Можно ли есть в алтаре
Содержание статьи
Алтарь: опасная ходьба
![]() |
«Мне можно», — сказал Паша и надвинул митру на глаза. «По-моему, идет шапочка», — улыбнулся он, глядя свысока на онемевших алтарников и диакона. Смотрел Паша действительно свысока — росту в нем было под два метра. Благочестия, видимо, тоже: просто так архиерейскую митру на головушку не напялишь. Тут смирение нужно. Повышенное. И оно, разумеется, было, как пояснил потом бледным от возмущения алтарникам настоятель: «Ребята, не трогайте его. Он — племянник Самого Главного Человека. Значит, хороший. И ведет себя всегда хорошо. Ну, или почти всегда. Короче, не нарывайтесь: стукнуть может. Или настучать».
Даже не способность Паши стукнуть разгневала алтарников — как пожилых, так и молодых, а та простота, не допускающая даже намеков на возражения, с которой он расхаживал по алтарю в архиерейской митре. «Ну нельзя же так!» — вздыхали все. А Паша смиренно улыбался и продолжал наматывать круги по алтарю. Митру он все-таки снял. Даже не снял — сорвал, когда послышались шаги и стук посоха дядюшки. И раньше всех склонился в глубочайшем поклоне, первым подбежав, сложив ручки под благословение.
Вскоре он исчез, уехал куда-то, оставив по себе самую благодарную память и кличку «Паша Обнорский» — видимо, данную ему за особое благочестие. Ну, уехал и уехал. Может, сейчас уже служит где-нибудь. В митре. Давно было дело. А, может, и не было вовсе — в кошмарном сне привиделось.
Паша уехал, а проблемы остались. Точнее, обозначились.
Прихожане довольно часто высказывают претензии к тетенькам за пресловутым церковным «ящиком»: мол, нагрубить могут, посмотреть недобрым глазом, наговорить всякой отсебятинной ереси и прочая и прочая. А обозначившаяся проблема касается противоположной, самой что ни на есть восточной части храма — алтаря. Точнее, алтарников. Еще точнее, их поведения. Всё ли так ладно, всё ли хорошо? Вот об этой-то проблеме мы и беседуем с протоиереем Алексием Сорокиным, настоятелем вологодского храма во имя святого Лазаря Четверодневного.
***
— Отец Алексий, то, что алтарники нужны, никто не спорит. Понятно, что они просто необходимы. Другое дело — те опасности, которым алтарники подвергаются, находясь в самом главном месте храма…
— Вообще-то такой опасности — привыканию к святыне — подвержены мы все: священники, алтарники, певчие, уборщицы… На мой взгляд, все, кто трудится в церкви, рискуют потерять чувство сакрального, священного — начать воспринимать храм не как место служения, а как место работы, или товарищеских посиделок, или сплетен — да мало ли чего! И, кстати, о главном месте храма: разве не каждый его сантиметр — главный? Помнится, кающийся мытарь стоял совсем не в Святая Святых, а вовсе даже в притворе…
Теперь об алтарниках. Да, они нужны. Нужны в первую очередь священникам, «ибо негоже нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян. 6: 2). Хотя эти слова Священного Писания касались по большей части диаконов, но суть та же: главное дело священника — молитва. И вряд ли молитва будет усилена, если священнику придется обходиться без помощи тех самых алтарников: и кадило разжечь надо, и воду вовремя согреть, да и просто постоянно порядок поддерживать. Так что, на мой взгляд, главной задачей алтарников нужно считать их содействие молитвам священника и, следовательно, прихожан, всей общины. Разумеется, это содействие подразумевает жертвенность. А еще сосредоточенность: ведь, помогая в алтаре, скажем так, физически, телесно, алтарник не должен забывать и о духовной стороне. То есть и сам молиться в меру своих сил должен — иначе большой пользы от его пребывания в алтаре не будет. Скорее вред — собственной душе в первую очередь.
