Можно ли есть весь куличках

«У черта на куличках»: откуда пошло выражение

Разбираясь в увлекательных дебрях русского языка, великого и могучего, как мы все помним из школьного курса, невозможно пройти мимо выражения, которое многие из нас слышат с детства — «У черта на куличках».

Поначалу оно кажется набором слов, потом звучит как что-то непонятное, потом обычно кто-то объяснит, что это означает «далеко» и вот ты уже используешь его в повседневной речи.

После написания предыдущего поста по истории московских улиц, особенно после упоминания местности Кулишки, мне стало очень интересно покопаться и узнать, откуда появилось это выражение.

Обратимся в первую очередь к В.Далю и его Толковому словарю, где находим следующее: «КУЛИГА, кулижка ж. вид кулика, бекаса? Scolopax foedоа; | тамб. стая птиц, кучка; | клин земли, полоса, загон, участок не вошедший в тягловой надел; | ровное место, чистое и безлесное; небольшой покос, пожня особняком среди пашень либо лесу, прогалинка, полянка, отличная растительностью, травою, ягодами, урожаем хлеба; | лужок на заводи, заливе, и самая заводь, перм. арх.; | клин лесу, остров, твер. ряз.; | вост. лес расчищенный, выкорчеванный, выжженный под пожню или пашню, росчисть, чищоба, чища, подсека, починок, огнище, пожег, валки и пр. <…>

Хлеб хорош кулагами, местами, полосами, островками. Река дала кулигу, колено, образовав по одну сторону сухую кулигу, мыс, по другую морскую, заводь, поемный лужек.

Дать кулигу, дать крюк.

О неизвестно куда или далеко ушедшем, говор.: У черта на кулижках (неправильно, на куличках), неведомо где. <…>

Кулижничать, рубить и выжигать лес под пашню.

Кулижник м. кто вырубает и выжигает кулиги «

Какмы видим, В.Даль считал не исконно русским вариант «кулички», настаивая именно на кулижках, как уменьшительном варианте слова «кулиги», состоявшее в употреблении во многих русских говорах. Но к XIXв.слово «кулиги», как и «кулижки» становилось все менее понятным и его заменили на «кулички». XX век наложил свой отпечаток — пришел технический прогресс и корчевание леса под поля стало уходить в прошлое, как и само выражение, меняясь на — «к черту на кулички», так говорить стало верно.

Менее правильным с точки зрения лингвистики является толкование, что «кулички» это «куличики», т.е. небольшие пасхальные куличи и создается выражение, объединяющее в себе несочетаемое: светлый праздник Пасхи и нечисть, которая освященных куличей на дух не переносит. Остроумное, но неполное объяснение, т.к.остаются вопросы.

Бытует еще версия, что это выражение пришло из охотничьей среды, как ответ на вопрос «куда идешь», запрещенный у охотников, т.к.считалось плохой приметой сообщать кому-либо место охоты, да и сама охота была делом опасным, от успешности которого порой зависело благополучие семей.

Согласно Словарю синонимов: » Кулички. В старину так называли те места в лесу, которые были наиболее болотистыми и вязкими. Именно там, по преданиям, и водилась всякая нечистая сила во главе с чертом. Поэтому друг другу строго наказывали – не забираться в лес слишком далеко и глубоко, не плутать в трех соснах, ибо дьявол силен.»

Топкое болото, кочки, обозначение места, которое «далече» — сейчас сложно это представить в центре города или даже на его окраинах, правда?

По Толковому словарю Д.Ушакова: «КУЛИЧКИ, куличек, куличкам, ед. нет. Только в выражениях: к чорту на кулички, у чорта на куличках, чортовы кулички (простореч. шутл.) — об очень отдаленных местах. Живет у чорта на куличках.»

И снова суть выражения — так далеко, что неизвестно, доберешься ли, а если и доберешься, то нужное место вряд ли найдешь.

Существует старая пословица «Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят» и это напоминает нам, что вокруг Москвы в Древней Руси было немало болот, которые называли «кулишками» (куличками), а нечисть, обитавшую там — «кулишами». В старой Москве было как минимум три церкви, стоявшие на болотах: Рождества Богородицы, Трех Святителей и наиболее известная – Всех Святых на Кулишках в Китай-городе, которая сохранилась и до наших времен. Хотя выражение и означает глушь (захолустье), далекую окраину, по теперешним меркам церковь располагается всего-то в полуверсте на северо-востоке от Кремля.

