Можно ли есть уголь для рисования

Рисование углём: что такое уголь, его свойства и способы рисования

Рисование углём

Достоверно не известно, кто и когда первым взял в руки уголь из потухшего костра и начал рисовать. Наверное, это случилось еще в самом начале зарождения человечества. Несмотря на его многовековую историю, уголь не потерял своей популярности и по сей день.

Читайте также:

  • Виды красок для живописи
  • Основы рисования пастелью

Уголь очень прост в изготовлении. Пучок ивовых, березовых или ореховых веточек обмазывали глиной и клали на горящий уголь. Так готовили угольки самой разной формы – круглые, граненные. Делали их разной длины и толщины, ведь и рисунки были и большие и маленькие.

На сегодняшний день, конечно же, нет нужды изготавливать уголь самостоятельно. Можно купить уже готовый уголь для рисования.

Виды углей для рисования

Рисовальный уголь бывает двух видов: обычный древесный уголь и прессованный. Прессованный чернее и жирнее, чем древесный. Изготавливают его из угольного порошка (при этом используя наиболее черные сорта), с применением растительного клея в качестве связующего вещества. Прессованный уголь продают в виде палочек, они бывают трех номеров твердости.

Прессованный уголь, как и древесный, требует закрепления. Хотя держится на бумаге немного лучше.

Бумага для рисования углём

При работе с углем нужно использовать шероховатую бумагу, с идеально гладкой поверхности он осыпается. Можно использовать бумагу для пастели или специальную для угля. Интересный живописный эффект можно получить, используя бумагу для акварели – яичную скорлупу, холст, лен. Можно использовать и плотную чертежную, предварительно потерев ее мелким наждаком или жесткой резинкой. Интересные работы также можно сделать используя тонированную бумагу, для создания бликов на ней можно использовать белый мел или пастель.

Для работы бумагу закрепляют на планшете, предварительно смочив ее водой. После высыхания бумага равномерно натянется, и на ней удобно будет работать.

Способы рисования углём

При работе углем используют два способа.

Первый способ – рисование в основном линией, штрихом. Этот способ близок к работе карандашом. Уголь дает возможность получать линии различного цвета и толщины. Чтобы проводить достаточно тонкие линии, уголь затачивают косо на край при помощи наждачной бумаги. Заточить его как карандаш невозможно: средняя часть прутиков очень рыхлая и легко ломается.

Второй способ заключается в большом применении тона, широком прокладывании теней и фона. Для этого уголь кладут плашмя на бумагу, что дает возможность легко прокрывать большие поверхности. Или же, прорисовав рисунок довольно детально, растирают его ребром ладони. Затем рисуют снова, высветляя наиболее освещенные места.

Шишкин И.И. У ручья.

При рисовании углем применяют различные растушки, изготавливая их из замши, бумаги, тонкой кожи. Растушки – это тугие валики с заостренными кончиками, что дает возможность высветлять очень маленькие поверхности. В качестве растушки можно применять и жесткую резинку с заостренным концом. Если нужно растушевать достаточно большую поверхность, можно применять ватные диски. Полезный эффект дает применение формопласта: мягкой массы, которая позволяет уменьшить тональность рисунка.

Сочетание линии и тона дает возможность передавать округлые и плавные формы. Такой способ художники нередко применяют для изображения женской фигуры.

Уголь — прекрасный материал для рисунка, также незаменим для рисунка на холсте под живопись. Он прекрасно помогает передать объем, дает возможность получать плавные переходы от одной тональности к другой, от самого черного цвета до самого светлого нежно серого. Уголь хорошо сочетается с другими материалами – мелом и пастелью, сангиной, цветными карандашами и пастелью, специальным угольным карандашом “Ретушь”. Превосходные портреты получаются на тонированной бумаге, выполненные углем, сангиной и мелом.

Как научиться рисовать углём

Начинать учиться работать углем лучше с небольших зарисовок, набросков. В качестве модели лучше всего использовать достаточно крупные и несложные объекты, с малым количеством мелких деталей. Бумагу лучше использовать достаточно большого формата (например, А3). Первоначальный рисунок следует сделать простым карандашом. А для выполнения более сложных работ сначала делается эскиз, который затем переносится на бумагу.

Пара слов о сохранении готовой картины

Уголь легко осыпается, поэтому после окончания работы его необходимо закреплять. Кстати, первое фиксирование угля придумали в XV веке в Италии. Для работы использовали бумагу, на которую заранее наносили слой клея. После окончания работы рисунок подвергали действию горячих паров.

