Можно ли есть пряники во время поста
Содержание статьи
Можно ли поститься постными пряниками?
За окном весна. И вместе с солнечными днями наступают дни Великого Поста. Великий пост — время покаяния, ограничения удовольствий, время самопознания. В Греции, где православие является государственной религией, в первую неделю Великого Поста, закрываются все учреждения и приспускаются флаги. У нас, в России, время Великого Поста людьми воспринимается по-разному. Если спросить основную массу населения как они понимают пост, то услышим довольно таки разноречивые ответы. Для кого-то пост — это диета и разгрузочные дни. Для других — это «выдумки попов». Такие считают телесный пост чем-то маловажным, пережитком прошлого, делая акцент на внутренней составляющей поста. Но большинство людей видят пост как запрет вкушать определенную пищу. В частности пищу животного происхождения т.е. содержащие молоко, и мясные продукты. Неядением определенной пищи они надеются приклонить милость Божью к себе.
Пост телесный и духовный
Сформировалось такое отношение к посту, как бы странно это ни звучало, благодаря жизнеописаниям подвижников и святых. Рассказывая о жизни какого либо святого, автор неизменно упоминал, что подвижник был постником и вкушал только одну просфору в несколько дней. И у людей читающих житие, складывалось впечатление, что в этом и заключается смысл поста, в неядении скоромного. Это отношение к посту сохранилось и до сих пор в основной массе людей. Понимая пост не как усиленную работу над своим внутренним человеком, а как просто невкушение определенных продуктов, люди продолжают жить как прежде, с нетерпением ожидая окончания поста. Для такой категории постящихся предприимчивые коммерсанты придумали определенный перечень продуктов. В погоне за прибылью и клиентами, появилась постная колбаса с грибами, постные котлеты и пельмени из соевого мяса, постные пряники и шоколад, постное пирожное на кокосовом молоке и т.д. Как говориться «спрос рождает предложение».
Возникает закономерный вопрос: «Как относиться православным христианам к этим кулинарным шедеврам постной кухни? В чем смысл телесного поста? И существуют ли условия, при которых пост можно нарушить?».
Смыслом телесного поста является ограничение влияния тела на духовное состояние человека. Человек, по святоотеческому учению, состоит из трех составляющих: тела , души, и духа. Все эти составляющие тесно переплелись между собой. И задача телесного воздержания состоит именно в том, чтобы тело подчинить душе, обуздать его, заставить его служить душе, а не главенствовать в человеке. Это является основной задачей телесного воздержания. Иоанн Лествичник писал, что кто обуздал тело, сможет обуздать и всего человека, имея ввиду душевные страсти человека. У него в «Лествице» есть целая глава посвященная чреву. Она так и называется «О лукавом и любезном для всех владыке чреве».
Действительно, только христианин, ведущий внимательную жизнь знает как тяжело, и почти невозможно молиться и даже мыслить о духовных вещах, при полном чреве. Повторюсь, что это знают только те, которые опытно ведут борьбу с врагом. Для прочих это всего лишь «разгрузочные дни» или «диета». Оно и будет так если брать во внимание только телесную сторону поста, напрочь забывая о существе поста — покаяние и изменение своего внутреннего человека. Если бы суть поста заключалась в неядении мясного и молочного, то по меткому выражению одного священника, «все коровы были бы святыми».
Рассуждение — главная добродетель
Вообще главная христианская добродетель, указанная святыми отцами, это добродетель рассуждения. Это умение отличить главное от второстепенного и расставить все по своим местам. Вот и к вопросу о посте необходимо подходить с рассуждением. Главное в период поста — это внутренняя работа над собой, а телесный пост в этой работе — одно из основополагающих условий. Ведь можно и постной пищей набить брюхо так, что и встать не сможешь. Поэтому христиане, которые строго соблюдают телесный пост и забывают о душе, напрасно изнуряют свое тело.
