Можно ли говорить были большими молодцами

Как правильно хвалить ребенка или Почему не стоит говорить «Молодец»?

Когда мы хвалим ребёнка за что-то и говорим ему: «Ты молодец!«, то в данном случае речь идёт об «условной похвале». Давайте рассмотрим это понятие более детально.

Предположим, вы хвалите ребёнка за то, что он убрал игрушки в своей комнате, или за то, что он всё съел за ужином. Кто на самом деле остаётся в выигрыше? Может быть, фраза «Молодец!» скорее направлена на наше удобство, чем связана с эмоциональными потребностями ребёнка?

Рита Ди Врайс, профессор педагогики в университете Северной Айовы, называет это «подслащённым контролем». Такое поощрение в виде «Ты молодец» является способом сделать так, чтоб дети соответствовали ожиданиям взрослых. Если задуматься, то наказание строится по той же самой аналогии. Такая тактика может быть эффективна для получения конкретного результата, и всё же она сильно отличается от вовлечённого взаимодействия с детьми.

Например, ребёнка можно привлечь к разговору о том, что такое обязанности в семье и школе, или о том, как определённые поступки и действия (а также бездействия) могут отражаться на других людях. Такой подход больше вовлекает взрослого в мир ребёнка и с большей вероятностью поможет детям научиться самостоятельно размышлять над важными вещами.

Когда мы говорим ребёнку, что он молодец — мы даём оценку его личности, и ребёнок будет постоянно жаждать нашего одобрения, подтверждения того, что он соответствует этой оценке. У детей постепенно появляется зависимость от похвалы.

Конечно, не всякая похвала предполагает контроль детского поведения со стороны взрослых. Мы можем совершенно искренне хвалить детей, радуясь их поступкам и свершениям. И даже в этом случае необходимо быть внимательными к нашим словам. Вместо того, чтобы укрепить в ребёнке чувство собственного достоинства, дать сформироваться здоровому самопринятию, похвала может сделать его более зависимым от нас и нашего мнения. Чем чаще мы говорим: «Мне нравится, как ты…» или «Ты хорошо сделал…», тем меньше дети учатся формировать собственные суждения, и тем больше они привыкают полагаться на мнения взрослых о том, что хорошо, а что плохо.

Получается, что фраза «Ты молодец» может не только не поддерживать ребёнка, а даже повышать его уровень тревожности. И чем чаще мы будем озвучивать её детям, тем больше они будут нуждаться в ней. Это может перейти и во взрослую жизнь, когда человек будет отчаянно хотеть, чтоб кто-то сказал, что он всё делает правильно.

Достаточно непросто осознать, что «Молодец!» является такой же оценкой, как и «Очень плохо». Особенность позитивного суждения состоит не в том, что оно позитивное, а то, что оно суждение.

Когда у ребёнка получается что-то сделать в первый раз, или он сделал это лучше, чем в прошлый раз — это ценный момент. Здесь важно отловить себя на рефлекторном желании сказать «Молодец!». Просто позвольте ребёнку поделиться своей радостью с вами, и вместе с тем позвольте ему не ожидать от вас какого-то вердикта.

Фраза «Молодец! Хороший рисунок!» может поощрять детей рисовать лишь до тех пор, пока взрослые будут смотреть и хвалить. Зачастую можно столкнуться с ситуацией, когда дети перестают заниматься чем-то в связи с потерей внимания со стороны взрослых к деятельности ребёнка. Мотивирует ли похвала детей? Конечно! Она мотивирует детей на получение той самой похвалы. И часто это происходит за счёт приверженности к тем действиям, которые её вызывают.

Слова взрослых очень важны для ребёнка, со временем он становится зависим от похвалы и старается вновь и вновь подтвердить свою значимость. И начинает выбирать те задачки и дела, за которые точно получит заветное «Ты молодец!». Начинает формироваться мотив избегания неудачи, который будет встроен в жизненную картину мира уже взрослого человека.

В чём действительно нуждаются дети, так это в абсолютном принятии и в безусловной любви. Это не просто отличие от похвалы — это её противоположность. «Молодец!» — это лишь условность, которая означает, что мы предлагаем внимание, одобрение, признание взамен стремлению угадать и подтвердить наши ожидания.

Какая же альтернатива? Всё зависит от определённой ситуации, но, независимо от того, что мы решаем сказать, очень важно, чтобы это было связано с безусловной любовью и поддержкой — потому что они дети, а не потому, что они что-то сделали.