Об этом очень хорошо говорится в предисловии к замечательной книге «Нам оставлено покаяние» игумена Никона (Воробьева). Давайте вспомним: «Батюшка очень любил служить и служил собранно, сосредоточенно, от всей души, что чувствовалось всеми. Совершал богослужение просто, сдержанно, естественно. Не переносил артистизма или какой-либо вычурности в совершении богослужения, чтении, пении и «артистам» делал замечания…
Он запрещал входить кому-либо в алтарь или тем более стоять в нем без особой на то нужды. В алтаре батюшка никогда не говорил ничего, кроме самого необходимого, и другим не позволял этого делать. Никогда не исповедовал во время Литургии: исповедь проводил или до Литургии, или накануне вечером (в Великий пост). Он говорил: человек должен молиться во время Литургии, а не ждать очереди исповедоваться».
Мне кажется, что такое строгое и благоговейное отношение игумена Никона к церковной службе — и к молитве в алтаре в частности — заслуживает самого пристального внимания и подражания с нашей стороны. Действительно, лишних разговоров, бездеятельного, праздного нахождения в алтаре, да и во всей церкви, допускать нельзя — это профанация христианства.
— Но в алтарях наших церквей довольно много молодых людей, даже мальчиков. Не кажется ли вам, что уже давно прошло то время, когда любой человек мужского пола, зашедший в храм, автоматически рассматривался как потенциальный священно- или церковнослужитель, а потому его с легкостью вводили в святая святых?
— Кажется. Поэтому мы и требуем от молодых алтарников учиться благочестию. В силу их возраста, да и воспитания тоже, без трудностей не обходится: бывают и совершенно никчемные, глупейшие конфликты, бывает, увы, и нарушение благоговейной тишины. Поэтому иногда приходится быть строгим. Но, помимо строгости, необходимо — я хочу обратить на это внимание — и воспитание. Таким воспитанием может и должна заниматься вся община, а не один священник. Если служба в храме проходит в благоговейном молчании, то сам порядок заставляет молодежь в алтаре придерживаться строгих правил. Если же на службе шушукаются, обсуждают новости-старости, толкаются-переругиваются, если церковный «ящик» становится местом сбора суетливой очереди (такое чаще всего происходит перед выносом Чаши, во время чтения молитв к Причастию — в важнейший момент богослужения!), то это, увы, провоцирует молодежь к недостойному поведению. Тогда и появляется вот это мерзкое фарисейство: выйти с важным видом из алтаря, потеснив прихожан, пройтись по храму, снова зайти в алтарь, закрыть двери и, считая алтарь чем-то вроде «своего помещения», продолжить шуточки или еще что.
Кроме того, важна помощь и старших алтарников. Зрелый человек, верующий искренно, служит в алтаре, как я убеждаюсь постоянно, очень ответственно и благоговейно. И священнику действительно легче молиться, когда ему помогают такие люди. Так что молодые должны учиться у старших.
А священники, я думаю, должны быть внимательнее к тем мальчикам и юношам, которым предлагают помогать в алтаре. Не стоит, на мой взгляд, вводить в святая святых любого мальчика, попавшегося на глаза в церкви. Опасно это — как для порядка службы, так и для самого этого мальчика в будущем.
— А есть примеры алтарников, которые вас радуют?
— Конечно, есть. Честно говоря, больше всего меня поразили не служители, а служительницы алтаря: старушки-девы, которые когда-то помогали в кафедральном соборе Вологды. Такому благоговению, с которым они относились к своему служению, я уверен, могут поучиться очень многие — и священнослужители в том числе. Это действительно пример служения Христу сердцем!
— Какой совет вы бы дали молодым, помогающим в алтаре?
— Не я, а апостол Павел дает совет: «Блюдите убо, како опасно ходите» — «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые…» (Еф. 5: 15).
Источник
1. ?
. . .
2. ?
, , , () . , .
, (). ( , «»).
3. ?
4. ?
. — , . , , 45 , . ( — ). .
5. ?
» «
6. , ?
, , .
—
7. , . . , .
8. ?
. , .. . . , , . , , , ( ) ( ). — .
9. ?
. . , .
10. ?
! , . 15, . , , ( ). , . .
11. ?
12. ?
— , , — . , (: ) . , , !
