Можно ли есть зайца православным

Содержание статьи

Раки и крольчатина: чего нельзя есть православным не только во время поста

Мы привыкли считать, что только в пост запрещено употребление мяса и других скоромных продуктов. Но все не так просто. Если почитать Ветхий Завет, то можно обнаружить, что существует целый список продуктов, которые не должны присутствовать на столе даже вне поста.

Чего нельзя употреблять христианину

В целом, христианской религией почти не регламентируется пищевое поведение человека. В Писании можно найти слова Христа о том, что для него значения не имеет, что употребляет верующий, важны лишь духовные и моральные качества христианина, его действия, слова и мысли. Богом был создан этот мир и все в нем прекрасно, без разделения на «чистое» и «нечистое».

Вместе с тем на разных этапах развития православия появлялись традиции, предполагающие отказ от той или иной пищи. Первые люди были вегетарианцами, их пищей, а также всех, «в ком есть душа живая», являлись трава, плоды деревьев. Такое питание было полезно человеку, в те времена люди жили очень долго.

Но потом население разрослось, возникли новые потребности. Во времена Ноя было дозволено употреблять «то, что движется, что живет». Под строгим запретом было лишь мясо с кровью. Святое писание говорит, что душа животного находится в крови. Кровь разрешается использовать только для жертвоприношений либо проливать на землю. Этим объясняется старинная традиция выпускать кровь животного прежде, чем употреблять его мясо в пищу.

Позже евреям через Моисея были даны указания по поводу еды. В Ветхом Завете говорится, что нельзя принимать в пищу мясо животных, которые были удушены или умерли своей смертью.

Нечистым мясом считались:

  • дохлые животные (которым не спустили кровь);
  • раки;
  • конина;
  • крабы;
  • рыба без чешуи;
  • кролики и зайцы;
  • кровь животных и птиц в жареном виде.

При этом запрещенную еду разрешалось употреблять в периоды нужды или голода.

Мясо кролика и зайца, конина: почему запрещены

Согласно Писанию, разрешается употреблять только мясо животных с раздвоенным копытом и тех, которые жуют жвачку. Это козы, коровы, овцы и др. Зайчатина запрещена потому, что животное не имеет раздвоенных копыт, хоть и жует жвачку.

Кроме того, мясо кролика или зайца нельзя есть, потому что их убивают, ударив по затылку, при этом кровь из животного не выходит, а значит также употребляется в пищу, что недопустимо для православных.

Относительно конины единого ответа нет. Мясо относилось к «нечистым» видам. Скорей всего, причиной запрета являлось то, что в конине содержится много веществ, которые негативно сказываются на здоровье человека.

Почему нельзя питаться крабами, раками и рыбой без чешуи

Запрет объясняется тем, что основным продуктом питания этих существ является падаль, поэтому они считаются нечистыми. Кроме того, рыба без чешуи содержит много паразитов, а значит существует риск заражения опасными недугами или глистами. А также кровь такой рыбы выпустить невозможно.

Разрешена ли свинина

В Библии говорится, что несмотря на то, что свинья имеет раздвоенное копыто, она не жует жвачку и является нечистой. Поэтому свиное мясо есть нельзя.

В то же время, Новый Завет говорит о том, что можно употреблять в пищу все, что продается на рынке. И, следуя за неверующими по их приглашению, нельзя отказываться от того, что вам предложат.

В Новом Завете не запрещается употреблять свиное мясо христианину. А также в нем отсутствуют законы относительно другой еды. Разрешено, хоть и не приветствуется, употребление всех видов мяса, которые были запрещены Ветхим Заветом, кроме мертвечины и крови. Но в то же время существуют ограничительные посты, которых нужно придерживаться.

Относительно питания, стоит вспомнить такие слова из Библии: «Все мне позволительно, но не все полезно». Употребляя различные продукты, человек должен учитывать, что не все это будет во благо. Видимо, на этом были основаны христианские запреты по поводу еды. Тело является сосудом для души, поэтому мы должны поддерживать его в здоровом состоянии. А это можно сделать с помощью здорового питания.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник

можно ли христианам употреблять в пищу кроличье мясо? что об этом есть в Библии?

Evgene Ry Профи (539) 7 лет назад

да в Ветхом Завете есть запрет, — Отличайте скот чистый от нечистого и птицу чистую от нечистой и не оскверняйте душ ваших скотом и птицею и всем пресмыкающимся по земле, что отличил Я, как нечистое. (Лев. 20:25), к нечистым относится и зайчатина ( Втор 14: 7.-8 ). В Иудаизме до сих пор существует не кошерная пища. ( хотя современный Иудаизм имеет мало общего с Ветхозаветным ). Также есть похожие в Адвентизме (и в других бесчисленных протестантских деноминациях) , и в Исламе.

После искупительной смертью на кресте Иисуса Христа вступил в силу Новый Завет. ( Ветхозаветное пророчество о том, что на смену одного закона прийдет новый ( Иеремия 31:31-34 ) сбылось после смерти Иисуса Хрста на кресте, т. к завет или завещание вступает в силу после смерти завещателя ( К Евреям 9:15-16 ). Иисус Христос приходил на Землю, чтобы исполнить волю Отца, заключить второй завет и отменить первый ( К Евреям 10:9 ) ).