Что же мы можем предложить ребёнку вместо привычной оценочной похвалы?

1. Простое, безоценочное высказывание. Просто озвучить то, что вы видите.

➡ Ребёнок самостоятельно завязал шнурки:

«Ты сам завязал шнурки».
«Ты сделал это».

Такое высказывание покажет ребёнку, что его успех не остался незамеченным. Оно также позволит ему гордиться тем, что он это сделал. В других ситуациях можно более подробно и детально описать увиденное.

➡ Например, ребёнок принёс показать вам свой рисунок. Отлавливаем себя в этот момент на желании дать оценочную похвалу и говорим:

— «Дом выглядит как настоящий. Выбор цветов приковывает внимание, мне бы в голову не пришло даже использовать такие тона. А какие пушистые облака, прям как вчера мы видели на улице».

➡ Ребёнок проявил заботу о другом или проявил щедрость. Здесь можно обратить внимание ребёнка на то, как его поступок сказался на другом человеке.

— «Посмотри на Машу. Она сразу повеселела и заулыбалась, когда ты поделился с ней формочками».

Это совершенно отличается от похвалы, где основной упор делается на отношении взрослого к поступку ребёнка.

2. Меньше говорить, больше спрашивать.

Очень ценно, когда, помимо описания увиденного, мы присоединяемся к ребёнку через вопросы.

— «Как ты так сделал, что облака получились такими объёмными?»
«Какая часть рисунка была самой трудной?»
«А что тебе самому больше всего нравится в рисунке?»
«Как ты догадался, что здесь можно использовать другую кисточку?»

Ребёнок ощущает вовлеченность взрослого в его деятельность, видит искренней интерес и понимает без оценочной похвалы, что у него получается то, что он делает. И также ребёнок через вопросы учится смотреть на свою деятельность как бы со стороны, подмечает, что лучше всего удаётся, что ему самому нравится, а что нет.

Конечно, вышеописанное не означает, что все комплименты, все выражения восхищения вредны. Вовсе нет, просто следует осознавать наши мотивы, когда мы произносим те или иные слова, а также их возможные последствия. Главный вопрос состоит не в запоминании нового сценария действий, гораздо важнее представить долгосрочные цели наших детей и наблюдать за эффектом слов, которые мы произносим.

По материалам Элфи Коэна.

* Для вас и вместе с вами, Ольга Маргиева.

Источник

Почему девочкам нельзя говорить «молодец»? (дополнила цитатами)

Общий смысл этого воспитательного ньюанса я поняла. Но мне больше понравилась одна статья, в которой не идет разделения по половому признаку, а рассказывается, как надо разговаривать с ребенком, чтобы не прививать зависимость от похвалы. Это мне показалось интересным.

Сужу по себе: меня слишком приучили к похвале. И я прекрасно помню, что я росла с ярлыками «хорошая девочка, умница, маме помогает» а главное, «отлично учится, молодец». Что из этого вышло: вроде как была «целеустремленной», по словам мамы, и сама в это верила, но в подростковый период потерялась в жизни. И никак не могла найти дорогу. Потому что похвал уже не стало, особых успехов не было, разве что в филологии, но из-за тяжкого бремени «отличницы» я НИЧЕМ не успевала увлечься и заниматься глубоко. В этом мне кажется причина, почему троечники часто добиваются больших успехов в жизни, чем отличники. Я слишком долго ориентировалась на маины похвалы и мамины оценки меня. Потом у меня закрались сомнения, а правильно ли все это было. Были жуткие депрессии, кризис личности, кризис отношений.

Теперь к статье. Ссылку не сохраняла, расскажу по памяти. Все начинается с раннего детства. Если ребенок нарисовал картину, и приходит вам ее показать- не надо бросать дежурное слово «молодец, красиво». Потому что на этом точка, и все. Ребенок не понял и не осознал, насколько красиво и насколько молодец. И равнодушие чувствуется. Лучше, советует автор статьи, вообще не использовать слов «молодец», «умничка». Вместо этого подбадривать конструктивно. Например: что это ты тут нарисовал? Ага, это домик, красивый, большой, в нем есть и окно, и двери. А тут у тебя дорога. может, стоит нарисовать еще дерево, или машину? или того, кто живет в этом доме? а дверь не слишком маленькая? давай сделаем ее побольше, а то окно большое, а дверь вон какая маленькая. Ребенок вместо «похвалы и точка» осмысливает, анализирует свое творение, довершает его, исправляет, и опять подходит к родителю. Снова же, не говорим «молодец», а отмечаем: Вот, теперь тут есть и дорога, и дерево, и машина. ВОт как много ты изобразил, какой интересный рисунок получился. По нему даже можно рассказать историю!» Ребенок уходит, удовлетворенный своим трудом и его результатом.

