Можно ли есть просфору за упокой
Содержание статьи
Просфора — что это. Что с ней делать, для чего, как кушать
Здравствуйте, дорогие читатели. Многие люди каждое воскресенье отправляются в церковь для того, чтобы поставить свечи и помолиться за своих родных. Но далеко не все настолько часто бывают в храме Божьем, поэтому многие вещи так и остаются для них загадкой. Если вы были в церкви на Пасху, то наверняка пробовали такое церковное угощение, как просфора. Конечно, далеко не все слышали о таком названии, называя его просто «церковным хлебцем». Но если вы все-таки посещаете церковь, то вам необходимо знать, как и когда кушают просфору. Такая информация ни для кого не будет лишней. Но прежде всего, следует разобраться, что такое просфора, и почему она так важна для церкви. Как известно, готовится она на пшеничной муке и святой воде, что как раз и делает эти хлебцы такими особенными.
Именно с помощью них человек может не только очиститься от грехов, но и приблизиться к Богу.
Для того, чтобы, находясь в церкви, не попасть в неудобную ситуацию, необходимо более подробно ознакомиться с таким церковным угощением, как просфора — что это и для чего, когда кушать.
Получив ответ на эти вопросы, вы поймете, насколько важным является этот процесс для верующих людей, ведь существует немало правил, которых нужно придерживаться в процессе употребления просфоры.
Что же такое просфора?
Значение слова «просфора» в переводе с греческого означает «приношение». В первые века нашей эры люди приносили этот хлеб в церковь, собственно, именно поэтому он и получил такое название.
Готовится этот хлеб из самых простых продуктов, которые мы обычно используем для приготовления обычного хлеба. То есть, используется пшеничная мука, дрожжи, соль и вода. Но главное различие в том, что просфора готовится на основе именно святой воды, что и наделяет этот хлеб особенными свойствами.
Использование простой муки и святой воды является символом соединения человеческой и божественной сущности в Иисусе. Просфора употребляется не только во время больших церковных праздников, но и при еженедельном посещении церкви.
Сам хлеб состоит из двух частей, которые сначала лепятся по отдельности, но потом соединяются вместе. Именно поэтому получается такая необычная форма. Как вы успели заметить, на верхней части ставится специальная печать.
Нижняя часть просфоры символизирует плоть человека, а верхняя часть говорит о его духовном начале.
То есть, такое разделение хлеба на две части означает разделение человека на душу и тело, которые являются составляющими одного целого — человека. В хлебе соединяется мука и вода, что также составляет единый хлеб.
Внешний вид и виды просфор
Мало кто знает, что просфора также символизирует хлеб, который Иисус разделил со своими учениками на Тайной Вечере. Именно поэтому употреблению этого хлеба уделяется такое большое внимание.
Внешне такое мучное изделие мало напоминает хлеб, так как оно имеет круглую форму, что делает его похожим на печенье. Верхушка изделия украшена определенным рисунком, который был получен благодаря специальной печати.
На изображении мы можем увидеть равносторонний крест, который со всех сторон окружен церковными обозначениями в виде буков.
По сути, просфора отличается от обычного хлеба тем, что в процессе ее приготовления используется святая вода. А на ее верхушке мы можем увидеть штамп с определенным рисунком и надписью, которые также делают это угощение особенным.
Считается, что такой продукт не может испортиться или заплесневеть, ведь он является священным. Но, конечно, случается и так, что даже такой хлеб покрывается плесенью или черствеет. Возможно, все дело в неправильном процессе приготовления.
Виды
Наверняка, вы думали, что существует всего одна просфора, которая употребляется по любому случаю. Но это не совсем так, ведь всего выделяют пять разновидностей просфоры, каждая из которых имеет свои отличия не только по назначению, но и по своему внешнему виду.
1. Богородичная
Такой хлеб выпекается в форме треугольника, поэтому его достаточно просто отличить от остальных видов. На верхушке мы можем увидеть надпись «Святая Богородица». Изделие выкладывается на специальное блюдо, с которым оно и подается. Обычно такой вид просфоры употребляется именно на церковные праздники.
