Можно ли изучать ребенку английский если есть нарушение речи

Мнение логопеда: когда нужно начинать изучение иностранного языка

Когда начинать обучать ребенка иностранному языку? Родители очень часто задают этот вопрос. Согласитесь, как приятно похвастаться в кругу своих знакомых, что шестилетний ребенок изучает английский и немецкий языки, а еще ходит в театральную студию, где разучивают песни на французском… Реакция окружающих может быть разная: одни будут восхищаться, а другие – пожалеют ребенка и с осуждением посмотрят на родителей. Так, когда же стоит приступать к процессу обучения иностранному языку ребенка? И как организовать процесс, чтобы малышу было интересно и не вызвало неприятия к новому и не всегда понятному предмету?

«За» и «Против»

Существует мнение самих родителей, педагогов-преподавателей иностранного языка, психологов, логопедов. Мамы и папы, конечно же, видят своего ребенка, говорящего на нескольких языках. Они уверены в том, что чем раньше начать этот процесс, тем лучше. Стоит отметить, что если вы живете за границей и знание языка необходимо для общения ребенка с окружающими, это правильное решение.

Преподаватели иностранного языка дошкольникам считают, что раннее обучение языку необходимо, потому что малыш чувствует мелодику языка и в дальнейшем, изучая его в школе, у него не возникает неприязни к иностранному языку.

Ну а учителя, обучающие детей языкам, уверены, что результативность этого процесса зависит от того, насколько ребенок успешно владеет родным языком. Ведь система иностранного языка накладывается на систему родного. Другими словами, для иностранного языка нужна прочная база в виде владения родным языком в полном объеме. Это происходит у каждого дошкольника по-разному, и необходимо учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого отдельно взятого ребенка.

Американские ученые установили, что область головного мозга – мозжечок, имеет крошечные отделы, в которых хранится память обо всех языках, существующих на Земле. Пробуждение определенного блока мозжечка ребенка зависит от того, на каком языке с ним начинают говорить окружающие его люди. Данный отдел посылает сигнал к органам речи. Хорошо, если нет нарушений в строении артикуляционного аппарата. Тогда формируется правильное произношение. Если же у малыша есть поражения органов артикуляционного аппарата (короткая подъязычная уздечка, плохо шевелятся губы, и т.д.), головной мозг получает неадекватный сигнал. Связь нарушается.

В таком случае ребенок либо замолкает, либо начинает искажать слова. В этом случае не стоит усложнять ребенку жизнь. И прежде чем отвести дошкольника на занятие иностранным языком, необходимо сперва обратиться за консультацией к логопеду. Специалист протестирует малыша и определит уровень его речевого развития: правильное произношение, словарный запас, грамматический строй соответствующий возрасту. Возможно, такому ребенку, прежде всего, будут необходимы специальные логопедические занятия, а о раннем изучении иностранного языка будет правильнее на время забыть. Если у ребёнка нет грубых нарушений в формировании языковых структур родного языка, преподаватели иностранного языка в большинстве своем считают возраст 4-5 лет оптимальным для начала занятий иностранным языком.

Читайте также:

Мнение логопеда: когда дошкольнику нужна помощь специалиста

Источник

Обучение иностранному языку: что делать, если у ребенка есть логопедические проблемы? — interSTUDY

Любому родителю хочется, чтобы его ребенок был самый-самый: быстрее других начал

читать, громче других декламировал стихи, лучше других играл на пианино, раньше других

выучил английский язык. Но бывают объективные трудности, которые могут помешать

ребенку быть во всем первым. Что делать?

Например, у него не получается правильно произносить определенные русские звуки, а вы уже пытаетесь научить его каким-то английским словам. Правильно ли это? Стоит ли вообще обучать ребенка иностранному языку, если у него есть логопедические проблемы? Или, может, лучше не усложнять его жизнь? Давайте вместе разберемся в этом вопросе.

Можно ли изучать ребенку английский если есть нарушение речи

В современном мире существуют два подхода к обучению ребенка иностранным языкам. В рамках первого считается, что ребенок может начать учить язык уже с двухлетнего возраста, так как освоение иностранного языка идет тогда бессознательно через постоянное повторение услышанных им слов и выражений. Согласно второму подходу, начинать изучать иностранный язык лучше с четырех-шести лет, поскольку к этому возрасту у ребенка формируются все основные речевые навыки, которые можно эффективно использовать для изучения иностранного языка.

