Можно ли есть просфору во время месячных православие
Содержание статьи
» Нечистота и осквернение
Можно ли женщине во время месячных целовать иконы и крест, помазываться маслом и употреблять святую воду и просфоры. Дело в том, что с подругой возник спор, и хочется достичь истины. Я буду очень благодарна за ответ. Я не нашла ссылки ни на какие каноны, которые бы запрещали женщине во время месячных прикасаться к святыням (Кристина).
На вопрос нашей читательницы отвечает игумен Алексий (Ермолаев), наместник Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря:
В древности благочестие христиан было таким, что вопросы о том, можно ли касаться святынь женщинам в нечистоте, практически не ставились нигде и никем. Само слово «нечистота» говорит о многом. Но, нужно сказать, вопрос о возможности Причастия Святых Христовых Таин женщиной, находящейся в состоянии месячных, оговаривается церковными канонами и считается недопустимым, кроме случая, если женщина находится при смерти, то есть в любой момент может умереть. В случае «страха смертного» причастить женщину можно. Но это единственный случай, когда такое допускается. Святыня есть святыня.
В учении свт. Кирилла Александрийского я читал о недопустимости женщиной в нечистоте входить в храм и прикасаться к святыням.
В последовании общей исповеди в перечне всех грехов так и говорится: «В нечистоте входила в храм и прикасалась к святыням».
Так как большинство людей, несущих послушание на клиросе, — это женщины, и они не могут оставлять служение на это время, клирошанам-женщинам в нечистоте стали разрешать входить в храмы, а коли их благословили петь, то почему другим нельзя? И теперь стали разрешать всем. До перестройки, как я знаю, подавляющее большинство женщин в храм с месячными никогда не заходили, ибо храм – это святыня, это дом Божий.
О невозможности женщине заходить в храм до 40 дней после родов, т.е. в период некоего очищения, мы читаем в Ветхом Завете. Это строго соблюдалось евреями. Сама Матерь Божия, хотя и не имела нечистоты, ибо родила Сына Божия без плотского зачатия, но, чтобы не соблазнять людей, пришла в храм на 40-ой день и над ней, как и над другими женщинами, были прочитаны особые молитвы на очищение. Без этой молитвы как в Ветхом Завете, так и в настоящее время вход женщинам в храм по церковным канонам запрещен. Более того, над роженицей на дому в первый день по рождении ребенка священник должен прочитать особую молитву, в которой так и говорится: «Сию же соблюди под державною рукою Твоею, и даждь ей скорое востание, и от скверны очисти, и болезни исцели, и здравие и благомощие души же и телу даруй, и Ангелы светлыми и сияющими сию огради: и соблюди от всякаго наития невидимых духов, ей Господи, от недуга и слабости, от ревности и зависти, от очес призора, и помилуй ю и младенца, по велицей милости Твоей, и очисти ю от телесныя скверны..» и «прости рабе Твоей сей, имярек, и всему дому, в немже родися отроча, и прикоснувшимся ей, и зде обретающимся всем, яко благ и человеколюбец Бог прости: яко един имаши власть оставляти грехи…» и т.д. то есть через женщину, находящуюся в плотской нечистоте, люди получают осквернение. Но что это за нечистота? Она каким-то образом связана с половой сферой человека. У роженицы, видимо, какая-то обоюдная совокупность женской и мужской сферы после зачатия ребенка, которая оскверняет ее после родов каким-то образом.
Теперь информация для мужчин. Если мужчина осознанно, по действию злого духа, по болезни или же в результате чрезмерного накопления семени, даже совершенно этого не желая, оказался в состоянии его извержения, то он считается оскверненным и в храм заходить и прикасаться к святыням ему строго запрещено, пока он не прочтет специального правила от осквернения. Лишь только после прочтения этого правила он, даже не омыв свое тело и не сменив одежд, может, в случае нужды, прийти в храм и участвовать в богослужении. Он уже оскверненным не считается. То есть в данном случае имеет место скверна, связанная с мужской половой сферой. Очиститься же от месячных подобной молитвой женщина не может в силу другого своего устроения. Более того, наверное, женщине нежелательно сразу после окончания выделений прикасаться к святыням. И опять-таки в данном случае это обусловлено особенностями женской половой сферы.