2. Агничная
Данное изделие изготавливается в форме куб. Считается, что во время песнопений такой хлеб становится телом Иисуса Христа. На самом хлебе также изображен крест, но кроме этого, еще и вырезается агнец. То есть, изначально хлеб выпекается такой же круглой формы, но из готового продукта вырезается только куб. Оставшаяся часть хлеба просто раздается прихожанам.
3. Девятичинная
Из середины хлебца достаются девять равных частей, которые посвящаются всем святым. То есть употребляется такой хлеб за пророков, апостолов и святителей.
4. Заздравная
Такой хлеб делится на две равные части, в после проведения службы разделяется между всеми присутствующими.
5. Заупокойная
В данном случае используется лишь небольшая часть верхушки хлеба. Употребляется за всех умерших, но делать это можно только в стенах церкви. А вот кушать хлеб, а что еще хуже, крошить его на могиле умершего, категорически запрещается.
Артос и Антидор
Как вы уже поняли, все виды просфор выпекаются из одинаковых продуктов и имеют общую круглую форму. Различия могут быть разве что в изображении, размещенном на верхушке изделия. Так вот, готовую просфору разделяют на несколько частей, которые могут быть разной формы. Это зависит от назначения той или иной просфоры.
Артос, в переводе с греческого, означает «квасной хлеб». Именно такое название получил цельный хлебец, который имеет цилиндрическую форму.
Ставится просфора перед алтарем еще задолго до Пасхи, а вот освящают ее только на Воскресение Иисуса Христа, то есть, на Пасху. После этого уже освященный хлеб раздается верующим.
Но обратите внимание, что хлеб не съедается в тот же день. Люди относят освященный хлеб к себе домой, где он и хранится определенное время. Употребляют просфору только тогда, когда человек заболевает, и ему нужна помощь Господа.
По сути, такой хлебец помогает справиться с хворью, поразившей человека. То есть, в идеале, такое мучное изделие может храниться неограниченное количество времени.
А вот Антидор с греческого переводится, как «время причастия». Именно такое название получила не используемая часть хлеба, которая остается после извлечения внутренней части изделия. В зависимости от назначения хлеба, форма извлеченной части будет меняться. Она может быть как треугольной, так и кубической.
Данная часть изделия раздается людям после завершения литургии. Считается, что эта часть символизирует память о страданиях Христа. Следует обратить внимание, что эту часть хлеба могут кушать только крещеные люди.
Как хранится и употребляется просфора
Такой хлеб является священным, а значит, его можно кушать только в особенных случаях. Просфора не должна употребляться каждый день, ведь таким образом, ее прямое назначение будет утрачено.
Обычно такой хлеб должен храниться у алтаря, но если он был роздан прихожанам, то дома он будет храниться только возле икон. В противном случае, хлеб начнет портиться, что будет означать утрату его свойств.
Употребление хлеба также подразумевает соблюдение определенных правил. Поэтому кушать изделие следует медленно, пережевывая каждый кусочек. Если после съеденного хлеба остались крошки, то их также следует съесть.
Выбрасывать такой священный хлеб категорически запрещается, а значит, и крошки придется съесть. Но кроме этого, существуют и другие правила, которых обязательно нужно придерживаться.
1. Употреблять этот священный продукт нужно в полной тишине. При этом, процесс должен производиться медленно. Сквернословить в это время категорически запрещается, даже если хлеб просто лежит на столе.
2. Не следует оставлять недоеденный хлеб на столе. Оставшиеся части нужно осторожно сложить в специальный мешок, который кладется возле святых икон.
3. Просфору могут употреблять лишь те люди, которые приняли православную веру. Кроме того, во время церковной службы кушать хлеб запрещается.
4. Если вы принесли просфору домой, то кушать ее можно тоже далеко не сразу. Прежде чем приступить к этому процессу, необходимо прочесть молитву. Обратите внимание, что употребляется такой хлеб только натощак.
Как правило, такая трапеза помогает человеку встать на путь истинный. По сути, у него появляется возможность начать жизнь заново, так как его мышление очищается, а значит, он готов творить добрые дела. Человек чувствует легкость, которую не испытывал ранее.
