Можно ли есть свинину казахам
Содержание статьи
Почему казахи едят свинину?
Наиболее разумно говорить о появлении казахского народа в середине 15-о века — только тогда он полностью отделился от соседей-кочевников кипчакской крови после распада Золотой Орды и образовал собственное ханство. Это не самое позднее время для становления нации — к примеру, разделение восточных славян на русских, белорусов и украинцев случилось позже.
В то время казахи полностью жили кочевым скотоводством — и пренебрежение их образом жизни было основной причиной восстания против власти узбекского хана Абулхайра.
Соответственно, в ту эпоху свинину никто не ел. Но не из принципа, а просто потому, что разведение хрюшек невозможно при необходимости несколько раз в год перемещаться по степи со своими стадами. У этих животных короткие ноги, им тяжело пройти даже несколько десятков километров. Да и кушать им тут особо нечего — их рацион строится на дарах леса и огорода.
Тем не менее, преобладавшей тогда у казахов религии, старому-доброму тюркскому тенгрианству, не приходило в голову вводить какие-то пищевые запреты. Эта вера не о том — она о гармонии в мире почитании предков.
Но поскольку сами казахи свиней не держали, земледельческие народы, вроде китайцев и русских, были еще далеко, а их непосредственными соседями являлись только мусульмане, традиции есть свинину просто не сложилось.
Но с 18-о столетия ситуация начала меняться. С одной стороны, сильно выросли Китайская и Российская империи, которые уже входили в непосредственное соприкосновение с казахскими кочевьями. С другой — неполная исламизация эпохи Золотой Орды сменилась целенаправленной деятельностью по обращению последнего языческого народа Средней Азии в веру Пророка.
Наиболее активно такая политика начала проводиться в середине 19-о века, когда российское правительство с помощью татар учредило в степи четкую структуру управления духовными делами мусульманской религии. Одновременно создавались школы и другие учреждения системы просвещения.
Но вообще, 19-й век — это эпоха сильных изменений в обществе почти каждой страны мира. Многие народы становились более светскими, а власть мулл или священников значительно уменьшалась. Идеи социалистического переустройства мира становились крайне популярными.
Иными словами, идеология нового мира и ислам пришли к казахам практически одновременно. Именно поэтому на выходе современный казахский народ получился не очень-то религиозным. Тут не то, чтобы не чтут установленные обряды, просто считают, что вера должна быть для человека, а не человек для веры. И неудобные правила просто не соблюдают.
Очень разумное решение, не так ли?
А дальше было вот что: с середины 19-о по середину 20-о века в Казахстан добровольно или принудительно переселилось больше народа, чем там жило представителей титульной нации. Причем, этническое разнообразие было такое, что по соседству могло жить десять семей с совершенно разным происхождением.
По советской традиции дружбы народов, отношения между ними были очень неплохими. Разумеется, насильно кормить свининой казахов никто бы не стал, но поскольку никто от нее и не отказывался, то вот и появилась такая привычка.
Немало жителей современного Казахстана без проблем свинину едят, что, конечно, не отменяет существования большого количества мусульман, которые к такой практике относятся негативно.
Источник
Записки русского. Почему казахи едят свинину?
До принятия ислама казахи, как и большинство кочевых народов Азии, были последователями тенгрианства. Эта религия по своей сути — обычный шаманизм и предполагает поклонение силам природы, духам предков и обезличенному «высокому небу». Казахским шаманам-баксам даже в голову не приходило запрещать людям есть свинину или мясо любых других животных, тем более, со ссылкой на божью волю.
Тем не менее, хрюшек и так не ели. Свиньи не являются животными, пригодными для разведения при кочевом хозяйстве. У них короткие ноги, неспособные к дальним путешествиям, а рацион питания такой, что казахские степи не являются лучшим местом для жизни.
Вот традиция их кушать так и не сложилась. Тем более, что мусульмане Средней Азии их тоже не едят, а китайцы и русские до определенного времени были далеко.
Но в последние столетия ситуация сильно изменилась. В конце 19-о века в Казахстане поселилось множество славян (т.е., русских и украинцев), а в сталинские времена сюда насильно переселили немцев, корейцев, поляков и множество других народов. Большинство из них свинину, как раз, едят. А поскольку отсутствием гостеприимства они не страдают, то постепенно к этому стали приобщаться и казахи.
