Можно ли есть уксус в пост
Содержание статьи
Можно ли в пост уксус? Можно в Великий пост готовить с уксусом? Почему?
Можно ли в пост уксус?
Можно ли в пост столовый уксус?
Можно ли в пост бальзамический уксус?
Можно ли в пост яблочный уксус?
Можно ли в пост рисовый уксус?
Можно в Великий пост готовить с уксусом?
Объясните подробно, почему да или нет.
1 ответ:
3 0
Здравствуйте, а почему нет? В уксусе вообще отсутствуют продукты животного происхождения .Насколько мне известно все виды уксуса растительного или химического происхождения :(в нашей стране в основном яблочный), соответственно скромными быть не могут . Единственная ситуация которую можно представить себе , и то с трудом: вы настолько искренний почитатель этого продукта и без него не можете представить себе трапезу , вот тогда получается , что Вы услаждаете себя этим продуктом , и для » сдерживания телесных хотений» можно от него отказаться , это станет именно ограничением своих «хотелок» , чего и требует от нас пост .
Читайте также
Заменить мясные продукты в Великий пост довольно сложно. Полноценной замены, я например, добиться не смог. Что больше всего минимизирует отсутствие мясных продуктов, так это грибы и орехи. Также многие употребляют продукты из сои, но это на любителя.
Великий Пост в Католической Церкви в 2017 году начинается в Пепельную среду 1 марта. Он продлится до Тридиума (Великий Четверг, Страстная Пятница и Святая Суббота), Пасху Христову католики в этом году отметят 16 апреля, вместе с православными.
На сколько я знаю, во время Великого поста церковь разрешает ослабить или нарушить ограничения в еде тяжелобольным, которым противопоказаны диеты, детям, беременным и кормящим грудью женщинам, а еще воинам. Ведь у последних должны быть силы для ратных дел. Но церковь разрешает именно нарушить или ослабить ограничения в еде. Это не то же самое, что отменить пост. Ведь пост — это не просто диета, запрет определенных продуктов. Великий пост это воздержание и в телесных удовольствиях, и в душевных развлечениях.
Если вы хотите узнать что такое коливо (его еще называют кутья) с кулинарной точки зрения — это пшеничная каша (или же из другого злака) с медом, сахаром и иногда сухофруктами. Коливо — это поминальное блюдо, которое первым подается на поминках за усопшим. Еще коливо освящают в храме и употребляют в пищу в пятницу, первой седьмицы Великого Поста, тем самым поминают святого мученика Феодора Тирона, который являлся во сне епископу Евдоксию. Пшеничные зерна в кутье символизируют будущее Воскресение, а сахар и мёд — блаженство будущей жизни.
Тех, кто придерживается православного поста в России всего четыре процента населения, а в Казахстане и того меньше, так что запреты на употребление животной пищи коснутся очень малой доли населения, которая, несмотря на празднование Наурыза, будет соблюдать пост.
Ведь приобщение в празднику Наурыз скорее всего носит рекомендательный характер, заставить есть животную пищу во время поста никто не сможет принудить верующих.
Источник
Великий пост 2021: как правильно питаться, что можно есть и что нельзя
Великий пост в 2021 году начинается 15 марта и заканчивается 1 мая: длится 40 дней. Этот пост считается самым главным и строгим. Каждый год даты сдвигаются и выпадают на разные числа, но всегда сразу после Масленицы. Первый день — Чистый четверг, последний — Великая суббота.
Как правильно поститься
Кто-то воспринимает пост как диету и возможность похудеть. Это неправильный подход: чтобы скорректировать фигуру, нужно взять за основу правильное сбалансированное питание, физическую активность и консультации с эндокринологом. Плюс во время поста основная часть продуктов приходится на углеводы, и при неправильном расчете, наоборот, можно поправиться.
shutterstock.com
Воздержание в пище во время поста — про часть духовной работы, но не ее основа. Важно уделять время самопознанию, чистоте и качестве речи, мыслей. Пост — своего рода аскеза: человек жертвует привычным удовольствием ради достижения цели и приобретения опыта. По этой же причине не рекомендуется самообманом, например, заменять животное мясо на растительное beyond meat.
Если говорить о питании: постящиеся придерживаются жесткого меню со строгими ограничениями. При этом остается большое количество продуктов и блюд, которые можно включать в рацион.
