Можно ли и нужно ли быть таким как все серии
Содержание статьи
Милагрос — хамка, а Жади надо было выбирать Саида. Как поменялось наше отношение к сериалам через 20 лет!
Вы замечали, что спустя годы к одним и тем же вещам начинаешь относиться иначе? Причем, кардинально иначе. То ли жизненный опыт сказывается, то ли еще что, но порой, глядя на то, что когда-то нравилось, морщишь нос. И это касается всего: бывших возлюбленных, некогда любимых блюд и даже сериалов.
«Жизнь» сделала подборку сериалов, мнение о которых сильно изменилось спустя годы. Итак, перескакиваем из 15 лет в 30…
Сериал «Дикий ангел». Ангел уже не тот!
Помните, тот детский восторг, когда на экране появлялась милашка Милагрос в исполнении очаровательной Наталии Орейро? «Боже, какая она милая и добрая, — закатывали школьницы глаза от умиления в начале 2000-х годов, — а главное, она невероятно храбрая, сильная и справедливая». Спустя двадцать лет многие бывшие школьницы захотели пересмотреть 200 с лишним серий любимой мыльной оперы про ангела Милагрос, и… их настигло разочарование.
Милли в очередной раз накосячила
Буквально недавно меня накрыла ностальгия, и я решила пересмотреть любимый сериал, — поделилась впечатлениями одна девушка. — Меня не хватило и на 20 серий. Когда сериал начался, мне было 15 лет, и я мечтала быть похожей на Милли, а что я вижу сейчас? Мои глаза вдруг открылись. Я увидела наглую, невоспитанную манипуляторшу, которая все свои грязные действия прикрывает благими намерениями. То детям денег собрать, то помочь беднякам. Не верю…
И ведь, действительно, Милагрос зарабатывает тем, что пачкает чужие машины, а потом предлагает их помыть. Она продает дорогущие розы, бессовестно срезанные в саду у хозяев, а пропажу заменяет искусственными цветами. Она спаивает девушку своего возлюбленного Иво снотворным, надевает ее платье и идет в нем на деловой обед. Когда жена хозяина дарит подарки прислуге на Рождество, девушка нарочито возмущается, что мало положили.
Милагрос ворует вещи из дома хозяина, чтобы их продать
А помните, когда в дом ДиКарло приходят гости, и Сокоро (кухарка) готовится накрывать на стол изысканный ужин? Милагрос убеждает своих друзей, что ужин они должны съесть сами, а на стол гостям подать сосиски и картофельное пюре. Наглость? Вопиющая… Но стоит кому-то возмутиться, она тут же делает щенячьи глаза и обвиняет всех в том, что они ненавидят ее за низкое происхождение. Да нет, детка! Не за это. Ты просто наглая и неблагодарная хамка, которая еще и бассейном пользуется в отсутствии хозяев и охмуряет богатенького парня, да еще и не одного…
Девушка крутит роман с богатеньким наследником
Можно бесконечно говорить о проделках Милли, ее неподобающем внешнем виде и поведении. В общем, спустя 20 лет ты понимаешь, что Милли уже не та. Точнее, Милли все та же, просто мы повзрослели и вдруг начали играть за другую команду.
Сериал «Полтергейст. Наследие». Смешно!
Фантастическое шоу о призраках, реинкарнациях, колдунах и ведьмах буквально приковывало к экранам телезрителей с 1996 по 1999 года. Дети использовали любые уловки, чтобы посмотреть хоть полсерии мистического сериала.
Для тех, кто не помнит, это американо-канадский телесериал о тайном обществе «Наследие». История общества насчитывает более трёх тысячелетий и так далее и тому подобное.
Главные герои сериала расследовали мистические дела
В общем, уже заставка проекта была пронизана тайнами и мистицизмом. Серии порой были такими страшными, что невозможно было уснуть.
— Сериал который оставил травмы в психике детей из 90-ых, — такой забавный комментарий оставил под одной из серий проекта Arhun Beyik.
— Детство мое, — заметил Игорь.
