Можно ли есть угорь мусульманам
Содержание статьи
Морепродукты (креветки, крабы, лобстеры) халяль
Бытует мнение, что мусульманам запрещено употреблять в пищу многие морепродукты, а именно — креветок, мидий, кальмаров, крабов, раков, лобстеров, осьминогов и т. д. Правда ли это и почему?
Когда у пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о пригодности морской воды для совершения ею омовения, он ответил: «Морская вода пригодна для омовения, а то, что умерло в море [то есть обитает в нем], — халяльно [разрешено для употребления в пищу]»[1].
В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима описывается случай, когда сподвижники Пророка, совершая долгий путь и сильно проголодавшись, увидели тело мертвого кашалота, выброшенное на берег. Они питались мясом этого кашалота на протяжении двух недель. Когда сподвижники вернулись в Медину и рассказали о произошедшем, пророк Мухаммад поинтересовался: «У вас осталось немного этого мяса, для того чтобы угостить нас?» Сподвижники ответили утвердительно и угостили Пророка[2].
Запрет на употребление обитателей моря может касаться только случаев, когда началось гниение продукта и отравление им очевидно.
Считаю верным мнение, что все живущее в воде и съедобное для человека является разрешенным (халяль) и специального ритуала заклания не требует. Об этом говорило большинство мусульманских ученых. Упомянутый достоверный хадис — прямой тому аргумент. Ученые ханафитского мазхаба говорили о дозволенности лишь рыбы. Обоснование косвенно и не убедительно. А потому — это не более чем мнение, которого можно как придерживаться, так и не придерживаться[3]. Сам я в религиозной практике следую ханафитскому мазхабу, но без строгой и слепой приверженности лишь ему.
В заключение напомню важный достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) установил обязательные положения (фарды), так не растеряйте же их! Очертил границы [определенное число ежедневных обязательных молитв-намазов, например, определенная форма соблюдения обязательного поста и количество дней; конкретные наказания за конкретные преступления и т. д.], так не переходите же их [не нарушайте, не усложняйте, не ужесточайте]! Он [Господь миров] запретил некоторые вещи [например, явный грех, как-то: воровство, ложь, сквернословие], так не совершайте же их! А о других вещах Он умолчал, не по забывчивости, а из милости к вам. Так не организуйте же поиски (исследования) относительно них [для выяснения обязательности или запрещенности. Они относятся к разрешенному, ведь все, что не запрещено прямым текстом Корана или достоверной Сунны, остается по умолчанию разрешенным[4]]»[5].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Хурайры и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 40, хадис № 69; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 265 и 306.
[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1317, хадис № 4362; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 8. С. 153, хадис № 3637; аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов (книги) «Аль-хидая»]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 4. С. 204.
[3] Подробнее богословскую полемику по этому вопросу см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2790–2792; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 8. С. 153–156.
[4] Сюда нельзя относить сигареты, так как их не существовало во времена Пророка. Богословское заключение об их запретности (харам) сформулировано современными мусульманскими учеными на основе научно и экспериментально доказанной степени вреда — постепенное разрушение здоровья и убийство человека.
[5] Хадис от Абу Са‘ляба аль-Хушаний; св. х. ад-Дар Кутни, аль-Хакима, а также это тридцатый хадис из «сорока хадисов имама ан-Навави». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 457, 458, хадис № 25/1834 и пояснение к нему; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 166; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 1. С. 278, хадис № 197 и пояснение к нему.
Источник
Можно ли есть суши? — Ан-Ниса — Мусульманский женский портал
Японская кухня захватывает мегаполисы. Сейчас в России, пожалуй, не найдется человека, который не слышал бы про суши.
Кулинарный словарь (Зданович Л. И., 2001) определяет суши так: “Суши — это японское национальное блюдо: рисовые котлетки (катышки), покрытые сверху кусочком сырой рыбы или сырой креветкой и пропитанные (приправленные) своеобразным соусом. Вместо рыбы может выступать моллюск, икра, соевый творог-тофу и много чего еще. Часто суши завернуто в листки водоросли («нори») или пленку, снятую с кипящего соевого молока и высушенную («намаюба»), или листья хурмы («какиноба-суши»)”.
