Можно ли есть просфору после лекарств
Содержание статьи
Можно ли пить лекарства перед Причастием, вкушением просфоры и святой воды?
В евхаристической традиции Русской Православной Церкви содержится представление о посте перед принятием Святых Даров. Общепринятым считается, что пост начинается с полуночи и продолжается до самого Таинства. Исключение делается для младенцев и тяжелоболящих, умирающих людей.
Однако, у многих людей возникает проблема в проведении такого поста в связи с необходимостью приема лекарств натощак. Как быть в такой ситуации? Можно ли причащаться или лучше оставить Таинство до выздоровления? Для ответа на эти вопросы предлагаем коснуться церковной истории.
В первые века христианской Церкви выражением любви и христианского единения в вере были так называемые вечери любви или агапы. На них члены Церкви собирались для совершения Евхаристии, молитвы и общей трапезы. Для нас интересен тот факт, что на таких собраниях христиане сначала вкушали пищу — общий обед, — а только потом в завершении Трапезы принимали Святые Дары.
То есть, причащение после обеда было для христиан обычным делом.
Такая практика продолжалась бы и сейчас, если бы не частые злоупотребления со стороны недобросовестных христиан. Случилось так, что более богатые члены общины стали жадничать и избегать того, чтобы угостить бедных собратьев. Осуждение этого порока мы встречаем у св. Апостола Павла, который говорит: «Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» (1 Кор. 11:22).
В ходе дальнейшей истории злоупотребления только усиливались, и уже было трудно сохранять чистоту Таинства Евхаристии. Поэтому причастие было перенесено на начало проведения агап, а обед на второе место. С этого времени берет начало евхаристический пост. Вскоре агапы исчезли из церковного употребления, а Евхаристия стала самостоятельным богослужением. По этому поводу были изданы церковно-канонические документы, которые посвящались обоснованию постов перед причащением и запрещению совершать агапы.
Таким образом, становится понятно, что запрет принимать пищу перед причастием не имеет абсолютного характера.
Из фотоальбома священника Константина Пархоменко
В современной церковной практике согласно недавно изданному положению о Евхаристии, тяжелобольным людям разрешается употребление необходимых лекарственных средств перед причастием. Потому как лекарства это не еда.
К сожалению, наши болезни зачастую становятся хроническими. Мы постоянно ищем источники здоровья и долголетия для себя и своих близких. Сегодня существует множество лечебных схем, в основе которых лежит прием лекарственных средств натощак. Это могут быть различные травяные настои или же, например, доказанный китайский способ очищения крови посредством приема тертого зубчика чеснока натощак.
Можно ли причащаться тем, кто придерживается данных лечебных курсов?
На мой взгляд, в ситуации, не требующей срочного введения лекарственных средств в организм, можно воздержаться от сопутствующих лечению профилактических или общеукрепляющих мер. Наверное, иногда можно позволить Господу посетить и исцелить нас. Ведь причащаемся мы не только во оставление грехов, но и для исцеления. Редкий прихожанин имеет возможность причащаться часто. Думаю, стоит в эти святые дни сочетания со Христом оставить место для нашей веры и для посещения нас Богом.
С другой стороны, каждый христианин считает своим долгом каждый день принимать часть святой просфоры и святой воды. Как быть с сочетанием приема лекарственных средств натощак?
В такой ситуации имеет смысл разделить во времени прием лекарств и святых просфоры и воды.
В любом случае, будет полезно посоветоваться с духовником по этому поводу, который даст индивидуальные советы и рекомендации.
Автор: Священник Александр Денисов
Источник
Автор Тема: Можно ли употреблять просфору после лекарства? (Прочитано 9702 раз)
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Лекарство водой не запивала. Грешить лишний раз не хочу.
Записан
Ну если уж законничать до конца, то не следует и лекарство считать едой.
Записан
Можно было и водой запить. Какой в этом грех, скажите на милость?
Записан
Можно было и водой запить. Какой в этом грех, скажите на милость?
+1
Записан
Батюшка рассказывал, что в Греции просфору вкушают после трапезы.
Записан
Батюшка рассказывал, что в Греции просфору вкушают после трапезы.
Это чин панагии он есть и у нас.
Записан
Это чин панагии он есть и у нас.
здорово, очень интересно!
то есть к обычным просфорам это не относится? их только натощак?
Записан
здорово, очень интересно!
то есть к обычным просфорам это не относится? их только натощак?
Если я не ошибаюсь — это лишь благочестивая традиция.
Записан
Если я не ошибаюсь — это лишь благочестивая традиция.
Она самая. И очень хорошая. Но в случае с лекарством, так сказать «неприменимая».
Записан
Если я не ошибаюсь — это лишь благочестивая традиция.
я привыкла есть их не всегда натощак.
но верю что всё равно освящаюсь
с др.стороны — раньше пила крещенскую воду только натощак. потом прочитала советы, что ее можно употреблять в любое время суток во время искушений, лучше выпить ненатощак чем совершать грехи. даже читала что можно обтираться всё тело крещенской водой, но до этого как-то не дошла, жалко на это святыню.
Записан
я привыкла есть их не всегда натощак.
…и помолившись, ага.
но до этого как-то не дошла, жалко на это святыню.
Вообще-то ее разбавляют обычной водой, чтобы на весь год хватило.
Я, например, с утра натощак ею лекарства ежедневные запиваю.
Записан
у меня нет потребности в длинных молитвах (за исключением церковных служб). перед просфорами если и молюсь, то очень кратко, своими словами.
=
а у нас в храме круглый год раздаётся крещенская вода, бери — не хочу.