— Ах, как же это круто. Ещё помню, как лампы садились в телеке, и бегали менять на новые транзисторы, — написал Максим М.
Однако сейчас от сериала остались только это детское умиление и ностальгия.
Спецэффекты, конечно, уже не те
Недавно я решила пересмотреть пару серий некогда любимого сериала «Полтергейст». Захотелось старого-доброго ужастика, настроение было попугаться. И что? Мне не только не было страшно, мне было смешно, — рассказала Ксения. — Не удивительно, мы избалованы спецэффектами, замороченными сценариями… От сериала осталось только настроение.
Впрочем, пару серий чисто для настроения можно пересмотреть…
«Клон». Саида надо было выбирать, Саида!
Помните этот сериал, который обожали все женщины от мала до велика 20 лет назад? Там еще была описана невероятная история запретной любви мусульманской девушки Жади и богатенького сына своего отца Лукаса. Тогда все 15-летние девочки мечтали о такой же романтической истории, как у главных героев, рисовали стрелки на глазах и танцевали восточные танцы.
Из-за этой самой Жади весь сыр-бор в «Клоне»
А сейчас все чаще те же самые девочки, которые тогда учились в школе, а сейчас воспитывают детей, с уверенностью заявляют, что Жади — дура, и выбирать надо было Саида.
Для тех, кто не помнит, коротко поясняем. Жади всю свою жизнь любила Лукаса, но единственное, что он ей давал — это пустые обещания, а Саид, который взял ее в жены уже женщиной, прикрыв стыд, всю жизнь обожал ее. В общем, сильный и уверенный в себе мужик, этот Саид, а Лукас — обыкновенная рохля. Только понимаешь это спустя 20 лет.
Кстати, Жади сама в какой-то момент признает, что Саид в общем-то неплох.
— Никто не любил тебя так, как я, — говорит Саид в одной из многочисленных серий.
— Я знаю, — спустя паузу неожиданно выдает Жади.
— В школьные годы, когда смотрела этот фильм, мне очень нравился Лукас, и я хотела, чтобы они с Жади были вместе, но просмотрев фильм заново спустя столько лет, смотрю другими глазами на Лукаса и на Саида. Саид — настоящий мужчина, — поделилась своим мнением пользователь с ником djdj afaf.
Через 20 лет Саид оказывается не мужем-тираном, а настоящим мужчиной
— Мне Саид в этом сериале всегда нравился больше, чем Лукас, вот он любил Жади по-настоящему, а Лукас какой-то рохля, вечно она его ждала! — написала пользователь Elif P под одной из серий проекта.
— Саид — мечта, а не мужчина, готов был весь мир положить к ногам Жади. Сам всего достиг, Лукасу же все досталось от папочки. Между такими мужчинами я бы однозначно выбрала Саида, — вот еще один похожий комментарий от Аелин Арьян.
А вот романтичный Лукас превращается в тыкву
В общем, каких-то 20 лет прошло, а такое разное восприятие одной и той же истории. Нет, мы не стали черствее, просто, наконец, начали понимать то, что было между строк.
«Санта-Барбара». Ёперный театр!
О, этот эпический кошмар с миллионом, наверное, серий так или иначе смотрели в России все. Он, на минуточку, шел лет десять, но не это важно. Важно то, как изменилось наше отношение к нему спустя десятилетия.
В России он начал выходить в тяжелые времена, в начале 90-ых. Мы все удивлялись той шикарной жизни, которую вели Кэпвеллы и компания, восторгались интерьерами домов и даже тем, что у них на столе стоит кувшин апельсинового сока, а они его … не пьют.
В новинку было все… Даже то, что дома герои ходят в вечерних туалетах и туфлях, а в больницах от наркоза просыпаются при полном параде. Мы же сидели на диване в вытертых трениках и старых футболках и смотрели на них огромными, как блюдца, глазами. Тогда казалось, что это совершенно нереальная жизнь где-то там в США, красивая и непонятная.
