Можно ли иностранцу быть генеральным директором
Руководитель организации — иностранный гражданин: инструкция по назначению
Автор: Бойко Артем Викторович, юрист МКА «Юридическая фирма «ЮСТ», к.ю.н.
Нередко учредитель вновь создаваемой российской компании – например, иностранное юридическое лицо – желает, чтобы генеральным директором стал иностранный гражданин. Согласно действующему законодательству назначение руководителя организации происходит одновременно с ее учреждением и отражается в решении общего собрания участников (акционеров), либо единственного участника общества (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Данное действие работодателя является юридическим фактом, служащим основанием для возникновения трудовых отношений и заключения трудового договора (ст. 16 и 275 ТК РФ).
Трудовое законодательство, а также законодательство о хозяйственных обществах не предусматривает каких-либо ограничений в отношении назначения иностранца генеральным директором создаваемой фирмы. Однако миграционное законодательство вносит в данную процедуру определенную специфику.
Шаг 1. Определить статус иностранного гражданина
Российская Федерация оставляет за собой право устанавливать ограничения для участия иностранного гражданина в трудовых отношениях, в частности, закон предусматривает порядок получения различного вида разрешений. Так, по общему правилу работодатель может привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, если имеет разрешение на работу. Условия допуска к труду варьируются в зависимости от того, к какой категории иностранных граждан относится конкретный работник. Согласно ст. 2 и 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан) их четыре:
- постоянно проживающие иностранные граждане;
- временно проживающие иностранные граждане;
- временно пребывающие иностранные граждане;
- высококвалифицированные специалисты (далее – ВКС).
К первой категории относятся те, кто получил вид на жительство. В отношении них действуют весьма либеральные условия, связанные с трудоустройством. Так, работодатель может привлекать их к труду без наличия разрешения на привлечение и использование иностранных работников. А они, в свою очередь, трудятся без обязанности получить разрешение на работу (подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан).
Во вторую категорию включены иностранцы, получившие разрешение на временное проживание. Их правовое положение весьма туманно. Закон не содержит прямых указаний на то, требуется ли работодателю для их привлечения и использования соответствующее разрешение, как и нет предписаний самому иностранцу этой категории получать разрешение на работу. Законом лишь установлен запрет таким гражданам трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан).
Если исходить из логики данной нормы и общего правила, закрепленного в п. 4 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан, то обеим сторонам трудовых отношений следует получать соответствующие разрешения в территориальных органах ФМС.
Однако в научных кругах высказывается и противоположная точка зрения1. Ее авторы ссылаются на п. 4 ст. 13 и п. 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан, акцентируя внимание на законодательной дефиниции понятия «иностранный работник». Под последним понимается в том числе иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. То есть указывают на различие между «временно проживающими» и «временно пребывающими» в России иностранцами.
Поскольку первые не включены в понятие «иностранные работники», то работодатель, нанимая их, по сути, не использует труд именно «иностранного работника» и тем самым не нарушает требования законодательства. Из этого следует вывод: категория временно проживающих иностранных граждан выпала из сферы правового регулирования и здесь имеется правовой пробел.
Таким образом, особый порядок трудоустройства предусмотрен именно в отношении временно пребывающих иностранных граждан. К последним относятся иностранные граждане, прибывающие в РФ в порядке:
- требующем получения визы;
- не требующем получения визы.
В силу положений Федерального закона от 19.05.2010 № 86-ФЗ дополнительной категорией стали ВКС, которые могут относиться не только к временно пребывающим, но также к временно и постоянно проживающим иностранным гражданам в зависимости от времени их нахождения на территории Российской Федерации.
Шаг 2. Получить разрешения
Если иностранец прибыл в РФ в порядке, требующем получения визы. В данном случае компании необходимо получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а работнику – получить разрешение на работу. Оба вида документов выдаются территориальными органами ФМС России (п. 4 Административного регламента2).
Поскольку заявление для их получения подается работодателем или уполномоченным им лицом (п. 6 Правил), то, значит, для совершения этого действия компания должна сначала зарегистрироваться в установленном законом порядке, а ее генеральный директор – приступить к руководству текущей деятельностью с момента государственной регистрации юридического лица.
