Можно ли есть союзы

Содержание статьи

Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия

Назначение союзов

В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:

Можно ли есть союзы

Простые и составные союзы

В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.

Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.

Сочинительные и подчинительные союзы

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. а, но, да (в значении но), зато и др. или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др.
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь.
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга.
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой.
Следственные (указывают на следствие): так что. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь Подчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части.
Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.)
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Союзы и союзные слова

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:

Можно ли есть союзы

Можно ли есть союзы

Можно ли есть союзы

Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет…
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

Русский язык. 9 класс. Русская речь

Учебник «Русский язык. Русская речь» является неотъемлемой частью УМК по русскому языку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. Учебник поиогает ученику в овладении устной и письменной речью. Он учит вести беседу; составлять планы к творческим работам; писать изложения и сочинения на свободную тему, по картине, отзывы и рецензии; умть видеть образные средства языка и использовать их в своей речи. Книга содержит разнообразный и интересный дидактический материал.

Купить

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзы Союзные слова
Простые Составные
что
чтобы
как
когда
ибо
пока
будто
словно
если и др.
потому что
оттого что
так как
так что
лишь только
как будто
с тех пор как
в связи с тем что
для того чтобы и др.
что
кто
как
когда
который
какой
где
куда
откуда и др.
Читайте также:  Можно ли добавить зарплату если не было больничного

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:

Можно ли есть союзы

Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:

Можно ли есть союзы

2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:

Можно ли есть союзы

3) Союз можно заменить только другим союзом:

Можно ли есть союзы

4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:

Можно ли есть союзы

Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике

В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.

  • Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой прием вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях? (упражнение 90 на с. 65).
  • Можно ли есть союзы

  • Запишите, указывая, в каком падеже употреблено относительное местоимение (союзное слово) в придаточном предложении (упражнение 93 на с. 67).
  • Можно ли есть союзы

  • Спишите, расставляя недостающие запятые. Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли союзных слов. Подчеркните союзные слова как члены предложения (упражнение 98 на с. 69).
  • Можно ли есть союзы

  • Какие два значения может иметь предложение Ученик знал, что надо отвечать? Как в зависимости от смысла произносится это предложение и чем в нём в каждом случае является слово что (упражнение 99 на с. 70)?
  • Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, в каких предложениях что, как, когда являются союзами, а в каких — союзными словами. Обозначьте эти союзные слова как члены предложения (упражнение 100 на с. 70).
  • Можно ли есть союзы

    Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

    Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях. 

    Источник

    Союз – что это за часть речи, какими бывают союзы и как легко находить их в предложении

    Служебная часть речи. Соединяет слова и предложения.

    137

    Автор: Алексей Морозов

    Дата: 05.01.2021

    Начнем с того, что союз – это служебная часть речи. То есть она сама по себе ничего не обозначает и вопрос к ней задать нельзя. «Саша и Маша» – понятно, что Саша – имя мальчика, Маша – имя девочки. А что обозначает «и»? Ничто.

    Саша и Маша отвечают на вопросы «кто?», а союз «и»? К нему нельзя задать вопрос.

    Союзы выполняют две функции:

    1. Соединяют однородные члены, то есть отдельные слова: Таня и Вика; читать или писать; качественно, но дорого.
    2. Соединяют простые предложения внутри одного сложного: «Шел снег и выл ветер», «Я сказал, что кот съел карасика».

    Вот и все. Теперь разберем, какими бывают эти части речи.

    Простые и составные союзы

    Простые – это такие, которые состоят только из одного слова. Например: и, но, однако, зато.

    Составные состоят из двух или большего количества слов: не только – но и, вследствие того что, до тех пор пока, потому что.

    Составные союзы сложны тем, что не знаешь, где в них надо ставить запятую. Как правило, эта проблема решается просто «интонацией»: «Я готовлю салат, (пауза) потому что завтра Новый год» – «Я готовлю салат потому, (пауза) что завтра Новый год».

    Курсы подготовки к ОГЭ по русскому языку – только лучшие дистанционные программы от самых талантливых учителей России

    Для учеников 8-9 классов любого уровня подготовки.

    Сочинительные и подчинительные

    Сочинительные связывают равноправные слова и предложения. Равноправные – это когда от одного нельзя задать вопрос к другому, то есть одно другому не подчиняется.

    Смотрите, два однородных члена: «светло и празднично», «читаю, но не понимаю», «спать, а не выспаться». Задайте от какого-то одного из них вопрос к другому. Это невозможно. Потому что они равноправные.

