Можно ли говорить пусть земля будет пухом до 40 дней
Содержание статьи
Почему нельзя говорить «Пусть земля будет пухом»
Вы заглянули на канал 40-летней петербурженки. Меня зовут Маша. Здесь я пишу о своей жизни, размышляю о прошлом и настоящем. Политики здесь нет. Как и провокационных тем. Обычная жизнь обычной женщины. Мои радости, горести. Мои надежды и мечты.
Рано или поздно земной путь каждого завершается.
Провожая усопших мы обычно говорим:
- Пусть земля будет пухом;
- Царствия небесного;
- Вечная память.
До недавних пор я не задумывалась о значении этих фраз. И как оказалось зря.
Смысловая нагрузка в этих фразах кардинально различается. Я про православных верующих.
Православная Церковь считает, что с момента прекращения земной жизни усопшему следует желать Царствия Небесного.
Говоря это, мы подразумеваем, что душа усопшего направляется к Богу, в Его Царство.
А Царство Божье и есть Рай. Отсутствие Бога в душе, в том числе усопшего — это Ад.
И не покаявшемуся грешнику быть рядом с Богом так же невыносимо, как и находиться в Аду.
Из открытых источников.
Так почему же мы порой говорим фразу «Пусть земля будет пухом»? Откуда она?
Это традиции Древнего Рима. Еще древнеримский поэт Марк Валерий Марциалл написал:
Пусть земля тебе будет пухом,
И мягко покрывает песок, чтобы собаки могли вырыть твои кости.
Я остолбенела, когда прочитала эти строки. Что это? Доброе пожелание в последний путь? Проклятие?
А ведь часто бывая в Италии не раз видела на римских надгробиях буквы STTL. Эта аббревиатура означает «Пусть земля будет тебе пухом».
Фраза «Пусть земля ему будет пухом» это обращение к бренному телу, а не к бессмертной душе. Ведь древние римляне были язычниками и верили в то, что душа после кончины человека никуда из тела не исчезает.
А мы молимся за участь души усопшего.
Поэтому православные христиане поминают желая «Царствия ему/ей Небесного».
Молитва за упокой:
Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное.
Некоторые считают, что если душа до 40 дней находится на Земле, то допустимы оба выражения. По их мнению в день погребения можно говорить — Светлая Память; на 9 день — Пусть земля будет пухом; а на 40 день — Царствия Небесного…
Я не могу это принять. Это смесь язычества и христианства. С налётом суеверия. Думаю, все-таки правильнее говорить Царствия Небесного.
И не будем следовать суевериям. Как-то:
- Ограду на могиле не закрывать 40 дней;
- На поминальный стол вилки не класть;
- Соль на поминки не ставить….
И поминальный стол — это не обилие еды. Усопшему это уже не нужно. Пусть будет искренняя молитва о душе усопшего по канонам его веры.
Будучи Православными Христианами, неверующему или иноверцу мы можем пожелать лишь Царствия Небесного, Вечной Памяти и Вечного Покоя. Независимо от вероисповедания покойного.
Ещё Христос говорил: «Царство Небесное внутрь вас есть».
И наша задача сохранить его при жизни и молиться за усопших после их кончины.
Христиане считают, что душа покидает тело после кончины, устремляясь на Суд Божий.
А потом в душа держит путь в Царство Небесное. На вечную радость. Или в ад на вечные муки.
Поэтому прощание христиан с усопшим сопровождается словами:
- «Царства Небесного».
- «Покойся с миром».
Кстати, у иудеев распространена фраза-прощание «Мир праху его» или «Мир с ним».
Но, вместе с тем фраза «Мир праху твоему» можно увидеть в качестве эпитафии на могильных плитах не только иудеев. Например, у православных.
Этому есть объяснение, если вспомнить о библейском эпизоде создания Господом человека «из праха земного».
По словам Иоанна Златоуста, эта фраза «и создал Господь Бог человека из праха земного» напоминает нам о смирении и неизбежности физической кончины в противовес бессмертию души.
Всем здоровья и долгих лет жизни!
