Можно ли есть просфору после лекарств

Можно ли пить лекарства перед Причастием, вкушением просфоры и святой воды?

В евха­ри­сти­че­ской тра­ди­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви содер­жит­ся пред­став­ле­ние о посте перед при­ня­ти­ем Свя­тых Даров. Обще­при­ня­тым счи­та­ет­ся, что пост начи­на­ет­ся с полу­но­чи и про­дол­жа­ет­ся до само­го Таин­ства. Исклю­че­ние дела­ет­ся для мла­ден­цев и тяже­ло­бо­ля­щих, уми­ра­ю­щих людей.

Одна­ко, у мно­гих людей воз­ни­ка­ет про­бле­ма в про­ве­де­нии тако­го поста в свя­зи с необ­хо­ди­мо­стью при­е­ма лекарств нато­щак. Как быть в такой ситу­а­ции? Мож­но ли при­ча­щать­ся или луч­ше оста­вить Таин­ство до выздо­ров­ле­ния? Для отве­та на эти вопро­сы пред­ла­га­ем кос­нуть­ся цер­ков­ной истории.

В пер­вые века хри­сти­ан­ской Церк­ви выра­же­ни­ем люб­ви и хри­сти­ан­ско­го еди­не­ния в вере были так назы­ва­е­мые вече­ри люб­ви или ага­пы. На них чле­ны Церк­ви соби­ра­лись для совер­ше­ния Евха­ри­стии, молит­вы и общей тра­пезы. Для нас инте­ре­сен тот факт, что на таких собра­ни­ях хри­сти­ане сна­ча­ла вку­ша­ли пищу — общий обед, — а толь­ко потом в завер­ше­нии Тра­пезы при­ни­ма­ли Свя­тые Дары.

То есть, при­ча­ще­ние после обе­да было для хри­сти­ан обыч­ным делом.

Такая прак­ти­ка про­дол­жа­лась бы и сей­час, если бы не частые зло­упо­треб­ле­ния со сто­ро­ны недоб­ро­со­вест­ных хри­сти­ан. Слу­чи­лось так, что более бога­тые чле­ны общи­ны ста­ли жад­ни­чать и избе­гать того, что­бы уго­стить бед­ных собра­тьев. Осуж­де­ние это­го поро­ка мы встре­ча­ем у св. Апо­сто­ла Пав­ла, кото­рый гово­рит: «Раз­ве у вас нет домов на то, что­бы есть и пить?» (1 Кор. 11:22).

В ходе даль­ней­шей исто­рии зло­упо­треб­ле­ния толь­ко уси­ли­ва­лись, и уже было труд­но сохра­нять чисто­ту Таин­ства Евха­ри­стии. Поэто­му при­ча­стие было пере­не­се­но на нача­ло про­ве­де­ния агап, а обед на вто­рое место. С это­го вре­ме­ни берет нача­ло евха­ри­сти­че­ский пост. Вско­ре ага­пы исчез­ли из цер­ков­но­го упо­треб­ле­ния, а Евха­ри­стия ста­ла само­сто­я­тель­ным бого­слу­же­ни­ем. По это­му пово­ду были изда­ны цер­ков­но-кано­ни­че­ские доку­мен­ты, кото­рые посвя­ща­лись обос­но­ва­нию постов перед при­ча­ще­ни­ем и запре­ще­нию совер­шать агапы.

Таким обра­зом, ста­но­вит­ся понят­но, что запрет при­ни­мать пищу перед при­ча­сти­ем не име­ет абсо­лют­но­го характера.

Из фото­аль­бо­ма свя­щен­ни­ка Кон­стан­ти­на Пархоменко

В совре­мен­ной цер­ков­ной прак­ти­ке соглас­но недав­но издан­но­му поло­же­нию о Евха­ри­стии, тяже­ло­боль­ным людям раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние необ­хо­ди­мых лекар­ствен­ных средств перед при­ча­сти­ем. Пото­му как лекар­ства это не еда.

К сожа­ле­нию, наши болез­ни зача­стую ста­но­вят­ся хро­ни­че­ски­ми. Мы посто­ян­но ищем источ­ни­ки здо­ро­вья и дол­го­ле­тия для себя и сво­их близ­ких. Сего­дня суще­ству­ет мно­же­ство лечеб­ных схем, в осно­ве кото­рых лежит при­ем лекар­ствен­ных средств нато­щак. Это могут быть раз­лич­ные тра­вя­ные настои или же, напри­мер, дока­зан­ный китай­ский спо­соб очи­ще­ния кро­ви посред­ством при­е­ма тер­то­го зуб­чи­ка чес­но­ка натощак.

