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери», принятый Синодом Русской церкви в конце 2013 года.

«Условием для совершения Таинства, согласно положению документа, является церковное покаяние родителей-восприемников. Ведь если они, крестя младенца, хотят его воспитывать в православии, то надо следовать учению Церкви или раскаяться в его игнорировании», — подчеркнул Легойда.

Он обратил внимание отца Димитрия на то, что существуют процедуры ЭКО, исключающие уничтожение «излишних эмбрионов», и любая пара, которая ими воспользовалась, не подлежит церковному осуждению, «иные же технологии ЭКО, конечно, нравственно недопустимы». Легойда предложил родителям сообщать в отдел, «если при крещении требуют чего-то иного».

Читайте также:  Можно ли есть черный хлеб при сушке

Русская православная церковь считает искусственное оплодотворение допустимым средством медицинской помощи бездетным супругам (если это не сопровождается уничтожением оплодотворенных яйцеклеток), поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. Об этом сказано в документе «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери», опубликованном на официальном сайте РПЦ.

Там же указано, что Русская церковь выступает против суррогатного материнства, так как эта практика является «унижением человеческого достоинства женщины», тело которой в данном случае рассматривается как инкубатор.

Источник

Можно ли крестить детей, рожденных с помощью ЭКО?

Настоятель храма великомученика Димитрия Солунского, хутор Новонекрасовский, РПСЦ

Можно ли крестить детей, рожденных с помощью ЭКО?

B PПЦ выcтyпили пpoтив кpeщeния млaдeнцeв, пoявившиxcя нa cвeт в peзyльтaтe экcтpaкopпopaльнoгo oплoдoтвopeния (ЭKO), пoтoмy чтo cyppoгaтнoe мaтepинcтвo являeтcя «xyдшим из видoв пpocтитyции». Oб этoм зaявил Председатель Патриаршей комиссии РПЦ по вопросам семьи, защиты материнства и детства протoиepeй Димитpий (Cмиpнoв), пepeдaeт «Интepфaкc».

«Что такое проститутка? Женщина, которая торгует своим телом. Ну, а разве суррогатная мать не торгует своим телом?» — заявил священнослужитель, отметив, что проститутку можно снять всего за 100 долларов в час, тогда как услуги суррогатных матерей стоят намного дороже. Кроме того, он выступил против крещения детей, зачатых с помощью ЭКО, сославшись на «Основы социальной концепции РПЦ». «Если он сам вырастет, уверует, начнет в храм ходить — да пожалуйста! Но что крестить людей, которые вообще чихать хотели на церковные законы!» — заявил протоиерей.

А как относитесь Вы к этой болезненной теме?

Ну не секрет, что Греко-Российская Синодальная Церковь при царе без проблем, очень даже спокойно освящала дома терпимости, так что возмущение протоиерея Димитрия Смирнова проституцией ну не совсем красиво… И кстати, откуда досточтимому и маститому протоиерею известны расценки проституток?

Но вот отказ крестить детей, зачатых с помощью экстракорпорального оплодотворения, — это совсем не по-христиански. Ведь от святых отцов мы знаем, что душу человеку даёт Бог.

Например, преподобный Анастасий Синаит настаивает на одновременности рождения тела человека в утробе матери и души: «И ни тело не образовывается и не устрояется раньше, чем душа, ни душа не упреждает тело и не предсуществует ему».

Но общецерковное мнение выразил Пятый вселенский Собор, осуждая мнение Оригена о предсуществовании человеческих душ: «Церковь, последуя Божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другое после, по лжеучению Оригена». Приведу также мнение блаженного Феодорита:

Святая Церковь, веруя божественному Писанию, учит, что душа творится вместе с телом, но не так, чтобы с самим семенем, из которого образуется тело, и она получила бытие, но что, по воле Творца, она тотчас же является в теле по его образовании.

Из всего вышеизложенного мы видим, что душа человеческая творится Богом. И когда рождается младенец, Церковь его крестит по вере его родителей и, самое главное, его восприемника!

В 10 беседе святого Василия Великого на Шестоднев мы читаем: «И сотворил Бог человека». Так что же такое человек?… Человек есть разумное творение Бога, созданное по образу его Творца… И благословил Бог человека, и сказал:

Растите, размножайтесь и наполняйте землю.