Насколько я знаю, женщина в состоянии нечистоты может касаться молитвослова и Святого Евангелия как ежедневно необходимых для любого христианина источников молитвы и Слова Божия. Вкушение просфор недопустимо. Нежелательно принимать святую и крещенскую воду, чтобы в душе человека не происходило нивелирование благочестивого отношения к святыне. Лобызать иконы и другие священные предметы, а также помазываться освященным маслом, я думаю, не надо. Черпайте благодать через молитву, страх Божий и благоговение к святыням.
К сожалению, чем дальше мы удаляемся от времени перестройки, когда люди имели больше благоговения в церкви, тем больше нам разрешается и становится меньше того, что делать нельзя. Становится всё можно, а такого быть не может. Церковь в древности предъявляла очень большие требования своим членам, воспитывая их в благоговении и страхе Божием. В наше время эти чувства в нашей душе исчезают, а ведь именно они утверждают нас в мысли, что Господь наш – Бог всемогущий, вечный и святой. И чем выше наше понятие о его святости, тем ближе мы находимся к истине. Святые имели великий страх и благоговение, и не только спаслись, но и достигли святости. И нам надо поступать так же. Так же мыслить и чувствовать, так же поступать по отношению к святыне, чтобы спастись.
(2898)
Источник
Критические дни. Что можно женщине в храме?
Такой вопрос женщины задают чаще всего. Потому что об этом спорят даже священники. Сначала я скажу свои выводы, потом всё объясню.
Сразу вывод
Женщина может в эти дни участвовать в любых таинствах. Она может причащаться, креститься, быть крёстной матерью, прикладываться к иконам, пить святую воду, есть просфору, читать Евангелие и молиться. Мужчина, который к ней прикасается не считается нечистым. Ограничения вызваны постановлениями Ветхого Завета и не имеют силу в Церкви Христовой.
Однако! Сложившаяся традиция и практика заставляет священников не допускать женщину в эти дни к участию в Таинствах, за исключением угрозы смерти. Возможно, страх рождается из-за «опытных» бабушек-прихожанок, которые могут заживо съесть батюшку за такие дела.
Поэтому женщинам я рекомендую либо терпеть дней 7 и не причащаться в эти дни, отдавая дань народной церковной традиции. Либо поговорить со священником, и если он разделит с Вами позицию, подкреплённую словами ниже, тогда спокойно причащаться всегда, не обращая внимание на месячные. Шансов, конечно, очень мало, поэтому идеальным решением будет следовать словам патриарха Павла Сербского. Цитата ниже.
На чём основан мой вывод?
Прежде всего на словах святого Григория Двоеслова. Этот папа римский жил в 6 веке. Православная Церковь чтит его, как великого святого.
Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ставить ей в вину то, что дано от природы, и от чего она страдает помимо своей воли.
Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать таинство святого причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально; но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…
Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству плоти и крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать.
Конечно, есть и другие мнения, на которых традиция не причащаться как раз и держится. Например, святой Дионисий Александрийский (3 век) пишет, что «излишним почитаю такое и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы женщины, если верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули бы приступить к Святой Трапезе или коснуться Тела и Крови Христовых». Позицию свою ничем не подкрепляет. Как видим, отталкивается от народной благочестивой традиции.
А вот слова из книги «Апостольские постановления». Её сначала приписывали святому Клименту Римскому, одному из 70 апостолов. Но потом решили, что автор не известен, а написан труд около 380 года.
«Ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от Духа отлучают одно нечестие и беззаконная деятельность.
Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…
Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых».
А вот что пишет наш современник, уже почивший (в 2009) святейший патриарх Павел Сербский, который уже почитается, как святой человек:
«Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым…
Мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».
Почему пишет, что лучше не участвовать в таинствах Церкви? Можно предположить, что он не решился менять устоявшуюся традицию. В идеале, лучше следовать именно этому совету. Чтобы не сеять смущение в вашем приходе.
