Можно ли есть постное печенье в пост
Содержание статьи
Можно ли есть сладости в пост? И если да, то какие?
Разбираемся, какие сладости можно позволить себе в пост.
Многодневные посты — достаточно тяжелое время, приходится полностью менять рацион и отказываться от некоторых любимых блюд. А что насчет десерта? Можно ли в пост употреблять сладости?
Для начала напомним, что постное питание предполагает отказ от продуктов, полученных от теплокровных животных и содержащих их жиры. То есть, помимо мяса млекопитающих и птиц (говядины, баранины, свинины, курятины, индюшатины и так далее), постное питание предполагает ограничение молока и кисломолочных продуктов, яиц, сыров.
При этом не ограничивается растительная продукция, к которой как раз-таки относятся сахар, мед, различные фрукты и сухофрукты. То есть сладкое технически не запрещено. Между тем стоит помнить, что пост — это не диета. Пост предполагает самоограничение в удовольствиях и излишествах. Зачастую сладости относят именно к таким излишествам.
Если же говорить о постном питании именно с точки зрения продуктов, то многие привычные десерты действительно придется исключить, так как они содержат продукты животного происхождения. Рассмотрим подробнее.
Сдобная выпечка
В сдобном тесте содержатся яйца, сливочное масло, сметана или молоко. Без этих компонентов невозможно сделать сдобное тесто. Поэтому в пост придется отказаться от сладкой выпечки, плюшек, булочек с корицей, всевозможных маффинов и пирожков.
Исключение составят кексы, которые целенаправленно делались как постные. Сдобные компоненты в них заменяли растительным маслом, молоком из орехов и другими подобными ингредиентами. Также часто в продаже бывают пирожки из постного теста, их также можно употреблять.
Мармелад
Это желированный фруктовый сок с сахаром. Чтобы сок загустел, в него добавляют желатин или агар-агар. Первый загуститель — животного происхождения, его получают из костей, а второй — вытяжка из водорослей, он растительный. Поэтому мармелад на агар-агаре можно спокойно употреблять в пост. Еще один растительный загуститель — это пектин. Сладости на его основе также можно употреблять в пост.
Шоколад
Какао-бобы — продукт полностью растительного происхождения, как и получаемое из них какао-масло. Поэтому темный (или, как его еще называют, горький) шоколад в пост есть можно. А вот если в шоколад добавляется молоко, то такую плитку можно будет съесть только на Рождество. Если в темный шоколад добавляются орехи, изюм, то он также является постным продуктом. Если же шоколадка прослаивается пралине, то она перестает быть постной, так как во всякого рода помадках присутствуют молочные жиры.
Шоколадные конфеты
Тут ситуация сложнее. К сожалению, на конфетах довольно сложно прочитать состав. Его пишут мелким шрифтом, сбоку, да еще и прячут за краем фантика. Но в большинстве конфет с шоколадной начинкой используются молочные продукты, да и в шоколадную глазурь для них добавляют сливки и сливочное масло. Поэтому мы бы не рекомендовали употреблять шоколадные конфеты в пост.
Исключением могут быть сухофрукты в шоколаде, грильяж, халва в шоколаде (но надо смотреть на состав шоколадной глазури).
Карамель и леденцы
Их делают из сахара, поэтому они являются постным продуктом.
Зефир и пастила
Нужно внимательно читать состав продукта на этикетке. Во-первых, для приготовления зефира часто используется желатин, а это продукт животного происхождения. Во-вторых, в состав привычных нам зефира и пастилы входит яичный белок. Поэтому данные кондитерские изделия становятся запрещенными для постного питания.
Но сейчас встречаются виды зефира и пастилы, сделанные без использования белка, на агар-агаре или пектине. Их можно употреблять в пост.
Маршмеллоу
С виду эта сладость очень похожа на зефир. Вот только делается по-другому: из вываренного виноградного сока и кукурузного крахмала. Так что маршмеллоу — постный продукт, с ним можно пить какао, только, разумеется, сваренное не на молоке.
Халва
Ее делают из орехов или кунжута, сахара и растительного масла. В большинстве случаев халва — постный продукт, так что ее можно употреблять в Рождественский пост. Хотя иногда в халву добавляют яичный желток, поэтому нужно внимательно изучать состав.
Вафли
В вафельном тесте присутствуют скоромные продукты, да и прослаивают их молочным или шоколадным пралине, где также есть молоко и масло. Поэтому от вафель придется воздержаться.
Печенье
В большинстве сортов печенья (в «Юбилейном», курабье, других сладких и жирных сортах) присутствуют скоромные продукты. Один из популярных видов постного печенья — овсяное. Его, кстати, очень легко испечь дома.
