Можно ли есть воробья

Можно ли есть воробьев

Можно ли есть воробьевВоробьи – одни из самых многочисленных птиц на земном шаре. Ту или иную их разновидность можно встретить как в южных широтах, так и на севере, они приспособлены к обитанию как в условиях дикой природы, так и в городской среде. Мы настолько привыкли к соседству этих маленьких юрких пернатых, что глядя на них, даже не задумываемся над тем, а можно ли есть воробьев?

Действительно, на первый взгляд такой вопрос кажется лишенным всякого смысла. Воробей никогда не рассматривался в качестве потенциальной дичи даже охотниками-любителями, а уж о серьезных промысловиках и говорить не стоит. Во всяком случае, такая точка зрения превалирует у нас, в России. Между тем, в некоторых азиатских странах употребление воробьев в пищу считается вполне нормальным явлением. За деликатес их, конечно, не считают, но блюда из воробьиного мяса относятся к традиционной кулинарии.

Особенности воробьиного мяса

Поиск ответа на вопрос о том, можно ли есть мясо воробьев, следует начать с изучения вкусовых и диетических свойств данного продукта. Здесь нужно заметить, что те, кому доводилось пробовать воробьев, утверждают, что мясо этой птички лишено всякого вкуса и при этом отличается жесткостью. Пережевать его волокна под силу далеко не каждому, так что можно смело утверждать – поедание воробьев удовольствие из разряда сомнительных.

Что же касается диетических характеристик воробьиного мяса, то в этом вопросе какая-либо внятная информация отсутствует. Калорийность, содержание минералов и питательных веществ, количество белков, углеводов и т.д. Подобные данные широкой общественности не известны и есть большие сомнения, что исследования на эту тему когда-либо проводились учеными.

Кое-что узнать о свойствах мяса воробьев можно из народных поверий некоторых азиатских народов. Так, китайские врачеватели древности считали, что оно способствует улучшению качества мужского семени. Кроме того, бульоны, приготовленные из тушек этих пернатых, часто включали в рацион раненных или страдающих кожными заболеваниями в виде различных язв.

У жителей Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии имеется свой взгляд на то, можно ли есть мясо воробьев. В их народной медицине существует целый раздел, посвященный лечению задержек речевого развития у маленьких детей. Считается, что воробьиное мясо помогает решать подобные проблемы – при регулярном употреблении дети начинают говорить уверенно и быстро.

Но так ли это на самом деле? Вопрос повисает в воздухе, ибо ни в одном серьезном источнике, который заслуживал бы доверия, вы не найдете подтверждения подобной информации. Впрочем, опровергнуть ее тоже невозможно, так что верить во все это или нет, каждый волен выбирать сам.

Воробьи в японской кухне

А вот что достоверно известно, так это факт использования воробьиного мяса в традиционной японской кухне. Там существует весьма оригинальное блюдо, название которого на японском звучит как «Фушими-Инари Сузумэ-но якитори», а по сути это шашлык из воробьев. Рецепт его прост, ощипанные, обезглавленные и замаринованные в особых специях воробьиные тушки нанизывают на небольшую палочку и запекают на углях, точно так же, как классический шашлык из баранины.

По легенде данному рецепту более тысячи лет и появился он в древней столице страны самураев – Киото. Придание гласит, что такое блюдо готовили служители храма Фушими-Инари. Однако, исследователи японской культуры утверждают, что традиция готовить шашлык из воробьев появилась в этих местах не более ста лет назад. А виной всему стал тяжелый и затяжной кризис, подкосивший экономику Японии в начале 20-го века. По свидетельствам историков в этот период население островного государства обнищало настолько, что ело не только воробьев – в пищу шло все, что могло хоть как-то удовлетворить чувство голод.

Таким образом, если рассматривать вопрос о том, можно ли есть воробьев, объективно и беспристрастно, то получается, что пойти на такой шаг допустимо только в крайнем случае, что называется, если нужда заставит. В иной же ситуации поедание подобных блюд вряд ли принесет большое эстетическое удовольствие.

