Можно ли есть в мечети
Содержание статьи
15 правил посещения мечети
Мечеть — это дом Всевышнего ﷻ, и тот, кто вошёл в неё, подобен тому, кто пришёл в гости к своему Создателю ﷻ. Пророк ﷺ изрёк: «Для того, кто отправляется в мечеть или возвращается (оттуда), Аллах готовит угощение в Раю каждый раз, как он (делает это)» (имамы аль-Бухари и Муслим). Какие же правила следует соблюдать при посещении мечети?
Правило посещения мечети №1: омовение и купание
Перед отправкой в мечеть желательно совершить омовение, надеть чистую одежду, надушиться благовониями, особенно в пятничный день.
В хадисе говорится: «Тот из вас, кто совершит дома как следует малое омовение, а затем с целью совершить намаз отправится в мечеть, тому Всевышний Аллах за каждый проделанный шаг возвеличит ему степень и сотрёт ему один грех. И это будет продолжаться вплоть до того, как человек войдёт в мечеть. Пришедший в мечеть и ожидающий намаз получает награду как за совершение намаза» (Ибн Маджа).
Запретно заходить в мечеть в состоянии джанабата (состояние, когда нужно сделать обязательное купание после полового осквернения), а также женщинам в период месячных или послеродовых выделений).
Пророк ﷺ изрёк: «Мечеть запрещена для женщин с месячными и всех, кто находится в состояние джанабы» (имамы Абу Давуд, Ибн Маджа, аль-Байхаки)
Правило посещения мечети №2: удаление неприятного запаха
Тому, кто намерен отправиться в мечеть, порицается употребление лука, чеснока, редьки и других продуктов, имеющих специфический запах.
Посланник Господа ﷺ изрёк: «Пусть не приближается к нашей мечети тот, кто поел лука или чеснока. Ведь, поистине, ангелы испытывают неприязнь к тому же, к чему испытывают неприязнь потомки Адама» (имам Муслим).
Правило посещения мечети №3: дуа по дороге
Пророк ﷺ при отправлении в мечеть читал следующую мольбу:
اَللَّهُمَّ اجْعَلْ فِي قَلْبِي نُوراً، وَفِي لِسَانِي نُوراً، وَاجْعَلْ فِي سَمْعِي نُوراً، وَاجْعَلْ فِي بَصَرِي نُوراً، وَاجْعَلْ مِنْ خَلْفِي نُوراً، وَمِنْ أَمَامِي نُوراً، وَاجْعَلْ مِنْ فَوْقِي نُوراً وَمِنْ تَحْتِي نُوراً، اَللَّهُمَّ أَعْطِنِي نُوراً
«Аллаhумма, идж’аль фи ḱальби нуран, ва фи лисани нуран, ва-дж’аль фи сам’и нуран, ва-дж’аль фи баĉари нуран, ва-дж’аль мин хальфи нуран, ва мин амами нуран, ва-дж’аль мин фавḱи нуран, ва мин таẍти нуран. Аллаhумма, а’ҭыни нуран»
«О Аллах, помести в сердце моё свет, и в язык мой свет, и в слух мой свет, и в зрение моё свет, и позади меня свет, и передо мной свет, и надо мной свет, и подо мной свет. О Аллах, даруй мне свет» (имам Муслим).
Правило посещения мечети №4: не бежать на намаз
Идти в мечеть на молитву следует спокойным размеренным шагом. Посланник Божий ﷺ изрёк: «Когда услышите, как объявляют о начале намаза, ступайте на намаз. (Направляясь на намаз), вам следует хранить спокойствие и вести себя достойно. Не спешите, и совершите (вместе со всеми ту часть) намаза, на которую вы успеете, а пропущенное вами — восполняйте (самостоятельно)» (имам аль-Бухари).
Но если мы опаздываем на пятничную молитву, то мы должны спешить по мере возможности, успеть вступить в намаз за имамом.
Правило посещения мечети №5: дуа при входе
Входят в мечеть с правой ноги и читают следующую молитву:
أَعُوذُ بِاللهِ الْعَظِيـمِ وَبِوَجْهِـهِ الْكَرِيـمِ وَسُلْطَانِهِ الْقَدِيـمِ مِنَ الشَّيْـطَانِ الرَّجِـيمِ، بِسْـمِ الله، وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَى رَسولِ الله، اَللَّهُـمَّ افْتَـحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتـِكَ
«А’уҙубилляhи-ль-‘Аӟыми, ва би-ваджhиhи-ль-Карими ва сульҭаниhи-ль-ḱадими мина-ш-шайҭани-р-раджими. Бисмилляhи, ва-ĉ-ĉаляту ва-с-саляму ‘аля расули-Лляhи. Аллаhумма-фтаẍ ли абваба раẍматика».
