Можно ли христианину есть кровяную колбасу

Содержание статьи

Может ли христианин употреблять в пищу кровь? |

IMG_49271Иеромонах Ефрем (Калинин), миссионерский отдел Кызыльской епархии.
Часто народные обычаи входят в противоречие с заповедями Божиими. Это усложняет носителей данной культуры выстраивать свою жизнь в соответствии с Божией правдой…
Например, для африканского племени масаев, у которых кровь животных, наравне с кисло-молочными продуктами, составляет основу рациона, отказаться от вкушения крови, является настоящим подвигом.
Тем не менее, в Кении за последнее время появилось огромное количество православных масаев. Это значит, что слова Христа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37; ср. Лк. 14:26) дали в их сердцах правильные всходы, и люди готовы отказываться от всего, что мешает им быть со Христом.Но речь пойдет не об африканских великанах-масаях, а о том, что касается непосредственно нас. Ведь и в Туве есть традиция готовить кровяную колбасу, забивать баранов так, чтобы кровь не стекала, а оставалась внутри, в конце-концов, о гематогене, который дают страдающим анемией и малокровием, тоже говорится, что он изготовлен из дефибринированной крови крупного рогатого скота. Может ли христианин без вреда для своей души употреблять все это в пищу?
Если мы попытаемся найти ответ на этот вопрос в интернете, то столкнемся с тем, что даже на православных сайтах встречаются различные мнения, причем эти авторами этих мнений зачастую бывают даже священнослужители. Поэтому было бы полезно разобрать данный вопрос, комментируя основные встречающиеся ложные доводы..
В Священном Писании Ветхого Завета запрет на вкушение крови встречается многократно. После Потопа Бог разрешил Ною вкушать наряду с растительной пищей, животную, говоря: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все. Только плоти с душею ее, с кровию ее, не ешьте» (Быт. 9:3-4). Когда Господь Бог давал распоряжения о порядке жертвоприношений, Он также запретил вкушать кровь: «никакого тука и никакой крови не ешьте» (Лев. 3:17), «и никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота» (Лев. 7:26).Распоряжаясь о то, при каком условии можно есть пойманную дичь и домашний скот, Бог также упомянул, что кровь должна вытечь: «Если кто… на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею. Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его; всякий, кто будет есть ее, истребится» (Лев. 17:13-14); «когда только пожелает душа твоя, можешь закалать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих… только крови не ешьте; на землю выливайте ее, как воду» (Втор. 12:15-16).
Интернет-советчики говорят, что это правило утратило свою силу, наряду со многими другими ветхозаветными запретами: «в Ветхом Завете крови отводилась очень важная ритуальная роль — <…> кровью были помазаны косяки дверей при исходе из Египта, кровь свидетельствовала о Завете с Богом <…>, кровь животных была очистительной жертвой в Иерусалимском Храме <…>. Именно поэтому древние иудеи особо почитали кровь и, естественно, не могли употреблять ее иным образом. В христианстве же нет установлений о жертвоприношениях, связанных с кровью, как нет и ритуального почитания никакой крови, кроме Крови Господа Иисуса Христа, пролитой нашего ради спасения. <…> Поэтому бессмысленно пытаться соблюсти ветхозаветный кашрут…» (Не буду приводить ссылку, чтобы кто-нибудь не подумал, что я борюсь с человеком, высказавшим эти мысли, а не с ошибкой, которая в них содержится).
Нужно согласиться как с тем, что в Ветхом Завете у крови была ритуальная роль, так и с тем, что в христианстве нет установлений о жертвоприношениях, связанных с кровью (кроме Крови Господа Иисуса Христа), однако значит ли это, что никаких запретов на вкушение крови нет?
На Апостольском соборе, описанном в книге Деяний, было произнесено определение, согласно которому, все присоединяющиеся к Церкви из язычников должны «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда…»(Деян. 15:29). Вопреки современным интернет-советчикам, апостолы поставили вкушение крови в один ряд с вкушением идоложертвенного и блудом. Правда оппоненты пытаются перетолковать и это определение, говоря, что «Деяния 15:29 носят не абсолютно запретительный, а явно рекомендательный характер». Но тогда, получается, что и воздержание от блуда — только рекомендация — что даже помыслить нельзя.
Тем более, что православный человек не ходит во тьме, как те, кто, отвернув Священное Предание, вынужден догадываться о смыслах Писания своим умом. У православного человека есть возможность обратиться к толкованиям святых отцов и посмотреть, как они учили понимать сложные места Писания, можно обратиться к наставлениям о христианской жизни древних (и не очень) отцов. Можно обратиться и к Церковным Соборам, которые решали современные им проблемы церковной жизни.
Видимо в VII веке, также как и сейчас, возникли хитрые толкователи, которые считали допустимым для христианина вкушение крови. Чтобы уврачевать возникшую болезнь и прекратить порочную практику на VI Вселенском Соборе, в 680 году прошедшем в Константинополе, 67-м правилом было определено: «Божественное Писание заповедало нам воздержатися от крове и удавленины и блуда. Посему, ради лакомствующего чрева, кровь какого бы то ни было животнаго, каким либо искуством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Аще убо кто отныне ясти будет кровь животнаго каким либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».
