Можно ли есть в субботу
Содержание статьи
Что нельзя делать в Великую (Страстную) субботу перед Пасхой
Суббота, которая наступает на Страстной неделе перед Пасхой – это особый день. Поэтому часто интересуются вопросом: что можно и что нельзя делать в субботу перед Пасхой?
Подробный ответ и комментарии священнослужителей из первых уст представлены ниже.
Что означает Великая суббота Страстной седмицы
Начать рассуждение можно с того, какая именно суббота наступает перед Светлым Воскресеньем. Интересно, что у этого дня есть сразу несколько названий:
- Великая.
- Страстная.
- Красильная.
- Тихая.
Основное название связано с тем, что суббота представляет собой последний день Страстной недели. Именно эти дни стали последними в земной жизни Иисуса Христа.
В Страстную пятницу Спасителя распяли, а всю субботу его тело пролежало в гробнице. И скорбь близких людей у гроба Христа была очень тяжелой, ведь едва ли кто-то надеялся на то, что он воскреснет.
Вот почему Великая (Страстная) суббота – это очень драматичный день. И и потому нежелательно:
- устраивать любое веселье,
- посещать вечеринки,
- петь, танцевать,
- организация каких-то торжеств (свадьба, день рождения и т.д.)
- предаваться плотским утехам.
В связи с этим день субботы еще называют тихим – верующим людям действительно лучше воздержаться от мирского шума.
Также лучше отказаться от работы в огороде, охоты и рыбалки.
Что нельзя делать в Великую субботу перед Пасхой
Хорошо проникнуться атмосферой Великой субботы, узнать краткую историю, что лежит в традициях этого дня, и что он означает. Тогда станет понятно, что именно не следует делать в столь драматичные часы.
Прежде всего, это день, в котором нужно постараться сдерживать все земные страсти. Недопустимо ругаться, тем более сквернословить и вообще раздражаться.
А значит, все выяснения отношений лучше оставить на потом. Ведь грядет Пасха, и пора настраиваться на светлые волны праздника.
По возможности лучше не уделять время веселым вечеринкам, перенести празднование каких-либо дат. Нежелательно заниматься домашней работой, тяжелым трудом. Лучше так спланировать свое время, чтобы выполнить рутинные обязанности до скорбного часа.
Конечно, не надо смеяться, безудержно веселиться в субботу перед Пасхой. Ведь мы бы наверняка не стали этого делать в дни памяти о своем близком. А если речь идет о том, что добрая половина человечества вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа, понятно, что это только увеличивает нашу ответственность.
Что можно делать в Страстную субботу перед Пасхой
Поскольку речь идет о том, что в этот день верующие особенно поминают Христа, важно уделить достаточное внимание своей духовной жизни. Будет правильно посетить церковное богослужение, которое начинается с раннего утра и продолжается в течение всего дня. Причем вечером оно переходит во всенощную, а затем уже и наступает Светлое Воскресение.
А еще в народе суббота зовется также Красильной (или Красной), поскольку хозяйки завершают последние приготовления к Светлой Пасхе. В доме красят яйца, пекут куличи, запекают буженину. Хотя традиционно принято закончить всю домашнюю работу еще в Чистый четверг (убираться в доме, мыться), церковь не запрещает заняться делами и в субботу.
Конечно, в такой день можно читать Библию, творить молитвы, совершать добрые дела, помогать нуждающимся. Здесь можно ориентироваться на свой внутренний голос. Возможно, кто-то уже давно нуждается в вашем внимании – тогда стоит навестить человека и посильно помочь ему.
Нелишним будет попросить прощения и самому простить других людей. Ведь делая даже самые малые дела, мы реально меняем мир к лучшему и наполняем его радостью.
Что можно есть в Страстную субботу в пост
А еще можно позаботиться о завтрашних торжествах – традиционно хозяйки начинают собирать пасхальные корзины, чтобы освятить в церкви праздничную еду. В связи с этим возникает вопрос: что едят в субботу перед Пасхой?
На самом деле это последний день Великого поста, поэтому лучше постараться выдержать ограничения. К тому же, терпеть осталось недолго – уже завтра можно будет вкушать любые блюда.
