Можно ли исповедоваться если была близость

Супружеское невоздержание и исповедь

Автор
Тема: Супружеское невоздержание и исповедь  (Прочитано 11856 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Здравствуйте, честные отцы. С праздником!
Мой вопрос касается соответствия того, в чем следует исповедываться, фактическим нарушениям заповедей.
В листовке с перечнем грехов, в числе прочего указано: супружеская близость в праздничные и воскресные дни. Кроме того, считается, что день после причастия необходимо проводить в чистоте и поэтому такая близость недопустима (сейчас уже не помню где это вычитал).
Ап.Павел пишет о «непорочности супружеского ложа» и о том, что уклоняться от этих обязянностей следует по обоюдному согласию на время постов.
В связи с этим возникли следующие вопросы:
1. Нарушением какой заповеди будет являться супружеская близость в праздничные и воскресные дни, а также в дни причастия? Является ли это грехом и следует ли его исповедовать, не будет ли это противоречием словам ап.Павла? В чем выражается нечистота такой близости? Спрашиваю, поскольку дни причастия и праздничные дни бывают днями особенного «искушения», в результате некоторого расслабления (ослабления духовных сил) после воздержания в предшествующий пост.
2. Насколько греховно нарушение поста супружеской близостью? Ведь ап.Павел говорит об «упражнении», а о недопустимости. Так если я упражняюсь со штангой, я выбираю тот вес, который могу жать в данный момент, превышение его может самым негативным образом отразиться на здоровье. Не аналогичная ли ситуация и здесь? Упражняясь в воздержании, я выдерживаю как можно дольше, потом срываюсь. Но пытаюсь честно, т.е. фактически упражняюсь, тренируюсь. Потом иду на исповедь и говорю что грешен в супружеском невоздержании во время поста. Священники (справедливости ради надо сказать, что из нескольких священников у которых я был на исповеди, это относится только к двоим) отчитывают за это (иногда весьма жестко),  и не допускают к причастию, если это случилось не ранее чем за неделю до причастия.
Задаю данные вопросы, в надежде на то, что ответы помогут мне понять «состав» и «событие» греха, чтобы исповедь не превращалась в простой отчет, да еще и лицемерный.

Владимир!
Поменьше читайте всяких листовок ,а также поменьше слушайте монахов,учащих о воздержании в супружеской жизни(сейчас их много развелось).
Я категорически против всякого супружеского воздержания,даже в пост. Исключение,только взаимное согласие.
Ведь от ненормально,излишнего воздержания возникают искушения. Для чего себя мучить,когда рядом жена?
И,если у Вас не было супружеской близости в ночь на кануне причастия,то причин,запрещающих причащаться, я не вижу.

Спаси Вас Господи, батюшка!
Я конечно же задал этот вопрос не в поисках оправданий своей невоздержанности (хотя все познается в сравнении). Более того, я прекрасно понимаю и смысл и значение этих упражнений, стараюсь и буду стараться впредь «тренироваться» во время постов, а также воздерживаться от близости перед Причастием, и после него.
Вопрос сводился к тому, в чем следует исповедоваться, что считать грехом и почему. Честное слово, не хочу чтобы исповедь носила полу-осознанный, формальный характер, когда каешься в том, в чем не видишь (или не понимаешь) греха. Еще хуже, если то что чисто, под чьим-то влиянием начинаешь почитать за нечистое и накручивать себя, вместо того, чтобы бороться с действительным и актуальным грехом (помните у Льюиса в «Письмах Баламута» о главной задаче бесов?).
А листовку выброшу.
З.Ы. Кстати, искушения от воздержания — действительно страшная штука.
Да и продержаться пост еще как-то можно было бы, но когда в одной квартире с тобой жена, да еще и не очень-то верующая 

Для чего себя мучить,когда рядом жена?

Для чего себя мучить, когда в холодильничке колбаса? 