Сейчас это делается намного проще. Для фиксации используют специальный лак-фиксатив. Можно также использовать обычный лак для волос.

Профессиональный художники используют фиксатив, сделанный своими руками: снятое молоко, наполовину разведенное водой. Такой фиксатив почти не влияет на цвет картины, и хорошо закрепляет уголь. 

Готовую работу аккуратно и равномерно покрывают фиксативом при помощи аэрозоля. Делать эту процедуру нужно осторожно, несколько этапов. Расстояние до работы должно быть не менее метра, необходимо следить за тем, чтобы не образовывались капли. Обычно после обработки фиксативом картина становится темнее.

Работы, нарисованные углем, лучше всего сохраняются под стеклом. Поэтому законченную работу оформляют в раму.

Читайте также:  Можно ли обжаловать решение если есть только резолютивная часть решения

Презентабельный вид рисункам углем помогает создать удачно подобранная рама с безбликовым стеклом и, конечно, паспарту.

На рисунке выше приведен пример оформления готовой работы. Источник: livemaster.ru. Автор: Сумин Денис.

Источник

Какой уголь для рисования лучше – 2 вида рисовального угля

Автор Наталья Юршина На чтение 7 мин. Просмотров 975 Опубликовано 17.11.2020

Если каждый раз, видя шикарную картину маслом, вы замираете и ловите себя на мысли, что ХОТЕЛИ БЫ тоже так уметь — настало время взять кисть в руки!

Невозможное станет возможным! Первый шаг уже ждет вас в моей статье — https://nyblog.ru/kak-nauchitsya-risovat-maslom-s-nulya/.

Мы узнаем как подобрать материалы и сколько они стоят, какими должны быть первые мазки, НАРИСУЕМ картину вместе и даже разберем, как можно ее продать!

Все это бесплатно по ссылке выше)

Какой уголь лучше использовать для рисования? Рассказываю о всех видах угля для рисования, которые можно использовать начинающему художнику в живописи и о том, как правильно его выбрать.

Уголь – это один из самых древних художественных материалов, который известен человеку. Первые рисунки углем были сделаны еще первобытным человеком, и не отличались какой-то особой техникой или палитрой красок. Зато очень ярко иллюстрировали то время и тот быт, который строили наши предки.

Можно ли есть уголь для рисования

Приходите на БЕСПЛАТНЫЙ мастер-класс и получите подарок за участие!

Можно ли есть уголь для рисования

Приходите на БЕСПЛАТНЫЙ мастер-класс и начните писать маслом, а так же получите подарок за регистрацию!

В последствии углем работали почти все великие художники, от Микеланджело до Серова, Дега и Врубеля. Кто-то из живописцев создавал углем лишь наброски и эскизы, а кто-то и полноценные картины.

Вне всякого сомнения, уголь – это очень важный материал в творчестве любого художника. В моей онлайн-школе стартует курс по рисованию портретов карандашом. В том числе, на курсе мы изучаем и основные техники работы углем.

В этой статье я постаралась максимально подробно и ясно донести до вас всю необходимую информацию про этот материал, его виды и тонкости работы с углем. Читайте, изучайте и создавайте свои работы с помощью этого материала!

Что такое уголь для рисования

Художественный уголь для рисования – этоспециальный материал, полученный при помощи обжига ветвей разных пород деревьев, при чем обожженных специальных методом при очень высокой температуре и в специальном месте. Поэтому, если вы захотите создать дома художественный уголь, у вас, скорее всего, такой не получится.

Художественный уголь - фото

До появления графитных карандашей, именно углем художники создавали наброски и первые эскизы фресок и картин на деревянных дощечках. Но даже с появлением карандаша, уголь никуда не ушел, а наоборот, закрепил свое особое место в живописи.

Несмотря на изобретение карандашей и красок, популярность художественного угля росла. Это объяснялось тем, что рисунки углем было очень легко исправить, что, несомненно, было очень важно при обучении подрастающего поколения художников.

Чтобы убрать лишнее, достаточно было пройтись тканью или ластиком, чтобы стереть угольный набросок. Также при работе с углем, стали использовать метод растушевки, что позволяло одним материалом, создавать работы с множеством оттенков, теней и полутонов. Это, конечно же, давало богатый простор для фантазии и возможность создавать красивые, реалистичные, графические работы.