И так в любом действии ребенка- подчеркивать, какой результат он получил, какие последствия его действий, в чем смысл того, что он сделал, польза. Чтобы он не зависел от похвал, а видел суть.

И немного другой аспект похвал.
В современной психологии есть мнение: если девочка, значит нельзя хвалить за успехи, а только давать понять, что ее и так любят, она сама по себе милая и хорошая. Да мы и мальчиков любим за это. Если девочка сделала что-то хорошо, успешно, как это не отметить? Ведь это поощрение к развитию! Если у девочки получается хорошо рисовать, почему нельзя именно это ее умение похвалить? Пускай помимо безусловной любви, у нее будет уверенность в себе, в своих способностях, пускай даже будут амбиции! А почему нет? или мы воспитываем в них ТОЛЬКО женственность и ничего больше? А профессиональные успехи, достижения, умения самой заработать деньги ей вообще в жизни не пригодятся? ОНа только будет мило улыбаться и очаровывать мужчин? А потом быть счастливой домохозяйкой? я ничего не имею против домохозяек, но не на всех хватит успешных зарабатывающих мужчин. Да и если хватит, почему бы не привить высокую самооценку? Осознание, что ты тоже что-то умеешь и можешь в этой жизни?
Вот часть статьи из вконтакте, которая вызывает некоторое недоумение:

Читайте также:  Можно ли есть соевый соус после инфаркта

«Женщина нуждается в подтверждении того, что ее любят. Ей чаще необходимо слышать, что она любима родными. Воспитывая девочку, обходитесь без таких одобрений, как: «молодец», «хорошо сделала», «умница».

Такие слова поощрения заставляют девочку уподобляться мальчику и стремиться добиваться успехов, чтобы получать одобрение. Но это не сделает ее счастливой, так как ей нужна любовь. Многие женщины, неправильно воспитанные, стремятся к достижениям, карьере, большому заработку, но еще больше чувствуют себя обездоленными и лишенными любви».

Мой вопрос: почему одно другому мешает?

Я стараюсь уже уходить от этих слов «умничка» и «молодец», больше указывать на результат. Сложила пары картинок «мамы и малыши»- «вот, теперь ты каждому малышу нашла маму, никто не плачет, все радуются» или- помогла мне сложить игрушки- посмотри, теперь у нас порядок в комнате? спасибо за помощь! Но, сделав свои дела в горшок, она все равно добавляет к моим словам «МАЛЯДЕЦ, ТАНЯ!»

Источник

Молодец или не молодец

Поговорим сегодня о речи, о речевых стратегиях. Это моя любимая тема.

Есть несколько способов влияния на человека.
Мы можем влиять на человека поступками, внешним видом. Влияем на людей через внутренние ощущения, внутренний настрой.
Но самое явное – мы влияем на людей через речь. Невозможно переоценить данный инструмент. С одной стороны — это самый доступный инструмент, с другой стороны – самый не простой.
Сегодня разберем небольшую частичку.

Есть такое слово «молодец». Как часто вы его слышите в свой адрес? А что у вас возникает внутри, когда вы его слышите? Я сейчас немного расскажу вам про это слово, и что оно будоражит в нашей психике.
Слово «молодец» — это оценка. Всегда оценка. Соответственно, когда это слово произносится, говорящий оценивает человека, и, если мы его слышим, бессознательно мы знаем, нас сейчас оценили.
Одно дело, когда мы явно об этом спрашиваем. Это одна история, и внутри не так уж много бунта по этому поводу, потому что я сознательно прошу оценить мои действия, работу, внешний вид или еще что-то.
Другое дело, когда мы просто чем-то делимся и говорим, что у меня, например, классно прошел день; или, что я хорошо отдохнула; или приготовила блюдо первый раз, и оно получилось. Я просто делюсь восторгом, и кто-то из знакомых говорит: «Слушай, ты молодец»… И вот тут началась засада.