13. , ! ?
, , . , , , , .
14. , ?
, — , . ! — . , .
15. ?
, . , ( ). , , . , .
16. , ?
, , . , , ! !
17. , ?
«», .
18. , , ?
, , » ( )» » » » «. . , . » 2019 «
19. ?
, , . . , . . .
20. ?
, : — » «, , ( , , ), . , . , , . .
— .
— .
21. ?
:
— , , , . . , . . , , — , , , .
— , — ( ).
22. , ?
, — !!! ! , ! . , . — , . , , , ( ), . — . , , , .
23. ?
, , .
:
— ;
— , ;
— , — ;
— ;
— ;
— .
24. ?
— ( ), , , , ( ) . — ! ( , ).
25. ?
, ( , ), , . ( ). , , .. , . , . , . !
: » «
:
https://goodster.ru/sredstvo_dlya_chistki_medi_i_latuni/
https://tutmet.ru/pochistit-latun-bronzu-domashnih-uslovijah-sredstvo.html
! . . , , . , !!! ( ) . , . . .
26. , ?
! . ( ), » » » «!!! , ( ) .
, — .
27. ?
. , , , , .
28. ?
: . , , . , , .
29. , ?
, — , ! , (, ..), . , , . ( ..) ( , , ), !!! . ! .
30. ?
, , , .
31. ?
, » «? , . (). — , . : , , , , ( ( )). , , , , , . , . , — , , . , , . , , ( ) . , .
! . , » «. . !!!
32. ́ …?
33. ́ ?
́ .
34. ?
: ! !; ! !; — !; — !
35. ?
, . . , ( ). .
36. , ?
, ( ).
37. , — ?
( ) : — » !». .
, ()
38. . ?
, . , : -» !». . .
39. , ?
, !
40. — , » … !».
. — ! — … — ! : — » ! , .
41. ?
, , .
42. ?
( , ), , , , , , .
! . , , . .
— . . . , ( ) . , , . 1 1 .
, . . . 20 .
—
. . ! !
43. ?
. 2 4 , .
: , , . -. , ! 4 . .
— 90 .
44. — ?
, ! «» https://elitsy.ru/
45. , ?
. !
46. , ?
! , . , ( ).
47. ?
, , . — . , .
́ .
48. ?
, , ! , .. . !!! .
49. , «» ?
«» . .
1. — , . , .
3-
2. , .
3. 1-2 , .
50. , , , ?
! ! ( , ) : » , , !». , . , .
51. ?
. » …» . .
52. , ?
53. ?
, ( ), — . ( 165 — 185 . (3) ). , , !!! , .. !!!
: , , .
: . .
, : — » ( ) «.
54. ?
, . ! () , , , . , . , , , !!! , . , , . , . . !
55. ?
.
56. , . , ?
. , .. . .
57. , ? .
, : » «. . , , .
, ( ) » «, 2-3 , .
58. .
: , . , . ? : hram-ilya1787@yandex.ru
!
!
» «
Источник
, .
.
» «
— , .
19 , (), .
́. — .-. — «», «» — , , .
, , , , , , .
, . , , , , , , , , .
XIX — () . , , ().
1. , .
2. .
3. , , ( ) .
4. , . , ( ), , . , — , . . — , , .
5. . , , , . , ( ) .
6. . 5 ( — , — , — ( ). «» https://hramiliya1787.ru/index.php?page=proskomidiya.
7. ( , . , . ).
8. ( ).
9. . ( () ( )). — , ( , , — , ). , (, ) , .
10. , .
11. ( ), , .
12. ( ): , , . .
13. . , , .
14. .
15. , , , .
16. , , ., . .
17. , , , .
18. .
19. : , ( ), , , . , , ( ), ( , , ), .
20. «» , , , , , . ( ).
— — , . , . . . — , , . .
, , , , , , , , . , , . , . () , .
. . ( , , ) : » ( ) «, , , , .
» «
, , , . , . . , — alba (). , .
— — ( ) . , . , , .
(, .): , , , , , , . . , , , , , . . .
, , .
, . .
, .