Мож­но ли при­ча­щать­ся тем, кто при­дер­жи­ва­ет­ся дан­ных лечеб­ных курсов?

На мой взгляд, в ситу­а­ции, не тре­бу­ю­щей сроч­но­го вве­де­ния лекар­ствен­ных средств в орга­низм, мож­но воз­дер­жать­ся от сопут­ству­ю­щих лече­нию про­фи­лак­ти­че­ских или обще­укреп­ля­ю­щих мер. Навер­ное, ино­гда мож­но поз­во­лить Гос­по­ду посе­тить и исце­лить нас. Ведь при­ча­ща­ем­ся мы не толь­ко во остав­ле­ние гре­хов, но и для исце­ле­ния. Ред­кий при­хо­жа­нин име­ет воз­мож­ность при­ча­щать­ся часто. Думаю, сто­ит в эти свя­тые дни соче­та­ния со Хри­стом оста­вить место для нашей веры и для посе­ще­ния нас Богом.

С дру­гой сто­ро­ны, каж­дый хри­сти­а­нин счи­та­ет сво­им дол­гом каж­дый день при­ни­мать часть свя­той просфо­ры и свя­той воды. Как быть с соче­та­ни­ем при­е­ма лекар­ствен­ных средств натощак?

В такой ситу­а­ции име­ет смысл раз­де­лить во вре­ме­ни при­ем лекарств и свя­тых просфо­ры и воды.

В любом слу­чае, будет полез­но посо­ве­то­вать­ся с духов­ни­ком по это­му пово­ду, кото­рый даст инди­ви­ду­аль­ные сове­ты и рекомендации.

Автор: Свя­щен­ник Алек­сандр Денисов

Источник

Автор Тема: Можно ли употреблять просфору после лекарства? (Прочитано 9702 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Лекарство водой не запивала. Грешить лишний раз не хочу.

Записан

Ну если уж законничать до конца, то не следует и лекарство считать едой.

Записан

Можно было и водой запить. Какой в этом грех, скажите на милость?

Записан

Можно было и водой запить. Какой в этом грех, скажите на милость?

+1

Записан

Батюшка рассказывал, что в Греции просфору вкушают после трапезы.

Записан

Батюшка рассказывал, что в Греции просфору вкушают после трапезы.

Это чин панагии он есть и у нас.

Записан

Это чин панагии он есть и у нас.

здорово, очень интересно!

то есть к обычным просфорам это не относится? их только натощак?

Записан

здорово, очень интересно!

то есть к обычным просфорам это не относится? их только натощак?

Если я не ошибаюсь — это лишь благочестивая традиция.

Записан

Если я не ошибаюсь — это лишь благочестивая традиция.

Она самая. И очень хорошая. Но в случае с лекарством, так сказать «неприменимая».

Читайте также:  Можно ли козе есть боярышник

Записан

Если я не ошибаюсь — это лишь благочестивая традиция.

я привыкла есть их не всегда натощак.

но верю что всё равно освящаюсь

с др.стороны — раньше пила крещенскую воду только натощак. потом прочитала советы, что ее можно употреблять в любое время суток во время искушений, лучше выпить ненатощак чем совершать грехи. даже читала что можно обтираться всё тело крещенской водой, но до этого как-то не дошла, жалко на это святыню.

Записан

я привыкла есть их не всегда натощак.

…и помолившись, ага.

но до этого как-то не дошла, жалко на это святыню.

Вообще-то ее разбавляют обычной водой, чтобы на весь год хватило.

Я, например, с утра натощак ею лекарства ежедневные запиваю.

Записан

у меня нет потребности в длинных молитвах (за исключением церковных служб). перед просфорами если и молюсь, то очень кратко, своими словами.

=

а у нас в храме круглый год раздаётся крещенская вода, бери — не хочу.

Записан

а у нас в храме круглый год раздаётся крещенская вода, бери — не хочу.

Скорее всего там тоже разбавляют. Так что нет большой разницы.

