Можно ли есть утку по библии
Содержание статьи
Разрешает ли Тора употреблять в пищу гуся или утку?
Этот вопрос интересует очень многих русскоязычных читателей Библии, особенно тех, кто серьёзно воспринимает божественные повеления, запрещающие употреблять в пищу мясо нечистых животных, записанные в 11-й главе книги Левит и в 14-й главе книги Второзаконие. В частности, касательно мяса птиц в Синодальной Библии записано следующее:
«Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, филина, рыболова и ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря» (Левит 11:13-20).
Как видно из текста, в отличие от скота и рыб, левитское установление даёт список птиц непосредственно по видам без обозначения каких-либо общих характеристик. А потому только лишь к некоторым видам добавлены слова «с породою его». Это касается сокола, ворона, ястреба и зуя.
Вопрос, который давно интересует многих заключается в том, что утка и гусь являются водоплавающими птицами, сродни лебедю, и если мясо лебедя нечисто, то как быть с мясом этих птиц? Именно такого рода проблема требует понимания древних языков, на которых написан оригинал Священного Писания, в частности библейского иврита, на котором написана Тора.
Лингвистика и зоология
Однако, здесь следует сделать одну оговорку. Дело в том, что ботаника и зоология являются самыми сложными темами в Библейском иврите. Однозначно, что во втором тысячелетии этих наук, а соответственно и классификации животных не существовало, а потому иногда очень сложно определить о каком животном идет речь, особенно в том случае, когда название того или иного животного или птицы встречается всего единожды во всем Писании. В нашем случае еврейское слово תִּנְשֶׁמֶת ТИНШЕМЭТ встречается в книге Левит 11:18 и параллельном ему тексте книги Второзаконие 14:16 среди нечистых птиц. Однако же это же самое слово появляется и в 29-30-м стихах 11-й главы книги Левит где говорится о пресмыкающихся, запрещённых к употреблению в пищу. «Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с ее породою, анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет…». Эти тексты наглядно показывают, что выражение, переведённое в Синодальной Библии, как «пресмыкающиеся по земле» не соответствует современному определению класса «пресмыкающиеся», принятому в современной зоологии. Крот и мышь по земле пресмыкаются, ползают, но относятся к зоологическому классу млекопитающих. Однако то, что появляется в 30-м стихе в Синодальной Библии говорит о том, что переводчики испытывали затруднения при идентификации животных, приведённых там в еврейском тексте. Они просто записали кириллицей древнееврейские слова в том виде, как они появляются в тексте оригинала. И среди этих не идентифицированных животных появляется и ТИНШЕМЭТ. Получается, что в 30-м стихе ТИНШЕМЭТ пресмыкается по земле, а в 18-м – является птицей. Это выглядит как явное противоречие, которое весьма непросто разрешить, потому что мы пока не имеем возможности встретиться с Моисеем и попросить его показать неизвестное нам животное – ТИНШЕМЭТ, чтобы зоологи могли его правильно классифицировать.
Тем не менее мы знаем точно, что ТИНШЕМЭТ – это не лебедь и не гусь. На современном иврите лебедь – это ברבור /БАРБУР. Он-таки сродни гусю, потому, что
многие ученные гебраисты переводят это слово как гусь, несмотря на то, что в современном иврите гусь – это אוז /АВАЗ. Слово АВАЗ в Библейском иврите не встречается, но БАРБУРов поставляли на стол царя Соломона. Об этом записано 3 книге Царств «Продовольствие Соломона на каждый день составляли: тридцать коров муки пшеничной и шестьдесят коров прочей муки, десять волов откормленных и двадцать волов с пастбища, и сто овец, кроме оленей, и серн, и сайгаков, и откормленных птиц (БАРБУРИМ АВУСИМ)» (4:22-23 по Синодальному переводу, 5:2-3 по Масоретскому тексту). Как видно из текста, слово БАРБУР Синодальная Библия передаёт, как откормленные птицы. Согласно Словарю Классического Иврита БАРБУР переводится как гусь. Это имеет смысл, в связи с тем, что гусей и сегодня откармливают на убой. Современный русский перевод, сделанный под руководством Российского Библейского общества переводит еврейскую фразу БАРБУРИМ АВУСИМ как «откормленные гуси». И если царю Соломону такое подавали, то это даёт нам полное основание утверждать, что мясо гуся не является нечистым и запрещённым к употреблению. То же самое касается и утки, которая вообще никак не упоминается в Торе среди птиц, мясо которых является нечистым.