Есть и другой тип постящихся которые любят приводить слова старца: «Мясо ешь — людей не ешь». Взявши слова старца, как лозунг они телесный пост игнорируют вообще. «К Богу пища не приближает. Зачем нужны эти земные поклоны, посты?». Тяжело объяснить этим людям смысл поклонов. Мне невольно вспоминается эпизод, виденный мною в Почаевской Лавре. Там был один монах о.Роман с очень больными ногами. Он чтобы прийти на службу в храм, выходил за час до начала службы и шел держась за стену. А идти предстояло всего 250-300 метров по крытой галерее. И вот однажды я молился в ризнице рядом с ним. Служили акафист Почаевской иконе Божьей Матери. И вот отец Роман с его больными ногами стал делать земной поклон со словами: «Хоть один поклончик Матушке нашей положу». Мне этот эпизод врезался на всю жизнь. Мы не знаем внутреннего состояния тех людей, которые якобы борются со страстями, и при этом не соблюдают пост и отвергают поклоны. Но как показывает практика ни телесного, ни душевного поста эти люди не соблюдают. Они или лукавят или поруганы врагом.
«Постные» пряники и другие вкусности
Наконец мы подошли к вопросу о всяких постных вкусностях, изобильно предлагаемых нам промышленностью. Человеческая природа так устроена, что она всегда ищет оправдания своим страстям и порокам. В корне всех страстей лежит самость. И одним из производных грехов этой самости является грех самооправдания. Ум человеческий всегда ищет в своей голове подходящее оправдание своим греховным поступкам. В семинарской среде давно ходит байка о студенте, который в среду жевал бутерброд с колбасой, спускаясь по лестнице. На возмущенный и недоуменный вопрос инспектора он ответил: «А я путешествующий. С третьего этажа на второй. А путешествующим пост ослабляется». Так вот ум всегда будет искать оправдания. Поэтому и вертят в руках постящиеся очередную «вкусняшку» из магазина читая состав — есть ли там молоко? И не найдя молока с удовольствием поглощают колбасы, сыры, пряники, шоколад и другие «постные продукты». Меня один знакомый вполне серьезно спрашивал про водку, постная она или нет? Там молока и мяса нет.
Как принимать гостей в пост
Конечно, пост — вещь сугубо индивидуальная. Этот подвиг борьбы знает только Бог и сам человек, ну и, возможно, духовник. Поэтому пусть человек сам себя, и в своей христианской совести спросит о таких продуктах: «А моей душе нужно это? Или это только прихоть утесненного чрева?». Это относится ко всем «постным продуктам».
Но всеми этими правилами руководит один закон — закон любви. По этому закону христиане обязаны оказать гостеприимство и утешить гостя. И пост здесь роли играть не будет. Потому что пост — это дело твое личное, которое необходимо содержать втайне от посторонних глаз. И если придется ради любви вкусить скоромного, можно вкусить и затем просить прощения у Господа. В Древнем Патерике есть рассказ о старце, который угощал гостей вином. И ученики попросили гостей отказать старцу, так как он за каждую подносимую чашу вина, в последствии мучил себя жаждой.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что пост телесный, без внутренней борьбы не есть настоящий пост. Равно как и внутренний пост без телесного невозможен. А мерилом всего есть закон любви и внутренний голос совести.
Борис (Феодосий)
Смотрите также:
Серия книг «Путеводитель по Великому посту»
Монастырские съедобные продукты
Почему принято просить прощения перед Великим постом
Поделиться статьей с друзьями:
Источник
Можно ли есть в пост пряники?
