Можно ли есть в шаббат

Содержание статьи

Это интересно! Еврейские традиции шаббата и питание по правилам кашрута

Если вам посчастливилось приехать в Израиль и, в частности, в Иерусалим (где традиции чтут, и религия сильна) в пятницу вечером, то вы наверняка удивитесь, куда же подевалось все местное население и почему магазины закрыты?!

Да это просто шаббат какой-то!

Шаббат – седьмой день недели у евреев — наступает с заходом солнца в пятницу и продолжается до захода солнца в субботу. В этот день для верующих людей, согласно Торе, запрещен любой труд, связанный с творчеством и укрощением природы и мира человеком. Этот день принадлежит Творцу, и только он может совершать благие дела в шаббат. Именно поэтому автомобили стоят на парковках, магазины закрыты, а телефоны молчат – запрещено. Мы приехали в Иерусалим в пятницу в обед и к вечеру стали свидетелями интересных событий: стойка ресепшен в отеле пустовала, и приезжающим туристам необходимо было, в целях уважения традиций, пройти в скрытую от посторонних глаз комнату, где, можно сказать, тайно проходила процедура чек-ина. В нашем отеле было 2 типа лифтов – обычный, который привозил вас сразу на нужный этаж, и «шаббатный» – он останавливался на каждом этаже (на кнопки во время шаббата нажимать также запрещено, поэтому верующие просто дожидаются своего этажа, стоя в кабине лифта).

В ресторанах Израиля в субботу работа кипит

На ужин вечером пятницы за столом собирается вся семья, а т.к. детей у каждой пары часто не менее четырех, то можете себе представить, как много человек присутствует на пятничном ужине. Повсюду царит атмосфера праздника: и молодые, и пожилые поют песни, слышен звонкий смех, мужчины обязательно в кипе, а женщины нарядно одеты и также с покрытой головой (к слову, о покрытии головы. Верующим женщинам запрещено выходить из дома без головного убора, и именно поэтому многие бреют голову и носят парики). Глава семьи, держа в руках бокал вина, благословляет трапезу, и после этого начинается ужин. Обязательные атрибуты шаббатного ужина – скатерть, две зажженные свечи, вино, а также хала – традиционный хлеб.

Суббота проходит в том же праздничном режиме. А т.к. делать ничего нельзя, то часто даже на улицах в этот день можно увидеть, к примеру, переполненные мусорные баки – дворники тоже отдыхают. Рестораны востребованы как никогда – готовить дома нельзя, поэтому семьи либо запасаются пищей с пятницы, либо посещают кафе и рестораны. Конечно, банки и магазины закрыты в эти дни, поэтому будьте готовы к тому, что, в частности, в Иерусалиме сутки с пятницы на субботу пройдут для вас в совершенно другом формате. В воскресенье начинается рабочая неделя, и все возвращается в привычное русло.

Знаменитое дерево, заточенное в камень и парящее над землей — символ еврейского народа, долгое время лишенного своей Родины. Находится в Яффо

Едим по правилам кашрута

Многим из нас знакомо понятие кошерной еды, но далеко не все знают, чем она отличается от обычной. Кашрут – набор правил, описанных в Торе, согласно которым какая-то еда считается кошерной, а какая-то – нет. Другими словами, кошерная пища – это та пища, которую разрешает принимать Бог. Различия начинаются с того, что нельзя одновременно принимать мясные и молочные блюда, и между, допустим, съеденными куриными котлетами и творогом должно пройти не менее 1,5 часов. Однако рыбные и молочные блюда можно совмещать друг с другом и овощами.

Выпить свежевыжатый гранатовый сок — счастье!

Если говорить о морепродуктах, то разрешено принимать в пищу только ту рыбу, которая имеет чешую, жабры и плавники. Никаких осьминогов, устриц, креветок, угря или осетра (и осетровой икры, в частности). Из мяса можно есть только домашнюю птицу, домашних животных: говядина, баранина, оленина. Мясо должно быть подготовлено специалистом, который обязательно проводит специальную процедуру удаления крови.

Вкусная ароматная израильская клубника

Нельзя смешивать посуду для приготовления мясной и молочной пищи – для каждого вида блюд у хозяйки должна быть своя кастрюля и сковорода. За всеми этими правилами тщательно следит раввин.

А как же кошерное вино? Тут все проще: в производстве такого вина должен быть задействован только еврей, и, к тому же, он должен соблюдать шаббат.