Примерно в таком виде герои расхаживали по дому
Сейчас, спустя 20 лет, когда наша жизнь чуть наладилась, восприятие «Санта-Барбары» сильно изменилось. Теперь все это действие кажется большой фальшивой театральной постановкой, где все нарочито и через чур. Ну, не ходят в вечерних туалетах по своим особнякам богатеи, не дают застаиваться апельсиновому соку в кувшине и утром просыпаются лохматыми и помятыми, как и в 90-ые. В общем, брехня!
«Элен и ребята» нам наврали?
Как мы когда-то представляли студенчество? Просторные красивые комнаты в общагах, никакой учебы — одни «лямур ту жур» и круассаны. То есть, наивно, романтично и с музыкальным сопровождением. Спасибо сериалу «Элен и ребята».
Каково же было наше удивлением, когда мы оказались в настоящих студенческих общежитиях и поняли, что эти самые ребята во главе с Элен жестоко нам наврали. То есть, никаких тебе круассанов и кофе в огромных чашках, милых девушек, не испорченных косметикой, и светлых чувств.
Эту команду ребят обожали во всей стране
— Ненавижу «Элен и ребята», — в шутку заявил один пользователь. — Когда я приехал в общагу, то не нашел там ни красивых девушек по соседству, ни теплой и уютной комнаты. Я уже молчу про элементарные удобства. Проснувшись зимой посреди ночи под тремя одеялами, я обнаружил, что в складках одного из них зарылась мышь — спряталась от холода. И угощал я ее утром не круассаном, а сухарем.
Сейчас «Элен и ребята» смотрелись бы очень наивно и совершенно безжизненно. Впрочем, есть и те, кто до сих пор с восторгом наслаждается любимыми сериями и считает, что современная молодежь может поучиться у Элен и ребят.
— Этот сериал — неплохое пособие для нынешних подростков о том, как можно общаться друг с другом без мата, как без тонны косметики выглядеть привлекательно, и как без пошлых понтов завоевать любовь, — считает Юлия Уланова.
С этим сложно не согласиться. Тогда отношения и лица были чище что ли…
— Блин, я мужик, мне 40 лет. Я не плакса, но слеза сама собой навернулась. Думал, что после сериала, точнее после этой песни, по привычке побегу прыгать с друзьями по гаражам и жечь костры. Вышел за дверь, а мир уже не тот. Нет былой доброты и доверия, — пишет Ерланулла Троль.
Николя и Элен всем своим видом словно извиняются перед нами за то, что подарили веру в прекрасную светлую дружбу и любовь
— Госпади!!!! Мне снова 15, — не сдержала эмоций Натали Наталья.
Как бы не менялось наше отношение к старым сериалам, если порой нужно вернуться в прошлое, то мы с умилением включаем их и смотрим. Это своего рода портал в то время, когда тебе было хорошо, когда Милагрос была не хамкой, а милашкой, Лукас — рыцарем в сияющих доспехах, «Полтергейст» — самым пугающим сериалом в твоей жизни, а тебе всего 15 лет.
Автор: Оксана Шмидт (umkau@mail.ru)
Источник
Как просмотр сериалов действительно влияет на нашу психику и можно ли сделать его осознанным? Объясняет психолог
Основные планы на период карантина — бесконечный сериальный марафон? У нашей любви к сериалам есть как культурологические причины, так и научно обоснованные. Почему быть сериаломаном в 2020-м году нестыдно, но подходить к просмотру нужно более осознанно? Об этом рассказал психолог-консультант, координатор образовательного проекта «Чистые Когниции» Антон Вотрин. «Собака.ru» записала основные тезисы.
Эволюция сериалов: от мыльных опер до высококачественного контента
Cериалы начали снимать очень давно, но изначально это был контент очень низкого качества, который абсолютно никто всерьёз не воспринимал. И так продолжалось долго. В 80е-90е на телевидении был пик так называемых мыльных опер. Это очень длинные сериалы по тысячи — две тысячи серий, которые показывали ежедневно. Даже в начале нулевых показывали такие сериалы как «Клон», «Земля любви» — это тот самый жанр.