Для христианина ( православного ) в нем нет подобных запретов и более того:

— Обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. (1Тит. 1,13-15)

— Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. ( 1Коринфянам 8:8 )

— Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. ( от Матфея 6:31-33 )

— И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело — одежды. ( от Луки 12:22,23 )

— Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. ( 1 Коринфянам 10:25,26 )

— Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. ( к Римлянам 14:19-20 )

Отмена Ветхого Завета — это не человеческая, самовольная отмена. Об отмене неоднократно, подробно написано в Святом Писании — почему, зачем и когда он отменяется.

Отменение прежде бывшей заповеди, т. е закона, происходит по причине его или ее немощи и бесполезности ( К Евреям 7:18-19 ) . Если заключен Новый Завет, то старый завет близок к уничтожению ( К Евреям 8:13 ) . По этой причине у Христиан произошел спор. Бывшие фарисеи говорили, что необходимо обрезаться и соблюдать закон Моисеев, на что Петр ответил им, чтобы они не смущали братьев своими речами и не поколебали души их, и не делали того, чего им не говорили ( Деяния 15:5-24 ).

Читайте также:  Можно ли сосиски есть не вареными

Ветхий Завет был передан только для еврейского народа в то время, когда Моисей вывел народ Божий из Египта. Закон был передан Богом Моисею, чтобы тот возвестил о нем людям (Исход 34:27-28).Ветхий завет — это детоводитель ( к Галатам 3:24-25 ) , заставляющий под страхом соблюдать заповеди, предусматриваующий физическое наказание за грех. Новый Завет основан на вере и духовном росте без принуждения, человек жаждет правды и страждет Божьей воли ( 1-е Петра 4:19; От Матфея 5:6 ).

Иисус Христос говорит, что слова, которые Он говорит — суть дух и жизнь (От Иоанна 6:68 ) , а заповедь Его — есть жизнь вечная, глаголы вечной жизни ( От Иоанна 12:50, От Иоанна 6:68 )

Ветхий -Завет закон греха и смерти.

Новый -Завет закон духа и жизни

— Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. ( к Римлянам 8:1,2 )

Я Такой Оракул (87680) 7 лет назад

Животные, которых можно употреблять в пищу, во-первых должны иметь копыта, а во вторых рога, остальное запрещено. Но это написано в ветхом завете, который для христиан не обязателен к соблюдению.

Adil Mehdi Мыслитель (9415) 7 лет назад

А разве христианам разрешено есть свиньи?

———————————————————————

Можно ли есть мяса свиньи?

———————————————-

Касается это также и свиньи,

так как это парнокопытное животное, но не жвачное.

Свинья не может считаться чистой.

Нельзя употреблять в пищу мясо свиньи, а также касаться ее туши. «

Второзаконие 14:8 (Библия) ,

Doktor Tov Гений (71449) 7 лет назад

Кролики в ветхозаветные времена были в списке некошерных. Запрещалась вредная для здоровья пища. Свинина, не прошедшая тщательной температурной обработки, может быть причиной заболевания трихинеллёзом, а зайчатина — туляремией (Левит 11:4-12).

Христиан эта заповедь уже не касается.

Александр Шитиков Мудрец (19808) 7 лет назад

В первом веке в христианском собрании встал вопрос об обрезании. (Некоторые христиане из евреев настаивали на нем) . В Деяниях записано, что апостолы исследовали этот вопрос и сделали следующий вывод: » Святому духу и нам угодно не возлагать на вас дополнительного бремени сверх того, что необходимо: воздерживаться от пожертвованного идолам, от крови, от удавленного и от блуда. Если вы будете тщательно хранить себя от этого, то будете успешны. Доброго вам здоровья! «(Деяния 15:28-29).

Источник: Библия

Валентина Ерефеева Просветленный (29502) 3 года назад

Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они. посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

Источник

masterok

Крольчатина — вкусное и полезное мясо, рекомендованное диетологами и врачами. В нем содержится много веществ, необходимых для организма человека: никотиновая кислота, витамины С и В, кобальт, фосфор, лецитин, марганец, железо, фтор. По ряду качеств это мясо намного лучше говядины или свинины.

В нем очень мало холестерина, что делает его диетическим продуктом. Если крольчатиной заменить поступление в организм других белков животного происхождения, можно предупредить развитие атеросклероза.

Но не всегда в нашей стране употребляли этот животный продукт, и на это были свои причины.

1. Запрет на Руси на мясо кролика

До проведения реформы Московским Патриархом Никоном мясо кролика было запрещено к употреблению

Независимо от всех положительных качеств, на нашей земле кроличье мясо в течение длительного времени являлось запрещенным продуктом. Все дело было в религии, так как считали, что оно нечистое. В пятидесятых годах семнадцатого века ситуация в корне поменялась. Тогда в православной церкви произошел раскол и проведена реформа, автором которой стал Никон, Московский Патриарх. Согласно ей, древние законы церкви на Руси упразднились, а служение Богу было упрощено и основано на греческих законах, что сохранилось и до нашего времени.