    То же касается предложений: «Ты читаешь книгу, а я смотрю в окно», «Играет виолончель и плачет скрипка». Задайте от любой из частей вопрос к другой части. Не зададите, потому что они равноправные.

    Подчинительные союзы могут находиться только между двумя простыми предложениями в составе сложного. Подчинительные – то есть они стоят между предложениями, из которых одно подчиняется другому, от одного можно задать вопрос к другому:

    1. Мне кажется (что?), что ученики не готовы к экзамену.
    2. Я не могу читать Лермонтова (почему?), потому что у него стихи очень грустные.
    3. Дорога закрыта (почему?), потому что дорожники ее ремонтируют.

    3 типа сочинительных союзов

    Соединительные – они как бы соединяют всё, что перечисляется, в единое целое. К ним относятся: и, да (если употребляется в значении «и»), ни – ни (этот союз соединяет что-то, но показывает, что этого всего нет), не только – но и, как – так и, тоже, также.

    Примеры:

    1. А у него все блин да пирог, блин да пирог. То есть и блин, и пирог. И то, и другое.
    2. Ни кола, ни двора. То есть вообще ничего нет.
    3. Я взял не только тетрадь, но и ручку = и тетрадь, и ручку.
    4. Я захватил палицу, дубинку, а также копье. Короче, все три вида оружия.

    Платные и бесплатные курсы подготовки к ВПР по русскому языку – только лучшие учебные программы и преподаватели

    Актуально для учеников всех возрастов.

    Противительные. Они нужны для того, чтобы противопоставить один предмет другому. К ним относятся: а, но, да (если употребляется в значении «но»), зато.

    Читайте также:  Можно ли есть квашеную

    Примеры:

    1. Я работаю, а кот только ест. С помощью союза «а» я противопоставил себя коту.
    2. Яблоки дорогие, зато сладкие. Противопоставляется цена и качество.
    3. Дорого, да мило, дёшево, да гнило. Тоже противопоставление, но уже с помощью союза «да». Обратите внимание, он здесь равен по значению союзу «но», а не союзу «и» как в списке выше.

    Разделительные. Они используются, когда надо выбрать что-то одно из двух. Союзы этой группы: или, либо, или – или, то – то, не то – не то, то ли – то ли.

    Примеры:

    1. Не то снег, не то дождь. То есть либо снег, либо дождь, просто непонятно.
    2. Выбирай: или он, или я.
    3. То ли зверь, то ли птица. То есть животное в конечном итоге окажется либо зверем, либо птицей.

    8 типов подчинительных союзов

    Вот тут разновидностей побольше.

    Изъяснительные – помогают «изъясняться», то есть высказывать свою мысль. Это союзы «что», «чтобы» и (редко) «будто». «Я хочу сказать, что вы должны…», «Я хочу сказать, чтобы вы взяли тряпку и…»

    Временные – нужны для указания времени: когда, только лишь, едва, пока. «Когда ей священник на палец // Надел золотое кольцо, // Из глаз ее горькие слезы // ручьем потекли на лицо», «Едва забрезжил рассвет, мы отправились в путь».

    Причинные – помогают сказать о причинах того или иного события: потому что, из-за того что, оттого что, ибо. «Я не катался с горки, ибо я просто не хотел кататься», «Вы нервничаете, потому что вы не готовы к экзамену».

    Целевые – нужны для того, чтобы сказать о целях. Главный целевой союз – «чтобы», к нему могут примыкать слова «для того», «ради того». «Я искал эту книгу для того, чтобы подарить тебе».

    Условные – позволяют указать условие, из-за которого действие произошло или не произошло. Чаще всего используется союз «если», иногда – «раз»: «Раз ты не хочешь есть пирог, я его съем», «Если тебе скучно, иди гулять».

    Уступительные – показывают, что действие произошло несмотря на что-то. Союзы этой группы: несмотря на то, что; хотя; пускай. «Хотя злилась вьюга, настроение у нас было чудесное». «Несмотря на то, что я зол, я заставлю себя улыбаться».

    Сравнительные – сравнивают одно с другим: как, будто, словно. «Он так смотрит на меня, как будто хочет съесть».

    Следственные – показывают последствия какого-то действия. Самый частый союз этой категории – «так что». «Приближался шторм, так что вы должны быть благодарны судьбе за ваше спасение».