Женщинам, которые даже к иконам не прикасаются, и воду святую в эти дни не пьют, я так скажу: на вашей шее висит великая святыня — крест Христов. Но Вы его не снимаете в эти дни, верно? Так знайте, эта святыня выше икон и просфоры.
Ну и напоследок, слова Христа:
Слушайте и разумейте! Не то́, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то́, что́ выходит из уст, оскверняет человека. <…> Всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон. А исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека. (Мф.10:20)
Желаю вам как можно чаще причащаться Тела и Крови Христовых, чтобы жить вечно!
автор: священник Владимир Панарин
Если понравилась статья, пожалуйста, поддержите проект! Подпиской, лайком, репостом, комментарием и финансово:
Читайте также:
Критические дни. Что можно женщине в храме?
Какими мы будем после воскресения из мёртвых?
Пять видов рая в Православии
Источник
Ответы на вопросы женщин
ВНИМАНИЕ! Вопросы можно задавать здесь
Ответы на некоторые вопросы, заданные прихожанками…
+
Помогите церкви!
Наш приход существует исключительно на пожертвования.
Поддержите наш приход!
Пожертвование на церковь можно сделать
по кредитной карте через систему PayPal: НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ
или послать по адресу:
Russian Orthodox Church, P.O. Box 913, Mulino, OR 97042
+
Я бы хотела уточнить, что можно, а что нельзя женщинам во время месячных. Вы написали, что нельзя по канонам только причащаться, а к иконам прикладываться можно, можно ли так же
—прикладываться к кресту, к евангелию?
Нет никаких канонов, запрещающих трогать или целовать крест или Евангелие во время месячных.
—можно ли подходить к помазыванию на вечерней службе?
Нет никаких канонов, запрещающих получать помазание елеем (освящённым маслом) во время месячных.
—ставить свечки?
Да, можно.
—причащать ребенка?
Да, можно.
—принимать святую воду, если нет, то можно ли ее наливать для кого-то?
Нет никаких церковных канонов, запрещающих пить святую воду или получать окропление ей во время месячных.
—можно ли вкушать святую просфору, можно ли доесть за ребенком?
Просфора имеет прямое отношение к Причастию. Это литургический хлеб, из которого вынимаются частицы, пресуществляемые в Тело Христово. Кроме того, частицы просфоры, раздаваемые в конце службы,—это как-бы «Причастие» для тех, кто не причащался («антидор»—от греческого άντί — «вместо» и δωρον—«дар», т.е. «вместо Дара», «вместо Причастия»). Поэтому, мне кажется, что имеет смысл во время месячных воздержаться от вкушения просфоры. Впрочем, антидор не должны вкушать и те, например, кто не соблюдали литургического поста или находятся под запрещением или отлучением от Причастия.
—можно ли находиться в любой части храма? Или лучше стоять в притворе?
Существует очень древняя и устоявшееся традиция, согласно которой женщины во время месячных не только не заходили в храм, но и вообще избегали посещения общественных мест. Это было связано с тем, что современные гигиенические продукты появились относительно недавно, а до их появления существовала большая вероятность того, что кровь истекала-бы на пол. Кроме того, что оставлять после себя кровавые следы—само по себе не очень прилично, в религиозном сознании пролитие крови связано с осквернением. Например, если в церкви пролита кровь (менструальная или любая другая—например, от пореза на руке мужчины), то церковь нужно заново освящать. Подробнее…
Женщине, пользующейся современными гигиеническими средствами, ничто не препятствует бывать в общественных местах, в том числе и в церкви. Если женщина во время месячных будет стоять в притворе—это её личное дело; никаких церковных канонов, которые-бы предписывали ей там находиться, нет. Если она пройдёт вперёд и будет молиться вместе со всеми—ничего дурного в этом нет. В связи с этим стоит заметить, что если женщина пользуется месячными, как поводом к тому, чтобы пропустить молитву и церковную службу, а вместо этого в воскресенье утром затеять, например, стирку или поехать по магазинам, то это есть несомненное греховное непочитание Дня Господня, а вовсе не соблюдение какой-то «благочестивой» традиции.
—Грешно-ли носить серьги в ушах?
