Можно ли есть с неевреями
Содержание статьи
Кицур Шульхан Арух 38. Законы нееврейского хлеба, нееврейского варева и нееврейского молока
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
1. Запретили мудрецы есть хлеб, испеченный неевреем. А в некоторых местах допускают послабление и покупают хлеб у булочника-нееврея там, где нет булочника-еврея, или даже есть, но хлеб его не так хорош, как у нееврея; но хлеб, испеченный неевреем для себя, никто не ест, кроме как в тяжелой ситуации или находясь в дороге; но и в этом случае, если можно все же достать кошерный хлеб, пройдя меньше парса, следует задержать трапезу, пока не будет найдет кошерный хлеб. И хлеб называется «испеченным для себя» только если он испечен для собственной семьи нееврея; однако, если он испечен для продажи, он называется «хлеб булочника», хотя обычно этот нееврей не торгует хлебом. И также хлеб профессионального булочника, испеченный им для его собственной семьи, называется «испеченным для себя».
Некоторые говорят, что в тех местах, где трудно найти продажный хлеб, можно есть даже хлеб, испеченный неевреем для себя, и не следует задерживать трапезу ради нахождения кошерного хлеба; и распространился обычай так и поступать.
2. Если еврей подбросил в печку даже только одно полено, пока в ней выпекался хлеб, хлеб разрешен и не называется «нееврейским хлебом».
3. Нееврейский хлеб, который запретили мудрецы — это именно хлеб из пяти видов злаков. Но хлеб, приготовленный из круп (проса, кукурузы и т.д.) не называется хлебом, и как «нееврейское варево» он также не запрещен, поскольку «не возносится к столу царей» (то есть не считается важным кушаньем — перев.).
4. Хлеб, корочка которого смазана яйцом, запрещен из-за этого яйца, поскольку оно является нееврейским варевом. И лепешки, которые пекутся на железных противнях, и есть основания опасаться, что эти противни смазываются каким-либо жиром, запрещены в любом случае, поскольку впитали запрещенный жир.
5. Еврейский хлеб, испеченный неевреем, хуже простого нееврейского хлеба и запрещен как нееврейское варево, если еврей не сделал печь кошерной, подбросив туда дров. И нужно очень внимательно следить, заказывая выпечку у булочника-нееврея, чтобы еврей подбросил дров в печь, или чтобы еврей ставил хлеб или противень в печь. (И см. ниже, начало главы 72).
6. Еда, которую не едят в сыром виде и которая «поднимается на стол царей» как приправа к хлебу или десерт — если ее сварил или пожарил нееврей, даже в посуде еврея и в доме еврея, запрещена как гойское варево. Но к еде, которую едят и в сыром виде, а также к кушанью, которое не считается важным и не «поднимается на стол царей», не относится запрет гойского варева. И можно не опасаться, что они сварены в некошерной посуде, потому что, вероятнее всего, некошерная еда варилась в этой посуде не сегодня.
7. Если служанка-нееврейка в доме еврея варит для евреев — есть обычай разрешать то, что она готовит, поскольку не может быть, чтобы ни один из живущих в доме ни разу не поправлял огня в печи.
8. Но, если она варит только для самой себя, не принято, чтобы евреи занимались печью, и может быть, что это и не поможет, поскольку ситуация хуже, чем когда она варит для евреев. И поэтому, если она сварила еду, к которой относится запрет гойского варева, не только сама еда запрещена, но и кастрюлей запрещено пользоваться; а если в этой кастрюле по случайности потом сварили кошерную еду — следует спросить раввина, как поступить.
9. Если нееврей варил в Шаббат для больного, то на исходе Шаббата еда становится запрещенной даже для самого больного, если можно приготовить ему другую; посуду же можно разрешить, когда она простоит двадцать четыре часа1.
10. Хотя яйцо и можно есть сырым, тем не менее, поскольку так его едят только в тяжелой ситуации, к нему относится запрет гойского варева, и если его сварил нееврей, оно запрещено; и то же относится ко всем подобным кушаньям.
11. К фруктам, которые не созрели на дереве полностью и годятся теперь для еды в сыром виде только в тяжелой ситуации, а специалисты варят их в сахаре, относится запрет нееврейского варева.
