Можно ли езиду есть свинину

Едят ли езиды свинину и пьют ли алкоголь?

1

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»s New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Почему Мусульмане не употребляют алкоголь и свинину?

Как известно, Бог всегда оберегал человека от вредного ему, от мерзкого и греховного. Но люди не всегда слушаются Создателя, обрекая себя на несчастья в ближней жизни, и расплату в последней. Узнаем же, хотя бы отчасти, мудрости приказания Аллаха о вине и свинине.

Свинина

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи […] Всё это — нечестие» (Коран, 5:3)

Употребляющие свинину люди в оправдание этого часто…

2

Как известно, Создатель всегда оберегал человека от вредного ему, от мерзкого и греховного. Но люди не всегда слушаются Создателя, обрекая себя на несчастья в ближней жизни, и расплату в последней. Мусульман часто спрашивают, почему нельзя есть свинину и пить спиртное? И многие из них не могут достаточно вразумительно ответить на этот вопрос. И тогда у спрашивающих немусульман возникают всякие сомнения. Узнаем же, хотя бы отчасти, мудрости приказания Аллаха о вине и свинине.

Свинина

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи… Всё это — нечестие.» (5:3)

Употребляющие свинину люди в оправдание этого часто говорят, что она была запрещена в старину, в жарких странах, где не было холодильников и мясо быстро портилось. Но так ли поверхностен смысл приказания Аллаха? Конечно, нет.

Если спросить любого врача в любой области — от диетолога до невропатолога — любой ответит вам, что употребление свинины ставит здоровье человека в…

3

Свинина запрещена в Ветхом Завете. В Новом Завете все обрело более духовный смысл, в том числе и законы. Смысл Ветхих законов, и в общем того времени, сделать чистую нацию,сохранить веру. Сохранить род, чтоб потом через несколько тысяч лет, родилась Пречистая Дева Мария, которая родит нам Спасителя. Ветхозаветные люди-евреи, имели очень много законов, предписаний, каждая мелочь имела большой обрядовый смысл. Как надо ходить в туалет, до справедливости-«Око за око». Вот и был перечень кого, можно кушать, а кого нет. Но когда пришел Новый Завет и весь закон ветхий был исполнен Иисусом Христом, то Он возвысил весь закон на более высокий духовный уровень. «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.» А что выходит из уст человека? Дальше написано-«а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства,…

4

Просмотр полной версии : Можно ли есть свинину, пить алкоголь истинному христианину?

Можно ли есть свинину, пить алкоголь истинному христианину?

Азбука

21.09.2008, 17:44

МОЖНО!

Reptiliya

21.09.2008, 18:32

а *как насчет библейских слов ?

«А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь»

(Второзаконие 14:8, Старый завет, Библия)

Вышеуказанное предписание находится на библейских страницах Ветхого Завета, где Творец запрещает христианам питаться свининои

Агрессор

22.09.2008, 11:27

Допустим, Старый завет имеет небольшое отношение к христианам. У христиан есть своя библия — Новый Завет. Или я чего не понял?

И Христос говорил в Новом Завете от лица Творца — своего отца. Вот интересно, говорил ли Христос об этом запрете на свинину в Новом Завете?

Крымская

22.09.2008, 12:52

Человеку вообще трудно что-либо запретить,…

5

Как известно, Бог всегда оберегал человека от вредного ему, от мерзкого и греховного. Но люди не всегда слушаются Создателя, обрекая себя на несчастья в ближней жизни, и расплату в последней. Узнаем же, хотя бы отчасти, мудрости приказания Аллаха о вине и свинине.

Свинина

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи […] Всё это — нечестие» (Коран, 5:3)

Употребляющие свинину люди в оправдание этого часто говорят, что она была запрещена в старину, в жарких странах, где не было холодильников и мясо быстро портилось. Но так ли поверхностен смысл приказания Аллаха? Конечно, нет.

Если спросить любого врача в любой области — от диетолога до невропатолога — любой ответит вам, что употребление свинины ставит здоровье человека в опасность.