«Прибегаю к Аллаху Великому, к Его благородному лику и Его предвечной власти от проклятого шайтана. С именем Аллаха, благословение и мир посланнику Аллаха. О Аллах, открой для меня врата милосердия Своего».
Правило посещения мечети №6: намерение на итикаф
При входе в мечеть желательно совершить намерение пребывать в итикафе: «Я буду пребывать в (состоянии) итикафа всё время, пока я нахожусь в мечети». Итикаф — это пребывание в мечети с соответствующим намерением. Даже если мусульманин не будет делать ничего особенного, все равно он получит вознаграждение за нахождение в мечети с таким намерением.
Основанием данному виду поклонения служит аят Корана, в котором говорится:
لَا تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنْتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِد
«<…> и не приближайтесь к своим жёнам, будучи совершающими итикаф…» (смысл 187 аята суры «аль-Бакара»).
Кроме того, основанием для такого поклонения служит хадис, который передала супруга Посланника Всевышнего ﷺ Айша (да будет доволен ею Аллах), в котором говорится: «Пророк ﷺ совершал итикаф в последние десять дней месяца Рамадан» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Правило посещения мечети №7: намаз приветствия мечети
Перед тем как сесть в мечети, совершают двухракаатный намаз-тахият. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву».
Намерение для этой молитвы: «Я намерен совершить дувухракатную желательную молитву приветствия». Так же можно прочитать любой другой намаз и вы получите вознаграждение как и за намаз-тахият.
Если нет возможности совершить намаз, то произносят: «Субханаллаhи вальхамду лилляhи ва ля иляhа илля-ллаhу валлаhу акбар ва ля хавля ва ля куввата илля биллаhиль ‘алиййиль-‘азим».
Правило посещения мечети №8: не перешагивать через людей
Если вы пришли в мечеть на коллективное богослужение, то лучше всего занять место в переднем ряду. Но если первые ряды уже заняты, садитесь там, где найдёте свободное место. Категорически недопустимо проходить вперёд, перешагивая через людей. Посланник Господа ﷺ изрёк: «Тот, кто в пятницу продвигается вперёд сквозь ряды (в мечети, расталкивая и переступая через людей), прокладывает себе мост в геенну!» (имам ат-Тирмизи).
Правило посещения мечети №9: не проходить перед молящимися
Находясь в мечети, следует быть внимательным и не проходить перед человеком, читающим намаз. Пророк ﷺ изрёк: «Если бы проходящий перед молящимся человек знал, какой (грех он берёт) на себя, он (понял бы), что ему лучше простоять на месте сорок, чем пройти перед (тем, кто совершает молитву)!» (имам Муслим). Разъясняя этот хадис, один из его передатчиков, Абу ан-Надр, сказал: «И я не знаю, что именно Пророк ﷺ сказал — сорок дней, месяцев или лет».
Чтобы не подвергать людей подобным затруднениям, тому, кто собирается прочитать сунна или нафиль-намаз в мечети, следует выбрать место, где перед ним может пройти наименьшее количество людей.
Правило посещения мечети №10: отказ от пустословия
Не одобряется в мечети отвлекаться на то, что отдаляет от поминания Всевышнего, например, на смех, ненужные разговоры и т.д.
Ибну Хиббан привёл хадис от Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), в котором говорится, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «Ближе к Концу света некоторые люди будут обсуждать в мечетях нерелигиозные вопросы».
Правило посещения мечети №11: не повышать голос
Нельзя в мечети повышать голос, кричать, ругаться, ссориться. Передаётся от Абу Саида аль-Худри, что Пророк ﷺ проводил время в мечети и услышал, как люди громко читают. Он открыл занавеску и сказал: «Разве вы все не беседуете с Господом? Не мешайте друг другу и не повышайте свои голоса над другими в чтении» (имамы Абу Давуд, ан-Насаи, аль-Байхаки, аль-Хаким).
Правило посещения мечети №12: отказ от торговли
Нельзя в мечети заключать торговые сделки и объявлять о пропаже чего-либо. Пророк ﷺ изрёк: «Если вы увидите того, кто продает в мечети или покупает, то скажите: «Да не даст успеха Аллах в твоей торговле!»» (имам ат-Тирмизи). В другом хадисе говорится: «Если вы услышите, как кто-то возвещает в мечети о пропаже, то скажите ему: «Пусть Аллах не вернет тебе потерянное!» — ибо не для этого были построены мечети!» (имам Муслим).