Однако современные интернет-советчики, не желая учиться у Церкви, сформулировавшей правилами, говорят, что «67-е Соборное Правило очень конкретно указывает на лакомствующее чрево <…> нужно не бездумно исполнять рекомендации, а иметь здравое рассуждение — наслаждаться вкусом кровяного бифштекса <…> не стоит, а вот по врачебным показаниям не очень-то вкусный гематоген вполне допустим».
Но писать правила не имело бы никакого смысла, если бы их можно было понимать как вздумается. Предание Церкви содержит как ключ к правильному пониманию Священного Писания, так и ключ к правильному пониманию правил Святых Соборов. Церковь, по слову апостола — «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).Авторитетные канонисты, толкуя это правило не дают повода понимать правило так, как настаивают интернет-советчики:
Зонара: «…следуя божественному Писанию и божественные отцы, когда узнали, что некоторые разными способами из крови закалаемых животных приготовляют снеди и вкушают их, запретили им этим правилом делать что либо таковое…»
Аристин: «Клирик, ядущий кровь, изверггается, а мирянин отлучается. Ясно».
Вальсамон: «<…> Итак, поелику некоторые, хотя не ели крови, но приготовляли некоторые снеди из других веществ и из крови и говорили, что они соблюдают постановление божественного Писания потому, что не ели крови непосредственно; то святые отцы определили устранить такое толкование божественного законоположения, и того, кто употребляет в пищу кровь какого либо животнаго, в каком бы то ни было виде, или приготовлении, если это клирик, извергать, а мирянина отлучать. Таково содержание правила <…>».
Казалось бы, все свидетельствует о том, что для христианина недопустимо вкушение крови ни в каком виде. Но интернет-советчики пытаются выкрутиться и из этой ситуации, ссылаясь на прп. Паисия Святогорца, сказавшего: «Чтобы человек правильно применял церковные каноны с пользой для людей, он должен быть духовным и иметь духовное рассуждение. Потому что иначе он остаётся на букве закона, а буква закона «убивает». <…> Как я видел на практике, в одном случае могут скрываться тысячи случаев. Епитимия, например, должна соответствовать человеку, его состоянию, проступку, который он совершил, покаянию, которое показал, и учитывать многое-многое другое. Здесь нет одного рецепта, одного единого правила на все случаи жизни». По их рассуждению, раз уж мы не духовные, то и правила нам не помогут, ведь за ними мы только букву видим, а значит, не будем обращать внимание ни на какие правила, буква-то убивает.
Но этот пример показывает, что как диавол, искушая Христа после Его крещения, подбивал его сделать безрассудные поступки, ссылаясь на Священное Писание, так и вольные или невольные слуги диавола, взяв правильные рассуждения святых людей, способны с их помощью обольщать сердца простодушных. Прп. Паисий говорит о том, что епетимию (наказание) нужно подбирать с рассуждением, но не говорит, что грех перестает быть грехом от того, что на правило стал смотреть более духовно-одаренный человек. С такой логикой все правила превратятся в «кривила». В каждом правиле есть цель и есть средства. Цель 67 правила — прекратить вкушение крови христианами; средство — страх отлучения для мирянина и извержения для клирика. Написано оно не для того, чтобы как можно больше христиан отлучить от Причастия, а клириков извергнутть из сана, а для того, чтобы кровь перестали употреблять в пищу. В случае покаяния нет нужды отлучать даже тех, кто по незнанию прежде ел кровь.
Из всего вышесказанного можно сделать, как минимум, два вывода. Первый вывод самый простой: христианин не должен вкушать кровь ни в каком виде, ни в сыром виде, ни в виде кровяных колбас, ни в виде содержащего кровь гематогена. Второй вывод несколько сложнее, и касается он поиска ответов на вопросы веры. С начала истории Церкви мы имеем предупреждение: «войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих (из священнослужителей) восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29-30). Каждому, кто хочет спастись, нужно быть осторожным в выборе наставников, учителей и литературы, которую он читает, и принимать только то, что соответствует Преданию Церкви, а от модернистов (тех, кто по-новому пытается понимать вечные истины) — отвращаться, «потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1).
PS: В качестве отдельного вопроса стоило бы коснуться гематогена. В справочниках написано, что гематоген изготавливается на основе дефибринированной крови крупного рогатого скота. Такой гематоген есть нельзя, в соответствии с установлением Божиим и церковными правилами. Но есть информация, о том, что появился «новый» гематоген, в состав которого кровь не входит. На этикетке написано, что в нем содержится альбумин, наличием которого и обуславливается медицинский эффект. Альбумин это белок, который содержится в крови и составляет основу плазмы. Кроме крови, он содержится в яйцах (яичный белок). Некоторые люди, связанные с фармакологией, говорят, что альбумин, получаемый в результате фракционирования крови, является очень дорогим и дефицитным продуктом, поэтому его вряд ли будут использовать для изготовления дешевого гематогена. Наиболее вероятно, что для изготовления «нового» гематогена используют яичный альбумин.
Таким образом, гематоген можно есть только в том случае, если в его состав не входит ни кровь, ни производные крови. Но кто нам даст стопроцентную гарантию этого?