Записан

можно лекарство и запивать и даже закусывать можно, чтобы лекарство не разъедало желудок натощак.

Записан

Лекарство водой не запивала. Грешить лишний раз не хочу.

Так лекарство — не еда, а иногда и еда-лекарство. Я соблюдаю Евхаристический пост, но утром выпиваю таблетку сиофора, запивая рюмкой святой воды.

Записан

Лекарство водой не запивала. Грешить лишний раз не хочу.

Во время моего пребывания в монастыре мне однажды один монах предложил просфору утром, а я уже чайку попил, о чём я и сообщил оному, ответ был таким: «Комаров отцеживаешь, брате».

« Последнее редактирование: 20.08.2012, 14:19:59 от Александр Мещеряков »

Записан

Скорее всего там тоже разбавляют. Так что нет большой разницы.

Как мне кажется, крещенскую (да и вообще — святую) воду нельзя разбавить: т.к. при добавлении к ней простой воды, вся вода тут же становится святой! Или я ошибаюсь ?

Записан

Как мне кажется, крещенскую (да и вообще — святую) воду нельзя разбавить: т.к. при добавлении к ней простой воды, вся вода тут же становится святой! Или я ошибаюсь?

Нет. И я не вижу разницы — в храме это делать или дома.

Записан

Нет. И я не вижу разницы — в храме это делать или дома.

Простите, но я не совсем понял ваш ответ.

Например, когда мы разбавляем водой вино, то вино смешанное с водой это уже не то вино которое было до смешения (крепость не та, вкус и т.д.).

На сколько я понял, то по вашему мнению разбавленная крещенская воду уже на такая святая, как было до добавления воды? Или не так?

Записан

Простите, но я не совсем понял ваш ответ.

Например, когда мы разбавляем водой вино, то вино смешанное с водой это уже не то вино которое было до смешения (крепость не та, вкус и т.д.).

На сколько я понял, то по вашему мнению разбавленная крещенская воду уже на такая святая, как было до добавления воды? Или не так?

Глупость какая! Мы разбавить можем или разделить только телесное, а не св. Духа,даже душу на части не разделишь, а вот тело можно. Так и воду разбавить можем сколько угодно, но степень ее освященности от этого не изменится. По логике св. воду можно разбавлять до бесконечности и даже фактор времени не играет.

Записан

Источник

Что такое просфора? Как правильно ее хранить и употреблять?

13 ноября Церковь чтит день памяти святых просфорников Печерских — преподобных Спиридона и Никодима. В этой связи поговорим о просфоре.

Можно ли есть просфору после лекарств

Это слово обозначает в переводе с греческого языка «приношение». В собственном логическом смысле древней Церкви это всякое Литургийное приношение: хлеб, вино, вода, елей, свечи. Диаконы записывали имена жертвователей просфоры-приношения в специальный помянник и поминали их на Литургии. Позже словом «просфора» стал называться именно хлеб, предназначаемый для Евхаристии.

Почему именно хлеб? Потому что Господь Сам назвал Себя Хлебом. «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). И во время Тайной вечери именно хлеб Господь преломил, сказав: «Сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Просфора — это круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа — Божьей и человеческой). Хлеб обязательно дрожжевой или квасной — «живой». Вспомним евангельскую притчу о закваске (Мф. 13:33). Просфора печется обязательно из чистой пшеничной муки. Она также состоит из воды (можно крещенской) и соли. Вверху просфоры имеется печать. Чаще всего это крест и буквы «Ис.», «Хс.» — Иисус Христос и греческие «Ника» — «победа». Возможны на печатях также изображения Пресвятой Богородицы, святых.

Читайте также:  Можно ли есть виноград после операции на желчном пузыре

Из просфоры с Христовой печатью вырезается Агнец, который на Литургии станет Телом Христовым, из остальных вынимаются частички с поминовением имен живых и усопших православных христиан. Просфоры по окончании Литургии выносятся из алтаря и раздаются верующим. Часто это делается в свечной лавке.

К просфоре нужно относиться как к святыне. Это не простой хлеб. Он участвовал в богослужении (Святое святых Православной Церкви) — Литургии.

Дома его следует хранить в специальном месте, можно возле икон, потреблять со святой водой только натощак со специальной молитвой: «Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь». Следует внимательно относиться к крошкам, стараться не сорить и не разбрасывать их. Заплесневелая просфора по обычаю утилизируется: выбрасывается в реку — в проточную воду.