И вот, Бог открыл людям возможность относительно другими способами исполнить Его повеление: «Растите, размножайтесь и наполняйте землю». Откуда у людей эта возможность творить новое? Не от Бога ли? Бог — Творец! И мы, созданные Им по Его образу и подобию, и в том, что имеем возможность творения.

Быть может, я допускаю ошибочное суждение, но исходя из всего вышеизложенного видно, что:

  • Церковь крестит младенцев по вере восприемников и родителей ребенка.
  • Лишать святого крещения младенцев из-за особенности их рождения и зачатия не вполне верно, так как ответственность за это деяние несут не родившиеся дети, а их родители.
  • Кто будет виноват, если умрет таковой младенец, не сподобившись Святого Крещения по причине отказа священника в совершении Таинства? Очевидно, что священнослужитель, а не родители ребёнка.

Источник

Владимир Легойда о «суррогатных» и ЭКО-детях: крестить и воспитывать в христианстве можно любого младенца

Число детей, родив­шихся бла­го­даря совре­мен­ным тех­но­ло­гиям ЭКО и от сур­ро­гат­ных мате­рей, рас­тет.  И если первую прак­тику Цер­ковь при соблю­де­нии неко­то­рых усло­вий при­ем­лет, то вто­рую  кате­го­ри­че­ски осуж­дает. Но ребе­нок не выби­рает, как появиться на свет, он может стать чле­ном Церкви и вос­пи­ты­ваться в православии. 

Что  в таком слу­чае необ­хо­димо  для совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния – читайте в нашей статье.

Крестить можно

Осо­бен­ных деток, зача­тых в про­бирке или выно­шен­ных юри­ди­че­ски «посто­рон­ней» мамой, все больше. Больше и вопро­сов, свя­зан­ных с их вос­пи­та­нием и воцер­ко­в­ле­нием. Именно поэтому в Рус­ской Пра­во­слав­ной  Церкви  посчи­тали необ­хо­ди­мым напом­нить об усло­виях кре­ще­ния детей, рож­ден­ных от ЭКО и «сур­ро­гат­ного материнства».

И на самый глав­ный вопрос: может ли быть такой ребе­нок кре­щен, Цер­ковь дает одно­знач­ный ответ – да, конечно. Но – соблю­дая неко­то­рые  важ­ные условия.

Читайте также:  Можно ли есть драники при беременности

По сло­вам руко­во­ди­теля Сино­даль­ного отдела по вза­и­мо­от­но­ше­ниям Церкви с обще­ством и СМИ Вла­ди­мира Легойды, «…в доку­мен­тах нашей Церкви ска­зано, что по вере роди­те­лей-вос­при­ем­ни­ков кре­стить можно любого мла­денца, в том числе рож­ден­ного в резуль­тате «сур­ро­гат­ного мате­рин­ства». Об этом совер­шенно недву­смыс­ленно напи­сано в доку­менте, посвя­щен­ному этому вопросу и при­ня­том Сино­дом Рус­ской Церкви в конце 2013 года».

В опасности – крестить всегда

В. Легойда отме­тил, что един­ствен­ное усло­вие для совер­ше­ния Таин­ства  – цер­ков­ное пока­я­ние роди­те­лей, кото­рые реши­лись вопреки цер­ков­ному осуж­де­нию прак­тики сур­ро­гат­ного мате­рин­ства при­бег­нуть к этому спо­собу рож­де­ния ребенка.

Жела­ние окре­стить ново­рож­ден­ного обычно гово­рит о жела­нии роди­те­лей его воцер­ков­лять, вос­пи­ты­вать в пра­во­слав­ной вере, и потому было бы логично им самим

«…сле­до­вать уче­нию Церкви или рас­ка­яться в его игно­ри­ро­ва­нии», – под­черк­нул он.

Очень важно, что говоря об этой акту­аль­ной про­блеме, глава Сино­даль­ного отдела свя­зы­вает при­ня­тие Таин­ства Кре­ще­ния с вос­пи­та­нием – под­чер­ки­вая пози­цию Церкви, счи­та­ю­щей фун­да­мен­том для пра­во­слав­ного вос­пи­та­ния ребенка его кре­ще­ние.