Многочисленными исследованиями учёных установлено, что при употреблении мяса домашней свиньи происходит заражение человека таким тяжёлым заболеванием, как трихинеллёз. Возбудителем этой болезни является «трихинелла»…

6

Ученые гарвардского университета выяснили, что употребление мужчинами 50 г алкоголя раз в неделю уменьшает риск развития ишемической болезни сердца на 7%, а при ежедневном употреблении — на 40%. У женщин эта цифра составляет 30% и не зависит от частоты употребления. Переработка спиртных напитков в женском организме происходит медленнее, чем в мужском.

Рассмотрим с этих позиций несколько актуальных и важных аспектов приема алкоголя. Полезен ли алкоголь в отдельно взятых случаях? Какая доза спиртного считается безопасной? И есть ли такая безопасная доза для женщин?

Как спиртные напитки действуют на артериальное давление?

Они его повышают. Именно поэтому малые дозы алкоголя помогают людям, страдающим гипотонией. Одна-две столовые ложки коньяка способны привести в чувство человека с пониженным артериальным давлением. Хотя Всемирная организация здравоохранения не рекомендует врачам советовать своим пациентам в качестве лекарства любые спиртные напитки. Многолетние…

7

Можно ли мусульманину

1. Пить алкоголь — нет.

2. Курить табак — нет.

3. Курить «травку»- нет.

4. Употреблять наркотики иным путем — нет. (кроме медицинской необходимости)

Позвольте вам не поверить уважаемый Ислам

возможно СУННИТЫ и не пьют, но ШИИТЫ употребляют вино. Пример тому известный поэт Омар Хаям, да и в исламском эпосе ШАХНАМЭ — о винопитии говорится. Так что мусульманин мусульманину — рознь.

Далее — я не знаю ничего о запретах мусульманину УПОТРЕБЛЯТЬ наркотики, но вот выращивать их и отравлять ими «неверных» (гяуров или кафиров) — очень даже разрешено и поощряется многими имамами. Основные источники мирового наркотрафика находятся в мусульманских странах. Да и ТЕРЬЯК (гашиш)очень распространен в исламском мире. Существуют практически легальные гашишные в Пакистане или в Афгане, ранее существовали в Египте, Персии и Турции.

А жевание «насвая» — практически что-то среднее между курением и нароманией.

Тоже самое касается…

8

В Норвегии мусульмане потребовали отставки министра по делам интеграции Сильви Листхауг, которая заявила, что прибывшие в страну мусульмане должны привыкать есть свинину, пить алкоголь и открывать лица.

«Я считаю, что те, кто приезжает жить в Норвегию, должны адаптироваться к нашему обществу. Мы здесь едим свинину, пьем алкоголь и не скрываем лиц. Приезжаешь в Норвегию — уважай ее ценности, законы и нормы», — написала министр в Фейсбуке. Этот пост «лайкнули» 20 тысяч человек.

В ответ на это некоторые общественные деятели и политики выразили сомнение, что министр соответствует занимаемой должности.

Читайте также:  Можно ли после операции есть сухофрукты

«Если она не понимает всей сложности проблемы и ей не хватает профессионализма, чтобы разобраться в этой теме должным образом, пора спросить: не следует ли Листхауг покинуть свой пост?» — написал Омар Гилани Сьед, криминолог, работающий с беженцами.

«Если ты министр по делам интеграции, то надо заниматься объединением, а не разобщением людей. Вряд ли…

9

================================================= //НОМЕР НАГРАДЫ // ЗА ЧТО // CCЫЛКА НА КАРТИНКУ //=================================================—>

1,За 100 сообщений,https://savepic.ru/9877774.gif

2,За 250 сообщений,https://savepic.ru/9864462.gif

3,За 500 сообщений,https://savepic.ru/9857294.gif

4,За 750 сообщений,https://savepic.ru/9856270.gif

5,За 1000 сообщений,https://savepic.ru/9847054.gif

6,За 1500 сообщений,https://savepic.ru/9843982.gif

7,За 2000 сообщений,https://savepic.ru/9836814.gif

8,За 2500 сообщений,https://savepic.ru/9895169.gif

9,За 3000 сообщений,https://savepic.ru/9879809.gif

10,За 4000 сообщений и больше,https://savepic.ru/9884929.gif

11,За 1 месяц на форуме,https://savepic.ru/9833729.png

12,За полгода на форуме,https://savepic.ru/9836801.png

13,За 1 год на форуме,https://savepic.ru/9864448.png

14,За полтора года на форуме,https://savepic.ru/9852160.png

15,За 2 года на…

10

Что можно употреблять в пищу?