Если вам нравятся мои посты, ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал. И мы с вами вместе будем неспешно обсуждать нашу обыденную жизнь.
О чём я еще пишу:
Вещие сны. Чем они отличаются от обычных
Визуализация желаний. Кто пробовал?
Почему нельзя говорить «Пусть земля будет пухом»
Кашпировский, Чумак — наше удивительное прошлое. И почему моей маме не стыдно
Как я в 30 лет в один момент, переступив порог, превратилась в старуху
Петербуржцы удачливей москвичей? EQ тому подтверждение
Мой домовой совсем расшалился
Мои святочные гадания. Ну как в них не верить? Сбываются же
В долг родственникам под проценты
Крещенская вода. Как дома освятить воду
О том что случайности не случайны. История из жизни о часах с кукушкой
Источник
Как правильно пожелать Царствия Небесного
Душа после смерти
Согласно православному вероучению, у человека помимо физического тела есть и духовная, невидимая сущность — душа. Она даётся Богом при зарождении человека в утробе матери и продолжает самостоятельное существование после смерти тела. Посмертную участь души определяет её духовное состояние. Потому и актуален вопрос, как правильно пожелать Царствия Небесного.
Жизнь «за гробом»определяется образом земной жизни человека. Стремился ли он к спасению, старался ли соблюдать Божьи заповеди, каялся ли в совершённых грехах. Чистая, праведная душа носит в себе Божественный образ. Она пребывает с Богом, к которому и стремилась. Загрязнённая же грехами душа уподобляется отпавшим от Бога бесам. Она не может быть рядом с Господом, ведь всегда противилась Ему. Тёмные силы забирают такую душу к себе. Ведь она была в их власти ещё в земной жизни.
Один из образов Царства Небесного (мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы»)
Свобода выбора между Богом и дьяволом у человека есть лишь в земной жизни. После смерти душа уже не может покаяться и измениться. Поэтому главной целью земной жизни в христианстве является спасение души. То есть покаяние, очищение от греха и стяжание Божественной благодати. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл смерть великим таинством, рождением человека «из земной, временной жизни в вечность» («Слово о смерти»). Святых в христианстве поминают именно в день их кончины. Для них смерть была великим и торжественным событием, долгожданным соединением с Богом. К этому должен стремиться и каждый из нас.
Как правильно пожелать Царствия Небесного
Итак, самостоятельно душа после смерти уже ничего не может изменить. Но родные и близкие умершего человека могут помочь его душе. Для этого нужно молиться, просить Бога о прощении её грехов.
«В жизни земной друг царя может походатайствовать перед ним, чтобы помочь какому-то осуждённому. Подобно этому, если человек «друг» Бога, то он может походатайствовать своей молитвой перед Богом» (преподобный Паисий Святогорец, «Слова». Том 4).
После смерти происходит лишь частный, предварительный суд над душой. Он показывает, насколько в душе человека укоренились страсти и насколько он был близок к Богу при жизни. Частный суд определяет душу в то «место», которое наиболее соответствует её состоянию. Рай — это загробная жизнь с Богом. Ад — это отсутствие Бога. Быть рядом с Богом непокаявшемуся грешнику было б ещё более невыносимо, чем в аду. Какого-то промежуточного, нейтрального состояния души в Православии не существует. В отличие от католицизма, в котором есть понятие чистилища.
Однако, как в раю есть разные степени близости к Богу, так и в аду души мучаются по-разному. Окончательный Страшный Суд произойдет в конце времён после Второго пришествия Христа. Молитвенная забота живых людей может не только облегчить предварительную участь души. Она способна и послужить её оправданию на грядущем страшном Суде. Поэтому на вопрос, как правильно пожелать душе Царствия Небесного, ответ — путём церковного и домашнего поминовения.