Нет, не грешно. Святость (и греховность) зависит не столько от того, что у Вас в ушах, сколько от того, что у Вас в сердце. Посмотрите, например, на фотографии святой преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны Романовой—серьги в ушах и святость в глазах. Её жизнь и смерть являют удивительный пример святости! Так что, «серьгоношение» само по себе грехом не является. Кому-то не нравится—пусть не носят, это дело их вкуса. Если Вам нравится—носите, греха в этом нет. Но если человек слишком увлекается разными побрякушками, причёсками и модными нарядами, если девушку трудно оторвать от зеркала, если единственное, что у неё на уме, это то, как она выглядит,—это может быть симптомом либо душевной пустоты, либо греховной страсти, с которой необходимо бороться. Но этот вопос уже не для интернета, а для личной беседы с духовником.
.
.
.
.
.
—Грешно ли носить кольцо в носу?
Нет, не грешно. Праматерь Ревека, жена праотца Исаака, например, носила кольцо в носу (Быт. 24:28, 47). Также, через пророка Иезекииля Господь говорит: «[Я] дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим…» (16:12) Конечно, это образное описание того, как Бог заботился о Своём народе. Но очевидно, что образ кольца в носу—положительный.
–Грешно ли женщинам брить волосы на ногах?
Нет, не грешно. Брить под мышками тоже не грешно.
–Можно ли женщине во время месячных прикасаться к иконам?
Можно. Церковные каноны говрят только о том, что женщинам во время месячных нельзя причащаться. Никаких запретов на прикосновение к иконам в канонах нет.
Подробнее об этом можно почитать здесь.
ВНИМАНИЕ! Вопросы можно задавать здесь
Источник
ВОПРОС — ОТВЕТ !!!
ВОПРОС —
ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши
вопросы.
Спрашивайте
!
Если Вам известен другой ответ
направьте его нам !
ВОПРОС:
Mожно ли во время женских дел (месячных)
пить святую воду и есть просфору и брать
в руки Евангелие. И как выполнять
молитвенные правила обязательно ли в
юбке и в платке или можно с не покрытой
головой и в домашних брюках
ОТВЕТ:
Конечно, можно и даже нужно. Как
известно, кровоточивая женщина
прикоснулась к Иисусу и Он исцелил ее от ее
болезни. Молитвенное правило надо
выполнять благочестиво, и одежда должна
быть благочестивой, а какая именно — Вы сами
решайте.
Татьяна.
17.4.06
О Т В Е Т:
Кровоточивая имела ОСОБОЕ
дерзновение, а нам лучше из ЧУВСТВА
БЛАГОГОВЕНИЯ воздержаться от питья святой
воды и вкушения просфоры хотя бы на неделю!
Smtk
19.4.06
О Т В Е Т:
Ответ Татьяны чисто эмоционально
вполне понятен. Но — неправилен. Совершенно
верно пишет Smtk! Именно поэтому и НЕ
ПРИНЯТО в Православной Церкви не только
принимать святую воду и просфору, но вообще
ни к какой святыне (иконе, напрестольным Кресту
и Евангелию) не прикасаться, и даже и
СВЕЧИ СТАВИТЬ женщинам во время месячных
очищений. В одном из древних «Уставов»
по поводу состояния нечистоты (там, правда,
говорится о мужчинах, у которых случилось
ночное непроизвольное семяизвержение, но
понятие нечистоты применимо к женсоким
очистительным дням в равной степени)
сказано: «В тот день даже креста своего
нательного не целуем». Казалось бы:
нательный крест — он ведь и так на теле,
прикасается к нему! Но при этом сам человек
избегает в нечистоте любого произвольного (т.
е. не неизбежного) прикосновения ко святыне.
А. В., псаломщик.
19.4.06
О Т В Е Т:
Тогда у меня возникает вопрос. Я
лежала на сохранении беременности и ко мне
приезжал батюшка и причащал. Прошу
прощения за подробности, но дело было в том, что
выделения у меня не прекращались — потому и
лежала. Ни мне не пришло в голову говорить
об этом батюшке, ни ему — спросить, хотя он
отец двоих детей и у самого супруга тоже
лежала в свое время на сохранении, т.е. с
такими вещами наверняка знаком… Значит,
все-таки, можно причащаться?