Обычно, когда мы говорим про суши, то имеем в виду не только собственно суши (маленький рисовый бутерброд с рыбой), но и роллы. Роллы как разновидность суши — это рисовые рулетики, обернутые водорослями, с самыми разными начинками. В качестве начинки могут выступать сырые морепродукты и рыба, икра, омлет, огурцы, авокадо, мягкий творожный сыр и многие другие продукты.
Традиционно суши едят с соевым соусом, маринованным имбирем и васаби.
И, конечно, есть множество неклассических вариаций — горячие роллы, сладкие роллы (вид десерта), даже роллы с жареным мясом. Разумеется, дозволенность таких неклассических роллов с мясом определяется дозволенностью мяса: если мясо не дозволено, то и роллы есть нельзя.
Пройдемся по списку продуктов, которые чаще всего используют в приготовлении и сервировке суши.
Очевидно, что рис, водоросли и разнообразные овощи: огурец, авокадо, редис и другие — дозволены в пищу. Не будем на этом останавливаться подробно.
Морепродукты
Все, что рождается и живет в воде, не дозволено, кроме рыбы.
ولا يؤكل من حيوان الماء إلا السمك, ويكره اكل الطافي منها ولابأس باكل الجريث
(القدوري، ص497، مؤسسةالريان)
(وَلَا) يَحِلُّ (حَيَوَانٌ مَائِيٌّ إلَّا السَّمَكُ) الَّذِي مَاتَ بِآفَةٍ وَلَوْ مُتَوَلِّدًا فِي مَاءٍ نَجِسٍ
(الدرالمختار، ص642، دارالكتبالعلمية)
انواع السمكوالجراد حلال ولايشترط فيه الذكاة
(الفتاوىالسراجية، ص376، زمزم)
وَالْمُسْتَوْحَشُ نَوْعَانِ: مِنْهَا صَيْدُ الْبَحْرِ لَا يَحِلُّ تَنَاوُلُ شَيْءٍ مِنْهَا سِوَى السَّمَكِ
(المبسوط، ج11، ص220، دار المعرفة)
ثُمَّ جَمِيعُ أَنْوَاعِ السَّمَكِ حَلَالٌ الْجِرِّيثُ وَالْمَارِهِيجُ وَغَيْرُهُ فِي ذَلِكَ سَوَاءٌ، وَلَا يُؤْكَلُ مِنْ سِوَى السَّمَكِ مِنْ حَيَوَانَاتِ الْمَاءِ عِنْدَنَا
(المبسوط، ج11، ص248، دار المعرفة)
Таким образом, не разрешается есть крабов, гребешки, мидии, устриц, осьминогов и так далее, поскольку все эти животные не считаются рыбами и живут в воде.
وقال شيخ الإسلام خواهر زاده: ويكره أكل ما سوى السمك من دواب البحر عندنا كالسرطان، والسلحفاة، والضفدع
البناية، ج11،ص604، دار الكتب العلمية)
Если суши не с рыбой, а с морепродуктами: кальмарами, крабами и так далее, — то их нельзя употреблять в пищу. Поскольку на российском рынке крабовые палочки почти всегда изготовлены с использованием кармина, не стоит заказывать и суши с крабовыми палочками, хотя собственно крабового мяса в них, как правило, нет.
Рыба
Рыбу не требуется закалывать в отличие от наземных дозволенных животных. Рыба становится запретной только в том случае, если умирает естественной смертью и всплывает на поверхность.
ولا يؤكل من حيوان الماء إلا السمك، ويكره أكل الطافي منه ولا بأس بأكل الجريث والمار ما هي
(القدوري، ص497، مؤسسةالريان)
Если она умирает не естественным образом: от жары, или от холода, или в сетях рыбаков, или ее заклевывает птица, или ее выносит на берег, — ее можно употреблять в пищу.
لأصل عندنا في إباحة السمك؛ أن ما مات بآفة يؤكل، وما مات منه بغير آفة لا يؤكل، وإن قتلها شيء من طير الماء أكل؛ لأنها ماتت بآفة، وإن القاها في حب ماء، وماتت؛ فكذلك لأن ضيق المكان آفة، وكذلك إذا جمعها في حظيرة لا يستطيع الخروج منها، وهو يقدر على أخذها بغير صيد فمتن كلهن فلا بأس بأكلهن؛ لأنهن متن لضيق المكان
) المحيط البرهاني، ج6، ص70، دار الكتب العلمية)
Можно есть всех рыб: треску, тунца, лосося (семгу), угря, морского черта (рыбу отряда удильщикообразных), морскую щуку, сома, скумбрию, форель и прочих. Подчеркнем, что сом и угорь тоже дозволены: они считаются рыбами, хотя внешне и отличаются от большинства рыб.