По своему опыту скажу, что наиболее удобно хранить просфору следующим образом. Пока она свежая, разрезать ее на маленькие кусочки, положить их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывать его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их хранят хоть несколько лет. Маленькие кусочки удобнее вкушать. Кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага, которая может стать питательной средой для спор плесени.

Смысл просфоры подобен смыслу антидора. Он также является кусочками просфоры, из которой вырезали Агнец. Слово «антидор» в переводе с греческого обозначает «вместо причастия». Т. е. мы не можем каждодневно причащаться, но имеем возможность вкушать просфору и пить святую воду благоговейно как некий символ причастия. Не заменитель. Это не равнозначные вещи. Тело и Кровь Христовы неизмеримо выше. Но как символ Литургии, символ Святой Евхаристии, овеществленной памятью которой есть просфора, и, конечно же, при надлежащей вере, благоговении и страхе Божием просфора оживляет и поддерживает наши духовные и телесные силы.

Источник

Первые шаги в Православной Церкви: двенадцать фактов, о которых нужно знать.

участник

Сообщений: 27,893

Регистрация: 10.02.2009

Первые шаги в Православной Церкви: двенадцать фактов, о которых нужно знать. —

05.11.2010, 02:24

Православное богослужение необычно! Некоторые его отличительные черты заметны, как только вы переступаете порог храма, и могут привести в замешательство. Другие его особенности становятся очевидными со временем.

Постоянная ссылка на статью.

участник

Сообщений: 950

Регистрация: 10.12.2009

Адрес: Сербия

05.11.2010, 09:58

Замечательная статья, огромное спасибо Правмиру, что ее объявили, и спасибо переводчику! Не постыжусь признаться, что о некоторых вещах я не знала до прочтения.

участник

Сообщений: 4,534

Регистрация: 08.12.2009

Адрес: Киев

05.11.2010, 12:27

Всё понравилось,но хотелось бы,чтобы людям обьяснили,что «Символ Веры» без филиокве это не просто»оригинальная версия»,а очень серьёзное отличие исповедания веры.И что Дева Мария не может быть в ряду «других святых жён».

Блаженны милостивые,ибо они помилованы будут.

модератор

Сообщений: 8,029

Регистрация: 11.02.2009

Адрес: Москва

08.11.2010, 23:17

Да, статья интересная, любопытно взглянуть на нашу жизнь глазами американца. Точнее, американки

Правда, я раньше думала, что Антидор все-таки требует к себе благоговейного отношения и не раздается всем желающим, а только православным. Вроде как есть традиция вкушать его (и просфоры) натощак. Но может быть, в Америке с этим не так строго — возможны же национальные различия.

гость

Сообщений: 15,517

Регистрация: 30.06.2009

Адрес: Україна, Одеса

08.11.2010, 23:45

Цитата:

Сообщение от ИринаМ

Вроде как есть традиция вкушать его (и просфоры) натощак.

Антидор — не традиция, а правило.

А вот просфоры — нет. Их можно вкушать и поев, как и Святую Воду, как простого освящения, так и Агиасму, Крещенскую.

гость

08.11.2010, 23:56

Цитата:

Сообщение от Александр ortodoks

А вот просфоры — нет. Их можно вкушать и поев, как и Святую Воду, как простого освящения, так и Агиасму, Крещенскую.

такое впервые про просфоры слышу. И на практике, и в молитвословах и пр. подобной литературе (изданной по благословению Патриарха, в частности) указывают, что просфоры вкушают натощак.

модератор

Сообщений: 8,029

Регистрация: 11.02.2009

Адрес: Москва

09.11.2010, 00:03

Цитата:

Сообщение от Марина

такое впервые про просфоры слышу. И на практике, и в молитвословах и пр. подобной литературе (изданной по благословению Патриарха, в частности) указывают, что просфоры вкушают натощак.

Да и Крещенскую воду вроде тоже пьют натощак (кроме времени от самого праздника до отдания и случаев болезни). По крайней мере, меня так учили люди, выросшие в православной традиции.

гость

Сообщений: 15,517

Регистрация: 30.06.2009

Адрес: Україна, Одеса

09.11.2010, 00:10

Цитата:

Сообщение от Марина

такое впервые про просфоры слышу. И на практике, и в молитвословах и пр. подобной литературе (изданной по благословению Патриарха, в частности) указывают, что просфоры вкушают натощак.