Несмотря на отмену запрета, старообрядцы не едят крольчатину

В связи с реформой вето на употребление крольчатины в пищу сняли. Старообрядцы, которые упорно следовали старым канонам, были преданы в шестидесятых годах того же столетия анафеме. Сегодня тоже есть старообрядцы, которые живут не только на территории нашей страны, но и в Литве, Польше и прочих государствах. Они, как и их предки, строго следуют древним традициям и не едят кроличье мясо.

2. Почему возник запрет

Согласно Старому Завету, кролики не являлись животными с раздвоенными копытами, хотя и жевали жвачку

По канонам того времени не только крольчатина, но и зайчатина были поставлены на одну ступень с мясом собак и кошек. Хотя это и не было главным. Именно запрет со стороны религии, который присутствовал в Старом Завете являлся определяющим. Подробно об этом сказано в одиннадцатой главе книги Левита. Смысл заключался в том, что нельзя употреблять в пищу зайца, так как он не имеет раздвоенных копыт, а жвачку жует, значит является нечистым.

Считалось, что мясо кролика загрязняет не только тело, но и душу человека

Тогда такими считались еще и свиньи, и даже верблюды. Если верить ветхозаветному предписанию, чистым считалось исключительно мясо жвачных животных, у которых копыта раздвоены. Естественно, указанные выше представители животного мира под такое описание не подходят, поэтому они вообще приравнивались к таким себе «выродкам». Соответственно, их мясо загрязняет человеческий организм и, что еще страшнее, душу.

Старообрядцы до сих пор следуют библейскому запрету, так как непослушание считают большим грехом

Детального объяснения относительно того, по какой причине нельзя есть мясо животных, жующих жвачку, но не имеющих раздвоенных копыт, в Библии нет. По мнению старообрядцев, Божий закон есть, а значит его необходимо исполнять безоговорочно. Ставить такие вопросы, значит не доверять Божьему Слову, а это большая гордыня и еще больший грех.

У иудеев мясо свиньи и кролика по сей день считается грязным

В далекие времена, а для некоторых людей и сегодня, такие запреты, касающиеся употребления в еду некоторых сортов мяса, да и не только, в каком-то смысле выступали испытанием веры. Если человек действительно верующий, он обязан слепо верить в Бога и его мудрость, вверяя ему собственное здоровье и даже жизнь. По той же причине кроликов не едят иудеи. У них и свинина, и крольчатина остаются грязным мясом.

[источники]

Источник: https://novate.ru/blogs/040620/54780/

Самые сливки из блога и дополнительная познавательная информация на канале https://t.me/_jor

Это копия статьи, находящейся по адресу https://masterokblog.ru/?p=68972.

Источник

Мясная пища в христианстве

«Пища долж­на укреп­лять тело,

а не вызы­вать болезнь»

Свя­ти­тель Васи­лий Великий

Бес­спор­но то, что для мла­ден­ца голос мате­ри важ­нее даже само­го звон­ко­го голо­са рас­кра­си­вой погре­муш­ки. Так и мы, в поис­ках отве­та на наши вопро­сы, минуя неглу­бо­кие полу­прав­ды, будем при­па­дать сво­им мла­ден­че­ским серд­цем к само­му род­но­му и близ­ко­му нам роди­тель­ско­му Божи­е­му голосу.

Три­еди­ный Гос­подь поста­вил Цер­ковь на зем­ле и, освя­тив Её лич­ным при­сут­стви­ем, сохра­ня­ет и направ­ля­ет Её Сво­ей без­гра­нич­ной любовью.

Пра­во­сла­вие — это гор­ная тро­па, вос­хо­дя­щая над про­па­стью в Небес­ный Иеру­са­лим. По тро­пе этой сле­до­вать мож­но толь­ко твёр­дым шагом, на двух ногах — дву­мя запо­ве­дя­ми: любо­вью к Богу и любо­вью к ближ­не­му. Сту­пе­ни же, от кото­рых оттал­ки­ва­ют­ся эти ноги есть Свя­щен­ное Пре­да­ние и Свя­щен­ное Писа­ние, где нема­ло вни­ма­ния уде­ле­но тому, что мы вкушаем.

Читайте также:  Морковь прорастает можно ли есть

Когда мы гово­рим о мясе, то это может озна­чать следующее:

  • мясо — это мышеч­ная мас­са уби­то­го живот­но­го, упо­треб­ля­е­мая в пищу;
  • мясом так­же назы­ва­ет­ся само блю­до, при­го­тов­лен­ное из такой мышеч­ной массы;
  • к мясу отно­сит­ся и мышеч­ная часть рыбы;
  • мясом может назы­вать­ся соб­ствен­но мышеч­ная ткань;
  • а так­же это может быть мякоть пло­дов, окру­жа­ю­щая семя.

Понят­но, что мы будем обсуж­дать отно­ше­ние Пра­во­сла­вия к живот­но­му мясу. Такое мясо делит­ся обыч­но на говя­ди­ну, сви­ни­ну, бара­ни­ну, кони­ну, куря­ти­ну и др.

^ Грех ли убивать животных ради еды?