Срок оформления и выдачи разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы или отказа в этом достаточно длителен (до 30 дней с даты подачи документов согласно п. 8 Правил и п. 58 Административного регламента). Он может быть продлен еще на 15 дней до получения экспертного заключения.
Кроме того, следует прибавить время на пересылку по почте решения по поданному заявлению (п. 11 и 12 Правил). В силу п. 20 Правил разрешение на работу оформляется по ходатайству работодателя (п. 45 Административного регламента), то есть опять уже зарегистрированного юридического лица3.
Таким образом, для легализации допуска генерального директора – иностранного гражданина из «визовой страны» к трудовой деятельности может уйти до двух месяцев. Положительным моментом является то, что документы на оформление разрешения на работу и привлечение и использование иностранных работников можно подать одновременно. В таком случае срок получения необходимых документов не удваивается.
Вместе с тем компания в этот период не вправе заключать с иностранцем трудовой договор. Здесь может быть составлен только его проект, который среди прочих документов направляется работодателем или уполномоченным им лицом в территориальный орган ФМС для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников (п. 6 Правил).
Незаконным будет и фактическое допущение гендиректора к работе, как это понимает ст. 16 ТК РФ. В такой ситуации на практике будущим руководителем организации выбирается один из следующих альтернативных вариантов действий:
- передача своих полномочий другому лицу по доверенности;
- оформление своего отпуска;
- объявление простоя.
Если иностранец прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы. Список стран, для граждан которых упразднен визовый режим, утвержден письмом МИД РФ от 27.09.2006 № 32253/19. Если руководителем организации планируется назначить гражданина одной из них, то разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодателю получать не требуется. В то же время обязанность оформить разрешение на работу иностранному работнику сохраняется (ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан). Срок выдачи разрешения или отказа в выдаче разрешения на работу для данной группы иностранных граждан значительно короче – 10 дней с момента подачи заявления (п. 47 Правил).
Если иностранец – ВКС.Согласно п. 1 ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан ВКС – это иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если суммарный размер его заработной платы (вознаграждения) у российского работодателя за период, не превышающий одного года, равен двум и более миллионам рублей.
Для таких работников закон предусматривает льготные условия вступления в трудовые отношения. Так, работодателю не требуется получать разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Компания ходатайствует лишь о выдаче разрешения на работу для своего будущего генерального директора. Срок рассмотрения ходатайства также является сокращенным – не более 14 дней (п. 19 ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан).
Следует отметить, что среди прочих документов к заявлению работодателя в обязательном порядке прикладывается трудовой договор с ВКС. При этом вступление его в силу обусловлено получением ВКС разрешения на работу (п. 6 ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан). Каких-либо аналогичных положений в п. 3 ст. 13.1, касающемся иностранцев, въезжающих без получения визы, не предусмотрено. В подп. 4 п. 3 ст. 13.1 содержится норма, в силу которой при наличии заключенного трудового договора с организацией он должен быть приложен к заявлению о выдаче разрешения на работу. При этом отсутствие отлагательного условия вступления его в силу и признание возможности действия трудового договора без наличия разрешения на работу, на наш взгляд, нелогично, ведь получение последнего предполагает легализацию последующих, а не уже существующих по факту трудовых отношений.
Такие различия в рамках положений одного нормативного правового акта можно объяснить лишь следующим: положения ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан приняты совсем недавно, после детальной переработки, а формулировка его ст. 13.1 осталась без изменений. Внесение законодателем схожего уточнения в подп. 4 п. 3 ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан видится вполне уместным.
Шаг 3. Допустить к фактической работе
Дополнительно отметим, что до получения указанных разрешений любая деятельность генерального директора будет считаться незаконной. на практике встречаются случаи, когда учредители назначают лиц из числа временно пребывающих иностранных граждан на должность генерального директора учреждаемого общества, пренебрегая требованиями закона о правовом положении иностранных граждан. Но если при назначении на должность генерального директора гражданина «безвизовых стран», а также временно пребывающего высококвалифицированного специалиста риск быть подвергнутым проверке и оштрафованным органами ФМС РФ не велик, то при назначении гендиректором иностранца из «визового государства» угроза административного наказания вполне реальна.