Тот самый Храм Всех Святых на Кулишках (фото Яндекс картинки)

Эта статья была бы неполной, если бы на просторах интернета не нашлось еще одной версии мистического характера: « …в 1666 году в богадельне у расположенного неподалеку Ивановского монастыря завелась нечисть. Изгнать ее удалось только призванному из Флорищевой пустыни иеромонаху Иллариону. Оказалось, что «буянила» в церкви душа княжеского сына Игнатия: мать прокляла его и послала к черту. Но напоследок Игнашка решил пошалить: забрался на колокольню Всехсвятской церкви на Кулишках, и она накренилась в сторону Кремля. И на самом деле, за время своего существования храм на 3,5 метра ушел в землю, а наклон колокольни видно даже «невооруженным глазом». Но все-таки иногда на фотографиях появляется чертовщина.
(Источник: https://liveinmsk.ru/places/monastyri-i-cerkvi/vseh-svatyh-na-kulishkah)

И еще одна заметка об этом случае:

Читайте также:  Можно ли есть кедровый орех при кормлении

«В 1666 году происходили странные происшествия. Там, по свидетелям очевидцев, «по действу некоего чародея вселился демон и различные пакости творяще». Демон не давал покоя ни днем ни ночью, всячески мешая живущим в богадельне при церкви: стучал и гремел на печи и в углах, сбрасывал спящих с лавок, приставал к старухам. Весть о черте, творящем пакости, дошла до царя Алексея Михайловича, который не на шутку озаботился происшествием. По просьбе царя избавил богадельню от злого духа преподобный Илларион, «царёв храбрый воин и в битве победитель, супостатом непреодолённый, нечистому духу страшный, а всему миру – явный и дивный чудотворец».

Так или иначе, но теперь мы знаем немного больше о таком интересном выражении и истории его появления.

Мне интересно, а вы используете его в своей речи, мои дорогие читатели? Я не скажу, что часто употребляю, но бывает порой.

До новых встреч и берегите себя!

.

.

.

.

.

Дорогой друг! Если ты дочитал до конца и было интересно — не забудь поблагодарить автора и поддержать лайком! А если разделяешь мою любовь к Москве,ее истории и прогулкам, тогда смелей подписывайся,посмотрим,сколько нас — москволюбов и … see you in Moscow!

Источник

Где находятся чертовы кулички?

В процессе написания своей книги читаю литературу про Москву. Интересного тьма. Решила, почему бы и не поделиться некоторыми «вкусными» фактами и историями.

Первой такой историей будут «чертовы кулички». Не знаю, многие ли знают о том, что это и где, поэтому решила все же рассказать. Как ни крути, а легенда занятная.

Изначально «кулички», они же «кулишки» и «откулига» — болотистое место в лесу, поляна среди заболоченного леса. Самое место для черта и его собратьев. Находиться оно может где угодно, и в таком виде его адрес нам никогда не найти. Но в реальности все куда интересней.

Дело в том, что у чертовых куличек есть вполне конкретный адрес — это треугольник между Славянской площадью, Солянкой и Ивановской горкой. Центр Москвы, между прочим, м. Китай-город. Раньше здесь были… ну да, кулишки. Они самые.

Карта чертовых куличек

А потом случилась Куликовская битва. Дмитрий Донской вернулся в Москву и 1 октября 1380 года велел построить на Кулишках церковь в память о тех, кто не вернулся. Большинство погибших, разумеется нашли свой покой в братских могилах на Куликовом поле, однако некоторых все же перевезли и похоронили у стен церкви, которую освятили в честь Всех Святых. По сути эта церковь стала первым храмом-памятником в честь победы. С нее такая традиция и пошла.

Храм Всех Святых на Кулишках

В XVI веке церковь решили перестроить в каменную. Примерно в таком виде она благополучно дожила до наших дней и, буде появится такое желание, ее можно увидеть, доехав до станции метро Китай-город и выйдя в сторону ул. Солянка (она есть на указателях). Красивая красная церквушка, которая окажется у вас прямо перед носом, и есть та самая — на Куличках.