Для того, что­бы отве­тить на этот вопрос, необ­хо­ди­мо обра­тить­ся к Свя­щен­но­му Писа­нию, выше кото­ро­го Свя­тая Цер­ковь нико­гда не превозносится.

В кни­ге Бытия (Быт.1:29) напи­са­но, что Гос­подь дает нам «вся­кую тра­ву, сею­щую семя, какая есть на всей зем­ле, и вся­кое дере­во, у кото­ро­го плод дре­вес­ный, сею­щий семя», и гово­рит, что нам «сие будет в пищу». Здесь для пер­вых людей отчет­ли­во ска­за­но, что толь­ко рас­ти­тель­ная пища пред­на­зна­че­на для человека.

Одна­ко, после все­мир­но­го пото­па, когда восемь чело­век вышли из ков­че­га на голую зем­лю, несо­мне­нен тот факт, что такая бес­плод­ная поч­ва не мог­ла накор­мить их ещё дол­гое вре­мя. Тогда Гос­подь и раз­ре­шил им вку­ше­ние мяса. То есть Сам Все­дер­жи­тель, Тво­рец всей все­лен­ной, бла­го­слов­ля­ет вку­ше­ние мяс­ной пищи по сло­жив­шим­ся обсто­я­тель­ствам. Но и тут Он не гово­рит: «раз­ре­шаю вам на вре­мя». Он про­сто благословил.

Гос­подь есть Любовь и всё тво­ри­мое Им есть бла­гая забо­та о всем живом в зем­ной нашей жиз­ни и, важ­но, за ее чер­той. Сле­до­ва­тель­но, ни умерщ­вле­ние всех людей на пла­не­те во вре­мя пото­па, ни смерть живот­ных по Божи­е­му бла­го­сло­ве­нию не про­ти­во­ре­чит Его бла­го­му про­мыс­лу о всех нас, как бы ужас­но это нас ни впечатляло.

«Оши­ба­ет­ся тот, кто считает,

что пост лишь в воз­дер­жа­нии от пищи.

Истин­ный пост есть уда­ле­ние от зла…»

Свт. Васи­лий Вели­кий.

^ Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?

Неко­то­рые люди оши­боч­но счи­та­ют, что пол­ное воз­дер­жа­ние от мяс­ной пищи при­ве­дёт чело­ве­че­ство к выс­шей нрав­ствен­ной точ­ке сво­е­го раз­ви­тия и, как след­ствие это­го, мир будет спа­сен. Одна­ко, стра­ни­цы Свя­щен­но­го Писа­ния гово­рят, что такой закон не рабо­та­ет. Гос­подь уни­что­жил пото­пом всё веге­те­ри­ан­ское насе­ле­ние зем­ли. Да-да, до Ноя всё чело­ве­че­ство пита­лось толь­ко лишь рас­ти­тель­ной пищей и, несмот­ря на это, всё рав­но на зем­ле воца­ри­лось пол­ное рас­тле­ние нра­вов, рас­тле­ние такой низо­сти, что Гос­по­ду при­шлось пой­ти на такой реши­тель­ный край­ний шаг.

«Бере­гись изме­рять пост простым

воз­дер­жа­ни­ем от пищи.

Те, кто воз­дер­жи­ва­ет­ся от пищи,

а ведет себя неподобающе,

упо­доб­ля­ют­ся дьяволу,

кото­рый хотя ниче­го не ест,

одна­ко ж не пере­ста­ет гре­шить».

Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий.

^ Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?

Есть одна важ­ная ого­вор­ка, кото­рую сде­лал Гос­подь при бла­го­сло­ве­нии мяс­ной пищи. Он раз­де­лил всех живот­ных на чистых и нечи­стых (Вет­хий Завет).

  • ЧИСТОЕ живот­ное име­ет все­го два при­зна­ка — оно долж­но быть:
  1. пар­но­ко­пыт­ным и
  2. жвач­ным.
  • НЕЧИСТАЯ пища — это живот­ные, у кото­рых отсут­ству­ет хотя бы один из этих при­зна­ков. Это озна­ча­ет, что такое мясо для упо­треб­ле­ния в пищу не годится.

Так­же к нечи­стой пище отно­сит­ся идо­ло­жерт­вен­ное мясо, то есть туша, остав­ша­я­ся от живот­но­го, после при­не­се­ния его в жерт­ву идолу.

Вопрос чита­те­ля: «Помо­ги­те раз­ре­шить спор внут­ри нашей семьи! Наша тётя гово­рит, что у пра­во­слав­но­го чело­ве­ка долж­но быть мно­го запре­тов каса­тель­но еды и эти запре­ты не долж­ны огра­ни­чи­вать­ся толь­ко постом. Она гово­рит, что пра­во­слав­ный чело­век дол­жен гото­вить мяс­ную пищу толь­ко по празд­ни­кам, а пищу дру­гих наро­дов, узбек­скую, япон­скую, корей­скую, татар­скую, нам нель­зя. А моя мама ей отве­ча­ет, что, помо­лив­шись, мож­но вку­шать любую пищу. Кто же прав?!»