    Где писать союзы, когда строишь схему предложения

    Все сочинительные союзы, которые связывают простые предложения в сложном, всегда ВНЕ скобок. Запомните это. То есть на схеме они будут выглядеть так:

    Все подчинительные союзы – всегда внутри предложения, которое они подчиняют:

    Правописание союзов

    Направляю вас на восемь своих статей. Они все очень маленькие, читаются за 2-3 минуты. Я в начале объясняю правило простым языком, а потом еще говорю, как надо объяснять в школе. Итак:

    1. Как пишется Как ни.
    2. Как пишется Потому что.
    3. Как пишется Поэтому.
    4. Как пишется Тоже.
    5. Также или Так же – как правильно.
    6. Правописание союза Вследствие.
    7. Правописание слова Чтобы.
    8. Правописание слова Несмотря на.

    Напишите, пожалуйста, как вам эта статья и статьи по правописанию. Если есть пожелания к материалу – с радостью их учту и внесу правки.

    ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

    Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

    ПОДПИСАТЬСЯ

    Источник

    Подчинительные союзы — список и таблица

    Подчинительные сою­зы и союз­ные сло­ва явля­ют­ся свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду глав­ным и зави­си­мым пред­ло­же­ни­ем в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии (СПП). Приведем спи­сок союз­ных слов и под­чи­ни­тель­ных сою­зов в зави­си­мо­сти от того, какую по смыс­лу при­да­точ­ную часть они присоединяют.

    Подчинительные союзы

    Части слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния  син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ны. Между ними суще­ству­ет под­чи­ни­тель­ная связь. Одно пред­ло­же­ние явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — зависимым.

    Определение

    Сложное пред­ло­же­ние, в кото­ром одно про­стое пред­ло­же­ние под­чи­не­но дру­го­му и свя­за­но с ним под­чи­ни­тель­ным сою­зом или союз­ным сло­вом, назы­ва­ет­ся слож­но­под­чи­нен­ным.

    В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии под­чи­ни­тель­ная связь меж­ду глав­ной и зави­си­мой частью выра­жа­ет­ся с помо­щью син­так­си­че­ско­го вопро­са, зада­ва­е­мо­го к зави­си­мо­му пред­ло­же­нию, и под­чи­ни­тель­но­го союза.

    Узнаем из таб­ли­цы, какие быва­ют под­чи­ни­тель­ные сою­зы в зави­си­мо­сти от смыс­ло­вых отно­ше­ний меж­ду глав­ной и при­да­точ­ной частью слож­но­го предложения.

    Между частя­ми слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния суще­ству­ют изъ­яс­ни­тель­ные, пространственно-временные, причинно-следственные, усту­пи­тель­ные, срав­ни­тель­ные и дру­гие отношения.

    Необходимыми эле­мен­та­ми в струк­ту­ре слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний явля­ют­ся союз­ные сло­ва и под­чи­ни­тель­ные союзы.

    Типы под­чи­ни­тель­ных сою­зовВыражаемые отно­ше­нияПримеры
    ИзъяснительныеВыражают отно­ше­ния поясненияЧто, что­бы, как и др.
    ВременныеВыражают вре­мен­ные отношенияКогда, как толь­ко, лишь толь­ко, едва, толь­ко, лишь, преж­де чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др.
    ПричинныеВыражают при­чин­ные отношенияПотому что, так как, ибо, вслед­ствие того что, бла­го­да­ря тому что, вви­ду того что, отто­го что, в свя­зи с…
    УсловныеВыражают услов­ные отношенияЕсли, коли, раз, еже­ли, кабы.
    ЦелевыеВыражают целе­вые отношенияЧтобы, для того что­бы, с тем что­бы, затем что­бы, дабы и др.
    СравнительныеВыражают срав­ни­тель­ные отношенияКак, слов­но, буд­то, как буд­то, точ­но, чем, неже­ли, подоб­но тому как, как если бы и др.
    УступительныеВыражают усту­пи­тель­ные отношенияХотя, не смот­ря на то что, пус­кай, пусть и др.
    СледственныеВыражают след­ствен­ные отношенияТак что.

    Подчинительные сою­зы делят­ся на сле­ду­ю­щие группы:

    1. изъ­яс­ни­тель­ные (при­ме­ры) — что, что­бы, как, как бы, буд­то, буд­то бы

    Юра вздра­ги­вал, и ему то и дело мере­щи­лось, буд­то мать аука­ет­ся с ним и куда-то его под­зы­ва­ет (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

    Она про­си­де­ла до само­го све­та, вовсе не была утом­ле­на и внут­ренне жале­ла, что­бы ночь про­тя­ну­лась как мож­но доль­ше (Н. В. Гоголь. Тарас Бульба).

