Можно ли христианину есть мацу
Содержание статьи
Кошерная пища
Сейчас во многих продуктовых маркетах продаются вроде бы абсолютно постные продукты: сушки, галетное печенье. А на обороте пачки скромный знак латиницей — «cosher«, то есть кошерная пища, особо приготовленная и, скорее всего, благословленная раввином. Можно ли принимать ее вообще и тем более в Великий пост. Батюшки нашего храма к единому мнению не пришли. Так, настоятель во время воскресной проповеди обратил внимание о неприятии этого продукта православными, ну а молодой батюшка в этом вопросе либерален. Это у нас в провинции. Хотелось бы узнать что по этому поводу думают в митрополии (столице).
Дорогой Владимир!
И у нас в митрополии среди духовенства есть как строгие консерваторы, так и творческая молодежь, поэтому неизбежно разномыслие по данному вопросу. Это не должно пугать, так как руководящим принципом церковной жизни по-прежнему остаются слова св.Викентия: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь».
Ревнители обычно ссылаются на 11-е правило 6-го Вселенского собора: «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемыя иудеями». Однако в нем запрет установлен не на всю пищу, а лищь на опресноки (мацу) – пресные ритуальные лепешки. Апостол Павел в вопросе о чистоте пище предупреждает об ином: «Некоторые до недавнего времени ещё поклонялись идолам, и когда они едят жертвенное мясо, то считают это поклонением идолам, и их чувствительная совесть становится нечистой. Но пища не приблизит нас к Богу. Если мы не едим, то нам нисколько не хуже; как если и едим мы, то нам нисколько не лучше» (1Кор.8, 7-8). И дальше Апостол уже прямо указывает, что надо подходить к вкушению пищи с разумением: «Ешьте любое мясо, продаваемое на мясном рынке, не задавая вопросов, вызываемых укорами совести, ибо «земля и всё на ней принадлежит Господу». Если неверующий пригласит тебя и ты решишь пойти, ешь всё, что ставят перед тобой, не задавая вопросов из-за угрызений совести. Но если кто-то скажет тебе: «Вот мясо, которое было предложено в качестве приношения», то не ешь его ради блага того, кто сообщил тебе об этом, и ради собственной совести». (1Кор.10, 25-28). Исходя из этого и следует поступать нам, христианам.
Лично думаю, что сегодня никакого ритуального значения кошерные «знаки качества» не имеют — это всего лишь ловко продуманный маркетинговый ход по продвижению товаров и вытеснению конкурентов. Ритуальный кошерный убой скота во многих европейских странах запрещен защитниками животных. Мода на кошерные продукты насаждается назойливой рекламой, рождаются мифы об их особенной пользе для здоровья. В настоящее время на Западе рынок кошерных продуктов стал огромным бизнесом, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей, а теперь проникает и к нам. Сегодня рекламируются даже «кошерные» сотовые телефоны! Очевидно, продажа товаров со «знаком качества» приносит коммерческую выгоду не только их поизводителям, но и тем, кто выдает сей «ярлык» — отсюда и решайте, стоит ли нам покупать кошерные товары. Попутно решается еще одна многовековая проблема — так коренному этносу постепенно прививается толерантное отношение к еврейскому национальному меньшинству.
Источник
Маца в пище Христиан, в частности православных:
Понравилось: 0
Благодарности: 0
13.04.2008, 00:55
#1 (1151732)
Вот так… Жене неверующей и не крещенной, иудейские друзья «подогнали подарок». Она, надо сказать, любит ее: половина крови-то не молчит. Ну а мне-то что делать? Маца дается крещеному ребенку, предлагается мне… Завтра рано уеду в храм, представляю, что мама с сыном будут есть на завтрак. Посоветуйте, что делать?