А в саму субботу можно довольствоваться только таким меню:
- хлеб (не сдобный);
- фрукты и овощи в любом виде;
- вода.
Великая суббота — это последний день Великого поста, и он очень строгий (хлеб и вода). А если говорить о том, когда разрешается субботняя трапеза перед Пасхой, — то только после окончания всенощной в храме. Фактически Великий пост заканчивается именно в воскресенье: после службы верующие торжественно произносят: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»
И тогда уже можно вкусить пасочки, яйца и другую еду. После чего прихожане расходятся по домам, отдыхают и ложатся спать. А вот настоящий праздник Пасхи наступает спустя несколько часов после пасхальной ночи – и длится он как минимум неделю.
Народные приметы и поверья в Великую субботу
Как мы знаем, это особо драматичный день: тело Спасителя уже сняли с креста и положили в гроб. Конечно, в такой день стоит воздержаться от любых ссор, и даже раздражение лучше оставить на потом. И еще нужно обратить внимание на такие народные приметы и поверья:
- На Страстную субботу лучше не планировать никаких шумных вечеринок. Если даже выпадет День рождения, отметить его следует как можно скромнее. А если же устроить пир на весь мир, то это недобрый знак: год может сложиться и не так удачно, как вы планировали.
- Также в народе считается, что не нужно в субботу выносить мусор и вообще ничего (любой предмет) из дома, в том числе нельзя давать взаймы. Повремените до воскресенья — ведь если ослушаться, это может породить мелкие неприятности, неудачи и навредить вам.
- Если куличи в Великую субботу получились на славу, это очень хороший символ: год сложится и порадует близких приятными событиями.
- Если проснуться именно во время пасхального рассвета и увидеть его – в делах наступит новая светлая полоса.
- Если в ночь на Пасху приснился покойный родственник, это знак очень хороший. Ходит поверье, что тогда в ближайший год все члены семьи будут здоровыми, и никакие несчастья их не коснутся.
- Лучше постараться не проспать утреннее богослужение и вообще встать пораньше. Опоздать в церковь – недобрый знак.
- Интересно, что своеобразная система пасхальных символов и знаков есть даже у охотников. Если описать все их приметы, понадобится целая книга. Но самое главное правило – в такой день категорически нельзя проливать кровь животных, это считается большим грехом. Поэтому с охотой (и рыбалкой) нужно повременить.
- Если в субботу перед Пасхой было ясно и тепло — то всё лето будет ясным и солнечным. А если выдалась пасмурная погода — быть холодному и дождливому лету.
Источник
Нужно ли православным поститься в субботу?
Как Церковь относится к субботе, поясняет иерей Андрей Чиженко.
Суббота для древних христиан в еженедельном богослужебном круге была вторым по значимости праздником после воскресения (малой Пасхи), в которое, соответственно, вспоминается Светлое Воскресение Христово. Понятно почему. Это ветхозаветное установление, основанное на Пятикнижии святого пророка Моисея: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2: 3). Слово «суббота» имеет еврейское происхождение и обозначает «день покоя». Поэтому в богослужениях ветхозаветной Церкви субботе уделялось особое внимание. Данное установление пришло и в нашу – Новозаветную Церковь.
С литургической стороны это очень хорошо заметно в великопостных седмичных службах. В будние дни Четыредесятницы запрещено служить Литургии, на которых пресуществляются Святые Дары (святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого), так как Литургия сама по себе – это радость богообщения, а Церковь в будние дни Великого поста призывает нас к сокрушению о своих грехах и покаянию. Но в субботу и воскресенье Четыредесятницы пост послабляется. Священник облачается вместо черных риз в золотые. И в субботу служится Литургия святителя Иоанна Златоуста, а в воскресенье – святителя Василия Великого. Также в субботу и воскресенье послабляется пост – вместо сухоядения пища с елеем. И даже разрешено употребление вина в разумных пределах. Все эти литургические факты нам ясно говорят о том, как Церковь относится к субботе. К тому же и в догматическом и священноисторическом смысле (уже новозаветном) суббота предваряет Воскресенье Христово, становясь с ним единым неразрывным целым. Вспомним воскрешение Лазаря, произошедшее в субботу, и сошествие воскресшего Христа в ад, которое тоже случилось в этот день.