Вот если бы я спросила: «Я сделала то-то в первый раз и у меня получилось, скажи это классно или не классно?», тут ваше «молодец» было бы уместно. А когда я делюсь восторгом, я жду поддержку или разделения, а может я вообще ничего не жду, я просто делюсь эмоциями, чувствами, переживаниями моего восторга. И сознание ждет этой поддержки.
Когда говорят «молодец», в этот момент в отношениях возникает такая небольшая трещинка, едва заметная, но все же трещинка. Потому что, вы почему-то решили, что имеете право оценить поведение этого человека, оценить его результаты. Еще раз говорю, когда вас об этом не спрашивают, ничто в сознании человека, бессознании, его энергии не будет поворачиваться к вам лицом.

А нравится ли вам, что вас оценивают, когда вы этого не просите? Когда человек ждет оценки, что у него внутри? Небольшое напряжение. А может и большое. Если это серьезные вещи, например, экзамен, контрольные в школе. Когда мы ждем оценок, вспомните, как внутри все сжимается.
Любой стресс, где мы ждем оценки, нас физически напрягает – сжимается все внутри. И в том числе речь, как детонатор определенных эмоций (всегда, любое слово рождает в нас эмоцию). И когда мы слышим слово «молодец», у нас молниеносно несколько чувств. Первое — сжатие, потому что оценивают, второе — «почему я напрягаюсь?», третье — «я порадуюсь, это же хорошая оценка» (хотя человек даже не просил этой оценки).
У нас так распространено это слово… А это слово – убийца отношений. Потому что, когда вам часто говорят «молодец» там, где вы не спрашиваете, вас постоянно оценивают, в какой-то момент, каким бы близким вам человек ни был, вы начинаете на него смотреть с опаской, напряжением, потому что сейчас же опять будут оценивать. И это совершенно бессознательный процесс, а вот напряжение очень даже ощутимое.

Сейчас вы это прочли и начнете замечать за собой, и я даже вас призываю к этому, — прежде, чем сказать кому-то молодец, подумаете, а вас сейчас спрашивали про оценку или про то, чтобы разделить восторги?
Это абсолютно разные вещи. Если человек с вами чем-то поделился, вы, на самом деле, внутри тоже готовы его поддержать, но нас всех научили, что надо говорить: «Ооо, ты молодец! Ты со всем справился!» Даже между слов упомянутое это слово, внутри у человека рождает эмоциональную трещину, маленькую, крохотную микротрещину. Когда это повторяется раз от раза, трещинка начинает расти, и в какой-то момент со стороны человека возникает агрессия: «Не говори мне так», «слушай, отстань», и он даже не понимает, почему так отвечает.

Мы не приучены анализировать наши внутренние эмоции, но нас с детства учат оценивать: садик, школа, университет, работа. У нас везде есть система оценок. Но никто не учит отслеживать собственные эмоции и выражать их.
Я призываю вас учиться. Вы осознанные люди, уже задумывающиеся о силе слова и важности экологичных отношений.

Т. е. если человек вам что-то говорит, и вы хотите укрепить отношения (пожалуй, это будет самой ключевой мотивацией), ищите слова.
Вы можете сказать что рады его успехам, что просто не находите слов чтоб выразить восторг, или на крайний случай просто улыбнитесь.
Русский язык – богатый язык. Найдите синоним. А можно не искать, не учиться, не придумывать, а просто взять за правило говорить о том, что вы чувствуете, что в вас вызывает то или иное событие. И вуАля! Вы укрепили отношения, вы создали почву для поддержки и вас в том числе.

Чтоб закрепить, приведу еще один пример.
С вами подруга делится: «Ты представляешь, я сегодня пошла в магазин и успела все купить со скидками, вот прям сэкономила половину бюджета!», а вы в ответ: «Молодец!» Она поделилась победой, она уже победительница, а вы ее опустили ниже себя. Вы сказали: «Я выше, я имею право говорить, ты молодец или не молодец, т. е. я имею право оценивать твои поступки». Оценка — это про дружбу? Оценка – это про
теплые взаимоотношения? Наверно, нет. Именно с таких маленьких моментов начинаются расколы.

Почему дети потом перестают говорить нам что-то большее, потому что они бессознательно ощущают, что сейчас опять будет оценка. А оценка – это всегда небезопасно, это всегда стресс, это напряжение, дак зачем его лишний раз создавать? А дети вообще хрупкие. Поэтому, когда ребенок прибегает и говорит: «У меня «пятерка», и он рад, ему надо говорить не «ой, молодец, «пять» получил», а «я так за тебя рада». И в этот момент ребенок понимает, что его не оценивают. Если он не принесет «пятерку», вы его все равно будете любить. Принесет «двойку», вместе с ним погрустите, и предложите вместе подумать, что можно сделать лучше.