В этом спо­ре инте­рес­но то, что здесь при опре­де­лён­ных усло­ви­ях ока­зать­ся пра­вы­ми могут обе жен­щи­ны. Всё зави­сит отто­го, куда направ­лен духов­ный взгляд каж­дой из них. «Ста­рай­тесь не о пище тлен­ной, но о пище, пре­бы­ва­ю­щей в жизнь веч­ную», гово­рит апо­стол Иоанн. И если эти жен­щи­ны смот­рят имен­но так на ту еду, как на под­креп­ле­ние сил для осво­е­ния пищи духов­ной, то это попро­сту раз­го­вор двух анге­лов, при­зы­ва­ю­щих друг дру­га всту­пить на радость сво­е­го пути.

Для пер­вой, види­мо, воз­дер­жа­ние необ­хо­ди­мо от опа­се­ния поте­рять даро­ван­ное ей неко­гда дра­го­цен­ней­шее чув­ство Бога. Пыта­ясь его сбе­речь, она неуме­ло, воз­мож­но, пере­жи­ва­ет за всех сво­их близ­ких, кото­рые, по ее взгля­ду, это чув­ство не берегут.

А для вто­рой — вполне воз­мож­но, что на духов­ной высо­те её серд­ца пища нуж­на лишь для того, что­бы хотя бы ещё один день созер­цать све­то­ткан­ное лицо Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Так неко­гда Сам Гос­подь по голод­ной чело­ве­че­ской необ­хо­ди­мо­сти бла­го­слов­ля­ет апо­сто­лу вку­ше­ние нечи­стой пищи во вре­мя его молит­вен­но­го дела­ния (Деян.10:9-15).

Пер­во­му типу людей для спо­кой­ствия их сове­сти необ­хо­ди­мо опре­де­лить­ся, что’ по вет­хо­за­вет­ным зако­нам раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­лять хри­сти­а­ни­ну, а что нет. Это так­же полез­но и для людей, неча­ян­но свер­нув­ших с бого­спа­са­е­мо­го пути для покло­не­ния сво­е­му живо­ту или самой пище, о кото­рых, как гово­рит апо­стол Павел, «напи­са­но: народ сел есть и пить, и встал играть» (1Кор 10:7), а точ­нее, поправ­ля­ет Лопу­хин «пля­сать», то есть блудодействовать.

«Воз­об­ла­дай над чревом,

пока чре­во не воз­об­ла­да­ло над тобой».

Свт. Васи­лий Великий.

Так «…пищу дру­гих наро­дов .. нам нель­зя»?!

В про­дол­же­ние вопро­са от наше­го чита­те­ля давай­те корот­ко опре­де­лим­ся в раз­ли­чи­ях пище­вых огра­ни­че­ний пра­во­слав­но­го чело­ве­ка и пред­ста­ви­те­лей дру­гих рели­гий, близ­ких и неблиз­ких нам по отно­ше­нию к Свя­щен­но­му Писа­нию Вет­хо­го Заве­та. Для это­го необ­хо­ди­мо корот­ко упо­мя­нуть о наших общих запре­ща­ю­щих поня­ти­ях в обла­сти питания.

^ Исламская пища — разрешается условно

«Халяль» — это поня­тие раз­ре­шен­но­го и доз­во­лен­но­го в исла­ме. Про­ти­во­по­лож­ное по смыс­лу поня­тие — это «харам». Обыч­но, эти­ми сло­ва­ми обо­зна­ча­ют допу­сти­мую и недо­пу­сти­мую пищу.

К харам­ной у мусуль­ман относиться:

  • сви­ни­на и про­из­вод­ные её,
  • недоз­во­ле­но потреб­ле­ние мяса с невы­пу­щен­ной кро­вью и падаль,
  • а так­же мясо с выпу­щен­ной кро­вью, но при­го­тов­лен­ное без про­из­нен­се­ния име­ни Аллаха.

*Мусуль­ма­нам раз­ре­ша­ет­ся есть мясо, которое

было при­го­тов­ле­но толь­ко «людь­ми Писания».

К ним отно­сят­ся хри­сти­ане, иудеи и сами мусульмане.

Подроб­нее: Мож­но ли пра­во­слав­ным упо­треб­лять халяль­ную пищу?

^ Иудейская пища — разрешается

«Каш­рут» — это свод иудей­ских зако­нов о запре­тах в обла­сти потреб­ля­е­мой пищи. Пища по этим зако­нам может быть кошер­ной и неко­шер­ной или при­год­ной и непри­год­ной для потребления.

*«Духов­ная чув­стви­тель­ность человека,

упо­треб­ля­ю­ще­го неко­шер­ные продукты,

пони­жа­ет­ся, его серд­це «закры­ва­ет­ся»

для вос­при­я­тия духов­ных идей».

Иудей­ская мудрость.

