Можно ли есть рыбу православие
Содержание статьи
Почему в эту среду православным можно есть рыбу
Пост — это, конечно, не только еда. И главным образом, не еда. Но и еда тоже. Сегодня вскользь коснёмся именно «пищевой» стороны поста.
Те православные, которые придерживаются традиционного для нашего времени «мирянского» устава, в среду и пятницу (дни предательства и убийства Христа) продуктов животного происхождения не едят.
Но вот, что говорит нам церковный календарь:
День то постный, а рыбу можно. Почему? Всё достаточно просто: в среду — праздник «отца монашества», великого древнего подвижника Антония. А значит, и в посте послабление.
Но в пятницу тоже праздник, и тоже древнего подвижника, и тоже великого — Макария! И ещё многих других славных святых. Почему в пятницу рыбы нельзя?
Всё дело в том, что Церковь наша живёт по старинному уставу, который называется Типиконом. Местами он архаичен, и не всегда мы въедливо следуем «букве закона», но в целом это некая такая схема для нас, ограда, в которой находится внешняя жизнь Церкви — посты, службы, праздники… И Типикон, если к нему относиться правильно, оказывается для нас сокровищем. Ужасно интересным при этом.
Церковь, например, подразделяет праздники на несколько категорий. И память Антония Великого относится к одной из высших, так скажем — наряду с днями Иоанна Златоуста или Василия Великого, например. В эти праздники в храмах вечером служится особая более длинная служба — всенощное бдение (как в субботу вечером). В календаре эти праздники отмечаются особым знаком — крест с полукружием (посмотрите на скриншоте). Заметьте, у других праздников — другие обозначения.
Всё это изучает литургика, мы уже рекомендовали нашим подписчикам скачать интереснейший учебник Марии Красовицкой. Да-да, это совсем не скучно, а очень интересно. И важно. Потому что зная хоть чуть-чуть литургику и умея пользоваться приложениями с церковным календарём (или книжкой «Богослужебные указания на 2019 год») вы сможете праздновать каждый день вместе с Церковью, даже работая пять дней в неделю.
Действительно, вот знали ли вы, что праздник Крещения — это не просто разговеться 19 января после Сочельника, набрать воды и забыть про всё до следующего года, а длинный период — больше недели — постпразднства, то есть продолжения Крещения? В эти дни мы могли дома петь радостный тропарь праздника, с особым чувством просыпаться и бежать к поставленной в центр домашнего киота иконе Богоявления, творить дела милосердия и ходить в гости в честь праздника…
А в эту среду? Конечно, можно обрадоваться значку рыбы в настенном календаре и пожарить минтая, даже не задумываясь, а в честь чего это всё. Но можно ведь, понимая теперь величие праздника, сходить вечером в церковь. Или утром встать пораньше и прочесть акафист Антонию Великому. Или с детьми познакомиться с житием святого, которое, кстати, Иоанн Златоуст настоятельно рекомендовал читать всем христианам…
В общем, пора уже делать новый шаг вперёд, и не ограничиваться смской всем знакомым Антонам, потому что батюшка на «Союзе» сказал, что в этот день именины празднуют люди, носящие это имя. Пора понимать, что к чему, вникать в обиход Церкви, радовать её радостями и плакать её скорбями.
Ведь Церковь — это мы с вами, возглавляемые Христом. Церковь — это мы. А значит и церковный календарь должен быть нашей настольной книгой.
.
Илья Тимкин
——————————
Делитесь публикациями канала «У стен Церкви» на своих страничках в соцсетях, отправляйте друзьям в православные чаты, обсуждайте свою веру и вместе учитесь жить по ней!
Источник
Можно ли есть перед причастием рыбу и рыбный суп?
В церковном календаре прописаны посты перед определенными праздниками. Но исповедь и причастие – таинства индивидуальные. Никто не указывает день, когда следует очистить свою душу от грехов, как и не предписывает, с какой частотой следует исповедоваться. Один человек поверяет свои грехи духовнику каждую неделю, другой – перед большими церковными праздниками. Иногда период перед причащением припадает на общий православный пост. Как быть тогда?
Некоторые люди вообще приходят к причастию без поста и исповеди. Но Святые дары – это величайшее таинство. Их, по мнению Церкви, нельзя вкушать людям, погрязшим в грехах. А чтобы подготовить себя к исповеди и причастию, человеку следует говеть. Но если с мясом и продуктами животного происхождения еще наблюдается какая-то ясность, то вопрос о том, можно ли есть перед причастием рыбу, остается открытым. Недавно вышел документ комиссии Межсоборного присутствия, касающийся данной проблемы. Он называется «Подготовка к Святому Причастию». Давайте посмотрим, что в этом документе говорится о говении.