Исключаются продукты животного происхождения:
- мясо, птица, колбасы, сосиски, полуфабрикаты;
- рыба;
- молоко и кисломолочные продукты,
- сыр, и яйца, и продукты с их содержанием;
- сливочное масло и продукты с его содержанием;
- сливочные соусы;
- алкоголь.
Но в течение поста есть несколько дней, когда допускаются послабление и запрещенные продукты из списка.
Что можно есть в Великий пост
Основные продукты: овощи и фрукты, бобовые, орехи, цитрусовые, сухофрукты. Блюда едят в сыром или отварном виде, на пару или из духовки.
shutterstock.com
Какие продукты можно есть в пост:
- злаки и каши на воде без сливочного и масла гхи;
- овощи и фрукты;
- черный хлеб или хлебцы;
- бобовые, баклажан и цуккини, орехи и грибы;
- цветная и брюссельская капуста, брокколи, бок чой, спаржа;
- все виды зеленых салатов;
- чечевица, нут, горох, соя, фасоль, бобы — главные источники белка;
- подсолнечное масло (в разрешенные дни);
- рыба допускается два раза: на Вербное воскресенье и Благовещение Пресвятой Богородицы. Можно приготовить на пару, потушить или запечь в духовке.
- мед;
- хлебобулочные и кондитерские изделия, в составе которых нет молочной продукции и яиц.
Что нельзя есть в Великий пост
Нужно воздержаться от следующей пищи:
- мясо и мясная продукция: копчености, ветчина, колбасные изделия;
- яйца и продукты, в составе которых они используются;
- блюда с насыщенным разнообразным вкусом: сладкие, соленые, копченые;
- молочная продукция: кефир, молоко, ряженка, йогурт, сливочное масло, сыры, сметана, а также блюда, в составе которых они используются;
- фастфуд, шоколад, сдоба;
- алкоголь;
- рыба (кроме разрешенных дней);
- подсолнечное масло (кроме разрешенных дней).
shutterstock.com
Питание в Великий пост по дням
- первая неделя — самая строгая, а в первый день постящиеся голодают и отказываются от любой пищи;
- по понедельникам, средам, пятницам едят холодную пищу без растительного масла;
- вторник, четверг — разрешается вареная, тушеная, запеченная пища без масла;
- в субботу и воскресенье для приготовления пищи разрешено использовать растительное масло, позволительно немного виноградного вина (кроме Страстной недели);
- в выходные можно готовить горячие блюда с растительным маслом, допускается немного красного вина, кроме Страстной недели.
Когда в пост можно есть рыбу
Во время Великого поста рыба и морепродукты допускаются два раза: 7 апреля на Благовещение и 25 апреля на Вербное воскресенье. В Лазареву субботу можно съесть немного рыбной икры.
shutterstock.com
Что нужно пить в Великий пост
Можно пить чай и кофе, воду, разнообразные кисели, морсы, соки, компоты. При интенсивных тренировках добавляются белковые протеиновые коктейли без молочной сыворотки в составе.
shutterstock.com
Можно ли продолжать тренироваться в Великий пост
В течение Великого поста физические тренировки не запрещаются, но важно подходить индивидуально к каждой ситуации. Вряд ли получится активно наращивать мышечную массу из-за ограничений в белковой пище, особенно если вы не привыкли планировать сбалансированный растительный рацион.
Нужно тренировать по силам, иначе можно столкнуться с дисбалансом, хронической усталостью, неспособностью закончить тренировку или разминку.
В рацион включается большое количество бобовых продуктов и сои. Можно добавить соевого мяса: диетический низкокалорийный продукт, и 20 граммов на 100 граммов.
shutterstock.com
При желании добавляется спортивное питание без содержания молочной сыворотки. Для спортсменов-вегетарианцев доступна большая линейка протеинов: соевый, гороховый и конопляный.
Чтобы не переживать морально и физически во время поста, лучше заранее, в спокойной обстановке продумать и записать ежедневное меню с учетом финансовых возможностей, предпочтений и образа жизни.