По мере получения разрешительных документов генеральный директор в зависимости от ранее предпринятых мер:
- отзывает доверенность на осуществление его полномочий в период их оформления (если в самой доверенности не указан момент прекращения ее действия);
- выходит из отпуска;
- выносит приказ о прекращении простоя.
Памятка для работодателя
Итак, учреждая новое юридическое лицо, необходимо:
- определить, к какой категории иностранных граждан, предусмотренной российским законодательством, будущий генеральный директор организации относится;
- помнить об установленных квотах на по—лучение приглашения иностранных работников из «визовых стран», а также о квотах выдачи разрешений на работу иностранным работникам как для «визовых», так и «безвизовых» государств (подп. 28 и 46 Правил)4;
- предусмотреть альтернативные варианты на случай отказа в выдаче необходимых разрешений на основании неудовлетворительного заключения органов государственной службы занятости населения РФ о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (п. 29.1 Административного регламента).
Таким образом, в связи с большим количеством законодательных ограничений решение назначить на должность руководителя нового юридического лица иностранного гражданина не всегда является оправданным.
Указанных трудностей можно с легкостью избежать, доверив управление вновь создаваемой фирмы гражданину Российской Федерации.
Если порядок допуска иностранцев к трудовым отношениям не соблюден. Привлечение к трудовой деятельности генерального директора — иностранца при отсутствии у него разрешения на работу или у компании разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников влечет за собой меры административной ответственности. Согласно п. 1 и 2 ст. 18.15 КоАП РФ руководителю организации-правонарушителя угрожает штраф за каждый выявленный противоправный факт в размере от 25 000 до 50 000 руб., а компанию — в размере от 250 000 до 800 000 руб. либо приостановление ее деятельности на срок до 90 суток.
СПРАВКА
Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях устанавливаются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Его положения детализируются:
- Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 (в тексте статьи — Правила) и
- Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденным совместным приказом ФМС РФ, Минздравсоцразвития РФ, Министерства транспорта РФ и Госкомрыболовства РФ от 11.01.2008 № 1/4/1/2.
ВНИМАНИЕ — НА СУДЕБНУЮ ПРАКТИКУ
Николаева Любовь Викторовна, юрисконсульт ЗАО «Северо-Западный юридический центр»
Для осуществления полномочий генерального директора иностранным гражданином недостаточно только принятия решения о назначении на должность участниками (акционерами) общества и государственной регистрации сведений о новом руководителе в ЕГРЮЛ. В такой ситуации должны быть соблюдены все требования миграционного законодательства, иначе иностранный гражданин не вправе будет осуществлять полномочия генерального директора, а общество будет привлечено к ответственности на основании ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Позиция суда*.Податель жалобы выразил мнение, что действующее законодательство не ставит полномочия генерального директора по руководству текущей деятельностью общества в зависимость от выполнения требований миграционного законодательства РФ. Оценив данный довод, суд указал, что право иностранного гражданина выполнять функции генерального директора общества не должно осуществляться с нарушением требований миграционного законодательства, которые носят властно-распорядительный характер и обязательны для применения.
Поскольку фактическое выполнение функций генерального директора иностранным гражданином ставится в зависимость от выполнения условий миграционного законодательства, в ситуации, когда миграционные документы еще не оформлены, а генеральный директор не полномочен выполнять свои функции, именно участники (акционеры) общества или иные полномочные его органы должны принимать решения: об отстранении генерального директора, о назначении исполняющего обязанности генерального директора на время оформления миграционных документов и др.
Позиция суда**.Генеральный директор – иностранец не вправе сам себя отстранить от выполнения полномочий до оформления документов. Такие действия могут выполнять иные полномочные органы общества.
Все указанные действия, направленные на соблюдение норм миграционного законодательства, будут свидетельствовать об отсутствии вины общества, если все же возникнет вопрос о его привлечении к ответственности за нарушение миграционного законодательства (см.: постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2009 по делу № А03-8569/2009).
* Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.07.2011 по делу № А21-9646/2010.
** Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2009 по делу № А03-8569/2009.
1 См.: Наумова Р. Л. Труд иностранцев у российского работодателя. М.: Дашков и К, 2009; Пригарина М. В. Правила найма иностранной рабочей силы // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. 2007. № 18.
2 Здесь и далее — Административный регламент; см. Справку.