Дело в том, что ислам пришел к ним только в 18-м веке, когда Российская империя в рамках своей политики умиротворения подвластного населения направила в казахские степи татарских миссионеров. Почему она это сделала — другая тема для разговора. Но факт остается фактом.
Тем не менее, большинство казахский интеллигентов 19-о века, вроде Чокана Валиханова и Ибрая Алтынсарина, были противниками исламизации. Валиханов даже пытался убедить царских чиновников, что принести казахам буддизм было бы более практично. Видимо, он просто предполагал, что мягкая буддийская религия будет куда более предпочтительной верой для его народа.
Так или иначе, к началу 20-о века ислам среди казахов набрал большую силу и стал уже привычным. Тем более, что давние друзья и соседи, вроде татар, башкир, киргизов, туркмен и оседлых народов Средней Азии, давно были мусульманами.
Казахская интеллигенция с того времени разделилась на два разных политических направления, которые условно можно было бы назвать западниками и пантюркистами. Идеологическим главой первых стал Алихан Букейханов, лидером вторых был Мустафа Шокай. Первые были ребятами светскими, вторые выступали за развитие ислама.
Затем случилась русская революция. Мы все знаем об отношении большевиков к религии. Антихристианская и антимусульманская политика стала частью государственного строительства на долгие годы.
Пусть ислам получил некоторое возрождение после распада СССР, я бы сказал, что многие современные казахи к религии относятся достаточно спокойно. Знаю людей, которые в шутку называют себя «православными мусульманами». Искупаться в проруби во время христианского праздника Крещения или угоститься салом у русского друга для таких раз плюнуть.
Я лучше знаком с Северным Казахстаном, и могу с уверенностью заявить, что для его жителей употребление свинины не является табу. По моему мнению, казахи с запада и юга страны, свинину не едят. Они ведь не живут в русском окружении и вообще ребята более религиозные.
Также не едят свинину «заграничные» казахи — те, кто родом из Китая, Монголии или Турции. Насчет казахов из постсоветских стран, таких, как Россия, Туркменистан и Узбекистан — врать не буду, но наверное, ситуация средняя.
Кроме казахов-россиян, конечно. Таких людей я лично кормил шашлыком из хрюши.
Источник
Почему мусульмане не едят свинину
На вопрос, почему мусульмане не едят свинину, обычно говорят, что это по Корану нельзя есть свинину мусульманам. Но не будет лишним разобраться, чем чревато нарушение такого запрета и почему мировые религии запрещают мясо свиньи.
Перед тем как перейти к рассмотрению данного вопроса, нужно обратить внимание на важный момент, который не должен быть упущен верующим. Мусульманину не дозволено отказываться от исполнения решения шариата, даже если он не найдет смысла этого решения. Мусульманин обязан принять решение Шариата относительно дозволенного или запрещенного Шариатом, независимо от того понял ли он смысл запрета или дозволенности, или нет. Всемогущий Аллах говорит в Своей Книге: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36).
Причины запрета
Первое, на что стоит обратить внимание, это то, как в Коране объясняется, почему мусульмане не едят свинину. В Священной Книге Коран эта тема упоминается четыре раза, причем в разных аятах Корана используется примерно одинаковый текст, в котором вводится запрет на употребление мертвечины, пролитой крови и свиного мяса, которое там названо «скверной». Также Коран запрещает есть мясо животных, которые были заколоты не ради Аллаха.
Отсюда вытекает еще одна причина, по которой для мусульман запрещено Исламом употреблять в пищу свинину: свинья — животное нечистое, и считалось оно таковым испокон веку, задолго до появления Ислама. Это животное может есть свои экскременты, есть отходы, есть случаи, когда эти животные загрызают свое потомство. Даже в самых ранних религиозных ритуалах свинья считалась неподходящим животным для ритуальных жертвоприношений.
Еще одна причина, почему есть свиное мясо нельзя, — это схожесть его с человеческим. Они похожи как по своей структуре, так и по ряду биохимических и анатомических показателей. Неслучайно в медицине существует целый ряд противопоказаний есть свиное мясо. Особенно следует обратить внимание на то, что у свиней и у людей могут быть одни и те же заболевания, так что при употреблении свинины в пищу человек может заразиться от этих животных заболеваниями, которые вызываются вредоносными микроорганизмами, не погибающими при термообработке.