Записан
а у нас в храме круглый год раздаётся крещенская вода, бери — не хочу.
Скорее всего там тоже разбавляют. Так что нет большой разницы.
Записан
можно лекарство и запивать и даже закусывать можно, чтобы лекарство не разъедало желудок натощак.
Записан
Лекарство водой не запивала. Грешить лишний раз не хочу.
Так лекарство — не еда, а иногда и еда-лекарство. Я соблюдаю Евхаристический пост, но утром выпиваю таблетку сиофора, запивая рюмкой святой воды.
Записан
Лекарство водой не запивала. Грешить лишний раз не хочу.
Во время моего пребывания в монастыре мне однажды один монах предложил просфору утром, а я уже чайку попил, о чём я и сообщил оному, ответ был таким: «Комаров отцеживаешь, брате».
« Последнее редактирование: 20.08.2012, 14:19:59 от Александр Мещеряков »
Записан
Скорее всего там тоже разбавляют. Так что нет большой разницы.
Как мне кажется, крещенскую (да и вообще — святую) воду нельзя разбавить: т.к. при добавлении к ней простой воды, вся вода тут же становится святой! Или я ошибаюсь ?
Записан
Как мне кажется, крещенскую (да и вообще — святую) воду нельзя разбавить: т.к. при добавлении к ней простой воды, вся вода тут же становится святой! Или я ошибаюсь?
Нет. И я не вижу разницы — в храме это делать или дома.
Записан
Нет. И я не вижу разницы — в храме это делать или дома.
Простите, но я не совсем понял ваш ответ.
Например, когда мы разбавляем водой вино, то вино смешанное с водой это уже не то вино которое было до смешения (крепость не та, вкус и т.д.).
На сколько я понял, то по вашему мнению разбавленная крещенская воду уже на такая святая, как было до добавления воды? Или не так?
Записан
Простите, но я не совсем понял ваш ответ.
Например, когда мы разбавляем водой вино, то вино смешанное с водой это уже не то вино которое было до смешения (крепость не та, вкус и т.д.).
На сколько я понял, то по вашему мнению разбавленная крещенская воду уже на такая святая, как было до добавления воды? Или не так?
Глупость какая! Мы разбавить можем или разделить только телесное, а не св. Духа,даже душу на части не разделишь, а вот тело можно. Так и воду разбавить можем сколько угодно, но степень ее освященности от этого не изменится. По логике св. воду можно разбавлять до бесконечности и даже фактор времени не играет.
Записан
Источник
Что такое просфора? Как правильно ее хранить и употреблять?
13 ноября Церковь чтит день памяти святых просфорников Печерских — преподобных Спиридона и Никодима. В этой связи поговорим о просфоре.
Это слово обозначает в переводе с греческого языка «приношение». В собственном логическом смысле древней Церкви это всякое Литургийное приношение: хлеб, вино, вода, елей, свечи. Диаконы записывали имена жертвователей просфоры-приношения в специальный помянник и поминали их на Литургии. Позже словом «просфора» стал называться именно хлеб, предназначаемый для Евхаристии.
Почему именно хлеб? Потому что Господь Сам назвал Себя Хлебом. «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). И во время Тайной вечери именно хлеб Господь преломил, сказав: «Сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22:19).
Просфора — это круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа — Божьей и человеческой). Хлеб обязательно дрожжевой или квасной — «живой». Вспомним евангельскую притчу о закваске (Мф. 13:33). Просфора печется обязательно из чистой пшеничной муки. Она также состоит из воды (можно крещенской) и соли. Вверху просфоры имеется печать. Чаще всего это крест и буквы «Ис.», «Хс.» — Иисус Христос и греческие «Ника» — «победа». Возможны на печатях также изображения Пресвятой Богородицы, святых.
Из просфоры с Христовой печатью вырезается Агнец, который на Литургии станет Телом Христовым, из остальных вынимаются частички с поминовением имен живых и усопших православных христиан. Просфоры по окончании Литургии выносятся из алтаря и раздаются верующим. Часто это делается в свечной лавке.
К просфоре нужно относиться как к святыне. Это не простой хлеб. Он участвовал в богослужении (Святое святых Православной Церкви) — Литургии.
Дома его следует хранить в специальном месте, можно возле икон, потреблять со святой водой только натощак со специальной молитвой: «Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь». Следует внимательно относиться к крошкам, стараться не сорить и не разбрасывать их. Заплесневелая просфора по обычаю утилизируется: выбрасывается в реку — в проточную воду.
По своему опыту скажу, что наиболее удобно хранить просфору следующим образом. Пока она свежая, разрезать ее на маленькие кусочки, положить их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывать его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их хранят хоть несколько лет. Маленькие кусочки удобнее вкушать. Кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага, которая может стать питательной средой для спор плесени.
Смысл просфоры подобен смыслу антидора. Он также является кусочками просфоры, из которой вырезали Агнец. Слово «антидор» в переводе с греческого обозначает «вместо причастия». Т. е. мы не можем каждодневно причащаться, но имеем возможность вкушать просфору и пить святую воду благоговейно как некий символ причастия. Не заменитель. Это не равнозначные вещи. Тело и Кровь Христовы неизмеримо выше. Но как символ Литургии, символ Святой Евхаристии, овеществленной памятью которой есть просфора, и, конечно же, при надлежащей вере, благоговении и страхе Божием просфора оживляет и поддерживает наши духовные и телесные силы.
Источник
Первые шаги в Православной Церкви: двенадцать фактов, о которых нужно знать.
Реклама: |
Источник