Но постепенно отношение к сериалам стало меняться. В начале 90-х годов Дэвид Линч принёс на канал АВС сценарий сериала под названием «Твин Пикс». Канал пошёл на риск, «Твин Пикс» выпустили и он стал абсолютным хитом. Сериал полюбили практически во всём мире, его обсуждали, создавали сайты, писались книги, было очень много fanfiction.
В 2004 году на том же самом канале АВС вышла первая серия «Остаться в живых». Можно сказать, это было началом сериальной революции — зрители имели дело с одним из первых сериалов, в котором действие происходило по горизонтальной линии. То есть каждая серия продолжала другую. До этого продюсеры боялись вкладываться в такие продукты, потому что думали, если зритель пропускает одну серию, то уже не понимает, что происходит дальше.
Сотрудника АВС, купившего сценарий «Остаться в живых», уволили на следующий день. Руководство было уверено, что никто не будет смотреть сериал. Но в итоге первая серия стала мировым хитом, а в телеиндустрии зародился тренд на сложные истории, сложных персонажей, загадки, мифологии.
То время, в которое мы сейчас живём, называют «золотым веком сериалов». Во-первых, из-за огромных бюджетов, которые задействованы при их производстве.
Бюджет сериала «Властелин колец» превышает стоимость одного фильма Питера Джексона. Во-вторых, теперь в сериальной индустрии задействованы лучшие сценаристы, режиссёры, шоу-ранеры. И эта работа стала престижной для актёров. Джордж Клуни радовался, когда ушёл из «Скорой помощи». Сейчас актёры, которые приходят в сериалы из кино, как будто рождаются заново. Можно вспомнить Мэттью МакКонахи и его невероятный успех в «Настоящем детективе», Колина Фарелла уже во втором сезоне, Энтони Хопкинса в «Мире дикого запада» — примеров очень много.
В-третьих, появилась свобода для авторов. Наверно, все заметили, что в последние 20 лет кино становится более мейнстримным. Оно рассчитано на массовую аудиторию. Всё делается для того, чтобы фильм как можно больше собрал денег в прокате. Ведь основной заработок киностудий со своей продукции — это проданные билеты. Чтобы билеты покупали, фильм должен быть максимально лёгким, простым. Очень часто такие фильмы отбивают кассу, даже если они никому не понравятся. По этой причине практически исчезли качественные драматические фильмы. Почему так произошло? Потому что они не окупаются, их очень сложно продать. В итоге мы видим бесконечные приквелы, сиквелы, экранизации, франшизы. То есть то, что гарантировано соберёт очень много денег.
Ситуация в киноиндустрии привела к тому, что сложные сюжеты, качественные драмы перешли на телевидение.
Теперь Дэвид Финчер снимает «Охотника за разумом», Вуди Аллен — небольшой сериал с Майли Сайрус, а Паоло Соррентино — «Молодого папу». Все главные поставщики качественного контента сейчас на телевидении. От великих умов с великими актёрами появляются богатые сложные миры и многогранные персонажи.
Продюсер Александр Роднянский как-то сказал, что фильмы — это вообще короткометражки. Или мы можем сравнить их с рассказами. Вот, к примеру, рассказы Чехова, О. Генри, Довлатова. Нужно обладать очень высоким талантом, чтобы в маленьком рассказе (в двухчасовом фильме) изложить какую-то невероятную историю. А сериалы, если переводить на язык книг — это как большие романы. «Преступление и наказание», «Война и мир», «Дэвид Коперфильд». И, если вспомнить, как происходило издание романов в XIXвеке, то можно отследить схожесть с сериалами. То есть в журналах публиковали только по одной-две главы. Поэтому есть такаякультурологическая метафора, что сериалы — это большой роман.
Как психологи изучают влияние сериалов на нашу жизнь?
Первый вариант — это экспертное мнение. Когда психолог высказывает своё мнение, допустим, о сценах насилия и жестокости в «Игре престолов». Но это будет просто мнение человека с некоторым багажом знаний. В рейтинге достоверности данных оно занимает самый низший уровень.