Почему же еще свиное мясо запрещено для употребления в пищу, причем не только мусульманину не стоит его есть, как предписывает Коран, — немусульмане тоже особой пользы не получают от употребления свиного мяса в пищу. Свиньи довольно часто переносят всевозможные заболевания, поэтому никогда нет полной уверенности в том, что в момент, когда животное было заколото, оно было здорово. Безопасно ли для человека есть продукт, в котором нет полной уверенности, что он не заражен каким-нибудь заболеванием, который может стать опасным и для человека тоже? Ведь суровая статистика гласит, что свиньи довольно часто становятся не только носителями, но и распространителями опасных заболеваний. В последнее время все чаще в разных уголках земного шара случаются вспышки ставшего уже печально знаменитым «свиного гриппа». Его распространение среди домашних животных подтверждено в России, Японии, азиатских странах, США, Канаде, Мексике, странах Латинской Америки, в Кении, европейских странах, в Китае и на Тайване. Этот вирус известен тем, что мутирует постоянно, видоизменяясь настолько, что становится буквально недоступным для своевременной диагностики, и создает немалую опасность не только для животных и птиц, но и для людей.
Еще более опасное заболевание, которое также связано со свиньями и их болезнью, и которое создает гораздо большую опасность на сегодняшний день, это вирус «африканской чумы свиней» или АЧС, который сейчас периодически вспыхивает в разных частях России и Восточной Европы. Для борьбы с этим вирусом фермерские хозяйства идут на крайние меры, буквально сжигая все зараженное поголовье.
По последним данным, есть еще одно заболевание, переносчиком которого являются эти животные — это опасное заболевание «японский энцефалит». Этот вирус разносится москитами, заражая таким образом человека от этого животного через укусы. В Индии от такого заболевания уже погибло более двух десятков человек.
Запрет у иудеев и христиан
Будет неправильным утверждать, что только исламская религия и Коран запрещают есть свиное мясо: его есть запрещено также в иудаизме и христианстве. В тексте Библии есть такие слова: «А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь».
Запрет на употребление в пищу свиного мяса имеет под собой и чисто практическое основание, которое основывается на том вреде, которое может нанести здоровью человека свинина. Медиками установлено, что есть свинину в стрессовом состоянии может привести к ожирению. Нельзя не учитывать и то, что оно высоко токсично, так что если его есть, то это может спровоцировать проблемы с сердцем.
Поясняя различные аспекты запрета, который введен в Коране на употребление такого мяса в пищу, а также тот факт, что свинью считают нечистым животным, доктор Закир Найк, президент Исламского исследовательского фонда Мумбаи, указывает, что сравнительно небольшое количество христиан знает, что не только в Коране запрещено употребление в пищу свинины, но и в Библии. А это значит, что будет неправильным говорить о том, что употребление в пищу этого мяса — это только мусульманский запрет: просто мусульмане неукоснительно следуют предписаниям Корана не есть свинину, безоговорочно выполняя волю Аллаха.
Легенды
Человечество издревле задавалось вопросом, почему поедание свинины чревато для него проблемами и запретно. Недаром в связи с этой темой существует немало различных легенд и небылиц. По одной из таких легенд, когда Бог якобы проклял человека, он превратил его в свинью, так что есть свинину — это то же самое, что есть себе подобного, а значит является смертным грехом. По еще одной легенде, в это животное была превращена девушка. Это сделал Бог, чтобы продемонстрировать человечеству чудо перевоплощения. С той поры человек опасается есть свинину, поскольку всегда есть опасность, что в образе этого нечистого существа может пребывать обращенный Богом человек. Естественно, что легенду нельзя воспринимать как достоверный источник.
История в Коране
Обращаясь еще раз к суре Корана, можем увидеть, что нечестивцы, которых проклял Аллах, были превращены в обезьян, а также в свиней. В Коране сказано: «Это — те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневался и кого Он превратил в обезьян и свиней и кто поклонялся тирану. Они займут еще более скверное место и еще больше сбились с прямого пути».
Слов, сказанных в Коране, достаточно для того, чтобы мусульманин, свято следующий закону Аллаха, веруя в мудрость Божественного закона, принял это запрет и беспрекословно следовал предписаниям Корана. Но также важно, чтобы человек понимал мудрость божественного закона, приведенного в Коране.
Важно осознавать, что все запреты, введенные Аллахом в Коран для мусульманина, продиктованы исключительно милостью Всевышнего, его желанием спасти человека от всего того, что может нанести ему вред, поскольку Аллах Велик и Милосерден.