Важность поста перед причащением
О том, как нужно подготавливать душу к принятию Святых Даров, говорили еще в ранней Церкви, а не только на комиссии Межсоборного присутствия по проблемам приходской практики. В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел пишет о том, что люди, которые едят хлеб Господень и пьют Его чашу недостойно, будут повинны в грехах против Тела и Крови Христовой. Поэтому нужно себя испытывать, чтобы не быть осужденным.
Этим указывается, что человек перед причастием должен очистить тело и душу. И даже священник, совершающий литургию, произносит такую формулировку: «Да будет мне не в осуждение причащение Твоих Святых Таинств». Понятно одно: перед употреблением Даров Господних следует исповедаться и поститься. И если душу свою мы подготавливаем молитвами и покаянием, то тело – воздержанием в пище. Но можно ли есть рыбу перед исповедью и причастием? Относится ли данный продукт к запретным в этот период?
Смысл говения
Перед тем как принять в себя Бога, вкусить от Тела и Крови Его, нужно подготовить себя к этому событию. Ведь даже перед светскими праздниками мы убираем в своем доме, украшаем комнату, в которой будем принимать гостей. Как же нужно подготовиться к тому, чтобы вкусить Святые Дары? Все священники утверждают, что одним постом дело не должно ограничиваться. Если ограничивать себя в пище, но при этом быть высокомерным, не признавать грехов своих, питать неприязнь к ближнему и нарушать заповеди Христовы, то такое воздержание ничего не даст.
Исповедь перед причастием обязательна. Ведь тогда верующий приходит к осознанию своих грехов и покаянию. И кроме вопроса о том, можно ли есть перед причастием рыбу и рыбный суп, человека больше должно волновать собственное душевное состояние. Ведь период перед принятием Святых Даров не зря называют говением, а не просто постом. Готовящийся к этому событию должен прочесть три канона (покаянный к Христу, молебный к Богоматери и к ангелу-хранителю). А также он должен присутствовать на вечерней службе в церкви в субботу. И конечно, в этот период следует избегать мирских развлечений.
Количество дней поста
Церковь не имеет единого мнения по поводу того, сколько суток верующему следует воздерживаться от употребления скоромной пищи перед принятием Святых Даров. В этом вопросе все очень индивидуально. Пост, вернее его длительность, назначает духовник. Обычно это три дня. Но если у человека имеются заболевания (особенно желудочно-кишечного тракта), общая слабость организма, беременность или период лактации, то длительность поста сокращается.
В группу «льготников» попадают и военные, которые не могут выбирать блюда и продукты по своему усмотрению, а вынуждены есть, что дают. Духовник также смотрит и на другие обстоятельства. Прежде всего это частота причащения. Если кто-то впервые прибегает к вкушению Святых даров, то такому человеку назначают недельный пост. А кто причащается каждое воскресенье, то такому верующему достаточно воздерживаться от скоромной пищи только в среду и пятницу. У этой категории людей и возникает вопрос: можно ли есть перед причастием рыбу?
Какие бывают посты
Для мирского человека телесное воздержание представляется чем-то единым. Если пост, значит, нельзя кушать мясо и продукты животного происхождения (молоко и яйца). А можно есть рыбу, растительные жиры, напитки, в том числе алкогольные, овощи и фрукты. Но Церковь разделяет посты на обычные и строгие. Бывают дни, когда нельзя вкушать не только мясо, но и рыбу. Некоторые посты запрещают и растительное масло (так называемый елей).
Есть дни сухоядения. Во время них нельзя принимать никакой пищи до заката, а вечером разрешается кушать лишь постные продукты. Теперь рассмотрим говение перед принятием Святых Даров: можно ли есть перед причастием рыбу?
Какой пост следует соблюдать перед исповедью
Очищение души от грехов не требует никакой подготовки. Раньше хорошие верующие ходили к духовнику и исповедовались тогда, когда они чувствовали в этом потребность. И вовсе не обязательно сразу же после отпущения грехов принимать евхаристию. Но если вы собираетесь это сделать, то необходимо говение, то есть подготовка души и тела к принятию святого таинства Церкви. И тут уже уместно будет задать вопрос: а можно ли есть перед причастием рыбу? Относительно этого продукта с определенностью можно дать отрицательный ответ только для вечера субботы. Все остальное зависит от частоты вашего причащения, от вашего здоровья и жизненных обстоятельств. Также имеет значение, соблюдает ли православная Церковь всеобщий пост в эти дни. В таком случае требования к пище для говеющих изменяются.