NB.: в посте описаны мои личные наблюдения и зарисовки из разговоров с гидами и местными жителями во время поездки по Израилю. Допускаю, что где-то возможны неточности. Если вы изучили данную тему более глубоко, буду рада комментариям, конструктивной критике и замечаниям.

Мой инстаграм @annamidday , сайт о путешествиях и стиле Anna Midday

Источник

Что запрещено делать в субботу?

Достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы

Читайте также:  Можно ли есть копченую курицу при сахарном диабете

По законам Торы

Тора постоянно предостерегает нас от выполнения какой бы то ни было работы в субботу. Об этом говорят не только заповеди-запреты: «Не делай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…» (Шмот, 20:10, Дварим 5:14), но и заповеди-повеления: «Шесть дней работай, а в день седьмой отдыхай…» (Шмот, 23:12).

Слово млаха, которое употребляет Тора, не вполне идентично понятию «работа». Под работой обычно подразумевается либо профессиональная деятельность по роду занятий, либо значительные физические усилия. Млаха же означает лишь те занятия, которые запрещены в субботу: Это совершенно особая категория. Если бы Тора запрещала «вообще работу», то субботний досуг выглядел бы совершенно разным для разных людей. Ведь то, что один считает работой, для другого является отдыхом; то, что одному нравится, другому неприятно; что для одного легко, для другого тяжело. Следуя такому толкованию, пришлось бы запретить раввину обучать евреев в субботу Торе, а грузчику — передвигать мебель в собственном доме. На самом деле ни то ни другое не считается млахой. И наконец, при таком толковании субботний отдых потерял бы всякое духовное значение.

В Мишне (Шабат, 7:2) перечисляется тридцать девять категорий занятий, которые считаются млахой. Все они, как и другие работы, основанные на тех же принципах или преследующие те же цели, запрещены в субботу по законам Торы. Перечислим те из них, которые наиболее актуальны в наше время:

• варка и выпечка, замешивание теста;

• молотьба, помол, просеивание;

• стирка (вручную или машиной);

• вязание, вышивание;

• шитье, склеивание;

• строительство, починка;

• рисование, черчение, писание, стирание написанного;

• стрижка, бритье, маникюр;

• зажигание и тушение огня любыми способами;

• раскрой ткани;

• ловля рыбы, установка ловушек и капканов;

• уход за садом или газоном, сбор плодов, полив растений (даже комнатных);

• перенос предметов из частных владений в общественные и наоборот.

Необходимо отметить, что достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы, как это кажется некоторым несведущим людям. Тора дана на все времена. Еврейский Закон всегда позволял применять его в непрерывно меняющихся условиях. Новые виды деятельности и технические новшества оцениваются на основе принципов и концепций Письменного и Устного учения. Не будь этого, иудаизм давным-давно сошел бы с исторической сцены. Разумеется, вынесение галахических решений в эпоху электричества и атомной энергетики требует глубоких знаний. Авторитет раввинов в подобных вопросах базируется на сказанном в Торе: «И приди… к судье, который будет в те дни… И будешь поступать по слову его… И точно будешь исполнять все, что он скажет тебе…» (Дварим, 17:9-11).

По решению мудрецов

Нарушение субботы — тяжкий грех. «…Кто осквернит ее, тот да будет предан смерти…» — так говорит Тора (Шмот, 31:14).

Поэтому мудрецы Талмуда искали средства защиты законов Торы даже от случайного, непреднамеренного или необдуманного нарушения. Они разработали правила, называемые гзерот (или швут, когда они относятся к законам субботы) , столь же обязательные для нас, как и законы самой Торы, хотя нарушение первых рассматривается, разумеется, как менее серьезное. Гзерот запрещают такие виды деятельности, которые напоминают млаху и могут быть легко спутаны с ней, что, в конце концов, приведет к греху.

К числу наиболее распространенных занятий, запрещенных мудрецами Талмуда и более поздних времен, относятся:

• купля и продажа;

• езда на животных;

• плаванье на лодке;

• игра на музыкальных инструментах;

• включение, выключение и регулирование электроаппаратуры, радио, телефона, телевизора и пр. (некоторые считают этот вид деятельности млахой) ( Реле времени, установленные до наступления субботы, разрешается оставлять включенными для автоматического включения и выключения света.)

