Можно ли эту группу слов назвать предложением на было жарко улице
Содержание статьи
Какую группу слов называют предложением (с примерами)
Закончить мысль — сотворить предложение
При общении люди используют слова. Соединяют их в словосочетания, чтобы расширить представление собеседника о сказанном. Строя повествование, они всегда опираются на главнейшую единицу речи — предложение.
Иногда оно может состоять из одного слова, к примеру: «Смеркается». Обычно же в предложение объединяются несколько слов грамматически и по смыслу. То же самое можно сказать и о словосочетании. «Ходить кругами», «журналистская практика» или «синяк под глазом» — здесь так же присутствуют грамматическая связь и общий смысл.
Так какую же группу слов называют предложением?
Сочетания слов становятся единицей общения, то есть предложением, только когда приобретают относительную смысловую, логическую законченность.
Пример: Синяк под глазом выдавал в подростке забияку.
Можно было бы дополнить повествование, назвав синяк «огромным» и, отметив, что глаз был «правый». Возможно, но не обязательно, ведь мысль, пусть не пестрит деталями, но уже закончена.
В отличие от словосочетаний, предложения интонационно оформлены. Даже если они состоят из двух слов, интонация законченности высказываемой мысли не даст ошибиться.
Пример: Мальчишка опешил.
Это самодостаточное высказывание. Оно отличается смысловой законченностью от сочетаний слов, не являющихся предложениями: «опешил от новости» или «бесстрашный мальчишка».
Предыдущий пример хорошо демонстрирует еще одно различие. Грамматическая основа — веский аргумент в пользу предложения, если есть сомнения в выборе. Она состоит из двух его главных членов, подлежащего и сказуемого, или одного из них. Такая основа имеется у всякого предложения, никогда ее нет у словосочетания.
Примеры:
Ветер (какой?) грозный, свирепел (как?) день ото дня, дорожки (какие?) засыпанные (чем?) снегом — это словосочетания, не имеющие грамматической основы.
Из них могут получиться замечательные предложения:
Грозный ветер свирепел день ото дня.
Солнце играло на засыпанных снегом дорожках.
Слова «ветер», «солнце» стали подлежащими, а «свирепел» и «играло» — сказуемыми. Они образовали грамматические основы. Смысл приобрел законченное звучание.
Предложение может обойтись без словосочетаний в своем составе, используя лишь главные члены.
Пример: Ветер свирепствовал.
Логическая, интонационная законченность, наличие грамматического ядра позволяют классифицировать предложения по строению, цели высказывания и эмоциональной окраске. Это также их отграничивает от других групп слов.
По цели высказывания они могут быть повествовательными, вопросительными или побудительными. Первые информируют, вторые спрашивают, третьи взывают к какому-либо действию.
Пример от Мюнхгаузена сразу для трех вариантов:
— Нужно было выбирать одно из двух, погибнуть или как-то спастись.
— Ну, и что же вы выбрали?
— Угадайте.
По интонации предложения бывают эмоционально окрашенные (восклицательные) и нейтральные (невосклицательные). Восклицанием выражается радость, восхищение, злость, раздражение.
Пример:
Знакомая фраза Галилея «И все-таки она вертится!» — восклицательное предложение.
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые, имеющие одну такую основу, и сложные, у которых их две или более,
Примеры:
Солдаты рубят лес для строительства дороги (простое).
Лес рубят — щепки летят (сложное).
Построением словосочетаний и предложений занимается общий для них раздел грамматики русского языка — синтаксис. Если первое является связанным набором слов и минимальной единицей раздела, то второе — это оформление некой мысли и минимальная единица человеческого общения.
Источник
Урок русского языка в 1-м классе по теме: «Предлог»
Цели:
- познакомить с предлогом как служебной частью речи;
- учить правильному употреблению предлогов в устной и письменной речи.
Ход урока:
1. На доске: На зеленой траве блеснула капля росы.
- Прочитайте запись на доске. Докажите, что записано предложение. Назовите все «ошибкоопасные» места в предложении. Спишите.
2. На доске: Солнышко тихо встает _____ поля.
— Прочитайте то, что записано во второй строчке. Можно ли эту запись назвать предложением? Что нужно изменить, чтобы из этой группы слов получилось предложение?(Можно изменить окончание и добавить слово над: Солнышко тихо встаёт над полем. А можно добавить слово из-за: Солнышко тихо встаёт из-за поля. Дети могут привести и другие варианты — все их нужно рассмотреть).
— До сих пор слово над, так же, как и слова у, на, под, из-за …, мы называли так: маленькое отдельное слово. С сегодняшнего урока мы будем называть такие слова предлогами.