(Если честно, очень обидно, когда о
женщине говорят «нечиста». В смысле
санитарии, действительно, лучше храм не
посещать. Но если очень надо? Некоторые по
болезни вообще НИКОГДА не бывают «чисты»,
кровью заливаются… )
Татьяна.
20.4.06
ОТВЕТ — ВОПРОС:
Автор страницы( будучи мужем врача
(правда не акушера и т.п.) и отцом двух детей)
может перечислить десятки случаев, когда
кровотечение у практически у здоровой
женщины не прекращается полгода) Врач может
привести названия болезней, когда
кроветечение почти не прекрашается много
лет. Если следовать стариным правилам эти
женщины могут ходить в Храм только в детсве
или старости?
Любое правило должно иметь исключения, чем
меньше — тем лучше. На мой взгляд эти вопросы
должен решать Духовный Отец. Но вопрос, что
его имеет только около 3 % людей, считающих
себя Православными, другой. Да и вопрос
отличия месячных
очищений от кровотечений лучше оставить
специалистам
20.4.06
ОТВЕТ:
Ну, тогда уж и я,
будучи сыном врача и отцом врача 🙂 —
добавлю ещё несколько мыслей.
1. Когда речь идёт о женской
нечистоте, то имеются в виду нормальные
месячные, а не болезненные проявления.
У меня у самого супруга в начале всех
своих беременностей страдала от
непрекращающихся выделений — от
незначительных до таких, которые однажды
привели даже к срыву. Так вот, наш духовник
тоже благословил ей тогда причащаться,
приведя в пример тот самый Евангельский рассказ
о кровоточивой. Но одно дело — болезнь, и
совсем другое — «обычное женское»,
как это называется в Священном Писании.
Автор страницы вроде бы и прав, что различие
«можно оставить специалистам»… Но, по
моему скромному разумению, и священник имеет
власть сам решить этот вопрос.
Хотя, Татьяна, Вы, думаю, должны
были бы сказать батюшке, который причащал
Вас в больнице, о том, что с Вами тогда
происходило. Я почти уверен, что ничего
страшного не произошло, но всё же (если бы Вы
спросили моего совета, то я сказал бы:) лучше
упомяните об этом эпизоде (о том, что Вы
умолчали) во время ближайшей исповеди.
2. Татьяна, Вы пишете: «Очень
обидно, когда о женщине говорят «нечиста».
В смысле санитарии, действительно, лучше
храм не посещать. Но если очень надо?»
Дорогая, это только в клубе «Рога и копыта»
клуба «12 стульев» «Литературной
газеты» правилом было: «Если нельзя, но
очень хочется, то можно». То есть: если
Церковь говорит что нельзя
женщине в нечистоте прикасаться к
святыне, а Вам «очень надо» — то
можно? Я уверен, что в древности, когда
вера была крепче и люди не искали
благословения на то, что «не по правилам»,
женщины ждали и месяцами, и годами, когда им
можно будет причаститься. Тот же
Евангельский рассказ разве не говорит, что
кровоточивая прикоснулась к краю одежды
Господа тайно, поскольку сделать
это открыто было нельзя? Только дерзновение
позволило ей решиться на это. Имеете ли Вы
такое дерзновение, или это нечто другое —
дерзость, например? Хотя, как уже говорилось
выше, священник может благословить — и тогда
действительно и однозначно можно.
По поводу «обидно». Понятие нечистоты
не есть понятие материальной
грязи. Это — понятие духовное. Бог сотворил
мужчину и женщину разными. Мужчина
и женщина по-разному повели себя в
момент грехопадения (оба хороши, конечно, но
— по-разному). Поэтому и после грехопадения
мужчина и женщина физиологически по-разному,
но оба могут быть нечисты.
Нечистота — следствие греховности человека,
а не нечто присущее изначально его природе.
Поэтому и, простите за прямоту, нечего
обижаться на Бога за то, в чём повинны
только мы сами.