Под­черк­нем и дру­гой важ­ный момент – то, что в состо­я­нии опас­но­сти ребенка можно кре­стить в любом слу­чае, не дожи­да­ясь цер­ков­ного пока­я­ния его родителей.

Где это написано?

Итак, если  вы, мама и папа, пра­во­слав­ные хри­сти­ане, дей­стви­тель­ные, а не номи­наль­ные члены Церкви, при­шли дого­ва­ри­ваться о совер­ше­нии таин­ства и в вашем храме вам по какой-то при­чине отка­зали в кре­ще­нии мла­денца –  пусть даже осо­бенно зача­того, выно­шен­ного и рож­ден­ного  ребенка, то вы можете спо­койно и аргу­мен­ти­ро­вано воз­ра­зить – и опи­раться при этом на утвер­жден­ную  Сино­дом цер­ков­ную позицию.

Или, если вы не правы, при­нять отказ и вре­менно с ним согла­ситься – ради соблю­де­ния вами, роди­те­лями, разум­ных цер­ков­ных требований.

Понять, в какой ситу­а­ции вы правы, а в какой – нет, помо­жет Доку­мент «О кре­ще­нии мла­ден­цев, родив­шихся при помощи «сур­ро­гат­ной матери», кото­рый был при­нят на засе­да­нии Свя­щен­ного Синода Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 25–26 декабря 2013 года (жур­нал № 158).

В част­но­сти, в нём ска­зано: «В насто­я­щее время все более широ­кое рас­про­стра­не­ние полу­чает репро­дук­тив­ная био­ме­ди­цин­ская тех­но­ло­гия, полу­чив­шая назва­ние «сур­ро­гат­ного мате­рин­ства». Хотя эта прак­тика в несколь­ких стра­нах раз­ре­шена зако­но­да­тель­ством, она про­дол­жает вызы­вать в обще­стве ост­рые дискуссии…

Целый ряд вопро­сов, каса­ю­щихся пас­тыр­ского отно­ше­ния к послед­ствиям «сур­ро­гат­ного мате­рин­ства», про­дол­жает оста­ваться дис­кус­си­он­ным. Насто­я­щим доку­мен­том Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь дает цер­ковно-прак­ти­че­ские ука­за­ния, каса­ю­щи­еся кре­ще­ния детей, родив­шихся при помощи «сур­ро­гат­ной матери».

О браке и материнстве

Итак, почему Цер­ковь высту­пает за тра­ди­ци­он­ный брач­ный союз и есте­ствен­ное рож­де­ние детей в нем? Читаем в доку­менте: «Цер­ковь пони­мает брак как изна­чаль­ное уста­нов­ле­ние Божие, уко­ре­нен­ное в бого­з­дан­ном чело­ве­че­ском есте­стве. В хри­сти­ан­ском пони­ма­нии брак явля­ется духовно-телес­ным сою­зом муж­чины и жен­щины, кото­рый поз­во­ляет им в пол­ноте реа­ли­зо­вать свою чело­ве­че­скую природу.

Цер­ковь освя­щает брак, упо­доб­ляя его духов­ному союзу Хри­ста и Его Церкви (Еф. 5:22–33). Пло­дом супру­же­ской любви ста­но­вятся дети, «рож­де­ние и вос­пи­та­ние кото­рых, по пра­во­слав­ному уче­нию, явля­ется одной из важ­ней­ших целей брака» (ОСК Х.4).

Рож­де­ние ребенка – это не только есте­ствен­ное след­ствие брач­ных отно­ше­ний, но и вели­кое собы­тие при­ше­ствия в мир нового чело­века, несу­щего в себе образ и подо­бие Бога Творца. Давая жизнь детям, муж и жена при­ни­мают на себя сугу­бую ответ­ствен­ность, поскольку они при­званы про­яв­лять мак­си­маль­ную заботу одно­вре­менно об их физи­че­ском и духов­ном здо­ро­вье – от пери­ода внут­ри­утроб­ного раз­ви­тия и пер­вых дней жизни до наступ­ле­ния совершеннолетия.

