Можно ли говорить что у аллаха есть трон

​Урок 2.26: Где Аллах? Аллах везде, или же Он вознесся над Троном? | Введение в «Тибьяну-с-Сунна»

عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ — رضى الله عنه — قَالَ: قَالَ النَّبِىُّ — صلى الله عليه وسلم –

« يَقُولُ اللَّهُ تَعَالَى أَنَا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدِى بِى ، وَأَنَا مَعَهُ إِذَا ذَكَرَنِى ، فَإِنْ ذَكَرَنِى فِى نَفْسِهِ ذَكَرْتُهُ فِى نَفْسِى ، وَإِنْ ذَكَرَنِى فِى مَلأٍ ذَكَرْتُهُ فِى مَلأٍ خَيْرٍ مِنْهُمْ ، وَإِنْ تَقَرَّبَ إِلَىَّ بِشِبْرٍ تَقَرَّبْتُ إِلَيْهِ ذِرَاعًا ، وَإِنْ تَقَرَّبَ إِلَىَّ ذِرَاعًا تَقَرَّبْتُ إِلَيْهِ بَاعًا ، وَإِنْ أَتَانِى يَمْشِى أَتَيْتُهُ هَرْوَلَةً » .

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах Всевышний говорит: “Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!”» (Бухари 7405, Ахмад 10306, Муслим 2687, Ибн Маджа 3822, Тирмизи 3603, Насаи 7683).

Продолжаем разбор хадиса. Некоторые люди понимают слова «Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня» как довод на то, что Аллах находится везде, вокруг нас.

Ответ на вопрос «где Аллах?» является важной частью исламского вероубеждения. Убеждением всех пророков и их сподвижников, которое подкрепляется Къур’аном и Сунной, является то, что Аллах вознесся над Троном, а Трон Аллаха – над небесами.

Однако, появилось много заблудших людей, таких как шииты, матуридиты, ашариты и другие, которые утверждают что Аллах якобы находится везде. В качестве своего доказательства, они приводят подобные предложения, как в этом хадисе. Они, например, говорят, что Аллах не над Троном, потому как Он якобы рядом с теми, кто зикр делает.

Обратите внимание: то, что Аллах говорит, что Он над Троном – является истиной. Это же предложение, о том что Господь рядом с поминающими Его и другие подобные предложения, указывают на то, что Аллах рядом с этими людьми Своей помощью и поддержкой.

Возникает вопрос: те люди, которые заблудились, спрашивают, почему мы даём такое толкование? И чем это понимание лучше их истолкования, когда они говорят, что Аллах – везде, а над Троном находится Власть Аллаха? И подобными сомнениями они вводят мало знающих свою религию мусульман в сомнения.

Наш ответ такой: Къур’ан и хадис – это не игрушка, которую можно подгонять под свои убеждения. Напротив, нужно подчинить свой разум Откровению и строить убеждения на основе довода, а не наоборот.

Мы можем увидеть, как все заблудшие течения, а в последнее время даже и христиане, умудряются доказывать свои ложные убеждения из Къур’ана и хадисов. Это происходит потому что они забывают об одной важной вещи: Къур’ан и Сунну нужно понимать не как попало, а именно так, как их поняли сподвижники.

Ни в каких шархах и тафсирах мы не должны уходить в сторону от понимания сподвижников. Аллах ниспослал нам Книгу, в которой приказал нам следовать за пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует. Так же Къур’ан нам объявляет довольство Аллаха сподвижниками пророка, которого они добились по причине того, что они правильно поняли Ислам. Поэтому мы изучаем и понимаем Къур’ан и хадис так, как это делали сподвижники.

Если кто-то даёт толкование, которое сподвижники не давали, мы обязаны бросить его и вернуться к пониманию сподвижников. Это очень важное правило!

Те люди, которые утверждают, что над Троном находится не Аллах, а Его власть, не обосновывают это каким-либо доказательствами из Къур’ана и Сунны. Так же об этом не говорил никто из сподвижников. Это очевидно указывает на ложность подобных убеждений.