Источник

Можно ли есть воробья

Жареные воробьи Валентина Пикуля

Есть среди сочинений популярного исторического романиста Валентина Пикуля «Миниатюры» — большая серия исторических рассказов-эссе. Каждая из миниатюр рассказывает об интересной личности, порою забытой, затерявшейся на просторах истории. Герои Пикуля — это как известные деятели, так и люди, чьи имена сегодня не на слуху. Всего Валентин Саввич написал 168 таких ультракоротких биографических романов, среди которых есть и «Секрет русской стали», повествующий о создателе первых русских стальных пушек Павле Матвеевиче Обухове. Поскольку в основном действие происходит в Златоусте (именно здесь были отлиты первые обуховские стальные пушки), интересно почитать как же Пикуль описывает Златоуст:

Читайте также:  Как можно узнать есть ли долги по кредитам

«Златоуст отливал ядра, мастерил ружья, ковал драгунские палаши, выстругивал кожу для ножен, варил пиво из мёда, мял воск для свечей, город славился бесподобными кренделями и пряниками. Дичи в лесах было видимо-невидимо, но почему-то здесь предпочитали на закуску жареных воробьёв!»

Ну что сказать? Ядра в Златоусте действительно отливали, палаши (да и не только) ковали. А вот ножны «выстругивали» отнюдь не из кожи, а из дерева (кожей порой только обтягивали). Пиво варили и весьма неплохое (поелику вода у нас отменная), да только не в обуховские времена, а несколько позднее, да и не из мёда. Крендели и пряники? Ну, пекли мало-помалу для собственных нужд, хотя славился Златоуст не ими, а холодным оружием. А вот с чего Валентин Саввич заключил, что златоустовцы на закуску предпочитали жареных воробьёв?

Можно ли есть воробья

Вид Златоуста со стороны заводского пруда. Рис. Аткинсона, середина XIX века.

Жареные воробьи Петра Падучева

Да ларчик очень просто открывается: Пикуль для своей миниатюры об Обухове многое позаимствовал из исторического очерка «Первые русские пушки: История одного изобретения», автором которого был уроженец Златоуста Пётр Прохорович Падучев (в скобках замечу, что родные места он покинул где-то в 17-летнем возрасте во второй половине 1860-х годов). Этот очерк был в 1894 году опубликован в солидном петербургском журнале «Исторический вестник». Писал Падучев бойко и занимательно, правда не сильно утруждая себя изучением реальных исторических фактов, больше полагаясь на свою фантазию. И вот что Пётр Прохорович написал про жареных воробъёв:

«Обухов возвратился в Златоуст, увенчанный лаврами победителя, пред которыми невольно склонилось всякое злословие, и замолкли самые невоздержные языки. Ему даже устроили торжественную встречу в нескольких вёрстах от завода с шампанским и тостами, а в самом Златоусте инженерное общество решило в честь его дать бал-монстр, до сих пор памятный немногим доживающим сподвижникам П. М. Местом бала служило «благородное собрание», правом входа в которое пользовались только горные инженеры и классные чиновники заводского управления. Шампанское, конечно, лилось рекой. На ужин подавались медвежьи окорока, оленьи языки, туземная форель, всевозможная лесная и болотная дичь и… колоссальная пирамида из жареных воробьёв, которые в течение недели ловились сотнями по дворам и огородами обывателей. Многочисленные тосты за здоровье царствующих особ и самого героя бала сопровождались выстрелами из медного единорога, этого «последнего из могикан», поставленного на улице перед домом собрания и гулко приветствовавшего рождение новых орудий».

Можно ли есть воробья

Златоуст, Свято-Троицкий собор и дом горного начальника (справа). Рис. Аткинсона, середина XIX века.