Просфора — что это. Что с ней делать, для чего, когда кушать
Тесто для такого хлеба замешивается на святой воде, а значит, и весь хлеб становится священным. Таким образом, человек, употребляя такой хлеб, и сам освящается.
Просфора должна храниться в отдельной форме, но если в домашних условиях это невозможно, то существуют специальные мешочки для хранения такого хлеба. Неважно, где будет храниться хлеб, в церкви или дома, главное — разместить его рядом с иконами.
Как мы уже выяснили, такой хлеб необходимо употреблять только на голодный желудок. Следует обратить внимание, что женщинам в период месячных запрещается не только появляться в церкви, но и кушать священный хлеб.
Считается, что в храме всякое пролитие крови является недопустимым. Даже если у человека какое-либо кровоточащее ранение, то ему также запрещена дорога в церковь.
На Страстную пятницу также нельзя употреблять священный хлеб.
Кроме всего вышеперечисленного, существуют и другие правила употребления такого продукта:
✔ Не смешивайте просфору с другими продукта. Речь идет о том, что нельзя одновременно с таким хлебом употреблять другие блюда, пусть даже постные. Хлеб должен употребляться отдельно, к тому же, только натощак.
✔ Перед употреблением необходимо прочитать молитву. Только после этого можно начать кушать священный хлеб.
✔ После того, как вы принесли из церкви хлеб, нужно постелить на столе чистую скатерть, на которую нужно положить просфору. В процессе употребления можно записать хлеб водой, но эта вода должны быть освященной;
✔ Следует осторожно кушать хлеб, чтобы ни одна крошка не упала на пол.
Если хлеб употребляется после службы, а запивается обычно теплотой — теплая вода, разбавленная с небольшим количеством вина. Заменить вино можно вареньем, которое сделает напиток более сладким.
После службы людям раздается по ломтику просфоры, которая необходимо запить теплотой. Здесь важно, чтобы священная пища никоим образом не была извергнута в результате неожиданного кашля или плюновения.
То есть, если вы приехали в церковь на автомобиле, то от употребления вина вам лучше воздержаться. В таком случае, вы просто можете попросить у служителей церкви простую освященную воду. Но, ни в коем случае нельзя выплевывать вино, которое вы должны были выпить.
Если просфора испортилась, что с ней делать?
Как правило, просфора не может заплесневеть, так как она приготовлена на святой воде. Но иногда случается и так, что хлеб может попросту зачерстветь. Этот процесс не поможет предотвратить никакая святая вода.
Конечно, употреблять хлеб в таком виде нельзя, да и вряд ли у вас это получится. Но обратите внимание, что выбрасывать церковный хлеб строго запрещается.
Поэтому, если уже так произошло, что хлеб каким-то образом испортился, то необходимо утилизировать его следующим образом:
✔ Сожгите оставшийся пропавший хлеб.
✔ Закопайте остатки хлеба в сырую землю.
✔ Отправьте в проточную воду.
Оставшийся хлеб ни в коем случае нельзя выбрасывать в мусор, помните об этом. Кроме перечисленных вариантов, можно еще отнести хлеб в церковь. Отдайте хлеб служителям церкви, ведь только они знают, что делать с тем хлебом, который уже пришел в негодность.
Наверное, последний вариант является наиболее простым, так как вам не придется проводить странные обряды сожжения или закапывания церковного хлеба. Оставлять испорченный хлеб в своем доме также не рекомендуется.
Далеко не все ходят в церковь каждую неделю, а некоторые и на праздники ее не всегда посещают. Поэтому далеко не каждый знает о том, что такое просфора, и как она правильно употребляется.
Но независимо от того, ходите вы в церковь регулярно, или посещаете ее только на праздники, вы должны знать о том, как, и когда употребляется просфора. Кроме того, если вам представится такая возможно, съесть ломтик этого священного хлеба, то вы должны знать правила его употребления.
Кроме того, вы должны понимать, что выбрасывать священный хлеб строго запрещается, даже если он каким-то образом испортился. Если вы от незнания избавились от хлеба, просто выбросив его в мусорное ведро, то такое действие приравнивается к греху.
Источник
Что такое просфора? Как правильно ее хранить и употреблять?