Канал про ЗОЖ в телеграме! Подписывайся
Источник
15 рецептов для сухоядения в пост
Впереди еще месяц Великого поста. Если вы соблюдаете его, то наверняка уже столкнулись с самыми непростыми днями — днями сухоядения. Они настолько строги, что нельзя принимать в пищу не только мясо, масло, рыбу, молоко и его производные, нельзя сварить даже кашу на воде и потушить овощи! Установлен запрет на все вареное и жареное. Однако мы совершенно не собираемся голодать. И для начала определимся, что за зверь такой сухоядение, и чем положено питаться в такие дни?
Точной формулировки и инструкций по сухоядению в писаниях нет. А потому и ответы священников расходятся. В частности в вопросах по печеным овощам и чаю. Одни священнослужители утверждают, что сухоядение, если уж вы его соблюдаете, накладывает запрет на всю подвергшуюся термической обработке пищу, другие — допускают печеные овощи и чаи. Так как чай, по их мнению, — не отвар, а настой. Не менее важно отметить, что сухоядение — весьма строгая форма поста и Церковным уставом предписана в основном монахам. Миряне могут ее и не придерживаться.
Итак, первая, более строгая версия. В «сухие» дни поста положено питаться сырыми либо сушеными овощами и фруктами, хлебом. Растительное масло и вино, хотя и приготовлены без тепловой обработки, в эти дни под строгим запретом. Разрешено употребление квашеных, соленых и маринованных овощей и грибов, если при их готовке не использовалось масло. В почете также орехи и мед. Горячие напитки: чай, кофе, отвары и компоты не разрешены. Из напитков можно только соки и воду.
Вторая, менее строгая версия сухоядения звучит обнадеживающе. Вареную, тушеную еду — нельзя, а вот печеную — пожалуйста. Картошечку там или тыкву, кабачки, морковку и репу можно запросто запечь в духовке и неплохо пообедать. Также позволяется залить кипятком кашу из пакетика, пить чаи. Получается, что и растворимый кофе можно, вареный в турке — под запретом. Ну, а в остальном, все так же, как и в первой версии. Разрешены овощи (сырые и квашеные), фрукты, мороженые ягоды и сухофрукты (изюм, курага, инжир, финики), хлеб, мед, орехи.
В Церковно-славянском словаре Дьяченко написано: «Сухоядение — употребление сухой и грубой пищи». Священники Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря на своем сайте комментируют это так: «Следовательно, каждый постящийся может, учитывая состояние своего здоровья и образ жизни, определить, какая именно пища является для него «сухой и грубой» и установить себе посильное правило поста, предварительно посовещавшись со своим духовником».
Ну, а мы подобрали 15 вкусных рецептов для строгих дней поста: салатов, десертов, вторых блюд. Не просто постных, но разрешенных даже в дни сухоядения. А здесь можно прочесть про постные соусы: 15 рецептов без масла. Читайте, готовьте и… приятного вам аппетита!
Салат из редиса и черемши, зеленого лука и авокадо
Ингредиенты:
Редис (можно листья редиса) — 200 г
Черемша — 25 г
Зеленый лук — 75 г
Авокадо — 1/3
Соль — по вкусу
Готовим:
Редис, зелень моем, мелко шинкуем, солим по вкусу. Авокадо прокручиваем в блендере и заправляем им салат. Из авокадо получается отличная влажная заправка, которая связывает все ингредиенты воедино не хуже масла.
Печеная тыква
Ингредиенты:
Тыква некрупная — 1 штука
Мед или сахар — по вкусу
Орехи или кунжут — по вкусу
Готовим:
Берем тыкву сладкого сорта, чистим, разрезаем на крупные доли и укладываем на противень, устеленный пергаментом. Духовку нагреваем до 213-250°. Печем тыкву в течение часа. Определить степень ее готовности можно также по интенсивному запаху. Вынимаем тыкву из духовки, поливаем медом или посыпаем сахаром, украшаем орехами или семенами кунжута.
Капуста с орехами
Ингредиенты:
Капуста — 1 кочан
Лук репчатый — 1 шт.
Орехи грецкие — 1 горсть
Кинза — 1 пучок
Шафран — по вкусу
Уксус яблочный — по вкусу
Соль — по вкусу
Готовим:
Небольшой кочан капусты режем на две части, удаляем кочерыжку и тонко шинкуем. Кладем ее в большую кастрюлю, солим и накрываем крышкой на 20 мин. За это время капустка даст сок. Затем перетираем ее руками, отжимая лишний сок. Добавляем к капусте мелко нарезанную головку репчатого лука, толченые грецкие орехи, мелко нарубленную кинзу, досаливаем. Добавляем шафран. Заправляем яблочным уксусом. Все хорошо перемешиваем и выкладываем в салатник.