Она считается идоложертвенным. У меня не было возможности подробнее оговорить с батюшкой, поэтому и адресовал вопрос форумчанам
Маца это был тот хлеб который Иисус переламывал на Пасху в «Тайной вечерии». Есть квасное на Пасху большой грех у иудеев. А жена ваша вообще неверующая, так в чём проблема? Я помню как у соседей немцев будучи не верующим поедал куличи. И что? Да ничего, вкусные были. А маца это не жертва Богу, в жертву закалывали барашка. Маца это сопричастие иудескому освобождению из египтского плена. Бог вывел свой народ из рабства и сопричастил их к этому спасительному моменту.
Сообщение от иВАн ПомидоровЪ
Она считается идоложертвенным. У меня не было возможности подробнее оговорить с батюшкой, поэтому и адресовал вопрос форумчанам
Обязательно сдайте мацу на анализ, там точно должна быть кровь христианских младенцев. На жену надо написать заявление в прокуратуру. Когда её посадят в тюрьму за участие в идоложертвенно-каннибальском поедании мацы, закон позволит Вам развеститсь без проблем. Про ребенка я вообще молчу. Разве Вы не знаете, что ребенок от матери еврейки — еврей? Хоть крести его, хоть не крести.
А вообще мерзко видеть подобные «вопросы». Хотя видеть комплексующего антисимита — улыбает.
СИ — единственная деноминация, которая отказалась служить в гитлеровской армии, а члены СИ предпочли поголовно идти в гитлеровские концлагеря, но не служить в гитлеровской армии, в отличие от всех других христианских деноминаций, члены которых служили в гитлеровской армии и охраняли гитлеровские концлагери. (с) Йицхак
«Христиане думают, что Бог им подчиняется» (с) Ex Nihilo Неужели , вы полагаете,[что] я верю в логику… (с) ЯктоБЛОГ ДМИТРИЯ РЕЗНИКА https://biblicalresearches.comСообщение от иВАн ПомидоровЪ
Она считается идоложертвенным. У меня не было возможности подробнее оговорить с батюшкой, поэтому и адресовал вопрос форумчанам
Если вам батюшка скажет что маца идоложертвенное бегите от такого батюшки!
Человек человеку-радость.
Участник
Сообщение от иВАн ПомидоровЪ
Вот так… Жене неверующей и не крещенной, иудейские друзья «подогнали подарок». Она, надо сказать, любит ее: половина крови-то не молчит. Ну а мне-то что делать? Маца дается крещеному ребенку, предлагается мне… Завтра рано уеду в храм, представляю, что мама с сыном будут есть на завтрак. Посоветуйте, что делать?
и что тут такого? кстати, у меня папа похож на вас, женился по его словам на «жидовке», а я на всю жисть терь полукровка, тока старшая сестра в него (и это с его то фамилией такое говорить)))) ладно юмор, юмором, но родители у меня отличные
уважаемый все что вам написали местные евреи я с ними полностью солидарен, а на вас таки удивляюсь, только не забудьте вечером хлебопреломление с семьей устроить с вином и мацой)
Всех благ, вам.Сообщение от Батёк
Маца это был тот хлеб который Иисус переламывал на Пасху в «Тайной вечерии». Есть квасное на Пасху большой грех у иудеев. А жена ваша вообще неверующая, так в чём проблема? Я помню как у соседей немцев будучи не верующим поедал куличи. И что? Да ничего, вкусные были. А маца это не жертва Богу, в жертву закалывали барашка. Маца это сопричастие иудескому освобождению из египтского плена. Бог вывел свой народ из рабства и сопричастил их к этому спасительному моменту.
Вообще-то мой ребенок крещеный. Причем жена, то?
Сообщение от Ihtius
Если вам батюшка скажет что маца идоложертвенное бегите от такого батюшки!
А, как ВАм это:
11 правило VI Вселенского Собора: «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемыя иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».
Аристен в толковании этого правила однозначно говорит: «Опресноки иудеев должны быть отвергаемы». Славянская кормчая: Опресноци иудейстии отвержени.