• манипуляции любыми предметами, использование которых запрещено в субботу (инструментами, деньгами, карандашами, электроприборами, спичками, свечами, бумажником). Все они называются мукцэ, то есть «отделенные», «исключенные» из субботнего обращения;

• свадебные церемонии;

• прогулки, даже пешеходные, за пределы определенного расстояния (примерно чуть больше километра за черту города или от того места, где человек проводит субботу, —этот запрет призван оберегать «дух субботы», не дать нам нарушить наш субботний отдых). Следует также избегать занятий, которые хотя и не являются млахой и не напоминают ее, но, по мнению мудрецов, относятся к будничным делам и отвлекают от святости субботнего дня. Например:

• перемещение тяжестей в доме (мебели и пр.);

• приготовление к деловой неделе (чтение и разбор бумаг и т.д.).

СУББОТНЯЯ ПЛИТА

Запрет варить не означает, что в субботу нужно есть только холодное. Напротив, праздник будет омрачен отсутствием горячей пищи.

Наиболее распространенный способ сохранить еду горячей состоит в следующем. До наступления субботы лист жести или алюминия кладут на зажженные и установленные на среднюю температуру горелки. Приготовленные заранее кастрюли с субботним обедом и вскипевший чайник ставят на плиту вечером в пятницу.

ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Маленьким детям не следует препятствовать в любых занятиях, но родители не должны поощрять их нарушать субботу (например, просить что-либо нарисовать, отрезать, связать и т.п.). В три-четыре года, когда ребенок уже способен кое-что понимать, его нужно удерживать от запрещенных действий. Лучшим методом обучения будет пример родителей. Спокойное напоминание (а не резкий окрик) — самое подходящее средство против забывчивости.

Если суббота будет ассоциироваться в сознании ребенка с чувством радостного возбуждения, с нарядным костюмом, посещением синагоги, со вкусными лакомствами, застольными песнями, а самое главное — особым вниманием к нему обоих родителей, то субботние запреты воспримутся не как досадные ограничения, но как естественная и неотъемлемая часть субботнего досуга.

Читайте также:  Можно ли есть грецкие орехи если кормишь грудью

КОГДА ОТМЕНЯЮТСЯ СУББОТНИЕ ЗАКОНЫ?

§ Если человек в опасности, не только можно, но и должно сделать все необходимое для его спасения. Все запреты отменяются в случае серьезной болезни или в любой ситуации, угрожающей здоровью и жизни человека.

§ Врач, вызванный для оказания неотложной помощи в субботу, обязан делать все, что диктует ему профессиональный долг, невзирая на субботние ограничения. Талмуд говорит: «Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать много суббот» (Йома, 86а).

§ Знаменитое изречение «суббота для человека, а не человек для субботы» не может, конечно, служить оправданием для тех, кто хочет удовлетворить свои суетные желания за счет отмены или обхода субботних законов.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Источник

Законы Шабата для начинающих

Заповедь Храни и Помни Шабат

На одном дыхании Вс-вышний воскликнул: «Храни и помни Шабат»!

Любить Б-га, проводить время с семьёй, быть в мире с друзьями и с самим собой — это и есть исполнение заповеди «помни» Шабат.

Но эти прекрасные повеления лишь тогда имеют силу, когда выстроены на твёрдом основании. Только в плодородной почве эти идеи, подобно ростку, могут выстоять, укорениться и зацвести.

Таким крепким фундаментом является повеление «хранить» Шабат, как мы учим в Ѓалахе, еврейском Законе.

Но слово «הֲלָכָה» не переводится, как понятие «закон», ибо происходит от корня «הלך», что означает «ходить», «идти». Ѓалаха — это «путь к действию», это «руководство». Не холодный список повелений и запретов, но руководство, как жить. Когда одно установление учит глубокой букве Закона, а другое — открывает красоту и изящество еврейской жизни, то Ѓалаха из сухого указания, или ограничения, или запрета, — превращается в направление, указывающее верный путь. «Храни» в сочетании с красивым «помни» отворяет перед нами не мир ограничений, а мир безграничности с его бездонной глубиной и возможностями самоусовершенствования.

Два изречения, два установления «храни» и «помни» были произнесены Создателем на одном дыхании, ибо одно без другого не существует и окутывается пустотой.

Наверняка каждый из нас испытывал чувство любви и слышал хотя бы раз в жизни три магических слова: «Я тебя люблю». Но представьте, если бы эти слова остались всего лишь словами, не подкреплялись бы при этом никакими действиями и никакой заботой о любимом человеке, а все попытки «добиться» настоящей любви — остались тщетными.  Разве это была бы настоящая любовь? Слова без дел — мертвы, они навечно остаются только пустыми  звуками.

Если же вы желаете показать на самом деле, что Б-г для вас — это ваш Творец и Создатель, то вы должны перестать заниматься делами или работой. В противном случае, эта красивая идея так и останется пустой теорией.