Ни в жисть.

За Антидор — чёткое правило: только натощак.

Просфоры — нет.

Вот мой вопрос, и ответ,на «Православие и современность»:

https://www.eparhia-saratov.ru/index….est&q_id=13174

Здравствуйте отче, благословите. У нас есть традиция ходить на Литургию натощак. Имеется в виду, что, даже если человек не приступает к Таинству Причастия, он должен прийти на службу натощак. Относится ли это «натощак» и к тому, что нельзя утром выпить воды? Это особенно актуально в жару этим летом — люди падают в обморок даже на ранней службе, которая начинается в пять утра. Можно ли утром, перед службой, выпить воды? А антидор, который раздают после службы, и просфоры взять с собой домой и съесть на следующий день утром? Или вода не входит в понятие «натощак», и дозволяется?

На вопросы посетителей отвечает священник Анатолий Коньков

Евхаристический пост — строгое воздержание от пищи — установлен для желающих принять Святое Причастие. Исключение составляют случаи тяжелых заболеваний, когда существует необходимость в периодическом приеме лекарств и (иногда) вкушения после них хотя бы небольшого количества пищи. Поэтому если человек не собирается причащаться, но просто приходит на Литургию, чтобы помолиться — держать такой пост необязательно.

Другое дело — благочестивый обычай не вкушать пищи до окончания Литургии, для того чтобы с благоговением принять антидор или просфору. Думаю, не буден ничего страшного, если, даже выпив простой воды и придя на Литургию, Вы по окончании её примете просфору со святой водой, тем более, если речь идет о здоровье.

гость

09.11.2010, 00:14

и где же здесь про «можно вкушать и поев»???

выпив по состоянию здоровья простой воды — это разве «поев»?

гость

Сообщений: 15,517

Регистрация: 30.06.2009

Адрес: Україна, Одеса

09.11.2010, 00:22

Ну, если этого недостаточно — можно ещё поискать.

Вот, например, еще:

Никаких канонических оснований для того, чтобы пить Крещенскую воду только натощак — нет.

Более того, в Типиконе и в Минее за январь под 6 (19) числом сделано специальное примечание о Крещенской воде:

«Известно же буди всем о святой воде яко нецыи суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради, не добре творят, ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари. Темже во всяких местех и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть. И где есть сих разум, еже не пити сея? Но да увеси, яко не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду».

Как видим, здесь идет речь как раз о тех христианах, которые поступают неправильно, отлучая себя от великой святыни из-за того, что поели. И поясняется: мы можем быть недостойны Великой Агиасмы не по причине вкушения пищи, а по причине нашей греховности.

гость

09.11.2010, 00:27

а просфоры?

модератор

Сообщений: 8,029

Регистрация: 11.02.2009

Адрес: Москва

09.11.2010, 00:53

Вот что интересно — когда в том же Типиконе мы читаем про необходимость недельного поста перед Причастием — тут же поднимается волна голосов, что это, мол, не канонично и соблюдать нам не нужно. А когда благочестивая народная традиция рекомендует бОльшее благоговение к святыне, чем предусмотрено Типиконом — тут мы держимся Типикона со всей строгостью.

Впрочем, исходная статья не о Типиконе, а о том, как православные американцы рассказывают о своей вере своим неправославным соотечественникам. Познавательная ценность статьи — безусловна. Спасибо автору и переводчику. Это не значит, что к статье надо относиться как к катехизису.

гость

Сообщений: 15,517

Регистрация: 30.06.2009

Адрес: Україна, Одеса

09.11.2010, 13:20

Цитата:

Сообщение от Марина

а просфоры?

Резонный вопрос.

Таки да — о просфорах не говорится. Но! Неужели просфоры можно поставить выше Агиасмы? Наверное нет. Следовательно: если дозволяется вкушать Агиасму не натощак, то и просфоры тем более.

Ваши права в разделе

Вы не можете создавать новые темы

Вы не можете отвечать в темах

Вы не можете прикреплять вложения

Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.

Смайлы Вкл.

[IMG] код Вкл.

HTML код Выкл.

Правила форума

Быстрый переход

Реклама:

Читайте также:  Мифепристон можно ли есть после приема

Источник