Вот еще что: Правила святых апостолов: «70. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то, опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен».
Также из правил Лаодикийского собора: «37. Не должно принимати праздничныя дары, посылаемыя от иудеев, или еретиков, ниже праздновати с ними». То же — и 38.Сообщение от Батёк
Маца это был тот хлеб который Иисус переламывал на Пасху в «Тайной вечерии».
Йешуа, вообще-то и субботу соблюдал, пока сапожником был… И, что Хрестианам тому же следовать?
Сообщение от иВАн ПомидоровЪ
А, как ВАм это:
Фтопку эти правила, товарищчь ПомидоровЪ!
А если серьезно — всякие правила: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» — от лукавого (смотрите послание Колоссянам 2:21).Мир на Израиля! Приди скорее, Иисус!
Ожидающий Его, Владимир Ростовцев.Сообщение от иВАн ПомидоровЪ
А, как ВАм это:
Нельзя отвергать Иудеев они являются народом Божьим. Быт17:19 Бог же сказал Аврааму: «Именно Саара, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречёш ему имя Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным в том, что Я буду Богом ему и потомству его после него.
Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикаямаслина,привилась на место их и стала общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишся, то вспомни,что не ты корень держиш, но корень тебя.(рим11:17,18)прочитай далее с19до25стиха. Привет старцам!Сообщение от иВАн ПомидоровЪ
А, как ВАм это:
Апостолы Иисуса даже не могли подумать о таком запрете.
Сообщение от Ihtius
Апостолы Иисуса даже не могли подумать о таком запрете.
Да как бы они о таком запрете подумали, если на вечере Иисус им эту самую мацу давал со словами «примите, ешьте, это Моё Тело».
СИ — единственная деноминация, которая отказалась служить в гитлеровской армии, а члены СИ предпочли поголовно идти в гитлеровские концлагеря, но не служить в гитлеровской армии, в отличие от всех других христианских деноминаций, члены которых служили в гитлеровской армии и охраняли гитлеровские концлагери. (с) Йицхак
«Христиане думают, что Бог им подчиняется» (с) Ex Nihilo Неужели , вы полагаете,[что] я верю в логику… (с) ЯктоБЛОГ ДМИТРИЯ РЕЗНИКА https://biblicalresearches.com
Похожие темы
Ответов: 10
Последнее сообщение: 07.12.2016, 01:27
Ответов: 7
Последнее сообщение: 10.11.2011, 06:23
Ответов: 7
Последнее сообщение: 11.04.2010, 06:21
Ответов: 15
Последнее сообщение: 02.05.2006, 01:47
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
Правила форума
Источник
маца
Автор
Тема: маца (Прочитано 7980 раз)
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Батюшки, здравствуйте, скажите, пожалуйста, могут ли православные люди есть еврейскую мацу? Я раньше как-то ела как хлебец и даже не задумывалась. Наверное для них это тоже самое, что для нас просфора…
Употребление мацы совершенно недопустимо для православных христиан.
Правила VI Вселенского Собора.
Правило 11.
«Никто из принадлежащих священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, ни вступати в содружество с ними. Аще же кто дерзнет сiе творити: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».
Об этом же говорят Правила 37 и 38 Святого Поместного Лаодикийского Собора:
Правило 37.
«Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, нижЕ праздновати с ними».
Правило 38.
«Не должно принимати от иудеев опресноки, или приобщатися нечестиям их».
Ужас! А я ела и даже не задумывалась об этом, вкусненько так. Мне только в этом году такая мысль в голову пришла. А что мне сделать с той мацой, которая у меня дома, мне принесли. Выкинуть просто?