13 ноября Церковь чтит день памяти святых просфорников Печерских — преподобных Спиридона и Никодима. В этой связи поговорим о просфоре.
Это слово обозначает в переводе с греческого языка «приношение». В собственном логическом смысле древней Церкви это всякое Литургийное приношение: хлеб, вино, вода, елей, свечи. Диаконы записывали имена жертвователей просфоры-приношения в специальный помянник и поминали их на Литургии. Позже словом «просфора» стал называться именно хлеб, предназначаемый для Евхаристии.
Почему именно хлеб? Потому что Господь Сам назвал Себя Хлебом. «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). И во время Тайной вечери именно хлеб Господь преломил, сказав: «Сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22:19).
Просфора — это круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа — Божьей и человеческой). Хлеб обязательно дрожжевой или квасной — «живой». Вспомним евангельскую притчу о закваске (Мф. 13:33). Просфора печется обязательно из чистой пшеничной муки. Она также состоит из воды (можно крещенской) и соли. Вверху просфоры имеется печать. Чаще всего это крест и буквы «Ис.», «Хс.» — Иисус Христос и греческие «Ника» — «победа». Возможны на печатях также изображения Пресвятой Богородицы, святых.
Из просфоры с Христовой печатью вырезается Агнец, который на Литургии станет Телом Христовым, из остальных вынимаются частички с поминовением имен живых и усопших православных христиан. Просфоры по окончании Литургии выносятся из алтаря и раздаются верующим. Часто это делается в свечной лавке.
К просфоре нужно относиться как к святыне. Это не простой хлеб. Он участвовал в богослужении (Святое святых Православной Церкви) — Литургии.
Дома его следует хранить в специальном месте, можно возле икон, потреблять со святой водой только натощак со специальной молитвой: «Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь». Следует внимательно относиться к крошкам, стараться не сорить и не разбрасывать их. Заплесневелая просфора по обычаю утилизируется: выбрасывается в реку — в проточную воду.
По своему опыту скажу, что наиболее удобно хранить просфору следующим образом. Пока она свежая, разрезать ее на маленькие кусочки, положить их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывать его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их хранят хоть несколько лет. Маленькие кусочки удобнее вкушать. Кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага, которая может стать питательной средой для спор плесени.
Смысл просфоры подобен смыслу антидора. Он также является кусочками просфоры, из которой вырезали Агнец. Слово «антидор» в переводе с греческого обозначает «вместо причастия». Т. е. мы не можем каждодневно причащаться, но имеем возможность вкушать просфору и пить святую воду благоговейно как некий символ причастия. Не заменитель. Это не равнозначные вещи. Тело и Кровь Христовы неизмеримо выше. Но как символ Литургии, символ Святой Евхаристии, овеществленной памятью которой есть просфора, и, конечно же, при надлежащей вере, благоговении и страхе Божием просфора оживляет и поддерживает наши духовные и телесные силы.
Источник
Поминание живых и усопших: 2
Поминание живых и усопших
Ответы на вопросы. Часть 2
Дорогие! Мы продолжаем беседу на тему «Поминание живых и усопших», в цикле «Откровенный разговор».
И новое письмо от нашей читательницы с рядом вопросов.
Здравствуйте, дорогой батюшка. Это Татьяна. У меня несколько вопросов по объявленной Вами теме.
1. Это меня спросила дочь — «Бог ведь любит всех», а я к своему стыду не могу ей ответить. Боюсь сказать что-то не то. Почему на Литургии нельзя поминать некрещеных (имеется в виду — в алтаре)?
Потому, дорогие, что Евхаристия — Таинство Тела и Крови — совершается ради тех (и для тех), кто Жертву Христову признает. Христос на Тайной Вечери причастил тех, кто был с Ним, кто захотел разделить эту трапезу. Пусть среди них был и недостойный (Иуда).
Христос всех призывает к Себе, к вере, к благодати. Он допустит даже недостойного, даже готового на предательство. Но главное требование — желание самого человека. Насильно никого причащать не будут.
Если человек не крещен, этим самым он как бы подтверждает, что не является христианином. То есть, поминание его за Литургией будет насилием над его свободой, над его личным выбором.