Представляете, одно маленькое слово и сколько оно несет за собой. И это все хранится в нашем бессознательном. А бессознательное управляет нашим поведением. Соответственно, если вы будете это контролировать, вы эту часть выведите из бессознательного, вы ее сделаете осознанной.
И уже очень, очень аккуратно начнете выражать свои эмоции. Причем эмоции всегда будут ставить вас на одну линию с человеком, что всегда укрепляет отношения, нежели состояние оценочности, когда один выше другого. А особенно, если это реально личные отношения – вы подруги, или вы супруги – вы в одной лодке, вы находитесь на одной ступени, никто из вас не хуже, не лучше. Вы разные, но вы вместе. Как только один начинает оценивать другого, это говорит о том, что один думает, что он лучше другого. Вам приятно быть в таких отношениях? Вам хочется делиться теплом в этих отношениях? Скорее всего, нет, и все это происходит неосознанно, глубоко и часто безвозвратно.
Вот такие дела.

Читайте также:  Можно ли есть гранат с костью

А вы молодцы или не молодцы?
Рада, что вы со мной. Пишите в комментариях, какие слова вас раздражают очень сильно, но вы не знаете почему, и мы их тоже разберем.

Источник

Пять причин перестать говорить «Молодец!»

Всем доброго дня!
Вспоминая, что в сообществе с некоторой периодичностью задаются вопросы, относительно того, почему вредна оценочная похвала и как же тогда быть, я решила перепостить в сообщество статью Альфи Кона, которую перевела недавно. Альфи Кон — известный психолог, написавший много интересных книг. К сожалению, их нет на русском.
Тем кто уважает Фабер и Машлиз вероятно, интересно будет знать, что его книгу, в числе прочих рекомендуют они на своих тренингах. Книга называется «Punished by Rewards» («Наказание наградой»), и данная статья описывает идеи, озвученные в этой книге.

Альфи Кон
Пять причин перестать говорить «Молодец!»

Пройдитесь вдоль детской площадки, зайдите в школу или появитесь на дне рождения ребенка, и вы можете быть абсолютно уверены в том, что неоднократно услышите «Молодец!». Даже совсем малышей, когда они хлопают в ладоши, хвалят («Молодцы! Хорошо хлопаете»). Многие из нас говорят детям «Молодец!» такое количество раз, что его можно уже считать словом-паразитом.

Много книг и статей написано о том, что нужно быть против насилия и отказаться от наказания, от порки, от изоляции («тайм-аут»). Иногда даже будут те, кто попросит нас еще раз подумать, прежде чем использовать наклейки и вкусную еду в качестве подкупа. И вы также увидите, как трудно найти тех, кто сможет сказать хоть слово против того, что для приличия зовется позитивным подкреплением.

Чтобы не было недоразумений, давайте сразу решим, что в статье ни в коем случае не ставится под сомнение важность поддержки и одобрения детей, необходимость их любить, обнимать их и помогать им обрести хорошую самооценку. Похвала, однако, это совершенно другая история. Вот почему.

1. Манипуляция детьми.
Предположим, вы хвалите двухлетку за то, что он не проливает суп, или пятилетку за то, что он убирает свои художества. Кто выиграет от этого? Возможно, слово «Молодец!» больше направлено на наше удобство, чем связано с эмоциональными потребностями детей?

Рита Ди’Райс (Rheta DeVries), профессор педагогики в университете Северной Айовы, называет это «подслащенным контролем». Очень похоже. Заметные награды, как и, впрочем, наказания, являются способом сделать так, чтобы дети соответствовали нашим ожиданиям. Эта тактика может быть эффективно для получения конкретного результата (по крайней мере, на время), но она она сильно отличается от работы с детьми, (например, привлекая их к разговору о том, что облегчает обязанности в классе ( или в семье), или о том, как другие люди страдают от того, что мы сделали, или от того, что мы не сделали. Последний подход является не только более уважительным, но и с большей вероятностью поможет детям стать думающими людьми.

Причиной того, что похвала может работать в краткосрочной перспективе заключается в том, что дети жаждут нашего одобрения. Но перед нами встает ответственность: не использовать эту зависимость для собственного удобства. «Молодец!» как раз пример того, как эта фраза делает нашу жизнь легче, но при этом мы пользуемся зависимостью своих детей от похвалы. Дети также чувствуют, что это манипуляция, хотя не могут объяснить то, как это работает.