Совет к рецепту:
Грецкие орехи можно заменить жареным кешью. Тоже очень вкусно!
Салат из артишоков и грейпфрута
Ингредиенты:
Артишоки маринованные — 80 г
Грейпфрут — 80 г
Салат листовой — 30 г
Миндаль тертый — 10 г
Для соуса:
Сок лимонный — 1,5 ст. л.
Мед — 1 ч. л.
Сок грейпфрута — 2,5 ч. л.
Соль — по вкусу
Перец — по вкусу
Готовим:
Достаньте из банки готовые маринованные артишоки, запеките их в течение десяти минут в духовке. Когда артишоки немного обуглятся, снимите с них горелую «кожицу», остудите и разрежьте каждый на четыре части. Затем очистите грейпфрут от цедры, внутренней кожицы и семечек. Каждую дольку разрежьте острым ножом, чтобы получилось 3-4 тонких сегмента. Листья салата (лолло росса, фризе и др.) вымойте, высушите и порвите руками на кусочки.
Приготовьте соус, смешав сок лимона и грейпфрута, жидкий мед, соль и перец. Должна получиться кисло-сладкая заправка.
Все ингредиенты салата смешайте, посыпьте тертым миндалем и полейте готовым соусом.
Секреты салата:
1.Артишоки — это мясистые нераскрывшиеся цветки растения Cynara Scolymus, широко распространенного в странах Средиземноморья и на Канарских островах. Овощ подают в качестве самостоятельного блюда, на гарнир, с ним делают салаты и пиццы, его добавляют в пасту и пироги. С артишоками готовят даже десерты и хлеб. Сегодня этот овощ можно купить почти в каждом отечественном супермаркете. Правда, баночка консервированных овощей, которых хватит на приготовление 5-6 порций салата, стоит 250-300 рублей.
2.Главная особенность этого салата — сочетание немного острых маринованных артишоков и кислого грейпфрута. Если не найдете нужных ингредиентов, артишоки можно заменить маринованными огурчиками.
Салат из груши с руколой
Ингредиенты:
Груши бартлет твердые — 2 шт.
Фундук — 0.5 ст.
Рукола (или латук) — 1 уп.
Изюм без косточек мелкий — 1 горсть
Для заправки:
Сок грейпфрута — 100 мл
Уксус яблочный — 1 ст. л.
Сахар — 0.5 ч. л.
Соль — по вкусу
Перец черный молотый — по вкусу
Готовим:
Изюм замачиваем в теплой воде на 15 минут. После чего откидываем на дуршлаг и обсушиваем. В контейнере с крышкой смешиваем уксус, сок, соль, сахар, перец и взбалтываем до однородности. Груши чистим от кожуры и сердцевины, нарезаем на 8 ломтиков. В большую миску насыпаем салатные листья, кладем изюм и орехи. Поливаем салат заправкой, перемешиваем, добавляем груши.
Салат «Свежесть»
Ингредиенты:
Редька — 1 шт.
Морковь — 1 шт.
Яблоки — 2 шт.
Чеснок — 1 зуб.
Цедра лимона — ¼ ч. л.
Сок лимона — 3 ст. л.
Соль — по вкусу
Готовим:
Редьку, морковь и яблоки натереть на мелкой терке, хорошо перемешать, добавить толченый чеснок и цедру лимона на кончике чайной ложки. Выжать в салат сок 1 лимона, слегка подсолить и перемешать.
Медовый «торт»
Ингредиенты:
Ржаной хлеб — 500 г
Мед — 3 ст. л.
Грецкие орехи — 1 горсть
Корица — по вкусу
Лимонная цедра — по вкусу
Готовим:
Хлеб нужно тонко нарезать, удалив корочки. Каждый ломтик хлеба пропитываем медом, посыпаем корицей и тертой цедрой. Укладываем ломти друг на друга, сверху посыпем толчеными грецкими орехами и уберем в холод на 2-3 часа.
Эти и другие постные рецепты смотрите в нашей базе.
Источник
Догнать все, что не успел в пост? Как провести Страстную седмицу
— Как понять слова о том, что мы своими грехами распинаем Христа?
