Можно ли есть рыбу мертвую ислам

Вера и Ислам | О РЫБЕ В КОРАНЕ

Вопрос: если не обращаться к хадисам и решениям мазхабов, то можно ли из Корана узнать, что рыбу можно употреблять в пищу?

Ответ: это невозможно, если обращаться только к Священному Корану. В переводе 14-го аята суры Нахль говорится: «Он подчинил вам море, для того, чтобы вы питались из него свежим мясом и доставали бы из него украшения, которые вы надеваете».

По мазхабу Ханафи, под »свежим мясом» подразумевается только рыба и то, что относится к рыбе.

«Вам запрещаются: мертвое животное, кровь, свиное мясо, все, что убито во имя кого-либо другого кроме Бога, животные, задушенные, убитые ударом, убитые падением, ударом рога, умерщвленные диким зверем». (Маида 3)

В следующем аяте говорится о необходимости упоминания имени Аллаха, т.е. о необходимости произнести: «Бисмилля».

Животные дохлые, убитые удушением, зарезанные не по канонам Ислама, считаются мертвечиной. Если животное убито другим животным, то его не едят, потому что забито не по канонам Ислама. В аяте говорится, что рыба тоже должна быть зарезана. Но никто не режет рыбу. Можно выловить даже без произнесения «Бисмилля». Если следовать аяту, то рыбу нельзя есть без забивания по мусульманскому обычаю и без «Бисмилля». Но наш пророк разъяснил «резать рыбу не нужно», и даже «не нужно произносить Бисмилля».

Также можно есть рыбу, которую оглушили динамитом. Даже можно есть рыбу, вышедшую из брюха другой рыбы. Но оленя, растерзанного львом есть нельзя. Если нет разъяснения пророка, то из Корана понять это невозможно.

В аяте также говорится о запрете крови. Селезенка тоже относится к крови. Были невежды, которые сказали, что запрещено есть селезенку. Пророк сообщил о двух видах крови, которые разрешены. Одна из них это, селезенка, вторая, печень.

Наш пророк сообщил «Морская вода чистая, мертвое (убитое по какой-либо причине) в нем дозволено» и «Не ешь рыбу, которая подохла и плавает на поверхности, ешь рыбу, которая погибла, оставшись на суше после того как ушла вода! Также ешь то, что погибло таким образом в море!»

Не едят рыбу, которая погибла в воде и плавает вверх брюхом. Но можно есть рыбу, которая погибла в сетях, неводе, от каких-то лекарств, от удара молнии, взрыва динамита или от попадания каких-либо веществ. Можно есть рыбу, которая погибла в результате высыхания воды, сильной жары или холода, убитую птицами, погибшей в садке, погибшую зажатой между льдами. Можно есть рыбу, погибшую еще будучи в воде, убитую в воде ударами колотушками, или если отрезали в воде голову. Можно есть рыбу с грязного водоема предварительно помыв. Если с брюха пойманной рыбы вышла целая, еще не переварившаяся рыба, то ее тоже можно есть.

Вопрос: можно ли есть рыбу, пойманную без «Бисмилля»?

Ответ: произнесение «Бисмилля» при ловле рыбы не обязательно, а тот, кто ловит рыбу не обязательно должен быть мусульманином.

Вопрос: рыбу вялят, не почистив внутренности, также в рассоле солят сардины. Можно ли есть такую рыбу?

Ответ: перед употреблением нужно почистить внутренности (Тахтави)

Вопрос: можно ли есть погибшую в воде рыбу?

Ответ: если рыба подохла сама, то считается умершей от болезни и есть ее нельзя. Но если умерла, попав в тесное место или притертой льдинами, или от электрического разряда, есть можно.

Вопрос: можно ли ловить рыбу на удочку?

Ответ: ловить на удочку можно. Можно убивать рыбу динамитом. Можно есть, если рыба убита ножом. Зарезать барана ножом не является для него мучением.

Вопрос: если консервированная рыба изготовлена не почищенной, то можно ли почистить и съесть?

Ответ: да есть можно. Нельзя есть рыбу, которую приготовили на огне без предварительной чистки. Но соленую рыбу нужно есть, предварительно почистив.