Второй вариант — это сбор субъективных отчётов и статистики. Например, подписчикам Netflixрассылаются какие-то опросники. И задаётся следующий вопрос: «Сколько часов в день вы смотрите сериалы?». Они, допустим, могут написать: «7 часов». Потом ответы резюмируются и делается вывод: «Просмотр сериалов занимает у людей много времени». Или они могут такой вопрос задать: «Как вы считаете, просмотр сериалов вам как-то помогает?» И люди пишут: «Ну да, помогают». А другой отвечает: «А нет, я вообще с утра до вечера смотрю и у меня никакой личной жизни». Потом это тоже как-то анализируют.
Третий вариант — это связи, корреляции. К примеру, обнаружили, что есть люди, которые смотрят по 6 часов проводят на Netflix, и у этих же людей есть проблемы со сном. С помощью математических моделей ученые ищут связи. Есть ли связь между плохим сном и большим просмотром сериалов каждый день? Такие исследования считаются научными. Но главный их минус в том, что здесь нельзя до конца сказать, являются ли сериалы причиной плохого сна. Ведь может быть ещё третий фактор. Например, люди смотрят 6 часов в день сериалы и при этом у них какой-нибудь стресс на работе. И поэтому они плохо спят. Причинно-следственной связи тут нет.
Самый мощный уровень доказательности у экспериментов. К примеру, берут людей, они смотрят сериалы, у них замеряют пульс до сериала, потом после сериала, и это всё анализируют. Или, допустим, человек смотрит сериал, а ему какая-нибудь машина в этот момент сканирует мозг.
Издержки сериаломании: уход от реальности, неоднозначное влияние на общество и телемарафоны
Проведенный в 2018 году опрос показал, что в среднем американцы тратят почти 3 часа в день на просмотр сериалов. Иногда любовь к сериалам приводит к парадоксальным ситуациям. Например, когда был финал «Игры престолов», 10 млн американцев решили не ходить на следующий день на работу. Все остались дома, грустили, сидели на форумах, звонили своим родным и близким. В России было тоже нечто похожее. Люди действительно могут переживать, даже ощущать проявления депрессивного расстройства из-за окончания любимого сериала. У некоторых это состояние может продолжаться неделями.
Нет смысла отрицать, что сериалы — это форма ухода от реальности. В психологии есть такое понятие как избегающее поведение. Оно проявляется, когда у человека много стресса в жизни. Существуют конструктивные стратегии борьбы с тревогой, а есть неконструктивные. И вот неконструктивные — это, например, форма избегания, ухода от проблем. То есть, пока я смотрю сериал, мои плохие мысли уходят, я немножко расслабляюсь. Досмотрел сериал, опять тревога поднимается. Однако такой способ работает только в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной лишь усугубляет проблему.
Сериалы могут оказывать противоречивое влияние на общество. Например, сериал «13 причин почему». В нём рассказывается о девушке, которая покончила с собой. На протяжении 13 серий там разворачиваются события с точки зрения ее друзей — что именно привело к трагедии. С одной стороны, сериал учит тому, что нужно быть внимательным к другим людям и более осторожным в общении. С другой, опубликованная позже статистика показала, что после выхода этого сериала возросло количество попыток суицида. У людей возникла некая романтизация самоубийства.
Еще одна из главных проблем, связанных с сериалами — это телемарафоны. И для физического, и для психологического состояния они не очень полезны. Многочасовое потребление контента приводит к тому, что наши психические ресурсы истощаются, и о каком-то осознанном восприятии говорить уже не приходится. Добавьте к этому тот факт, что во время телемарафона человек по сути лишь сидит на диване и ест. Это уже может приводить к проблемам со здоровьем. Нужно двигаться, делать какие-то перерывы — хотя бы ходить по комнате.
Почему мы не можем остановиться?