Раввинистическое понимание
Согласно раввинистическому пониманию, гусь и утка являются кошерными. Что же касается лебедя, то он является чистым, но не кошерным. Это связанно с тем, что из-за длинной шеи эту птицу очень трудно забить так, чтобы слить правильно кровь и, чтобы забой соответствовал галахическим нормам кашрута. А потому, исторически евреи всегда держали и ели гусей, использовали гусиный жир, но лебедей – не ели.
Что же такое ТИНШЕМЭТ? Это существительное происходит от глагольного корня НАШАМ, шипеть. На основании смежных с другими семитскими языками корней современные словари дают два перевода этому слову: в одних языках это может быть домовый сыч (https://ru.wikipedia.org/wiki/Домовый_сыч), в других – пятнистый хамелеон. Исходя из употребления этого слова в 11-й главе книги Левит, получается так, что в Библейском иврите используются два значения. В современном иврите словом ТИНШЭМЭТ называют обыкновенную сипуху (https://ru.wikipedia.org/wiki/Обыкновенная_сипуха). (Не будучи специалистом в области зоологии, я не берусь объяснять разницу между этими птицами, если таковая вообще есть в современном иврите).
Почему же в Синодальном Переводе допущена такая досадная неточность? Причина в том, что многие вопросы, связанные с особенностями лексики Библейского иврита в 19-м веке, не были ещё достаточно изучены. А потому, согласно постановлению синода Православной церкви, в ситуации, когда значение того или иного древнееврейского слова не до конца ясно, необходимо было пользоваться греческим переводом – Септуагинтой, с которого была переведена церковно-славянская Библия, текст которой является и по сей день эталоном в русской православной церкви. Именно поэтому, несмотря на то, что Тору переводили с еврейского оригинала, при переводе трудных мест преимуществом пользовался текст Септуагинты.
А греческий перевод передает значение слова ТИНШЕМЭТ как ПОРФЮРИОН. Согласно словарю Лиддэла и Скотта, ПАРФЮРИОН — это околоводная птица из семейства пастушковых – султанка (https://ru.wikipedia.org/wiki/Султанка). Однако, когда переводили Синодальную Библию, таких словарей и других лексикологических инструментов, которыми пользуются современные переводчики, не существовало. А потому парфюриона назвали лебедем.
Современные русские переводчики довольно неплохо исправляют подобные неточности допущенные их коллегами-предшественниками. Как перевод РБО, так и перевод Кулакова вместо слова «лебедь» в книге Левит 11:18 используют слово «сыч». В стихе 30-м оба современных русских перевода передают значение слова ТИНШЕМЭТ как «геккон», оговариваясь, что это является предположением.
Есть или не есть?
В любом случае, ни утки, ни гуся, ни лебедя в еврейском тексте 11-главы книги Левит и в параллельном тексте 14-й главы книги Второзакония нет. А потому, те кто, употребляя мясо, следуют законам Торы, могут готовить и гуся и утку без всяких угрызений совести.
Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра «Шалом»,
Доктор богословия
Изображение: Боярский свадебный пир в XVII веке. Фрагмент. Константин Егорович Маковский.
Источник
Чистые и нечистые животные в Библии — полный список
Загрузка…
В Ветхом Завете содержатся правила о пище, где перечисляются чистые и нечистые животные Библии. Одни виды животных могли употребляться в пищу, а другие нет.
Книга Левит, приводящая списки чистых и нечистых животных, описывает также строгие правила на случай, если кто-то из людей случайно дотронется до нечистого животного (насекомого, рыбы, птицы и т.д.). Человек, прикоснувшийся к нечистому животному, должен был пройти особый обряд очищения. В книге Левит содержатся также правила относительно того, как должны быть очищены различные предметы, к которым прикоснулись нечистые животные, пусть даже и случайно.
Вы можете прочесть все эти правила в 11 главе книги Левит и 14 главе книги Второзаконие, а мы хотим вам предоставить список, где все эти чистые и нечистые животные — которые были пригодны в пищу и которые не были пригодны в пищу.
Чистые животные в Библии (пригодные в пищу)
- Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку.
- Корова
- Овца
- Коза
- Олень
- Серна
- Косуля
- Лань
- Зубр
- Антилопа
- Горный баран
- Животные (рыбы), обитающие в воде: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках.