Полезна ли свинина?
Атеисты также имеют все основания не есть свинину, поскольку есть ее — не только грех, отмеченный в Коране, но и может вызвать целый ряд заболеваний и проблем со здоровьем — это ли не логичное и разумное объяснение того, почему мусульмане не должны есть свинину, следуя запрету, который устанавливает для них Коран. Более семидесяти типов заболеваний у человека может спровоцировать употребление свинины в пищу, причем как однократно, так и регулярно. Начиная с риска заражения гельминтами — аскаридами, острицами, нематодами и прочими глистными инвазиями, заканчивая заражением солитером, длинным и очень опасным для здоровья человека гельминтом. В последнем случае у человека может развиться целый ряд опаснейших заболеваний, в том числе даже потеря памяти и слепота, сердечные приступы и поражение печени.
Особой пищевой ценности свинина не имеет: для мышечной массы оно неполезно, в нем содержится избыток жира и холестерина, значит есть его — ведет к забиванию сосудов и, как результат, к таким сердечным заболеваниям, как гипертония и инфаркт миокарда.
Часто в ответ на тот довод, что свинья является одним из самых грязных, нечистых животных на земле, можно услышать возражения и примеры разведения животных в развитых странах, таких, как Австралия, где их содержат практически в стерильных условиях. Не следует забывать, что даже в исключительных гигиенических условиях эти животные содержатся в свинарниках вместе, по самой своей природе они являются грязными и могут есть отходы и собственные экскременты, то есть даже в стерильных условиях они будут продолжать вести свой нечистый образ жизни.
Источник
Пищевые запреты в исламе
Пищевые запреты в исламе — пища, запрещённая к употреблению мусульманам. Коран указывает на запрет употребления крови, мяса животных, которые умерли своей смертью, были забиты не с именем Бога[прояснить] и нечистых животных: хищников, всеядных животных (свинины и др.) и т. д.
Общие принципы[править | править код]
В исламе в основе всего (что касается бытовых, нерелигиозных вопросов) заложена разрешённость. То есть всё разрешено, кроме того, что явно запрещено. Это основано на Коране и Сунне. Более тонкие моменты регулируются фетвами.
В Коране есть явный запрет на мясо животных, которые умерли своей смертью, кровь, свинину, мясо животных которые были забиты не с именем Бога (Аллаха)[прояснить]. Запрещены также продукты, содержащие даже незначительное количество запретных веществ, например, созданные на основе свиного жира сыры. При производстве колбасной продукции свинина обычно заменяется курицей — филе или бедром без кости[1].
Халяльные кафе, рестораны и т. д., предлагающие клиентам халяльную еду, могут иметь сертификаты, подтверждающие халяльность продукции[1].
Здоровая пища[править | править код]
Здоровое питание считается важным в исламе, хотя это не обязательно может быть основано на западных стандартах. В то же время другие рекомендации им соответствуют: так некоторые мусульманские ученые считают избыточное питание грехом, ссылаясь на следующий аят Корана:
Аллах Единый — Тот, кто взрастил сады из виноградных лоз, растущих на подпорах и без подпор. Он взрастил финиковые пальмы и посевы, которые дают разнообразные плоды по цвету, вкусу, форме и запаху. Аллах взрастил также оливы, гранаты и другие плоды, схожие по некоторым качествам и различные по другим, хотя земля может быть одна и та же и орошается одной и той же водой. Ешьте из этих плодов, когда они созреют, и отдавайте должную милостыню после уборки урожая. Не вкушайте много, а будьте умеренны, чтобы не повредить себе и не обделить бедных. Аллах не любит расточительных и недоволен их неумеренными деяниями!
Оригинальный текст (ар.)