Источник

Почему православным нельзя есть кровяную колбасу?

Хунве­йбин
[88.2K]

9 лет назад

И не только кровяную колбасу, православным так же запрещено употребление лекарственного лакомства — «Гематогена».

Причина этого изложена в книге Левит 17.14: «Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится». То есть кровь является вместилищем души животных и прообразом крови божественного агнца Христа, пролитой им на кресте.

Кроме того по православным представлениям употребление крови в пищу свидетельствует о жестокой и грубой чувственности и пагубно влияет на морально-этические качества верующих.

система выбрала этот ответ лучшим

Да, слышал это еще от бабки, да и сейчас ни чего не изменилось. Раньше тоже с удовольствием употреблял жареную кровяную колбасу с лучком и чесночком. Сейчас пересмотрел этот вопрос, с возрастом и более серьезным отношением к верованию.

Разумеется, если это единственное чем можно питаться что бы не умереть с голоду, ни кто ультимативно вам не запретит, но такого ведь не бывает, всегда есть выбор.

В крови животных и человека, живет Душа — носитель всей информации о теле. Она должна быть определена в Рай или Рай, а её «вместилище» — кровь должна быть пролита в землю, откуда собственно и пришло все бренное.

Православным нельзя употреблять в пищу кровь, так как по поверью в крови находится душа живого существа. Хотя тут есть много непонятных вещей, ведь на самом деле и в мясе остаётся кровь, а значит никакое мясо есть нельзя, кстати как и рыбу тоже… Т.е. получается, что православные должны быть все вегетарианцами!

Невоз­мутим­ый Дождь
[104K]

2 года назад

Насколько я знаю (читала в Библии и слушала священника) православному християнину нельзя есть «удушенного» мяса. Так называемое «удушенное» мясо, это мясо животного, которое было задушено или удушилось само (например: застряло между чем-либо и удушилось). Кровь животного и всё, что из неё сделано, например: гематоген или кровяная колбаса.

В крови животного его душа — это говорится в писании святом. Мясо же православному христьянину кушать можно любое. Если это животное было добыто на охоте или выращено на своем подворье, употреблять его можно, предварительно выпустив кровь из животного, в святом писании сказано, что её нужно выливать на землю, как будто льёте воду.