Читайте также:  Можно ли есть борщ или щи кормящей маме

Однако, и тот, и другой подход описывает идеальную ситуацию, когда у ребенка нет никаких проблем с речью на своем родном языке – когда он старается разборчиво произносить слова, не искажает их, не заменяет их на более легкие или их не пропускает. По словам опытных логопедов, к трем годам словарь ребенка должен составлять около 1000 слов, а в его речи присутствовать развернутые фразы. Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда. Тогда встает закономерный вопрос: если ребенок отстает от этих показателей, можно ли обучать его иностранному языку?

Можно ли изучать ребенку английский если есть нарушение речи

Если будут учтены индивидуальные особенности речевого развития ребенка, то – да. Но для того, чтобы ребенок – при наличии у него логопедических проблем – смог успешно изучать иностранный язык, необходимо предпринять следующие шаги:

1 Точно определить характер нарушения речи ребенка

Для этого лучше всего обратиться к опытному логопеду, который проведет специальное обследование ребенка и выявит причину и структуру нарушения речи. Он попросит родителей заполнить анкету, где нужно будет рассказать о наличии болезней, мешающих ребенку говорить.

Затем он определит состояние зубов ребенка, его прикуса, губ, языка, твердого и мягкого неба, а также состояние его общей моторики. Далее логопед выяснит пассивный словарь ребенка, его способности различать определённые языковые категории. Ребенка попросят что-нибудь сказать или прочитать стихотворение. На основе всех этих наблюдений и данных логопед определит характер речевых проблем, их причины и способы решения.

2 Пройти курс специальных занятий с логопедом для исправления речевых проблем

В зависимости от серьезности проблем с речью, логопед формирует для ребенка план индивидуальных или групповых занятий по развитию речи. У каждого ребенка такой план должен быть свой, потому что нельзя с точностью сказать, как быстро решится та или иная проблема.

Каждый ребенок развивается в своем темпе. У кого-то на постановку одного звука может уйти всего пара занятий, а у кого-то – несколько недель. Главное, систематично и терпеливо заниматься с ребенком, не теряя веры в то, что все проблемы можно преодолеть.

3 Найти педагога, специализирующегося на преподавании иностранных языков детям

Важно, чтобы после исправления основных проблемы с речью ребенка, родители нашли опытного педагога, который смог бы заинтересовать его занятиями языком. Идеальным вариантом в таких случаях является использования игрового подхода. Элементы игры воздействуют на эмоциональное состояние ребенка, позволяя ему естественным образом впитывать новые языковые знания, обучаться основам фонетики и грамматики, копить базовую лексику и расширять свой кругозор через творчество.

4 Создать языковую среду для ребенка дома

Существуют два основных способа изучения языка: интенсивный с погружением в языковую среду, когда ученик занимается по несколько часов в день, и традиционный с занятиями два-три раза в неделю. По мнению европейских специалистов, чтобы ребенок, у которого были логопедические проблемы, начал успешно осваивать второй язык, ему необходимо находиться под его «достаточным воздействием». Это значит, что помимо занятий с педагогом родители должны также практиковать с ним язык дома: слушать песенки на иностранном языке, смотреть мультфильмы, повторять слова, разыгрывать небольшие сценки с использованием игрушек ребенка. В этом случае ребенок будет достаточное количество времени погружен в язык и его результаты будут лучше.

Если вы еще сомневаетесь в том, как лучше всего решить логопедические проблемы вашего ребенка, чтобы он начал изучать иностранный язык, обратитесь в Языковую школу «Интерстади»: +7 (912) 677-90-75.

Опытные специалисты школы проконсультируют вас по интересующим вас вопросам и подберут для вас необходимую программу занятий с логопедом и преподавателем иностранного языка.

Текст статьи подготовила Лада Чехова

Источник

Логопедические рекомендации по изучению английского языка учениками с речевыми недостатками. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Елена Узлова
Логопедические рекомендации по изучению английского языка учениками с речевыми недостатками

В последнее время в школьном воспитании актуальными стали вопросы предоставления логопедической помощи детям с речевыми недостатками при изучении иностранного языка. Особенно это касается детей младшего школьного возраста. У этих учащихся, как правило, отмечается недостаточное развитие фонематического слуха, частичная задержка формирования навыков звукового, буквенного анализа слов, нарушение грамматического строя родной речи.