— Здесь, скорее всего, вопрос о том, есть ли мой какой-то личный вклад в то, что Христу было так тяжело и так трудно совершать подвиг Искупления. Думаю, что здесь несколько ответов. Первое: грех — это всеобщая болезнь всего человеческого рода. И тех поколений, которые были до Крестной жертвы Спасителя, Его современников и всех будущих поколений. И принося Себя в жертву за грехи всего мира, мы можем себе представить, что капелька нашей личной ответственности в этом тоже присутствует, потому что мы, тем или иным образом соглашаясь на грех, соглашаясь на то, чтобы он занял какое-то определенное место в нашей жизни, — становимся на сторону тех, кто Христа распинал и кто Его отвергал.
Второй момент: я думаю, что это связано со всем тем, о чем нам говорит Страстная седмица. Мы будем слышать не один раз евангельское чтение о том, как Спаситель провел последние дни Своей земной жизни, и в той или иной степени мы, скорее всего, рассказ об Иуде, о фарисеях, о предательстве апостолов и их малодушии, о поведении Пилата и мотивации членов Синедриона — слушаем не для того, чтобы в их адрес сказать: «Ай-ай-ай, как вы так могли!»
А нам, скорее всего, нужно попытаться узнать — нет ли нас в наших поступках и делах среди тех, кто тогда вот так вот поступил по отношению к Спасителю.
И если мы там есть, то, наверное, можно провести и параллель между тем, что, оказавшись в той же ситуации, с теми же привычками, образом действий, привычкой поступать так или иначе в определенных ситуациях, мы бы могли оказаться не в числе тех, кто сочувствовал Спасителю или молился вместе с Ним, а, наверное, могли бы быть или среди фарисеев, или среди Пилата, или среди кого-то еще.
И вот, когда все эти истории мы будем слышать в Страстную седмицу, нам, скорее всего, нужно самих себя спросить: «Где бы были мы, если бы это произошло здесь и сейчас? И не происходит ли в нашей жизни чего-то похожего?»
— Митрополит Сурожский Антоний сетовал, что мы из всего сделали символы и что на Страстной у нас вместо трагедии — прекрасное богослужение, умиление от которого мешает нам видеть Христа, Его боль и смерть. Как нам увидеть?
— Я попробую предположить, что митрополит Антоний был одним из тех немногих людей, духовная жизнь которых проходила не на уровне эмоций, а гораздо глубже. И он очень сетовал, что большинство людей так и остаются в восприятии духовной жизни и общения с Богом или на уровне интеллектуальном, когда мы все обо всем знаем и эти знания никак на нашей жизни не отражаются, или на уровне эмоциональном, когда мы восхищаемся красотой богослужения, красивым пением, но духовная жизнь не переходит на тот глубокий уровень, где происходит личная Встреча человека с Богом.
И, будучи сам там, или оказываясь временами там, или, может быть, есть люди, которые поймут, о чем говорил в этот момент митрополит Антоний, они понимают, насколько глубокая, большая разница между интеллектуальным, эмоциональным и духовным по-настоящему. И конечно, наверное, хотелось бы митрополиту Антонию, чтобы как можно больше людей на эту глубину смогли в своей жизни попасть. Вопрос — как?
Ну, наверное, в первую очередь серьезным отношением к своей духовной жизни и максимальным количеством практики. Потому что духовная жизнь — это не когда мы рассуждаем о Боге, а когда мы делаем конкретные дела, и когда мы пробуем и себя познать, и что-то изменить в своей собственной жизни. И со смирением еще и просим Бога, чтобы Он Сам нам помог открыть вот эту глубокую тайну и попасть туда, где, наверное, всем очень хорошо. Вот мне кажется, он об этом говорил. Хотя я опять пробую предполагать — лично с ним я знаком не был.
— Как уместить в себе переживания Страстной и подготовку к Празднику?
— Вот если мы будем пытаться опять все свести к переживаниям, к эмоциям, то, наверное, две противоположные эмоции совместить в себе трудно и невозможно. А если все-таки представить себе, что Страстная седмица — это время максимально возможного участия в том, что происходило «нас ради человек и нашего ради спасения» тогда, в то время… Ведь мы свою благодарность можем выражать не только на словах, не только эмоциями.