Натус­я
[8.7K]

9 лет назад

да, именно тьмы. Так как Библия была доступна только избранным, и то на неродном языке. А если возникал вопрос о душе у женщины, это значит, под сомнение стаился вопрос того, участвуют ли женщины в спасении и получают ли вечную жизнь. А Писание ясно говорит, что женщины так же сонаследницы в спасении. Именно в средние века продавали индульгенции и казнили всех, кто посмел думать иначе, чем государственная церковь, запрещали читать Библию под страхом смерти. Народ держали во мраке. Сейчас по крайней мере все желающие могут изучать Библию и быть судимы по ней.

welin­azar
[1.3K]

8 лет назад

Не знаю можно или нет с точки зрения религии,но с точки зрения медицины есть кровь не очень желательно(особенно свиньи).Смысл в том,что генетическая информация в крови животных может немного изменить гены поедающего.Интересно-гугл в помощь)

Корни­енко Роман
[556]

9 лет назад

И не только православным. В крови заключена душа убитого животного — она после смерти должна уйти в землю. Например после освежёвки свиньи кровь надо вылить на землю (в ямке засыпать).

Можно найти каноны, запрещающие есть кровяную колбасу. Дело здесь в том, что по иудейским верованиям считалось, что есть кровь вообще нельзя. По Ветхозаветным представлениям, в крови – душа. И никакую кровь (или изделия из нее) вкушать не разрешалось.

Но логика жизни последних столетий отменила эти правила, как и многие иные. Из правил надо отличать вечные, касающиеся непреходящей Истины веры, и временные, обусловленные исторической ситуацией. Если мы начнем применять к нам, сегодняшним, правила Вселенских и иных соборов во всем объеме, мы все окажемся анафематствованными.

Согласно учению Церкви, высшим хранителем веры Православной является народ Божий – православные христиане. То, что не противоречит вере, но входит в жизнь нашу как обычное явление и принимается полнотой церковной, и является нормой.

Кровяная колбаса из этого же разряда. Хотя в древности считалось так, сегодня – иначе.

Поэтому есть такую колбасу – не грех.

Profi­lakti­ka
[94.8K]

3 года назад

В христианстве, и в православии, есть запрет на питье крови, также на поедание еды, в составе которой есть кровь.

Поэтому запрещена не только кровяная колбаса, а также стейк с кровью, слабо прожаренное мясо, также любые другие продукты и препараты, в составе которых есть кровь, либо же кровь использовалась в процессе их производства.

Почему так? Потому что в религиозном смысле в крови содержится душа, и таким образом употребляя чью-то кровь, поглощается его душа, а поглощать чужие души христианам запрещено.

Чосик
[188K]

более года назад

В Ветхом Завете есть упоминание о том, что людям можно есть как растительную, так и животную пищу. Но речь идет прежде всего о мясо. На крови же сделан особый акцент — ее употреблять в пищу запрещено. А кровяная колбаса готовиться не из мяса, как большая часть колбас, а из крови. Поэтому верующий человек не может есть кровяную колбасу. И это касается не только постов, в которые нельзя есть обычные колбасы.

Алвар­т
[7.4K]

3 года назад

Возможно, потому что в Библии Бог запретил употреблять кровь в пищу, ее нужно выливать на землю, когда убивается животное, потому что кровь символизирует душу и она священна в глазах Бога. Кровяная колбаса, я так понимаю, состоит из крови, поэтому она подпадает под этот закон, не употреблять кровь ни в каком виде, в том числе в виде колбасы))

Красн­ое облак­о
[221K]

3 года назад

Душа убиенного животного по некоторым утверждениям находится в крови.

Есть «душу» это не дело.

Кровь нельзя есть, нельзя пить в любом виде, мясо надо прожаривать, а не есть с кровью и.т.д.

А вообще Православная церковь допускает употребление кровяной колбасы, например вопрос стоит есть, или умереть с голоду, ответ есть и не заморачиваться.

mycha­nge
[71K]

3 года назад

Священное Писание утверждает, что душа животных содержится в их крови, отсюда происходит запрет на употребление животной крови, поэтому из мяса обычно выпускают кровь. Есть мнение, что нельзя еще есть производные из крови животных, гематоген, но некоторые священники спорят с этим утверждением.

Знаете ответ?

Источник