Почему происходит этот самый телемарафон? В психологии есть такое понятие как дофаминовая петля. В 1953 году психологи Джеймс Олдс и Питер Милнер провели эксперимент с участием лабораторной крысы.Ученые вживили ей в мозг электрод и подавали через него ток. Они изначально думали, что пытают крысу,пытались активизировать зону, которая отвечает за страх. Но потом увидели, что крыса исполняла их приказы, их задания, когда они нажимали на кнопочку и подавали ток. Оказалось, что вместо наказания крыса как будто бы получала какое-то поощрение. Учёные во время своего опыта открыли центр в мозге, который был связан с дофаминовыми рецепторами. Олдс и Милнер тогда подумали, что открыли центр удовольствия. Но спустя годы оказалось, что центр, который они открыли, отвечает не совсем за удовольствие. Когда эксперименты перешли с лабораторных животных на людей, те ничего особо приятного не испытывали. Им просто хотелось нажимать на эту кнопку. Оказалось, что эта область мозга отвечает не за само удовольствие, а за его предощущение. И это очень затягивает. Если мы получаем дофамин очень легко, то нам хочется получить его снова тем же самым способом. Дофаминовая петля проявляет себя в таких действиях как скроллинг ленты в Instagram, бесконечная проверка почты, шоппинг.
Нейробиолог Ури Хассон исследует механизмы человеческого общения и разивает направление современной нейропсихологиипод названием «нейросемантика». Оно в частности о том, как кино и сериалы влияют на наш мозг. Ученый проводил ряд экспериментов, показывая людям 1) видео, на котором мячик катится по земле; 2) документальный фильм 3) новостной канал; 4) сериал «Умерь свой энтузиазм» с HBO; 5) фильм Хичкока. Оказалось, что фильмы Хичкока вызывают самую мощную активность мозга. Всё потому что там сюжет сконструирован таким образом, что человек постоянно ждёт, что произойдёт дальше. Он испытывает саспенс. Чувство напряжения человеку очень нравится.
Почему мы так любим сериалы?
Если заглянуть в результаты опросов, то нам это нравится просто потому, что нравится. 75% опрошенных на Netflix сказали, что «это просто круто». Вторая причина, по которой мы так любим сериалы, — это идентификация с персонажами. В сериалах очень много сложных героев. И волей неволей к кому-то человек начинает чувствовать отклик. Отчасти это причина того, что создатели пытаются собрать разные характеры, расы, сексуальные ориентации, чтобы максимально охватить аудиторию.
Главная причина — это эмпатия, наша способность сопереживать другим людям. И для мозга всё равно, происходит это в реальности или в сериале. Психолог Пол Зак провёл следующий эксперимент. Он показывал людям видео с мальчиком, который якобы умирает от рака, и замерял уровень гормона, отвечающего за сочувствие. Оказалось, сравнивая их с группой, которая видела настоящих больных детей, результаты были абсолютно одинаковые. Люди были готовы пожертвовать деньги и как-то помочь больным детям, неважно являлись ли эти дети героями роликов или существовали на самом деле. Вот этот вариант возможен благодаря эмпатии.
Чтобы она возникла, нужен создать эффект «приостановки неверия». То есть в какой-то момент, когда вы смотрите контент, даже если он логически невозможен, вы должны поверить, что и такое может быть. Вот, например, «Гравити Фолз». Мы переживаем за героев, несмотря на то, что это фэнтези. Ведь произошла приостановка неверия, началась эмпатия. Для сравнения прочитайте описание сериала «Лютый-2» на НТВ: «Лютов расследует убийство журналиста Калашникова. Через него он выходит на смертельно опасный спортивный препарат, который может выйти на широкий рынок. Лютов не может предъявить официальные обвинения руководству фармацевтической компании, но, когда погибают связанные с делом люди — близкий друг Лютова и влюбленная в него девушка, он идёт на крайние меры. В ответ преступники похищают его дочь. При помощи своего недавнего врага, майора Холмогорова, Лютов вступает в неравный бой и побеждает». Вот здесь, очевидно, остановки неверия не произойдёт. Потому что то, что показано на экране, выглядит абсолютно картонно, нет сопереживания к персонажам никакого. Это просто люди, говорящие свой текст. Хотя как будто бы это более возможно, чем «Гравити Фолз». Но эмпатически это нас не захватывает.