С другой стороны, на то что Аллах находится рядом с теми, кто делает зикр своей поддержкой и помощью – указывают и Къур’ан, и хадис, и понимание сподвижников. Мы не добавляем никакого слова, а это так оно и есть. Мы не можем от себя добавлять такие вещи!

Личность (сущность) Аллаха утверждена в достоверных хадисах, и эта личность находится над Троном.

مع  переводится как “с”. Заблудшие люди доказывают, что когда Господь употребляет это слово, то это доказывает его физическое нахождение рядом с этой вещью.

Мы же говорим, что это доказательство не относится к личности Аллаха, поскольку из арабского языка и из Къур’ана доказано, что слово مع  может так же указывать на помощь и поддержку. Точно так же и на любом другом языке.

Например, человек находится в другой стране, но говорит что я – с вами, выражая тем самым свою поддержку. Подобное выражение приходит в Къур’ане:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَكُونُوا مَعَ الصَّادِقِينَ

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми» (9:119).

«Быть с кем-то» не указывает на физическую близость, подобно тому как если правдивые пойдут на рынок – то и мы пойдем с ними, если они пойдут в университет, то и мы последуем за ними. Подобное понимание очевидно является ошибочным. В этом аяте имеется ввиду поддержка в делах, подобно тому, что нужно самим быть правдивыми, и тогда вы окажетесь с ними в одном джама’ате и будете совершать одинаково благочестивые дела.

وَإِذَا لَقُوا الَّذِينَ آمَنُوا قَالُوا آمَنَّا وَإِذَا خَلَوْا إِلَى شَيَاطِينِهِمْ قَالُوا إِنَّا مَعَكُمْ إِنَّمَا نَحْنُ مُسْتَهْزِئُونَ

«Когда они встречают верующих, то говорят: «Мы уверовали». Когда же они остаются наедине со своими дьяволами, они говорят: “Воистину, мы — с вами. Мы лишь издеваемся”» (2:14).

В этом аяте говорится про лицемеров. Очевидно, что смысл аята таков, что когда лицемер сидит с мусульманами, то своей поддержкой он на самом деле находится с себе подобными.

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اسْتَعِينُوا بِالصَّبْرِ وَالصَّلَاةِ إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ

«О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах — с терпеливыми» (2:153).

Это ни в коем случае не означает того, что Господь физически находится с теми, кто терпелив. Если бы это было так, то тогда это бы означало, что раз Аллах с терпиливыми, то это автоматически означает, что его нет рядом с теми, кто не проявляет терпения. Отсюда следует, что Аллах – не везде, а это значит, что этот аят в действительности является доводом не за, а против этих заблудших людей.

Точно так же и в разбираемом нами хадисе: Аллах говорит, что он с теми, кто делает зикр. Отсюда понимается, что Его нет с теми, кто зикр не делает. Получается, что этот хадис так же является доводом против тех заблудших, которые утверждают что Аллах везде.

Читайте также:  Можно ли есть подсолнечное масло сыроедение

Если бы Аллах действительно был везде, то тогда все эти аяты и хадисы, в которых приходит слово مع  , не имели бы никакого смысла. Ведь если Аллах везде, то тогда какой смысл дополнительно утверждать, что Аллах ещё и с терпиливыми? Ведь Он и так получается якобы с ними!

Чтобы получить довольство Аллаха, нужно понимать религию так, как её поняли те, кто заслужил довольство Аллаха. Только сподвижникам Аллах объявил о своём довольстве и поэтому их понимание является для нас стандартом. И если кто-то придет после них и начнет насаждать шиизм, матуридизм, ашаризм или любой другой «-изм», то это непременно окажется заблуждением.

Это и есть формула достижения успеха и способ объединения людей!

Если кто-то сегодня будет доказывать из Къур’ана и Сунны то, что не доказывали сподвижники, то такой человек будет заблудшим, который неправильно понимает религию.