Можно ли есть рыбу перед причастием
Накануне участия в святой литургии, когда вы собираетесь приступить к принятию Святых Даров, нужно соблюсти строгий пост. А это значит, что рыбу и различные блюда из нее кушать нельзя. Монахам предписывается вечером в субботу употреблять только безъелейное сочиво (то есть овощи, не сдобренные никаким жиром).
Церковный день начинается в полночь. А потому все воскресенье до принятия таинства нельзя ни кушать, ни пить. Желательно также присутствовать на субботней вечерней службе. Можно ли кушать рыбу перед причастием в другие дни? Если, к примеру, духовник вам назначил неделю воздержания, то следует все семь дней избегать мяса, молочных продуктов и яиц. Но кроме этого, в среду и пятницу нужно придерживаться строгого поста, то есть исключить из своего рациона в эти дни рыбу, уху и морепродукты. К питанию в субботу (если она не Страстная) у Церкви особое отношение. Многие священники считают, что в шестой день недели поститься нельзя. Но это не касается говеющих, то есть тех, кто готовит себя к принятию Даров Господних.
Можно ли рыбу в пост перед причастием
Выше мы уже упоминали о том, что степень строгости воздержания зависит от церковных дней. Если все православные соблюдают пост (перед Пасхой или Рождеством), то говеющие должны и подавно избегать запрещенных продуктов. Мало того, их воздержание должно отличаться от прочих большей строгостью.
Если, к примеру, в определенные дни верующим запрещается вкушать мясо, то говеющим следует отказаться также и от рыбы. В некоторые дни, такие как среда и пятница, им лучше не добавлять в напитки сахар, а заменить его медом. Растительное масло, соусы и приправы также нежелательны при говении. Также следует не объедаться и разрешенными продуктами. Ведь умеренность в еде является составной частью подготовки к принятию Святых Даров.
Вместо заключения
Возможно, некоторые сочтут, что данная статья так и не дала ответа на вопрос о том, можно ли вкушать рыбу перед причастием. Категоричное нет можно сказать только относительно дня, в который будет проходить таинство (с полуночи нельзя ничего есть и пить).
Также считается душеспасительным воздерживаться от еды весь день субботний, а вечером, накануне причащения, следует поужинать продуктами, которые разрешены в строгий пост (то есть без рыбы). Но и это требование может быть смягчено для больных, беременных и кормящих. Строгость и длительность поста перед причащением устанавливает духовник.
Источник
Пост перед Причастием
Пост перед Причастием обязателен, но его мера обычно определяется
индивидуально. Смысл подготовки к Таинству не в том, чтобы изнурить своё тело
голодом, а в том, чтобы телесное воздержание было помощью в духовной
подготовке. Есть несколько степеней поста — начиная с отказа только от
мяса и заканчивая полным отказом от пищи.
Держать пост перед Причастием принято в течение трёх дней. Если
человек приступает к Чаше очень редко, то стоит увеличить это время до недели.
Если же соблюдает все однодневные (среда, пятница, Крещенский сочельник,
Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня) и многодневные
(Великий, Петров, Успенский, Рождественский) посты, то Церковь не накладывает
никаких дополнительных обязательств, или будет достаточно лишь одного чуть
более строгого дня перед Причастием.
Обязательным является полное воздержание от пищи непосредственно
перед самим Таинством. С 12 часов
ночи, если богослужение утром, или за 6 часов до начала Литургии, если она
совершается вечером или ночью, верующие не едят и не пьют.
В остальном же продолжительность и мера поста должны определяться
исходя из жизненных обстоятельств и с учетом, что как излишнее усердие, так и
излишние послабления не принесут пользы.
Что едят в пост перед причастием?
В пост перед Причастием едят пищу растительного происхождения, то
есть крупы, фрукты и овощи, грибы и бобовые. Под запрет попадает в первую
очередь мясо, а также молоко и яйца. Если человек готовится причащаться не в
период поста, то в его рационе могут быть морепродукты и рыба, если же устав
предполагает в это время более строгое гастрономическое воздержание, то оно
должно быть соблюдено.