Писание говорит, что до потопа люди были травоядными, как и все без исключения животные, птицы и «пресмыкающиеся по земле, в которых душа живая» (Быт. 1:29,30). Следовательно, динозавры питались если не травою, то падалью. И до потопа все животные были послушны людям, как ныне некоторые собаки. А уже после потопа животные перестали слушаться людей, и собаки стали кусаться, а львы питаться мясом. И наверняка по причине жестокосердия людей, Бог разрешил людям употреблять без исключения «все движущееся, что живет, в пищу», и сказал: «только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт. 9:2-4). То есть, кровь употреблять нельзя ни в каком виде не потому, что она вредная для организма, а потому что употреблять ее запретил Бог.

Но потому что «без пролития крови не бывает прощения» грехов, Бог, чтобы не проливать кровь согрешающих евреев, повелел евреям в законе Моисея, за их грехи проливать кровь животных (Евр. 9:22; 10:3). И запретил только евреям…

12

«У Него — ключи тайного; знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы в книге ясной». (Сура 6, аят 59)

Итак, если в Коране есть все, попробуем найти ответы на самые трудные вопросы современного общества к исламу:

1. Почему так много террористов-мусульман, которые стали причиной смерти невинных людей и даже детей? Что такое джихад?

2. Почему мусульманину позволительно жестоко обращаться с женой, выгонять ее на улицу или избивать?

3. Почему в раю мужчинам уготовлена лучшая участь, чем женщинам?

4. Почему женщина не может чувствовать себя комфортно в исламской стране, если не носит хиджаб?

5. Почему мусульмане так воинственно настроены к людям других религий, и считается ли неверный человеком низшего сорта?

6. Почему мусульмане не пьют алкоголь и не едят свинину, но при этом позволяют себе курить и употреблять наркотики?

7. Почему в исламе…

Источник

Езиды и капуста

«Езиды — последователи одной, довольно еще загадочной, религиозной секты, распространившейся среди курдов. Езиды говорят курманджийским наречием курдского языка. Живут они в Турции, где их насчитывают до 90.000 душ, в Персии и у нас — в Карсской области (до 2.000 душ) и в Эриванской губернии (около 8.000 душ). Название их производят от древнеперсидского слова Ezd — Бог; езди, как сами себя называют езиды, значит «божеский», в смысле «признающий Бога»… Известно только, что езиды признают Верховное Существо, создателя мира, и почитают «духа отрицания» Мелик-Тауза — впавшего в немилость ангела, который со временем будет прощен» («Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона». Санкт-Петербург, 1890 — 1907).

Учитель Карсского городского училища Филипп Янович в своей публикации «Езиды» («Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа». Выпуск 34-й, Тифлис, 1904 г.) пишет: «Езиды говорят о своей религии неохотно. Но по отрывочным намекам можно с уверенностью сказать, что религия езидов представляет какую-то смесь христианства, магометанства и даже язычества. Главные основы езидского вероучения следующие: Бог есть вездесущий, всеведущий и всемогущий дух. Ему нет ни равного, ни противника: все сотворено Богом, и все совершается по Его воле, не исключая даже зла. Езиды признают также существование Ангелов Божьих и пророков. Главнейшие из них Моисей, Иисус Христос, происшедший от Духа Божия, и Магомет. Говорят, что езиды признают более 124 тысяч пророков, из которых первым считается их национальный пророк Шейх-Аде, живший в XII веке. Кроме того, они почитают и некоторых святых, например: Святую Богородицу и Григория, Просветителя Армении, в честь которого у них установлен даже праздник, которому предшествует трехдневный пост (этот праздник существует только у русских езидов, живущих среди армян)».