Осо­бая роль в рож­де­нии и вос­пи­та­нии детей при­над­ле­жит матери, кото­рая тесно свя­зана со своим ребен­ком телес­ными, душев­ными и духов­ными узами. Вели­кий при­мер мате­рин­ства Цер­ковь видит в Пре­свя­той Бого­ро­дице, чей образ рас­кры­вает высо­чай­шее досто­ин­ство жен­щины, уни­каль­ность ее мате­рин­ского призвания.

ЭКО допустимо, если…

А вот что в цер­ков­ном доку­менте ска­зано про ЭКО:

«Серьез­ной про­бле­мой, с кото­рой нередко стал­ки­ва­ются семьи, явля­ется бес­пло­дие одного или обоих супру­гов. Цер­ковь сочув­ствует без­дет­ным супру­гам, бла­го­слов­ляя им молиться о даро­ва­нии потом­ства, обра­щаться к вра­чам для лече­ния бес­пло­дия, а также усы­нов­лять (удо­че­рять) детей.

Допу­сти­мым сред­ством меди­цин­ской помощи без­дет­ным супру­гам Цер­ковь счи­тает искус­ствен­ное опло­до­тво­ре­ние поло­выми клет­ками мужа, если это не сопро­вож­да­ется уни­что­же­нием опло­до­тво­рен­ных яйце­кле­ток, «поскольку оно не нару­шает целост­но­сти брач­ного союза, не отли­ча­ется прин­ци­пи­аль­ным обра­зом от есте­ствен­ного зача­тия и про­ис­хо­дит в кон­тек­сте супру­же­ских отно­ше­ний» (ОСК XII.4).

«Суррогат»  материнского долга

«Что же каса­ется прак­тики так назы­ва­е­мого «сур­ро­гат­ного мате­рин­ства», то она одно­значно осуж­да­ется Цер­ко­вью: «“Сур­ро­гат­ное мате­рин­ство”, то есть вына­ши­ва­ние опло­до­тво­рен­ной яйце­клетки жен­щи­ной, кото­рая после родов воз­вра­щает ребенка “заказ­чи­кам”, про­ти­во­есте­ственно и морально недо­пу­стимо даже в тех слу­чаях, когда осу­ществ­ля­ется на неком­мер­че­ской основе» (ОСК XII.4).

Сам тер­мин «сур­ро­гат­ное мате­рин­ство» ука­зы­вает на иска­же­ние высо­кого пони­ма­ния мате­рин­ского долга и при­зва­ния. Соот­вет­ству­ю­щая прак­тика явля­ется уни­же­нием чело­ве­че­ского досто­ин­ства жен­щины, тело кото­рой в дан­ном слу­чае рас­смат­ри­ва­ется как сво­его рода инкубатор.

Кроме того, прак­тика «сур­ро­гат­ного мате­рин­ства» раз­ру­шает пол­но­цен­ные есте­ствен­ные отно­ше­ния между мате­рью и ребен­ком и имеет отри­ца­тель­ные послед­ствия для всех вовле­чен­ных в эту прак­тику сто­рон: для «био­ло­ги­че­ской матери», предо­ста­вив­шей свои поло­вые клетки, но лишен­ной под­лин­ного мате­рин­ства, свя­зан­ного с вына­ши­ва­нием и рож­де­нием этого ребенка;

Читайте также:  Можно ли есть сырую рыбу крысам

для «сур­ро­гат­ной матери», выно­сив­шей и родив­шей ребенка, но вынуж­ден­ной с ним рас­статься, как только он отде­лился от мате­рин­ской утробы; для самого ребенка, кото­рый вме­сто пол­но­цен­ной матери либо имеет двух непол­но­цен­ных мате­рей, либо не имеет ни одной (как в слу­чае с оди­но­ким муж­чи­ной, поже­лав­шим иметь «био­ло­ги­че­ское потомство»);

нако­нец, для обще­ства, в кото­ром утра­чи­ва­ется пони­ма­ние семьи, пред­по­ла­га­ю­щее осо­бые отно­ше­ния между роди­те­лями и детьми, а также не менее важ­ные отно­ше­ния через поко­ле­ние  – между дедушками/бабушками и внуками».