- Любые виды птиц, кроме перечисленных во втором списке
- Пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех ногах, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле: саранча и ее порода, солам (вид саранчи) и ее порода, харгол (кузнечик) и ее порода, хагаб и ее порода, сверчки.
Нечистые животные в Библии (не пригодные в пищу)
- Мертвое животное (растерзанное зверем или умершее своей смертью)
- Всякий скот, у которого копыта раздвоены, но нет глубокого разреза, и который не жует жвачки.
- Всякий зверь четвероногий, которые ходят на лапах.
- Верблюд
- Тушканчик
- Заяц или кролик
- Свинья
- Животные, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах.
- Все ползающие на чреве.
- Все животные пресмыкающиеся по земле, крылатые, ходящие на четырех ногах (кроме исключений, которые описаны в верхнем списке).
- Многоножные животные пресмыкающиеся по земле.
- Крот
- Мышь
- Ящерица с ее породою
- Анака (Геккон)
- Хамелеон
- Летаа
- Хомет
- Тиншемет
- Крокодил
- Орел
- Гриф
- Морской орел
- Коршун
- Сокол и его породы
- Кречет
- Ворон и его породы
- Страус
- Сова
- Чайка
- Ястреб и его порода
- Филин
- Рыболов
- Ибис
- Лебедь
- Пеликан
- Сип
- Цапля
- Аист (Зуй)
- Удод
- Летучая мышь (Нетопырь)
От редактора: Мы хотим предложить вам посмотреть видео, в котором рассказывается о некоторых правилах и постановлениях Ветхого Завета, связанных с правилами о чистой и нечистой пище, а также о других правилах, связанных со здоровьем израильского народа. Многие тысячи лет назад Бог предусмотрительно заповедовал израильтянам правила, которые и сегодня являются действенным средством против различных болезней и эпидемий! Ведущий семинара — Джон Окс (приносим свои извинения за качество записи).
Библия и медицина древности
Источник: Библия
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Пройти тест
Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»
Источник
Мясо каких животных запрещено есть христианам
Почти в каждой религии животные подразделяются на чистых и нечистых — последних нельзя употреблять в пищу, до них нельзя дотрагиваться или нельзя пускать в дом.
Такое разделение произошло в допотопные времена, когда, согласно Ветхому Завету, животные делились только по одному признаку — по возможности принесения их в жертву Богу-Творцу. В книге Бытия (8:20) Ной устраивает жертвенник Богу и приносит на нём жертву только «чистых» животных, правда, каких именно, Библия не уточняет.
Ветхозаветные «чистота» и «нечистота»
Возможно, именно «чистых» животных спас ветхозаветный Ной на своем ковчеге, так как сразу после Великого потопа разделение животных на «чистых» и «нечистых» исчезает, и в пищу людям дозволено употреблять не только траву и семена, как прежде, но и всех животных без исключения: «Все движущееся, что живёт, будет вам в пищу» (Быт.9:3).
Впрочем, вскоре Бог изменяет свое отношение к животным и запрещает людям — по крайней мере тем, кого он избрал «своим народом», употреблять в качестве еды некоторые виды животных. Моисею он дает два четких признака, по которому можно отличить одних от других: «чистые животные помимо того, что питаются травой, жуют жвачку, и имеют раздвоенное копыто».
Позже в Талмуде появились уточнения — «чистые» животные должны были не иметь передних зубов и иметь особое строение мышц в районе поясницы. Кроме этого, появились другие запреты, например, нельзя было употреблять в пищу жир домашних животных, а кровь диких животных вообще следовало засыпать землей.
Сложнее было с птицами — по книге Левит нельзя было есть хищников и падальщиков, сов и филинов, ворон, страусов, чаек, лебедей, пеликанов, цапель, зуев и удодов. Однако иудеи пошли дальше и разделили «чистых» и «нечистых» птиц по наличию зубов, манере есть, строению лапы. Например, одни раввины считают дикого гуся «чистой» птицей, а другие — «нечистой». Кроме этого, иудеи считают нечистыми морских гадов, не имеющих чешуи.
Сами они объясняют все эти запрет тем, что кровь этих животных якобы вызывает склонность к болезни, «загрязняет» кровь и «оскверняют тело и душу».
В общей сложности к «нечистым» животным в иудаизме отнесены все хищники, бескопытные, рептилии и амфибии, грызуны (включая зайца, с которым у русских связано много плохих примет), летучие мыши, насекомые (кроме саранчи) и морские животные без чешуи, вроде каракатиц или морских гребешков.