О том, когда Церковь рекомендует воздерживаться друг от друга узнать очень просто — перед такими днями в Церкви не совершаются венчания (см. в календаре)

Другое дело, что пост для человека, а не ч-к для поста, и мера поста у каждого своя. (Отцы первых веков не давали строгих указаний, а советовали искать свою меру, при которой польза от поста будет максимальной.) И эта мера с течением времени у каждого ч-ка меняется (в 9 лет ч-к может поститься только на конфеты и это уже будет большим подвигом).

Пост в супружеских отношениях действительно возможен только по взаимному согласию, иначе один из супругов будет «постится», а другой — впадать в тяжкие грехи. Об этом и предупреждает ап. Павел. Иначе совершенство одного из супругов может привести к гибели другого (особенно мало- или совсем не верующего).

Я категорически против всякого супружеского воздержания,даже в пост.

При всем уважении — это личное мнение.
Воздержание от мяса, вина и «прочих всяких» (как говорил Вицин) — очень даже полезно, просто мера у каждого своя. Пример со штангой очень верен — если я не могу приподнять 100 кг. с первого раза, это отнюдь не значит, что не надо тренироваться вовсе.

Вообщем,мою мысль можно выразить так: супружеская жизнь в период поста НЕ ЯВЛЯЕТСЯ грехом.

а также поменьше слушайте монахов,учащих о воздержании в супружеской жизни(сейчас их много развелось).
Я категорически против всякого супружеского воздержания,даже в пост. Исключение,только взаимное согласие.

   Ну при чем тут монахи?   Мне хочется надеяться, о. Димитрий, что вы просто как-то неудачно сформулировали мысль….

Какой тогда вообще смысл поста?  Воздержания в супр. жизни не надо, в еде — да уж тем более.  Что оставим-то?

Да я к тому,чтобы не брали на себя лишнего.
Вспомните,о.Тихон,как Великий пост с одного дня вырос до наших 7 недель.
В посты нелязя,в праздники-нельзя. А откуда тогда дети-то появятся?
Мой ответ вырос из опыта исповеди .
Это вам,монахам всё равно . У каждого ведь своя мера. Если хотят они воздерживаться весь пост,ну и слава Богу! Но,если этого нет,то приплетать какие-то там не существующие грехи тоже не следует.
А что касается монахов,то простите если обидел. Просто много вашего брата учат чему не следует,порой вмешиваясь на исповеди чуть ли не в подробности интимной жизни .

В посты нелязя,в праздники-нельзя. А откуда тогда дети-то появятся?

А детишек Бог в оставшиеся дни и даст! 

Мой ответ вырос из опыта исповеди .

Тоже из опыта исповеди: большинство людей не могут даже перечислить 10 заповедей. 
    Их теперь тоже надо отменить?

….приплетать какие-то там не существующие грехи тоже не следует.

Если не называть грехи — грехами, то и никакой надежды на исправление не будет. Гораздо честнее сказать: «Я слаб, и в пост буду воздерживаться только от мяса», а не оправдываться мол, пост — не пост,  и грех — не грех.

Подождите-подождите!  Я чего-то опять начинаю путаться.
Так грех или не грех (возвращаясь к перечисленному в первом сообщении)?
Или это как крокодил, который летит, но нызенько-нызенько?
Или исповедовать нужно не только грех, но и … (нужное подставить).
Или греховность это вообще такое скользкое понятие, которое зависит от личного мнения кающегося или исповедующего. Ничего не понимаю!

Читайте также:  Пригласили быть крестной можно ли отказаться

А детишек Бог в оставшиеся дни и даст!  Тоже из опыта исповеди: большинство людей не могут даже перечислить 10 заповедей. 
    Их теперь тоже надо отменить?Если не называть грехи — грехами, то и никакой надежды на исправление не будет. Гораздо честнее сказать: «Я слаб, и в пост буду воздерживаться только от мяса», а не оправдываться мол, пост — не пост,  и грех — не грех.

Вот принципиально с Вами не согласен!!!
Ну нет такого греха,нет его. И нечего тут выдумывать.

  Тоже из опыта исповеди: большинство людей не могут даже перечислить 10 заповедей. 
    Их теперь тоже надо отменить?

Вот передёргивать батюшка не стоит. Это не метод ведения полемики. Мы говорим о конкретном действии и не более.