Нель­зя есть:

  1. живот­ное, если оно не име­ет раз­дво­е­ное копы­то и не жует жвач­ку. Это, к при­ме­ру, такие живот­ные, как кони­на, мед­ве­жа­ти­на, вол­ча­ти­на, соба­ча­ти­на, сви­ни­на, зай­ча­ти­на, мясо лисы и др.
  2. птиц: «орла, гри­фа и мор­ско­го орла, кор­шу­на и соко­ла с поро­дою его, вся­ко­го воро­на с поро­дою его, стра­у­са, совы, чай­ки и яст­ре­ба с поро­дою его…» и дру­гих. Из птиц мож­но есть толь­ко тех у кого «есть голе­ни выше ног, что­бы ска­кать ими по зем­ле», то есть это кури­цы, индюш­ки, гуси и дру­гие домаш­ние птицы.
  3. живот­ное, если оно погиб­ло сво­ей смер­тью (падаль) или было удав­ле­но или уби­то током, то есть кровь живот­но­го оста­лась невы­пу­щен­ной (из мёрт­во­го живот­но­го кровь не выпу­стить, так как вся­кое дви­же­ние по сосу­дам пре­кра­ща­ет­ся с оста­нов­кой сердца).
  4. рыб и всех оби­та­те­лей реч­ных, мор­ских и оке­ан­ских, кото­рые не име­ют плав­ни­ков и чешуи. То есть сюда мож­но отне­сти кра­бов, мурен, акул, китов, молюс­ков, рач­ков, раков и лан­гу­стов и мно­гое другое.
  5. жарен­ную кро­вью, в том чис­ле кро­вя­ную кол­ба­су, биф­штек­сы с кро­вью и гема­то­ген (пояс­не­ния см. дальше).

Раз­ли­чие чистых и нечи­стых живот­ных и запре­ще­ние в Вет­хом Заве­те упо­треб­лять нечи­стых живот­ных в пищу име­ло спе­ци­аль­ное и вре­мен­ное зна­че­ние: научить евре­ев чисто­те жиз­ни и серд­ца, и было внеш­ним сред­ством отли­чия и отде­ле­ния евре­ев от дру­гих наро­дов. С при­ше­стви­ем Мес­сии такое отде­ле­ние сде­ла­лось излиш­ним: все наро­ды, при­няв­шие Еван­ге­лие, освя­ще­ны и очи­ще­ны кро­вию Хри­ста; посе­му в цар­стве бла­го­да­ти нест Еллин ни Иудей, обре­за­ние и необ­ре­за­ние, но вся­че­ская и во всех Хри­стос (Кол. 3:11).

Читайте также:  Можно ли есть перед сдачей крови на торч инфекции

Про­фес­сор Алек­сандр Васи­лье­вич Иванов

Реко­мен­ду­ем так­же: Кошер­ные про­дук­ты: взгляд пра­во­слав­но­го богослова

«Мясо мож­но есть толь­ко то, кото­рое заколото,

а не уби­то элек­три­че­ским током или задушено.

Опре­де­лить это мож­но по цвету:

свет­лое мясо — с выпу­щен­ной кровью;

тём­ное мясо — с невы­пу­щен­ной (мерт­ве­чи­на);

синее — удав­ле­ни­на».

Отец Дани­ил Сысоев

^ Вьетнамская пища — не рекомендуется

Кам­нем пре­ткно­ве­ния явля­ет­ся рас­про­стра­нён­ный прин­цип заго­тов­ле­ния мяса у тай­цев и неко­то­рых дру­гих род­ствен­ных им наро­дов. Перед тем, как убить живот­ное, его дол­го изби­ва­ют с целью про­пи­тать живое мясо кровью.

*«Хри­сти­а­нам луч­ше бы вооб­ще создать

свои ско­то­бой­ни и магазины,

где заве­до­мо продавалось

бы риту­аль­но чистое мясо…».

Свя­щен­ник Олег Сте­ня­ев

^ Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?

В кни­ге Бытия мы чита­ем настав­ле­ние Божие: «толь­ко пло­ти с душею ее, с кро­вью ее, не ешь­те» (Быт.9:4). Эти настав­ле­ния Все­дер­жи­тель дела­ет для Ноя и его семьи после пото­па. То есть, бла­го­слав­ля­ет есть плоть, но запре­ща­ет есть душу. По сло­ву Божи­е­му, кровь соеди­не­на с душою того, кого окорм­ля­ет: «душа тела в кро­ви, и Я назна­чил ее вам для жерт­вен­ни­ка, что­бы очи­щать души ваши, ибо кровь сия душу очи­ща­ет» (Лев 17:10). Сло­во «душа» в дан­ном слу­чае обо­зна­ча­ет жизнь. Здесь Гос­подь гово­рит о том, что вся­кая кровь долж­на быть исполь­зо­ва­на либо для жерт­во­при­но­ше­ния Ему, либо про­ли­та на зем­лю. Отсю­да древ­няя тра­ди­ция у «людей Писа­ния», то есть у иуде­ев, мусуль­ман и хри­сти­ан, выпус­кать кровь у живот­но­го перед потреб­ле­ни­ем его мяса в пищу.

А далее, в кни­ге Левит мы нахо­дим резуль­тат отступ­ле­ния от этой запо­ве­ди: «обра­щу лице Мое на душу того <..> и истреб­лю ее из наро­да ее» (Лев.17:11), гово­рит Гос­подь. Люди Вет­хо­го Заве­та рев­ност­но испол­ня­ли обря­до­вые пра­ви­ла. Собо­ром апо­сто­лов, кото­рый состо­ял­ся око­ло 50 года в Иеру­са­ли­ме, было утвер­жде­но поло­же­ние, по кото­ро­му на хри­сти­ан из языч­ни­ков непо­силь­ные иудей­ские пра­ви­ла не накла­ды­ва­лись. В то же вре­мя было ука­за­но о необ­хо­ди­мо­сти воз­дер­жа­ния от удав­ле­ни­ны и кро­ви (Деян.15:20). Подроб­нее в раз­де­ле «Кровь».