Исходя из вышеперечисленных фактов, 64-е Апостольское Правило гласит: «Аще кто из клира усмотрен будет в постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великия Суббота): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен».
Но важно учитывать исторический фактор. Известный сербский святой канонист, церковный историк и священноисповедник епископ Никодим (Милаш) писал о том, что в древней Церкви под постом понималось сухоядение, во время которого воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы. «Следовательно, не должно понимать этого правила так, что каждую субботу и воскресение, даже и во время Четыредесятницы, разрешается есть рыбу и мясо – в эти дни воспрещается только сухоядение и разрешается менее строгий пост, чем в остальные дни постных недель», – пишет сербский святой в сочинении «Правила святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями».
Потому применять древние церковные правила в современной жизни, на мой взгляд, следует очень осторожно и рассудительно. Ведь люди раньше жили иначе, и мы во многом их не можем понять. Те правила, которыми руководствовались древние христиане много столетий назад, сейчас требуют истолкования, расшифровки. Часто мы не понимаем без дополнительных исторических исследований, что имели в виду древние отцы Церкви. Потому, прежде чем руководствоваться этими правилами, лучше обратиться к своему духовнику или опытному священнику за советом.
Если говорить конкретно о евхаристическом посте, то есть посте перед причастием Святых Христовых Тайн, то в нем на протяжении церковной истории были различные практики причащения. Так, например, в апостольские времена христиане причащались вечером во время приема пищи на агапах – «вечерях любви». Во II–III веках причащение во время агап уже почти повсеместно запрещается в силу полуязыческого неблагоговейного подхода некоторых христиан к Святым Тайнам. Люди приходили не на богослужение, а просто покушать.
Непосредственно сам евхаристический пост, включающий полное воздержание от пищи и пития в день причащения, окончательно сложился в IV веке.
Позже в Византийской империи к XI–XII столетиям в монашеской среде установилась традиция причащаться не только после евхаристического поста, но и после более длительной подготовки, включающей пост, исповедь, прочтение пред принятием Святых Христовых Тайн особого молитвенного правила, зародившегося и начавшего развиваться именно в эту эпоху. Сейчас данное правило составляет известные всем православным три канона и Последование ко Святому Причащению.
В 1699 году в священнические служебники была включена специальная статья «Учительное известие». В ней содержится указание о семидневном посте перед причастием. Но этот срок может быть сокращен до трех дней или, в крайнем случае, до одного дня по великой нужде.
В XIX веке святитель Феофан Затворник писал: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать из должным приготовлением и паче – со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно». Вот зачем нужно дополнительное приготовление, чтобы размягчить, подготовить душу к великому Таинству Причастия.
Документ «Об участии верных в Евхаристии», одобренный на Архиерейском Совещании РПЦ 2-3 февраля 2015 года, гласит: «Практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника».
Потому нам следует понимать, что христианин должен согласовать свою процедуру подготовки к принятию Святых Христовых Тайн с духовником, а в случае его отсутствия – с опытным хорошо знакомым священнослужителем. И вместе по благословению батюшки определить необходимую для каждого меру поста и молитвенных правил.
Митрополит Антоний Сурожский в своем докладе в Московской духовной академии 25 декабря 1973 года отметил: «Мы тоже создаем кумиров в своем роде. Есть люди, которые себе создают кумира на низшем уровне из типикона, из уставного богослужения, из определенного типа пения, из определенного типа иконописи. Все это – правда, все это справедливо; но это не все. Есть место у святого Григория Богослова, где он говорит, что, если мы соберем все данные Священного Писания, все учение Церкви о Боге и из этого сделаем вполне законченную картину и скажем: «Вот наш Бог», – мы станем идолопоклонниками. Потому что все, что мы знаем о Боге, это отблески и приближения, а Бог всегда бесконечно глубже и больше, и всякая законченная картина – ложь, идол. Поэтому нам самим надо в этом отношении быть осторожными». Ведь как сказал Господь наш Иисус Христос: «…Суббота для человека, а не человек для субботы: посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:27, 28).