2. Создание «похвальных» наркоманов.
Конечно же, не всякая похвала рассчитана на то, чтобы контролировать детское поведение. Иногда мы хвалим детей просто потому, что радуемся их поступкам. Впрочем, несмотря на то, что похвала иногда работает, к ней необходимо очень внимательно присмотреться. Вместо того, чтобы укрепить в ребенке чувство собственного достоинства, похвала может сделать его еще более зависимым от нас. Чем больше мы говорим: «Мне нравится, как ты …», или «Хорошо сделал …», тем меньше они учатся формировать собственные суждения, и тем больше дети привыкают полагаться только на наши оценки, на наши мнения о том, что такое хорошо и что такое плохо. Все это приводит к односторонней оценке детьми своих слов. Верными будут считаться лишь те, что вызовут у нас улыбку или получат наше одобрение.

Мэри Бадд Роу (Mary Budd Rowe), ученая из Университета Флориды, обнаружила, что студенты, которых хвалили не скупясь их преподаватели, были менее уверены в своих ответах и более склонны к тому, чтобы использовать вопросительную интонацию в своем голосе («Эм, семь?»). Они, как правило, быстро отступали от своих идей, как только взрослые не соглашались с ними. Они были менее склонны как к упорству в решении сложных задач, так и в том, чтобы поделиться своими идеями с другими студентами.

Короче говоря, «Молодец!» ни в чем не убеждает детей, и в конечном счете, делает их более уязвимыми. Может даже возникнуть порочный круг: чем больше мы будем хвалить, тем больше это будет детям нужно, поэтому мы будем хвалить их ещё больше. Грустно, но некоторые из этих детей вырастут во взрослых, которые также будут нуждаться в том, чтобы кто-нибудь погладил их по головке, и сказал им, что они все сделали правильно. Конечно, мы не хотим такого будущего для своих дочерей и сыновей.

3. Кража детского удовольвствия.
Вместе с тем, что может возникнуть зависимость, есть еще одна проблема: ребенок заслуживает право получать удовольвствие от собственных достижений, чувствовать гордость за то, что он научился делать. Кроме того, он заслуживает право самостоятельно выбирать, какие чувства испытывать. Ведь каждый раз, как мы произносим «Молодец!», мы говорим ребенку, что он должен считать и как себя чувствовать.

Конечно, бывают случаи, когда наши оценки к месту, и наше управление необходимо (особенно малышам и дошкольникам). Но постоянный поток оценочных суждений не является ни полезным, ни необходимым для детского развития. К сожалению, мы так до конца и не поняли, что «Молодец!» является точно такой же оценкой, как и «Ай-ай-ай, как плохо!». Наиболее характерным признаком позитивного суждения является не то, что оно позитивное, а то, что оно суждение. А люди, в том числе и дети, не любят, когда их судят.

Я нежно люблю моменты, когда у моей дочери что-то получается сделать в первый раз, или она сделала что-то лучше, чем когда-либо делала раньше. Но я стараюсь не поддаваться «безусловному рефлексу», и не говорю «Молодец!», потому что я не хочу уменьшить её радость. Я хочу, чтобы она радовалась вместе со мной, а не смотрела на меня, пытаясь увидеть вынесенный мною вердикт. Я хочу, чтобы она воскликнула «Я сделала это!» (что она часто и делает), вместо того, чтобы неуверенно спрашивать меня «Ну как? Хорошо?».

4. Потеря интереса.
Из «Хорошо нарисовано!» могут получиться дети, которые будут рисовать лишь до тех пор, пока мы будем смотреть (как они рисуют) и хвалить. Как, предупреждает Лилиан Кац, одна из специалисток в области дошкольного образования, «дети будут что-то делать лишь до тех пор, пока мы будем обращать на это внимание.» В самом деле, впечатляющий объем научных исследований показал, что чем больше мы будем вознаграждать людей за то, что они делают, тем больше они будут терять интерес к тому, что они должны будут сделать, чтобы получить награду. И сейчас мы говорим не о чтении, рисовании, мышлении и творчестве, сейчас мы говорим о хорошем человеке, и сможет ли мороженое, наклейки или «Молодец!» способствовать его созданию.