Согласно книге Левит, их не просто нельзя было есть, но и даже прикасаться к их трупам, так как «нечисты они для вас».
В исламе тоже существуют «нечистые» животные — ослы, свиньи, насекомые, ящерицы и лягушки, крысы, мыши и ежи, а также все хищные млекопитающие и хищные птицы. При этом некоторые животные могут в одних течениях ислама считаться нечистыми, а других — «чистыми» и их при нужде можно употреблять в пищу полностью или за исключением некоторых частей — например, таковы акула или змеи. При этом такое животное как свинья считалось особенно скверным и до него не следовало дотрагиваться, а хищных птиц например, можно разводить и торговать ими, но нельзя употреблять в пищу.
«Нечистота» животных служила на пользу вере
Для чего нужно было подобное разделение? Скорее всего, это было необходимо для того, чтобы иудеи или мусульмане не вздумали перенимать обычаи у язычников, подле которых они жили, и не стали им поклоняться. Ведь, например, в том же Египте, где Моисей вместе со своим народом был в рабстве, существовал культ кошек, которых почитали как богов, а у других народов были тотемные животные — волки, лисы, змеи, медведи и тигры, которых почитали и которым приносили жертвы.
Впрочем, запрет не уберег иудеев от богоотступничества — еще в пустыне по исходе из Египта они умудрились создать золотого тельца и начали ему поклоняться.
Христианство круто поменяло отношение к животным. Во-первых, после жертвы Христа отпала необходимость принесения их Богу в жертву, и с этих пор жертвоприношения постепенно сошли на нет. Во-вторых, все запреты были отменены, а все животные стали «чистыми». «Для чистых все чисто», — было сказано в Послании евреям апостола Павла (Евр.13:9). «Никто да не осуждает вас за пищу или питие», — говорится в послании Павла к колоссеянам.
Впрочем, некоторые запреты остались: нельзя в пищу употреблять идоложертвенное — то есть то, что язычники приносят в жертву своим богам, нельзя употреблять удавленных животных, крови (возможно это связано с тем, что по некоторым представлениям христиан душа живого существа находится в его крови), но главный запрет связан с грехом: «воздерживайтесь… от блуда, и не делайте другим то, чего себе не хотите» (Деян.15:19–29).
А что же животные?
А животные отныне стали человеку не идолами, а помощниками и даже друзьями. Например, у протоиерея Константина Буфеева есть целая книга «Животные рядом со святыми», в которой рассказывается, как животные помогали подвижникам нести различные служения и даже охраняли их.
Разумеется, в монастырях и в храмах есть свои обычаи, касающиеся животных, например, собак в храм не пускают, а кошек пускают и даже привечают, но никаких верований, связанных с этим, нет, все делается из практических соображений. Собаки могут наследить или повести себя агрессивно, а кошки приносят пользу и ловят мышей.
Патриарх Кирилл в одном из своих интервью говорил, что в православии не существует понятия «нечистого» животного, а православный человек должен одинаково заботиться обо всех животных, которые от него зависят, но ни в коем случае не ставить их выше человека и уже тем более делать из них идолов.
Источник
Что можно и что нельзя кушать, согласно Библии?
В главе 11 Левита и в главе 14 Второзакония даются четкие правила относительно того, что можно есть, а что нельзя. Это своего рода рецепт здоровой диеты и образа жизни. Та пища, которая разрешена Богом, помогает нам расти здоровыми. Та же, которая запрещается, может нанести значительный урон нашему здоровью.
Чистые животные
Левит 11:1-3
И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: Скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всякого скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта, и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте.
Второзаконие 14:3-6
Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы. Олень и серна, и буйвол и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте.
В Левите 7:22-24 говорится, что мы не должны есть жира из любого из вышеперечисленных животных, а также из животных, умерших своей смертью или убитых другим животным. Нам не позволено принимать этот жир в пищу, из него разрешается лишь варить мыло или делать свечи.
Левит 7:22-24
И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи сынам Израилевым: никакого тука ни из вола, ни из овцы, ни из козла не ешьте. Тук из мертвого и тук из растерзанного зверем можно употреблять на всякое дело, а есть не ешьте его.
Кровь животных также не годится в пищу.
Бытие 9:4
Только плоти с душою ее, с кровью ее не ешьте
Левит 3:17
Это постановление вечное в рода ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте.
Второзаконие 15:23
Только крови его не ешь: на землю выливай ее как воду.