Мягкий сыр
Нередко в роллах используют сыр “Филадельфия” и другие ему подобные. Как правило, в таких сырах нет никаких запретных компонентов, поэтому мы считаем его дозволенным ингредиентом суши.
Маринованный имбирь
Обычно к суши подают имбирь — он дезинфицирует блюдо и помогает не смешивать вкусы разных роллов. Маринованный имбирь может быть двух цветов: розовый и белый.
Белый обычно маринуют с добавлением сахара, соли, воды и уксуса. Однако обращайте внимание на состав: если в состав маринада входит рисовое вино (мирин) или водка, лучше воздержаться от употребления такого продукта.
При приготовлении розового имбиря могут использовать розовое виноградное вино, которое считается нечистым по Шариату, хотя могут использовать и дозволенный краситель (например, свекольный сок). Поэтому в кафе лучше уточнить, что входит в состав маринада для розового имбиря. Если туда входит виноградное вино, от такого имбиря необходимо отказаться.
Соевый соус
В классический соевый соус входят только соль, вода, соя и пшеница. Этот соус дозволен, как дозволены и все соусы на основе ферментации. Впрочем, сейчас многие производители используют консерванты и другие добавки.
Васаби
Васаби, как и имбирь, обладает антимикробными свойствами. Это корень растения васаби, который растет вдоль рек. Приправу васаби дозволено употреблять в пищу.
Но чаще всего в суши-барах используют не настоящий васаби, а смесь хрена с зеленым красителем. Такая приправа тоже дозволена, хотя и отличается от натурального васаби.
Заключение
- В состав суши могут входить самые разные ингредиенты. Если в состав входят запретные продукты, такие суши есть нельзя.
- Если подаются соусы, проверяйте их состав.
- Не следует заказывать суши с морепродуктами.
- Лучше уточнить, что входит в состав маринада для имбиря, особенно если имбирь — розового цвета.
- Будьте осторожны и заказывайте суши только в проверенных местах, чтобы не отравиться сырой рыбой.
Впервые опубликовано на сайте Комитета по стандарту «Халяль».
Автор статьи: Малика Умм Яхья
Проверил Булат Мубараков.
Источник
Животные, мясо которых можно есть, сравнительная таблица по 4 мазхабам! —
Предлагаем вашему вниманию, сравнительную таблицу согласно 4 мазхабам разрешенности и запрещенности употребления в пищу некоторых видов животных.
Знание о том, что дозволено и не дозволено употреблять в пищу, входит в категорию первостепенных знаний, которыми должен обладать каждый мусульманин.
Название животного | Хукм мазхаба Ханафи | Хукм мазхаба Шафии | Хукм мазхаба Малики | Хукм мазхаба Ханбали |
Акула | харам | халяль | халяль | халяль |
Бекас | халяль | халяль | халяль | халяль |
Белка | харам | харам | халяль | харам |
Буйвол | халяль | халяль | халяль | халяль |
Букашка | харам | харам | харам | харам |
Блоха | харам | харам | харам | харам |
Верблюд | халяль | халяль | халяль | халяль |
Водная змея | харам | халяль | халяль | халяль |
Вол | халяль | халяль | халяль | халяль |
Волк | харам | харам | макрух | харам |
Воробей | халяль | халяль | халяль | халяль |
Ворона | харам | харам | харам | харам |
Вошь | харам | харам | харам | харам |
Газель | халяль | халяль | халяль | халяль |
Гепард | харам | харам | харам | харам |
Голубь | халяль | халяль | халяль | халяль |
Горлица | халяль | халяль | халяль | халяль |
Гиена | харам | халяль | халяль | халяль |
Гусь | халяль | халяль | халяль | халяль |
Дельфин | халяль | халяль | халяль | халяль |
Дикие козы | халяль | халяль | халяль | халяль |
Дупель | халяль | халяль | халяль | халяль |
Ёж | харам | халяль | халяль | харам |
Жаворонок | халяль | халяль | халяль | халяль |
Журавль | халяль | халяль | халяль | халяль |
Жук-олень | харам | харам | харам | харам |
Жигалка осенняя | харам | харам | харам | харам |