Уважаемые Отцы. Прчитал тему о маце и смутился. Дело в том что у меня коллега по работе с которым мы близко общаемся правоверный иудей. Мы часто ходили с ним на обед раньше, а теперь, он стал ходить только в кошерное кафе рядом с оффисом и позвал меня. Я с ним несколько раз ходил, соблюдая, впрочем, пост. Является ли это грехом или, так как я не придавал этому никакого значения смотря на еду в контексте постноескоромное, относясь к ней как к обычно мирской столовой. Извините за, возможно, глупый вопрос.
Я не вижу в этом никакого греха. Прочтите,про себя,перед едой молитву «Отче наш»,мысленно благословите еду и спокойно ешьте.
Да нет никакого греха в этом!
Христианам запрещается вкушать ТОЛЬКО ритуальную еду.
Маца сама по себе есть пресным хлебом. А есть, к сожалению , мнение «очень правильных, людей, которые всегда и везде ищут тайные умыслы…
Большое Спасибо за ответ. Все ясно.
Все-таки те правила и установления, которые приведены выше, имеют отношение к обрядам и участию в обрядах. Но не как не к вещам или пищи. Оскверняет человека не то, что входит в уста.
Если человек просто, случайно съел мацу, нет в этом ничего страшного, потому что для православного человека маца никакого значение не имеет.
Мацу не стоит есть только по одной причине: потребление мацы вместо хлеба есть проявление неуважения к вере ближнего. Такого же, какое проявил бы человек неправославный, съев вместо хлеба благословленную служебную просфору. Только уважая веру окружающих, мы можем исполнить заповедь о любви к ближнему.
Значит, если меня еврейка (неверующая правда) угостила мацой просто так, не видя в ней ничего святого. А я мацу люблю просто как хлебец, я могу ее съесть, а не выбрасывать? Простите за тупизм…
я мацу люблю просто как хлебец, я могу ее съесть?
Я знаю,что мацу даже на канон в храм приносят некоторые.
Кстати,для многих,очень вкусный продукт.
Кушайте Вы спокойно.а то так можно и до того дойти,что придя в гости в еврейский дом,начнём его освящать перед входом.
Никогда не слышал и не встречал, чтобы православный священник советовал православным христианам употреблять мацу. Новая тенденция, однако…
Отче, прошу прощение, но маца в переводе на великий и могучий — пресный хлеб. Скажите Вы просто так пресные изделия( лепешки, блинчики…) не употребляете?
Значит, если меня еврейка (неверующая правда) угостила мацой просто так, не видя в ней ничего святого. А я мацу люблю просто как хлебец, я могу ее съесть, а не выбрасывать? Простите за тупизм…
не надо выбрасывать, тем более что маца, в отличие от нашей просфоры, не употребляется ни в каких обрядах, это просто хлеб. Поэтому если знакомый человек Вас угостил, то нет в этом ничего страшного, не надо ничего выбрасывать.
Ясно! Спасибо вам!
-СМ-
тема закрыта.
если у кого из священнослужителей есть свое особенное мнение, то для разрешения этого вопроса, есть специальный раздел для священнослужителей.
Источник
Можно ли христианину есть кошерную и халяльную пищу? | Православие.фм
В Евангелиях нет ни одной заповеди о том, что же запрещено вкушать ученикам Христа, а что разрешается. И это выглядит […]
В Евангелиях нет ни одной заповеди о том, что же запрещено вкушать ученикам Христа, а что разрешается. И это выглядит для знающих Писание очень странным, потому что, скажем, 11 глава книги Левит целиком посвящена тому, что можно было употреблять в пишу ветхозаветному народу, а чего нельзя. Почему же Евангелие молчит о такой, казалось бы, важнейшей для человека теме?
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей,
что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться.
Душа не больше ли пищи, и тело одежды? (Матф. 6, 25)
Ведь каждому человеку нужно вкушать какую-то пищу, мы все это делаем каждый день, даже по нескольку раз за день. Это вынудило немецкого философа-материалиста Л. Фейербаха в письме Я. Молешотту бросить яркую фразу «Человек есть то, что он ест»! Правда некоторые приписывают ее Пифагору, но древний мыслитель был настолько таинственной фигурой, что фраз от него осталось много, но достоверность их вызывает сомнения.