«Горшечник мнет мягкую землю,
заботливо лепит всякий сосуд на службу нашу;
из одной и той же глины выделывает сосуды,
потребные и для чистых дел и для нечистых —
все одинаково; но какое каждого из них
употребление, судья — тот же горшечник» (Прем.
15:7).
«А ты кто, человек, что споришь
с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: ‘зачем
ты меня так сделал?’ Не властен ли горшечник
над глиною, чтобы из той же смеси сделать
один сосуд для почетного [употребления], а
другой для низкого?» (Рим. 9:20-21).
«Горе тому, кто препирается с
Создателем своим, черепок из черепков
земных! Скажет ли глина горшечнику: «что
ты делаешь?» и твое дело [скажет ли о тебе]:
«у него нет рук?» Горе тому, кто говорит
отцу: «зачем ты произвел [меня] на свет?»,
а матери: «зачем ты родила [меня]?» Так
говорит Господь, Святый Израиля и Создатель
его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей
Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?
Я создал землю и сотворил на ней человека; Я
— Мои руки распростерли небеса, и всему
воинству их дал закон Я» (Ис. 45:9-12).
Умудри Вас Господь!
С любовью о Христе
А. В., псаломщик.
20.4.06
ОТВЕТ:
Ув. Татьяна! Все гораздо проще:
церковные правила запрещают причащаться и
прикасаться к святыни женщине, которая
находится в период ОБЫЧНОГО месячного
очищения. В период же болезни (о чем пишите
Вы и Ваш пример о кровоточивой в Евангелие)
Церковь РАЗРЕШАЕТ причащать больную
женщину, оказывая ей снисхождение. См.:
Никольский К., прот. Учебный устав
богослужения Православной Церкви. СПб., 1907.
С. 693 (О причащении больного), строки 15-22):
«…Хотя женщинам, про правилам церковным (Известие
учит. в Служебнике, и Тим. Александрийского,
правило 6), в период месячного и родильного
очищения не дозволяется ни в церковь
входить, ни причащаться, но если им случится
впасть в такое время в болезнь, НЕТ ПРИЧИН
ЛИШАТЬ ИХ ПРИЧАЩЕНИЯ Тела и Крови
Господней. Естественная нечистота — есть
явление, не зависящее от их воли. Правила же,
запрещающие им причащение, имеют в виду
женщин ЗДОРОВЫХ, а не больных и умирающих…».
Так что — все просто и не надо возмущаться на
пустом месте. нужно просто обратиться к
ПРАВИЛАМ любящей МАТЕРИ — ЦЕРКВИ.
Smtk
21.4.06
ОТВЕТ:
По поводу святой воды и
просфоры не знаю, евангелие можете и брать и
читать.
Домашенее молитвенное правило <b>обязательно</b>
выполнять с покрытой головой и в юбке. Это
связано не с тем, что вас кто-то видит, а с
тем, что выполняя определенный ритуал перед
молитвой вы осознаете <i>что</i> и <i>зачем</i>
вы делаете. Только чтобы это не
превратилось в игру.
Кроме того платок символизирует
смирение и покорность. Ева была создана как
помошница Адаму. И только с ним на должна
говорить и на него смотреть. А как только он
уснул она ударилась в поиски приключений. И
попала в сети расставленные диаволом. И как
следствие грехопадения женщины гораздо
тяжелее переносят самостоятельность и
начальствование. Их сильно заносит и как
говорят подростки «рвет крышу».
А чтобы крышу не сорвало, ее надо
привязывать платком. (шутка)
Есть только 1 или 2 иконы, где
Богородица без платка.
Молитесь в платке.
По поводу штанов.
«В тот час подошли ученики к Иисусу и
спросили : кто же больше в Царстве Небесном?
И подозвав дитя. Он поставил его посреди
них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь
и не станете как дети, не войдете в Царство
Небесное. Итак, кто смирит себя и будет
как это дитя, тот и больше в Царстве
Небесном. И кто примет одно такое дитя во
имя Мое, Меня принимает. А кто соблазнит
одного из малых сих, верующих в Меня, тому
было бы лучше, если бы мельничный жернов
повесили ему на шею, и утопили его в пучине
морской. Горе миру от соблазнов. Ибо
нужно, чтобы пришли соблазны; но горе тому
человеку, чрез которого соблазн приходит.»