Жираф | халяль | харам | халяль | харам |
Дикие козы | халяль | халяль | халяль | халяль |
Дупель | халяль | халяль | халяль | халяль |
Змея | харам | харам | Можно есть, кроме головы и части хвоста | Можно есть, кроме головы и части хвоста |
Индейка | халяль | халяль | халяль | халяль |
Камбала | халяль | халяль | халяль | халяль |
Канарейка | халяль | халяль | халяль | халяль |
Карп | халяль | халяль | халяль | халяль |
Коза | халяль | халяль | халяль | халяль |
Кошка | харам | харам | харам | харам |
Коршун | харам | харам | харам | харам |
Крот | харам | харам | харам | харам |
Корова | халяль | халяль | халяль | халяль |
Крокодил | харам | харам | халяль | харам |
Кузнечик | халяль | халяль | халяль | халяль |
Куница | харам | харам | харам | харам |
Кулан | халяль | халяль | халяль | халяль |
Куропатка | халяль | халяль | халяль | халяль |
Курица | халяль | халяль | халяль | халяль |
Ласка | харам | харам | харам | харам |
Ласточка | халяль | харам | харам | харам |
Лев | харам | харам | макрух | харам |
Леопард | харам | харам | харам | харам |
Летучая мышь | харам | харам | макрух | харам |
Лиса | харам | халяль | мубах | харам |
Лошадь | Танзихан макрух | халяль | харам | халяль |
Лягушка | харам | харам | халяль | харам |
Медведь | харам | харам | харам | харам |
Мидии | макрух | халяль | ||
Морская свинка | харам | харам | харам | харам |
Морской конек | харам | харам | харам | харам |
Моль | харам | харам | мубах | харам |
Мул | харам | харам | харам | харам |
Муравей | харам | харам | харам | харам |
Муха | харам | харам | харам | харам |
Мышь | харам | харам | харам | харам |
Обезьяна | харам | харам | харам | харам |
Овца | халяль | халяль | халяль | халяль |
Орёл | харам | харам | харам | харам |
Осёл | харам | харам | харам | харам |
Павлин | харам | харам | харам | харам |
Падаль | харам | харам | харам | харам |
Паук | харам | харам | харам | харам |
Перепел | халяль | халяль | халяль | халяль |
Попугай | халяль | харам | халяль | халяль |
Пчела | харам | харам | харам | харам |
Рак | харам | харам | халяль | халяль |
Рыба (умершая в воде без видимых причин и всплывшая) | харам | халяль | халяль | халяль |
Сазан | халяль | халяль | халяль | халяль |
Сапсан | харам | харам | харам | харам |
Саранча | халяль | халяль | халяль | халяль |
Свинья | харам | харам | харам | харам |
Серая цапля | халяль | халяль | халяль | халяль |
Собака | харам | харам | харам | харам |
Соболь | харам | халяль | халяль | харам |
Сова | харам | харам | харам | харам |
Соловей | халяль | халяль | халяль | халяль |
Сорока | халяль | харам | харам | харам |
Сокол | харам | харам | харам | харам |
Скорпион | харам | харам | харам | харам |
Скворец | халяль | халяль | халяль | халяль |
Слон | харам | харам | харам | харам |
Средиземноморская черепаха | харам | харам | харам | харам |
Страус | халяль | халяль | халяль | халяль |
Таракан | харам | харам | харам | харам |
Тигр | харам | харам | макрух | харам |
Угорь | халяль | халяль | халяль | халяль |
Удод | харам | халяль | харам | харам |
Улитка | харам | харам | халяль | харам |
Утка | халяль | халяль | халяль | халяль |
Чайка | мубах | халяль | халяль | халяль |
Черепаха | харам | харам | харам | харам |
Черный гриф | харам | харам | харам | харам |
Шакал | харам | харам | харам | харам |
Шершень | харам | харам | харам | харам |
Ястреб | харам | харам | харам | харам |
Ящерица | харам | халяль | халяль | халяль |
Источник
Источник
Дозволенные и запретные в пищу животные согласно Ханафитскому мазхабу
Автор:
МУХАММАД ИБН АДАМ АЛЬ-КАВСАРИ
Муфтий, Даруль-Ифта, Лестер (Великобритания)
Источник:
ДАРУЛЬФИКР.РУ
Исламский образовательный портал
С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим — на том.
