Можно ли есть сыр мусульманам
Едят ли мусульмане сыр? Сыр запретен или нет.
Домашний сыр
Меня попросили написать статью про сычужный фермент, реннин и желатин. Я подумала, а почему бы и нет? Я люблю и уважаю своих читателей. Я провела небольшое расследование, и получилась статья.
Мне стало интересно, а именно, едят ли, арабы сыр. Оказалось, что нет. Не едят, хотя, многие держат корову или козу. Арабы пьют свежее молоко. Но может это только мои знакомые арабы, за всех говорить не могу. Может в других районах и едят. Утверждать не буду.
Что интересного я узнала о производстве сыра халяль, т.е. разрешенного в пищу для мусульман.
Сычужный фермент можно употреблять мусульманину, если он получен не из свиньи. А так как в сычуге нет крови, то его можно употреблять в пищу. Сычужный фермент не обладает ни вкусом, ни запахом и поэтому не влияет на вкусовые качества продукта.
В последнее время при изготовлении сыров стали использовать реннин. Реннин, это сычужный фермент, производимый в желудке теленка. В настоящее время его стали производить при помощи генной инженерии, а именно, этот пищеварительный фермент или энзим производится бактериями, в которых есть копии генов ренина теленка. Из желудка теленка извлекается ген, который помещают в бактериальную среду для роста и размножения. Но в Исламе получение фермента путем генной инженерии не приветствуется, и он попадает в категорию запрещенного.
Растительный реннин можно сделать в домашних условиях. Берем листья крапивы или фигового дерева, плотно утрамбовываем в банку, заливаем кипятком. На 1л. листьев, берем 1 л. кипятка и 1ч.л соли, кипятим 10 мин, остужаем, затем сливаем отвар и храним в холодильнике. Если уварить отвар в два раза, то можно получить более крепкий сыр. Отвар может храниться до 6 дней в холодильнике. 60 мл. отвара сквашивают 4 л. теплого молока, температура которого 32 градуса С.
Импортные сыры в последнее время стали использовать молокосвертывающие ферменты для свертывания молока на основе мелазы (бактериальные ферменты), это альтернатива ферментам животного происхождения, используются для производства мягких и полутвердых сыров. Так же в домашних условиях можно использовать растительные заменители сычужного фермента (сок инжира, лимонная кислота).
Я заквашивала молоко хлоридом кальция, но если не соблюсти рецептуру творог и сыр будут горчить, лимонная кислота дает слишком мягкий сыр, близкий к бутербродным сырам. Можно купить молочную закваску и заквасить кипящее молоко, получится сыр, типа адыгейского.
Домашний сыр
Для приготовления сыра в качестве фермента можно использовать ацидин-пепсин, который при гидролизе выделяет соляную кислоту, она безвредная, так как содержится в желудочном соке, а в сыре ее будет очень малое количество. Из 1л. молока и 1-2 таблеток ацидин- пепсина, которые необходимо растворить в воде, получается 200-300 гр. готового сыра.
Еще один продукт употреблямый в пищу, который вызывает много споров среди мусульман — это желатин. Желатин студнеобразное вещество, получаемое при вываривании костей, хрящей и сухожилий животных, и используются в пищевой промышленности и при приготовлении определенных десертов дома.
В хадисах среди мусульманских ученых, много разногласий, по поводу употребления сычужного фермента, желатина и реннина. Кто-то считает пищу, приготовленную с использованием этих ферментов, запрещенной, кто-то считает дозволенной. Если сычужный фермент и желатин получен из животных убитых согласно шариату, то тут все понятно. Это дозволенные ферменты, и продукты, приготовленные с помощью этих ферментов, являются халяль. Но мы не можем знать, из каких животных они получены.
Во время сподвижников, было много дискуссий по поводу употребления сыра, запретен он, или нет.
Малик, аш-Шафии и Ахмад считали, что сыр, приготовленный с использованием сычужного фермента телят жителями Персии нечистым. Абу Ханифа, считал его чистым, потому что в Мадаине сподвижники тоже ели сыр приготовленный зороастрийцами.