«Подобно тому как, навещая заключённых, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ» (преподобный Паисий Святогорец, «Слова». Том 4)
Как молиться о покойном
В Православии в первые дни после смерти над телом усопшего читается Псалтирь (или Евангелие, если умерший был священником). На третий день покойника поминают отпеванием и предают земле. Чтение Псалтири продолжается и после похорон до 40-го дня. Церковная служба по усопшему называется панихидой. Она совершается в день похорон, на третий, девятый, сороковой день смерти. Также панихиду служат в годовщины смерти или рождения почившего. Родные умершего человека могут заказать его сорокадневное поминание на Божественной Литургии, которое называется сорокоуст. Во время каждой литургии поминовение усопших совершается на проскомидии. Молиться об упокоении души можно и дома. Необходимые для этого молитвы есть в каждом молитвослове.
Днями особого поминовения усопших в Православной Церкви являются:
- суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота),
- субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста,
- Радоница,
- 9 мая (день поминовения убиенных воинов),
- Троицкая и Димитриевская субботы,
- в России усопших принято поминать также в День Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября),
- и в Покровскую субботу.
«Пусть земля ему будет пухом» — это не поминание
Почему нельзя говорить «пусть земля будет пухом» как пожелание усопшему? Такое пожелание не имеет ничего общего с христианским поминовением. Сама фраза берёт корни у язычества и подразумевает пожелание мёртвому телу, а не бессмертной душе человека. А ведь именно участь души является самым главным. Поэтому православным христианам следует поминать усопшего домашней и церковной молитвой и говорить: «Царствия ему/ей Небесного». Также помочь умершему можно, раздавая милостыню за спасение его души.
Христианам не следует сопровождать погребение и поминки суеверными обычаями. К таковым относятся, например, опускание с гробом в могилу свечей, денег, различных предметов. Это языческая традиция, основанная на вере в то, что человеку в загробном мире могут пригодиться материальные блага. Кладя посторонние предметы в гроб, люди пытаются угодить усопшему. Однако они забывают, что душа нуждается лишь в молитвенном утешении. Всё материальное теряет для неё смысл.
Поминки нельзя превращать в застолья с алкоголем и пьянством. Протоиерей Виктор Гузенко так отвечает на вопрос об алкоголе на поминках:
«Какая может быть польза душе, когда за нее пьют водку? Поминальный обед — это вид милостыни, принесенный за упокой души. И к тому же чисто по-человечески бывает крайне неприглядная картина, когда некоторые из гостей так «напоминаются», что и песни поют, и анекдоты рассказывают, и смеются, когда близкие родственники умершего находятся в скорби. И с христианской точки зрения, и с человеческой алкоголь не уместен на поминках».
Ставить на поминках отдельные столовые приборы «для умершего» или стакан водки перед его портретом тоже не надо. А вместо пожелания «земли пухом» лучше перекреститься и сердечно помолиться за упокой души усопшего.
Молитва за упокой
Пожелать Царствия Небесного усопшему можно следующими словами:
«Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное».
За усопшую следует молиться так:
«Упокой, Господи, душу рабы Твоей новопреставленной (имя), и прости ей вся согрешения её вольная и невольная и даруй ей Царствие Небесное».
Такая молитва сопровождается крестным знамением. Её обязательно нужно произнести перед вкушением поминального угощения. Допускается и краткое поминание усопшего словами «Царствия Небесного» с крестным знамением. Также можно помолиться за упокой души, прочитав по молитвослову «Последование по исходе души от тела» или «Канон молебный при разлучении души от тела».
Источник
Почему нельзя говорить «земля пухом» усопшему? Мнения и факты
Одной из самых популярных фраз на похоронах является пожелание земли пухом для усопшего. Для нас это до такой степени привычная фраза, что задумываться о её происхождении и глубине смысла не приходится. Между тем существует и отрицательная сторона данного пожелания, которая делает его запрещенным. На этот счет высказываются и эзотерики и некоторые священнослужители. Почему по их мнению нельзя говорить усопшему «пусть земля будет пухом», попробуем выяснить сегодня.
Откуда пошла фраза «земля пухом»?