Езиды веруют в воскресение мертвых и признают существование рая и ада. Главная нравственная заповедь езидского вероучения заключается в том, чтобы не делать никому зла, потому что все люди, даже иноверцы, суть творения Единого Бога. В семейных отношениях езиды строго соблюдают почтение и уважение к старшим, особенно к своим родителям. В присутствии отца молодые люди не решаются курить и даже говорить, если их не спрашивают.

Кроме чисто христианских взглядов, езиды признают довольно грубые черты язычества. Языческая сторона их учения заключается в почитании солнца и четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня, а, во-вторых, в почтении фетиша (предмета безусловного признания, слепого поклонения), которого они называют Мелик-Тауз, что значит Высочайший Ангел. Это есть не что иное, как изображение отпавшего ангела.

Отпавшие (падшие ангелы), согласно христианскому учению, — это сотворенные со свободной волей вначале безгрешные ангелы, которые, будучи увлечены сатаной и взбунтовавшись, перестали служить Богу и стали служителями сатаны. Падшие ангелы борются с церковью, совершают зло, искушают людей и толкают их к греху.

Из путевых заметок «Каникулярная поездка по Эриванской губернии и Карсской области» учителя Эриванской учительской семинарии В. И. Девицкого («Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа». Выпуск 21-й, Тифлис, 1896 г.):

«Езиды питают большое уважение к дьяволу, как временно падшему ангелу, который, наконец, получит прощение и вознаградит езидов за то почтение и услуги, которые были ему оказаны ими при падении его с неба на землю. Поэтому упоминать имя черта и вообще отзываться о нем с неуважением в присутствии езида, это значит оскорбить его религиозное чувство».

По легенде Мелик-Тауз отказался поклониться первому человеку, за что оказался в аду. Он томился там 7.000 лет и так горько плакал, что затопил преисподнюю слезами. Бог вернул бывшего грешника на небо, а ад закрыл.

Предание говорит, что сам отпавший ангел когда-то передал главному езидскому пророку — шейху Аде — семь своих изображений, которые хранятся в главном капище в 40 верстах от Мосула (город на севере Ирака, на реке Тигр). Изображения эти, по описанию одних очевидцев, похожи на петуха; другие же утверждают, что они имеют сходство с изображениями дьявола.

Читайте также:  Можно ли диабетикам есть мясо гриль

По езидскому вероучению, согрешившего ангела Бог не проклинал, а только удалил от себя, и будет время, когда Всемогущий, по своему бесконечному милосердию, простит этого ангела и возвратит ему снова ту власть, которою он пользовался до своего грехопадения. Получив от Бога прощение и прежнюю власть, этот Мелик-Тауз станет ближайшим заступником и ходатаем пред милосердием Божьим за тех людей, которые не оскорбляли его во время изгнания и относились к нему с сожалением. Вот почему езид никогда не произнесет слова «дьявол», которое он считает оскорбительным для отпавшего ангела. Правила веры и нравственности езиды приобретают из разных священных книг (среди них и Коран), а также из преданий о Мелик-Таузе. Эти книги написаны на арабском языке и хранятся у главного шейха в Мосуле.

Общественных молитв у езидов нет; поэтому у них не существует и мечетей. Молиться дозволяется на каком угодно месте, лишь бы оно было чистое. Езидам закон предписывает молиться два раза в день: утром, вставая, и вечером, пред отходом ко сну. Молитва произносится в обоих случаях одна и та же. Молятся они, стоя лицом к востоку и приподняв руки до пояса. В противоположение мусульманам, езиды пред молитвой не совершают омовения. Клятва у них законом не запрещается, но не считается за грех и нарушение клятвы, если оно выгодно для езида.

Пост соблюдается езидами в течение года два раза: в начале декабря и феврале месяце, и называют последний пост «Хар-Наби». Оба поста продолжаются по три дня и состоят в том, что постящийся не принимает в это время пищи с раннего утра до вечерней зари.

После каждого поста следует праздник, продолжающийся также три дня. Праздничные дни езиды посвящают жертвоприношениям, подаяниям и другим добрым делам; ходят друг к другу с поздравлениями, причем хозяин дома должен непременно угощать поздравляющих, иначе он подвергнется осмеянию всего села. Если в селении находятся враждующие между собою дома, то соседи непременно стараются помирить их.