. :
- , . , ( — , — ). , ( ), . ( , ).
- , , / . , (, ) . — , — , .
- , . ( ).
- , , , .
- . — , . , , 45 , .
- .
- .
- , .. , . , , , , .
- .
- ( ) , — , , .
- , , , . . ( ) , ( ). , .
- , ( ) » …».
- ( — ), ́ .
- () .
- () ( , ). ( , , ). , , .
- , ( ( ), ), ( ) . . , .
- , ( ), ( ), . , . !
- — .
- , . (, , , , ).
- ( ).
- , . , ( — , — ). , ( ), . ( , ).
- .
- , .
- , , .
- — , .
- .
- , , , .
- .
- ( ) , . !
- , ́ ́ .
- . , , -, .
- , , , , .
- ( ) .
- () , , mp3- (, ) .
- ( ) .
- .
- ( ), ( , ).
- .
- .
- , , .
- , , , .
. . ( , , ) : » ( ) «, , , , .
. . , : — , , ! , . . ( ) ( ). .
. , , , . , — , , . , . . .
1) . . , , — , . , , , , , . . .
2) ( , , . ). .
3) — . ( ). .
4) . « , …» 3 ( — «») . . « », ( «», «») , , , , , . , , , .
5) . , , : » » . [1]
6) ( — ) .
7) .
, , . .
. .
8) .
8) , . , , , .
9) .
9) « ..», .
— . .
9) « » . . , , — , . — .
9) , .
10) « » — . «, …» .
11) « » .
12) : » …» ( . ) — .
13) «! »
14) — ( ).
14) .
15) . .
16) .
17) .
19) . . .
20) , .
21) .
22) .
23) : «, …» . .
23) .
24) .
25) — .
[1] .
: . . : . : .
: , (.).
. : .
. — .
(1 — ). : 2- . ( , , (.). . : ).
: .
: ……….. *.
: .
… ( , , , )
: , . : . : .
, .
,
: (3 ),
«»- .
: 1- ; : «»,
: — 2- , : «».
,
: (3 ) 1- ; : «»,
: — 2- , : «».
: 1- ; : «»
, (3 ) (.)
* (: [: , , — , , ] . : [ ; ; ..] .)
, . , , .. , , , , . , , , .
. , (, ).
. , .
, , ,
2 , : 1- — .. — 2- — .
. 3- , 6- .
2 , : , … (1- ) — — … (2- ).
, .
- « 12 » ( ). ( ). , .2.
- « … » ( ). .
- . « … ».
- , « … ».
- « » ( ).
, 3 .
2 ( ), . . , .
.
:
— () ( ).
, , , , , ( ).
, , — .
— ( ).
: , , , , ( ), , . , , .
, , .
— ( ).
: , , , , , , .
, , .
— -.
; () ; .
, .
— , Ҹ-, , .
. .
— . — .
— ( ).
, , , » «, .
.
— Ҹ-, , Ҹ-, Ҹ-, .
. .
, , .
: — () .
» » » «.
.
, :
» «
, — .
( «» )
.
» «. ( — , .)
?
. 1
. 2
C —
. :
. 15
.
.
.
.
.
. .
. , , , . , , , , , . — , .
:
(- ). .pdf https://yadi.sk/i/GMIFXNRLuRoX2
c PDF — https://yadi.sk/i/bB9IPeKm3GdZ7Z
2019 Word (docx) https://yadi.sk/i/yixZ60qPqDnAIg
( ) ( ): https://ekalla…/altarnikov.pdf
. DOC PLAER https://docpla…liturgiya.html
( ) ; ( ) ( ) ; , .
.doc https://yadi.sk/i/w2Y7-_ViuRoXS
.doc https://yadi.sk/i/tjgautnVuRoXW
.doc https://yadi.sk/i/ZAXZB—xuRoX5
.docx https://yadi.sk/i/z9w2P-GXuRoYN
. docx ( , .) https://yadi.sk/i/8pj8e3yvyU4BV
Источник
Тема: Куда убирать подношения с алтаря?
09.12.2012, 11:46 #1
Участник
Куда убирать подношения с алтаря?