3 Срок выдачи разрешения на работу иностранного гражданина аналогичен сроку, предусмотренному для получения разрешения на привлечение и использование иностранных граждан (п. 29, 30 Правил).
4 Квоты не применяются лишь к лицам, подпадающим под категорию «высококвалифицированных специалистов» (п. 2 ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан).
Источник
Генеральным директором организации является иностранный гражданин (Италия), который работает в России в качестве высококвалифицированного специалиста. Учредителями (100%) являются две иностранные компании. В трудовом договоре предусмотрена также работа уд
Новости и аналитика
Правовые консультации
Гражданское право
Генеральным директором организации является иностранный гражданин (Италия), который работает в России в качестве высококвалифицированного специалиста. Учредителями (100%) являются две иностранные компании. В трудовом договоре предусмотрена также работа удаленно. В ноябре 2020 года истекает срок его полномочий и разрешения на работу, и все это нужно возобновить. Границы закрыты, также есть сложности в получении специального разрешения соответствующего министерства для каждого въезда, если возобновят рейсы с Италией. Осенью 2020 года может наступить вторая волна эпидемии коронавируса и возможности въезда/выезда может не быть. Может получиться так, что разрешение на работу организация не сможет работнику оформить к сроку окончания текущего разрешения.
Может ли иностранный гражданин быть генеральным директором российского ООО и при этом не иметь разрешения на работу и визы, находиться за рубежом и руководить организацией (вопросы подписания документов решаются посредством курьерской отправки, например DHL)? Обязательно ли генеральному директору иметь трудовой договор с обществом? Если нет, то как выплачивается вознаграждение генеральному директору?
Генеральным директором организации является иностранный гражданин (Италия), который работает в России в качестве высококвалифицированного специалиста. Учредителями (100%) являются две иностранные компании. В трудовом договоре предусмотрена также работа удаленно. В ноябре 2020 года истекает срок его полномочий и разрешения на работу, и все это нужно возобновить. Границы закрыты, также есть сложности в получении специального разрешения соответствующего министерства для каждого въезда, если возобновят рейсы с Италией. Осенью 2020 года может наступить вторая волна эпидемии коронавируса и возможности въезда/выезда может не быть. Может получиться так, что разрешение на работу организация не сможет работнику оформить к сроку окончания текущего разрешения.
Может ли иностранный гражданин быть генеральным директором российского ООО и при этом не иметь разрешения на работу и визы, находиться за рубежом и руководить организацией (вопросы подписания документов решаются посредством курьерской отправки, например DHL)? Обязательно ли генеральному директору иметь трудовой договор с обществом? Если нет, то как выплачивается вознаграждение генеральному директору?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Иностранный гражданин может выполнять функции генерального директора, находясь за пределами РФ. До тех пор, пока деятельность осуществляется за границей, разрешительные документы (разрешение на работу, виза и т.п.) не требуются. Отношения между ООО и директором оформляются трудовым договором.
Обоснование позиции:
1. Директором общества с ограниченной ответственностью может стать как гражданин России, так и иностранец, либо лицо без гражданства. При этом согласно разъяснениям ФНС даже факт постоянного проживания руководителя организации в иностранном государстве не является основанием для отказа в государственной регистрации общества (смотрите п. 1.5 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2017), письмо ФНС от 11 октября 2017 г. N ГД-4-14/20509@), а значит, не может рассматриваться и как препятствие к функционированию организации после ее создания.
Согласно положениям статей 16, 17, а также главы 43 ТК РФ между организацией и ее руководителем на основании решения уполномоченного лица или органа возникают трудовые отношения (смотрите п. 1 Обзора судебной практики по трудовым и социальным делам Судебной Коллегии по гражданским делам ВС РФ за 2005 год). Пленум Верховного суда РФ в п. 2 постановления от 02.06.2015 N 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» указал, что руководителем организации является работник организации, выполняющий в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию, которая состоит в осуществлении руководства организацией, в том числе выполнении функций ее единоличного исполнительного органа, то есть в совершении от имени организации действий по реализации ее прав и обязанностей, возникающих из гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений (полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, правообладателя исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях с иными работниками организации и т.д.). Соответственно, оформление взаимоотношений сторон в подобной ситуации посредством гражданско-правового, а не трудового договора будет противоречить требованиям законодательства*(1).
