Можно ли есть после исповеди вечером

Свящ. Павел Гумеров. Как готовиться к причастию / Православие.Ru

Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Святые
тайны – тело и кровь Христовы – величайшая
святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром
они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть
причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем
свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим
молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело
– постом и воздержанием. Подготовка эта называется
говением.

Молитвенное правило

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко
Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой
Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается
Последование ко святому причащению, в которое входят канон
к причастию и молитвы.

Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в
течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию
– в день причащения утром, перед литургией.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном
православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе,
ибо церковный день начинается с вечера.

Пост

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост
– телесное воздержание. Во время поста должна быть
исключена пища животного происхождения: мясные, молочные
продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и
рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в
умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной
близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского).
Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не
могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея
Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом,
зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно
оговаривается с духовником или приходским священником. Это
зависит от телесного здоровья, духовного состояния
причащающегося, а также от того, насколько часто он
приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее
трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю),
продолжительность поста может быть сокращена по
благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих,
беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие
обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так
как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак.
Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно
считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не
проглотить воды. Это совершенно неправильно. В
«Учительном известии» каждому священнику
предписана перед литургией чистка зубов.

Покаяние

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения
является очищение своей души от грехов, которое
совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от
греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить
таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно
исповедуется, то он может приступить к причастию без
исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику
некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в
атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только
понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы,
которая постигла нашу страну. У нас очень мало
православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10
миллионов жителей всего около одной тысячи священников.
Люди невоцерковлены, оторваны от традиций.
Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и
духовный уровень современных православных верующих
несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы
держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший
исторический памятник раннехристианской письменности
«Учение 12 апостолов» или по-гречески
«Дидахе», говорит: «В день Господень (то
есть в день воскресный. – о. П.Г.),
собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите,
исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была
жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да
не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не
была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа:
на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне
жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя
Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В
церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей
с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

«Учение 12 апостолов» является авторитетным
источником конца I – начала II века и дает нам яркое
представление о жизни раннехристианских общин, и
наставление о необходимости литургической исповеди весьма
для нас ценно.

Читайте также:  Анализ крови на хеликобактер пилори можно ли есть

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением
несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой
теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их
воцерковления, становления как православных христиан.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше
убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с
трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять
в дом своей души «Царя царствующих и Господа
Господствующих». Чем внимательнее христианин следит
за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем
более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром
люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок
морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный
горожанин городка Газы, и авва спросил его:
«Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь
себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя
за великого и первого в городе». Тогда преподобный
снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за
кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил:
«За последнего из тамошних вельмож».
«Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты
будешь там себя считать?» – «Там,
– ответил он, – буду считать себя за одного из
простолюдинов». – «Если же пойдешь в
Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты
будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за
нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и
святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят
себя грешными»[1].

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают
таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую,
они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы
должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей
души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением,
крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают
нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о
прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши
грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве
исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на
таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты.
Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын
сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин
пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои
грехи. Священник в молитве перед исповедью читает:
«Сия рабы Твоя, словом разрешитеся
благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов
посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому
исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду
практику, когда священник читает список возможных грехов,
а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью.
«Общая исповедь» была почти повсеместным
явлением в советское время, когда оставалось очень мало
действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а
также постами, они были переполнены молящимися.
Поисповедовать всех желающих было просто нереально.
Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде
не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится
подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед
таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить
их. В этом нам помогают книги: «В помощь
кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова),
«Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна
(Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную,
душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все
равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить
дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями,
он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И
формально «поисповедавшись», разрешение грехов
от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть
наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние,
человек несет последствия своего греха. Так у больного,
переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все
усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей
душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет
раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы
победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не
просто сразу оставить грех, но кающийся не должен
лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду
грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы
встать на путь исправления, более не возвращаться ко
греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с
грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть
свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь
к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все
темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как
яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Читайте также:  Можно ли есть скумбрию при правильном питании

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но:
«жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно
и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь
соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим
Ему эту жертву.

Примирение

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и
там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде
примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар
твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам
слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в
сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть
люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и
непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик.
«Были два брата по духу – диакон Евагрий и
священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и
нелицемерную, так что все дивились их единодушию и
безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который
всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого
поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между ними
вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они
уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в
лицо. Много раз братия молили их примириться между собой,
но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом,
Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал,
Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они
много времени в греховном мраке, приступали к святым
тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь,
– до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно
разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем
прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости
меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на
тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и
проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно
привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его,
больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал:
“Прости и благослови меня, отец мой!” Он же,
немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии
всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом
веке, ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из рук
старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже
мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть,
как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы
никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти
одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем
погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались
открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита:
“Что все это значит?” И он рассказал:
“Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о
моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал
я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели
его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего
пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он
ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и
поднял меня”. Услышав это, убоялись братия Бога,
сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк.
6: 37)»[2].