Общественно опасно?

«Обще­ствен­ная опас­ность прак­тики «сур­ро­гат­ного мате­рин­ства» свя­зана с ради­каль­ным изме­не­нием самого пред­став­ле­ния о при­роде человека.

В дан­ном слу­чае пони­ма­ние чело­века как уни­каль­ной лич­но­сти под­ме­ня­ется обра­зом чело­века как био­ло­ги­че­ской особи, кото­рую можно про­из­вольно кон­стру­и­ро­вать, мани­пу­ли­руя эле­мен­тами «гене­ти­че­ского мате­ри­ала». «В мире посте­пенно выра­ба­ты­ва­ется отно­ше­ние к чело­ве­че­ской жизни как к про­дукту, кото­рый можно выби­рать согласно соб­ствен­ным склон­но­стям и кото­рым можно рас­по­ря­жаться наравне с мате­ри­аль­ными цен­но­стями» (ОСК XII.4).

Исполь­зо­ва­ние репро­дук­тив­ных тех­но­ло­гий с целью «обес­пе­че­ния детьми» бес­плод­ных пар, оди­но­ких муж­чин или жен­щин посте­пенно пре­вра­ща­ется в доход­ный биз­нес, предо­став­ля­ю­щий спо­соб зара­ботка для доно­ров поло­вых кле­ток и «сур­ро­гат­ных мате­рей». В резуль­тате таин­ство рож­де­ния чело­века ста­но­вится пред­ме­том тор­гово-денеж­ных отношений.

На смену бого­за­по­ве­дан­ному супру­же­ству, осно­ван­ному на любви и вер­но­сти, при­хо­дит «рынок репро­дук­тив­ных услуг», гото­вый удо­вле­тво­рить любой запрос потре­би­теля на искус­ствен­ное рож­де­ние ребенка в соот­вет­ствии с задан­ными параметрами».

Крещение – для всех

«Цер­ковь открыта для всех людей, стре­мя­щихся к спа­се­нию. Кре­ще­ние явля­ется таин­ством вступ­ле­ния в Цер­ковь и пред­по­ла­гает согла­сие при­няв­ших Кре­ще­ние с ее верой и уче­нием, а также их даль­ней­шее уча­стие в цер­ков­ной жизни.

Таин­ство Кре­ще­ния совер­ша­ется в Пра­во­слав­ной Церкви как над взрос­лыми, так и над мла­ден­цами. Взрос­лые допус­ка­ются к Таин­ству после соот­вет­ству­ю­щей под­го­товки, то есть огла­ше­ния — настав­ле­ния в хри­сти­ан­ском веро­уче­нии и хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти. В таких слу­чаях реше­ние о вре­мени при­ня­тия Кре­ще­ния при­ни­ма­ется при­ход­ским свя­щен­ни­ком, про­во­дя­щим оглашение.

В слу­чае кре­ще­ния мла­денца согла­сие за него дают взрос­лые – роди­тели и вос­при­ем­ники. Усло­вием кре­ще­ния мла­денца при этом ста­вится его вос­пи­та­ние в хри­сти­ан­ской вере и согласно нор­мам хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти, что пред­по­ла­гает регу­ляр­ное уча­стие и роди­те­лей, и ребенка, и вос­при­ем­ни­ков в цер­ков­ных бого­слу­же­ниях и Таинствах».

Ребенок не виноват

«Что же каса­ется вопроса о воз­мож­но­сти кре­ще­ния мла­ден­цев, рож­ден­ных «сур­ро­гат­ной мате­рью», то при ответе на него необ­хо­димо учи­ты­вать сле­ду­ю­щие факторы.

С одной сто­роны, любой рож­ден­ный мла­де­нец может быть кре­щен  по вере тех, кто наме­ре­ва­ется его кре­стить. Ребе­нок не может отве­чать за поступки своих роди­те­лей и не вино­ват в том, что его появ­ле­ние на свет свя­зано с репро­дук­тив­ной тех­но­ло­гией, осуж­да­е­мой Церковью.