Можно ли есть в пост пряники? Можно ли в пост пряники? Эления [437K] 3 года назад Можно ли в пост употреблять пряники — неоднозначный вопрос. Если употреблять обычные пряники, которые покупаем для повседневного питания, то такие пряники не подходят в качестве постной пищи. Постная пища подразумевает ограничение приема обычной животной пищи. А пряники готовят с кефиром (или другим кисломолочным продуктом), добавляют яйца. Но есть альтернатива — постные пряники. Приготовить такие пряники можно дома самостоятельно. В интернете достаточно рецептов, как сделать своими руками пряники без молока, кефира, яиц. Например, вот здесь можно посмотреть вопрос про постные пряники с начинкой. Конечно, начинку для постных пряников также необходимо взять постную (варенье или джем, растительный шоколад и т. д.). А также можно найти другие рецепты выпечки в пост на нашем ресурсе. Пост не означает отказ от питания, просто надо уметь приготовить продукты на основе растительных ингредиентов и тогда можно позволить себе любое угощение. Также в пост не стоит питаться чрезмерно, а соблюдать умеренность. Постные пряники можно также приобрести в готовом виде. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим 88SkyWalker88 [308K] 3 года назад В состав обычных пряников может входить молоко и сливочное масло. Эти продукты строго постящиеся употреблять не могут. Поэтому пряники в пост кушать не следует. Однако многие производители выпускают специальные постные продукты. Ищите их на прилавках магазинов, есть в том числе и пряники. Поститься, особенно в Великий пост приходится долго аж 48 дней до Пасхи. Очень много ограничений на эти дни в еде, но побаловать себя и родных все хочется чем-то вкусненьким, к тому же чаю. Можете испечь те же прянички, только помните, что ничего животного нельзя в составе. В Строгий пост если не ошибаюсь, то и мед не разрешается. Вот ниже я нашла рецепт постных пряников. Используйте его, только исключите мед. А вот в магазине купленную продукцию я бы не рекомендовала. Во-первых, там в составе может идти маргарин, а он не разрешен к употреблению постящимся, а во-вторых, чаще всего еще и разнообразные не полезные Ешки и краска. Zmeika8899 [15.7K] 3 года назад Я думаю, что нет. Пряники в пост есть нельзя, потому что в их составе есть продукты животного происхождения (яйца). Постом разрешена растительная пища, крупы, каши, картофель. Без молока и молочных продуктов, яиц, мяса и мясных продуктов. Нельзя сливочное масло, конфеты, если в их составе сгущенка, сухое молоко. Так что ограничений много в плане еды. morozko26 [11.3K] 3 года назад Может быть есть такие рецепты пряников в составе которых нет яиц и сливочного масла,а только мука сахар,разрыхлитель и растительное масло.Вот такие точно можно есть.Но есть ли такие в продаже-не знаю.А самим постряпать можно,поискав такой рецепт. TextExpert [115K] 3 года назад Не желательно. Ответьте честно сами же себе — а зачем мне есть пряники именно в пост? Ответ может быть только один — чтобы «порадовать» себя чем-то вкусным, отвлечься хоть немного от непростого смещения вектора развития в духовную сторону. Есть ведь и «постные» конфеты и другие кондитерские изделия, например — те же торты. Многие из них по своим вкусовым свойствам вполне себе ничего, практически те же, что и обычные, которые мы едим вовсе не потому, что желаем поступления в организм животных жиров, например, а по банальной причине получить удовольствие. Вот это и есть смыслом пищевого воздержания — хотя бы на время правильно приоритеты расставить, когда духовное было бы значимее материального. Так что не нужно заниматься самообманом. Ninaarc [360K] 3 года назад Во время поста запрещено употреблять продукты животного происхождения, поэтому сладости с наличием молока, яиц или масла сливочного не годятся для постящегося. Вот и обычные пряники в пищу нельзя употреблять, зато можно изготовить самостоятельно прянички на меду. Для медовых пряников берут муку, мед, пряности и немного растительного масла для смазывания формы. Получается вкусный постный продукт. Можно попробовать купить постные прянички в магазине, но сначала желательно внимательно проштудировать состав ингредиентов. Не исключено, что в составе могут находиться запрещенные производные, поэтому употребление таких пряников придется отложить на будущее. Мурочка в полосочку [320K] 3 года назад В основном, мне попадались пряники в состав, которых входили маргарин, так что такие пряники точно не стоит употреблять во время поста. Другое дело, если дома самому испечь пряники без добавления продуктов животного происхождения (маргарин, сливочное масло, сметана, молоко, кефир) вот такие вот прянички можно кушать во время поста. Так что от магазинных я бы отказалась во время поста, а домашние можно. Глаурия [22.5K] 3 года назад Видите ли, как я понимаю, пост, это период во времени, когда верующие отказываются от всяких наслаждений:гастрономических, плотских, от развлечений. Они предаются размышлениям, чтению духовной литературы, и вкушают хлебушек, запивая его водицей, только для того, чтобы сохранить силы.Смущают ли постящихся полки в магазинах с надписью «для поста» или «постное»,не знаю, это коммерческие уловки, а говеющие граждане и рады: мол, разрешено, надо взять вкусненькое, побаловать себя. И где же тогда оно, воздержание? Master-Margarita [118K] 3 года назад Пряники в пост есть можно. Только, если не печете сами, а покупаете в магазине, обязательно ознакомьтесь с составом. Есть, например, пряники фирмы «Пастарель» — постные, но они содержат растительное масло в составе. То есть, вы сможете их вкушать только по выходным дням поста. Такие пряники, чтобы были постные-постные, даже без добавления растительного масла, тоже встречаются, но редко. В общем, придется идти в большой супермаркет, так как в магазине по-соседству их скорей всего не будет. Знаете ответ? |
Источник
Как правильно питаться во время Поста? Можно ли есть пряники, печенье, постное масло?
Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? | Некоторые рассуждают так: сало в Пост есть можно, оно растительное, потому что растет на свинье, можно и творожок — он же постненький, нежирный… Есть пища скоромная, есть постная и «вроде постная». Когда пища «вроде постная», лучше ее не есть. Можно ли принимать пишу в то время, когда идет служба в храме, если я по какой-то причине осталась дома? Все православные христиане знают, что Христос был распят в 12 часов дня, до обеда они не едят. Но тому, кто физически много трудится, для поддержания сил, не страстей, а физических сил, вкусить раньше можно. Надо всегда есть так, чтобы оставалось — место для молитвы. Но при этом не надо надеяться на свои силы, быть самоуверенным. Нас спасает только Господь. Один суд Божий, другой суд человеческий, а мы не знаем, спасаемся мы или нет. Святые отцы, когда жили, день и ночь рыдали, хотя и достигли совершенства, но не были уверены в спасении. Не было гордыни, надежда была только на Господа. Однажды один святой пролетал мытарства, и бесы ему вслед кричали: «Ну все, ты уже спасся». — «Нет, — отвечал подвижник, — я еще нуждаюсь в спасении». Когда он был уже у Царских врат, они ему крикнули: «Теперь ты уже спасся». — «Да, по милости Божией», — отвечал он; на себя он не надеялся. КАК ПОСТИТЬСЯ — ДЕТЯМ? Отвечает на вопросы, и дает прекрасные советы — священник Александр Дубинин. «Пост для детей надо проводить — РАЗУМНО, то есть так, чтобы он не был сплошной и безсмысленной мукой, а имел бы ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ — качество. Мне кажется, для ребенка ВАЖНЕЕ — начать Пост с какого-то — Нравственного подвига. Надо дать ему возможность — себя ограничить в том, где больше проявляется лакомство, жадность, эгоизм, а не в качестве той — или иной пищи. Надо, чтобы он это — делал, сколько МОЖЕТ, в сознании, что этим он утверждает — свою ВЕРНОСТЬ — Богу, ПОБЕЖДАЕТ — в себе те или другие отрицательные, ЭГОИСТИЧНЫЕ наклонности, добивается — власти над собой, самообладания, УЧИТСЯ — управлять собой, ВОСПИТЫВАЕТ в себе — СИЛУ воли, мужские — качества! А это — так и есть! И надо ПОСТЕПЕННО — увеличивать Пост, по мере того, как ребенок — может это сделать. Ясно, что нет необходимости — есть мясо: вегетарианцы никогда его — не едят и при этом живут и процветают. Так, что неверно говорить, что ребенок — НЕ МОЖЕТ поститься без мяса. Но, с другой стороны, надо учитывать, что ребенок может сделать — по состоянию здоровья и по своей крепости Христианский Пост — это не просто «НЕВКУШЕНИЕ» — чего-то и не просто количество «несъеденной» нами пищи, но сознательное и добровольное — ВОЗДЕРЖАНИЕ с благочестивой целью, или самоотвержение ради Христа. Христиане постятся — в память о своем Спасителе, при чем не произвольно, кто когда захочет, а в те дни и времена, которые — установлены Святой Апостольской Церковью. Прежде всего, есть постные дни всего года — это среда и пятница каждой недели, установленные Церковью в память предания Спасителя на страдания и смерть (среда) и в память Его крестной смерти (пятница). Теперь ответим на вопрос «Зачем поститься — детям?» Да затем же, зачем и взрослым. Детям надо учиться плоть — подчинять духу. Через воздержание в пище НАДО — учиться воздержанию от всякого зла. Так же, надо возрастать — в ПОСЛУШАНИИ Церкви и родителям. Конечно, по сравнению со