Бывает, что проблемы со здоровьем или какие-то жизненные сложности
не позволяют человеку следовать рекомендациям устава. Но в любом случае надо
понимать, что пост в период подготовки к Причастию предполагает в первую
очередь отказ от каких-то излишеств и лакомств, которые могут быть не только
скоромными, но и постными. Основное правило: пища должна быть простой, а
внимание должно быть уделено духовной работе — покаянию и молитве.
Можно ли есть рыбу в пост перед причастием?
Есть рыбу в пост перед Причастием не стоит, если человек
приступает к Таинству нечасто, а церковные календарные предписания по питанию
выполняет кое-как — в таком случае перед редким Причастием желательно поститься
строже. Стоит отказаться от рыбы и в случае, если подготовка и без того
выпадает на постные дни. В Великий пост, даже если вам разрешены послабления
(например, по состоянию здоровья), то перед Причастием от рыбы стоит
отказаться. Если же согласно уставу в эти дни можно есть все, а
верующий, четко следуя правилам, и так не ест мясную и молочную пищу примерно
половину года, то не будет грехом, если он не станет изнурять себя излишне
строгим воздержанием.
Решать такие вопросы нужно индивидуально, учитывая особенности
бытовой и духовной жизни и советуясь со знакомым священником.
Но есть или не есть рыбу в пост перед Причастием — это все же не
главный вопрос. Гораздо важнее постараться сохранить духовную чистоту, не
обижать близких и не позволять себе раздражаться. Именно злоба, а не кусочек
рыбы может стать препятствием для того, чтобы приступить к Таинству.
Можно ли морепродукты в пост перед причастием?
Есть ли морепродукты в пост перед Причастием, верующие обычно
решают исходя из обстоятельств. Нет однозначного ответа, нужно ли их
приравнивать к рыбе или же «морские гады» — постный продукт. И потому даже во
время Великого поста одни категорически от них отказываются как от скоромной
пищи, а другие с их помощью восполняют недостаток белка. Но в дни постов, если
здоровье позволяет, непосредственно перед Причастием вполне можно обойтись и
без морепродуктов.
Стоит также помнить, что питаться во время любого поста нужно
скромно, а дорогие морские деликатесы вряд ли можно считать воздержанием. В
любом случае, выбирая, как поститься (с морепродуктами, рыбой или иными
послаблениями), надо сохранять разумность и рассудительность.
Можно ли кофе в пост перед причастием?
Непосредственно утром перед Причастием выпить чашечку кофе,
конечно, нельзя, так как к Таинству нужно подходить натощак. А вот в дни
подготовки чёрный кофе допустим, так как это постный продукт.
Другое дело, если человек любит кофе до такой степени, что и сам
уже замечает в этом проблему. Кофеману как раз в дни поста перед Причастием
можно попробовать снизить количество употребления любимого напитка. Ведь смысл
поста в первую очередь в том, чтобы научиться совладать со своими желаниями и
побороть свои страсти. Пост перед Причастием подходящий повод, чтобы попробовать
справиться с пристрастием к кофе.
Пост перед причастием в сплошную седмицу
Сплошная седмица — это период, когда пост отменяется. Всего таких
пять в году – десять дней после Рождества, две недели (о мытаре и фарисее и
Сырная, во время которой можно все, кроме мяса) перед Великим постом, Светлая
Пасхальная и Троицкая перед Петровым постом.
Во время подготовительных к постам сплошных недель причастники
обычно стараются соблюдать гастрономическое воздержание перед принятием
Таинства. А вот в праздничные Святки или на Светлой седмице разрешено
причащаться и без говения, если верующий вместе со всей Церковью прошёл путём
многодневного поста. Впрочем, объедаться накануне Причастия не нужно. Ведь даже
когда пост отменён, чревоугодие по-прежнему остаётся грехом. Также во время
сплошных седмиц, как и всегда, необходим евхаристический пост — то есть отказ
от еды и питья непосредственно перед Литургией (обычно с 12 часов ночи).
И всегда во время поста перед Причастием нужно помнить, что сами
мясо и молоко не несут в себе греха, а греховными их потребление может сделать
наше отношение. Как правильно поститься, каждому христианину может и должна
подсказать его собственная совесть.
Читать также:
Причастие в пост
Загрузка…
Источник
Есть ли в православии пищевые запреты
Есть ли в православии пищевые запреты
Христианство, пожалуй, из всех мировых религий самая отдаленная от материального мира и регламентации бытовой жизни. Многие вещи, которые нельзя мусульманам, евреям или индуистам, христианам можно. Однако часто можно услышать, что на самом деле христианам нельзя есть те или иные виды пищи. Разбираемся, что по этому поводу сказано в православном вероучении.