Шииты, ашариты и матуридиты появились после сподвижников, после чего стали доказывать из Къур’ана и хадисов то, о чём сподвижникам даже не было известно. Это очевидно указывает на заблуждение всех этих групп.

Нужно запомнить, что те места, где Аллах говорит что он с кем-то или близок к кому-то – там речь идёт о помощи и поддержке Аллаха. Там же, где Господь утверждает, что Он вознесся над Троном, речь идёт о Его сущности.

إِلَّا تَنصُرُوهُ فَقَدْ نَصَرَهُ اللَّهُ إِذْ أَخْرَجَهُ الَّذِينَ كَفَرُوا ثَانِيَ اثْنَيْنِ إِذْ هُمَا فِي الْغَارِ إِذْ يَقُولُ لِصَاحِبِهِ لَا تَحْزَنْ إِنَّ اللَّهَ مَعَنَا فَأَنزَلَ اللَّهُ سَكِينَتَهُ عَلَيْهِ وَأَيَّدَهُ بِجُنُودٍ لَّمْ تَرَوْهَا وَجَعَلَ كَلِمَةَ الَّذِينَ كَفَرُوا السُّفْلَى وَكَلِمَةُ اللَّهِ هِيَ الْعُلْيَا وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

«Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): «Не скорби, ибо Аллах — с нами». Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах — Могущественный, Мудрый» (9:40).

Когда Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, с Абу Бакром были вдвоём в пещере, пророк сказал, что Аллах – с ними. Заблудшие люди берут из этого аята доказательство на то, что Аллах находится везде. В действительности, этот аят не говорит о сущности Аллаха, а указывает на близость Его помощи и поддержки.

Обратите внимание: в тот момент, как это общеизвестно, кафиры находились всего в нескольких метрах от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и от Абу Бакра. И Господь утвердил, что Он – с пророком и Абу Бакром, а значит не там, где были кафиры.

Получается, что якобы Аллах был с пророком и Абу Бакром своей личностью, но при этом Его не было с кафирами, которые стояли всего в нескольких метрах от них. Оттуда следует, что очевидно Аллах не находится везде, а значит этот аят является доказательством не за, а против тех заблудших, которые утверждают, что Аллах якобы находится везде.

Не остается никаких сомнений, что в этом аяте пророк, да благословит его Аллах и приветствует, успокаивал своего друга, сообщая, что Аллах знает об их положении и находится рядом своей помощью и поддержкой, а значит они – в полной безопасности от вреда кафиров.

وَالَّذِينَ جَاهَدُوا فِينَا لَنَهْدِيَنَّهُمْ سُبُلَنَا وَإِنَّ اللَّهَ لَمَعَ الْمُحْسِنِينَ

«А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах — с творящими добро!» (29:69).

إِلَّا الَّذِينَ تَابُوا وَأَصْلَحُوا وَاعْتَصَمُوا بِاللَّهِ وَأَخْلَصُوا دِينَهُمْ لِلَّهِ فَأُولَئِكَ مَعَ الْمُؤْمِنِينَ وَسَوْفَ يُؤْتِ اللَّهُ الْمُؤْمِنِينَ أَجْرًا عَظِيمًا

«Если только они не раскаются и исправят содеянное, крепко ухватятся за Аллаха и очистят свою веру перед Ним. Такие окажутся вместе с верующими, а ведь Аллах одарит верующих великой наградой» (4:146).

Все эти аяты указывают на духовную, а не на физическую близость.

Источник

Что такое «Трон Аллаха»?