Владимиру.
Ну чтож, возвращаясь к первому сообщению.
1) Грех — это все, что вредит человеку, а не только нарушение 10 заповедей. Например, чревоугодие — это против какой заповеди? (Разве, что 6-ую притянуть )
С блудной страстью необходимо бороться и в браке и вне брака, просто способы несколько разнятся.
У разных людей разные обстоятельства, и при решении вопроса «грех — не грех» необходимо их учитывать.
Например — не возлагать «бремена неудобоносимые» на неверующую супругу. Ап. Павел: «Блудодеяния ради кииждо свою жену да имать» — именно об этом, чтобы никто из двоих  не впадал в более тяжкие грехи.
2) Нет принципиальной разницы между постом в пище и в супружестве.
Вот только если в пище я могу постится один (отодвинул котлетку в сторону и съел макароны), то в супружестве пост возможен именно по взаимному согласию супругов.
Что касается причастия. Minimum minimorum — ночь перед причастием, Желательно — нсколько дней, по силам своим и супруги.

Вообще, найдите себе одного духовника, который будет знать Ваши обстоятельства, силы и внутреннее устроение, и исповедуйтесь ему одному.

В «Законе божием» Слободского, чревоугодие относится к нарушению 2-й заповеди (кумир). В принципе, супружеские отношения тоже можно было бы отнести сюда, если бы не следующие обстоятельства: принимать пищу еще не значит чревоугодничать, более того, человек просто обязан кушать. Иметь супружескую близость, ИМХО, еще не значит утопать в разврате, разве нет? Мне кажется, это дело скорее можно было бы соотнести с нарушением 4-й заповеди (в некоторой степени).
Вы написали, что грех это то, что вредит человеку. Это опасная фраза Ведь мне не вредит умеренная близость, также как и не вредит умеренное поедание простой но не постной пищи.

Я вот о чем подумал. Бог освятил брак. Ап.Павел сказал, что «ложе непорочно». В каком случае, супружеские отношения могут быть названы грехом? В случае невоздержанности, превышения норм, необходимых для нормального течения жизни, что-ли? А если сильная потреба, даже если во-время поста, тогда как быть?
Далее. Пост. Опять ап.Павел говорил об упражнении (тренировке), а не о полном воздержании.

С блудной страстью необходимо бороться и в браке и вне брака, просто способы несколько разнятся.

Отче, что такое блудная страсть в браке? Это когда отношения доходят до разврата и превышают мыслимые пределы?
И в чем разнятся способы борьбы? Можно сказать, что способ борьбы с блудной страстью в супружестве есть неуклонение друг от друга? 

Нет принципиальной разницы между постом в пище и в супружестве.

Опять же ИМХО. Во время поста не возбраняется есть пищу (есть, но не пресыщаться). Т.е. в принципе не будет грехом есть простую и допущенную постом еду в целях утоления голода. В то-же время, с браком все иначе — тут или есть близость, или ее нет. Правда этот голод, возможно можно унять молитвой. Эх-х… 

Я уже думаю. может быть грехом является не нарушение заповеди, а нарушение установленных Церковью правил и традиций (пост)? Можно так сказать?

И еще не отвеченным остался вопрос по воздержанию в воскресные, праздничные дни и дни после причастия.

Отче, спасибо за ответы и участие в теме. Не серчайте за обилие поднимаемых мною вопросов и непонятностей, не спора ради, а действительно, чтобы хоть немного разобраться. А разобраться у меня получится, только если я смогу обсудить свои сомнения.

Помните молитву Ефрема Сирина: «… Духа целомудрия…»?

Есть очень хорошая книжка Г. И. Шиманский «Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению Святых Отцов и подвижников Православной Церкви» — очень рекомендую, может она есть в нете.

Тоже личное мнение выскажу 

Сам факт супружеской близости в пост не есть грех.

Грех — это когда в данном аспекте нет никакой разницы между постом и отсутствием поста. А разница такая должна быть, конечно.