Мф. 18:1-35
«Итак желаю, чтобы на всяком месте
произносили молитвы мужи, воздевая чистые
руки без гнева и сомнения; чтобы также и
жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и
целомудрием, украшали себя не плетением [волос],
не золотом, не жемчугом, не многоценною
одеждою, но добрыми делами, как прилично
женам, посвящающим себя благочестию. Жена
да учится в безмолвии, со всякою
покорностью; а учить жене не позволяю, ни
властвовать над мужем, но быть в
безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом
Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись,
впала в преступление; впрочем спасется
через чадородие, если пребудет в <b>вере
и любви и в святости с целомудрием.</b>» 1
Тим. 2:1-15
Из этих двух цитат видно, что для
женщины подбор одежды должен быть по
принципу приятно, целомудренно, но ни в коем
случае не соблазнительно. Чтобы окружающих
вас мужчин, при виде вас, не одолевали
соблазны.
Михаил Я.
27.4.06
ОТВЕТ:
Патриарх Павел Сербский «Может
ли женщина всегда посещать храм» https://www.pagez.ru/olb/121.php
Хочу также уточнить, что в Русской
Православной Церкви традиционно женщинам
запрещают прикасаться святынь во время
месяцных. Таково наше правило, и без
благословения священника в обыйденной
жизни от него отклоняться смысла нет.
Однако, при неразумном подходе это приводит
к грустным перегибам. Некоторые в это время
не ходят в храм: «Чего я туда пойду, мне
даже свечку нельзя поставить?». К еще
более грустным перегибам приходят
некоторые рассуждающие… А.В. пишет: «Понятие
нечистоты не есть понятие материальной
грязи. Это — понятие духовное». И дальше:
«Нечистота — следствие греховности
человека». Согласен с Вами, греховность
есть духовная нечистота. Только не нужно
так лихо путать грех с поврежденностью
человеческой природы. От Адама и Евы в
христианине — падшая природа, прочее
очищено крещением. Способность ко греху и
противоестественным страстям или сами
естественные по природе страсти еще не грех.
Вы предлагаете считать себя духовно
нечистой и каяться в месячных?
Вопрос о том, как молиться дома, должен
решаться в каждом конкретном случае.
Спросите у священника. По моим личным
ощущениям в церкви молиться всегда легче
чем дома. Ну не построишь же дома церковь!
Воздержитесь от перегибов.
Храни вас Бог.
Вадим
5.5.06
ОТВЕТ:
Вадим, Вы пишете: «К
еще более грустным перегибам приходят
некоторые рассуждающие… не нужно так
лихо путать грех с поврежденностью
человеческой природы. От Адама и Евы в
христианине — падшая природа, прочее
очищено крещением. Способность ко греху и
противоестественным страстям или сами
естественные по природе страсти еще не грех.
Вы предлагаете считать себя духовно
нечистой и каяться в месячных?«
Зачем же Вы передёргиваете? Во-первых,
я не призывал каяться в месячных!
Во-вторых, Вы забыли о том, что «падшая
природа» стала таковой вследствие первородного
греха прародителей. И хотя этот грех
давно ими оплакан и раскаян, и прощён им
Богом, а Адам и Ева прочитаются Церковью как
святые, но последствия грехопадения
— болезнь и смерть, а вместе с ними
и различные проявления нечистоты —
перешли на всех людей. Поэтому, Вадим, не
нужно «так лихо» выдумывать какие-то «естественные
по природе страсти»! Страсти — это когда
человек вместо обуздания своей падшей
природы следует ей, и потому страсти — противоестественны.
А месячные — это не зависящие от желания
женщины проявления повреждённости нашей
природы. И спутал их не я, а Вы.
С любовью о Господе,
А. В., псаломщик.
10.5.06
ОТВЕТ:
Я рад, что мы согласны в наличии
принципиальной разницы между грехом и
поврежденностью человеческой природы.