Художественный уголь - фото

Художественный рисовальный уголь также позволяет делать как тонкие, так и толстые линии, если его заточить под определенным углом. Чтобы ваша работа углем получилась лучше, используйте плотную белую бумагу, с неровной, шероховатой текстурой. Дело в том, что уголь не любит глянцевую бумагу и может просто не лечь на нее, а слой – осыпается.

Художественный уголь, как и карандаш, имеет мягкую и твердую текстуры. По цвету же, палитра угля идет от светло серых оттенков, до густых и насыщенных черных.

Давайте теперь рассмотрим основные виды угля и какой для чего лучше предназначен.

Виды художественного угля

Есть уголь натуральный, тот который древесный, о нем мы поговорим ниже, а есть уголь прессованный. Каждый из этих видов углей имеет свои особенности, и какой уголь и когда нужно использовать я расскажу сейчас поподробнее.

Прессованный уголь

  • Можно ли есть уголь для рисования
  • Можно ли есть уголь для рисования

Прессованный художественный уголь – это в отличие от древесного угля, более жирный и черный материал. Его получают благодаря соединению пигментов сажи, или, угольной крошки, и связующего вещества – клея. Все это потом прессуют, отсюда и название, в небольшие палочки, а иногда и карандаши, которые по своим свойствам имеют разную твердость.

Сам по себе, прессованный вид угля имеет высокую плотность, за счет чего им можно создавать фактурные насыщенные линии, глубоких черных оттенков.

Из-за своих свойств, прессованный уголь не особо годится для работы на первоначальном этапе создания картины или рисунка. Иными словами, его лучше не использовать в подмалевке или набросках, так как из-за своей плотной текстуры его сложно будет удалить или исправить какие-то моменты.

Зато для самостоятельных работ, выполненных только чисто углем, этот вид материала подходит как нельзя лучше. Глубокий, яркий и насыщенный черный цвет, поможет вам создать неповторимую графическую работу, которая будет радовать вас долгие годы.

Читайте также:  Можно ли есть мидии в масле при беременности

Древесный (натуральный) уголь

  • Можно ли есть уголь для рисования
  • Можно ли есть уголь для рисования

Этот вид угля изготавливается из древесины разных пород деревьев. Обычно в производстве используют ивовые прутья – они идеально подходят как для брусков, так и для карандашей. Древесный уголь также производят путем обжига в герметичном пространстве при довольно высоких температурах. Только обжигают уже не крошку, а цельную ветку. Затем, из них создают либо карандаши, которыми удобно прорисовывать мелкие детали, либо, оставляют в виде угольных палочек, которые идеально подходят для растушёвки.

По текстуре этот вид угля достаточно легкий, поэтому по бумаге будет идти хорошо, создавая плавные переходы света и тени.

Как правильно выбрать уголь для рисования

  • Можно ли есть уголь для рисования
  • Можно ли есть уголь для рисования

Теперь давайте поговорим о том, как выбрать уголь для создания художественных работ.

Все мои ученики знают уже это самое основное правило, которым нужно руководствоваться при выборе материалов. Даже, если быть точной, их существует несколько:

  1. Покупайте материалы, исходя из цели вашей работы;
  2. Покупайте материалы хорошего качества;
  3. Не стремитесь купить сразу все материалы, не разобравшись какие для чего нужны.

Придерживаясь этих простых правил, вы всегда сможете подобрать нужные вам материалы, без особого ущерба для кошелька.

Что же касается художественного угля для рисования, то раньше художники его сами изготавливали, теперь же, благодаря огромному ассортименту в магазинах, можно легко купить готовый уголь.

Конечно, чтобы научиться правильно подбирать уголь, нужно попробовать порисовать разными вида и даже марками. Кстати, среди основных марок вы наверняка увидите уже знакомые вам по другим художественным материалам, марки.

Уголь фирмы «Koh-i-Noor» бывает, как натуральным (древесным), так и прессованным. Легко ложится на бумагу и не требует от художника слишком сильного нажатия для получения интенсивных и насыщенных оттенков.

Как выбрать рисовальный уголь - фото

Чуть дешевле, но не менее качественный – художественный уголь марки «Гамма». Этот уголь идеально подходит для студентов и новичков, из-за своей демократической стоимости и хороших свойствах.

Как выбрать рисовальный уголь - фото

Если же вы уже дошли до определенного уровня в рисовании углем, попробуйте уголь марки «Faber Castlle» – он очень хорошо растушевывается и стирается с бумаги без особых усилий.