Сравнения с колбасой нахожу неправомерными. Во-первых, колбасу потребляют, а с любимым человеком собой делятся. Во-вторых, вместо колбасы можно съесть капусту  , а чем заменишь близость с супругом? Только воздержанием, ничего другого нет. А долгое воздержание от супружеской близости может быть источником искушений.

Рекомендации воздерживаться от близости после Причастия носят именно рекомендательный характер.

Вообще, единственный канонический запрет — это близость перед Причастием, всё остальное — из области советов.

Источник

Каноническая справка. О супружеском воздержании в дни Великого поста и перед причащением Святых Таин / Православие.Ru

Преподобный Никодим СвятогорецПреподобный Никодим Святогорец

На
необходимость супружеского воздержания в дни Великого
поста указывает 40-я статья «Номоканона»
при Большом требнике: «Мирянам должно
воздерживаться от жен весь святой Великий пост. Если же
кто падет со своей женой в святой пост, таковой не
должен причащаться даже и на Пасху, поскольку весь пост
обесчестил. Ибо мирянам должно воздерживаться от своих
законных жен, как сказано, в течение всего
поста».

О том же говорит и 59-я глава книги «Кормчая»
во 2-м ответе Иоанна, епископа Критского, «О том,
чтобы уклоняться от своих жен в Неделю и в
Четыредесятницу»: «Тех, которые даже в вечер
господоименитого дня не хотят уклоняться от своих жен, как
сказал апостол, чтобы проводить время в молитве, должно
исправлять запрещениями в меру; так же и в Святую
Четыредесятницу более, чем в другие дни должно соблюдать
себя чистыми от супруг».

Теперь обратимся к каноническим вопросам святейшего
патриарха Александрийского Марка и ответам, данным на них
известным византийским толкователем церковных правил
святейшим патриархом Антиохийским Феодором Вальсамоном.
«Вопрос 52: Если во время Четыредесятидневного поста
супруги не воздерживаются, удостаиваются ли они
Божественных Тайн в мироспасительный праздник Великой
Пасхи или нет?» Ответ: «Если мы научены
воздерживаться даже от вкушения рыбы и не разрешать просто
так поста во всю Святую Четыредесятницу, а также по средам
и пятницам, то тем более супруги бывают вынуждены
воздерживаться от плотского соития. Поэтому тех супругов,
которые совершили такое противозаконие и переменили на
сатанинскую невоздержность спасительное покаяние,
происходящее от поста и удаления от плотских похотей (как
будто целого года не было им достаточно для удовлетворения
своих плотских похотей), не только не удостаивают Святого
Божественного Причастия в праздник Святой Великой Пасхи,
но и исправляют епитимиями».

Читайте также:  Можно ли есть семена декоративного подсолнуха

Спустя около шести веков после Вальсамона о том же говорит
другой известный греческий канонист и толкователь правил
преподобный Никодим Святогорец. Имя преподобного Никодима
в Греческой Церкви более авторитетно, чем в России,
поскольку он является автором «Пидалиона»
– свода соборных и святоотеческих правил
Православной Церкви с обширными толкованиями и
многочисленными примечаниями преподобного Никодима,
которые были им составлены на основе толкований
византийских канонистов и учения святых отцов. Клирики
Греческой Церкви используют «Пидалион» как
практическое руководство.