2. Когда мы приходим к Причастию, я всегда пишу в проскомидийной записке и нас тоже (тех, кто будет на этой службе причащаться). Правильно ли это?
Правильно. Потому что, кроме всего прочего, мы вообще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении и Божьем посещении всех, о ком написано в записках. Думаю, Вы хотите быть в их числе, верно?
3. Почему я встречала в некоторых храмах отдельно обеденную и проскомидийную записки? Чем они отличаются?
Ничем. Это какое-то «творчество» свечниц. Спросите у них, что это значит…
4. Расскажите, пожалуйста, когда заказывают сорокоуст о живых.
Когда хотим, тогда и заказываем сорокоуст (то есть поминание на протяжении сорока дней) по любому человеку.
Первоначально сорокоусты были придуманы для поминания усопших. Потом стали их заказывать и за живых. Сегодня это распространенная традиция.
А теперь — другое письмо:
Близкий родственник В.Н. умер в очень почтенном возрасте. Был крещен еще до революции. К вере не пришел.
Последние годы жизни часто находился в больницах. Врачи (в Питере много православных врачей) приносили В.Н. Евангелие, предлагали собороваться, исповедоваться и причаститься. Даже разговаривали с родственниками, просили как-то воздействовать на старика.
Уговорить не получилось. Наоборот, атеизм становился все более воинствующим.
Умирал В.Н.очень тяжело, нехорошо (у Вас есть очерк о том, как умирают атеисты).
Часто повторял перефразированную строку из «Евгения Онегина»: «Когда же черт возьмет меня!». Умер В.Н.в больнице.
Читала и слышала разные мнения священников относительно поминовения таких усопших. Одни батюшки говорят, что ни в коем случае нельзя такого человека поминать на Литургии, мотивируя это тем, что воля покойного придет в противоречие с Божьей Волей. Предлагают заказывать панихиду.
Другие, наоборот, считают, что поминать нужно именно на Литургии, на проскомидии, т.к. это, по их мнению, лучше всего поможет изменить участь покойного.
Как Вы считаете, отец Константин? Ваше мнение для меня будет определяющим.
Этот же вопрос можно задать и о живых: о поминовении «О здравии» людей, которые сами себя называют атеистами. Спасибо.
С уважением, Елена.
Дорогая Елена. Я скажу, чем определяюсь в своей пастырской практике. Если человек был просто неверующим, но Церковь и Бога не хулил — благословляю такого отпевать и церковно поминать. Если человек был хулителем и богоборцем — такого лучше не поминать…
Церковь даже заблуждающихся воспринимает не иначе, как своих бедных, глупеньких чад.
Недавно разговаривал с одной женщиной. Она сотрудник Эрмитажа. Рассказывала, как на эрмитажном новогоднем корпоративе, за столом, один профессор хулил Церковь. Другие хихикали и поддакивали.
И вот он в Рождество Христово умер.
Через час после этого разговора приходят женщины и просят поговорить с ними. Объясняют, что пришли заказать поминание своего родственника, известного деятеля науки и культуры, работника Эрмитажа, который вот только что, в Рождество, умер.
Спрашиваю: «А что же он Церковь хулил?..» Они открыли широко глаза: «А вы… вы откуда знаете?..» «Господь, — говорю, — шепнул…»
И стал им объяснять, как заказать поминание. Они ушли, а я подумал: «Церковь — как мать, которую обижает и хулит безумный сын. А она все равно спешит обнять, пожалеть, помиловать…»
И еще письмо с вопросами:
В основном все мои вопросы возникли из-за того, что я начала ходить в другую церковь.
1. У меня в семье внук пока некрещенный, я спрашивала у священника, как я могу за него молиться и мне разрешили заказывать молебен о здравии, объяснив, что я молюсь с надеждой о его крещении. Когда с таким же вопросом, но к другому священнику (в том же храме) обратилась другая прихожанка, то ей не разрешили заказывать молебны. Надо ли мне снова спрашивать разрешение, когда я бываю в других церквах? То же самое и с панихидой: в одних церквах молятся только за православных, в других и за католиков, а бывает, и за лютеран — т.е. надо каждый раз уточнять?