  • Можно ли есть уголь для рисования
  • Можно ли есть уголь для рисования

Не забывайте о моем первом правиле – всегда выбирать материалы, учитывая, что вы будете с ними делать. Так, например, если в вашей работе будет очень много мелких деталей, прорисовка и штриховка, то лучше отказаться от брусочков в пользу карандашей. Кроме того, их удобней точить, и они не будут крошиться и оставлять грязные пятна на белой бумаге. Ну а для заполнения больших пространств, конечно же, лучше взять мягкий брусочек угля, который вы также сможете потом легко растушевывать.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое уголь в рисовании, как его можно использовать и главное, правильно выбирать. Вам нужно:

  1. Определиться с целью работы;
  2. Посмотреть основные этапы;
  3. Учесть сколько вы сможете потратить на материалы;
  4. Освоить теорию – пройти мастер-класс или записаться на курс.

Кстати, иногда меня спрашивают, как называется уголь для рисования? Вообще, он так и называется – художественный уголь и, бывает двух видов: натуральный, или, древесный, и прессованный.

Иногда происходит путаница, и новички считают, что уголь – это тоже самое, что и соус в рисовании. Хотя, это довольно разные материалы, имеющие некоторые сходства. Но об этом мы поговорим уже в другой статье и на моем онлайн-курсе «Портрет карандашом».

Если вам понравилась статья, смело ставьте 5 звезд!

Запись на мастер-класс

Источник

Древесный уголь.

Жан-Батист Грёз. Голова улыбающейся девочки. 1765 г.

Древесным углём рисовали ещё в пещерах, этот художественный материал один из самых древних среди прочих. Древесному углю присущ своеобразный сероватый оттенок, но он лишён интенсивной черноты. Прессованный уголь имеет более чёрный цвет, хотя по тону своему всё же остаётся углём.

Уголь ничем незаменимый в рисовании материал. Он хорошо ложится на всякую шероховатую поверхность, а также легко снимается с неё, и потому пригоден в первоначальных набросках.

Джон Суон. Тигр. 1910 г.

Джон Суон. Тигр. 1910 г.

Уголь использовался как средство создания рисованного изображения для фресок или живописи на досках. Художники Ренессанса обнаружили полезные качества угля — например, можно легко корректировать и модифицировать изображение на стадии рисунка.

Он производится в процессе сжигания ветвей и прутьев ивы, виноградной лозы и других растений при высоких температурах в герметично закрытых контейнерах. Это процесс карбонизации (или коксования) древесины, при котором структура каждой ветки остается неизменной; палочки становятся пригодными инструментами для рисования.

Рамон Касас. Женская фигура. 1900 г.

Рамон Касас. Женская фигура. 1900 г.

Ченнино Ченнини в XV веке так описывал эту методику: ивовые прутья связывались в пучки, плотно закрывались в глиняных горшках, затем помещались в печь ближайшей пекарни — там их оставляли на ночь до полного обугливания (приобретения очень черного тона).

А. Дюрер Портрет матери — Барбары Дюрер. 1514 г.

А. Дюрер Портрет матери — Барбары Дюрер. 1514 г.

Двумя столетиями позднее процесс изготовления изменился. Брали кусочки древесины, набивали ими железную емкость трубчатой формы, которая затем покрывалась горячим пеплом, раскалялась докрасна и погружалась в воду для охлаждения.

Одним из особенных качеств угля является его приспособляемость к контакту с различными поверхностями. Уголь обладает определенным сцеплением с основой, поэтому, вероятно, самыми непригодными основами являются очень гладкие виды бумаги, предназначенные для выполнения иллюстраций. Однако углем можно успешно работать на холсте или досках, а также бескислотных видах бумаги холодного или горячего прессования.

Э. Дега. Танцовщицы. 1854 г.

Читайте также:  Можно ли есть перед исповедью беременным

В наше время уголь, несмотря на то что он по-прежнему рассматривается в качестве материала для рисунка перед процессом живописи, по праву является и самостоятельным, независимым и очень выразительным средством.

Как и из чего производят художественный уголь сейчас?

Ива, используемая в производстве высококачественного художественного угля, выращивается на культивируемых плантациях и убирается ежегодно в течение зимних месяцев.

Уильям Моррис Хант. Вечереет на ферме. 1870 г.

Наиболее типичный вид ивы — ива трёхтычинковая (Salix triandra) — является основой стандартных угольных палочек (карандашей) для рисунка. Ивовый прут вырастает за лето в естественных условиях до двух метров, из него можно сделать плотные стержни малого, среднего и крупного диаметра.

Другой вид — ива прутовидная (Osier S. vimlnalis) — собирается каждые два года и предоставляет сырье для стержней более крупного диаметра (такой стержень используется в работах очень больших размеров).