Итак, все самое веселое началось как раз через некоторое время после строительства каменного храма. Говорят, потревожили кости павших воинов. Так это или нет — никто не знает, но чертовщинка началась даже не с церкви, а с Троицкой богадельни по соседству, что характерно, осенью 1666 года.

Старушкам, живущим в приюте, стало не так скучно влачить свои дни, потому что у них появился потусторонний массовик-затейник по прозвищу Игнашка. Специального образования Игнашка не имел — в преисподней с этим туго, —так что аниматор из него получился очень своеобразный: дух швырялся стульями, шептал старушкам всякую пошлятину (бедные бабушки!), ругался так, что бывалые сапожники бледнели и уходили в мужской монастырь. Тот еще тамада. И ни одного конкурса!

В общем, старушкам это надоело, и они нажаловались в самую высокую инстанцию — царю Алексею Михайловичу. Тот чародеев не жаловал и нечисть не уважал, а потому велел церковникам разобраться честь по чести и выяснить, что не так. Но Игнашка оказался не так прост. И здесь все случилось по тому же принципу, как было с экзорцистами в «Альваросских крысоловах» — слабости священников нечистый чувствовал на раз, а потому не они его, а он их изгонял, еще и позорил перед всеми. Под конец святые отцы уже боялись и близко подходить — кому охота, чтобы твое грязное белье вытащили прилюдно и рассмотрели во всех деталях? Подходящую кандидатуру для изгнания нечисти пришлось искать очень долго, но таки удалось найти. Преподобный Илларион был экзорцистом — говорили, будто ему дана власть над духами.

Явился священник в богадельню, пообщался с Игнашкой, выяснил, что тот, вроде как, княжеский сын, проклятый матерью, а потом… потом все. До свидания, Игнатий Батькович, старушкам нужен покой, ступайте откуда пришли.

Все обрадовались, но… не тут-то было. Немного поразмыслив, Игнашка решил, что просто неверно выбрал целевую аудиторию и обратил свой взор на верующих. И то верно: много людей, горят свечи, песни поют. Как мимо пройти? Поэтому во время очередной службы в церкви Всех Святых начались спецэффекты в стиле нечистой силы или просто беспокойных соседей: бей, роняй, стучи отбойными молотками по стенам (ладно, просто стучи — не было тогда отбойных молотков), не забывай про огоньки под куполом, а еще теней, теней побольше.

Читайте также:  Можно ли есть после лечения зуба от кариеса

И опять пришлось звать экзорциста. Но и тут Игнашка не унялся. Настойчивый паренек оказался. Не иначе как решил покорить столицу… Из Всесвятской церкви он перебрался в церковь св. Владимира на Ивановской горке, оттуда — в храм Рождества на Куличках, потом вернулся к бабушкам в богадельню, рассчитывая, что они уже успели соскучиться.

В последний раз, по слухам, Игнашка шалил совсем недавно, примерно в 1991 году в Всесвятской церкви. Но на сей раз он был не особенно убедителен, наверное, повзрослел, поумнел и нашел себе дело по профилю ))

Источник

ûðàæåíèå ó ÷¸ðòà íà êóëè÷èêàõ (Òåçàí)

«Îêîëî ìîãèëüíûõ ïàìÿòíèêîâ è êðåñòîâ æàëèñü äðóã ê äðóãó ëþäè ñ êóëè÷àìè è óçëàìè. Ïî-âèäèìîìó, ìíîãèå èç íèõ ïðèåõàëè ñâÿòèòü êóëè÷è èçäàëåêà.»
×åõîâ, «Ñâÿòîþ íî÷üþ».