Польза от просмотра сериалов
- Снижение стресса. Это может сработать эффективно для уставшего после тяжелого рабочего дня человека.
- Образцы для подражания. Люди устраивают своё поведение, основываясь на определённых ролевых моделях. И те, у кого нет в социальном кругу подходящих ролевых моделей, могут брать их из сериалов.
- Понимание ценностей. Когда Хью Лори приезжал в Россию, ему первым делом сказали: «Спасибо Вам, мистер Лори, моя дочь посмотрела ваш сериал и пошла в медицинский вуз. Она занималась искусством, потом посмотрела «Доктор Хаус» и пошла учиться на врача» То есть человек понял, что для него важно с помощью сериала.
- Снижение предрассудков. Благодаря тому, что мы можем увидеть в сериалах представителей ЛГБТ, людей другой расы, другой национальности, разных социальных статусов, профессий. Мы можем увидеть, как люди живут, понять и наши различия, и наши сходства. Таким образом, снижаются наши предубеждения по отношению к ним
- Развитие ментализации. Две исследовательницы Барнс и Блэк в 2015 году провели эксперимент. Они эмпирическим путём определили, что просмотр качественных сериалов способствует тому, что у человека повышается способность к ментализации, способности понимать поведение людей. Это очень важная способность. Например, у людей с аутическим спектром способность к ментализации снижена. Например, я выхожу из дома, беру с собой зонт, и человек с аутическим расстройством не поймет, зачем мне зонт (для него нет связи «зонт-дождь). Или, например, мужчина дарит женщине букет цветов. Можно подумать, что у них какие-то отношения. Эта логическая цепочка происходит благодаря способности к ментализации. И просмотр сложных, многогранных сериалов приводит к улучшению этой способности.
Как смотреть сериалы осознанно и осмысленно?
- Обсуждать с другими людьми. Это нужно для того, чтобы материал лучше усваивался. Ещё, чтобы не было тяжёлого стресса после последней серии последнего сезона. Также это помогает развивать ту самую ментализацию.
- Дозировать просмотр. Оптимально, это не шесть часов в день, а 1-2 серии. В тяжёлых случаях смотрите 1,5 серии. Так легче оборвать просмотр, ведь вы не попадёте в ловушку неожиданной концовки эпизода.
- Подходить к просмотру осознанно. Понимать, с какой целью вы это делаете, для чего. Т.е. я хочу сейчас снизить стресс или тревогу, отвлечься от чего-то. Или я действительно хочу получить удовольствие, посмотреть, что там с моими любимыми персонажами. Всё-таки важно оценивать свою мотивацию для просмотра.
- Чередовать другими видами досуга. Например, чтением книги, прогулкой в парке, занятием физкультурой. Разнообразие помогает.
- Смотреть сериалы в компании. Чтобы кто-то смог сказать вам:«Ну, уже третья серия, хватит» или «Мне завтра на работу». Чтобы кто-то одёрнул вас, или была возможность обсудить. Только если ваша компания — не тот человек, который постоянно комментирует происходящее. «Ооооооо, я так и знал!».
Как оценить, если все-таки у вас зависимость от сериалов? То есть находитесь ли вы в той самой дофаминовой петле? Для этого нужно понять, страдает ли ваша реальная жизнь от сериаломании. Например, вы смотрите сериалы и перестали общаться с друзьями, или не ходите две недели на работу. В таких случаях, конечно, можно говорить о том, что это не очень полезно, и нужно что-то менять. И закончу услышанной цитатой, которая мне понравилась: «Сериалы открывают зрителю мир, в котором возможно гораздо больше, чем зрители привыкли полагать. Учит их и тем самым меняет мир. Уже не экранный, а вполне себе настоящий. В первую очередь, утверждая человеческую жизнь как абсолютную ценность, важнее которой в этом мире быть не может».
Источник