Споры идут и до сих пор, нет единого ответа. Но существует точка зрения, что если часть запрещенного продукта попадает в большую часть продукта, причем не меняется, ни вкус, ни цвет основного продукта, то он становится дозволенным к употреблению. Имам ал-Куртуби в своем тафсире сообщает, что Мандид ибн Хувайз считает сычуг животных, убитых не по правилам шариата, нечистыми. Но в то же время он считал, что если незначительное количество сычуга добавляется в молоко для приготовления сыра, то такой сыр считается дозволенным, потому что сычуг никак не может повлиять ни на вкус, ни на цвет сыра. Ибн Хазм считал, что если в еду или тесто попадает незначительное количество недозволенного продукта, которое не повлияло ни на цвет, ни на вкус, ни на запах, то еда получается из этого продукта дозволенной, но тот, кто добавлял недозволенное вещество, ослушался Всевышнего.
Почему запрет не действует на продукт полученный таким путем. Потому что, у него не появляется определенного запретом названия т.е мертвечина, алкоголь, кровь.
Если вино превращается в уксус, то уксус, не становится запретным к употреблению, запрет теряет свою силу. Этого мнения придерживается большинство мусульманских ученых. Из этого можно сделать вывод, что употреблять желатин и сычужный фермент для приготовления блюд, не считается запрещенным. А сычужный фермент бактериального происхождения вообще считается чистым, разногласий по этому поводу нет.
В заключение можно сказать что продукты, полученные с использованием незначительного количества желатина и сычужного фермента, считаются дозволенными, но лучше всего об этом известно Аллаху.
В общем, каждый решает сам.
А теперь, я вам хочу предложить несколько рецептов сыра халяль, который вы сможете приготовить дома.
Для того чтобы приготовить 1 кг. сыра необходимо взять 10-12 л. молока.
В сыры вы можете добавлять зелень по вкусу, экспериментируйте, пробуйте. Для приготовления сыра необходимо брать жирное молоко, если такого нет, то можно добавить сливки или сметану. Сметану берем магазинную, которая изготавливается на основе молочнокислой закваски, домашнюю сметану после сепарирования не берем. Для закваски в молоко можно добавить кефир или йогурт.
Рецепт 1.
Взять толстостенную кастрюлю 4 л. молока, довести до кипения, но не кипятить, выдавить сок одного лимона. Молоко разделится на фракции, отцедить через марлю и поставить под гнет. Через несколько часов сыр готов.
Рецепт 2.
Берем хорошую жирную сметану, которая на сливках. В сметану можно добавить зелень и щепотку соли по вкусу. Выкладываем в марлю и подвешиваем, чтобы стекла сыворотка. Оставляем в таком м виде на 24 часа. Сыр готов.
Рецепт 3.
Бутербродный сыр на кефире. Сыр получается мягкий для бутербродов. Кефир на ночь кладем в морозилку. Достаем, выкладываем на марлю даем стечь сыворотке. Сыр готов.
Рецепт 4.
Смешиваем стакан кефира, стакан ряженки, стакан жирной сметаны, добавляем щепотку соли по вкусу, можно добавить зелень. Выкладываем в марлю, оставляем, для того чтобы сыворотка стекла, в течении 1-2 дня сыр уплотнится и созреет.
Рецепт 5. Адыгейский сыр.
Взбить яйца с солью, добавить 200гр. сметаны и все перемешать. Молоко 1 л. довести до кипения, влить в него приготовленную массу и варить в течении 5 минут, постоянно помешивая. Как только молоко разделится на фракции снимайте с огня, не переварите, иначе сыр получится как резиновый. Откидываем массу на марлю сложенную в несколько слоев. Через несколько часов, когда сыворотка стечет, ставьте сыр под пресс на ночь. Утром можно есть сыр собственного приготовления.
Рецепт 6. Брынза.
Берем три литра молока, доводим до кипения, добавляем столовую ложку соли, доводим до кипения, добавляем три, столовые ложки 9 процентного уксуса. Как только молоко разделится на фракции, снимаем с огня и откидываем на марлю. Даем стечь сыворотке, и отправляем под гнет в холодильник, лучше на ночь. Сыворотка стекает над кастрюлькой, затем мы готовый сыр, зальем сывороткой в емкости для хранения.