Ââåäåíèå

«Ó ÷åðòà íà êóëè÷êàõ. Äîëæíî áûòü, íå âñåì èçâåñòíî, ÷òî æå òàêîå êóëè÷êè.  ñòàðèíó òàê íàçûâàëè òå ìåñòà â ëåñó, êîòîðûå áûëè íàèáîëåå áîëîòèñòûìè è âÿçêèìè. Èìåííî òàì, ïî ïðåäàíèÿì, è âîäèëàñü âñÿêàÿ íå÷èñòàÿ ñèëà âî ãëàâå ñ ÷åðòîì. Ïîýòîìó äðóã äðóãó ñòðîãî íàêàçûâàëè – íå çàáèðàòüñÿ â ëåñ ñëèøêîì äàëåêî è ãëóáîêî, íå ïëóòàòü â òðåõ ñîñíàõ, èáî äüÿâîë ñèëåí.» [1]
Îäíàêî, âûðàæåíèå «ó ÷¸ðòà íà êóëè÷èêàõ» èìååò äâîéíîå çíà÷åíèå.
1. Êàê ñàìîå îòäàë¸ííîå ìåñòî.
2. êóëè÷è íà Ïàñõó.
«Ê ó ë è ÷ ê è — ýòî èçìåíåííîå äèàëåêòíîå ñëîâî ê ó ë è æ ê è (îò ê ó ë è ã à) â çíà÷åíèè «ëåñíûå ïîëÿíêè; ìåñòà, âûææåííûå, âûðóáëåííûå è ïðèñïîñîáëåííûå äëÿ âîçäåëûâàíèÿ çåìëè, à òàêæå îñòðîâêè íà áîëîòå». Êóëèæêè íàõîäèëèñü, êàê ïðàâèëî, äàëåêî îò ñåë è äåðåâåíü, îòñþäà è çíà÷åíèå âûðàæåíèÿ: «ó ÷åðòà íà êóëè÷êàõ» — î÷åíü äàëåêî, íåâåäîìî ãäå. Ïîñòåïåííî êóëè÷êè ñòàëè àññîöèèðîâàòüñÿ ñ êóëè÷àìè è ïðàçäíèêîì Ïàñõè, ÷òî ïîâëåêëî çà ñîáîé èçìåíåíèå çíà÷åíèÿ ôðàçåîëîãèçìà: «îòïðàâèòüñÿ ê ÷åðòó íà êóëè÷êè» — åõàòü íåèçâåñòíî êóäà è çà÷åì (ò.ê. ó ÷åðòà íå ìîæåò áûòü íèêàêèõ êóëè÷åé)» [1].
Åñòü åù¸ îäíà èíòåðåñíàÿ âåðñèÿ, ñâÿçàííàÿ ñ ïðèðîäíîòåððèòîðèàëüíûì ðàñïîëîæåíèåì òîïîíèìà.
» Åñòü åå îäíà âåðñèÿ ýòîãî âûðàæåíèÿ.Îñîáåííî ,ýòî êàñàåòñÿ ñòåïíûõ çîí, òàì, ãäå î÷åíü ìàëî ëåñîâ è áîëîò. Òàê íàçûâàëè ìåñòî, êîòîðîå áûëî íåäîñÿãàåìî äëÿ îáçîðà ñ âûñîòû ÷åëîâå÷åñêîãî ðîñòà, à èìåííî,î÷åíü äàëåêî. Îòñþäà è ïîäîáíûå âûðàæåíèÿ: ïîñêàêàë ê ÷åðòó íà êóëè÷êè,áûë àæ ó ÷åðòà íà êóëè÷êàõ.» [1]