3. Тема урока: Предлоги. Мы научимся определять место предлога, правильно записывать предлоги с другими словами. Слово «предлог» с латинского языка означает «стоящий перед словом»: «пред» — перед; «логос» — слово.
— Найдите предлог в первом предложении (на). Как написан предлог со следующим словом? А во втором предложении? (Тоже раздельно). Сравните свои наблюдения с правилом учебника.Формулировка правила.
4. Сам по себе предлог ничего не обозначает, к нему нельзя даже поставить вопрос. Но как только он встанет рядом со словом, то мы увидим, что у каждого предлога есть свое значение. Но он необходим для того, чтобы связывать слова друг с другом. (Работа по составлению схем: ? — слово, O- предлог).
Расположите предлог так, чтобы было понятно его значение.
Результат работы детей может быть таким:<Рисунок 1>
— Придумайте словосочетания с этими предлогами.
Запись самых интересных словосочетаний, закрепление правила.
5. На доске словосочетания:
Птицы в клетке;
Листики на ветке;
Кошка под столом;
Садик за углом;
Книжка у подруги;
Песенка о друге;
Заяц без хвоста;
Устный счет до ста;
В гости к дяде Коле;
Рассказать о школе.
— Выпишите только предлоги.
(Проверка работы).
6. Употребите предлоги правильно. Работа в группах (по 2-3 человека).
Задание для каждой группы: вставьте предлоги.
1 группа
Я утра лесу гуляю,
росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
березку и мох,
малину, ежевику,
ежа и ежиху,
которой ежат
Все иголочки дрожат.
2 группа
Это нашего двора
Чемпионы, мастера.
Носят прыгалки кармане,
Скачут самого утра.
дворе и бульваре,
переулке и саду,
И каждом тротуаре
прохожих виду.
3 группа
Алеша рад: пришла весна,
саду тепло и сухо
И классе окна
Жужжит сегодня муха.
Он стал мухой наблюдать.
окно она влетела,
Она то сядет тетрадь,
То кусочек мела.
7. Физкультминутка.
Поработали мы дружно,
А теперь поспать нам нужно.
Тише! Тише! Тишина в нашу комнату вошла.
Деткам снится сладкий сон,
Нравится ребятам он:
Про зефир, про мармелад,
И про вкусный шоколад,
Про конфеты, про варенье,
И про торты, про печенье.
Добрый Гена — крокодил всех на праздник пригласил.
Он детишек угощает и на танец приглашает.
— Какие предлоги услышали?
8. На доске: Муравьи, в, гнезда, к, грозе, прячутся.
— Найдите место предлога (живая схема).
— Кто из детей изображает предлоги, какие?
9. Самостоятельная работа. Запись под диктовку с последующей взаимопроверкой:
над гаражом, без карандаша, из вишни, о теплой погоде, за серым слоном.
10. Итог урока.
— Что вы узнали о предлогах? Можно ли обойтись без них в русском языке? Проверьте дома.
Источник
Прочитайте, какие группы слов нельзя назвать словом «предложение». Снег лежать тепло весна. Наша семья очень дружная. Поздно ночью светить звезда. Вывод: — презентация
Презентация на тему: » Прочитайте, какие группы слов нельзя назвать словом «предложение». Снег лежать тепло весна. Наша семья очень дружная. Поздно ночью светить звезда. Вывод:» — Транскрипт:
1
2 Прочитайте, какие группы слов нельзя назвать словом «предложение». Снег лежать тепло весна. Наша семья очень дружная. Поздно ночью светить звезда. Вывод: предложение — это группа слов, которая выражает законченную мысль. Слова в предложении всегда стоят в определённом порядке.
3 1) Сейчас, когда приду домой, Произнесёт их мама: «Ты дрался, да?.. Ты что — немой?.. Ну что молчишь упрямо?» (Вопросительное.) 2) Повествовать придётся мне, И я скажу: «Не дрался, не… свалился с дерева, и вот … (Повествовательное.) 3) Тут папа в комнату войдет, Войдёт и скажет: «Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!..» (Восклицательные.)
4 побуди- тельные вопроси- тельные повествовательные 1. Там очень опасно. 2. Ты ещё здесь? 3.Ребята, идите сюда. 4. На улице идет снег. 5. Не трогайте гнездо. 6. Это ядовитая змея. 7. Чья это работа?
5 — Можно ли эту запись считать предложением? солнце, за, низкое, скрылось, деревьями
6 Осень пришла на реку. Ива и ракиты облетели. Трава побурела и поникла. — Все ли слова являются частями речи? — А являются ли они членами предложения?
7
Источник