Сказал Имам Садык (А): «Воистину, у Трона (Арш) множество различных качеств. По каждой причине упоминания в Коране он имеет особое качество. И слово Его: „Господь великого Трона“ (9:129) означает — (Господь) великой власти и царства. Или слово Его: „Милостивый утвердился на Троне“ (20:5), то есть — владеет властью и царством, и это — власть и царство над сущностью вещей. И Трон (Арш) соединён с Престолом (Курси), но вместе с тем отличен от него. Ибо оба они — врата из величайших врат сокровенного, и оба они — сокровенное и пребывают в сокровенном, и связаны друг с другом. И Престол есть внешние (проявленные) врата сокровенного, откуда поднимаются начала, и от него идут все вещи. Трон же — внутренние (скрытые) врата сокровенного, где находится знание сущности, бытия, меры, предела, нахождения, намерения, и описания замысла (Творца), и знание слов, движений и прекращения, и знание возвращения и изменения судьбы. И они — врата, близкие друг к другу в знаниях, но царство Трона — вне царства Престола, и знание его — более сокровенное, нежели знание Престола. И потому сказано: „Господь великого Трона“, то есть — качества Трона наделены большим величием, нежели качества Престола, и в этом они близки друг к другу».

Я (передатчик сообщения) сказал: «Да буду я твоей жертвой! Почему Трон в своём величии соседствует с Престолом?».

Он (Имам) сказал: «Он соседствует с ним, потому что в нём — знание сущности, и в нём — внешнее (проявленное) из врат изменений судьбы и местопребывания их, и их сопряжений и разрывов. И они соседствуют друг с другом и несут друг друга, по образу наделённых знанием, и указывают на истину друг друга, ибо Аллах наделяет Своей милостью, кого пожелает, и Он — Сильный, Великий».

«Таухид» — «Единобожие», глава 50, хадис 1

В книге «Единобожие» приведено от четвёртого Имама Саджада (А):

«Воистину, Аллах, свят Он и велик, сотворил Трон четвёртым, и сотворил прежде него только три вещи: стихию (хава), перо и свет. Потом создал его (Трон) из различных светов, из них — зелёный свет, от которого становится зелёным любое зелёное; и жёлтый свет, от которого становится жёлтым любое жёлтое; и красный свет, от которого становится красным любое красное; и белый свет, который есть свет светов, и от него происходит свет дня. Потом Он сделал его (Трон) семьюдесятью тысячами ступеней, и длина каждой — как от вершины Трона до самого его низа, и каждая ступень восхваляет хвалою Господа своего, и святит Его различными голосами и непохожими языками. И если будет дозволено какому-либо из этих языков дать услышать другим то, что под ним, — разрушатся горы, и города, и сёла, и высохнут моря, и всё остальное также уничтожится. У Трона этого восемь столпов, и на каждом из столпов — воинства ангелов; никто не подсчитает число их, кроме Аллаха, свят Он и велик: славят Его днём и ночью непрестанно. И если одна ступень почувствует нечто от того, что выше её, встаёт в мгновение ока между нею и чувством этим власть, и величие, и сила, и святость, и милость».

Читайте также:  Можно ли читать намаз если есть тату

«Таухид» — «Единобожие», глава 51

Имам Али (А) сказал: «Господь, Великий и Славный, — Он тот, кто несёт Трон, небеса и землю и то, что в них и между ними». Его спросили: «Тогда как Он говорит: „Восьмеро понесут Трон Господа в тот День“?». Имам (А) ответил: «Они понесут знание из Его знания и Его свет».

«Аль-Кафи», книга 22 — «Трон и Престол», хадис 334

Также Имам Садык (А) в толкование к аяту Корана: «Восьмеро понесут Трон Господа в тот День» (69:17) сказал: «Несущих Трон восьмеро: четверо из нас (Ахль аль-Бейт) и четверо из тех, кого захочет Господь».