Оставлю за кадром «благородное собрание» и дом, ему принадлежащий (скорее всего Падучев под ним понимает дом горного начальника — служебную резиденцию руководителя горного округа), встречу Обухава в нескольких верстах от завода (откуда бы интересно знать местное общество узнало о прибытии Обухова, телеграф дотянется до Златоуста только спустя десятилетие). Поговорю за меню «бала-монстра». Ну ладно, примем с натяжкой медвежьи окорока (медведи у нас и до сих пор водятся, но ценятся больше медвежьи шкуры, а не мясо), а откуда взялись оленьи языки? Когда северных оленей в наших краях практически нет? Нет, лоси и косули, которых в те времена в златоустовских лесах было предостаточно, они тоже из семейства оленьих, но ведь г-н Падучев говорит именно про оленьи языки. И сколько же надо было завалить оленей, чтобы подать достаточное количество языков даже на полтора-два десятка человек (а именно в это количество и укладывалось «благородное общество» тогдашнего Златоуста)? Не иначе как целое стадо! Форель в златоустовских горных речках водится и по сей день, только местные её именовали и именуют красулей, а не туземной форелью. Ну а уж сотни воробьёв, отловленных по обывательским дворам, это апофеоз падучевской фантазии. Почему фантазии? Да потому, что слова Падучева ничем больше не подтверждаются. Почти в те же времена, что и Падучев, в Златоусте жил Николай Кириллович Тимофеев, всю жизнь собиравший разные примечательные факты златоустовской истории, делавший вырезки из газет, журналов, писавший свои хроникальные заметки. В городском архиве хранится его личный фонд, с которым я хорошо знаком. Так вот у Тимофеева никакого упоминания о бале-монстре нет и в помине. А в отличие от Падучева, покинувшего Златоуст в юном возрасте и к моменту написания своего очерка почти три десятилетия жившего то Петербурге, то в Москве, Тимофеев всю свою довольно долгую жизнь (1862–1929) прожил в Златоусте. Замечу на полях, что в том же очерке про Обухова Падучев красочно расписал сцены испытания обуховских пушек на златоустовском пруду, которых не было в реальности. Зато у Падучева это выглядело так:

— Смотри, смотри, как бомба-то скачет! — указывали на пруд, по которому летело ядро, взметая клубы снежной пыли. По пути оно чуть было не задело собаки, перебегавшей по своим собачьим делам из Демидовской части завода на Ветлужскую. Дворняжка от страха перекувырнулась, взвизгнула, поджала хвост и стрелой помчалась обратно домой.

Тут поневоле на память приходит Никифор Ляпис-Трубецкой с его волнами, падающими стремительным домкратом. К слову сказать, я уже писал о фантазиях г-на Падучева в истории про самородок «Большой треугольник», вот вам сегодня ещё и про жареные златоустовские воробьи, оленьи языки и медвежьи окорока. А что Пикуль, спросите вы. Ну он просто покопипастил Петра Прохоровича, добавив ярких красок от себя. Дело житейское. Мне же после прочтения падучевского меню бала-монстра так и видится огромная стая северных оленей, которую гонят в Златоуст медведи, а над стаей застилает солнце огромная туча воробьёв.

Читайте также:  Можно ли есть печенку при повышенном холестерине

***

Справедливости ради замечу, что воробьи и другие мелкие птички в кулинарии таки используются. Вот вам цитатка из Кулинарного словаря В. В. Похлёбкина (2002):

Можно ли есть воробья

Ортоланы

Поварское и ресторанное название блюд из жареной мелкой дичи — овсянок, жаворонков и воробьев. Заимствовано из французской кухни исключительно как название, поскольку приготовление мелкой дичи было известно и в русской, и в белорусской кухне (в последней жареные воробьи были распространены с XVI по XIX в.). Обычно для ортоланов овсянки или воробьи обжаривались на вертеле в течение 6-10 минут. Особенно хороши осенние жирные воробьи. Гриллируются потрошеные тушки целиком, а затем подаются с разварным картофелем и грибным соусом, солёными огурцами или жареными солёными грибами. Во французской кухне ортоланы подают с картофельным пюре и красным соусом и лимоном. Таким образом, вкусовая гамма сохраняется одинаковой. В польской кухне ортоланы фаршируют смесью белого хлеба в молоке, лука, грибов, яиц и петрушки.

***

А вот что про жареных воробьёв думают на востоке Евразии. Сразу предупреждаю, что инфа почерпнута на просторах инета, где чего только не найдёшь.