Кроме того, в пост можно употреблять:
- Варенье и джемы;
- Мед;
- Любые сухофрукты;
- Засахаренные орешки;
- Цукаты;
- Козинаки.
Оставить
комментарий (0)
Источник
«А точно ли это печенье постное?» / Православие.Ru
Идет лекция по Новому Завету. Рассматриваем 23-ю главу Евангелия от Матфея, в которой Христос произносит восьмикратное «Горе вам, книжники и фарисеи». Подробно останавливаемся на фарисейском типе религиозного мировоззрения и в деталях обсуждаем со студентами опасность иудейства в церковной жизни христианина. Все вроде бы понимают, многие одобрительно кивают головой при каждом моем тезисе. Лекция заканчивается, студенты просят задержаться и попить с ними чаю. На столе несколько видов какого-то простого печенья (время поста). Вдруг раздается тревожный голос одной молодой женщины: «Братья и сестры, а точно ли это печенье постное? Мне кажется, в нем может быть сухое молоко».
* * *
Иудейство как приверженность к исполнению буквы церковного закона, без анализа ситуации – одна из самых распространенных болезней в Церкви. Суть ее в том, что цель религиозной жизни предполагает внешнее совершение библейских или церковных заповедей, а живые отношения с Богом подменяются некой магией исполнения. Делается упор на средство богообщения с забвением о самой цели.
Самое обидное здесь то, что зло, как это часто бывает, паразитирует на хороших вещах. Приходя в Церковь, мы встречаем огромное количество чинов, дисциплин – и это очень хорошо. Человеку в любом деле нужна подробная инструкция: куда пойти и что сделать. Система правил в церковной жизни неминуемо должна быть, она существует во всех религиях и конфессиях. Плохо, когда духовная жизнь христианина целиком и полностью сводится к исполнению внешних предписаний. Тут-то и формируется мировоззрение фарисея, которое способно извратить христианство до неузнаваемости.
Если я что-то «исполняю» (пощусь как положено, регулярно читаю молитвенное правило, в воскресные дни и другие праздники присутствую в храме, исправно подаю милостыню и проч.) и при этом считаю сам факт «исполнения» целью духовной жизни, то дальнейшее развитие такого христианства нетрудно предсказать. Во-первых, невозможным станет не осуждать тех, кто «не исполняет». А таких всегда будет много, ведь нецерковных людей куда больше, чем церковных. Да и, между прочим, ведь прекрасно видно – кто постится, а кто нет, кто ходит на службы, а кто нет. Душу человека мы не видим, а все внешнее замечаем. И если исходить из внешности, никак нельзя избавиться от классификации «плохой-хороший». А такое разделение глубоко лживое. Христианство хоть и требует нравственного роста, вовсе не является религией «хороших». Напротив, христианин – это тот, кто увидел, насколько он не хорош.
Далее с такими мыслями в человеке будет развиваться вера в какого-то жуткого бога, который только и смотрит, выполнил ты норму или нет. Это особый вид идолопоклонства – вера в бога, вымышленного мною под влиянием моих же страстей. Бог фарисея доволен, когда все сделано по чину, и терпеть не может малейших отклонений. Шаг вправо, шаг влево расцениваются как неповиновение, из-за которого недолго и в ад загреметь.
В результате человек обязательно настраивается на поиск врага извне, а не внутри себя. Боязнь оскверниться, съесть что-то не то, как-то ошибиться превращает его в странное шизофреничное существо, шарахающееся от всего «неправославного» и совершенно не видящее своего дикого внутреннего состояния. Перечень грехов на исповеди будет полностью состоять из нарушений установленных правил. Человек даже может назвать это «зрением своей греховности». Вот он снова что-то «некошерное» съел – и уже всей душой стремится на исповедь. При этом остается незамеченным буйно цветущий букет самых разнообразных грехов и страстей: злопамятство и ненависть, тщеславие и гордость, мысленный блуд и нечистые пожелания сердца, равнодушие к беде другого, бытовой эгоизм, презрение к неверующим или членам других религиозных общин, самонадеянность, невежество, зависть, глупость. Человек не видит этого, потому что его взгляд устремлен на внешнее благочестие.
При этом исправно исполняются те или иные церковные правила, не пропускается ни одна всенощная, вычитывается обязательный объем молитв. Христианство подменяется слепой верой в магическое действие обрядовой системы, в исполнение церковных законов. Спасает уже не Бог через Церковь, а церковность сама по себе. Причем все, что вне системы – от диавола. Все, что «неправославно», опасно.
И каким-то невидящим взором скользит православный фарисей XXI века по евангельским строкам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). И вовсе не в свой адрес воспринимает он обличение Спасителя: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды… вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:25, 28).