12. Пиво, приготовленное из злаков или меда, принято разрешать и даже пить его в тех самых домах, где неевреи продают его, поскольку сами злаки по сравнению с водой совершенно незаметны там; только необходимо удостовериться, что это пиво не настаивают на выжимках винограда. А в тех местах, где евреи презирают запрет нееврейского вина, человеку, заботящемуся о своей душе, следует запретить себе и нееврейское пиво. А относительно питья кофе (без молока, поскольку с молоком оно, разумеется, запрещено), а также какао и чая у нееврея — хранящий свою душу отдалится от этого. Некоторые же разрешают делать это, если это делается не постоянно, а время от времени; но делать это постоянно запрещено.
13. Из молока, которое надоил нееврей, за которым при этом не наблюдал еврей, нельзя даже сделать сыр; и, для того, чтобы молоко можно было разрешить, нужно, чтобы еврей присутствовал при дойке с самого ее начала и видел, что дойка производилась в чистый сосуд. И есть обычай не доить в тот сосуд, в который обычно доит нееврей. А если служанки доят коров в доме еврея или в хлеву — если между евреем и местом дойки не стоит дом нееврея и нет основания опасаться, что скотина является нечистой — молоко разрешено и можно даже разрешать им доить. Но если между евреем и местом дойки стоит дом нееврея, необходимо, чтобы при дойке присутствовал еврей. И даже присутствия несовершеннолетнего или несовершеннолетней, достигших девяти лет, достаточно.
14. Нееврейский сыр запрещен. А если еврей наблюдал за дойкой и за производством сыра, то, если сыр во время производства уже принадлежал еврею, он разрешен; но если во время производства сыр еще принадлежал нееврею, он запрещен.
15. Отношение к нееврейскому сливочному маслу зависит от местного обычая: в некоторых местах не едят нееврейского сливочного масла, а в некоторых местах его едят. И тот, кто приезжает из места, где не едят нееврейского масла, в место, где его едят, хотя и имеет в виду потом вернуться к себе, тем не менее ест это масло вместе со всеми; а приехавшему из места, где едят масло, в место, где его не едят, запрещено его есть. (В последнее время стало известно, что сливочное масло подделывают, добавляя в него свиной жир, поэтому хранящий свою душу отдалится от него).
1 МБ в главе 318 пишет, что и еда тоже разрешена. А в главе 328 она запрещает эту еду; а относительно посуды там написано, что некоторые говорят, что она нуждается в кошеровке, а некоторые безусловно разрешают ее. И тот, кто положился на мнение разрешающих, не получает наказания.
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Источник
Бишулей акум (пища, приготовленная неевреем) / Главы / Библиотека
Бишулей акум (пища, приготовленная неевреем)
Бишулей акум (пища, приготовленная неевреем)
Мы уже упоминали, что мудрецы Талмуда, стараясь избежать ассимиляции, ввели ряд ограничений — чтобы отдалить народ от нееврейской среды. В числе прочего они запретили есть пищу, сваренную неевреем, с целью предотвратить совместные трапезы, ведущих к нежелательным смешанным бракам с идолопоклонниками. Есть еще одно мнение: запрет был вызван опасением, что во время совместных трапез нееврей может накормить еврея некашерной едой.
С проблемой пищи, приготовленной неевреем, сталкиваются в основном в столовых и ресторанах (даже кашерных), где часто поварами работают неевреи. Но и отправляясь в еврейский продуктовый магазин, мы можем встретить на прилавках готовые продукты пищевой промышленности, по отношению к которым данный вопрос весьма актуален.
Приведем несколько законов, относящихся к разряду бишулей акум, и попытаемся обсудить возможные проблемы, связанные с их выполнением.
Итак, мудрецы запретили есть пищу, приготовленную неевреем с помощью термообработки, даже если она была сделана из совершенно кашерных продуктов. Под запрет попала вареная, печеная и жареная пища. Но вот уже копченых, соленых и вяленых продуктов этот запрет не касается. Есть и облегчение: пища, которую нееврей ошпарил кипятком, разрешена. Примером может служить чайная заварка. И еще, некоторые законоучители разрешают пищу, приготовленную с помощью горячего пара, хотя многие другие раввины не делают различий между варкой на пару и варкой в кипящей воде, запрещая и то, и другое.