«Хисаль», хадис 339

Приведём также хадис о величии Трона от Посланника Аллаха (ДБАР): «Воистину, эта земля со всеми, кто в ней и на ней, по сравнению с тем, что под нею, подобна кольцу в пустыне, и оба они со всеми, кто в них и на них, по сравнению с тем, что под ними, — как кольцо в пустыне. И так же и третье, пока не достигнешь до седьмой (земли)… И всё это и эти два неба — как кольцо в пустыне по сравнению с третьим. И это третье, и все, кто в нём и на нём, — как кольцо в пустыне по сравнению с четвёртым. И так пока не достигнешь седьмого. И эти семь небес со всеми, кто в них и на них, — как кольцо в пустыне по сравнению с морем, что сокрыто от обитателей земли. И семь небес, и сокрытое море — как кольцо в пустыне по сравнению с горами града. И тогда он прочитал аят: „И низводит Он с неба горы, в которых град“ (сура „Свет“, аят 43). И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града — как кольцо в пустыне по сравнению с завесами света. И то семьдесят тысяч завес, свет которых избегает взоров. И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града, и завесы света — как кольцо в пустыне по сравнению со стихией, которою поражаются сердца. И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града, и завесы света, и стихия — в Престоле (Курси), как кольцо в пустыне. И тогда он прочитал этот аят: „Его престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий“ (сура „Корова“, аят 255). И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града, и завесы света, и стихия, и престол — как кольцо в пустыне по сравнению с Троном (Арш). И тогда прочёл он аят: „Милостивый утвердился на троне“ (сура „Та Ха“, аят 5) — и несут его ангелы не иначе, как повторяя: „нет бога, кроме Аллаха, и нет силы и мощи, кроме как у Аллаха“».

«Таухид» — «Единобожие», глава 38, хадис 1

Источник

Обязательность веры в вознесении Аллаха на Его Трон » Такуа — Богобоязненность

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Обязательность веры в вознесении Аллаха на Его Трон и Его возвышенность над Своими созданиями, вместе с близостью со Своими созданиями, и что в этом нет никакого противоречия     

В понятии веры в Аллаха, как мы уже упомянули, входит вера во все то, о чем известил Аллах в Своей книге, и что передается в различных сообщениях от Его посланника, и в чем едины праведные предшественники общины. Что Аллах, Слава Ему, находится над Своими небесами, на Троне, возвышенным над Своими созданиями. И Он, Слава Ему, вместе с ними, где бы они ни были. Он знает обо всем, что они делают. Как собрано между этим в Его словах: “Он – Тот, Кто сотворил небеса и землю в шесть дней, потом утвердился на Троне. Он знает, что входит в землю, и что выходит из нее. Что  нисходит с неба и что поднимается к нему. И Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит то, что вы делаете”. (“Железо”: 4). И смысл слов: “И Он с вами”, вовсе не означает Его смешивание с созданиями. Этого и не требует языковое значение слова. И это является противоположностью того, на чем едины праведные предшественники. И противоположностью того, что создал Аллах из творений. Поистине, луна является одним из знамений Аллаха. И она одна из маленьких Его созданий, его местоположение на земле. И, несмотря на это, она вместе с путешественником и не путешественником, где бы он ни был. И Он, Слава Ему, над Своим Троном, наблюдает над Своими созданиями и охраняет их, осведомлен о них. И в это входят другие значения Его Господства.

Объяснение:

Автор, да смилуется над ним Аллах, обособил эта два вопроса, (вознесение над Троном, и совместное пребывание вместе с созданиями), предупреждением, убирающим проблемы. И тот, кто вообразил наличие противоречия между ними, тот думает и полагает, что это как качества созданий. И что Он смешан с ними. И как же тогда Он может быть над Своими созданиями, будучи вознесенным, на Троне, и, одновременно быть близким  к ним, без смешивания с ними? Ответ на это сомнение, как это объяснил ученый автор, да смилуется над ним Аллах, можно дать с нескольких сторон:

Первая сторона: что это не обязательно с точки зрения арабского языка, на котором был ниспослан священный Коран. Поистине, слово “вместе, مع” в арабском языке обозначает сопровождение, сопутствие. И ни в коем случае оно не означает ни смешивание, ни примешивание, ни соседство, ни прикосновение. Иногда ты говоришь: “Со мною жена”, и ты находишься в одном месте, а она в другом. Или же говоришь: “Мы продолжали свой путь, и с нами была луна”. Несмотря на то, что она на небе, и бывает как с путешественниками, так и с не путешественниками, где бы они ни были. И если это верно по отношению к луне, и она является маленьким созданием, то, как же мы не можем соотнести это по отношению к Творцу, который величественнее любой вещи.