Строго говоря, по канонам, молиться за некрещеных и инославных в храме нельзя. Но в особых случаях это мы делаем. Я бы внука Вашего поминал на молебнах, только если внук не взрослый и сам не противится вере.
Разрешения лучше спрашивать. Это будет честнее.
2. Когда произошла трагедия в Беслане, трудно описать, какие переживания были у меня в доме. Я не знала, как помочь мужу выйти из состояния депрессии и решила заказать 2 литургии — о здравии выживших и о упокоении погибших. В свечном ящике удивились, т.к. обычно идет перечисление имен, но сказали, что возьмут благословение у настоятеля. Настоятель благословил (только добавили православных) — мы все помолились и когда я пришла домой мужу было намного лучше. И опять в другом храме, когда произошла трагедия с «Булгарией», я хотела заказать литургию (уже о погибших православных христианах) — отказ, с мотивацией «а мы не знаем, насколько воцерковленными были погибшие». Получается, что в каждом храме надо спрашивать…
Тут женщины за свечным ящиком перегнули палку. В случаях трагедий мы молимся о пострадавших, о усопших в храмах. Распоряжение о такой молитве присылают централизованным порядком из Патриархии. Поэтому просто это не компетенция служительниц. Думаю, если бы Вы общались с батюшкой, он бы все объяснил.
3. В Москве (не помню, есть ли в Питере такое) записки на проскомидию принимаются 2-х видов: простая и заказная. Я спросила в свечном ящике, в чем разница. Ответ был потрясающим: Простая — 10 руб, а заказная — 25 руб. (Это вообще-то указано в прейскуранте). Поскольку за записки обычно жертвуется определенная сумма, то меня интересовало, чем отличается их (как бы сказать) восприятие в алтаре. У нас таких записок нет и наши батюшки не знают, может вы поможете?
Для меня это тоже загадка. Вот как Татьяна спрашивала, чем обеденная от проскомидийной отличается?..
Нужно уточнять, что это за загадочная дифференциация…
Вообще о поминании на службе смотрите по этой ссылке.
Отец Константин, Православная Церковь на богослужении молится только за крещеных православных христиан. Свечницы даже переспрашивают — в записках все крещеные? Но все-таки Церковь молится гласно, за богослужением и за начальствующих, и за воинство, и за власти, где крещены далеко не все. Как это можно согласовать? Спасибо. Алексей.
Это большая дискуссионная тема. Похоже, вы для нее, дорогие читатели, созрели:
Панихида по иудеям…
Продолжение
Письмо от читательницы…
Панихида по иудеям: окончание разговора
Здравствуйте, отец Константин!
С праздником Вас!
Хочу задать Вам несколько вопросов в рубрику «откровенный разговор», на тему «поминовение живых и усопших».
Мы живем в Литве, муж и дети католики. Могу ли я их писать в записках? В интернете читала, что нет, но у нас в храме разрешают. Как поступать? В какой момент Литургии их поминают? Почему иногда, принимая записку, дают просфоры, а иногда не дают? Потребляя эти просфоры, надо еще раз вспомнить и помолиться о тех, кто в записке, или не обязательно? Отличается ли просфора «за здравие» и «за упокой»? могу ли я давать эти просфоры своим детям католикам?
В интернете смотрела миссионерскую службу, которую вел отец Андрей Кураев, он там в частности говорил, что во время Ектеньи можно молиться о своих нуждах, о своих родных. Вот только мне сложно всех — и нужды и родных — расставить по нужным «категориям», вот например, когда батюшка призывает помолиться за недугующих, я иногда не успеваю всех в уме перечислить, а уже начинается новое прошение. Могу ли я всю Ектенью молиться о своих нуждах и своих родных, не обращая внимания на призывы? в таком случае, не становится ли моя молитва как-бы обособленной? ведь я не успею помолиться по призывам, например за страну. Или все-таки о своих нуждах дома помолиться, а на Литургии — сколько успею?
Могу ли я во время Ектений молиться за свою семью (католиков)?
Дорогая! Так много вопросов… Насчет поминания католиков я уже говорил. Это не принято, но, допускаю, что в Литве практикуется. Уж в любом случае, тайно, про себя молиться и о католиках, и о некрещеных мы всегда можем, а в записках давайте все-таки писать только православных.