Рецепт 7. Голландский
Берем 1 кг. жирного домашнего творога и смешиваем с одним литром молока. Ставим на плиту на средний огонь, когда масса разделится на фракции, снимаем с огня и откидываем на марлю, даем стечь сыворотке. Берем 2 яйца взбиваем их добавляя по одной чайной ложкой соли и соды. В творожную массу добавить 100 грамм сливочного масла, взбитые яйца, хорошо перемешиваем и ставим на медленный огонь, непрерывно помешивая, чтобы масса не пригорела. Минут 10, не больше. Выкладываем массу в форму и ставим в холодильник.
Пробуйте, экспериментируйте и у вас все получится. Я выбрала самые простые рецепты, опытные хозяйки могут попробовать более сложные рецепты.
Желаю всем удачи в приготовлении сыров в домашних условиях.
Источник рецептов сыров: https://adella.ru/home/gotovim/syr-doma-iz-moloka.html
картинки свободный доступ интернета
Источник
Хукм (решение) относительно сычужного фермента (ханафитский мазхаб)
Вопрос:
Разъясните положение относительно сычужного фермента (с помощью которого сквашивают молоко для получения сыра, творога и других молочных продуктов. Можно ли употреблять в пищу сыр, изготовленный из сычужного фермента животных, забитых не по правилам шариата?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Всевышний Аллах создал людей и даровал им религию Ислам. Ислам, в отличие от других религий, является всеобъемлющим образом жизни. Он включает в себя не только действия поклонения как намаз, пост, закят и хадж, но и все аспекты жизни, до такой степени, что даже пищу мы должны потреблять лишь дозволенную нам Аллахом. Мы не можем употреблять в пищу все, что нам хочется, мы можем есть лишь то, что чисто и дозволено.
Аллах говорит в Коране:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا لَا تُحَرِّمُوا طَيِّبَاتِ مَا أَحَلَّ اللَّهُ لَكُمْ وَلَا تَعْتَدُوا إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ . وَكُلُوا مِمَّا رَزَقَكُمُ اللَّهُ حَلَالًا طَيِّبًا وَاتَّقُوا اللَّهَ الَّذِي أَنْتُمْ بِهِ مُؤْمِنُونَ (المائدة)
«О вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые дозволил вам Аллах и не преступайте (границ того, что Он запретил). Поистине, Аллах не любит преступающих! И питайтесь тем, чем наделяет вас Аллах, (что является) дозволенным [чистым от скверны], благим [полезным, а не вредным]. И остерегайтесь (наказания) Аллаха, в Которого вы веруете!» (5, 87-88).
Исследование состава сычужного фермента очень важно с точки зрения дозволенности/ запретности, поскольку это ключевой фермент в изготовлении сыра.
Что такое сычужный фермент (ренин, химозин)?
Сычужным ферментом называют природный комплекс ферментов, продуцируемых в подкладке мембраны сычуга — четвертого отдела желудка млекопитающих. Активное вещество в сычужном ферменте – это т.н. ренин (химозин). В нем присутствует и другие важные вещества, например, пепсин или липазы.
С помощью химозина сквашивается молоко в желудке млекопитающих животных, что очень важно для молодых животных, поскольку иначе они не получат необходимых им белков (из материнского молока). Секреция химозина достигает максимума в течение первых нескольких дней после рождения и уменьшается после этого. По этой причине чем моложе животное, тем активнее будут ферменты в его желудке.
После того, как люди обнаружили действие сычужного фермента, они начали сушить и очищать желудки телят для извлечения оттуда сычужного фермента, который затем добавляли в молоко, чтобы превратить его в творог и сыворотку.
Сычужный фермент также может быть получен из иных источников, помимо животных. В прошлом люди также использовали сквашивающие вещества из листьев инжира, дыни, дикой расторопши и сафлора для сыроделия. Наиболее широко используемый сычужный фермент неживотного происхождения получается путем брожения грибка под названием Мисог miehei.