Ислам — это религия милости и сострадания. Предписания и запреты Ислама несут человеку только благое. Но разум человека из-за того, что он крайне ограничен, не всегда может понять причину каждого предписания религии. Разум может быть не в состоянии осознать, почему решение именно таково, но Всевышний, Всемилостивый и Всезнающий Аллах лучше всех знает, что полезно, а что вредно для нас, потому что Он нас создал.
Всевышний Аллах даровал человечеству в качестве милости Своего любимого Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, как свет и источник света. Исламский закон (Шариат), с которым пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, установил разницу между живыми и мертвыми животными. Мертвечина была объявлена запретной (харам). Определенные животные, вредные для человека, например, свинья, собака, кошка и хищники, также стали запретны для приема в пищу, то есть мясо животных, которых запрещено употреблять в пищу по Шариату, вредно для человека, осознаем мы этот или нет.
Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить, что в каждой школе исламского права (мазхабе) есть свои принципы (основанные на Коране и Сунне) относительно того, мясо каких животных дозволено (халяль) употреблять в пищу, а каких — запретно (харам).
Ниже представлены принципы, на которых основываются ученые ханафитского мазхаба, описанные в классических книгах по ханафитскому фикху (Аль-Фатава аль-Хиндия, 5/289-291; Бадаи ас-Санаи, 5/35-39; Радд аль-Мухтар, 304-308).
1. Животные, употребление в пищу которых было явно запрещено в Коране и Сунне, без сомнения, являются харамом, например, свинья, осел и т. д.
2. Животные, которые рождаются и живут в воде, являются харамом, исключение составляет только рыба. Все виды рыб — халяль, кроме той рыбы, которая умирает в море естественным образом без какой-либо внешней причины. Но, если рыба умерла из-за какой-то внешней причины, например, от холода, жары, от того, что наткнулась на камень или ее выбросило волной на берег, и т. п., такая рыба — халяль. Всевышний Аллах говорит:
«Вам запрещается в пищу мертвечина, кровь, свинина…» (Сура «Аль-Маида», аят 3).
В приведенном выше аяте Всевышний Аллах запретил мясо мертвечины, на разделяя животных на живущих на суше и в море. Поэтому все морские животные тоже попадают под этот общий запрет. Но рыба не попадает под это общее правило, потому что на ее дозволенность явно указал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Саййидуна Абдулла ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины — это рыба и саранча, а два вида крови — это печень и селезенка» (Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад, Сунан Ибн Маджа).
Более того, нет ни одного упоминания в сборниках Сунны о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, хотя бы раз употребляли в пищу мясо каких-то морских существ, кроме рыбы. Если бы такое мясо было халяль, из Сунны был бы известен хотя бы единичный случай употребления мяса морских животных в пищу, чтобы показать, что это дозволено (Дарс Тирмизи, 1/280).
Насчет употребления в пищу мяса рыбы, которая естественным образом умерла в море без влияния каких-то внешних причин (самак ат-тафи), саййидуна Джабир ибн Абдулла, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Вам дозволено в пищу то, что извергает море и что остается после прилива, но то, что умирает в море и плавает на поверхности, вам есть нельзя» (Сунан Абу Дауд, № 3809, Сунан Ибн Маджа).
Саййидуна Али, да будет доволен им Аллах, запретил продавать на рынках рыбу, которая умерла своей смертью (которая умирает в море и затем всплывает на поверхность) (Бадаи ас-Санаи, 5/36, Аль-Ихтияр. ).
В свете вышесказанного можно сделать вывод, что все морские животные, кроме рыбы, запретны для употребления в пищу. Рыбу есть дозволено даже без соблюдения всех правил забития животных Шариату. Но, если рыба умерла естественной смертью без внешнего воздействия и всплыла на поверхность воды (самак ат-тафи), такую рыбу запрещено (харам) есть.
3. Среди животных, обитающих на суше, те, у которых нет крови, запретны (харам) для употребления в пищу, например, шершень, муха, паук, жук, скорпион, муравей и т. д. Всевышний Аллах говорит:
«… (Пророк) который побуждает к доброму, удерживает от неодобряемого, разрешает им в пищу благую (чистую) снедь, подходящую человеческой природе, и запрещает вредное (и нечистое) для людей» (Сура «Аль-Ар’аф», аят 157).
Живые существа, в которых нет крови (паук и др.), относятся к нечистому, потому что употребление их в пищу вызывает у человека отвращение.