Запрет не распространяется на продукты, которые, используя язык Талмуда, «не попадают на царский стол»; т.е. те, что не принято подавать почетным гостям, а также на свадьбах и прочих важных трапезах. Причина понятна: ведь запрет был введен, чтобы исключить совместные трапезы, а «плебейскими» блюдами, вроде консервов из разряда «завтрак туриста», мало кто станет угощать даже самых простых гостей. И еще одно «послабление»: разрешены вареные продукты, которые в данной местности принято есть в сыром виде.
Некоторые авторитеты считают, что пища, приготовленная в заводских условиях, не включена в запрет мудрецов, — подобно тому как разрешен нееврейский хлеб, испеченный в пекарне. Согласно их мнению, запрещена только пища, приготовленная в домашних условиях, поскольку близость между людьми зарождается именно при домашнем застолье. Однако большинство раввинов считает, что эта идея верна лишь по отношению к хлебу. Что касается других продуктов, то постановление мудрецов не делает отличия между готовкой в заводских условиях и готовкой дома — в соответствии с уже упомянутым принципом «ло плуг рабанан» (закон должен был прост и не дробиться на многочисленные пункты и параграфы).
Этот спор имеет большое значение при обсуждении вопроса о рыбных и прочих консервах, типа грибов, зеленого горошка, кукурузы и пр. Следует добавить, что при современной технологии указанные продукты готовятся на пару, что, по мнению ряда авторитетов, не считается варкой, запрещенной древними мудрецами. И еще одно соображение: в некоторых публикациях утверждается, что рыбные консервы не подаются «к царскому столу» или на торжественные приемы, а посему не имеют отношения к запрету бишулей акум.
Каждое из трех упомянутых разрешений (уподобление хлебу, «царский стол», пар) само по себе спорное, но, опираясь на все три вместе, некоторые современные раввины разрешают покупать консервы нееврейского производства (разумеется, после проверки их ингредиентов). Некоторые, но далеко не все! Многие крупные авторитеты не соглашаются с этим разрешением, считая, что все три аргумента не достаточны — даже когда они рассматриваются вместе. Но тем, кто полагаются на разрешение, в особенности жителям стран, где трудно достать кашерную пищу, есть на кого опереться.
Теперь поговорим о решении проблем, возникающих на кухне, где работают неевреи. Как избежать запрета бишулей акум?
По сефардскому обычаю, достаточно, чтобы еврей поставил кастрюлю на уже зажженную плиту или в духовку, после чего процесс приготовления пищи можно переложить на нееврея. Однако для ашкеназских евреев закон значительно облегчен. Достаточно, чтобы еврей зажег огонь, — тогда все, что будет сварено, считается приготовленным еврейскими руками. Поэтому в общественных кухнях в наше время принято, чтобы еврей рано утром зажигал плиту, а потом весь день ее не выключали. Если нееврей сам зажег огонь и поставил кастрюлю на плиту, то достаточно выключить и опять включить огонь или сделать какое-либо действие, помогающее в варке, например основательно перемешать содержимое кастрюли. Впрочем, подобное действие помогает, если пища не доварена. Однако если она доведена до готовности, дальнейшая варка исправить положение не может, даже если при этом будут улучшены вкусовые качества блюда (например, мясного рагу); в итоге считается, что такое блюдо сварено неевреем, а значит, оно запрещено. Но даже в этом случае у нас есть возможность исправить положение: надо или обжарить сваренную неевреем пищу, или сварить уже зажаренную.
Небольшой, но актуальный нюанс: поскольку еврей, открыто нарушающий субботу, приравнен мудрецами (относительно некоторых положений еврейского закона) к нееврею, то возникает вопрос, можно ли есть приготовленную им пищу. Однозначного ответа нет: мудрецы многих поколений вели оживленную полемику на данную тему. Поэтому лучше всего, чтобы огонь зажигал не просто еврей, но тот, что соблюдает субботу.
Как и другие недозволенные продукты, пища, приготовленная неевреем, запрещает посуду, в которой она варилась. Ее придется кашеровать в соответствии со всеми правилами, которые приведены в ч.2 нашей книги. Есть только одно облегчение: в данном случае любую посуду (в том числе фарфоровую и фаянсовую) можно откашеровать путем троекратного кипячения. Если по ошибке сварили какое-то блюдо в посуде, которую следовало откашеровать из-за проблемы бишулей акум, то постфактум это блюдо разрешено.