В сегодняшнее время сычужный фермент, полученный с помощью генной инженерии, также стал распространенным в производстве сыра.
Хукм (шариатское правило) относительно животного ренина
Практика изготовления сыра очень древняя, она появилась задолго до прихода Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Изготовление сыра было очень распространено по той причине, что он может храниться очень долгое время (что было важно в жарком климате). Из хадисов известно, что Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) приносили сыр, изготовленный персами-зороастрийцами, и он ел его.
Ученые-ханафиты утверждают, что если сычужный фермент получен из желудка животных, недозволенных в пищу, то такой фермент употреблять не дозволено. Таким образом, сычужный фермент, полученный из желудка свиней и иных запретных животных, не будет дозволенным.
Если животное является дозволенным и было забито в соответствии с шариатом, то сычужный фермент будет дозволено употреблять.
Что касается сычужного фермента, извлеченного из дозволенных животных, которые не были забиты в соответствии с шариатом, по этому вопросу есть разница во мнениях между имамом Абу Ханифой и его двумя учениками имамом Абу Юсуфов и имамом Мухаммадом. Все три ученых были согласны, что сама сычужный фермент чист. Тем не менее, имамы Абу Юсуф и Мухаммад считали, что сычужный фермет находится в контакте с жидкостями желудка, которые становятся нечистыми после смерти животного, если они не были забиты в соответствии с шариатом. Таким образом, если сычужный фермент есть твердое вещество, его можно очистить путем промывания водой. Если он находится в жидкой форме, его невозможно очистить, и он будет нечистым. Имам Абу Ханифа утверждает, что жидкости желудка не становятся нечистыми после смерти животного, поэтому сычужный фермент будет чистым, независимо от способа его забоя.
Решение в ханафитском фикхе выносится по мнению имама Абу Ханифы, поэтому если сычужный фермент получен из дозволенных животных, его употреблять дозволено, независимо от того, было животное забито в соответствии с шариатом или нет.
— عن ابن عباس قال أتى النبى صلى الله عليه وسلم فقال أين صنعت غزاة بجبنة فى هذه فقالوا بفارس ونحن نرى أنه يجعل فيها ميتة فقال اطعنوا فيها بالسكين واذكروا اسم الله وكلوا (مسند احمد)
— عن ابن عمر قال أتى النبى صلى الله عليه وسلم بجبنة فى تبوك فدعا بسكين فسمى وقطع (سنن ابى داود)
— قوله : كالشعر الخ والمنقار والمخلب وبيضة ضعيفة القشرة ولبن وإنفخة وهي ما يكون في أجزاء من اللبن معدة الجدي ونحوه الرضيع قبل أن يأكل في الفتح قال لا خلاف ذلك في بن أصحابنا وإنما الخلاف من حيث تنجسهما فقالا : نعم لمجاورتهما الغشاء النجس فإن كانت الأنفحة جامدة تطهر بالغسل وإلا تعذر تطهيرها كاللبن وقال أبو حنيفة ليستا بمتنجستين لأن لا الموت يحلهما (حاشية الطحطاوى على الفلاح مراقى ص 169 دار الكتب العلمية)
— ( وشعر الميتة ) الخنزير على غير المذهب ( وعظمها وعصبها ) على المشهور ( وحافرها وقرنها ) الخالية الدسومة وكذا ما لا عن كل الحياة حتى على تحله الإنفحة واللبن الراجح…قال ابن عابدين: ( قوله حتى الإنفحة ) بكسر الهمزة وقد تشدد الحاء وقد تكسر الفاء . والمنفحة والبنفحة : شيء واحد من بطن يستخرج الجدي في الراضع أصفر فيعصر صوفة فيغلظ كالجبن ، فإذا أكل فهو كرش الجدي ، وتفسير الجوهري الإنفحة بالكرش سهو قاموس بالحرف فافهم . ( قوله على الراجح ) أي الذي هو قول الإمام ، ولم من صرح بترجيحه أر ، من تقديم ولعله أخذه الملتقى له كما هو صاحب وتأخيره قولهما عادته فيما يرجحه (الدر المختار مع رد المحتار 1:206)
— وإنفحة الميتة ولبنها في ضرعها وقشر البيضة الخارجة والسخلة الساقطة وهي من أمها مبتلة طاهرة عند أبي حنيفة رحمه الله . كذا في محيط السرخسي (الفتاوى الهندية)
(Примечание переводчика: в РФ и странах СНГ сычужный фермент изготавливают из желудков телят или ягнят, так что его употреблять дозволено).