Исключением является саранча, потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, явно указал на ее дозволенность в вышеупомянутом хадисе, который приводится в сборниках «Сунан» Абу Дауда и «Муснад» имама Ахмада.
Кроме того, Ибн Аби Авфа, да будет доволен им Аллах, когда его спросили, можно ли употреблять в пищу саранчу, ответил:
«Я участвовал вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в шести или семи битвах, и мы вместе ели ее (саранчу)» (Сунан Абу Дауд, № 3806).
4. Четвертый принцип заключается в том, что животные, у которых есть кровь, но кровь внутри которых не циркулирует, также запретны (харам) для употребления в пищу, например, змея, ящерица, хамелеон и т. д.
5. Согласно пятому принципу, все животные-вредители (хашарат аль-ард) запретны (харам) для употребления в пищу, например, мышь, еж, тушканчик и т. д. Причина запрета употреблять в пищу их мясо в том, что они также считаются нечистой пищей.
6. Все живущие на суше животные, в которых циркулирует кровь, которые питаются травой и листьями и не охотятся на других животных (то есть не хищники, живущие на земле) разрешены (халяль) для употребления в пищу, например, верблюд, корова, козел, буйвол, баран и т. д. Тем не менее, в ханафитском мазхабе есть небольшое разногласие относительно употребления в пищу конины, но об этом речь пойдет позже. Исключение из данной категории животных составляет осел — его мясо запрещено употреблять в пищу. Всевышний Аллах говорит:
«Аллах по Своей милости сотворил вам скот (ан’ам), чтобы вы использовали шерсть и пух для согревания, а мясо — для питания» (Сура «Ан-Нахль», аят 5).
«Аллах — Тот, кто подчинил вам скот, чтобы вы ездили на одних, а от других питались» (Сура «Аль-Мумин», аят 79).
В приведенных выше аятах Всевышний Аллаха использует слово «аль-ан’ам» (скот), которое, согласно единогласному мнению всех знатоков арабского языка, обозначает травоядных животных.
Что касается употребления в пищу конины, то имам Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, высказал мнение, что это порицаемо (макрух танзих), потому что лошадь является благородным животным и используется во время джихада. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад, да будет доволен ими Аллах, высказались в пользу дозволенности употребления в пищу конины, и передается, что имам Абу Ханифа также высказывал это мнение. Следовательно, употреблять в пищу конину дозволено, но лучше воздержаться от этого.
Относительно мяса осла и мула, Всевышний Аллах говорит:
«Аллах сотворил вам коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них и чтобы они были для вас украшением, которое радует вас. Аллах сотворил и другие средства передвижения, которых вы не знаете» (Сура «Ан-Нахль», аят 8).
Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пищу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведенных ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Всевышний Аллах cказал, что они предназначены для верховой езды и украшения (зиина). Если бы употребление в пищу этих животных было дозволенным, Всевышний Аллах, без сомнения, указал бы на это.
Более того, саййидуна Абдулла ибн Умар, да будет милостив к нему Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил есть мясо ослов в день битвы при Хайбаре (Сахих аль-Бухари, № 5202).
Саййидуна Абу Таляба, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу мясо ослов (Сахих аль-Бухари, № 5205).
По поводу мулов саййидуна Халид ибн Валид, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мясо лошадей, мулов и ослов (Муснад Ахмад, 4/89, Сунан Абу Дауд, № 3790, Сунан Насаи и Сунан Ибн Маджа).
Факихи указали на тот факт, что решение о дозволенности либо запретности мяса мула зависит от того, кем была его мать. Если его мать была ослицей, то его мясо, без сомнения, харам. Если его мать была каким-то дозволенным животным, например, коровой, тогда его мясо, без сомнения, халяль. А если его матерью была лошадь, в отношении мяса мула будут действовать те же правила, что и относительно конины (Радд аль-Мухтар).
Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пишу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведенных ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Всевышний Аллах сказал, что они предназначены для верховой езды и украшения (зиина).
7. Все хищные животные, живущие на суше, и животные, которые охотятся с помощью когтей, — харам, например, лев, гепард, тигр, леопард, волк, лиса, собака, кошка и т. д.