Однако сильно сказано: «Человек есть то, что он ест»! Впрочем, и Я. Молешотт не остался в долгу и бросил, как говорят, другое хлесткое выражение «Мозг выделяет мысль, как печень желчь», — а может, это был его соратник по вульгарному материализму Карл Фохт. Это не меняет дела, но отражает материалистическое отношение к человеку как к животному. Пусть и умному. А у животного нет сознательных пищевых запретов: оно ест инстинктивно, удовлетворяя потребность организма в питательных веществах. Человек же непрестанно в своей культуре старается преодолеть в себе животное начало. Вся религия и вся культура своими обычаями как мы вопиет: «Я не зверь, я не жру — я вкушаю пишу, трапезничаю! Я не животное, я не справляю нужду под ближайшим кустиком или деревом, я устраиваю культурные отхожие места! Я не животина какая-нибудь, покрытая шерстью, я одеваюсь, облачаюсь одеждой, украшаю ей себя, отражая тем самым своё отличие, свою культуру!»
А потому религиозные пищевые запреты — одни из древнейших запретов, известных нам в историческую эпоху. Запрещая себе вкушать какую-либо пищу, человек тем самым утверждал, что он способен преодолеть в себе животное начало ради какой-то высокой идеи: как правило — религиозной. Пищевые запреты существовали у жрецов в Древнем Египте, у пифагорейцев в Древней Греции, у аскетов Древней Индии, у персидских зороастрийцев.
Строгое разделение животных на чистых (мясо которых разрешено было употреблять в пищу) и нечистых (запрещенных к вкушению) существовало и в Ветхом Завете: «вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле… ». И далее следуют признаки данных животных. Далее перечисляются животные, запрещенные к вкушению, и говорится: «мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас» (Лев. 11; 2, 8). По какой причине Бог в Ветхом Завете установил пищевые ограничения?
Святитель Иоанн Златоуст прямо указывал, что Бог не сотворил ничего злого или нечистого, но сама природа человека способствовала такому разделению. Святитель Фотий Константинопольский указывает на то, что это различение носило исторический характер и было дано для пресечения идолопоклонства. Святой Константин (Кирилл), просветитель славян, считал, что такой запрет имел целью прежде всего воздержание от утучняющей пищи. «О том, как вредно для вас объедение, – говорит святой Кирилл, – об этом написано: «и утучнел Израиль… и оставил он Бога» (Втор. 32, 15). Святые отцы указывают, что в самой природе нет чего-то нечистого, но это разделение для Ветхого Завета имело дидактически-нравственное значение. Вообще ветхозаветный закон, по апостолу Павлу, был детоводителем ко Христу (Гал. 3, 24). Поскольку многие ветхозаветные установления подчинялись этой педагогической цели, то с исполнением древних пророчеств и прообразов в Завете Новом возник вопрос: а следует ли новокрещенным христианам соблюдать прообразовательные и дидактические постановления, когда во Христе воссияла Сама Истина.
А потому апостолы на своем Первом соборе, одним из главных вопросов на котором было соблюдение закона и в том числе ветхозаветных пищевых запретов, постановили, что для новообращенных из язычников нет необходимости в соблюдении строгих ограничений. Апостол Иаков, брат Господень, сам строгий исполнитель Моисеева закона, утвердил это решение своим словом: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15, 19-20).