А Аллах знает лучше
Эхзаз Аджмери, студент Даруль Ифта.
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи
28854
Источник
Список недозволенных в исламе продуктов растет: гематоген, мармелад, некоторые виды сыра и мяса
Где проходит тонкая грань между халяльными и недозволенными в исламе (харам) продуктами питания? На что надо обращать внимание при приобретении продуктов в магазине? Чем может навредить человеку харамная еда? Об этом в ходе программы «Хак дин» Фаиля Гимадова на «Булгар радиосы» рассказал руководитель комитета «Халяль» ДУМ РТ Ирек хазрат Зиганшин.
– Хазрат, хотелось бы еще раз уточнить, что в исламе является дозволенным (халяль) и недозволенным (харам)?
– Как различить халяль и харам, четко разъяснено в Коране. Есть продукты, которые мусульманам употреблять в пищу строго запрещено. В суре «Аль-маида» («Трапеза») эти продукты перечисляются: мертвечина, кровь, свинина и «то, над чем не было произнесено имя Аллаха», то есть животное, забитое без упоминания имени Всевышнего.
В первую очередь запрещена мертвечина. Если животное погибло естественной смертью, то употреблять мясо такого животного нельзя.
Второе – кровь. Нельзя есть кровь в сыром и вареном виде, и мясо, сваренное в крови, тоже харам. Даже если само мясо является халяльным.
В аптеках продаются плитки под названием «гематоген», его часто дают детям для повышения гемоглобина. Гематоген изготавливается из бычьей крови, поэтому не подходит для употребления мусульманами.
Третье – свинина. Надо помнить о том, что недозволенным являются не только мясо этого животного, но и все, что с ним связано, – желатин из его костей, одежда и обувь, произведенные из свиной кожи.
Четвертое – мясо животного, заколотого без упоминания имени Аллаха. Допустим, это курица. Если она была забита без произнесения «Бисмилла-хиррахман-иррахим, Аллаху акбар!», то душа ее отделяется от тела неправильно, и мясо такой курицы для нас становится недозволенным. То же самое при забое крупного рогатого скота, овец.
Пятое упомянутое в Коране недозволенное – хищные звери (волк, лиса, собака, кошка, медведь) и хищные птицы (сокол, ястреб).
– В условиях промышленного производства мяса одновременно забивается большое количество скота. Обязательно ли произнесение «Бисмиллах, Аллаху акбар» для каждого животного?
– Мы контролируем соблюдение правил в условиях промышленного забоя. Если мы видим, что у животного вытекает кровь, то это мясо пригодно для употребления. Обычно комбинат, желающий производить мясо согласно канонам шариата, обращается в наш комитет «Халяль», и мы выезжаем в предприятие для проверки условий производства и забоя скота, а также тех, кто непосредственно занимается забоем. По результатам проверки выносится решение – работать с этим предприятием или нет. Забойщики скота должны быть мусульманами, хазрат к ним едет, знакомится с ними, дает свое благословение.
– Что делать, если халяльная курица оказалась испорченной?
– Если курица, маркированная «халяль», имеет посторонние запахи, можете обращаться к нам. Но должна быть сохранена индивидуальная упаковка тушки и на ней должна стоять маркировка «халяль». Неприятный запах может идти из-за несоблюдения условий хранения. В этом случае за испорченную курицу мы не отвечаем, в первую очередь надо обращаться в администрацию магазина. А если они не примут возврат, проблема не будет решена, то в этом случае можно обратиться к нам – по адресу ул. Тукая, 3.