Иерей Андрей Чиженко
Источник
Суббота- отделенный Богом день. Как правильно относиться к этому дню и не нарушать его?
Что такое суббота? Почему Господь отделил этот день и возложил на него что-то совершенно особенное? Как правильно относиться к этому дню и не нарушать его? Какое значение имеет суббота? Это те вопросы, которые рано или поздно обязательно должны возникнуть в нашем сознании, и ответы на них мы обязательно должны получить.
Видимо, пришло это время, поэтому давайте разбираться.
Где в Библии мы впервые встречаемся с этим днем? «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.» Быт.2:2,3
Что мы здесь видим? Бог к этому дню сделал (или совершил) все Свои дела в процессе творения Земли. И в этот седьмой день Он почил. По словарю «почил» – это покой, успокоиться. То есть Бог в этот день успокоился, или находился в покое. Это как?
Заметьте, не отдыхал, а находился в покое. Это совершенно разные понятия. Что значит Божий покой после творения? Как всё было? «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.» Быт.1:31 Всё было весьма хорошо. Совершенно. Лучше не бывает.
Когда у вас в жизни всё весьма хорошо, как вы себя чувствуете, что у вас в душе? Покой. Как вы хотите в нем находиться? Вместе со своими близкими и любимыми людьми, общаться с ними, разделять вместе с ними это счастье. Теперь представляете? И в этот Свой покой Бог приглашает и человека. Он хочет вместе с ним разделить его, вместе с ним разделить это счастье, оделить его той любовью, ради которой Он всё это и творил.
Таким образом, устанавливая субботу – Господь предлагает нам войти в Его покой! А Его покой – это любовь, радость, совершенство, счастье.
Но поскольку сам человек еще не был совершенен, и ему необходимо было пройти проверку на любовь, он не мог постоянно находиться в Божьем покое. В связи с этим Бог отделяет этот день от всех остальных, освящает его и благословляет. То есть этот день в плане мирозданья стоит особняком от всех остальных. Он — другой, он – особенный. Если те шесть – для жизни на земле, практически, как получилось, для себя, то этот – для жизни с Богом, на небе.
Поскольку у Бога нет времени, Он сразу видел, что случится и человек очень быстро предаст его любовь. И чтобы не потерять нас навсегда, Он оставляет нам этот день – эту дверь в Его мир. Для тех, кто захочет вернуться.
Об этом и говорит четвертая заповедь, середина Закона, самое сердце его:
« Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.» Исх.20:8-11
Это обетование Божье: несмотря на ваше предательство и уход – Господь всё еще приглашает вас в Свой покой, к Себе, в Его Царство. И для этого он из нашего 7-дневного цикла отделил один день, в который мы можем заходить туда. Что для этого нужно? Во-первых, не забывать об этом –помни, во-вторых, не заниматься в этот день своими делами – святи его.
«Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.» Евр.4:1
Что еще говорит нам Господь про субботу?
« Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился.» Исх.31:13-17
Как мы видим, кроме того, что субботу надо помнить и отделить ее в своей жизни для Бога, ее еще нужно – соблюдать, праздновать, хранить и не осквернять. Соблюдать – значит, проводить ее так, как это предусмотрел Бог, а не по-своему, как я хочу или церковь как хочет. Праздновать – значит, проводить ее не уныло, как, может быть, неприятную обязанность, а как праздник – радостное, хорошее, приятное событие. Хранить – значит, беречь ее, чтобы сохранить в неизменном виде и не потерять. Не осквернять – значит, не приносить в нее что-то чуждое, земное, наше человеческое, противное тому, что хочет Бог. Почему? Да потому что она посвящена Господу, это – знамение между Ним и людьми, это – вечный завет Бога с человеком. Это день встречи и общения Бога с человеком, не когда Он к нам приходит (это в другое время), а когда мы к Нему приходим, в Его дом.