* * *

Женщины и девушки езидов не закрывают лица и не избегают посторонних мужчин, а, напротив, любят с ними поболтать и пошутить, но держат себя скромно. Все имущество в семье принадлежит старшему члену мужского пола. Сыновья, если пожелают, могут отделиться от отца, но получают из имущества только то, что он им даст по собственному усмотрению. Если мужской род в семье прекращается, то имущество переходит к старшей женщине.

Мужчины отпускают бороду и длинные волосы, которые заплетают в косу.

Женская одежда — рубаха («крас»), белые шальвары («хэвалкрас»), поясная одежда из двух фартуков («дейра», женская юбка), передник («шалэк»), безрукавка («элак»), зимой — бархатная куртка из овечьей шкуры и шерсти («колк»), шерстяной пояс («бане пште»), конусообразный головной убор, обшитый монетами и стразами («кофи»).

Музыкальные инструменты у езидов — духовые («блур», «фик», «майе-дудук», «зурна»); в религиозных церемониях используется барабан («даф»).

* * *

Езидам религия позволяет пить вино, но свинина запрещена. Они не едят также капусту. Относительно последней существует такой рассказ. Однажды между езидами и персами произошла война. Во время сражения лошадь главного езидского вождя коснулась ногою кочана капусты и упала вместе со своим всадником. Езиды проиграли битву. С этого времени они перестали есть капусту.

Любимая еда езидов — закуска, состоящая из неизменной яичницы, кислого овечьего молока и сыра. Езиды готовят супы как на мясной, так и на овощной основе, а также молочные супы, добавляя в них различные злаковые культуры. Основная национальная еда: «грар» (из простокваши, пшеницы и зелени), «авсир» (суп из лука и яиц), «кюфта» (говяжий фарш, закатанный шариками и сваренный в томатном соусе), «сар дав» (вареная пшеница с маслом и мацони). Один из популярнейших напитков (от жажды и во время еды) — «чаклмаст» — кисломолочный продукт из простокваши и воды (у армян — «тан»).

* * *

Бежавшие со своей исторической родины езиды привезли собой на Кавказ и смогли сберечь вместе с родным языком и старинные обряды, народные верования, ритуалы, поверья.

У езидов дозволяется многоженство, хотя предпочитается иметь одну жену. Развода не существует. Брак совершается по воле родителей, но по достижении 15-летнего возраста детей: им предоставляется полная свобода в выборе себе друга жизни. Случается иногда, что родители девушки не соглашаются выдать свою дочь за известного молодого человека. Тогда последний с согласия девушки похищает ее. Через некоторое время отец похищенной обыкновенно прощает молодых людей. При этом от жениха он получает «калан» (выкуп), состоящий из определенной суммы наличных денег (иногда до 600 руб.), платья и скота. Этот же «калан» уплачивает жених родителям девушки и в том случае, когда он берет себе жену с согласия ее родителей. Часть калыма идет на приданое невесте, если она выходит замуж с согласия родителей, а не была увезена. Другая же часть остается в пользу родителей. Если же девушка была похищена, то о приданом ее родители уже не заботятся.

Бракосочетание состоит в произнесении шейхом (муллою) соответствующей молитвы над женихом и невестою. После свадебного пиршества невеста едет в дом жениха верхом на лошади в сопровождении как самого жениха, так и его товарищей.

Если свадьба бывает у богатого езида, то во время свадебного поезда молодые люди джигитуют, причем они наряжаются иногда в старинную езидскую одежду, с вооружением, состоящим из длинного деревянного копья с железным наконечником, меча и небольшого круглого деревянного щита, обшитого железом.

Тотчас после рождения родители сами дают имя новорожденному, а через два или три года, когда приезжает шейх, он отрезает пучок волос на голове у дитяти и этим причисляет новорожденного к своей вере. Обрезания мальчиков не существует.

* * *

В похоронном обряде езидов условно можно выделить три цикла. Первый — это обряды, соблюдавшиеся с момента смерти до погребения умершего; второй включает все обряды, выполняемые во время выноса покойника, по пути на кладбище, при самих похоронах и во время возвращения, соблюдаемые после похорон до годовщины смерти человека.