Мы можем выражать и конкретно тем, что вот здесь и сейчас мы находимся на богослужении, вот идет длинная служба, четыре часа мы стоим и пытаемся еще и телом, и своими ногами сказать Богу: «Спасибо». Эмоции могут быть разные — нам может быть тяжело, может быть трудно, нам может вообще надоесть и сказать: «Мы устали, а еще шторы не стираны, и куличи не испечены к Пасхе». И скорее всего, мне кажется, что нужно больше времени все-таки уделить присутствию и соучастию, хотя бы таким образом выражая свою благодарность, в богослужении в дни Страстной седмицы.
Потому что если весь Праздник свести только к уборке дома, подготовке еды… Сегодня вообще-то какую-то еду, наверное, и купить можно, она не столь важна и не столь значима в этом контексте. Какие-то вещи можно сделать заранее, чтобы максимально освободить свое время и поприсутствовать. Потому что если мы благодарны по-настоящему, то нас тянет, и ноги, и душа, и сердце в эти дни в храм, чтобы мы находились там максимальное количество времени, участвуя в этих событиях Страстной седмицы.
— Весь пост мы стремились что-то изменить, исправить в себе. А что нужно изменить во время Страстной?
— Ответ очевиден, потому что дни Святой Четыредесятницы — это время, когда мы максимально обращаем внимание на то, что происходит с нами, пытаясь найти ответы на вопросы: «Кто мы? И почему мы такие, и что нужно изменить в своих отношениях с Богом, ближним?» Помогает нам в этом и церковный Устав, и богослужения, в том числе, как это сегодня странно ни звучит, даже рацион питания в этом нам помогает.
Но когда время подходит к Страстной седмице, нам предлагается переключиться из воспоминаний о самих себе, в мыслях о самих себе, к соучастию в том, что происходило тогда ради нашего спасения. А невидимо происходит здесь и сейчас. Ведь Христос пришел для всех, и для нашего поколения в том числе. И мы — это те люди, которые сегодня являются христианами, можем в ответ на Его любовь к нам свою любовь как-то проявить, прийти.
Я вот акцент делаю на том, что нужно просто быть. Хочется тебе, не хочется, тяжело, устал, может быть, не сильно обращая на эмоции и переживания, им не уделяя столько внимания, сколько осознавая свой долг благодарности, быть сегодня и сейчас прямо вот здесь — это самое важное место, где я как христианин должен находиться в эти дни. А эмоции и переживания — отвести им вторичное место, не сосредотачивая на них все свое внимание и не давая оценку тому, что ты делаешь. Вот если пришла какая-то эмоция, значит, ты все делаешь правильно, а не пришла, значит, все плохо. Отодвинуть их на второй план и не делать их главными.
— Нужно ли в Страстную пытаться «догнать» все, что не успел в пост? На чем сосредоточиться?
— Я думаю, что все сделать вообще никогда невозможно. И это такая старая проблема: вот, не допостился, не домолился, не доделал, не дотрудился… Как правило, практически все об этом переживают в конце поста и говорят: «Эх, надо было вот еще и вот это, и вот это сделать». И таким образом объем и количество сделанного ставят в зависимость от того теперь, какую мы получим награду.
Спасибо святителю Иоанну Златоусту, который в своем «Огласительном слове на Пасху» нам говорит: «Приидите все, и постившиеся, и не постившиеся, и те, кто пришел в первый час, и в последний». Награда не зависит от наших трудов, а от произволения Владыки, Который Себя дарит всем. Вот на этом надо сосредоточиться и помнить о том, что сколько бы мы ни сделали, и даже если мы сделаем еще больше, вот это вот чувство, что сделать могли бы больше, и надо было бы больше — оно все равно будет где-то присутствовать в каждом.
Даже в Евангелии есть слова, которые помогают тем, кто, наоборот, чувствует, что он сделал очень много, сделал все хорошо и правильно, и теперь сидит в ожидании большой награды, подсказывают: «Если исполните все, повеленное вам, лучше считать себя рабами неключимыми, непотребными». С вот этим вот чувством, что: «Господи, я хоть и не все, и не вовремя, и мало, и не до конца, но я Твой сын, или Твоя дочь, и я хочу быть с Тобой» — лучше приходить, чем: «Я все сделал, жду награду, давай выложи, положи на стол». Наверное, нужно и то, и другое помнить.