Итак, обратимся к примечанию прп. Никодима Святогорца к
69-му правилу святых апостолов (это правило определяет:
«Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или
иподиакон, или чтец или певец, не постится во Святую
Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток,
кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен.
Аще же мирянин: да будет отлучен»). Преподобный
Никодим пишет: «Если пост среды и пятницы равен
посту Четыредесятницы, то ясно, что как в Четыредесятницу
не совершаются свадьбы, по 52-му Правилу Лаодикийского
Собора, так не должны они совершаться и в среду и пятницу.
В таком случае ясно и то, что супругам не подобает
вступать в плотскую связь в эти дни ради святости и
почитания поста, равно как не подобает вступать в связь и
в Четыредесятницу. Ибо неуместно, с одной стороны, не
нарушать эти дни поста в отношении пищи, а с другой
– нарушать их плотским соединением и наслаждением.
Следовательно, в эти дни следует поститься, воздерживаясь
равным образом и от запрещенных в пост снедей, и от
плотского вожделения. Так и пророк Иоиль прикровенно
говорил о том, что во время поста супругам следует быть
целомудренными: «Освятите пост, проповедите
цельбу… да изыдет жених от ложа своего и невеста от
чертога своего» (Иоил. 2,15-16). Божественный
апостол Павел говорит уже прямо, что супруги по согласию
должны воздерживаться от плотского соединения для
пребывания в посте и молитве (см.: 1 Кор. 7, 5), то есть
должны воздерживаться, как мы сказали, и во время поста, и
в то время, когда они молятся и готовятся к причащению
Божественных Таин, а также в субботу и воскресенье,
согласно 13-му правилу Тимофея Александрийского, и вообще
во все праздники, когда возносится духовная жертва Богу.
Смотри также 1-е примечание к 13-му Правилу VI Вселенского
Собора и примечание к 3-му правилу Дионисия. Смотри и 50-й
ответ Вальсамона Марку, в котором он говорит, что
супругам, не воздержавшимся в Великую Четыредесятницу,
нужно не только запрещать причащаться на Пасху, но и
назначать епитимии для исправления. Обрати внимание также
на следующее высказывание Иоанна Златоуста («Слово о
девстве»), приводящего в свидетельство упомянутое
место из пророка Иоиля: «Если новобрачным, у которых
любовная страсть в разгаре, цветет молодость и неудержимо
вожделение, не следует вступать в связь во время поста и
молитвы, то тем более не должны соединяться прочие
супружеские пары, которые не подвергаются такому насилию
плоти».

Рассмотрим 1-е примечание к 13-му Правилу VI Вселенского
Собора, к которому отсылает нас прп. Никодим. В этом
примечании он говорит следующее: «Отметь, что когда
патриарха господина Луку спросили, сколько дней подобает
воздерживаться намеревающемуся причаститься, он соборно
объявил, чтобы не только посвященные, но и женатые миряне
не прикасались к женам три дня. Если Господь приказал
евреям три дня не приближаться к женам, чтобы евреи
приняли Ветхий закон: «Будите готови, три дни не
входите к женам» (Исх. 19, 15), то насколько же
более подобает соблюдать эти слова тем, которым предстоит
через Божественную Евхаристию принять в себя не закон, а
Самого Законодателя Бога. Если даже архиерей Авимелех (или