Вторая сторона: это мнение противоречит единому мнению праведных предшественников общины, из числа сподвижников и последователей. (А они являются лучшими поколениями). Которые являются примером для подражания. И все они едины во мнение, что Аллах вознесся на Свой Трон, возвышен над Своими созданиями, отделен от них. Они едины в том, что Он вместе со Своими созданиями Своими знаниями, Слава Ему и превыше Он всего, как это они объясняют слова Всевышнего: “И Он вместе с вами”.

Третья сторона: что это является противоречием того, что создал Аллах из Своих творений. То есть: установил и упорядочил в творении. Поистине, творения созданы на признание возвышенности Всевышнего Аллаха над Своими творениями. Поистине, творения обращаются к Аллаху, во время испытаний и бедствий по направлению к верху. Они не обращаются направо, или налево. И никто их не учит этому, и не указывает, куда необходимо обратиться. Поистине, это происходит по обязательной природе их творения, которой сотворил Аллах людей согласно ею.

Читайте также:  Если аллергия на коровье молоко можно ли есть кисломолочные продукты

Четвертая сторона: что это противоречит тому, о чем известил Аллах в Своей книге, и различным передачам от Его посланника. В том, что Он, Всевышний, находиться на Своем Троне, возвышен над Своими созданиями. И вместе с тем, Он вместе с ними, где бы они ни были. (Под различными (таватир), сообщениями подразумеваются те сообщения, которые приводят множественное количество людей. И их количество делает невозможным обвинение во лжи, или недостоверности этих сообщений. Ведь невозможно представить, что через всю цепь передатчиков, от ее начала и до конца передавалось бы ложное сообщение). Аятов и хадисов на эту тему множество. В их числе и те аяты, которые упомянул автор, да смилуется над ним Аллах. А Аллах об этом знает лучше.

И слова автора, да смилуется над ним Аллах: “И Он, Слава Ему, над Своим Троном, наблюдает над Своими созданиями и охраняет их, осведомлен о них”. Являются подтверждением и усилением предыдущих слов. В которых упоминалось Его возвышенность над Своим Троном одновременно близость со Своими созданиями. С упоминанием двух из Его имен: “Наблюдающий и Охраняющий”. Аллах Всевышний сказал: “Поистине, Аллах над вами Наблюдатель”. (“Женщины”: 1). И наблюдение есть надзор над положением Его рабов. И в этом есть доказательство Его близости к ним. И сказал Всевышний: “Он – Аллах, нет божества, кроме Него. Царь, Святой, Мирный, Верный, Охранитель”. (“Собрание”: 23). И Охранитель является свидетелем над Своими созданиями, осведомленным об их деяниях, надзирающим над ними.

“И в это входят другие значения Его Господства”. То есть: из Его Господства вытекает, что Он, Слава Ему, находиться над Своими созданиями Своей сущностью. И осведомлен об их деяниях, близок к ним Своими знаниями и охватыванием. Он меняет их положения, подсчитывает их деяния и воздает их согласно этому.

Во что необходимо быть убежденным из возвышенности Аллаха и Его близости, Слава Ему. Значение пребывания Всевышнего “в небе”, и доказательства этого

Все эти слова, которые  упомянул Аллах, что Он над Троном, и что Он вместе с нами, являются истиной,  по отношению к Нему. Они не нуждаются в изменении. Но, однако, в умы проникла ложь. Как, например, мысль, что явные слова Аллаха: “В небе”, означают, что небеса носят Его, или закрывают Его. А это является ложью, по единодушному мнению ученых и верующих. Ведь Аллах уже: “Престол Его объемлет небеса и Землю”. (“Корова”: 255). И Он Тот, Кто: “Держит небеса и Землю, чтобы они не исчезли”. (“Создатель”: 41). “И Он держит небо, чтобы оно не упало на Землю иначе, как с Его позволения”. (“Хадж”: 65). “Из Его знамений – что стоит небо и Земля по Его повелению”. (“Румы”: 25).