«Пищевые запреты не носят сущностного характера, а нужны нам для нравственного усовершенствования, здоровья и благополучия»
Итак, раз наша вера состоит в том, что благой и человеколюбивый Бог сотворил всё мироздание, и, по слову Библии о животном и растительном мире, «увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1, 12), то значит, и пищевые запреты не носят сущностного характера, а нужны нам для нравственного усовершенствования, здоровья и благополучия. Поэтому неправильно ставить вопрос так: чего нельзя есть православным? Апостол Павел ведь не в шутку сказал Коринфским христианам: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» (1 Кор. 6, 12-14). Поэтому в православии нет пищевых запретов, есть добровольно исполняемые христианами ограничения в пище, определяемые Уставом (Типиконом). Если христианин считает себя членом Церкви Христовой, он вместе с Церковью и соблюдает воздержание в пище: не ест скоромное (мясную и молочную пищу) в среды и пятницы всего года, а также в четыре многодневных поста, особенно же в Великий Пост, который есть путь к Пасхе Христовой спасительной. Ограничивая себя в пище, мы вспоминаем о бренности своей земной природы, смиряемся, испытывая голод. Но цель поста не диетическая, а литургическая.
Протопресвитер Александр Шмеман пишет: «Человек — существо алчущее. Но алчет он Бога. Всякое “алкание”, всякая жажда, суть алкание и жажда Бога. Разумеется, в этом мире алчет не только человек. Все существующее, вся тварь, живет “питанием” и зависимостью от него. Но единственность человека во Вселенной в том, что ему одному дано благодарить и благословлять Бога за дарованные Им пищу и жизнь. Только человек способен и призван на Божие благословление ответить своим благословлением, и в этом — царское достоинство человека, призвание и назначение быть царем Божьего творения…» («За жизнь мира»). А потому высшая точка в человеческом поиске Бога — Литургия, Евхаристия (Благодарение). Хлеб и вино приносятся Богу и, приняв благословение Божие, становятся для нас не пищей земной, но Хлебом, сшедшим с Небес, Телом и Кровью Христовой (Ин. 6, 51). Вот почему Церковью установлен евхаристический пост перед Причастием: не потому, что тут нужна медицинская диета, но потому, что величие Таинства побуждает нас к тому, чтобы Святое Причастие было первым вкушением пищи в этот день.
Если мы осознаем литургический смысл поста, т.е. пост как дар грешному человеку для исправления, для усовершенствования в молитве (ведь не случайно говорят, что «сытое брюхо к молитве глухо»), то мы избежим двух крайностей: отношения к посту как к ритуальному ограничению, подобно ветхозаветной заповеди о «нечистом», и, с другой стороны, легковесного попустительства, когда по малодушию мы «выпрашиваем» у священника разрешение на всяческие постовые послабления, а то и сами себе разрешаем скоромное в пост.
В первом случае мы рискуем впасть в наиглупейшее осуждение ближних: мол «мы чистые и светленькие, так как постимся, а эти грешники оскверняют себя, вкушая непостное». Забываем мы в таком случае наставление апостола Павла, читаемое нам перед Великим Постом «едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8, 8). То есть пост – это пахота: пахотой не получишь урожая. Надо еще посеять семена духовной жизни. А вот осуждая ближних, мы много вредим и прежде всего вредим своей душе.
Во-втором же случае, не заботясь о посте как «необязательном обычае», мы сеем на каменистую, непаханную почву. Много ли плодов духовных получим мы в таком случае? Будет ли нам Пасха в радость духовную, если мы перед тем не потрудились над собой в меру наших сил?
Прошу извинить меня за такое длинное введение, но оно необходимо, чтобы понять простую вещь: в православии не может быть ритуальной «чистой» пищи, подобно описанной в 11 главе книги Левит, или предписаний, подобных предписаниям нехристианских религий: иудейского «кашрута», исламского «халяля», кришнаитского «прасада». Не может быть и соответствующих запрещений «нечистой» пищи, кроме определенных Апостольским собором.
Это, однако, не означает, что православным можно вкушать любую вредную для здоровья пищу. Да, святые, покрываемые особой защитой Божией, вкушали и ядовитую пищу и оставались живы. Но это были чудесные случаи, посылаемые Богом в помощь пламенным проповедникам Христа, для уверения неверующих. Нет необходимости есть пищу испорченную, приобретать некачественные продукты, когда существуют возможность выбора. Для этого нам и дан разум: для различения полезного и неполезного.