Правило посещения мечети №13: соблюдать чистоту, беречь имущество мечети
Необходимо бережно относиться к имуществу мечети, соблюдать чистоту. Одобряется выносить мусор или соринки из мечети. Посланник Всевышнего ﷺ изрёк: «Мне были показаны вознаграждения, уготовленные для членов моей уммы, (и среди них была награда) даже за соринку, которую человек выносит из мечети…» (имамы ат-Тирмизи, Абу Давуд, аль-Байхаки).
Правило посещения мечети №14: не выходить после азана
Без крайней необходимости порицается, когда прозвучал азан, не дожидаясь совершения намаза коллективом, выйти из мечети. Даже несмотря на то, что вы уже прочитали намаз, лучше остаться, чтобы прочитать его с джамаатом.
Пророк ﷺ изрёк: «Если вы в мечети, когда провозглашается азан, никто из вас не должен уходить до тех пор, пока не совершит молитву» (имам Ахмад). Также в другом хадисе говорится: «Тот, кто находится в мечети после призыва на молитву (азана), а затем уходит, не по нужде и без намерения вернуться, — лицемер» (Ибн Маджа).
Правило посещения мечети №15: дуа при выходе
Выходят из мечети с левой ноги и читают следующую молитву:
بِسمِ الله وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَى رَسولِ الله، اَللَّهُـمَّ إِنّـي أَسْأَلُكَ مِـنْ فَضْـلِك، اَللَّهُـمَّ اعْصِمْنِـي مِنَ الشَّيْـطَانِ الرَّجِـيم
«Бисмилляhи, ва-ĉ-ĉаляту ва-с-саляму ‘аля расулилляhи, Аллаhумма, инни ас’алюка мин фаḓлика, Аллаhумма-‘ĉимни мина-ш-шайҭани-р-раджим».
«С именем Аллаха, благословение и мир посланнику Аллаха, о Аллах, поистине, я прошу Тебя о милости Твоей, о Аллах, защити меня от проклятого шайтана».
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Фото: ru.wikihow.com
Источник
РнекоÑоÑÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑÑ Ð² меÑеÑи
.
Â
ВопроÑ:
ÐÑÑаламу алайкум! Я удивлÑÑŽÑÑŒ, когда хожу в мечеђи, иногда ÑђалкиваюÑÑŒ Ñ Ñ’ÐµÐ¼, чђо люди ÑидÑÑ’ Ñплеђничаюђ, разговариваюђ о мирных проблемах, о ђорговле, даже по ђелеѻону и по Ñкайпу. Скажиђе пожалуйÑђа можно ли в мечеђи кушађь? Сплеђничађь? ИÑраѻ делађь? Спађь? Лежађь? СмеÑÑ’ÑŒÑÑ? ПожалуйÑђа ођвеђьђе на руÑÑком Ñзыке ваш ођвеђ очень важен.
Ођвеђ:
ВиÑмиллахир Рахманир Рахим
Ð’Ñе перечиÑленное Вами прођиворечиђ приличиÑм Ð¿Ñ€ÐµÐ±Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² мечеђÑÑ…. Такие дейÑÑ’Ð²Ð¸Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑђавлÑÑŽÑ’ÑÑ Ð½Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ гнуÑными, когда они ÑовершаюђÑÑ Ð² ломе Ðллаха, коими ÑвлÑÑŽÑ’ÑÑ Ð¼ÐµÑ‡ÐµÑ’Ð¸. Ð’ Рамадане муÑульманин можеђ еÑÑ’ÑŒ и пиђь внуђри мечеђи, еÑли ђолько он перед входом вознамерилÑÑ Ð½Ð° иъђикаѻ, пуÑÑ’ÑŒ даже временный. Тому, кђо не имел Ð½Ð°Ð¼ÐµÑ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° иъђикаѻ, не допуÑкаеђÑÑ ÐµÑÑ’ÑŒ и пиђь внуђри мечеђи.  Валлаху аълам.
ПерÑонал «СпроÑиђе людей зикра»
.