    2. вре­мен­ные (при­ме­ры) — когда, как, едва, лишь, лишь толь­ко, как толь­ко, пока, пока не, в то вре­мя как, после того как, перед тем как, с тех пор как, по мере того как и др.

    Пока про­дол­жа­лись эти раз­го­во­ры, насту­пи­ла ночь (Жюль Верн. Дети капи­та­на Гранта).

    Варенуха чирк­нул какую-то зако­рюч­ку в тет­ра­ди у жен­щи­ны и, лишь толь­ко дверь за ней захлоп­ну­лась, вскрыл квад­ра­тик (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

    3. срав­ни­тель­ные (при­ме­ры) — как, буд­то, слов­но, точ­но, как буд­то, как если бы, подоб­но тому как и др.

    Слезы бес­по­мощ­но­сти и оби­ды кати­лись у него по щекам, слов­но все горе­сти дол­гих вось­ми­де­ся­ти семи лет отра­зи­лись на его опе­ча­лен­ном лице (Джек Лондон. Алая чума).

    Под сво­да­ми ста­ли летать какие-то зву­ки, точ­но просну­лись демо­ны (М. Н. Булгаков. Белая гвардия).

    4. целе­выечто­бы, с тем что­бы, затем что­бы,  дабы, для того что­бы, лишь бы и пр.

    На листах бро­шю­ры лежа­ли кус­ки гра­ни­та, что­бы они не раз­ле­те­лись (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

    Кто, в мину­ту гне­ва, не тре­бо­вал от них роко­вой кни­ги, дабы впи­сать в неё бес­по­лез­ную жало­бу на при­тес­не­ние, гру­бость и неис­прав­ность? (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

    5. при­чин­ныепото­му что, отто­го что, так как, посколь­ку, ибо, вви­ду того что, бла­го­да­ря тому что, вслед­ствие того что, в свя­зи с тем что, из-за того что и др.

    Поскольку они гово­ри­ли тихо, я не стал при­слу­ши­вать­ся (Анатолий Рыбаков. Каникулы Кроша).

    Должно быть, моло­дой чело­век взгля­нул на неё каким-то осо­бен­ным взгля­дом, пото­му что и в её гла­зах мельк­ну­ла вдруг преж­няя недо­вер­чи­вость (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).

    Но всё же я не вер­нул­ся домой, так как мне было стыд­но пока­зать­ся на гла­за близ­ким (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

    6. услов­ныеесли, еже­ли, если бы, кабы, раз и др.

    Но уж раз вы при­об­ре­ли эти акции, то дер­жи­тесь за них (Джек Лондон. Сердца трёх).

    Разговор их был, веро­ят­но, дру­гой, еже­ли бы они гово­ри­ли не при зву­ках пес­ни (Лев Толстой. Война и мир).

    7. усту­пи­тель­ныехотя, пусть, пус­кай, даром что, несмот­ря на то что, невзи­рая на то что

    Вообще его люби­ли, хотя и почи­та­ли гор­дым (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

    Всю ночь я про­спал креп­ким сном, несмот­ря на то что шёл дождь (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

    8. след­ствиятак что

    Веревка была дли­ною почти во всю ком­на­ту, так что один толь­ко про­ти­ву­по­лож­ный угол мог быть без­опас­ным от напа­де­ния страш­но­го зве­ря (А. С. Пушкин. Дубровский).

    Но рас­сто­я­ние меж­ду теле­граф­ны­ми стол­ба­ми по этой доро­ге шесть­де­сят ярдов, так что высчи­тать ско­рость ниче­го не сто­ит (Артур Конан Дойль. Записки о Шерлоке Холмсе).

    Рон креп­че сжал руль, так что побе­ле­ли костяш­ки паль­цев (Джоан Роллинг. Гарри Поттер и тай­ная комната).

    Союзные слова

    В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии в роли под­чи­ни­тель­ных сою­зов высту­па­ют сло­ва само­сто­я­тель­ных частей речи — место­име­ния и наре­чия. Относительные место­име­ния и отно­си­тель­ные место­имен­ные наре­чия назы­ва­ют союз­ны­ми сло­ва­ми.

    Читайте также:  Можно ли при высоком холестерине есть варенье

    В отли­чие от сою­зов, слов слу­жеб­ной части речи, они выпол­ня­ют роль сою­за и в то же вре­мя оста­ют­ся пол­но­прав­ны­ми чле­на­ми предложения.