Еда в Евангелие
В целом, христианская религия почти никак не регламентирует пищевое поведение верующего. В нескольких местах Писания мы встречаем указания на то, что Христу абсолютно неважно, что человек ест, ему важна лишь духовная и моральная сторона человека, его мысли, слова и поступки. Господь создал этот мир и всех его существ одинаково прекрасными, поэтому нет никаких «чистых» и «нечистых» видов. В Деяниях святых апостолов мы встречаем вот такой фрагмент, в котором Господь прямо говорит Петру, что тот может угоститься любым животным, при этом указывая, что еврейский закон ему больше соблюдать не стоит:
«Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь. Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои. И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым».(Деян 10:12-15)
Но самым главным фрагментом считаются слова Спасителя: не входящее во уста сквернит человека, но исходящее (Матф. 15, 11). По сути это значит, Богу вообще не имеет никакого значения что человек ест.
В Евангелие есть только один прямой запрет — на пищу, принесенную в жертву языческому божеству. Поедание жертвенной пищи считается тяжелым преступлением, и карается отлучением от церкви до семи лет. Но этот запрет скорее духовный, чем плотский. Ритуальная пища «нечистая» не из-за ее природных свойств, а из-за того метафизического смысла, в который в нее вложен.
При этом некоторые источники говорят, что согласно этому положению, христианин может есть даже мясо исламского жертвоприношения — ведь мусульмане не являются язычниками. Православные священники делать так не рекомендуют, но в целом современная РПЦ разрешает верующему есть все, что не смущает его веру. Поэтому если христианин покупает халяльную колбасу из соображений ее качества, то в этом нет никакого греха.
Решение Собора или Ветхий Завет
Однако на разных этапах развития православия периодически возникали локальные традиции на отказ от той или иной пищи. Как известно, первые христиане соблюдали законы поведения еврейской религии: делали детям обрезание, соблюдали кашрут, посвящали Богу субботу.
Но когда в христианскую общину начали приходить неевреи, лидерам новой религии пришлось решать, насколько применимы к ним еврейские законы, которые для представителя другого народа очень сложны и непонятны. Именно вопрос о том, какие иудейские законы перешли в христианство, а какие нет, были главной темой обсуждения на первом Соборе христианской церкви — Иерусалимском, который прошел в 49 году.
Было решено, что христиане не обязаны соблюдать почти все еврейские законы, в том числе им можно есть свинину, морепродукты, и далее по списку. Поэтому любые утверждения, которые сегодня можно встретить в Интернете, о том, что настоящий христианин свинину есть не должен — не просто ложь, а отрицание авторитета Святой Соборной апостольской Церкви, которой принадлежит последнее слово в решении таких противоречий вероучения.
Тем Собором был оставлен лишь запрет на удавленину — задушенное животное, мертвечину — животное, умершего своей смертью, и звероядину — животное, убитого хищником. Еще христианину было запрещено есть кровь. Кстати, этот запрет христиане нарушают чаще всего — здесь можно вспомнить и польские, белорусские и испанские кровяные колбасы и финские кровяные блинчики.
Кто спорит с апостолами
Евангелие не содержит пищевых запретов — зато их очень много в Ветхом Завете, который считается таким же каноническим и священным текстом. Любой верующий, читающий священную книгу, обращает на это внимание. Решение Собора считается прояснением высшей инстанции, тем более, что в нем участвовали апостолы. Поэтому уже через 16 лет после возникновения христианства этот вопрос был окончательно решен.
Тем не менее, в христианстве не раз возникали идеи о более строгом регламентировании питания в стиле ветхозаветных правил. И в древности, и в Средневековье, многие религиозные авторитеты соблюдали разные постоянные посты, и тем самым подавали пример верующим. Наиболее религиозные люди часто отказывались от мяса, молочных продуктов и переходили на, говоря современным языком, веганскую диету. Но если верующий хотел совершить лишь небольшой подвиг веры в вопросах потребления, он первым делом отказывался от той пищи, что запрещена Ветхим Заветом. По умолчанию она считалась «более нечистой», чем остальная. Получалось, что в неявной, рекомендательной форме кашрут книги Левита присутствовал в народном христианстве.
Эту традицию сложно изучить в том виде, в каком она существовала в православии до реформы Никона, но мы в явной форме обнаруживаем ее формы у старообрядцев. Не все, но очень многие из них живут диетой, очень близкой к иудейскому кашруту: едят только парнокопытных животных и чешуйчатых рыб, никаких кроликов или раков.
Источник