*«Гема­то­ген хоть и является

про­из­вод­ным кро­ви круп­но­го рога­то­го скота,

одна­ко, при­ём его в лечеб­ных целях

воз­бра­нять­ся не может».

Отец Олег Сте­ня­ев

^ Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?

В ука­за­ни­ях на то, что «кровь сия душу очи­ща­ет», гово­рит­ся об окроп­ле­нии Божи­его жерт­вен­ни­ка в каче­стве зало­га за соде­ян­ный грех (подроб­но в кни­ге Левит).

Этот кро­ва­вый акт при поверх­ност­ном взгля­де на исто­рию Свя­щен­но­го Писа­ния кажет­ся бес­смыс­лен­ным и жесто­ким. Одна­ко, всё оста­ёт­ся труд­но­объ­яс­ни­мым до тех пор, пока на свет ни появ­ля­ет­ся Гос­подь Иисус Хри­стос. Спа­си­тель Сам стал «тель­цом» для жерт­вен­ни­ка и окро­пил Кро­вью Сво­ею Жерт­вен­ник-Крест, что­бы раз и навсе­гда очи­стить души наши от про­па­сти бого­от­чуж­дён­но­сти. Это Божие ука­за­ние есть про­об­раз Вели­кой буду­щей Жерт­вы за наши гре­хи. «Хри­стос <..> со Сво­ею Кро­вию, одна­жды вошел во свя­ти­ли­ще и при­об­рел веч­ное искуп­ле­ние» (Евр.9:11,12), гово­рит апо­стол Павел в пись­ме к иудеям.

Вот так Бого­че­ло­век при­ми­рил чело­ве­ка через Свою Кровь с Богом Отцом. Так и мы через вку­ше­ние Кро­ви и Пло­ти Божи­ей, шагом минуя непре­одо­ли­мую про­пасть, ста­но­вим­ся при­част­ны­ми Цар­ству Небесному.

^ Почему установлены запреты на пищу?

В Апо­столь­ских пра­ви­лах есть осо­бые ука­за­ния на отно­ше­ние хри­сти­ан к Вет­хо­му и Ново­му Заве­там. Там ска­за­но: «Кни­ги же яко подо­ба­ет почи­та­ти Вет­хо­го и Ново­го Заве­та суть». Поэто­му Пра­во­слав­ная Цер­ковь ана­фе­мат­ство­ва­ла, то есть отлу­чи­ла от Себя, всех тех, кто усо­мнил­ся в свя­то­сти и бого­дух­но­вен­но­сти книг Вет­хо­го и Ново­го Заветов.

Свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский назы­вал оба Заве­та «чаша­ми пре­муд­ро­сти» в наших руках, пото­му что, гово­рил он, из «обе­их пье­те Хри­ста».

Дого­вор Бога с людьми

Сло­во «завет» озна­ча­ет дого­вор. Под «Вет­хим Заве­том» под­ра­зу­ме­ва­ет­ся дого­вор с древни­ми пра­вед­ны­ми пат­ри­ар­ха­ми, то есть отца­ми и пред­ста­ви­те­ля­ми наро­дов зем­ли, — Ноем, Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом. Их мож­но пред­ста­вить дра­го­цен­ны­ми семе­на­ми, упав­ши­ми сея­те­лю в руку в пери­од все­мир­ной засу­хи. Цель Гос­по­да — убе­речь от болез­ней и смер­ти жизнь в этих семе­нах, то есть сохра­нить чисто­ту веры и рода, в кото­ром дол­жен появить­ся на свет Хри­стос, Спа­си­тель мира. Поэто­му Он выдви­га­ет стро­гие тре­бо­ва­ния в вере, пре­дан­но­сти и послу­ша­нии. Вза­мен же даёт Своё бла­го­сло­ве­ние и обе­ща­ет даро­вать спа­се­ние наро­ду Божиему.

Забо­та Все­выш­ня­го о людях Сво­их заклю­ча­лась в Его запо­ве­дях, неко­то­ры­ми из кото­рых были запо­ве­ди о вни­ма­тель­ном отно­ше­нии к пище. Одна­ко, необ­хо­ди­мо пони­мать, что теперь, когда Хри­стос уже родил­ся, жил меж­ду нами, был рас­пят, вос­крес и вос­се­да­ет одес­ную Бога Отца, это вет­хо­за­вет­ный дого­вор, стро­гий по понят­ным уже при­чи­нам, при­ве­ден в испол­не­ние. А ныне для нас тянет­ся вре­мя Ново­го Заве­та, дого­во­ра меж­ду все­му людь­ми без выде­ле­ний и раз­гра­ни­че­ний, дого­во­ра «пока­я­ния-про­ще­ния», глав­ным кри­те­ри­ем кото­ро­го явля­ет­ся наша лич­ная совесть.