Нееврейское вино
Запрет употребления нееврейского вина — один из самых известных в области кашрута. Однако его корни известны немногим. А знать их следует для того, чтобы лучше понять практические законы.
Прежде всего, выясним, что, согласно Закону, понимается под выражением «нееврейское вино». Определение: вино, сделанное неевреем или вино, до которого дотронулся нееврей, независимо от того кто его изготовил — еврей или нееврей.
Древние идолопоклонники не только приносили жертвы своим идолам, но и возливали на алтари вино. Такое вино Тора запретила пить, от него нельзя получать никакой выгоды. Что касается вина, не предназначенного для жертвоприношений, то Тора его не запретила. Но оно запрещено мудрецами. Причина приводилась выше: стараясь избежать ассимиляции, мудрецы ввели запрет на употребление нееврейского вина, ибо ничто так не сближает людей, как совместная трапеза с возлияниями. Напомним, что по той же причине был запрещен нееврейский хлеб. Правда, в отличие от нееврейского хлеба, нееврейское вино не только нельзя пить, но и получать от него любую выгоду. Почему? Потому что мудрецы опасались, что, если будет разрешено получать выгоду от нееврейского вина (например, торгуя им), непосвященный может по аналогии разрешить себе использовать и то вино, которое возливалось на алтари идолопоклонников, — а оно запрещено Торой. Вместе с тем, в ряде случаев получать выгоду можно, — например, когда нееврей коснулся вина, не зная, что это вино, или когда коснулся его посредством другого предмета, и т.п.
И еще одно замечание на ту же тему. Согласно мнению крупнейшего авторитета 16-го века раби Моше Иссерлиса (Рама), в наше время, когда нет настоящих идолопоклонников, весь закон как бы спускается на «ступеньку» ниже, а именно: в тех случаях, когда древние мудрецы запрещали получать выгоду от нееврейского вина, сегодня мы можем это разрешить; а в тех случаях, когда они разрешали получать выгоду, но запрещали пить (см. предыдущий абзац), мы можем разрешить даже пить (правда, только постфактум). Впрочем, раввины более поздних поколений опираются на это мнение только в случае серьезного ущерба — например, когда должник-нееврей, у которого нет денег, может расплатиться с вами только своим вином.
Теоретические предисловия закончены. Перейдем к практическому применению законов. Запомним только, что запрет на нееврейское вино распространяется и на виноградный сок, который, по закону, ничем не отличается от вина.
Итак, вино, которое изготовлено неевреем (или он непосредственно контактировал с ним в процессе изготовления), запрещено пить, а в согласии с «устрожающим» мнением, и получать от него любую выгоду. Подобным же образом запрещено кашерное вино, до которого дотронулся нееврей.
Согласно большинству законоучителей, еврей, не соблюдающий субботу, делает вино запрещенным. В этом смысле он ничем не отличается от нееврея.
По закону Талмуда, контакт нееврея не запрещает кашерное вино, которое предварительно вскипятили — яйн мевушаль. Такое вино не было принято возливать в честь языческих богов, ибо оно теряет при кипячении не только часть своих вкусовых качеств, но и процент алкоголя, — так что потчевать божество столь второсортным продуктом считалось постыдным.
Некоторые авторитеты считают, что пастеризованное вино тоже имеет статус яйн мевушаль, но ведущие законоучители последнего поколения с этим не согласны. Следует иметь в виду, что сегодня подавляющее большинство кашерного виноградного сока, производимого в Израиле и США, пастеризовано. То же самое можно сказать о сладких винах, имеющих надежный эхшер. Зато сухие и полусухие вина, как правило, не пастеризованы.
Нееврейское вино, будучи вскипяченным, остается запрещенным.
Вино, полученное из сваренного изюма, имеет статус яйн мевушаль. Но если размолотый свежий изюм просто залили водой, а затем прошло более суток (по другому мнению, трое суток), то прикосновение к нему нееврея сразу же делает его запрещенным.