В понимании большинства людей это пожелание некой лёгкости. Я поспрашивал знакомых и почти все ответили, что произнося данные слова имеют ввиду отсутствие тяжести сверху на гроб, то есть чтобы после смерти на тело и душу умершего ничто не оказывало давление.
Однако на самом деле история выражения уходит далеко в историю Древнего Рима, где на могилах своих врагов иногда писали проклятие, которое звучало следующим образом:
Пусть земля тебе будет пухом, чтобы собаки могли с лёгкостью раскопать твои кости!
Таким образом смысл приобретается совсем иной. Это своего рода пожелание зла, чтобы после смерти тело усопшего не смогло найти покоя и подверглось осквернению. Безусловно это нанесет серьёзное оскорбление душе и заставит её страдать в даже в других мирах.
К тому же пожелание земли пухом активно использовали язычники, которыми, кстати, и являлись римляне. Филологи уверены, что наши предки не вкладывали в смысл сказанного такого негатива как древние римляне, однако современная церковь не одобряет традиции и привычки язычников, так как многие из них противоречат современным религиозным взглядам. Например, суеверия служителями церкви осуждаются постоянно. Поэтому использование данной фразы лучше избегать.
Разные взгляды христиан и язычников на фразу «земля тебе пухом»
Многие продолжают использовать данное пожелание потому что уверены в её безобидности. Ведь главное то,что человек вложил в сказанное, а не то, как слова восприняли окружающие. Здесь наблюдается серьёзное различие между христианами и язычниками.
Язычники верили, что после смерти душа остаётся в теле и не может его покинуть, поэтому пытались наложить проклятие на тело, чтобы враг мучился. Земля пухом, чтобы собаки могли раскопать твои кости, означало, что душа будет подвергнута осквернению и боли.
Те язычники, которые вкладывали положительный смысл, имели ввиду, что человеку будет легко в могиле. Земля пухом, значит отсутствие груза и давления на тело, в котором по их мнению продолжала находиться душа.
Христиане рассматривают душу как нечто более возвышенное, чем тело, а значит после смерти имеет значение только её путь. Поэтому у нас принято желать Царствия Небесного, а также заботиться о нахождении покоя и попадания в рай. Например, людей интересует как помочь покойному попасть в рай. Что происходит с телом нас не заботит совершенно, потому что даже при посещении кладбища, мы хотим встретиться с душой, а не телом.
Всё это значит одно — верующим христианам не имеет смысла желать усопшему земли пухом, так как в их религии это никак не помогает умершему родственнику. Поэтому нет какого-то тотального запрета и сказанное не считается грехом, однако нужно понимать что мы говорим и с какой целью. В данном случае это пустое сотрясание воздуха, не имеющее под собой никаких оснований.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и обязательно поделитесь публикацией с друзьями. Спасибо!
Источник
«Пусть земля тебе будет пухом»: почему это нельзя желать православным
«Пусть земля будет пухом», «Царствие небесное», «Покойся с миром», «Вечная память», «Мир праху твоему» — эти фразы-клише часто звучат во время похорон и на поминках. И мало кто знает, что не всякое их употребление является правильным.
Пусть земля будет пухом
Изречение «Пусть земля тебе будет пухом» встречается на античных надгробных плитах, и это неслучайно. Французский историк Фюстель де Куландж в книге «Древний город» объясняет представления о душе и смерти, которые сложились у жителей античной Греции, а затем и Рима задолго о верованиях в путешествия по загробному миру с Хароном. При погребении древние верили, что вместе с умершим телом хоронят и живую душу, при этом тело и душа по-прежнему остаются неразлучны. Древние греки и римляне считали, что погребенный человек продолжит жить под землей, будет испытывать радость и страдания, пользоваться любимой одеждой, пить вино, наказывать рабов, ездить на лошади. Отсюда традиции погребения в дорогих одеждах, с наложницами и волами, расплескивание вина по могильному холму и жертвоприношения во время похорон и поминок.