Нечистые животные
Бог говорит нам о тех животных, которые можно употреблять в пищу, а также о тех, мясо которых есть нельзя.
Левит 11:4-8
Только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас. И тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас. И зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас. И свиньи, потому что копыта у него раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас. Мяса их не ешьте и к трупам не прикасайтесь; нечисты они для вас.
Второзаконие 14:7-8
Только сих не ешьте, из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас. И свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь.
Здесь Бог говорит нам не принимать в пищу мясо таких животных, как свиньи, кролики, верблюды и лошади. Медики выяснили, что подобные животные могут вызывать различные заболевания. Принимая в пищу мясо этих животных, мы подвергаем опасности наше сердце, печень и другие органы.
Свиньи являются переносчиком большего количества заболеваний, чем любое другое животное. Под «свининой» понимаются все продукты, которые производятся из этого мяса – ветчина, колбасы, котлеты, пельмени…
Не имеет значения, в какой чистоте содержатся свиньи, это не преуменьшает риск цирроза печени. Тем же людям, которые принимают алкоголь и едят свинину, следует помнить, что для них риск заболеваний печени увеличивается. Но все равно, основной причиной цирроза все-таки остается свинина.
Чистая рыба
Левит 11:9
Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя (в воде, в морях ли или реках), тех ешьте
Второзаконие 14:9
Из всех животных, которые в воде, ешьте всех, у которых есть перья и чешуя.
Таким образом, чистыми в воде являются те животные и рыбы, у которых есть перья или плавники. Сюда входят такие животные и рыбы, как лосось, окунь, форель, мерланг, карп и многие другие.
Нечистая рыба
Левит 11:10-12
А все те, у которых нет перьев и чешуи (в морях ли, или реках, из все, плавающих в водах, и из всего, живущего в водах), скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь; все животные, у которых нет перьев и чешуи, в воде, скверны для вас.
Второзаконие 14:10
А все тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас.
Это большая категория включает в себя значительное количество разнообразных рыб и ракообразных, таких как акулы, рыба-меч, зубатка, киты, дельфины, креветки, крабы, лобстеры, морские моллюски, устрицы и многие другие.
И вновь Бог не случайно запретил употреблять в пищу эти виды водных обитателей. Медики знают, что эти виды рыб и ракообразных могут накапливать в себе значительное количество тяжелых металлов, а также содержать естественные отравляющие вещества. Для людей они могут оказаться губительными.
Нечистые птицы
Левит 11:13-19
Из птиц гнушайтесь сих (не должно их есть, скверны они): орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, филина, рыболова и ибиса, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря.
У Бога были серьезные причины запрещать нам употреблять в пищу мясо этих птиц. Одной из наиболее очевидных является то, что большинство, если не все из этих птиц питаются падалью. Это означает, что они едят, в том числе, и мясо мертвых животных. Это не сулит человеку, который ест это мясо, ничего хорошего, поскольку их мясо может оказаться источником какого-нибудь заболевания. В их организме также содержаться ферменты, помогающие им переваривать эту падаль и мясо других нечистых животных, которые могут оказаться губительными для человека.
Чистые птицы
К чистым относятся птицы отряда куриных, индюк, голуби и голубки, все, у кого есть зоб. Утки и гуси также относятся к чистым птицам.
Закон Бога, касающийся насекомых
Левит 11:20-23
Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех лапах, скверны для вас. Из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле. Сии ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою. Всякое другое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас.
Некоторым из нас может показаться странным есть жуков, однако, для некоторых людей в мире саранча является частью их каждодневного рациона. Если вы очень голодны, вы тоже можете попробовать. Бог разрешает принимать в пищу саранчу, сверчков и кузнечиков.
Закон Бога, касающийся животных, которые ходят на лапах
Левит 11:27
Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера.
Нельзя принимать в пищу кошек, собак и других четвероногих, которые ходят на лапах.
Закон Бога, касающийся грызунов и рептилий
Левит 11:29-31
Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с ее породою, анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет. Сии нечисты для вас из все пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера.
Левит 11:41-42
Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть его. Всего, ползающего на чреве, и всего, ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных, пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны.
В этом месте Бог говорит нам не есть животных, подобных змеям, ящерицам, крысам, мышам, муравьям, червям и многим другим, относящихся к отряду грызунов, рептилий и жуков. Впрочем, многие из нас в любом случае не ели бы этого.
Источник