Реко­мен­ду­ем так­же: Поче­му в пост запре­ще­ны имен­но мяс­ные продукты?

^ Критерий воздержания от пищи — наша совесть?

Из чего исхо­дил Гос­подь, уста­нав­ли­вая такие раз­де­ле­ния, ска­зать труд­но. Быть может, здесь отра­жа­ют­ся некие сани­тар­ные сооб­ра­же­ния, но ско­рее все­го то, о чём зна­ет толь­ко Бог, а мы можем толь­ко дога­ды­вать­ся. Одно ясно, если запо­ведь — это тро­па, то нару­ше­ние запо­ве­ди — это боло­то в сто­роне от неё, — мож­но завяз­нуть и нико­гда не выбрать­ся. Так, неви­ди­мые гра­ни­цы этой спа­си­тель­ной тро­пы — Божи­его «дого­во­ра», ныне при­шед­ше­го в испол­не­ние — инер­ци­он­но, подоб­но рас­кру­чен­но­му вело­си­пед­но­му коле­су, тянут­ся и до наше­го вре­ме­ни. Так, к при­ме­ру, апо­стол Лука реко­мен­ду­ет «воз­дер­жи­вать­ся от идо­ло­жерт­вен­но­го и кро­ви, и удав­ле­ни­ны, и блу­да», но тут же ста­вит на этом гру­бом пье­де­ста­ле запо­ведь новой высо­ты, Ново­го Заве­та, запо­ведь суда соб­ствен­ной сове­сти: «не делать дру­гим того, чего себе не хоти­те» (Деян.15:29).

А апо­стол Павел, под­твер­ждая отме­ну Хри­стом необ­хо­ди­мо­сти вет­хо­за­вет­но­го зако­на, гово­рит, что закон этот не может «сде­лать в сове­сти совер­шен­ным» испол­ня­ю­ще­го его, ибо дохо­дит толь­ко «до пло­ти». Эти запо­ве­ди были уста­нов­ле­ны, гово­рит он «толь­ко до вре­ме­ни исправ­ле­ния». Толь­ко Хри­стос, пишет апо­стол Павел, «Кото­рый Духом Свя­тым при­нес Себя непо­роч­но­го Богу, очи­стит совесть нашу от мерт­вых дел, для слу­же­ния Богу живо­му и истин­но­му!» (Евр. 9, 9-14).

О бла­го­сло­ве­нии на нару­ше­ние по необ­хо­ди­мо­сти этой запо­ве­ди гово­рит и апо­стол Пётр. Ему было виде­ние, в кото­ром к нему во вре­мя голо­да и молит­вы спу­стил­ся с отвер­сто­го неба «неко­то­рый сосуд, как бы боль­шое полот­но, при­вя­зан­ное за четы­ре угла и опус­ка­е­мое на зем­лю». В этом полотне нахо­ди­лись «вся­кие чет­ве­ро­но­гие зем­ные, зве­ри, пре­смы­ка­ю­щи­е­ся и пти­цы небес­ные». Гос­подь при­звал Пет­ра поесть, одна­ко Петр, испу­га­ва­шись, отве­тил, что он «нико­гда не ел ниче­го сквер­но­го или нечи­сто­го». И Гос­подь отве­тил ему: «что Бог очи­стил, того ты не почи­тай нечи­стым» (Деян. 10, 9-15).

Так, на «Апо­столь­ском» собо­ре было при­ня­то и огра­ни­чить эту запо­ведь поста­нов­ле­ни­ем воз­дер­жи­вать­ся от кро­ви, удав­ле­ни­ны и идо­ло­жерт­вен­но­го мяса (Деян. 9:12), то есть при­но­си­мо­го на покло­не­ние идо­лам. Но всё же, на высо­те сво­ей бого­лю­би­во­го серд­ца апо­стол Павел раз­ре­ша­ет вку­ше­ние все­го, «что про­да­ёт­ся на тор­гу, <..> без вся­ко­го иссле­до­ва­ния, для спо­кой­ствия сове­сти» хри­сти­ан­ско­го серд­ца. При этом он нахо­дит­ся уже на такой высо­те, что лич­ность его рас­тво­ря­ет­ся в подви­ге бес­ко­неч­ной люб­ви. «Для сла­бых я был слаб, что­бы при­об­ре­сти сла­бых, для всех я стал всем, что­бы спа­сти, кого мож­но» (1 Кор.9:22), гово­рит хри­сто­по­доб­ный апо­стол Павел.

Для той люб­ви, кото­рой любил апо­стол Павел, нет ника­ко­го огра­ни­че­ния, ниче­го чисто­го и нечи­сто­го, ника­ко­го зако­на, ибо он стал выше зако­на. Так и для нас закон этот нужет толь­ко с целью при­об­ре­те­ния такой без­гра­нич­ной и жерт­вен­ной люб­ви к Гос­по­ду и ближ­не­му сво­е­му. Нам, кто всё ещё страст­ные жела­ния чре­ва сво­е­го пута­ет с жиз­нен­но­не­об­хо­ди­мой истиной.

Автор: Диа­кон Вла­ди­мир Рождественский,

физио­те­ра­певт НИДОИ им. Г.И. Турнера

Источник