Особенности воробьиного мяса

Поиск ответа на вопрос о том, можно ли есть мясо воробьев, следует начать с изучения вкусовых и диетических свойств данного продукта. Здесь нужно заметить, что те, кому доводилось пробовать воробьев, утверждают, что мясо этой птички лишено всякого вкуса и при этом отличается жесткостью. Пережевать его волокна под силу далеко не каждому, так что можно смело утверждать – поедание воробьев удовольствие из разряда сомнительных.
Что же касается диетических характеристик воробьиного мяса, то в этом вопросе какая-либо внятная информация отсутствует. Калорийность, содержание минералов и питательных веществ, количество белков, углеводов и т.д. Подобные данные широкой общественности не известны и есть большие сомнения, что исследования на эту тему когда-либо проводились учеными.
Кое-что узнать о свойствах мяса воробьев можно из народных поверий некоторых азиатских народов. Так, китайские врачеватели древности считали, что оно способствует улучшению качества мужского семени. Кроме того, бульоны, приготовленные из тушек этих пернатых, часто включали в рацион раненных или страдающих кожными заболеваниями в виде различных язв.
У жителей Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии имеется свой взгляд на то, можно ли есть мясо воробьев. В их народной медицине существует целый раздел, посвященный лечению задержек речевого развития у маленьких детей. Считается, что воробьиное мясо помогает решать подобные проблемы – при регулярном употреблении дети начинают говорить уверенно и быстро.
Но так ли это на самом деле? Вопрос повисает в воздухе, ибо ни в одном серьезном источнике, который заслуживал бы доверия, вы не найдете подтверждения подобной информации. Впрочем, опровергнуть ее тоже невозможно, так что верить во все это или нет, каждый волен выбирать сам.

Можно ли есть воробья

Воробьи в японской кухне

А вот что достоверно известно, так это факт использования воробьиного мяса в традиционной японской кухне. Там существует весьма оригинальное блюдо, название которого на японском звучит как «Фушими-Инари Сузумэ-но якитори», а по сути это шашлык из воробьев. Рецепт его прост, ощипанные, обезглавленные и замаринованные в особых специях воробьиные тушки нанизывают на небольшую палочку и запекают на углях, точно так же, как классический шашлык из баранины.
По легенде данному рецепту более тысячи лет и появился он в древней столице страны самураев – Киото. Придание гласит, что такое блюдо готовили служители храма Фушими-Инари. Однако, исследователи японской культуры утверждают, что традиция готовить шашлык из воробьев появилась в этих местах не более ста лет назад. А виной всему стал тяжелый и затяжной кризис, подкосивший экономику Японии в начале 20-го века. По свидетельствам историков в этот период население островного государства обнищало настолько, что ело не только воробьев – в пищу шло все, что могло хоть как-то удовлетворить чувство голод.
Таким образом, если рассматривать вопрос о том, можно ли есть воробьев, объективно и беспристрастно, то получается, что пойти на такой шаг допустимо только в крайнем случае, что называется, если нужда заставит. В иной же ситуации поедание подобных блюд вряд ли принесет большое эстетическое удовольствие.

***

Ну и в качестве вишенки на торте вот вам ещё рыбацкая байка.

Можно ли есть воробья

Жареный воробей

Собрались мужики на рыбалку, ловить сомов, нажарили воробьёв и поехали на речку. Приехали поздно, на улице темно. Воробья на крючок закинули и пошли отмечать начало рыбалки. Не успели по одной пропустить, как раздался звон колокольчика. Все бросились вытаскивать. Один тянет — идёт тяжело, двое на подхвате — один с сачком, другой фонарём на воду светит. Начались всплески, один кричит: «Здоровый сом, наверное, главное не упустить!» И тут в свете фонаря появляется всклокоченная морда с огромными глазами, и весь этот ужас упирается и молчит. Народ одурел: вместо сома поймали какого-то чёрта. Мужики в страхе всё побросали и убежали. А это оказался не чёрт, а кот!
Кот шёл, никого не трогал, вдруг учуял запах жареного воробья, хвать его, и тут попал на крючок, и что-то начало тянуть его в реку. Кот, наверное, чуть с ума не сошёл и по воде научился ходить. Так что надо смотреть куда закидываешь удочку!

Читайте также:  Можно ли есть чернослив после операции

***

Ну так и что, спросите вы, жарили воробьёв в Златоусте или нет? Скорее нет, чем да, отвечу вам я. Ах, вы определённости хотите? А где вы её в истории усмотрели, эту определённость?!