* * *
Все это вроде понятно и тысячу раз обговорено. Но почему-то никуда не исчезают из церковного лексикона жуткие фарисейские выражения типа «вычитал», «заказал», «выстоял». Удивительно, но эти слова у нас молитву обозначают! Если мы так говорим о молитве, значит у нас такие о ней представления.
«Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 5:18–20), – писал апостол Павел христианам. Вообразите, если бы вместо данных строк было: «Заказывайте сорокоусты, выстаивайте всенощные, вычитывайте назначенное правило». Трудно представить? Но не менее трудно было бы самим апостолам предположить, в каких выражениях мы будем рассуждать о главной тайне духовной жизни – о молитве.
«Полноте, это всего лишь общепринятые выражения», – скажет кто-то. Да, но они о многом говорят. Как заметил кто-то из писателей: «Революция в России начала приближаться тогда, когда Литургия стала называться обедней».
Или, например, живет и здравствует в церковной среде понятие о внешнем осквернении – представление, не имеющее ничего общего с Православием. О том, что есть какие-то «нечистые» продукты и верующий рискует оскверниться ими. Более того, распространяется литература, в которой христианину вменяется исполнение ветхозаветного обрядового закона о пище. Например, часто в церковной лавке можно увидеть книжку «Исповедаю грех, батюшка». В ней черным по белому написано, что православному человеку нельзя вкушать еду, запрещенную законом Моисея (1). Как будто бы Церковь не отменила все правила ветхозаветного обрядового закона, в том числе и закон о пище, оставив только запрет на вкушение идоложертвенного, удавленины и крови (см. Деян. 15). По мнению составителя той же книги, продукты питания могут оскверниться от прикосновения к ним нечистого (!) животного (2). Словно бы апостол Павел не писал: «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: ‟не прикасайсяˮ, ‟не вкушайˮ, ‟не дотрагивайсяˮ [что все истлевает от употребления], по заповедям и учению человеческому?» (Кол. 2:20–22). Или: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14).
* * *
Рассуждая о духовном состоянии людей последних времен, апостол Павел дал перечень их внутренних болезней. «Люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2 Тим. 3:2–4). И добавил удивительные слова: «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:5). Оказывается, можно носить в себе весь вышеупомянутый список, но при этом иметь «вид благочестия».
Павел обозначает страшный диагноз, касающийся не только будущего секулярного общества, но всегда угрожающий Церкви Христовой. Там, где правила, есть опасность фарисейства. Особенно надо помнить об этом верующим Русской Церкви, ибо нам свойствен некий консерватизм в стремлении сохранения церковных традиций, уставов и чинов. Мы и должны сохранить церковное предание! Но не в духе иудейства, а в евангельском духе любви и рассуждения. Вот задача для каждого из нас.
Источник
Какие сладости можно есть в пост, ПП, рецепты разрешенных вкусностей, употреблять, сладких, зефир
Пост – это время духовного очищения человека, философского осмысления мира и своего места в нем. Но без сладенького мысли путаются, а мозг перестает адекватно воспринимать действительность.
Какие сладости можно есть в любой, даже в Великий пост? Их перечень, к удовольствию всех сладкоежек мира, крайне широк.
Запоминайте и потакайте этой своей маленькой слабости – она карму не испортит, разве что парочкой лишних килограммов расстроит.
Какие сладости нельзя есть в пост и почему?
Постное питание у всех ассоциируется с чем-то пресным и несъедобным. Пост, в отличие от диеты, не предполагает ограничений по калорийности, но злоупотреблять углеводистой пищей нельзя.
За время поста (особенно Великого) можно сильно поправиться. Традиционные белки – курица, творог, рыба – автоматически исчезают со столов. Соответственно количество и качество десертов значительно сокращается.
Диетический йогурт, творожок с фруктами – это строжайшее табу.
Разрешен мармелад в пост, если он сделан с применением агар-агара. Этот безопасный по составу загуститель тоже имеет растительное происхождение.
В списке запрещенных сладостей – все, в составе которых имеются продукты животного происхождения. Такие ингредиенты, как яйца, сливочное масло, молоко и все продукты на его основе, желатин в постных десертах не используются.
Знаете ли вы, что скоромным считается даже сахар? При его изготовлении используется альбумин (для осветления). В продаже можно найти постный сахар, но потрудиться придется.
И все же любой сахар «условно» причислен к постным продуктам.
Бисквиты, печенья, пироги, эклеры, мармелад и зефир на желатине, творожная паста и сырники, молочный шоколад исключены из меню сладкоежки, который придерживается воздержания.
Какое печенье можно в пост?
В пост можно есть только постное печенье, в составе которого не должно быть: молока, яиц, дрожжей, масла, маргарина и прочих продуктов животного происхождения. Для приготовления используйте растительные масла (оливковое или подсолнечное), банан, овсянку, семечки, тыкву.
Но что из сладенького можно есть в пост?