Ýòèìîëîãèÿ ñëîâà êóëè÷

Âî-ïåðâûõ :
«Îçíà÷àåò ýòî: ñòðàøíî äàëåêî, ãäå-òî â äèêîé ãëóøè. Îáùèé ñìûñë ñëîâ ïîíÿòåí êàæäîìó, à âîò ÷òî òàêîå «êóëè÷êè», íå çíàåò ïî÷òè íèêòî.
Êóëè÷êè – èñïîð÷åííîå ôèíñêîãî êîðíÿ ñëîâî, «êóëèãè», «êóëèæêè», äàâíî âîøåäøåå â ðóññêóþ ðå÷ü. Òàê íà Ñåâåðå íàçûâàëèñü ëåñíûå ïîëÿíêè, ëóæêè, áîëîòöà. Çäåñü, â ëåñèñòîé ÷àñòè ñòðàíû, ïîñåëåíöû äàëåêîãî ïðîøëîãî âñå âðåìÿ âûðóáàëè â ëåñó «êóëèæêè» — ïëîùàäêè äëÿ ðàñïàøêè è ïîêîñà.
 ñòàðûõ ãðàìîòàõ ïîñòîÿííî âñòðå÷àåòñÿ òàêàÿ ôîðìóëà: «È âñÿ òà çåìëÿ, ïîêóäà òîïîð õîäèë è êîñà õîäèëà». Çåìëåäåëüöó ÷àñòî ïðèõîäèëîñü íà ñâîþ íèâó îòïðàâëÿòüñÿ â ñòðàøíóþ ãëóøü, íà ñàìûå äàëüíèå «êóëèæêè», õóæå áëèæíèõ ðàçðàáîòàííûå, ãäå, ïî òîãäàøíèì ñóåâåðíûì ïðåäñòàâëåíèÿì, â áîëîòàõ è áóðåëîìàõ âîäèëèñü è ëèøíèå, è ÷åðòè, è âñÿêàÿ ëåñíàÿ íå÷èñòü.
Òàê è ïîëó÷èëè îáû÷íûå ñëîâà ñâîå âòîðîå, ïåðåíîñíîå çíà÷åíèå: î÷åíü äàëåêî, íà êðàþ ñâåòà.» [2]
Âî-âòîðûõ:
» Êóëè;÷ (èç ñð.-ãðå÷. ;;;;;;;;(;;) îò ;;;;;; — koulliki îò kollis «õëåá êðóãëîé èëè îâàëüíîé ôîðìû») — ðóññêîå íàçâàíèå ïàñõàëüíîãî õëåáà. Ó âîñòî÷íûõ ñëàâÿí ïðàçäíè÷íûé õëåá áûë êðóãëûé è âûñîêèé, ñâåðõó íà í¸ì äåëàëèñü óêðàøåíèÿ èç òåñòà. Öèëèíäðè÷åñêàÿ ôîðìà êóëè÷à ñâÿçàíà ñ öåðêîâíîé ïðàêòèêîé âûïåêàòü àðòîñ» [ÂÏ].
Òàê ìû èìååì äâà êîðíÿ ïðîèñõîæäåíèÿ êóëè÷åê: ôèíñêèé è ãðå÷åñêèé. Îäíàêî, ñëîâà êóëè÷è, êóëè÷êè, êóëèãè, êóëèæêè, êàê ýòî íå ñòðàííî, èìåþò ñëàâÿíñêîå ïðîèñõîæäåíèå.
êóëè÷/êóëèæ — kulich/kulig > krugj/krug/glush — êðóæèé/êðóã/ãëóøü (ñëàâ.)(ðåäóêöèÿ r/l; ðåäóêöèÿ g/k, sh/g), èíà÷å, «ïîëÿíà,» «ïðîãàëèíà», «ãëóøü», » êðóãëûé õëåá».
Èçãîòîâëåíèå êóëè÷à ó ñëàâÿí èìååò ñàêðàëüíîå çíà÷åíèå, ñâÿçàííîå ñ ïîìèíîâåíèåì óìåðøèõ. Íå çðÿ êàê â ñòàðèíó, òàê è ïîíûíå íàðîä íà ïðàçäíèê Ïàñõè ïîñåùàåò ìîãèëû óìåðøèõ ñ ïðèíîøåíèåì ÿèö è êóëè÷åé.
Ñìåþ ïðåäïîëîæèòü, ÷òî ïðèíîøåíèå êóëè÷åé íà ìîãèëû óìåðøèõ áåð¸ò ñâî¸ íà÷àëî ñ ïîìèíîâåíèåì óáèòûõ âîèíîâ â Êóëèêîâñêîé áèòâå, ïîýòîìó èìååò ñìûñë ñîâïàäåíèå ñëîâà «êóëè÷», êàê êðóãëûé ïàñõàëüíûé õëåá, òàê è «êóëèæ», â ñìûñëå, îòäàë¸ííîå ìåñòî, ïîëÿíà.  ðàéîíå Êèòàé-ãîðîäà â Ìîñêâå íàõîäèòñÿ öåðêîâü âñåõ ñâÿòûõ íà Êóëèæêàõ. Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ïðàçäíèê âñåõ ñâÿòûõ â ñëàâÿíñêîé òðàäèöèè ïî èíîìó íàçûâàåòñÿ Ñåìèê (ïîìèíîâåíèå óìåðøèõ), êîòîðûé ïðàçäíóåòñÿ âåñíîé (Òðîèöà) è îñåíüþ, êîòîðûé â Çàïàäíîé Åâðîïå èìåíóåòñÿ êàê Õåëëîóèí (Äåíü âñåõ ñâÿòûõ). Öåðêîâü íà Êóëèæêàõ áûëà ïîñòàâëåíà â ïðåäìåñòüå Ìîñêâû, åñëè áðàòü ïåðèîä XIV âåêà è èìåííî ñ òîé ñòîðîíû, îòêóäà óõîäèëè âîéñêà Äìèòðèÿ Äîíñêîãî íà Êóëèêîâñêóþ áèòâó è êóäà â òîæå âðåìÿ ïðèâîçèëè â êîëîäàõ óáèòûõ âîèíîâ è õîðîíèëè íà Êóëèæêàõ. Èìåííî òóäà ñòåêàëîñü áîëüøèíñòâî íàðîäà, ðîäñòâåííèêè óáèòûõ â Äåíü âñåõ ñâÿòûõ, ñî âñåé Ðóñè, ÷òîáû îñâÿòèòü êóëè÷è è ïîìÿíóòü ïàâøèõ, ïîòîìó, ÷òî âîéñêî Äìèòðèÿ Äîíñêîãî ïîèñòèíå áûëî âñåíàðîäíûì è ñîñòîÿëî èç ìîñêâè÷åé íåîáó÷åííûõ (äîáðîâîëüöåâ-îïîë÷åíöåâ), êîëîìåíöåâ, ñåðïóõîâ÷àí, áåëîîç¸ðöåâ, ÿðîñëàâöåâ, ïîëî÷àí è äð.
Âûðàæåíèå «ó ÷¸ðòà íà êóëè÷èêàõ» ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êðîìå ïîíÿòèÿ «îòäàë¸ííîãî ìåñòà» êàê «÷åðòû» íà êóëèæêàõ, îçíà÷àþùåå ïîãðàíè÷íîå ïîëå, ðàçäåëÿþùåå Ðóñü è Ïîëîâåöêîå ïîëå, ãäå ïðîèçîøëà îäíà èç ñàìûõ çíàìåíèòûõ áèòâ ñðåäíåâåêîâüÿ.