Мелкая фактура ивовой древесины идеально подходит для производства угольных карандашей. Прутья диаметром в пределах от 4 до 10 миллиметров обычно используются в изготовлении стержней для работы над рисунком в размер этюдника, в то время как художнику-декоратору предлагается уголь крупнее.

Д. Гарбер Маленькая девочка за вязаньем. 1918 г.

После сортировки срезанные ивовые прутья связываются в пучки и подвергаются кипячению в воде в течение девяти часов (для смягчения коры). Затем пучки распускают, материал обдирается вращением в специальных машинах и высушивается на открытом воздухе. Высушенные прутья снова перевязывают в пучки, распиливают на заготовки стандартной длины и упаковывают в железные боксы для обжига. Боксы наполняются песком на вибростенде, чтобы предотвратить доступ воздуха во время обжига в печи — в процессе обжига стержни значительно сжимаются и песок заполняет образовавшиеся пустоты. После предварительного нагревания до полного высыхания, стержни подвергаются обжигу в печи на протяжении нескольких часов при высоких температурах. После того материал остывает двадцать четыре часа и — готов к упаковке.

А. Стевенс. Читающая женщина. 1823 г.

Кроме древесного есть ещё прессованный уголь.

Это не настоящий уголь, так как изготавливается из пигмента ламповой сажи, смешанного со связующим, и затем прессуется в палочки прямоугольной или цилиндрической формы. Он выпускается также в виде карандашей. По сравнению с ивовым углем, прессованный — очень плотный и тяжелый; он образует мощную, «бархатистую» линию глубокого черного тона. Он не пригоден для выполнения предварительного рисунка в масляной живописи, поскольку плохо удаляется с поверхности и вызывает потемнение красок подмалевка. Но прессованный уголь не имеет себе равных как самостоятельный художественный материал — он образует неповторимую черную линию и превосходные мягкие темные тона. Как и в случае с ивовым углем, им можно манипулировать на бумаге с помощью пальцев или растушёвки.

Как сделать масляный уголь самим?

Масляный уголь создает чистую, глубокую линию, не вызывает значительного крошения или расслоения его структуры, а также меньше осадка угольной пыли на рисунке, как это свойственно обычному углю. Но у масляного угля есть свои минусы, он хуже удаляется с листа после нанесения.

Чтобы приготовить масляный уголь, пропитайте ивовый растительным высыхающим маслом, таким как льняное. Положите маленькие кусочки угля в герметично закрывающуюся ёмкость небольшого размера. Налейте в ёмкость высыхающее масло. Процесс впитывания масла углем займет некоторое время, при этом масло никогда не абсорбируется полностью. Поэтому просто оставьте уголь в закрытой ёмкости и используйте его при необходимости. Перед работой удалите с угля излишки масла полотенцем.

Леон Лермитт. Пожилая крестьянка. 1878 г.

Уголь – материал прекрасный во многих его проявлениях, для художников он прекрасен тем, что им можно легко нанести линию и так же легко можно исправить, но этот материал сыпучий, а значит не стойкий. Для дальнейшего хранения угольного рисунка нужны фиксативы. В прошлом в качестве фиксативов для закрепления угля использовались спиртовые растворы шеллака или канифоли. Шеллак разводили в спиртовом растворе, готовую смесь процеживали и аккуратно пропитывали ей лист бумаги.

Современные виды фиксативов выпускаются в банках-аэрозолях и представляют собой поливинилацетатные растворы в быстроиспаряющемся ацетатном растворителе. Они идеально подходят для покрытия рисунков небольших размеров. Но из-за высокой стоимости и отсутствия гарантий достаточной защиты использовать для крупных работ их нежелательно.

В качестве альтернативы можно нанести с помощью распылителя акриловую эмульсию в два или три слоя, формируя тем самым стойкое герметичное покрытие. Эмульсия сохраняет уголь в оригинальном состоянии и не образует царапин. Дайте возможность каждому слою акрила полностью высохнуть перед нанесением следующего. Перед покрытием рисунка разбавьте эмульсию водой (приблизительно 1:10, где 1 часть воды на 10 частей эмульсии).

Дорогие читатели, я вкратце рассказала вам про уголь, опираясь на прочитанное в книгах «Техника живописи» (Д. И. Киплик) и «Настольная книга художника» (Р. Смит), если кому интересно более обстоятельно узнать про этот материал, то вы можете прочитать подробнее в указанных книгах.

Источник