.МеÑÑц Рамадан Ñђо времÑ, когда муÑульманин не упуÑкаеђ возможноÑÑ’ÑŒ как можно больше обреÑђи награды Ð’Ñевышнего. ПередаеђÑÑ Ð¾Ñ’ пророка, мир ему и благоÑловение чиђађь полноÑђью
1791 07:35 / 28.12.2016
.  Сура «ÐСР» ÐиÑпоÑлана в Мекке. СоÑђоиђ из 3 аÑђов.  Ðђа ÑвÑÑ‰ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ñура ђакже названа по первому аÑђу. Слово аÑÑ€ означаеђ «времÑ», «век», «жизнь», а ђакже Ñђо чиђађь полноÑђью
2875 07:58 / 19.06.2018
.Ð’ ньюйоркÑком музее Међрополиђен ођкрываеђÑÑ ÑкÑпозициÑ, поÑвÑÑ‰ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¸ÑламÑкому иÑкуÑÑђву. Одной из жемчужин выÑђавки ÑвлÑÑŽÑ’ÑÑ Ð´Ñ€ÐµÐ²Ð½Ð¸Ðµ, напиÑанные краÑивым чиђађь полноÑђью
1739 11:00 / 28.12.2016
.  В книжные магазины поÑђупил очередной, ђређий ђом Ñерии «ХадиÑÑ‹ и Ð-изнь» под названием «Книга намерениÑ, ихлаÑа и знаниÑ». Ðђо Ñ‡ÐµÑ’Ð²ÐµÑ€Ñ’Ð°Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð° шейха Мухаммада чиђађь полноÑђью
3254 06:31 / 05.01.2017
Источник
Что нельзя делать в мечети?
Слово «мечеть» происходит от арабского слова «масджид», которое означает «падать ниц». То есть, мечеть — это место поклонения и молитвы. Мечети служат мусульманам для общего совершения молитв, а так же, иногда, как места собрания народа и обучения основам мусульманского вероучения.
В соответствии с этим, существует строгий этикет поведения в мечети. Посещать эти культовые здания могут не только последователи ислама, но и представители других вероисповеданий, но, разумеется, только в том случае, если люди будут вести себя подобающе. Итак, чего же ни в коем случае нельзя делать в мечети?
1. Входить в мечеть следует обязательно с правой ноги.
При этом мусульманин обязан при этом произнести: «О Всевышний, открой врата милости своей». Кроме того, войдя в помещение, мусульманин должен поздороваться со всеми, произнеся «Ас-саляму алейкум». При этом, здороваться нужно, даже если в мечети никого нет, так как считается, что в храме всегда присутствуют ангелы.
2. В мечеть нельзя входить в обуви. Это касается и мужчин, и женщин, и мусульман и иноверцев. Поэтому, собираясь в мечеть, допустим, на экскурсию, следует позаботиться о том, чтобы носки были чистые и не дырявые. Обувь оставляют при входе в специальных шкафчиках, но, если есть желание, можно взять ее с собой в пакете.
3. Следует подумать и об одежде. Она должна быть чистой и красивой. И у мужчин, и у женщин, должны быть прикрыты колени и плечи, а женщинам следует покрыть голову платком, чтобы волосы не были видны. Мусульманки одеваются так, чтобы видны были только кисти рук, ступни ног и лицо (впрочем, в некоторых странах скрывают и лицо), при этом одежда не должна быть слишком яркой и обтягивающей. Вот на это следует ориентироваться и представительницам других вероисповеданий, если они не хотят вызвать негодования у мусульман.
4. Ни в коем случае не стоит посещать мечеть тем, кто незадолго перед тем ел чеснок и лук. Пророк Мухаммед говорил так: «Кто поест лук, чеснок или лук-порей, пусть не приближается к нашей мечети, потому что ангелов раздражает то, что раздражает сынов Адама». Иными словами, в мечети не допускается никакого зловония. Мужчинам даже допустимо умеренно воспользоваться благовониями. А вот женщинам, напротив, парфюмерией пользоваться не стоит. Считается, что аромат, исходящий от женщины, может помешать молитвенному сосредоточению мужчин. Вероятно, поэтому, женщины молятся в мечети в специальных помещениях, отделенных от тех, где собираются мужчины.
5. Кроме того, женщинам запрещено посещать мечеть в «особенные дни».
6. Запрещено проходить перед человеком, совершающим намаз. В хадисе (хадисом называют предание о словах и действиях пророка Мухаммеда, которое затрагивает особенности жизни мусульманской общины) сказано: «Если бы проходящий непосредственно перед молящимся знал, что он совершает, то простоять сорок лет было бы лучше для него, чем пройти непосредственно перед ним».
7. Сесть на пол в мечети можно, но ни в коем случае нельзя сидеть, направив ноги в сторону Каабы. Кааба — это главная святыня ислама, храм Каабы находится в Саудовской Аравии, в городе Мекке. Направление на Мекку в каждой мечети обозначено пустой нишей в стене, именуемой михрабом. Именно к михрабу обращены лица молящихся.
8. В мечети нельзя шуметь.