Авиафар), намереваясь дать хлебы предложения Давиду и его
людям, спросил их, чисты ли они от жен, и те ответили, что
три дня воздерживались от совокупления с женами –
«И отвеща Давид иерею и рече ему: и мы от жен
воздержахомся вчера и третияго дне» (1 Цар. 21, 5),
то как же не подобает три дня быть чистыми от жен тем, кто
намеревается причаститься Господня Тела? Но и тем, которые
собираются жениться, подобает исповедаться вместе со
своими невестами, поститься, заранее готовиться и перед
началом Божественной литургии венчаться. После же того как
они обвенчаются, пусть начнется Божественная литургия, по
завершении которой пусть приступят к Причастию
Божественных Таин. И в ночь после Причащения они должны
удерживаться от соития, как этот святейший обычай и
порядок соблюдался и соблюдается доныне истинными и
желающими спастись христианами. Потому, согласно
Вальсамону, и упомянутый выше господин Лука подверг
епитимии тех новобрачных, которые совокупились в тот же
день, после Святого Причащения. На основании этого выводим
из большего меньшее и говорим: если для подготовки к
Причащению достаточно трехдневное воздержание от плотского
соития, то уж тем более достаточен трехдневный пост. И
хотя ни одно из божественных правил не устанавливает пост
перед причащением, однако способные поститься перед ним и
целую неделю поступают хорошо». Посмотрим, что
говорит прп. Никодим в примечании к 3-му правилу Дионисия
Александрийского – это правило определяет:
«Достаточными судьями для самих себя должны быть и
вступившие в брак. Ибо то, что подобает воздерживаться
друг от друга по согласию, на время, дабы упражняться в
посте и молитве, и потом снова быть вместе, они слышали из
писаний апостола Павла» (см.: 1 Кор. 7, 5). К этому
примечанию прп. Никодим также отсылает нас, толкуя 69-е
апостольское правило: «Может возникнуть такое
недоумение: поскольку апостол говорит «непрестанно
молитесь» (1 Фес. 5, 17), а вступившим в брак нужно
воздерживаться от соития на время молитвы, согласно тому
же апостолу Павлу и предписанию настоящего правила,
значит, им всегда нужно воздерживаться и никогда не
вступать в половую связь? Однако это недоумение самым
удовлетворительным образом разрешают два правила Тимофея
Александрийского, 5-е и 13-е, в которых говорится, что под
временем молитвы апостол имеет в виду богослужебные
собрания и литургию. Они совершались в то время главным
образом по субботам и воскресеньям, и в эти дни от
супругов требовалось воздержание для того, чтобы
приобщиться Божественных Таин. Значит, и это правило
Дионисия всякому разумному слушателю дает понять, что оно
прямо отвечает на вопрос Василида о том, следует ли
воздерживаться друг от друга супругам, когда они
намереваются причаститься, потому что отвечает: на это
сами супруги достаточные судьи себе, то есть им нужно
воздерживаться на время Причастия. Хотя в таком смысле (не
знаю, почему) не истолковали это правило Зонара и
Вальсамон, считавшие, что речь идет о наиболее прилежной
молитве, которая должна сопровождаться злостраданием и
слезами. Отметь еще, что, как прибавляет апостол, наряду
со временем молитвы супруги должны воздерживаться и во
время установленных Церковью постов».