— Как рассказать детям о Крестной смерти Спасителя?
— Я думаю, что очень важно ответить на вопрос: «Каким детям рассказать, какого возраста?» Потому что в зависимости от возраста ребенка и рассказ будет разным. Но дети, как правило, чаще всего окружающие обстоятельства, окружающую жизнь воспринимают через значимых взрослых, или через родителей, или через воспитателей. И вот то, как родители к этому относятся, для них и будет самым лучшим рассказом.
Я уже говорил о том, что хотелось бы, чтобы в Страстную седмицу и Пасху мы не на эмоциях сосредоточивали все свои ожидания, а на том, что и как должен человек делать в это время.
Благодарный христианин благодарен своему Спасителю за Его великую Жертву и любовь, которая была проявлена к нам. В ответ на любовь мы должны научиться быть благодарными. Это очень по-человечески, очень правильно, и если дети это будут видеть, и хотя бы это мы им сможем объяснить — скорее всего, им это поможет и дальше глубже проникнуть в тайну Страданий. А другая сторона все-таки это то, что страдания — это не что-то, без чего мы проживем всю свою жизнь или от чего возможно избавиться раз и навсегда. Страдания — это часть нашей жизни, иногда даже большая, наверное, по времени, по объему, мы где-то страдаем, где-то терпим, где-то что-то переживаем, сталкиваясь не только с обстоятельствами окружающими непреодолимыми внешними, внутри нас самих бывают какие-то вещи.
Мы собой все время недовольны, у нас есть проблемы с восприятием самих себя — это тоже вызывает боль и страдания. Так вот, Спаситель своими Страданиями вот этим всем обстоятельствам страдания подарил возможность не убивать нас, не делать нас слабыми, не превращать нашу жизнь в ад, а делать их для нас спасительными. И воспринимая страдания как часть жизни, и относясь к ним именно так, родители показывают пример своим детям. То есть они не в позиции жертвы находятся, что вот: «Я страдаю, все плохо, почему такая жизнь несправедливая» — дети это слышат, видят: «А где же Бог? Почему вот Он не приходит и сразу не помогает мне в тот момент, когда мне это необходимо?» А все-таки помнить, что самое главное Господь для каждого из нас уже совершил — Он дал возможность всему роду человеческому войти в общение с Богом, победить смерть. Подарил нам Царство Небесное, мы за это Ему благодарны.
А земные страдания воспринимаем как лекарство и как способ и что-то изменить в своей жизни, и что-то новое о ней открыть и узнать. И если страдания, которые являются неизбежными, которые мы победить не можем, посвящать Богу — они для нас еще становятся и спасительными. Вот если это дети будут видеть у родителей — это, наверное, самое важное, самое главное — чтобы родители не чувствовали себя жертвой, и не ставили в этом положении себя, и давали такой пример, показывая потом детям, которые на всю жизнь это запомнят.
— Пройдет Страстная, отпразднуем Пасху — а что дальше? Ведь часто бывает так, что в пост мы стараемся быть лучше, но проходит Пасха — и мы живем, как жили до поста, и по факту не меняемся. Или бездарно растрачиваем все приобретенное Великим постом. Как сохранить? И можно ли приумножить?
— Самый, наверное, частый тоже вопрос, который тоже связан со страданиями. Никуда не девается то, что было в посту, оно остается с нами. Даже если мы потом, не выучив, или не усвоив какие-то уроки, или не приобретя какого-то навыка, мы снова возвращаемся к тому, что было у нас до поста — все равно вот этот навык и опыт быть другим — он никуда не девается. И он нам потом пригодится в определенные моменты жизни. И именно посту мы будем благодарны за то, что у нас этот навык есть — это первое.
Второе: жизнь — это непрерывный путь к совершенству. И каждая Пасха, каждый Великий пост — это определенная ступенька возможности еще какой-то шаг на этом пути сделать. И здорово, что не нужно останавливаться и ждать следующего Великого поста — делать можно прямо с сегодняшнего дня, продолжая делать добрые дела, и идти по тому пути, который начался в Великую Четыредесятницу. Но думать о том, что это некие сбережения, которые в результате неправильного пользования «сгорают» — скорее всего, так не надо представлять себе эти обстоятельства.
Источник