Езиды верят в неизбежность смерти. Они считают, что смерть исходит от доброй воли Бога («Мрн амре Худея», «Мрн крара Худея» — «Смерть — это веление, решение Бога»). По верованиям езидов в мире только Бог бессмертен и вечен. Все остальные — и пророки, и божества, и ангелы — смертны. Человек живет столько, сколько времени ему на жизнь определяет Бог. Этот срок у человека с рождения на лбу написан.

Во время омовения покойника несколько человек вокруг тела держат занавесы. Обычно покойника моет пир (священник), а шейх поливает три кружки теплой воды. Молитву омовения произносит тот, кто поливает воду — шейх или пир. Здесь уместно отметить, что духовное звание у езидов переходит по наследству.

Покойника оплакивают как женщины, так и мужчины. Похоронные песни имеют веками выработанные стабильные тексты, передаваемые устно от поколения к поколению. Душераздирающие песни исполняет любой из присутствующих (и мужчина, и женщина), знающий их, и при этом никакой последовательности по родственной иерархии не существует.

Читайте также:  Можно ли есть много конфет в день

Из материи для савана шьют две рукавицы, которые надевает пир. Одной рукавицей пир обмывает покойника от пупка выше, а второй рукавицей — ниже пупка. После омовения покойника шейх и пир облачают его в одежду полностью белого цвета: поверх саван «Чара мазн» — цельное одеяние, на голове завязывают узлом. Этот узел перед тем, как покойника опустить в могилу, развязывает или шейх, или пир. Здесь же, на кладбище, берут немного земли из вырытой могилы, обматывают в кусок материи от савана, делают вроде подушки и кладут покойнику под голову. Она называется «Земля покойника» («Аха мри»). Согласно поверьям, езиды своих покойников в могилу должны положить на правый бок.

Гроб покойника на могиле три раза поднимают и опускают на землю, могильщики, прежде чем передать лопату из рук в руки, кладут ее на землю, жители деревни разбрасывают землю за покойником со словами, чтобы он унес с собой болезни и горе деревни.

По установленным у езидов традициям могилу для мужчины роют в глубину до пупка, а для женщины роют в глубину до груди.

Одним из основных элементов похоронных обрядов являются поминки, которые у езидов называются «Хера мри» («Милостыня мертвых»): «Нане табркола» (обед могильщикам) — поминки в день похорон, «Серожк» — на третий день, «Хавтрожк» — на седьмой день, который также именуется как «малые поминки», а «большие поминки» — в годовщину смерти. В день похорон езиды режут одного барана для могильщиков и отправления души. На третий день после смерти человека езиды раздают трем семьям три порции обеда. Наиболее значительными являются поминальные ритуальные трапезы, устраиваемые на седьмой день и в годовщину смерти. На седьмой день езиды раздают также семи семьям семь порций обеда. Они считают, что в этот день лицо (рот) покойника освобождается от земли. В годовщину смерти человека духовным лицам покойника, шейху и пиру, отдают одежду и постельные принадлежности мертвого. Во время малых и больших поминок убивают животное (корову) после осветительной молитвы, которую читают священнослужители — шейх или пир.

У езидов существуют специальные поминальные дни, посвященные культу мертвых — «Рожа мриа» или «Рожа мазала», которые раньше отмечали в году два раза — ранней весной, перед уходом на высокогорные пастбища, и осенью, после возвращения с гор. В эти дни езиды посещали могилы близких, несли на кладбище еду и там раздавали ее бедным, шейхи и пиры читали поминальные молитвы.

Во время ритуальных трапез езиды по обычаю готовят еду лишь только из говядины («хашлама» — вареное мясо только зарезанного быка), зерна и вареного риса с приправами («брндж-брндж»).

В похоронных обрядах езидов значительное место занимает траур как внешнее выражение скорби. Обрядовое проявление скорби у них выражается в разных формах: в ношении траурной одежды, отпускании мужчинами бороды и волос, в разнообразных запретах, ограничениях и т. д. В знак траура мужчины покрывали свой головной убор платком любого цвета, женщины же повязывали голову черным платком.