взрослыми, дети ближе к миру ангельскому — хотя бы тем, что страсти в них еще — не укоренились и не стали второй натурой. Но не один ребенок — НЕ СВОБОДЕН от греха, причем с первых дней своей жизни, более того, детям — ПЕРЕДАЕТСЯ по НАСЛЕДСТВУ — на Генетическом уровне — склонность к тем или иным грехам и страстям: Одни дети — ЖАДНЫ и ЗАВИСТЛИВЫ. Другие — ОБИДЧИВЫ и КАПРИЗНЫ, Третьи — АГРЕССИВНЫ и вспыльчивы, Четвертые — НЕТЕРПЕЛИВЫ и ЛЕНИВЫ, Пятые — НЕПОСЛУШНЫ и лживы, много детей — ЭГОИСТИЧНЫ. Поэтому, Духовная — а также, чисто ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ польза от Поста — для детей огромна! Пост — это не отсутствие, а временная перемена пищи. Переход для ребенка на постную пищу требует известного усилия, ПРОЯВЛЕНИЯ власти и СИЛЫ воли — над своими хотениями, что очень полезно для него. Это сделает ребенка — ВЫНОСЛИВЕЕ, крепче, ПОМОЖЕТ — подготовиться ко встрече с неизбежными жизненными трудностями, к предстоящей — борьбе со страстями. Цель поста вернее будет достигнута, если ребенок не только заменит — один вид пищи другим, но и ОГРАНИЧИТ — себя в излишествах и развлечениях: например, ОТКАЖЕТСЯ — от лакомств, от баловства, от слишком шумных игр, от смотрения телевизора. Как отличить, желает ли ребенок пищи — по телесной потребности или по угождению — чрева? Святые отцы дают такой способ определения границы между истинной телесной потребностью и чревоугодием: телесная потребность УЗНАЕТСЯ по чувству — ГОЛОДА, когда вкушающий НЕ РАЗБИРАЕТСЯ: «вкусно — невкусно» или «этого хочу — этого не хочу». А угождение чреву — это либо ПРЕВЫШЕНИЕ — нужного телу количества пищи, либо — УСЛАЖДЕНИЕ — вкуса. Тогда появляется — КАПРИЗ — это не хочу, потому что — НЕ ВКУСНО. Увы, приходится сознаться, что мы не только, почти все поголовно ВИНОВНЫ — в грехе чревоугодия, но и невольно ВОВЛЕКАЕМ — в него детей, они ВИДЯТ — наш пример. Получается, что мы хотим воспитать дитя — здоровым, жизнерадостным а, вместо этого сами, УСЛАЖДАЯСЬ вкусной — пищей, разными лакомствами, подаем пример — греха чревоугодия … и так, РАЗВИВАЕМ — в нем губительную страсть. Святитель Феофан Затворник 100 лет назад писал в одной книге: «От детского питания многое зависит в последующем. Незаметно можно РАЗВИТЬ — сластолюбие и неумеренность в пище — два вида чревоугодия, эти губительные для тела и души склонности». Вот почему, НЕЛЬЗЯ детей приучать к сладкому до трех лет. И только, после трех лет и МОЖНО, по не многу, давать детям — конфеты, шоколад, пирожные и прочие сладости. Пища есть дар Божий, подаваемый нам, как говорится в молитве, во благовремении. Она не должна быть невкусной — нет, вкушать надо с удовольствием. Но вкус может развращаться. Это происходит, когда, стремясь испытать вкусовое удовольствие все в большей степени, человек СТАНОВИТСЯ — слишком разборчивым, ПРИВЕРЕДЛИВЫМ — в пище. К сожалению, это очень часто происходит с современными детьми. Их разборчивость, прихотливость — тревожный признак укореняющейся страсти. Значение Поста состоит и в том, что он ВОСПИТЫВАЕТ — волю ребенка: УЧИТ — его побеждать нехорошие — желания и дурные привычки. Всем хорошо известно, что не каждое свое желание нам можно исполнить. Слово «НЕЛЬЗЯ» — сопровождает нас всю жизнь. С первых лет, мать одергивает ребенка: «Нельзя — снимать панамку!», «Нельзя гладить кошку!». Сначала эти запреты — СВЯЗАНЫ с охраной — ЖИЗНИ и здоровья ребенка. Хочется — зажигать спички? Нельзя — можешь устроить пожар или обжечься сам. Хочется идти по проезжей — части улицы? Нельзя — можешь попасть под машину. Хочется есть — немытые фрукты? Нельзя — можешь отравиться и заболеть. Хочется побегать босиком — по лужам или под дождем? НЕЛЬЗЯ — иначе, простынешь. Позже, когда дитя подрастет, «НЕЛЬЗЯ» — становится связано и с понятием греха. Хочется взять чужое? Ударить сверстника? Подслушать, о чем говорят родители? Взять сигарету и закурить? Нельзя, нельзя, нельзя. Нельзя даже, если никто об этом — не узнает и не накажет… Для того, чтобы противостоять этим и многим другим греховным желаниям, ребенок ДОЛЖЕН — уметь управлять своей волей. А научиться этому он может, смиряя ее в том, что кажется порой мелочами. Прежде всего, в отношении к еде, которая занимает столь значительное место в нашей жизни. Святитель Феофан Затворник говорит, что дитя, НЕЗНАЮЩЕЕ — отказа в пище и привыкшее в этом отношении руководствоваться только СВОИМИ — желаниями, привыкает к своенравию и становится — ЭГОИСТИЧНОЙ, а это прямой путь — к НЕПОСЛУШАНИЮ родителей, что, конечно, очень сильно — осложнит его дальнейшую жизнь. «Дитя многожелательно; все его занимает, все влечет к себе и рождает желания. Не умея различать доброго от злого, оно всего — желает и все, что желает, готово — выполнить. Дитя, предоставленное самому себе, ДЕЛАЕТСЯ — неукротимо своевольным. Потому, родителям строго должно блюсти эту отрасль душевной деятельности. Самое простое средство к заключению ее в должные пределы состоит в том, чтобы ПРИУЧИТЬ детей ничего — не делать без позволения». Легко ли родительскому сердцу устоять против детского — «кушать хочу»? А ребенку ещё труднее бывает ОТЛИЧИТЬ — голод от прихоти, особенно если, его — перекармливали. Не спрашивать же его: «Ты на самом деле кушать — хочешь или тебя безпокоит — страсть чревоугодия?». Поэтому, родители должны постараться — твердо и неотступно следовать установленному — режиму детского питания. А главное, они должны помнить, что ребенок — перед едой должен — проголодаться, а если он заявляет: я не хочу есть суп, но хочу попить чай с печеньем — это значит ребенок еще — не проголодался, и потому, чай с печеньем будет ему только тогда, когда он — проголодается и съест суп. С какого возраста приучать детей к Посту — так, чтобы Пост был младенцем уже — осознан, хотя бы отчасти? Потому, что иначе, это будет «голодание» или «диета», что угодно, но не православный Пост. Решая проблему длительных Постов для ребенка, родителям следует учитывать особенности его физического здоровья и психики. Хорошо также, если они смогут посоветоваться с православным врачом или с опытным священником. Так, при серьезных внутренних патологиях (особенно заболеваниях желудочно-кишечного тракта) в посте необходимы послабления. В отдельных случаях больные дети во время — Поста могут есть кисломолочные продукты, или рыбу, или яйца. Бывает, что детей с хроническими заболеваниями в Великий пост лишают — только мяса и сладкого. Некоторые родители, когда никакой отказ невозможен, с благословения священника, лишают ребенка блюда, которое он особенно любит… Выход всегда можно найти. Важно только ПРАВИЛЬНО и разумно определить такую меру — Поста, чтобы, с одной стороны, НЕ ПОВРЕДИТЬ — здоровью ребенка, а с другой, НЕ ЛИШИТЬ — его Поста. |
Источник