Шабат — это венец творения. Абсолютно всё в нём уже завершено. Я завершён. Ты, мы, они… Шабат — это напоминание нам о полноте завершения творения мироздания. Мы должны помнить об этом, а единственный способ осуществить свое намерение — жить, подражая Творцу.

Когда Б-г говорит: «Шесть дней работай и делай всякие дела свои», Он говорит не только о тех сроках, когда мы должны закончить свою работу в офисе. Он проявляет о нас заботу, подготавливает почву, где мы готовы работать над собой.

Шабат находится там, куда нас должно тянуть: к самопознанию, природе, исключительности, полноте и совершенству. Идеи не находятся вне досягаемости; осознать их и воплотить в жизнь, — это и есть движение в верном русле. Ибо движение и путь — это и есть Закон, Ѓалаха.

Начнём с азов. Откуда берутся все эти законы Шабата?

Вспомните эпизод из фильма «Десять заповедей», когда еврейский народ покидает Египет и начинает странствие по пустыне. В какой-то момент Б-г поручает им построить Мишкан. Это переносной Храм, Святилище, в котором, помимо всего прочего, должны храниться скрижали с Десятью Заповедями. Еврейский народ обязуется беречь и носить Мишкан на протяжении всего своего странствования.

Наша традиция гласит, что в концепции Мишкана сокрыта идея Шабата.

Мишкан — это центр присутствия Б-га среди людей. В нём Б-жественная Шхина заполняет весь наш мир. Любая деятельность, используемая в созидании Б-жьего дома, становится как бы частью акта творения.

В Шабат мы стремимся привнести ощущение Б-жественного присутствия в наши дома и окружающий нас мир. Мы запрещаем себе трудиться ради созидания, чтобы показать воочию и подтвердить, что не мы являемся хозяевами нашей жизни, что есть Кто-то, Кто превыше нас самих.

Чтобы узнать, что считается «созиданием» или «творением», мы должны изучить принципы действий и работ, использованных для построения Мишкана. Наша традиция знакомит нас с 39 видами работ.

На эту тему существует множество книг, где подробно описываются все законы Шабата. Они охватывают почти все возможные случаи, которые могут произойти в Шабат, и поясняют нам, что нужно делать в определённых обстоятельствах, а чего делать —  нельзя. (Например, такая ситуация: «Картина в рамке падает со стены. Позволяется ли в Шабат вернуть ее на стену или можно перевесить?»)

При этом, существуют общепринятые нормы и установления Закона, разъясняющие все, что можно делать в Шабат, а что делать — нельзя (если только вы не находитесь на необитаемом острове или не плывете на корабле в море).

Приготовление пищи в Шабат

Нам запрещено подвергать воздействию тепла различные вещи, которые в процессе нагревания могут изменить свои первоначальные свойства и качества. Тесто для приготовления хлеба заранее замесили и испекли для Мишкана; таким образом, и нам нужно воздерживаться от приготовления пищи в Шабат.

Читайте также:  Можно ли есть кабачковую икру при кормлении грудью

Как этого достичь? Здесь речь пойдёт в основном о заблаговременном приготовлении еды с последующим поддержанием и сохранением ее теплой. Для этой цели используются как специальные жаропрочные листы на поверхности кухонной плиты, так и медленноварка. Для того, чтобы вода оставалась горячей, перед Шабатом её следует поместить в специальный термос, приспособленный для хранения тепла. Чтобы верно соблюсти этот важный элемент Шабата, требуется тщательное изучение всех деталей Закона.

Вождение автомобиля в Шабат

Нельзя разжигать или тушить огонь в Шабат. Вождение автомобиля (где применяется искровой электрический заряд) относится к этой категории.

Как этого достичь: Гуляйте! Нет большего наслаждения, чем простая прогулка. Это всеобщее «замедление», жизнь без колес, откроет вам время для размышления, даст возможность оглянуться вокруг, насладиться природой, задышать глубоко. Если бы вы только знали, чего лишали себя прежде, проводя все дни шабата за рулём автомобиля! Автомобиль, безусловно, расширяет кругозор, но сокращает наслаждение жизнью. Сделайте перерыв в стремлении бежать впереди паровоза и получите удовольствие от простого наслаждения жизнью.

Если ваша синагога далеко от вас и дойти до нее — это настоящий пеший поход, вы можете поехать туда на машине в пятницу вечером до наступления Шабата и припарковаться там до его завершения. Вечером в пятницу вы вернётесь домой только пешком. Какое же это удовольствие осуществлять пешие прогулки до синагоги!