В одной из тем на межбуддийском форуме вычитал что можно сделать подношение на алтарь на длительный срок, например шоколадку. Так вот вопрос — когда будет время делать ежедневные подношения — куда девать эту шоколадку? Можно ли её подарить кому то либо сьесть самому?
09.12.2012, 11:56 #2
Основной участник
Сообщение от Ometoff
В одной из тем на межбуддийском форуме вычитал что можно сделать подношение на алтарь на длительный срок, например шоколадку. Так вот вопрос — когда будет время делать ежедневные подношения — куда девать эту шоколадку? Можно ли её подарить кому то либо сьесть самому?
Сьешьте сами либо подарите, если не очень залежалая. ))))
Спасибо от:
Aion (09.12.2012), Ometoff (09.12.2012), Цхултрим Тращи (09.12.2012), Читтадхаммо (09.12.2012)
09.12.2012, 13:45 #3
Участник
Сьешьте сами либо подарите
Это как передаривать галстук, который тебе самому подарили на прошлый День Рождения) Я, к примеру, лично получал галстук, который передаривался аж 2 раза
куда девать эту шоколадку?
Вы можете купить себе шоколадку сами, а милым дамам, например, можете подарить какой-нибудь подарочный набор швейцарского шоколада. Те же, кто питается остатками, запахами, находятся не в столь завидном положении, как все мы, и правильнее всего будет отдать подношение с алтаря именно им. Возьмите шоколадку и оставьте в ближайшем лесопарке в каком-нибудь чистом месте.
Спасибо от:
Aion (09.12.2012), Legba (09.12.2012), Ometoff (09.12.2012), Дифо (10.12.2012), Цхултрим Тращи (09.12.2012)
09.12.2012, 13:52 #4
Основной участник
Тут есть такой ньюанс. Считается неверным отдавать подношения на алтарь или цог животным, например. Поэтому про «чистое место в лесопарке» не берусь утверждать.
Спасибо от:
Aion (09.12.2012), Ometoff (09.12.2012), Германн (09.12.2012), Цхултрим Тращи (09.12.2012)
09.12.2012, 14:10 #5
Участник
Ну а всё же есть у кого ссылка на источник? Я вот выливаю ежедневные подношения за окно, на благо воздушным духам, кто то писал что выливает в раковину и, даже, в унитаз. Как оно всё же правильно? Или не важно куда или кому,а важна только мотивация?
09.12.2012, 14:18 #6
Основной участник
Сообщение от Ometoff
Ну а всё же есть у кого ссылка на источник? Я вот выливаю ежедневные подношения за окно, на благо воздушным духам, кто то писал что выливает в раковину и, даже, в унитаз. Как оно всё же правильно? Или не важно куда или кому,а важна только мотивация?
Если Вы про воду, то это немного другое. Я тоже выливаю в раковину. А можно в цветы, если у кого есть. )))
09.12.2012, 15:30 #7
Основной участник
Сообщение от Ometoff
Ну а всё же есть у кого ссылка на источник? Я вот выливаю ежедневные подношения за окно, на благо воздушным духам, кто то писал что выливает в раковину и, даже, в унитаз. Как оно всё же правильно? Или не важно куда или кому,а важна только мотивация?
«Предварительная практика обустройства алтаря и подношения чаш с водой» (брошюра по лекциям ламы Сопы), стр. 13:
Удаление подношений
В конце дня опустошите чаши одну за другой (справа налево) и сложите их одну на другую в перевернутом положении или уберите. Никогда не оставляйте пустые чаши на алтаре неперевернутыми. Убирать подношения нужно с осторожностью — водой следует полить растения или использовать в саду, или же убрать туда, где ее не будут перешагивать. Цветы следует выставить где-нибудь в чистом месте вне алтаря. Пищу можно оставить на алтаре на несколько дней и затем съесть, или также убрать в чистое место вне алтаря.
Если вы предпочитаете съесть пищу, которая подносилась на алтарь, произнесите нижеследующую мантру семь раз, чтобы избежать накопления кармы воровства у Трех Драгоценностей:
ТАДЬЯТХА ИДАМ ПЕНИ РАТНА ПЕМАНИ ПАРАТНА НИ СВАХА
(7 раз).