Читайте также:  Можно ли есть тыкву с больной печенью

О том же прп. Никодим говорит и в другом своем труде
– «Эксомологитарионе». Эта книга
адресована как духовникам, так и самим исповедающимся. В
ней прп. Никодим дает следующее указание: «Должно
отметить и то, что как подобает соблюдать пост по средам,
пятницам и в Четыредесятницу в отношении пищи, так
необходимо соблюдать пост и в отношении плотских
удовольствий».

Приведем наставление святителя Иоанна Златоуста о
воздержании во время Великого поста и о том, как правильно
следует понимать слова апостола Павла. В «Слове о
девстве» он пишет: «…Заслуживает
исследования и следующее: если «честна женитва и
ложе нескверно» (Евр. 13, 4), то почему апостол не
допускает их во время поста и молитвы? Потому, что весьма
странно было бы: если даже иудеи, у которых все имело
отпечаток плотской, которым позволялось даже иметь по две
жены, одних изгонять, а других брать, так предохраняли
себя в этом деле, что, приготовляясь слушать слово Божие,
воздерживались от законного соития, притом не один день и
не два, а несколько дней (Исх. 19), то было бы странно,
если бы мы, получившие такую благодать, принявшие Духа,
умершие и спогребшиеся Христу, удостоившиеся усыновления,
возведенные в такую почесть, после столь многих и столь
великих благ, не прилагали усердия, одинакового с этими
детьми. Если же кто стал бы опять спрашивать, почему сам
Моисей отклонял иудеев от брачного общения, я сказал бы,
что брак, хотя и честен, но может достигать только того,
что не оскверняет живущего в нем, а сообщать еще святость
один он не в состоянии, – это уже дело не его силы,
но девства. И не Моисей только и Павел возвещали это;
послушай, что говорит Иоиль: «освятите пост,
проповедите цельбу, соберите (люди, освятите) церковь,
изберите старейшины» (Иоил. 2, 15, 16). Но, может
быть, ты желаешь знать, где он советовал воздерживаться от
жены? «Да изыдет, – говорит он, – жених
от ложа своего, и невеста от чертога своего» (ст.
16). Это даже больше Моисеева повеления. Если жениху и
невесте, у которых страсти кипят, юность цветет, похоть
бывает неудержима, не следует сообщаться во время поста и
молитвы, то не гораздо ли более тем, для которых нет такой
необходимости сообщения? Тот, кто молится и постится как
следует, должен отказаться от всякой житейской похоти, от
всякой заботы и рассеянности и, вполне сосредоточившись в
самом себе во всех отношениях, в таком состоянии
приступать к Богу. Потому пост и есть добро, что он
устраняет заботы души и, прекращая угнетающую ум дремоту,
обращает все помыслы к ней самой. На это и Павел намекает,
когда отклоняет от совокупления, и употребляет выражение
весьма точное. Он не сказал: «да не
оскверняетесь», но: «да пребываете», то
есть упражняетесь, в посте и молитве; так как сообщение с
женою ведет не к нечистоте, но к неупражнению (в этих
делах). Если теперь после такой предосторожности диавол
старается препятствовать нам во время молитвы, то,
застигнув душу расслабленною и изнеженною от пристрастия к
жене, чего не сделает он, развлекая туда и сюда наши
мысленные очи? Чтобы нам не потерпеть этого и не
обращаться к Богу с напрасною молитвою, особенно когда мы
стараемся приклонить Его на милость к нам, апостол и
повелевает удаляться тогда от (брачного) ложа. Если
приходящие к царям, – что я говорю – к царям?
– даже к низшим начальникам, и рабы, прибегающие к
господам, потерпев ли обиду от других, или нуждаясь в
каком-нибудь благодеянии, или поспешая укротить
возбудившийся против них гнев, приступают к объяснению с
этими лицами, устремив на них глаза и все мысли свои, а
при малейшей рассеянности не только не достигают
желаемого, но и уходят, получив какую-нибудь неприятность;
если желающие утишить гнев людей поступают с такою
тщательностию, то что будет с нами, несчастными, если мы
будем приступать с небрежностию к Владыке всех Богу,
подвергшись притом гораздо большему гневу Его? Ни слуга не
станет раздражать господина, ни подданный царя так, как мы
ежедневно прогневляем Бога. Объясняя это, и Христос назвал
грехи по отношению к ближнему динариями, а грехи по
отношению к Богу – тмою талант (Мф. 18, 23, 24).
Посему, когда мы в молитвах прибегаем к Нему с намерением
утишить такой гнев и умилостивить Его, так прогневляемого
нами каждый день, апостол справедливо отклоняет нас от
упомянутого наслаждения и как бы так говорит:
«Возлюбленные, речь идет у нас о душе, опасность
предстоит крайняя; нужно трепетать, страшиться и
сокрушаться; мы приступаем к грозному Владыке, многократно
оскорбленному нами, имеющему против нас великие обвинения
и за великие грехи; теперь не время объятий или
наслаждений, но слез и горьких стенаний,
коленопреклонений, тщательного исповедания, прилежного
сокрушения, многих молитв». Благо будет тому, кто, с
таким усердием приступив и припадши к Богу, смягчит гнев
Его – не потому, чтобы Господь наш был жесток и
непреклонен, – напротив, Он очень кроток и
человеколюбив, – но чрезмерность наших грехов не
попускает даже и Благому, Кроткому и Многомилостивому
скоро прощать нас. Посему и говорит апостол: «Да
пребываете в посте и молитве». Что же может быть
прискорбнее того рабства? Я хотел бы преуспевать в
добродетели, возноситься на небо, постоянным упражнением в
постах и молитвах омыть нечистоту души; а между тем если
жена не хочет склониться на это мое намерение, я принужден
рабски подчиняться ее невоздержанию. Поэтому сначала он и
сказал: «Добро человеку жене не прикасатися».
Поэтому и ученики говорили Господу: «Аще тако есть
вина человеку с женою, лучше есть не женитися» (Мф.
19,10)».

В заключение приведем учение о воздержании от супружеских
отношений в пост другого великого учителя Церкви,
святителя Василия, согласное со святителем Иоанном:
«Пост указывает меру и в делах супружеских,
удерживая от неумеренности даже в том, что дозволено
законом: по согласию отделяет время на то, да пребывают в
молитве (1 Кор. 7, 5)».

Источник