Во время ектении Рцем вси (сугубой) можно и нужно молиться и о всех своих нуждах.
В том, что свечи «за упокой» ставят у Распятия, а «за здравие» — у других икон, есть какой-то смысл или это традиция? Я себя считаю новоначальной, и еще с немногими святыми «подружилась», поэтому со всеми молитвами иду ко Христу. Посоветовала одной прихожанке поступить так же, она мне сказала, что «там только за упокой».
Везде можно ставить свечи о здравии и о упокоении. И у Распятия тоже.
Напоследок, небольшая зарисовка из жизни нашей семьи: Дочке, 4 года, купила книжку с наклейками на рождественскую тему. В ней несколько сцен, в частности сцена где Ангел посетил Марию (в доме Марии), и сцена Рождения Младенца Христа.
Дочка клеила наклейки самостоятельно, я смотрю — новорожденный Младенец и Мария наклеены в доме Марии, лежат на ложе. Говорю дочке — как же ты наклеила? А она мне — мама, но ведь Марии так неудобно рожать в хлеву, а на кроватке мягко!
Евгения
Милая Евгения! Спасибо Вам! Мира, благодати Божией и всего самого светлого Вам и Вашей семье!
Здравствуйте, уважаемый отец Константин!
1. Приходилось читать, что в родительскую субботу перед Пятидесятницей Церковь поминает и тех, кого обычно поминаем только в келейной молитве — самоубийц, некрещеных. Так ли это? Как это происходит? Означает ли это, что можно подать записку с именами некрещеных или самоубийц на панихиду или Проскомидию?
Нет, это только благочестивое мнение. О некрещеных и самоубийцах мы не молимся ни в какие дни. А мнение это возникло оттого, что в молитвах, читаемых на вечерне в День Пресвятой Троицы, есть слова, которые якобы дают такое основание. На самом деле (вы можете познакомиться с этими молитвами) об этом молитвы не говорят.
2. Можно ли молиться за «чужих», т. е. людей, которые не являются для нас родственниками и близкими друзьями? В Интернете часто приходится читать о том, что молиться нужно только за «своих». А если сослуживец, с которым у тебя не было до этого близких отношений, попал в беду? Или знакомый твоих друзей?
Конечно, можно молиться о всех и за вся, о ком желает сердце! Это из области каких-то бабушкиных мифов, что можно молиться только за своих близких. На такие слова спрашивайте: «А священник тоже должен молиться только о своих?..»
3. Как молиться за тех крещенных людей, которые отреклись от Бога? Что делать, когда подросток увлекается всякой нечистью — вампиры, колдуны, радикальные рок-группы типа «Ramstein», не скрывающие своего поклонение врагу человеческому? Можно ли за такого человека молиться церковной молитвой, подавать за него записки на Проскомидию?
Можно! Если подросток просто увлекается этими глупостями, то мы можем и должны молиться за него. А вот если уже сознательно отрекается от веры, порывает с Церковью, тогда лучше не молиться.
Но рок-группы и всякие подростковые страшилки — это просто глупая игра.
И напоследок: на тему о поминовении усопших на моем сайте еще несколько лет назад размещена небольшая и хорошо структурированная работа Долгие проводы. 100 вопросов о поминовении усопших. Составитель Людмила Никеева. В ней собраны самые популярные вопросы на тему смерти, погребения, поминания почившего. Эта книга — плод глубокого проникновения автора в тему. Это не сборник ответов, «настриженных» из разных источников легкой рукой. Еще раз повторю, что эта книга — плод глубоких и зрелых размышлений на тему смерти и вечной жизни. Я читал и правил ее еще в рукописи, и снова перечитывал, и думаю, что она может послужить хорошим источником ответов на множество не заданных здесь, но реально возникающих вопросов.
Дорогие! Ваши вопросы закончились. Посмотрите, может, я чье-то письмо пропустил? Или есть какие-то еще вопросы? Пока мы далеко не ушли от этих тем, пишите мне на почту, и я отвечу.
Храни всех Бог, ваш прот. К.
Источник