Объяснение:

Автор, да смилуется над ним Аллах, объясняет, во что необходимо быть убежденным по отношению к тому, что известил нам Аллах о Своей сущности, что Он над Троном и вместе с нами. Что необходимо верить в это таким образом, как известил нам это Аллах. И нельзя изменить и исказить эту веру от ее явной и открытой стороны. Как это делают искажающие и лишающие из числа джахмитов и мугтазилитов, и им подобных. Они измышляют, что это не истина, а лишь переносное значение. И изменяют вознесение на Трон, как захват царства. А возвышенность Аллаха над Своими созданиями, как возвышенность Его Мощи и Силы. И подобные этим ложные искажения и изменения, которые являются искажением слов Аллаха от их истинного смысла и значения и места. Среди них есть те, которые говорят, что значением совместного пребывания Аллаха является Его пребывание в каждом месте. Как это говорят джахмиты и другие. Превыше Аллах от их слов возвышенной высотою.

Его слова: “Но, однако, в умы проникла ложь. Как, например, мысль, что явные слова Аллаха: “В небе”, означают, что небеса носят Его, или закрывают Его”. Носят: то есть несут, поддерживают. Закрывают: то есть прикрывают, ограждают Его. И закрывать может только лишь та вещь, которая находится сверху. И, конечно же, мы не подразумеваем, эти две вещи, когда говорим, что Всевышний в небесах. И кто мыслит подобным образом, тот заблудился далеким заблуждением. И это из-за двух причин:

Первая причина: это противоречит единодушному мнению ученых и верующих, которые едины, что Аллах над Троном, отличен от Своих созданий. В Его сущности нет ничего от Его созданий. А в Его созданиях нет ничего от Его сущности. И мы уже говорили об этом, когда объясняли слова Всевышнего: “А в безопасности ли вы от того, Кто в небе?” Если под небом мы подразумеваем обычное небо, то предлог “в”, обозначает “на”. То есть: на небе. А если под небом мы подразумеваем высь, то значением “в небе”, будет в возвышенности. А Аллах об этом знает лучше.

Вторая причина: что это мнение сталкивается в своем противоречии с доказательствами Корана, указывающими на величие Аллаха и Его заботу к Своим созданиям. И нужду созданий в Нем. Как в словах Всевышнего: “Престол Его объемлет небеса и Землю”. Престол является огромным творением, которое находится перед Троном. И он более велик, нежели небеса и Земля. А Трон еще более величественнее его. И если небеса и Земля меньше престола, а престол меньше Трона, а Аллах величественнее каждой вещи, то, как же в таком случае небеса могут нести Его, или закрывать Его?

И так же слова Всевышнего: “Поистине, Аллах держит небеса и Землю, чтобы они не исчезли”. “И Он держит небо, чтобы оно не упало на Землю иначе, как с Его позволения”. “Из Его знамений – что стоит небо и Земля по Его повелению”. Эти аяты указывают на то, что небеса и Земля нуждаются в Нем. А Он тот, Кто держит их, чтобы они не исчезли, или не упали бы. И их существование зависит только лишь от Его приказаний. Вместе с этим не подразумевается, что Всевышний нуждается в них, чтобы они несли бы Его, или же закрывали бы Его. Превыше Аллах от этого мнения высокою высью.

Серии из статьи : Доказательства установления имен и качеств Аллаха из сунны

Из книги Комментарии к “Акыде аль-Васатийе” Шейха аль-Ислама, Ахмада Ибн Теймийи

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

 Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws

(4060)

Источник