9. Мужчинам и женщинам, посещающим мечеть в составе экскурсии, не следует держаться за руки, обниматься и целоваться, даже если они муж и жена.
10. Мечеть нельзя посещать в нетрезвом состоянии. Кроме того, в мечеть не пустят душевнобольного. Если кто-то пожелает взять с собой на экскурсию маленького ребенка, то должен помнить о том, что его поведение может побеспокоить других людей. В случае, если ребенок раскапризничается, нужно выйти с ним из мечети.
11. Обычно, гостям разрешают фотографировать в мечети. Но следует помнить, что нельзя снимать верующих во время молитвы.
12. Выходить из мечети нужно с левой ноги. Мусульмане при этом говорят: «Аллах, прости мои грехи».
Источник
Покидая собрание, нужно ли приветствовать присутствующих?!
1. Является ли желательным тому, кто встал с какого-либо маджлиса (собрания) с целью ухода, приветствовать (салам) находящихся там? И есть ли хадис по поводу этого?
— Тому, кто встал с какого-либо собрания (с целью покинуть его), является сунной приветствовать (салам) остающихся там. Абу-Хурайра передал: «Когда кто-нибудь из вас придёт на какое-нибудь собрание, то пусть приветствует, а когда хочет уйти оттуда, пусть также приветствует…» (ат-Тирмизи).
2. Можно ли кушать в мечети еду, фрукты, хлеб и что-либо другое? Нужно ли воспрепятствовать этому?
— Это разрешено и нет необходимости воспрепятствовать этому, но следует постелить скатерть или что-нибудь, дабы не испачкать мечеть. Это на счёт той еды, у которой нет запаха, который может помешать людям, как, например, лук, чеснок или что-то другое, имеющее резкий запах. Еду с таким запахом нежелательно есть в мечети и употребившему такую еду препятствуют войти в неё, пока не уйдёт запах. А если он вошёл в мечеть, то следует вывести из неё из-за достоверного хадиса: «Тот, кто поел лук или чеснок, пусть освободит мечеть». А еду, имеющую неприятный запах, но запах которой исчез после термообработки при готовке, можно есть в мечети.
3. Человек построил мечеть на общественном кладбище. Дозволено ли это и нужно ли её разрушать?
— Нельзя строить мечеть на кладбище и обязательно её разрушить.
4. Если человек чихнул и не произнёс «Аль-хамду лиллях» (Хвала Аллаху), нужно ли нам ему говорить «Ярхамука-ллах» (Да смилостивится над тобой Аллах)? И есть ли хадис по поводу этого?
— Не нужно говорить ему: «Ярхамука-ллах» (Да смилостивится над тобой Аллах), более того это является нежелательным.
Передано от Анаса (да будет доволен им Аллах): «В присутствии Пророка (мир ему и благословление) чихнули двое, он сказал одному: «Ярхамука-ллах» (Да смилостивится над тобой Аллах), но не сказал это другому. Тот, кому Пророк (мир ему и благословение) не сказал так, спросил его: «Чихнул тот человек, и ты сказал ему: «Ярхамука-ллах» (Да смилостивится над тобой Аллах), а когда чихнул я, почему ты мне не сказал этого?» Пророк (мир ему и благословление) ответил: «Тот восхвалил Аллаха (т.е., сказав: «Аль-хамду лиллях»), а ты не восхвалил Аллаха» (аль-Бухари и Муслим).
Абу Муса аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) передал, что слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Когда чихнёт кто-нибудь из вас и восхвалит Аллаха, то вы говорите ему: «Ярхамука-ллах» (Да смилостивится над тобой Аллах), а если он не восхвалит Его, то вы не говорите ему это» (Муслим).
5. Вставание людей друг перед другом является дозволенным действием, желательным, или запретным?
— Вставать навстречу достойным людям, проявляя к ним уважение, желательно. Это что выбрали мы, и это распространилось среди наших праведных предков (из их слов и действий).
В книге «Фатх аль-муин» сказано: «Желательно вставать перед тем, у кого есть какое-то достоинство, как, например, знания, благочестие, или же отцовство, материнство и т.д.».
Ибн Абду-Салам сказал: «Можно вставать перед тем, от кого есть надежда на хорошее или есть боязнь от зла, даже перед кафиром (неверным), если есть опасность сильного вреда от него. Но является запретным человеку желать, чтоб перед ним вставали, на что указывает хадис: «Тот, кто желает, чтобы люди вставали перед ним, то пусть приготовит себе место в Аду»».
Из книги «Фатава аль-имам ан-Навави». Издательство: «Дар аль-башаир аль-ильмийя».
Перевёл: Ибн Мухаммад
Источник