Затем унесите пищу.
Спасибо от:
Aion (09.12.2012), Dechen Norzang (09.12.2012), Keiko (10.12.2012), Legba (09.12.2012), Ometoff (09.12.2012), Германн (09.12.2012), Дифо (10.12.2012), О-сэл Лхундруб (12.12.2012), Содпа Т (11.12.2012), Фомина (03.03.2019), Цхултрим Тращи (09.12.2012)
09.12.2012, 17:12 #8
Участник
А я алтарную воду переливаю в бокал и пью с благоговением. В нашей традиции называется окодзуи, повышает жизненный тонус.
Спасибо от:
Германн (09.12.2012), Дифо (10.12.2012), О-сэл Лхундруб (12.12.2012), Цхултрим Тращи (09.12.2012)
09.12.2012, 18:10 #9
Участник
Сообщение от Liza Lyolina
Вот интересно на эту мантру не нужна наверное передача? И если животным отдать пищу, тоже надо мантру начитывать? Не хочется по неведению причинеть другим живым существам и себе вред (в виде накопления неблагой кармы).
09.12.2012, 20:56 #10
Участник
И если животным отдать пищу, тоже надо мантру начитывать?
Остатки подношений относят в чистое место для тех, кто в них больше всего нуждается. После судьба остатков Вас не должна особо беспокоить. Лучшей «мантрой» при выполнении данного действия будет сострадательный ум и пожелание, чтобы обитатели всех 6 миров освободились от страданий.
Ну а всё же есть у кого ссылка на источник?
Цитирую, Патрул Ринпоче «Слова Моего Всеблагого Учителя»: «То, что было употреблено для подношения ранее, можно отдать птицам, раздать нищим или же сложить перед изображениями Трех Драгоценностей. Но не следует считать это зерно своей собственностью и использовать для своих нужд».
Спасибо от:
Legba (10.12.2012), Ometoff (11.12.2012), Германн (09.12.2012), Дифо (10.12.2012), О-сэл Лхундруб (12.12.2012), Содпа Т (11.12.2012), Цхултрим Тращи (10.12.2012)
11.12.2012, 09:03 #11
Участник
Сообщение от Ometoff
…когда будет время делать ежедневные подношения — куда девать эту шоколадку? Можно ли её подарить кому то либо сьесть самому?
выкиньте ее в мусор, не засоряйте свой ум
11.12.2012, 09:05 #12
Основной участник
Сообщение от Ometoff
Вот интересно на эту мантру не нужна наверное передача? И если животным отдать пищу, тоже надо мантру начитывать? Не хочется по неведению причинеть другим живым существам и себе вред (в виде накопления неблагой кармы).
Нужна, да.
11.12.2012, 14:29 #13
Участник
Ну как выкинуть подношения? Это же неправильно. А насчёт не засоряйте ум это верно, не буду засорять — просто раз и навсегда хочется уяснить и не возвращаться к этому вопросу.
11.12.2012, 14:38 #14
Участник
Сообщение от Pema Kalzang
Остатки подношений относят в чистое место для тех, кто в них больше всего нуждается. После судьба остатков Вас не должна особо беспокоить. Лучшей «мантрой» при выполнении данного действия будет сострадательный ум и пожелание, чтобы обитатели всех 6 миров освободились от страданий.
Цитирую, Патрул Ринпоче «Слова Моего Всеблагого Учителя»: «То, что было употреблено для подношения ранее, можно отдать птицам, раздать нищим или же сложить перед изображениями Трех Драгоценностей. Но не следует считать это зерно своей собственностью и использовать для своих нужд».
Вот спасибо — теперь уяснил для себя, остатки не использовать для себя, а отдать нуждающимся — оставить в чистом месте.
Спасибо от:
Pedma Kalzang (11.12.2012)
Информация о теме
Участники, просматривающие эту тему
Эту тему просматривают: 1 (участников: 0 , гостей: 1)
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
Правила форума
Источник