С дру­гой сто­роны, ответ­ствен­ность за хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние мла­денца несут на себе роди­тели и вос­при­ем­ники. Если роди­тели не при­но­сят явного пока­я­ния в соде­ян­ном, а вос­при­ем­ники фак­ти­че­ски выра­жают согла­сие с совер­шив­шимся гре­хов­ным дея­нием, то о хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии речь идти не может.

Отказ в кре­ще­нии мла­ден­цев в подоб­ном слу­чае будет соот­вет­ство­вать пра­во­слав­ной тра­ди­ции, пред­по­ла­га­ю­щей согла­сие кре­ща­е­мого, а в слу­чае кре­ще­ния мла­денца – его роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков с уче­нием Церкви. Такой отказ будет иметь также и пас­тыр­ское зна­че­ние, так как тем самым обще­ство полу­чит от Церкви ясный сиг­нал о том, что прак­тика «сур­ро­гат­ного мате­рин­ства» явля­ется с хри­сти­ан­ской точки зре­ния неприемлемой.

Ребе­нок, рож­ден­ный при помощи «сур­ро­гат­ного мате­рин­ства», может быть кре­щен по жела­нию вос­пи­ты­ва­ю­щих его лиц, если тако­выми явля­ются либо его «био­ло­ги­че­ские роди­тели», либо «сур­ро­гат­ная мать», только после того, как они осо­знают, что с хри­сти­ан­ской точки зре­ния подоб­ная репро­дук­тив­ная тех­но­ло­гия явля­ется нрав­ственно предо­су­ди­тель­ной, и при­не­сут цер­ков­ное пока­я­ние – вне зави­си­мо­сти от того, осо­знанно или неосо­знанно они про­игно­ри­ро­вали пози­цию Церкви. 

Только в этом слу­чае Цер­ковь смо­жет ожи­дать, что кре­ще­ный ребе­нок будет вос­пи­ты­ваться в пра­во­слав­ной вере и ему будут при­ви­вать хри­сти­ан­ские нрав­ствен­ные пред­став­ле­ния. Если же такого осо­зна­ния не про­ис­хо­дит, то реше­ние вопроса о кре­ще­нии откла­ды­ва­ется до вре­мени созна­тель­ного лич­ного выбора ребенка.

В послед­нем слу­чае факт «сур­ро­гат­ного рож­де­ния» сам по себе не явля­ется пре­пят­ствием для кре­ще­ния чело­века, ибо он не несет ответ­ствен­ность за пове­де­ние своих родителей.

По указанию архиерея

В слу­чае, когда в Цер­ковь при­но­сят мла­денца, рож­ден­ного «сур­ро­гат­ной мате­рью», вопрос о его кре­ще­нии может быть решен в соот­вет­ствии с ука­за­нием епар­хи­аль­ного архи­ерея, кото­рый обя­зан руко­вод­ство­ваться в каж­дом кон­крет­ном слу­чае нор­мами, содер­жа­щи­мися в насто­я­щем документе.

Совер­ше­ние свя­щен­ни­ком Таин­ства Кре­ще­ния в подоб­ном слу­чае без бла­го­сло­ве­ния архи­ерея слу­жит осно­ва­нием для при­ме­не­ния к этому свя­щен­нику кано­ни­че­ских прещений.

В смер­тель­ной опас­но­сти бла­го­слов­ля­ется кре­ще­ние мла­ден­цев вне зави­си­мо­сти от обсто­я­тельств их рождения.

Изло­жен­ная пози­ция осно­вана на уче­нии Церкви о недо­пу­сти­мо­сти кре­ще­ния мла­ден­цев в семьях, члены кото­рых явно и созна­тельно пре­не­бре­гают цер­ков­ной тра­ди­цией и не раз­де­ляют хри­сти­ан­ское уче­ние о браке и семье, что прак­ти­че­ски исклю­чает воз­мож­ность хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния ребенка. Это каса­ется не только вопроса о «сур­ро­гат­ном мате­рин­стве», но любого созна­тельно выра­жен­ного неже­ла­ния жить по-христиански».

В ста­тье исполь­зо­ваны мате­ри­алы пресс-службы Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси

Источник