Поскольку месячные — это проявление
природы, духовной нечистотой это состояние
не является. По крайней мере изначально
состояние тела и души ничуть не греховнее в
это время, чем в иное.
Часто этот период связан с некоторыми
изменениями ума и эмоций. Вот здесь-то на
мой взгляд и лежит камень преткновения. В
том случае, когда период заканчивается сам
собой естественным образом, нет никаких
препятствий к тому, чтобы отложить
причастие до более уравновешенного,
трезвого состояния ума. От депрессии (которую
причастием лечат!) месячные отличаются тем,
что они проходят естественно. Месячные —
здоровый недуг, который глупо лечить. По
своим же побочным проявлениям он может быть
похож и на депрессию, и на истерию, и на
многое другое.
По поводу естественных страстей можно
почитать у Иоанна Дамаскина, ТИПВ, Глава XX: https://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera3_20.html
или обзорно по страстям Андрея Лоргуса: https://www.fapsyrou.ru/a_lorgus_4.php
Храни вас Бог.
Вадим.
16.5.06
О Т В Е Т:
Вадим, я не разделяю
Вашего оптимизма относительно нашего с
Вами взаимопонимания. Мы о разном говорим,
Вы всё время предлагаете рассуждать
логически, а я всё время призываю следовать
конкретным Правилам Церкви. Ещё раз
повторяю: согласно Церковным Правилам,
месячные определяются как нечистота, и
вследствие этого — препятствием для участия
в Таинствах и обрядах.
Не «изменение ума и эмоций»,
и не «гигиенические причины», о которых
упоминает Патриарх Сербский Павел (впрочем,
выводы его значительно осторожнее
предварительных рассуждений), являются
препятствием, а именно сам факт телесной
нечистоты. Владыка Павел ведь и сам пишет:
«Никакая телесная нечистота не делает
нас нравственно и молитвенно
нечистыми (выделено мною. — А. В.)». А — телесно?!
Разве не телесно (конечно же,
одновременно также и духовно) мы
причащаемся? Прикасаемся к иконе? Дерзну
утверждать, что в Церки промыслительно
сохраняются многие не весьма логичные с
точки зрения либерального или/и научного мировоззрения
правила и запреты. Например, свт. Василий
Великий на вопрос о том, почему за одни и те
же плотские грехи Церковные Правила
предусматривают для женщин значительно
более строгие прещения, нежели для мужчин,
он откровенно отвечал, что (я упрощаю здесь)
он точно не знает, однако так ведётся
издревле, и нарушать этого не следует. (А
между прочим, значительно позднее
селекционеры заметили, что все
щенки породистой суки, которая хотя бы один
раз случайно до того родила щенков от
непородистого кобеля, получаются бракованными
с точки зрения породы! Причины этого,
насколько я знаю, научно не объяснены. Надо
полагать, то, что по отношению к человеку
называется «блудом», для самки не
проходит бесследно… Понятно, что человек —
не собака, но и его тело подчиняется в
общем тем же законам, что и тело животного.) И
я всю жизнь опасаюсь, что излишняя «смелость»
(свойственная, между прочим, подчас и мне
тоже) может на поверку оказаться греховным небрежением.
Более я не стану
полемизировать на эту тему — я, думаю, сказал,
что мог. Это моя последняя реплика по сему
поводу.
Что касается «естественных
страстей» — спаси Господи за ссылки. Здесь
я вынужден признать свою терминологическую
неправоту. Но сие на вышенаписанное никак
не влияет.
P. S. Выше в одном из ответов
говорится, что женщина в известном
состоянии может молиться и «брать в руки
Евангелие». Поскольку я о Евангелии
упоминал, уточняю (я, впрочем, именно так и
писал ранее): нельзя прикасаться к напрестольному
Евангелию, которое является такой же святыней,
как напрестольный Крест или икона.
С любовью о Господе,
А. В., псаломщик.
16.5.06
Ждем Ваших вопросов
и ответов !
E-mail
Пользуйтесь любыми
материалами без письменного разрешения
автора
сайт — православный, некоммерческий
© Николай Ардабьевский.
Москва Россия
начало создания 5 августа
1997 г.
Источник