Запланируйте посетить друзей и соседей, живущих поблизости, организуйте встречу с ними по дороге в синагогу или днём в Шабат.

Использование денежных средств в Шабат

В Шабат мы не делаем того, что обычно проходит в течение недели. Это может быть шоппинг или что-то другое, потому что деньги — это мукце. Деньги относятся к такого рода финансовым операциям, которые не имеют никакого смысла и цели в Шабат и с которыми нельзя иметь дело. Счета (которые не могут быть оплачены в день шабата) тоже являются мукце.

Как этого достичь: Отложите все кошельки, сумочки, бумажники, кредитные карточки до наступления Шабата.

Использование телефона в Шабат

Есть определённый запрет на использование в Шабат предметов, связанных с электрическим током, или электронных приспособлений, таких, как телефоны, радио и телевизоры. Здесь мы также видим один из приятных аспектов  святого дня. Островок мира, которого мы желаем достичь в Шабат, получится лишь в том случае, когда его наполнит чарующая тишина и покой без постороннего шума.

Как этого достичь: Сообщите заблаговременно родственникам и друзьям о том, что в Шабат вы будете недоступны по телефону. Понимающие люди быстро улавливают суть и создают благоприятную атмосферу для соблюдения Шабата, а потому могут подождать решения своих проблем до окончания этого дня и связаться с вами по телефону вечером. Если вы действительно хотите ощутить настоящую атмосферу Шабата, отключите телефоны, чтобы вас не беспокоили звонки.

Электричество в Шабат

Освещение внутри дома происходит за счёт генерирования электроэнергии, использование которой в Шабат запрещено.

Как этого достичь: Решите для себя, какое освещение вы можете оставить до наступления Шабата. Возможно, вам захочется использовать свет, например, в ванной комнате или в других местах, где освещение особенно важно. (Использование ванной комнаты или туалета посреди ночи часто заканчивается тем, что мы автоматически нажимаем на выключатель!)

Допускается использование таймеров для автоматического включения и выключения света во время Шабата, если их установить заранее.

Туалетная бумага

Те виды предметов, части которых могут быть скреплены, склеены, сшиты, или которые можно легко разорвать, не должны использоваться в Шабат. То, что имеет некую целостную структуру, а впоследствии разрывается или расщепляется с целью использования, определяется как «сделанное». Бумажные полотенца или туалетная бумага относятся к данной категории.

Как этого достичь: Заблаговременно, перед Шабатом, подобрать разрезанную на требуемые части туалетную бумагу или бумажные полотенца или использовать полотенца на тканной основе. Вместо бумажных полотенец, если они предварительно не разделены на части, можно использовать тканевые салфетки.

Поливка растений или сбор цветов в Шабат

Если с началом Шабата завершаются всевозможные дела, то и мы должны вести себя подобно «властелину мира», который, постоянно что-то творя или созидая, наконец-то завершил рабочую неделю, (за исключением случаев, когда нашей жизни или чьей-либо другой угрожает опасность или смерть). Как только начинается Шабат, мы не поливаем растения и не помещаем в воду срезанные цветы.

Как этого достичь: Убедитесь, что цветы уже стоят в воде перед Шабатом, а все растения заранее политы. Если кто-то ненароком вам все же подарил живые, срезанные цветы после наступления святого дня, поблагодарите этого человека и поставьте цветы в вазу без воды. С некоторыми видами цветов ничего не произойдёт во время Шабата, а после завершения субботнего дня долейте в сосуд с цветами воды.

Написание, стирание, разрывание букв в Шабат

Нам запрещено писать, рисовать, стирать и даже разрывать буквы на упаковке в Шабат. Ручки, карандаши, резинки, ластики, фломастеры и т. д. попадают под категорию мукце.

Как этого достичь: Уберите с глаз долой все карандаши, маркеры, ручки и т. д., во избежание их случайного использования. Любые упаковки, крышки от бутылок, которые должны будут использоваться в Шабат, необходимо предварительно приоткрыть или распечатать упаковки полностью, чтобы не повредить буквы случайно.

Важное примечание: когда дело касается человеческой жизни, мы должны сделать всё необходимое для её спасения и сохранения. В Шабат, если ситуация чрезвычайна, можно поехать, чтобы отвезти человека в больницу; также можно позвонить в Шабат, если кому-то срочно потребуется помощь. Законы Шабата можно нарушить во имя сохранения человеческой жизни.

Источник