В итоге физическое лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа ООО, будет обладать двойственным статусом: с одной стороны, оно является органом общества, что проистекает из соответствующего решения общего собрания участников общества, а с другой стороны, работником, состоящим с ООО в трудовых отношениях, что оформляется трудовым договором.
2. Порядок привлечения иностранных работников, в том числе и высококвалифицированных специалистов (ВКС), достаточно подробно регламентирован российским законодательством и, как правило, предполагает оформление ряда разрешительных документов. Вместе с тем в ситуации, когда иностранец выполняет соответствующие работы (услуги) дистанционно, находясь за пределами территории РФ, никаких разрешений ни ему самому, ни российскому работодателю получать не требуется: Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» — основной нормативный акт для данной сферы правового регулирования распространяется на отношения, возникающие в связи с пребыванием иностранных граждан в РФ и осуществлением ими трудовой, предпринимательской и иной деятельности на территории РФ (ст. 1 Закона N 115-ФЗ). Соответственно, если срок действия разрешения ВКС истечет в период его пребывания в Италии, данное обстоятельство не будет препятствовать продолжению трудовых отношений с данным лицом, до тех пор пока оно снова не приедет в Россию — после этого иностранцу потребуется оформить новое разрешение на работу.
Минтруд России в свое время выпустил ряд писем (смотрите, например, письмо от 15.04.2016 N 17-3/ООГ-578 «О начислении страховых взносов на выплаты гражданину Казахстана по договору о дистанционной работе за пределами РФ»), в которых исходил из того, что ТК РФ не предусматривает возможности заключения трудового договора о дистанционной работе с иностранным гражданином, проживающим и осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории РФ. Однако, даже если согласиться с выдвинутыми ведомством аргументами, полагаем, что в рассматриваемой ситуации они могут не приниматься во внимание: трудовой договор был заключен до выезда ВКС за пределы России, оформлен в соответствии с российским законодательством, удаленная работа обусловлена объективными обстоятельствами*(2). При этом каких-либо санкций за заключение подобного договора действующее законодательство не устанавливает.
Вместе с тем в этой ситуации имеются и определенные риски, связанные со следующим обстоятельством: в соответствии с пп. 5 части 1 ст. 327.6 ТК РФ окончание срока действия разрешения на работу является самостоятельным основанием для прекращения трудового договора (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ). Поскольку необходимость прекращения договора в этом случае прямо проистекает из невозможности для иностранца легально работать на территории РФ в отсутствие разрешительных документов, полагаем, что в рассматриваемой ситуации эта норма применяться не должна, так как работник находится за пределами РФ, трудовые отношения возможны и без получения соответствующих разрешений. Однако со стороны органов МВД возможен формальный подход: срок действия разрешения на работу истек, следовательно, трудовой договор должен быть расторгнут. При расторжении трудового договора необходимо в установленном порядке уведомить МВД. Пропуск срока для уведомления влечет административную ответственность по п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Подчеркнем, на наш взгляд, расторгать трудовой договор (и уведомлять МВД) в этой ситуации не нужно, достаточно внести в него изменения, связанные с истечением срока действия разрешения на работу, и, возможно, отразить тот факт, что работа осуществляется за пределами РФ. Вместе с тем в целях минимизации рисков организация может обратиться в МВД за получением официальных (письменных) разъяснений по данному вопросу или пойти по пути расторжения действующего договора (с уведомлением МВД) и заключением нового договора на период работы сотрудника за границей.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Временно исполняющий обязанности директора ООО.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
Ответ прошел контроль качества
11 июля 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Отметим, что одновременно законодательство допускает передачу обществом с ограниченной ответственностью полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему как раз по гражданско-правовому договору. Однако в качестве такого управляющего может выступать только другое хозяйственное общество или индивидуальный предприниматель (пп. 2 п. 2 ст. 67.1 ГК РФ, п. 1 ст. 42, пп. 2 п. 2.1 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Физическое лицо, не обладающее статусом ИП, управляющим быть не может (смотрите постановление АС Центрального округа от 22.12.2016 N Ф10-5145/16).
*(2) Распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2020 г. N 635-р временно ограничен въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
Источник