Читайте также:  Можно ли есть печень говяжью при жировом гепатозе

На фоне относительно развернутой речи у таких детей определяются недостатки в употреблении бытовой лексики. В активном словаре используются в основном существительные, глаголы, прилагательные. Недостаточно слов, характеризирующих качество, состояние предметов и действий, а также способа действий. Некоторое количество ошибок проявляется в использовании сложных предлогов. Недостаточносформированы грамматические формы речи: ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании. Недостаточно используются средства словообразования. В активной речи наблюдаются некоторые сложности в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

У большинства детей недостатки произношения звуков устранены, но иногда случается нарушение структуры слов, а это создает сложности в овладении звуковым анализом и синтезом. Рядом с несформированностью некоторых компонентов речевой системы у детей с речевыми нарушениями наблюдаются своеобразные ошибки в постановке синонимических и антонимических отношений.

Все эти особенности такой категории детей необходимо учитывать во время изучения иностранного языка, ведь правильно организованное обучение детей с речевыми недостатками иностранному языку, а именно английскому, способствует развитию жизненной компетентности.

Содержание речевой готовности определяется таким уровнем устной речи, который бы обеспечил качественное усвоение школьной информации,подающейся в вербальной форме: сформированность практических действий и операций с речевыми знаками, которые обуславливают владение письмом и чтением, а также владение знаниями языка как школьного предмета. Об этом необходимо помнить, так как дети начинают изучать иностранный язык уже во втором классе, а речевое развитие влияет на всю их дальнейшую судьбу. Ведь речевое обогащение играет первостепенную роль в усвоении ребенком культуры. На основании речи и ее смысловой единицы – слова – формируются и развиваются такие психические процессы как восприятие, воображение, память. Степень развития речи непременно отобразится на самовосприятии ребенка, когда умение выражать свои мысли и понимать речь окружающих влияет на его место в обществе (окружение друзей, оценки в школе, возможность стать лидером в коллективе и пр.).

Раннее обучение иностранному языку детей с речевыми нарушениями становится значительным фактором речевого развития при условии, если обучение осуществляется как учителем иностранного языка, так и учителем-логопедом, а семья включается в этот процесс как целостная семейная система. Успешность овладения английским языком зависит от фонетической правильности речи ребенка. Дети лучше будут усваивать фонетику иностранного языка тогда, когда они уже освоили правильное звукопроизношение родного языка. В том случае, когда ребенок не может овладеть правильным звукопроизношением, следует проводить с ним индивидуальную работу, предложив определенные фонетические упражнения. И здесь будут уместны консультации и занятия с учителем-логопедом. Поэтому важно, чтобы учитель иностранного языка и учитель-логопед сотрудничали, дополняя работу друг друга,а работа велась в комплексе: логопед – учитель – родители. От этого зависит, будут ли выявлены и развиты все потенциальные возможности ребенка, которые заложила в него природа, либо его способности угаснут, так и не развившись.

Таким образом, правильно организованное обучение английскому языку способствует развитию жизненной компетентности детей с речевыми недостатками. А билингвизм с раннего возраста позитивно отразится на развитии памяти, умении понимать, анализировать и обговаривать языковые явления, на сообразительности, быстроте реакции, математических навыках, логике. Но если не работать над ликвидацией речевых недостатков, то ребенок перестанет чувствовать себя равным среди других детей. Постепенно он будет стремиться отмолчаться, не принимать участие в речевых играх. Характер у него сформируется замкнутый, он будет молчалив, не уверен в своих силах, и, повзрослев, выберет профессию, не требующую частого и интенсивного общения с людьми.

Изучая английский язык, дети с речевыминарушениями встречаются с такими трудностями: неумение различать иноязычные звуки на слух, отсюда – трудности в произношении, в чтении, говорении, письме. Поэтому работа по формированию правильного произношения английскихзвуков у таких детей должна включать несколько этапов:

1 этап –подготовительный:

а) развитие слухового внимания;

б) развитие речевой моторики, проведение подготовительных упражнений для развития движения органов периферийного речевого аппарата (губы, язык)

2 этап – формирование английского произношения:

а) устранение неправильного произношения;

б) автоматизация правильного произношения звуков в самостоятельной английской речи детей;

в) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, подобные по артикуляции и звучании.