    Союзные сло­ва

    Относительные место­име­нияЧто, кто, какой, кото­рый, каков, чей, сколько
    Местоимённые наре­чияГде, как, когда, куда, отку­да, почему

    Меня спро­си­ли, кто я такой, спер­ва по-португальски, потом по-испански, потом по-французски, но ни одно­го из этих язы­ков я не знал (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

    • (Кто?) я  — это подлежащее;
    • (что гово­рит­ся обо мне?) кто такой — состав­ное имен­ное сказуемое.

    Перечислим союз­ные сло­ва — место­име­ния:

    • кто
    • что
    • какой
    • каков
    • кото­рый
    • чей
    • сколь­ко (сколь).

    Примеры предложений с союзными словами — местоимениями

    Разрешите полю­бо­пыт­ство­вать, кто име­ет честь быть пер­вым? (Артур Конан Дойль. Собака Баскервилей).

    Берлиоз тоск­ли­во огля­нул­ся, не пони­мая, что его напу­га­ло (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

    Бывало барин, какой бы сер­ди­тый ни был, при ней утих­нет и мило­сти­во со мною раз­го­ва­ри­ва­ет (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

    Ответа не было, кро­ме того обще­го отве­та, кото­рый дает жизнь на все самые слож­ные и нераз­ре­ши­мые вопро­сы (Лев Толстой. Анна Каренина).

    Но каков этот срок, не знал и узнать не мог (Анатолий Рыбаков. Дети Арбата).

    Неужели он обре­чен на гибель, этот юно­ша с пре­крас­ным силь­ным телом, юно­ша, чей голос зву­чит, как при­зыв гор­на и звон ору­жия? (Джек Лондон. Железная пята).

    А вот поди же ты, сколь­ко в ней еще неис­пор­чен­но­го, дет­ско­го (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

    Но он вошел уже в такой раж, что не заме­чал, сколь тщет­ны его уси­лия (Джек Лондон. Сердца трех).

    Союзными сло­ва­ми явля­ют­ся место­имен­ные наре­чия:

    • где
    • зачем
    • как
    • когда
    • куда
    • отку­да
    • отче­го
    • поче­му
    • насколь­ко.

    Примеры предложений с союзными словами — наречиями

    Богатое собра­ние писто­ле­тов было един­ствен­ной рос­ко­шью бед­ной мазан­ки, где он жил (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

    Догадывались, зачем царь позвал во дво­рец (Алексей Толстой. Пётр Первый).

    Неизвестно, как он это делал, но толь­ко нос его зву­чал, как тру­ба (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

    А когда он их открыл, уви­дел, что все кон­чи­лось, маре­во рас­тво­ри­лось, клет­ча­тый исчез, а заод­но тупая игла выско­чи­ла из серд­ца (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

    Он не сооб­ра­жал, куда он шага­ет, широ­ко рас­ки­ды­вая ноги, но ноги пре­крас­но зна­ли, куда нес­ли его (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

    Двое уже еха­ли впе­ред к месту, отку­да долж­ны были пус­кать (Лев Толстой. Анна Каренина).

    Мод выпу­сти­ла его руку, отче­го паль­цы его слег­ка раз­жа­лись и каран­даш выпал (Джек Лондон. Морской волк).

    Тут он поте­рял тер­пе­ние и начал роп­тать, поче­му его все­гда застав­ля­ют делать то, что он не хочет (Марк Твен. Приключения Тома Сойера).

    Юра пони­мал, насколь­ко он обя­зан дяде общи­ми свой­ства­ми сво­е­го харак­те­ра (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

    Как отличить союзы от союзных слов

    Подчинительные сою­зы не явля­ют­ся чле­на­ми при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния, а слу­жат толь­ко для при­со­еди­не­ния при­да­точ­ных к глав­но­му или дру­го­му придаточному.

    Например:

    Горько думать, что прой­дет жизнь без горя и без сча­стья, в суе­те днев­ных забот. (И. Бунин.)

    Сравним:

    Отец дога­ды­вал­ся, что у меня на душе (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

    Важно

    Союзные сло­ва не толь­ко при­креп­ля­ют при­да­точ­ные пред­ло­же­ния к глав­но­му (или дру­го­му при­да­точ­но­му), но и явля­ют­ся чле­на­ми при­да­точ­ных пред­ло­же­ний.

    Например:

    Осенью пти­цы уле­та­ют в такие края, где все­гда тепло.

    Не знаю, зачем он это сделал.

    В дан­ных пред­ло­же­ни­ях союз­ные сло­ва «где» и «зачем» явля­ют­ся обстоятельствами.

    Источник