* * *

Связь кавказских езидов с главным шейхом заключается в том, что последний от времени до времени посылает сюда своих сборщиков священных податей. Эти сборщики называются «коввалами», т. е. «многоговорящими». «Коввалы» приносят с собою два священных предмета: литое из бронзы изображение петуха и бронзовый подсвечник, носящий название «Чираха-Ездина». Изображение петуха утверждено на медной подставке, высотой в аршин; такой же высоты и подсвечник. К этим священным предметам езиды относятся с величайшим благоговением.

Во время остановок «коввалы» кладут свою священную ношу на мягкую подушку и покрывают дорогими тканями. Когда «коввалы» приближаются к какому-нибудь езидскому селению, то дают знать об этом жителям. Последние немедленно отправляются навстречу своим святым гостям. Местный старшина должен взять «хурджины» (переметные сумки) главного «коввала», возложить себе на шею и нести в село. По прибытии в село «коввалы» останавливаются преимущественно у наиболее зажиточного обывателя. Хозяин приготовляет угощение. Собираются все сельчане — начинают курить, вести разговор и угощаются вместе с «коввалами». После закуски «коввалы» открывают «хурджин» и вынимают из него свою святыню — петуха и подсвечник. Рядом с подсвечником ставят большой таз, наполненный коровьим маслом. Затем посыпают соли в чистый платок, углы платка соединяют вместе, связывают ниткой, кладут его в масло и зажигают. Жители прикладываются к обеим святыням. «Коввалы» остаются в каждом селе несколько дней и, ежедневно, вынимая петуха с подсвечником, зажигают масло, что знаменует свет, исходящий на верующих от Мелик-Тауза.

В течение этих нескольких дней «коввалы» подробно осведомляются о состоянии каждого обывателя. В последний день «коввалы» вынимают святыню два или три раза и приглашают жителей подарить Мелик-Таузу, кто что может. В это время начинают играть на зурне и бить в барабан. Духовные лица танцуют священный танец. Когда игра и танцы окончатся, присутствующие езиды становятся на колени у дверей комнаты, подходят в таком положении к Мелик-Таузу и целуют его. Главный «коввал» спрашивает у стоящего на коленях:

«Ну, что подаришь своему Таузу?» Тот объявляет, что он намерен подарить известную сумму наличными деньгами, одну или две овцы, корову или быка — словом, смотря по своему материальному достатку. Если «коввалам» покажется, что жертва слишком мала в сравнении с материальным благосостоянием жертвователя, то они говорят ему: «Нет, этого очень мало; дай больше, чтобы Мелик-Тауз не разгневался и не отнял у тебя твоего богатства».

Собрав дань с одного села, «коввалы» отправляются в другое, где проделывают ту же самую процедуру. Объехав все езидские села и получив обильный сбор, «коввалы» уходят восвояси. Если «коввалы» рассердятся на какой-нибудь дом или целое село, то говорят: «Пойдем и проведем черту вокруг дома или села, чтобы соседние жители не имели с ними общения». Это равняется проклятию. Пока такое проклятие не будет снято, соседи считают всякое общение с провинившимися великим грехом.

* * *

Езидская община Армении начала формироваться в 1877-1878 гг., во время русско-турецкой войны. Тогда тысячи езидов мигрировали в Восточную Армению. Вторая волна миграции произошла во время Первой мировой войны и особенно — в годы геноцида армян. Езидский национальный герой Джангир-ага со своей 700-сабельной конницей вместе с армянскими войсками разбил в мае 1918 года турецкие отряды в битвах при Баш-Апаране и Сардарапате.

По переписи населения 2011 года езидов мужского пола в Армении проживали — 17.757 человек, женского пола — 17.551. В настоящее время езидская община сосредоточена преимущественно в селах областей Арагацотн, Армавир, Арарат, Ширак, а также в городах Ереван, Гюмри, Ванадзор, Абовян, Дилижан и Ташир. Езиды в основном занимаются скотоводством (овцеводством), садоводством и земледелием.

https://regnum.ru/news/society/2424384.html

Источник