Касание нееврея не запрещает напитки, которые не считаются вином и не имеют вкус вина, даже если в их состав в качестве одного из ингредиентов входит кашерное вино, — например, коктейли. Можете подавать их на вечеринке, где присутствуют евреи вместе с неевреями. Блюдо, в состав которого входит вино, тоже не вызывает никаких проблем. Но если вино не впиталось в пищу, а находится в жидком состоянии (например, в соусе), стоит посоветоваться с компетентным раввином.
Напиток, в котором воды в 6 раз больше, чем вина или виноградного сока, можно пить, даже если он произведен неевреем. Дело в том, что вино, разбавленное водой в отношении 1:6, теряет статус вина (в частности, на него не произносят благословения на вино). Данное правило относиться только к воде. Но нееврейское вино, смешанное с любой другой жидкостью, может быть разрешено только если общий объем смеси в 60 раз больше объема вина.
Особый случай представляет собой смесь с кашерным вином. Согласно многим авторитетам, даже самого малого количества нееврейского вина достаточно для того, чтобы запретить всю смесь. И только по мнению Рама, в случае материального ущерба можно разрешить смесь двух вин — кашерного и некашерного, — если нееврейское составляет меньше 1/60 от общего объема.
Уксус и спирт, полученные из нееврейского вина, запрещены. В частности, поэтому нельзя пить нееврейский коньяк. Покупая консервы, содержащие уксус, необходимо проверить, из чего он сделан, так как в районах развитого виноделия (в Молдавии, Крыму, Бургундии) часто используют уксус, изготовленный из виноградных вин.
Уксус и спирт, сделанные из кашерного вина, не запрещены даже если их коснулся нееврей. Поэтому можно смело пить кашерный бренди в любых местах, в том числе в ресторане, где бокал с бренди вам подает официант-нееврей.
Что касается вина, то следует заметить, что основные проблемы возникают с открытыми бутылками. Если нееврей дотронулся до закрытой (пусть даже не запечатанной) бутылки вина или потряс ее — ничего не произошло; закрытое вино разрешено по самому строгому мнению. И даже если бутылка открыта и нееврей всего лишь ее коснулся — в этом случае вино тоже разрешено. Тем не менее, нельзя согласиться с тем, чтобы в кашерном ресторане вино по бокалам разливал официант-нееврей. Однако, если нееврей уже налил вино из бутылки, то, опираясь на указанное выше мнение Рама, постфактум можно это вино разрешить, но только в случае если отказ от него приведет к значительному материальному убытку. В остальных случаях — если нет значительного ущерба — запрещено не только вино, разлитое неевреем по бокалам, но и то, что осталось в бутылке.
Но если нееврей дотронулся не просто до бутылки, а до самого вина (губами или пальцами), его нельзя не только пить, но и использовать, извлекая какую-либо пользу. Лишь в случае большого ущерба, опираясь на мнение Рама, можно разрешено получать выгоду от такого вина — хотя пить его нельзя в любом случае. Правда, когда нееврей дотронулся до вина не рукой, а каким-либо предметом, то закон не столь категоричен: вино нельзя пить, но можно использовать.
Еще одна тема. Наливая кашерное вино из бутылки в бокал, в котором осталось некашерное вино (например, из него раньше пил нееврей), мы сталкиваемся с тем, что напоминает «сообщающиеся сосуды» из школьного курса физики. А именно: вино, находящееся в бутылке, и вино, находящееся в бокале, в тот момент, когда их соединяет непрерывная струя, объединены, поэтому их следует рассматривать как одно целое. В результате, вино, оставшееся в бутылке, будет запрещено — если его объем не превосходит в 60 раз объем некашерного вина в бокале. Однако то вино, которое уже попало в бокал, в любом случае становится сразу запрещенным. Еще одно облегчение: когда вино переливают из больших сосудов (например, бочек), то постфактум вино в них не теряет статус разрешенного, независимо от того сколько его осталось.
Можно продавать кашерное вино, а также угощать им еврея, не соблюдающего законы, несмотря на то что тот сделает вино запрещенным сразу как только дотронется до него губами. Аналогично, раввин во время «хупы» может дать бокал с вином жениху, даже если тот не соблюдает субботу. Но после того как жених пригубит вино, пусть он сам передаст бокал невесте.
В заключение дадим один общий совет: во всех случаях, о которых мы написали, что вино запрещено к использованию, имеет смысл обратиться к раввину, — вдруг не все еще потеряно!
Источник