Чтобы душа не выбралась наружу и не начала преследовать живых, требовалось соблюсти порядок погребения. Умирающего человека обязательно клали на землю/пол — считалось, что перед кончиной он должен прочувствовать «землю». Возможно, пожелание «пуховой земли» отчасти связано с этой традицией — на мягкой земле умирающему было легче принять смерть. В финале погребальной церемонии обязательно трижды окликали душу умершего, чтобы удержать ее рядом с телом, и желали покойнику счастливой жизни под землей, добавляя «Пусть земля тебе будет пухом». Древние боялись не столько самой смерти, сколько нарушения или отсутствия правильного похоронного обряда, ведь в таком случае тело разлучалось с душой, которая обрекалась на вечное скитание по земле.
Очевидно, что фраза «Пусть земля будет пухом» — языческая, подразумевающая пожелание комфортного пребывания тела и души в момент угасания на земле, а после кончины — под землей. А значит, использовать эту фразу при погребении крещеного православного, душа которого покидает тело и устремляется на Небо, нелогично. Такое пожелание окажется более-менее уместным лишь в том случае, если и покойник, и участники похорон — атеисты, и не верят в Жизнь вечную.
Царствие небесное
Люди верующие пожелают усопшему на словах и в молитвах Царствия небесного, то есть пребывания рядом с Господом — единственное, к чему стремятся все православные после завершения земной жизни. Это пожелание обращено не к телу, а к душе умершего, и оно завершает молитву, которая читается на поминках в день похорон, на девятины и сороковины, а также на годину смерти: «Упокой, Господи, душу раба/рабы Твоего/Твоей новопреставленного/ой, и прости ему/ей вся согрешения его/ее вольные и невольные, и даруй ему/ей Царствие Небесное». Именно с этой фразой правильнее всего прощаться с крещеным православным, душа которого покидает тело и устремляется в Царствие небесное.
Вечная память
Возгласами «Вечная память» завершается любая панихида по умершему, поэтому эту фразу логично сказать при прощании с покойником — крещеным и верующим. Панихида, особая молитва с поминанием усопшего, с просьбой о прощении и даровании ему Царствия небесного, читается не только в день похорон. В церкви или на могиле прочесть ее может священник на 9 и 40 день, на годину смерти, в день рождения или на именины умершего. Дома или при посещении могилы каждый может прочесть литию — сокращенный вариант панихиды. А в Родительские субботы проводятся парастасы — особый вид заупокойной службы, когда поминаются все умершие христиане.
Завершается чин панихиды просьбой: «Во блаженном успении вечный покой дай, Господи, усопшим рабам Твоим, и сотвори им вечную память». Затем «Вечная память» повторяется трижды. В чине панихиды также встречается фраза «Душу раба/рабы Твоего/Твоей спаси и упокой», которую также уместно сказать на похоронах и поминках православного.
Мир праху
«Мир праху его» или «Мир с ним» — фраза, которая уместна при прощании с покойником-иудеем. На иврите она звучит как «алав-а-шалом» и, как следует из книги Мишлей царя Шломо, произносится всякий раз для прославления праведников и праведной жизни как таковой. Дело в том, что одно из имен Всевышнего — Шалом, и означает оно буквально «совершенство» или «мир». Поэтому говоря «Мир праху твоему» в адрес праведного человека, подразумевают, что он достиг такой ступени духовного совершенства, на которой после кончины будет покоится рядом с «миром», со Всевышним. Слышащие «алав-а-шалом» должны последовать примеру упомянутого праведника-иудея и идти по жизни праведным путем.
Почему же фраза «Мир праху твоему» нередко встречается в качестве эпитафии на могильных плитах не только иудеев? Использовать ее на надгробиях и при прощании с православными допустимо, если помнить о библейском эпизоде создания Господом человека «из праха земного». В этой фразе, с одной стороны, заключена мысль о родстве человека со всем Сущим, что было создано Богом (землей, тварями и пр.). С другой — подчеркивается физическая природа человека, который «разрушим» и смертен. По словам Иоанна Златоуста, эта фраза «и создал Господь Бог человека из праха земного» помогает помнить о смирении и неизбежности физической смерти, которая противопоставляется бессмертию души.
Добавить комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Источник