Вопрос: можно ли начинать чистить рыбу, отрезав голову, пока она еще живая?

Ответ: пока рыба не умерла, нельзя начинать чистить. Но если и будет отрезана голова еще живой рыбы, есть ее можно.

Вопрос: можно ли есть рыбу, погибшую от лекарств?

Ответ: можно есть, если не нанесет вреда человеку.

ИКРА

Вопрос: можно есть икру рыбы?

Ответ: можно (Барика)

Источник

Форум для мусульман

Отправлено 28 сентября 2007 — 14:18

МОРЕПРОДУКТЫ

Вопрос. Хотел бы спросить относительно морских животных и рыбы. Слышал, что те, которые с чешуей употреблять в пищу можно, а те, что без чешуи — нельзя. Так ли это?

Ответ. Что касается постоянных обитателей моря, то рыбы всех видов и форм разрешены, в чем согласны все исламские богословы без исключения. При этом богословы-ханафиты считают, что только рыба.

Специальной формы умерщвления рыбы или формы приготовления ее не существует.

Читайте также:  Можно ли есть мандарин когда худеешь

Что касается морских животных, то богословы-ханафиты считают их непригодными к пище (харам). Ученые данного мазхаба говорят: «Все то, что помимо рыбы, например, лягушки[1], раки, змеи относится к «хаба’ис», то есть дурному, мерзкому, что в свою очередь запрещено Священным Кораном (см., 7:157)»[2].[3]

Все остальные богословы (маликиты, шафииты и ханбалиты) считают, что «все морские животные, включая рака, морских змей, а также морских собаку или свинью, употреблять в пищу можно (халяль) и при этом без какого-либо специального ритуала. Независимо от того, были ли они убиты или умерли своей смертью. Исключением является лишь то, когда туша уже начала разлагаться, и есть опасение отравиться».[4] Имам Малик (712-795) говорил о нежелательности (макрух) употребления в пищу морской свиньи, так как она называется свиньей, которая, в свою очередь, запрещена кораническим текстом. Богослов ал-Лейс ибн Са’д (712-793) однозначно утверждал о невозможности приема в пищу мяса морского человека[5], который — если таковые и появятся — все равно человек, а также о невозможности приема в пищу мяса морской свиньи, которая все равно свинья.

Вопрос. Скажите, пожалуйста, можно ли употреблять в пищу рыбу, которую умерщвляют в море взрывом? Считается ли такая рыба мертвечиной и соответственно харамом? Можно ли употреблять в пищу раков и креветки? Заранее благодарю.

Ответ. Когда у Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о пригодности морской воды для совершения ею омовения, он ответил: «Вода морская пригодна для омовения и то, что умерло в море — халяльно [разрешено для употребления в пищу]».[6] В Священном Коране также есть следующий смысл: «Разрешено для вас [всех] рыболовство и употребление в пищу его результатов» (см., Св. Коран, 5:96). В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима описывается случай, когда сподвижники Пророка, находясь долго в пути, увидели тело мертвого кашалота, выброшенное на берег. Они питались мясом этого кашалота на протяжении одного месяца. Когда сподвижники вернулись в Медину и рассказали о произошедшем, Пророк Мухаммад поинтересовался: «У вас осталось что-нибудь от этого мяса, для того, чтобы угостить нас?» Сподвижники ответили положительно и угостили Пророка.[7]

Обитателей моря, убитых взрывом[8] или иным способом, в полной мере разрешается употреблять в пищу. Мертвечиной это категорически не является, так как Сунной четко обозначено, что умерщвление обитателей моря не ограничено рамками какого-то специального ритуала, в отличие, например, от животных, обитающих на суше. Запрет на употребление подобной пищи может касаться только случая, когда началось гниение продукта и очевидно отравление.[9]

Сам я[10] сторонник того, что все, постоянно живущее в воде, является разрешенным (халяль).

Вопрос. Разрешено ли употреблять в пищу рыбу, которая умерла уже в море, например, в сетях?

Ответ. Богословы-ханафиты считают, что рыба, умершая своей смертью и плавающая уже вверх брюхом, не пригодна к употреблению в пищу. Во всех других случаях — пригодна.[11] Все остальные богословы берут в качестве критерия в данном вопросе начало разложения, от которого может произойти отравление.