Вызывающее беспокойство исследование было проведено Джоан Грусеч в Университете Торонто: меленикие дети, которых часто хвалили за проявления щедрости, как правило, были в повседневной жизни чуть менее щедрыми, чем другие дети. Каждый раз когда они слышали «Молодец, что поменялся» или «Я так горжусь, что ты помогаешь людям», им становилось все менее интересно делиться или помогать. Щедрость стала рассматриваться не как самоценный поступок, а как способ снова добиться внимания взрослого. Она стала средством для достижения цели.

Читайте также:  Можно ли есть на ужин рыбу

Мотивирует ли похвала детей? Конечно. Она мотивирует детей на то, чтобы получить похвалу. Увы, часто за счет любви к тому действию, которое в итоге и вызвало похвалу.

5. Снижается количество достижений.
«Молодец!» может не только потихоньку разрушать независимость, удовольвствие и интерес, оно може также мешать ребеноку хорошо выполнять свою работу. Ученые обнаружили, что у детей, которых хвалили за выполнение творческого задания, как правило, происходит затык в выполнении следующего тверческого задания. Дети же, которых не хвалили после выполнения первого задания, этих трудностей не испытывали.

Почему же так происходит? Отчасти потому, что создается давление на ребенка «продолжай быть молодцом», которое как раз и мешает выполнению творческой задачи. Следующей причиной становится снижение интереса к тому, что они делают. А также дети перестают идти на риск, обязательный элемент творчества: раз начав думать о том, как бы родители продолжили про них хорошо говорить, они будут и дальше это делать.

Вообще, «Молодец!» — это пережиток направления в психологии, которое сводит всю жизнь человека к видимому и измеряемому поведению. К сожалению, этот подход игнорирует мысли, чувства и ценности, которые лежат в основе поведения. Например, ребенок может поделиться бутербродом с другом по разным причинам: потому что он хочет, чтобы его похвалили, или потому, что он не хочет, чтобы другой ребенок голодал.
Хваля за то, что он поделился, мы игнорируем разнообразие движущих мотивов. Хуже того, это работающий способ когда-нибудь сделать из ребенка, охотника за похвалой.

*

Однажды вы начнете видеть похвалу такой, какая она есть, (и что из-за неё происходит), и если после этого, вы увидите хоть малейшее оценочное ожидание, проклевывающееся у родителей, это произведет на вас такое же впечатление, как и поскребывание ногтями об школьную доску. Вы начнете болеть за ребенка и, чтобы на своей шкуре дать учителям и родителям прочувствовать вкус собственной лести, повернетесь к ним и скажете (таким же сладким голосом), «Молодцы, что похвалили!».

Тем не менее от этой привычки не так то легко избавиться. Прекращение хвалить детей, может показаться непривычным, по крайней мере сначала; может возникнуть мысль, что вы становитесь сухой и чопорной, либо что вы постоянно удерживаете себя от чего-то. Но вскоре до нас доходит: мы начинаем хвалить больше, лишь потому что это у нас есть потребность, в чтобы это говорить, а не потому, что детям это нужно слышать. Всякий раз, когда вы понимаете, что это так, необходимо пересмотреть свои действия.

В чем действительно дети нуждаются, так это в безусловной поддержке и в безусловной любви. Это не просто совсем другое, чем похвала, это противоположность похвале. «Молодец!» — это условие. И мы отказывается от внимания, признания и одобрения ради того, чтобы наши дети прыгали через обруч и стремились делать вещи, приносящие нам удовольвствие.

Эта точка зрения, как вы успели заметить, очень отличается от критики, направленной в сторону людей, много и легко раздающих детям одобрения. Их рекомендации состоят в том, чтобы мы стали более скупы на похвалу и требовали от детей, чтобы они её «заслужили». Но реальная проблема не в том, что дети расчитывают целыми днями получать похвалу за все, что они делают. Проблема в том, что нас провоцируют на то, чтобы мы навешивали ярлыки, управляли детьми с помощью наград, вместо того, чтобы дать им объяснения и помочь развить необходимые навыки и укрепить самооценку.

Так что же является альтернативой? Все зависит от ситуации, но чтобы мы не решили сказать взамен, необходимо предложить что-то связаное с настоящей привязанностью и любовью, именно для ребенка, чем для его дел. Когда безусловная поддержка войдет в нашу жизнь, без «Молодец!» уже можно будет обойтись; а когда её еще нет, «Молодец!» помочь и не сможет.