وَهُوَ الَّذِي أَنْشَأَ جَنَّاتٍ مَعْرُوشَاتٍ وَغَيْرَ مَعْرُوشَاتٍ وَالنَّخْلَ وَالزَّرْعَ مُخْتَلِفًا أُكُلُهُ وَالزَّيْتُونَ وَالرُّمَّانَ مُتَشَابِهًا وَغَيْرَ مُتَشَابِهٍ ۚ كُلُوا مِنْ ثَمَرِهِ إِذَا أَثْمَرَ وَآتُوا حَقَّهُ يَوْمَ حَصَادِهِ ۖ وَلَا تُسْرِفُوا ۚ إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ
В современном мире халяльные продукты употребляются не только из религиозных, но и из диетических соображений: они пользуются все большей популярностью среди приверженцев здорового питания[2]. Всего доля халяльных (то есть одобренных мусульманскими обычаями) продуктов питания на мировом пищевом рынке составляет около 20 %, причем значительная их часть производится в регионах с незначительной долей исламского населения, в частности, в Латинской Америке.[3]
Запрещённые мясные продукты (харам)[править | править код]
Некоторые животные и способы убоя животных могут являться запрещёнными к употреблению. Такое мясо будет являться «нечистым». Для того, чтобы мясо могло считаться халяльным, бараны и бычки должны быть зарублены по всем правилам. Животное не может быть больным или беременным. Оно не должно умирать своей смертью и страдать при убое. Желательно, чтобы одно животное не видело, как убивают другое животное[1].
При забое халяльного скота нежелательно использовать электрический ток, так как разряд замораживает кровообращение и закупоривает сосуды, в результате чего запрещённая к употреблению кровь не сливается[1].
Мертвечина[править | править код]
В исламе есть запрет на употребление в пищу мертвечины. Согласно исламскому праву (фикх), животные, которые умирают в результате утопления, пожара, поражения электрическим током, травмы, являются мертвечиной. Разрешаются животные, которые забиты сознательно на убой или на охоте, так как при этом есть возможность максимально выжать кровь. Исключениями из этих правил являются морепродукты.
- Поистине, появятся среди моих последователей народы, которые сделают разрешённым спиртное, свинину, чистый шёлк и струнные инструменты[4].
Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный.
Оригинальный текст (ар.)
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةُ وَالدَّمُ وَلَحْمُ الْخِنْزِيرِ وَمَا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللَّهِ بِهِ وَالْمُنْخَنِقَةُ وَالْمَوْقُوذَةُ وَالْمُتَرَدِّيَةُ وَالنَّطِيحَةُ وَمَا أَكَلَ السَّبُعُ إِلَّا مَا ذَكَّيْتُمْ وَمَا ذُبِحَ عَلَى النُّصُبِ وَأَنْ تَسْتَقْسِمُوا بِالْأَزْلَامِ ۚ ذَٰلِكُمْ فِسْقٌ ۗ الْيَوْمَ يَئِسَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْ دِينِكُمْ فَلَا تَخْشَوْهُمْ وَاخْشَوْنِ ۚ الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الْإِسْلَامَ دِينًا ۚ فَمَنِ اضْطُرَّ فِي مَخْمَصَةٍ غَيْرَ مُتَجَانِفٍ لِإِثْمٍ ۙ فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ
Халяль и кашрут[править | править код]
Правила, аналогичные халялю, есть и в иудаизме (см. Кашрут). Иудеи также не едят свинину, пользуются строгими правилами забоя скота (более строгими, чем в исламе). Но в иудаизме есть специальный человек (шойхет), в функции которого входит убой и разделка в соответствии с правилами кашрута, а в исламе подобного человека нет. Существует только одно ограничение, которое есть в исламе, но его нет в иудаизме: ислам запрещает употребление всех спиртных напитков, а с точки зрения кашрута вино может быть кошерным, если оно изготовлено с использованием разрешённых продуктов. В исламе халяльным продуктом не может считаться даже мясо разрешённых животных, если животное было зарезано не по правилам ислама[5].
Примеры дозволенных и запретных животных[править | править код]
К однозначно запрещённым к употреблению животным относятся: букашка, блоха, ворона, вошь, гепард, жук-олень, жигалка осенняя, кошка, коршун, крот, куница, ласка, леопард, медведь, морская свинка, морской конек, мул, муравей, муха, мышь, обезьяна, орёл, осёл, павлин, падаль, паук, пчела, сапсан, свинья, собака, сова, сокол, скорпион, слон, таракан, удод, черепаха, шакал, шершень, ястреб и др. Ниже в таблице приведён список животных, правовой статус которых отличается в зависимости от правовой школы (мазхаба)[6]
Исключения[править | править код]
Мусульманам разрешено употреблять запретную пищу только в случае нужды, например, если голод может стать причиной его смерти или болезни. В этом случае он может поесть минимальное количество запретной пищи, необходимое для выживания или поддержания своего здоровья до тех пор, пока он не найдёт разрешённую еду[9].
Примечания[править | править код]
Источник