Во время обучения английскому языку детей с речевыми недостатками необходимо принимать во внимание некоторые особенности фонетической системы английского языка. Так, например, в английском языке функционируют слоги с большим количеством согласных в конце слова. Их количество может достигать трех-пяти согласных, например sixth (шестой), twelfths (двенадцатый). В начале слога могут попадаться три согласных street(улица). Для детей, у которых есть нарушение фонематического слуха, произношение подобных слов может вызывать сложности. Ведь для русского языка сочетание четырех-пяти согласных в одном слоге не характерно, слоги начинаются и заканчиваются гласными или согласными, или соединением двух-трех звуков.

Читайте также:  Можно ли больным сахарным диабетом есть финики

Одной из типичных ошибок учеников с речевыми недостатками в процессе обучения английскому языку может быть медленное, ненапряженное произношение, во время которого артикуляционные органы не получают мускульное напряжение, ведь напряженное, более энергичное произношение является отличительной чертой фонетической системы английского языка. Поэтому во время обучения английскому произношению необходимо развивать мышечное напряжение речевого аппарата, в первую очередь губ, языка. Для этого регулярно проводится артикуляционная гимнастика.

Второй типичной ошибкой может быть замена альвеолярных смычных звуков дентальными. Для предотвращения этой ошибки необходимо чтобы ученики четко представляли, где находятся альвеолы.Это можно легко увидеть с помощью двух зеркал: одно кладем в рот на нижние зубы, во второе смотрим и видим изображение первого зеркала; необходимо помнить, что только кончик языка смыкается с альвеолами. А с помощью артикуляционной гимнастики формируются артикуляционные навыки.

На этом этапе большое значение играет проверка ошибок. Например, для предотвращения ошибок во время артикуляции английских звуков «t» «d» выполняются специальные упражнения для языка:

а) найти кончиком языка наиболее выпуклую часть альвеол, сделать многократные движения от верхних зубов к альвеолам, и наоборот;

б) произнести английский звуки «t», «d»в начале слова: ten (десять, table (стол, day (день, dinner (ужин);

в) произнести английские звуки «t», «d»в середине и в конце слов: actor (актер, at (в), child (ребенок, good (хорошо);

г) закрепить навыки артикуляции звуков«t», «d» в процессе чтения связного текста и употребления этих звуков в устной речи.

У детей с речевыми недостатками английские звуки «p», «t», «k» часто произносятся без аспирации (сильного, короткого выдоха).Для предотвращения этого нарушения можно предложить такие упражнения:

Поднести ладонь к губам на расстоянии 5-6 см и выговорить, например, слова pen (ручка, ten (десять, kepi (шляпа, артикулируя «p», «t», «k» то с придыханием, то без него. Если артикуляция правильная, то на ладони ощущается поток воздуха.

Положить на ладонь несколько клочков бумаги, поднести ладонь к губам на расстоянии 5-6 см и произнести звуки «p», «t», «k» с придыханием. От дуновения клочки бумаги слетят с ладони.

Поднести к губам зажженную спичку и произнести английский звук «p». Если произносите правильно – спичка погаснет.

В случае нарушения фонематического слуха у учеников часто происходит оглушение звонких согласных «b, g, d» в конце слов под влиянием родного языка. Для предотвращения данного нарушения необходимо произносить звуки сначала в конце слов перед гласными звуками и звонкими согласными, тренировать их и только потом – перед глухими согласными.

Английский звук «v» учениками может восприниматься как звук «w», что может привезти к ошибочному употреблению одной фонемы вместо другой. Для правильного произношения английских звуков «v», «w» необходимо объяснить ученикам особенности артикуляции звуков «v», «w» и украинского звука «в», а потом приступить к специальным тренировкам речевых органов, направленных на формирование навыков узнавания и произношения этих звуков.

Упражнения для верхней и нижней губы:

а) немного поднять верхнюю губу, открыть край верхних зубов и прижать к ним нижнюю губу; опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Повторить это движение, верхняя губа не двигается. Медленно и тщательно выговорить несколько раз английский звук «v». Далее читаем слова veto (вето,very (очень,visit (посещение);

б) губы энергично вытянуты вперед. Напряженно выдыхать воздух через маленькое отверстие. Повторять многократно это движение, а потом произносить английский звук «w», потом слова well (хорошо, wig (парик, west (запад).

Таким образом, последовательная, систематическая работа по предупреждению ошибок во время обучения детей с речевыми недостатками создает благоприятные условия для нормального овладения английским языком. Тем самым, в дальнейшем будет обеспечено наиболее гармоничное развитие каждого ребенка и его реализация в современном обществе, где владение иностранным языком (в частности, английским, является не только престижным, но и необходимым условием в дальнейшей учебе и работе.

Источник