Читайте также:  Если удалить страницу в вк можно ли еще будет восстановить

Çàêëþ÷åíèå

Öåðêîâü âñåõ ñâÿòûõ íà Êóëèæêàõ ñîçäàòåëè íîâîé õðîíîëîãèè  (ÍÕ) À.Ò. Ôîìåíêî è Ã.Â. Íîñîâñêèé ñâÿçûâàþò ñ ìåñòîì Êóëèêîâñêîé áèòâû. Íàñêîëüêî îíè ïðàâû, áóäåò ÿâëÿòüñÿ òåìîé ìîåé ñëåäóþùåé ñòàòüè îá èñòîðè÷åñêèõ ïðåâðàòíîñòÿõ, êàê Êóëèêîâñêîé áèòâû, òàê è äðóãèõ âîåííûõ è ðåëèãèîçíûõ ïðîòèâîñòîÿíèé â ñðåäíåâåêîâîé Ðóñè.

Ñîêðàùåíèÿ

ÑÏÈ – Ñëîâî î ïîëêó Èãîðåâå
ÏÂË – Ïîâåñòü âðåìåííûõ ëåò
ÑÄ – ñëîâàðü Äàëÿ
ÑÔ – ñëîâàðü Ôàñìåðà
ÑÈÑ – ñëîâàðü èíîñòðàííûõ ñëîâ
ÒÑÅ – òîëêîâûé ñëîâàðü Åôðåìîâà
ÒÑÎØ – òîëêîâûé ñëîâàðü Îæåãîâà, Øâåäîâà
CÐÑ – ñëîâàðü ðóññêèõ ñèíîíèìîâ
ÁÒÑÓ – áîëüøîé òîëêîâûé ñëîâàðü Óøàêîâà
ÑÑÈÑ – ñáîðíûé ñëîâàðü èíîñòðàííûõ ñëîâ
ÌÀÊ – ìàëûé àêàäåìè÷åñêèé ñëîâàðü ðóññêîãî ÿçûêà
ÂÏ – Âèêèïåäèÿ
ÝÁÅ — Ýíöèêëîïåäèÿ Áðîêãàóçà è Åôðîíà
ÁÑÝ — áîëüøàÿ ñîâåòñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ

Ññûëêè

1. Èñòîðèÿ êðûëàòîãî âûðàæåíèÿ «ó ÷åðòà íà êóëè÷êàõ»,
2. Ó ÷åðòà íà êóëè÷êàõ, https://www.otrezal.ru/catch-words/444.html
3. Â. Í. Òèìîôååâ «Ìåòîäèêà ïîèñêà ñëàâÿíñêèõ êîðíåé â èíîñòðàííûõ ñëîâàõ», https://www.tezan.ru/metod.htm

Источник

Марина Королева помянула черта и рассказала про «кудыкину гору»

Попробуем разобраться в этом с помощью книги академика Шанского «Лингвистические детективы». Языковед считает, что по своему происхождению выражение «к черту на кулички» — это ответ на сакральный, «запретный» вопрос: «КУДА?» Запретный — потому что путь-дорогу, по народным поверьям, можно и сглазить. И лучше уж прямо не отвечать на вопрос, куда это ты идешь или едешь…

Но это касается черта (не к ночи будь помянут!). А теперь — о самих куличках.

Как считал еще Даль, «к черту на кулички» — это переделка старого выражения «к черту на кулижки». Было такое слово — «кулижки» (лесные полянки, острова на болоте). Со временем слово стало исключительно диалектным, и его заменили более понятным существительным «кулички» — да-да, те самые куличи, Пасха! И в результате выражение соединило в себе, казалось бы, несоединимые понятия: ведь черт и религиозный праздник совершенно несовместимы.

А еще можно отправиться «на кудыкину гору». Так отвечают на назойливый вопрос: куда идешь, спешишь, едешь? С таким же успехом можно ответить: а тебе какое дело? А тебе не все равно?

В той же книге Николая Шанского можно найти ответ на вопрос, что такое «кудыкина гора». Родился фразеологизм в охотничьей среде и сначала был ответом охотников на запрещенный, с их точки зрения, вопрос, КУДА они отправляются. У охотников было поверье: хочешь успеха — не называй места охоты. Была такая поговорка: «Не кудыкай, счастья не будет». Тем более что «куда» созвучно словам «куд» (злой дух, черт, дьявол), «кудесить» (колдовать) и «кудь» (колдовство). А в диалектах было известно еще и слово «прокуда» — лукавый, зловредный человек.

В общем, если следовать этой гипотезе, получается, что «на кудыкину гору» — это почти то же самое, что «к черту на кулички».

Ну ты и наивный!

Однажды меня обвинили в наивности. Впрочем, трудно сказать, что это было: обвинение или комплимент. По мне, это скорее уж похвала. А вот на самом слове «наивный» я бы остановилась подробнее — слово-то иностранное!

В книге академика Виноградова «История слов» специально подчеркивается: «наивный» — не то же самое, что его синонимы «простодушный, простосердечный». Ведь именно эти слова — русские, а «наивный» — их иностранный заменитель!

И здесь мне не обойтись без цитирования Петра Вяземского, который писал дословно следующее: «У нас жалуются, и жалуются по справедливости, на водворение иностранных слов в русском языке. Но что же делать, когда наш ум, заимствовавший некоторые понятия и оттенки у чужих языков, не находит дома нужных слов для их выражения? Как, например, выразить по-русски понятия, которые возбуждают в нас слова naif и serieux, un home naif, un esprit serieux? Чистосердечный, простосердечный, откровенный, — все это не выражает значения первого слова. А потому и должны мы поневоле говорить: «наивный», «серьезный». Слово «наивный» окончательно вошло в литературный оборот в XIX веке, в 20-40-х годах. Некрасов писал, например:

«В саду толпится

Народ наивный,

Рискуют прачки

Последней гривной».

Да, собственно, уже у Даля в словаре можно найти слово «наивный». Значило оно то же, что сейчас: прямой и невинный, простой, простодушный, простосердечный, привлекательный простотою, ребячески прямой, детски откровенный; и вот еще — прямомилый, чистомилый.

И все-таки, согласитесь: наивный — не совсем то же самое, что простодушный и простосердечный. Очень близко, но не то же самое!

Источник