А еще: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой… и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний и свято хранить его.» Втор.5:12,15
Наблюдай – то есть, не упускай из виду, суббота должна быть всегда в поле зрения твоего. И помни, не забывай, Кто такой Бог – Он Тот, Кто вывел тебя из рабства, из мира сатаны. Если не хочешь туда вернуться – тогда суббота самое первое подспорье ( или помощь) этого.
Как соблюдать субботу?
Во-первых, как нам известно — от вечера до вечера (Лев.23:32).
Далее : « это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное.» Лев.16:31 Смотрите, что делать в субботу – смиряйте души ваши. Мы уже говорили , суббота – это время перемен. Правильное соблюдение субботы – это когда человек изменяется. Прошла суббота, человек стал другой, пусть немного, но другой. Что-то в нем переключилось, поменялось, стало принципиально другим. Если ничего не изменилось – суббота прошла зря, неправильно. А основной принцип изменения – это, как раз и есть смирение.
Кроме того, Христос говорит: «Итак можно в субботы делать добро.» Матф.12:12 И еще: «сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» Лук.13:16 Освобождаться самому от уз сатаны, которыми он нас связал и помогать в этом другим – вот истинное предназначение субботы.
« Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла.» Ис.56:2 Храните субботы от осквернения – входите в покой Божий и не занимайтесь ничем другим! Причем входите туда и духом, и разумом, и сознанием, и всеми мыслями.
Я думаю, сейчас уже понятно, как правильно соблюдать субботу, что можно делать и чего нельзя. Чтобы еще нагляднее это представить – вот такой пример. Представьте, вам пришло приглашение от нашего президента Путина приехать к нему в гости и провести вместе с ним какой-то один конкретный день, вместе пообедать, пообщаться, рассказать ему обо всех своих проблемах, получить на это какую-то реальную помощь. Ну и что? Скажите теперь, что помешало бы вам принять это приглашение и поехать к нему? Нашлась бы какая-нибудь причина? Ну, кроме как смертельной болезни, от которой вы не можете встать с постели – больше, думаю, никакой.
Но Путин даже не идет ни в какое сравнение с нашим Богом! «Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы».Матф.12:8 В субботу нас приглашают к себе Сам Иисус Христос вместе со Своим и нашим(!) Небесным Отцом. Они желают провести вместе с нами этот день, вместе пообщаться, научить нас Их истине, благословить нас, изменить, а также вместе с нами пообедать, выслушать наши проблемы, оказать реальную помощь. Ну, и какую причину мы найдем сегодня, чтобы отказаться от этого? Поехать куда-то отдохнуть, или просто, остаться дома, или есть какое-то важное для вас дело? Только от кого вы хотите отдохнуть или спрятаться дома? От Бога? А какое есть дело важнее, чем получить реальную помощь от Бога? Каждую субботу мы с вами делаем этот выбор. И от этого выбора будет явно видно, где наши корни, где наш дом, кто наш господин, а, следовательно, и где мы останемся.
«Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы, уверовавшие, так как Он сказал: `Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой’, хотя дела Его были совершены еще в начале мира.
Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих. И еще здесь: `не войдут в покой Мой’. Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, то еще определяет некоторый день, `ныне’, говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: `ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших’.
Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.» Евр.4:1-11
Яркий пример, описанный очень подробно в Библии – это как Бог вывел свой народ из Египта (рабства греха) и вел в Ханаан, который Он назвал Своим покоем. И затем, когда они слушались Его во всём, он таковым и являлся. И как они шли туда?
«Ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его: `не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое. Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих, и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой’.» Пс.94:7-11
« Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак, видим, что они не могли войти за неверие.» Евр.3:18,19
Какие причины есть, что люди не могут войти в Божий покой? Неверие и непокорность.
Что выбираем сегодня мы? Обетование Божье пока еще действенно, призыв – приглашение Его к нам звучит, значит, дело за нами. Принять и прийти, или отвернуться и отказаться. Решайте, пока еще есть время.
Если вам интересна эта статья, ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал и смотрите еще больше информации на https://istinariadom.ru/
Источник