– Сейчас на полках магазинов большой выбор мясной продукции «халяль»: колбаса, копченое мясо, сосиски. Где и по какой технологии они изготавливаются, отдельно или же в том же цехе, что остальная продукция? Можно ли доверять такой продукции?
– Сегодня существует большое число предприятий, изготавливающих мясные полуфабрикаты и колбасные изделия. Среди них есть предприятия, где владельцы и сотрудники – мусульмане, они очень серьезно относятся к соблюдению всех норм при производстве. Под контролем и сырье, и добавки. Конечно, в России есть и такие предприятия, где производится не только халяль. В этом случае для производства халяльной мясной продукции выделяется отдельный цех. Мы следим за соблюдением условий производства халяльной продукции, проводим проверки.
– Если скот выращен в деревне, на экологически чистом корме, то можно его мясо считать дозволенным?
– Если этот скот забит без произнесения «Бисмиллах, Аллаху акбар», то это мясо не является халяль. Мы не знаем, кто его заколол и в каких условиях животное было заколото.
– Хазрат, что ожидает человека, который съел заведомо недозволенную (харам) пищу?
– Наш Пророк в одном из хадисов говорит: «Если верующий в Аллаха человек съест заведомо недозволенную пищу, то его молитвы не принимаются в течение 40 дней». Это очень важно. Если употребляешь харамную пищу, то могут быть не приняты не только молитвы, но и содеянные тобой благие дела. Нельзя также уговаривать других съесть мясо, только потому, что это не свинина, не зная, как животное было заколото и кем.
Харам и халяль относятся не только к еде. Эти понятия охватывают все наше существование. Какая у нас работа – дозволенная по шариату или нет? Имеем ли мы законную супругу или же поддерживаем отношения на стороне? Строить все стороны жизни в соответствии с канонами шариата обязательно для каждого мусульманина, это его долг.
– Если вернемся к теме продуктов питания, что скажете насчет сычужного фермента, который используется в производстве сыра?
– Если фермент изготовлен из забитого халяльным способом животного, то такой сыр употреблять можно. Но в большинстве случаев для получения сычужного фермента используется свинина. Поэтому советую мусульманам быть внимательными при выборе сыра. Необходимо удостовериться, что в нем применен фермент не “животного происхождения”, а “микробиального происхождения”.
– Хазрат, какой мармелад можно, а какой нельзя?
– Мармелад изготавливается из желатина. Он в большинстве случаев не халяль. Старайтесь брать мармелад или конфеты, приготовленные из агар-агара.
– Где можно найти список магазинов, признанных ДУМ РТ халяльными?
– Эту информацию можно посмотреть на нашем сайте https://halalrt.ru/ . Список постоянно пополняется.
– Является ли халяльным шоколад?
– Надо читать его состав. Если в составе есть алкоголь, то нет.
– А разрешается ли мусульманам есть рыбу?
– Рыба – дозволенный продукт. Но если рыба выращена в хозяйствах искусственным способом, на корме из запрещенных мусульманам продуктов, то я бы не стал доверять такой рыбе и употреблять ее. Лучше брать рыбу, выросшую в естественных условиях.
– В магазинах продается маркированное «халяль» яйцо. Разве яйцо может быть харам?
– Это связано с питанием курицы. Если в рационе есть мясокостная мука, тогда получается, что эта курица питается курицей. Если курица росла на рыбной муке, то она считается халяль. И ее яйцо тоже.
– Кто должен забивать животное?
– Лучше, если это человек, соблюдающий пятикратный намаз. Но это не главное условие. Главное условие – чтобы он был мусульманином и был в здравом уме. И он должен забить скот со словами: «Бисмиллах, Аллаху акбар!»
– А молочные продукты? Они халяль?
– Откуда поступают молочные продукты, мы знаем. Есть специальные организации, которые проверяют, противоречат ли вещества, используемые в изготовлении тех или иных продуктов, предписаниям нашей религии, как они воздействуют на организм – положительно или вредят ему? Если продукт соответствует халяльным условиям, не подвергается воздействию других животных, то употреблять в пищу такой продукт можно.
sntat.ru/
Источник