Источник

Мясо воробья для «старца» Распутина

Григорий Распутин впервые появился в Петербурге в 1905 году и носил тогда отцовскую фамилию — Новых. Кличку Распутин, впоследствии ставшую его фамилией, он приобрел благодаря легендарной славе развратника и эротомана. Правда, сам он не считал себя таковым, утверждая, что всего лишь изгонял из женских тел «блудных бесов», причем порой по нескольку бесов за ночь.

О «подвигах» Распутина на сексуальном поприще сохранилось немало свидетельств. По словам хорошо знавшего старца отца Илидора, Распутин изнасиловал няню царских детей, девицу М. И. В. В купе I класса изнасиловал вдову офицера Ф. Б. и заставил ее отбить 200 поклонов, ибо она думала, что он совершил с ней грех … Как сам Распутин объяснил Илидору, «мне прикоснуться к женщине — все равно, что к чурбану.

У меня нет похоти, и дух бесстрастия во мне сущий, я передаю им, а они от этого делаются чище, освящаются. Для святого все свято».

Секрет магической силы Распутина

Возникает вопрос, как удавалось «старцу» поддерживать высокую половую активность? И это несмотря на то, что зачастую он был при этих «священнодействиях» пьян вдрабадан. Мадеру он якобы пил из тазиков, остальные ёмкости его не устраивали)?

Как утверждал один из участников заговора, приведшего к смерти Распутина, князь Феликс Юсупов, «лица с такой магической силой, как Распутин, появляются раз в тысячу лет».

Однако только ли в этих «чарах» заключался секрет высокой потенции «старца»?

Вот как он уговаривал того же Юсупова: «Зачем ты, Феликс, не бываешь у Бадмаева? Нужный он человек, полезный человек. Ты иди к нему, милой, больно хорошо он лечит травочкой, все только травочкой своей. Даст он тебе махонькую, махонькую рюмочку настойки из травушки своей, и — у-у-ух! как тебе бабы захочется! ..»

П. А. Бадмаев, известный врач, пропагандист и популяризатор тибетской медицины, в ту пору был одним из самых модных столичных медицинских светил. Потомок Чингиз-Хана, он пользовался большим влиянием среди священников Востока и с их помощью впервые перевел на русский язык основы древней тибетской науки «Жуд-ши».

В своих воспоминаниях Бадмаев писал, что он давал Распутину общеукрепляющее средство «Шижет дугба», обозначенное в каталоге под номером 179. Однако состав этого средства в трактате «Жуд-ши» не расшифрован.

Распутин при царском дворе

Из других источников известно, что Распутин, который стал своим человеком при царском дворе благодаря способности вылечивать от приступов гемофилии царского наследника Алексея, иногда примешивал в еду и питье наследника порошок женьшеня. От этого лекарства кровотечение у наследника временно усиливалось.

Пройдоха определенно знал день, когда окончится влияние этого порошка, и к той поре приурочивал свое колдовство, помогающее остановить кровотечение.

Судя по действию той самой травки, настой которой он рекомендовал Юсупову, в состав этого зелья и входил легендарный корень жизни женьшень. Об остальных ингредиентах настойки можно лишь строить догадки.

Мясо воробья

Считалось, что в снадобье, о котором я рассказываю, входило рекомендуемое тибетскими медиками мясо воробья, которое «упитывает сперму», или мясо павлина, укрепляющее потенцию стариков.

На самом деле, воробьиное мясо действительно съедобное. Хотя очень жесткое и безвкусное. 

Скорее же всего, настойка состояла из вытяжки известных своими тонизирующими свойствами корней родиолы розовой, элеутерококка и аралии, которые Бадмаеву регулярно привозили с Алтая и из Маньчжурии, а также настои редких трав, произрастающих только на склонах Тибета.

А считалось ли действительно воробьиная плоть лечебной в Китае, или этот миф придумали знахари и продавцы разных «лечебных» составов — доподлинно мне не известно.

Очень интересно о Распутине написал Валентин Пикуль в романе «Нечистая сила». Журнальный вариант — «У последней черты»). Стоит прочесть эту книгу.

Источник