И тут въедливые знатоки могут заметить: ведь дозволенная иудеям «кошерная» пища, а также мусульманский «халяль» (что по сути очень похоже) отличается нередко отменным качеством. Так, за забоем кошерного скота следит иудейских раввин, отбирая только качественных животных, следя за тем, чтобы животное было быстро забито и т.д. Поэтому, кстати, в кошерных магазинах продукты стоят заметно выше, чем в обычных. Так же и халяльная пища для мусульман подвергается особому отбору. Может, ее стоит покупать и есть: она ведь полезнее? Возникает и другой вопрос: а можно ли вкушать православным пищу, приготовленную по иудейским или мусульманским ритуалам?
Здесь я выскажу уже сугубо личное мнение. Еврейский «кашрут» и исламский «халяль» не является идоложертвенной пищей. Это просто заплутавшие во времени, потерявшие изначальный смысл древние пищевые разрешения и ограничения. Я думаю, нет какого-то специального запрета на ее вкушение (я сейчас не имею в виду специальную ритуальную пищу еврейского Песаха – мацу или ритуально забитого барана на Курбан-байрам: здесь вопрос сложнее, и я не готов его прокомментировать). Но в стремлении покупать эту пищу есть духовная опасность незаметно склониться к тому, что мол «а не стоит ли присмотреться к религии, у которой такая полезная пища». Правда проблемка эта для нас скорее носит умозрительный характер: ну нет вокруг нас массы специализированных еврейских или исламских магазинов, чтобы об этом сильно беспокоиться. Но всё же для того, чтобы и православно идентифицирующие себя наши граждане могли покупать качественные продукты, можно было бы организовать продажу товаров монастырских подворий. Не надо только придавать этому какое-то религиозное значение. Акции по продаже монастырских товаров на рынке по сути мало чем будут отличаться от недавних акций по продаже товаров из союзной Белоруссии: немного дороже, зато качественней. Да и преграду крупных ритейлеров на пути подсобных хозяйств к рынку преодолевать надо. Но покупать в магазине можно любой продукт. Более того… скажу страшную вещь: даже в Макдональдс ходить можно (но, на мой взгляд не нужно).
А вот с кришнаитской вегетарианской едой «прасадом» ситуация сложнее. Ее есть не надо: насколько я себе представляю, это – идоложервенное, потому что кришнаитскую пищу «предлагают» Кришне – богу индуистского пантеона. Только после этого она подается адептам этого неоиндуистского культа. Потому я бы не советовал православным ходить в вегетарианские столовые, если они организованы индуистами. Нет ничего плохого в вегетарианстве как диете, но если оно носит ритуальных характер, то мы себя низводим с высочайшего духовного уровня, заданного литургической Жертвой, на уровень ветхозаветного закона или предветхозаветного язычества. А этого делать не следует.
Не следует и самим православным восстанавливать законодательно-ритуальные пищевые запреты, маркируя продукцию «православный продукт». Если мы стоим в магазине по полчаса, читая мелким шрифтом состав на пачке печенья: «а нет ли там молочного?», — чтобы взять печенье на пост, то в этом есть что-то несуразное. Если печенье жирное и вкусное — то вряд ли оно соответствует цели православного поста. Если же это сухие галеты, то большая ли беда, что в них добавлена молочная сыворотка? Таково моё мнение. Поэтому я в магазине под лупой состав не читаю. Впрочем, и в образчики для усердно постящихся я не гожусь. Главное не забывать, что пищевой пост в православии — всего лишь часть общего богослужебного устава и в отрыве от него имеет мало духовного смысла сам по себе. И не надо забывать, что нет какой-то особой «православной» пищи. «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех» (Рим. 14, 23).
Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)50
Источник