[1] К Пророку Мухаммаду однажды пришел врач и спросил о позволительности приготовления лекарства из лягушки. Пророк ответил на это запрещенностью убивать ее (хадис от ‘Абдурахмана ибн ‘Усмана; св. х. Абу Дауда, ан-Насаи, Ахмада, аль-Хакима и др.). Богословы-ханафиты говорят: «Запрет на убийство может быть по двум причинам: или почитание и уважение, как это в ситуации с человеком (см., Св. Коран 17:70), или по причине запрета употребления того или иного в пищу. А так как лягушка не является столь почитаемой, запрет на убийство ее несет в себе скорее смысл запрета на ее употребление». Так считают все, кроме богословов-маликитов, которые говорят о разрешенности употребления в пищу лягушек, так как явный запрет отсутствует. См.: Аз-Зайля’и Д. Насб ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов книги «Аль-хидая»]: В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.], т. 4, с. 201; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 8 т. Т. 3, с. 507, 679.

[2] Обоснование в данном случае косвенно. Однозначного запрета в Священном Коране или Сунне нет. Такого рода каноническое заключение, сделанное на основе иджтихада, может быть изменено с течением времени, а также зависит от обычаев, традиций и географического месторасположения. То есть, например, если муфтий-ханафит одного из европейских городов или областей даст заключение, что таких-то морских животных можно употреблять в пищу, так как отсутствует в Коране или Сунне явный запрет, и для людей данной местности эти морские животные не являются омерзительными, то местные мусульмане без угрызения совести могут спокойно употреблять данных морских животных в пищу.

[3] Подробнее см.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар: В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966, т. 306, 307; Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма’ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур: В 2 т. Бейрут: Ихьйа ат-турас аль-‘араби, [б.г.], т. 2, с. 514, 515.

Читайте также:  Можно ли вернуть товар если на него была скидка

[4] Богослов и наш современник Вахба аз-Зухайли считает в данном вопросе мнение большинства более верным. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 8 т. Т. 3, с. 679-680.

[5] Если такой, постоянно живущий в море человек, и был бы, то все равно он — человек, который почитаем, как наилучшее Творение Господа.

[6] Хадис от Абу Хурайры. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002, с. 40, хадис № 69.

[7] См.: Аз-Зайля’и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая. Т. 4, с. 204.

[8] Здесь можно говорить о гуманности, законности или, например, о бережном сохранении природных ресурсов. Ведь далеко не вся рыба, оглушенная взрывом, вылавливается и идет на пользу людям.

[9] Есть некоторые богословские разногласия в вопросе морских животных. Подробнее см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. С. 54, 55.

[10] Безусловно, по результату подробной вычитки данной темы из разных богословских источников.

[11] Богослов ханафитского мазхаба ‘Абдуль-Барр, уточняя, сказал: «Все рыбы, что умерли по какой-либо внешней причине, внешнему воздействию употребляемы в пищу. Те, что умерли сами по себе [и уже плавают брюшком вверх!] — не употребляются в пищу». См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 8 т. Т. 3, с. 679.

Источник

Что нельзя употреблять в пищу мусульманам

Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель — показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.

В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник (с.г.в.) будет направлять людей в данном вопросе:

«Он повелит им совершать одобряемое и запретит совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым — скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157)

Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности — халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах). В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Коране и Благородной сунне. По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).

Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину — для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.

В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:

«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу» (16:5)

Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:

«Аллах — Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими — питались» (40:79)

«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:8)

По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.

Что такое мертвечина?

Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта — это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещённых продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (5:3)

Читайте также:  Можно ли узнать есть ли бонусы на карте эльдорадо по номеру карты

В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.

Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.

Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи. Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.

Можно ли есть морепродукты?

Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).

Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96)

Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.

Запрещённые в исламе ингредиенты

Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.

Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.

Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис: «Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки). В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.

В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения — на микробилогический.

Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:

1. То, на что введён явный запрет в Коране (свинина, осёл, мертвечина).

2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.): «Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего (с.г.в.) в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).

3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).

4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).

5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).

6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).

Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).

7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.

8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.

Источник