8. К хараму относятся все хищные птицы, которые охотятся с помощью когтей, например, сокол, орел, коршун, ястреб, летучая мышь и т. д. Доказательством для двух этих принципов (7-го и 8-го) служит известный хадис от саййидуны Абдуллы ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу мясо хищников с клыками и птиц с когтями (Сахих Муслим, № 1934).
Поэтому все хищные животные и птицы (животные, которые охотятся на других благодаря своим клыкам, и птицы, которые охотятся с помощью когтей) являются харамом.
9. Птицы, которые не охотятся с помощью когтей на других зверей, питаясь вместо этого семечками и зерном, дозволены в пищу, например, курица, утка, голубь, ласточка, ворона и т. д. Саййидуна Абу Муса аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я видел, как Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, ел мясо курицы» (Сахих аль-Бухари, № 5198).
10. Если халяльное животное питается исключительно нечистыми продуктами, в результате чего его мясо и молоко приобретает неприятный запах, употреблять такое молоко и мясо в пищу — макрух. Но, если наряду с нечистым животное употребляет в пищу чистые продукты или употребление нечистого никак не влияет на его мясо и молоко, то употреблять в пищу мясо и молоко такого животного абсолютно дозволено (Радд аль-Мухтар, 6/340). В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано:
Употреблять мясо курицы будет порицаемым (макрух) только в том случае, если большая часть того, что она ест, — нечистое, и нечистая пища влияет на мясо курицы так, что оно приобретает неприятный запах (Аль-Фатава аль-Хиндия, 5/289).
11. Если один из родителей животного — это дозволенное в пищу животное, а другой — запретное, решение относительно мяса этого животного зависит от того, кто его мать. Если мать — халяльное животное, мясо ее детеныша — халяль, как в случае с мулом, мать которого — корова. Но если мать относится к запретным в пищу животным, мясо ее детеныша — харам, как в случае с мулом, мать которого ослица.
Выше были приведены одиннадцать общих принципов относительно определения дозволенности/недозволенности в пищу мяса, согласно ханафитскому мазхабу исламского права. Следует отметить, что термин «халяль» в данном случае подразумевает исключительно дозволенность употребления мяса тех или иных животных в пищу. Относительно того, как должны быть забиты животные и как на них охотиться, существуют свои правила, для изучения которых следует обратиться к книгам по фикху. Несоблюдение этих правил может превратить мясо изначально дозволенного животного в запретное.
На основе изложенных выше одиннадцати принципов, представим списки дозволенных (халяль) и запретных (харам) в пищу животных, согласно ханафитскому мазхабу (оба списка не являются исчерпывающими).
Животные, мясо которых — халяль:
- Верблюд;
- козел;
- баран;
- буйвол;
- олень;
- кролик;
- корова;
- дикий осел (Запрет в хадисе распространяется только на домашних ослов);
- рыба (Любая, включая креветок, если следовать мнению, что они относятся к рыбе; есть также мнение, что креветки запрещены, так как не входят в семейство рыб);
- антилопа/газель;
- утка;
- цапля (Серая или белая болотная птица с длинной шеей, длинными ногами и (как правило) длинным клювом);
- соловей;
- перепел;
- попугай;
- турач;
- саранча;
- куропатка (Южно-американская охотничье-промысловая птица с массивным телом и маленькими крыльями);
- жаворонок;
- воробей;
- гусь;
- страус;
- голубь;
- дикий голубь;
- аист;
- петух;
- курица;
- павлин;
- скворец;
- удод (Любая из нескольких видов европейских хохлатых птиц с тонким загибающимся вниз клювом, известная в арабском языке как «худуд» — птица, которую отправил саййидуна Сулейман, мир ему).
Животные, мясо которых запретно (харам) для употребления в пищу:
- Волк;
- гиена;
- кошка;
- обезьяна;
- скорпион;
- леопард;
- тигр;
- гепард;
- лев;
- тушканчик;
- медведь;
- свинья;
- белка;
- ёж;
- змея;
- черепаха;
- собака;
- краб;
- шакал;
- осел (домашний);
- ящерица (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу ящериц; хадис об этом приводит Имам Абу Дауд в сборнике «Сунан» от Абдуррахмана ибн Шибля);
- лиса;
- крокодил;
- горностай/ласка;
- слон (Радд аль-Мухтар, 6/306);
- сокол;
- ястреб;
- коршун;
- летучая мышь;
- гриф;
- мышь;
- крыса;
- все насекомые (комар, муха, паук, жуки и т. д.).
Источник