Какие сладости можно есть в пост, даже в Великий?
Количество десертов, которые изготавливаются без использования продуктов животного перечня, исчисляется не одним десятком. В любом гипермаркете можно приобрести постные сладости.
Не ищите пометку «для поста», читайте этикетку и самостоятельно определяйте степень скромности продукта.
ТОП-5 сладостей, которые можно есть в пост.
- Горький (черный) шоколад – тот, в котором нет молока и начинки с использованием запрещенных ингредиентов. На основе черного шоколада изготавливается много вкусностей – и миндаль в шоколадной глазури, и паста с использованием соевого молока, и глазированное печенье.
- Сухофрукты – все без исключения. Изобилие предложений способно удовлетворить любой гастрономический вкус. Хотите еще слаще? Чернослив в горьком шоколаде – для настоящих гурманов.
- Козинаки – любые орешки, спрессованные с использование патоки, сахара или меда. Самодельные козинаки следует готовить без сливочного масла.
- Мармелад, зефир, пастила, желе на основе пектине или на агар-агаре. Желатин изготавливается из животного коллагена, который содержится в костях, хрящах, сухожилиях. Пектин имеет растительное происхождение. Самый популярный из пектинов – яблочный.
- Мед принято считать постным продуктом, ведь он – продукт производства насекомых и не содержит животных белков или жиров. Для некоторых именно мед становится единственным утешением в это трудное время духовных и телесных ограничений.
Употребление горького шоколада в пост допускается, но не всегда есть возможность найти на прилавках нужный товар. Именно поэтому лучше приготовить лакомство самостоятельно в домашних условиях
В преддверии Великого поста на прилавках супермаркетов появляются полноценные серии сладостей для верующих мирян.
Приобретая такое печенье или такие конфеты, можно не волноваться за наличие скоромных компонентов. Однако от консервантов, ароматизаторов и прочей синтетики не уберечься.
Поэтому идеальным выбором сладкоежки станет десерт, приготовленный собственноручно.
Домашние сладости, которые можно есть в пост
Готовить во время поста можно с таким же удовольствием, как и вне его. Десерты, которые получаются на выходе, не отличаются радикально от тех, которые приготовлены с использованием животных жиров.
А некоторые из вкусностей – «винтажные», аристократические, барские.
Варенье из роз
Понадобится:
- 200 г лепестков розы;
- 300 мл воды;
- 500 г сахара;
- 1 ч. л. лимонной кислоты.
Приготовление:
- лепестки роз хорошо промыть. Залить водой, поставить на огонь, после закипания – кипятить не менее 15 минут.
- Добавить сахар и проварить варенье 30 минут.
- В готовый горячий десерт добавляется лимонная кислота – для придания старинному лакомству аристократов красивого розового цвета.
Медовые пряники
Понадобится:
- 0,5 кг муки (лучше ржаной);
- 0,5 л меда;
- 1 столовая ложка пряностей (корица, гвоздика, мускатный орех, кардамон);
- 2 ст. л. водки;
- растительное масло для смазывания формы;
- немного крахмала.
Приготовление:
- смешивается мука с пряностями, мед разогревается на водяной бане до полного растворения.
- В жидкий мед засыпается сухая смесь. Тесто вымешивается интенсивно, в него выливается водка, все финишно до гладкости разминается и ставится в холодильник на несколько часов.
- После охлаждения тесто раскатывается, посыпается крахмалом. Из раскатанного листа вырезаются пряники, которые выкладываются на противень, смазанный растительным маслом.
- Выпекать – до готовности.
Банановый пирог с грецкими орехами
Понадобится:
- 400 г муки;
- 200 г сахара;
- пакетик ванильного сахара;
- 200 мл растительного масла;
- 200 мл кипятка;
- 2 ч. л. растворимого кофе;
- 10 г разрыхлителя;
- 0,5 стакана грецких орехов;
- 1 банан, щепотка соли.
Приготовление:
- заварить кофе в стакане кипятка, смешать его с растительным маслом.
- Смешать сухую часть: муку, разрыхлитель, соль, ванильный и обыкновенный сахар. Мучная и жидкая части соединяются и взбиваются блендером. Добавить в тесто порубленные грецкие орехи.
- Форму смазать растительным маслом, присыпать мукой. Вылить в форму половину теста, выложить слой порезанных бананов и залить оставшейся частью. Выпекать при t 180 градусов 30-40 минут.
- При подаче присыпать пирог сахарной пудрой. Можно подавать с вишневым джемом.
Сладости, которые можно есть в пост – это территория возможностей, а не скромный уголок лишений.
Только от вашей фантазии зависит, будете ли вы страдать от дефицита десертов в пост. На всякий случай держите при себе горсть сухофруктов и орешков – и сладко, и питательно, и полезно.
Источник