Если мы расчитываем с помощью похвалы за хороший поступок, сделать так, чтобы ребенок перестал вести себя плохо, то мы должны понимать, что вряд ли это будет работать долго. И даже если это сработает, мы реально не сможем определить: это ребенок сейчас «управляет собой», или было бы точнее сказать, что это похвала управляет его поведением. Альтернатива этому — занятия с ребенком , выяснение возможных причин такого поведения. Возможно нам придется пересмотреть собственные требования, а не просто найти способ, как заставить детей слушаться. (Вместо использования слова «Молодец!», которое заставит четырехлетку сидеть тихо на протяжении всего занятия или семейного ужина, возможно следовало бы спросить себя: разумно ли ожидать такого поведения от ребенка).

Также нам нужно, чтобы дети учавствовали в принятии решений. Если ребенок делает что-то, что мешает остальным, то нужно сесть рядом с ним и спросить: «Как ты думаешь, сможем ли мы найти выход из этой сложной ситуации ?». Вероятно, это будет гораздо эффективнее угроз или взяток. Этот способ также поможет ребенку научиться справляться с проблемами и покажет ему, как нам важны его мысли и чувства. Конечно, этот процесс требует времени, таланта и мужества. Когда ребенок ведет себя, согласно нашим ожиданиям, мы бросаем ему: «Молодец!». И оно не содержит ничего, что помогло бы объяснить причину того, что «делай, чтобы» гораздо более популярная стратегия, чем «поработай над».

И что же мы можем сказать ребенку, когда он сделает что-то действительно впечатляющее? Рассмотрим три возможных варианта:

* Мы не скажем ничего.
Некоторые считают, что хорошее поведение обязательно должно быть «подкреплено», потому что в глубине души они верят, что это могло быть просто удачным стечением обстоятельств. Если в детях изначально заложено зло, тогда да, чтобы стать хорошими, они нуждаются в искусственной причине (а именно, получая словесное вознаграждение). Но если этот цинизм не обоснован, (а многие исследования показывают, что это так), то похвала не так уж и необходима.

* Скажите, что вы видите. Простое, безоценочное высказывание («Ты сам надел ботинок» или даже «Ты сделал это») покажут ребенку, что вы это заметили. Оно также позволит ему гордиться тем, что он сделал. Также в некоторых случаях имеет смысл более подробно описать увиденное. Если ваш ребенок рисует картину, вы можете дать ему обратную связь (безоценочную) о том, что вы видите: «Какие огромные горы!» «О как ты сегодня много использовал фиолетовой краски!»

Когда ребенок проявит заботу или щедрость, вы можете осторожно обратить его внимание на то, какое впечатление произвели его действия на человека : «Посмотри на лицо Абигейл! Кажется, она очень счастлива, что ты дал ей кусочек своего бутерброда!» Это разительно отличается от похвалы, где акцент ставится на ваших чувствах связанных с этим поступком.

*Говорите меньше, спрашивайте больше.
Вопросы даже предпочтительнее описания того, что вы видите. Почему бы не спросить у ребенка, что он думает о своем рисунке, вместо того, чтобы самим рассказывать о том, какая часть рисунка вас больше всего впечатлила? Спрашивая «Какая часть рисунка далась труднее всего?» или «Как ты догадался, какого размера нарисовать фут?», вы скорее всего подпитаете его интерес к рисованию. Сказав «Молодец!», как мы выяснили, можно получить прямо противоположный эффект.

Это не значит, что вредны все комплименты, все благодарности, все выражения восторга. Мы должны осознавать, что нами движет, когда мы вкладываем тот или иной смысл в наши слова (искреннее выражение восторга предпочтительнее сильного желания управлять будущим поведением своего ребенка) также хорошо, как и то, какого эффекта мы собираемся достигнуть. Помогают ли наши реакции ребенку в том, чтобы он почувствовал контроль над своей жизнью, или он будет постоянно оглядываюся на нас в поисках поддержки? Помогают ли они ему больше радоваться тому знанию, что все что он делает, это именно то, что ему нужно, или превратят его в нечто, что хочет только одного — чтобы его погладили по головке.

Не так важно помнить новую последовательность действий, как важно , хранить в сознании образ того, какими мы хотим видеть своих детей в далеком будущем, и наблюдать за эффектом, которые оказывают наши слова. Плохая новость заключается в том, что использование позитивного подкрепления не так уж и позитивно. Хорошая же новость в том, что вам больше не нужно оценивать своих детей для того, чтобы поощрить их.

Оригинал: https://www.alfiekohn.org/parenting/gj.htm

Источник