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть
такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы
вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не
представляется возможным сделать это лично, нужно
примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно,
это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые
(кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но
как мы можем просить у Бога прощения своих грехов,
рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших
обидчиков. Незадолго до причащения верующих на
Божественной литургии поется молитва Господня –
«Отче наш». Как напоминание нам, что Бог
только тогда «оставит (простит) нам долги
(грехи) наши», когда и мы оставим
«должником нашим».

(Продолжение
следует.)

Источник

Подготовка к Причастию — проще, чем вы думали!

Раньше люди причащались без подготовки. Потом правило росло-росло и сейчас оно такое большое, что превратилось в стену между Христом и верующими. Стену между Богом и беременными, родившими, многодетными, слабыми, больными, новоначальными и школьниками.

Дьявол уловил в этот капкан кучу народа, которые теперь думают, что Причастие — это только награда праведника, который «всё вычитал». И не знают, что прежде всего — это спасение для грешника.

Люди думают, что нужно обязательно поститься три дня, прочитать три канона, Последование, утренние и вечерние молитвы, ещё со всеми помириться, быть на вечерней службе, исповедаться, прийти натощак иначе причаститься нельзя! Так думал и я, пока не стал священником.

Есть ли каноны?

Каноны и правила Православной Церкви требуют причащения натощак (если человек не при смерти) и воздержания от брачного ложа накануне. На пост, молитвы и исповедь перед Причастием — каноны не указывают. Это благочестивая традиция. Она помогает человеку настроиться.

Читайте также:  Можно ли кошкам есть крабовые палочки

Пост перед причастием

Три дня поста — это для тех, кто давно не причащался. Если вы причащаетесь раз в неделю / в месяц, достаточно поста в среду и пятницу. Да, в субботу не нужно поститься. Священники не постятся. Да и мирян за это раньше отлучали от Церкви, читайте 64 апостольское правило:

Если кто из клира будет усмотрен постящимся в день Господень, или в субботу, за единственным исключением Великой Субботы: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.

К слову, правила апостолов (8-е и 9-е) требуют отлучать от Церкви и тех, кто был на Литургии и не причастился, и тех, кто не причащался 3 недели.

Последование ко Святому Причащению

Состоит оно из двух частей. I. Канон ко причащению II. молитвы перед причащением. Молитвы эти начали появляться в 4-6 веках. Во времена Иоанна Златоуста их читали, стоя в длинной очереди к Чаше. В 11-12 вв. Последование вошло в практику в монастырях. А в 14 веке и среди мирян.

Чтение канона занимает 15 минут, молитв — ещё 20. Взрослого здорового человека без этого канона я не допускаю. Потому что не найти 15 минут на молитву — на мой взгляд — крайнее неуважение к Тайнам Христовым. А вот со школьника — уже не требую. Здесь родители должны встать с ребёнком дома и сказать: «помолись с нами перед Причастием немного». Это на их совести. Заметил, что дети сами молиться ещё стесняются.

Три канона

Три канона — Покаянный, Богородице и Ангелу-хранителю — вошли в правило ещё позже. Читал где-то у прав. Иоанна Кронштадтского совет священникам: «не запрещайте прихожанам читать три канона, потому что это хорошая благочестивая народная традиция» (привожу по памяти, кто найдёт, скиньте ссылку).

С 1990-е годы это стало нормой, и теперь священники это требуют. Но некоторые считают (в их числе и я), что делать чтение этих канонов и акафистов обязательным условием для причастия неверно.

Но читать их очень советую! Чтобы легче было распределите их на неделю. Можно заменять акафистами, другими канонами. Духовная жизнь человека должна быть интересной и разнообразной. Иногда прошу не читать эти каноны тех, кто причащается впервые и может их не осилить.

Исповедь

В Православной Греции редкому священнику разрешено исповедовать. Поэтому там исповедь и причастие — никак не связаны, и это норма. У нас без исповеди к Чаше не пускают. И это хорошо! Так, человек с улицы, зашедший поставить свечку — не согрешит. Но если Вы причащаетесь как надо — каждое воскресенье, не нужно копаться в себе, ища грехи. Совесть не обличает — просто благословитесь на Причастие у знакомого батюшки.

Хорошие священники

Всё чаще слышу призывы священников причащаться часто! А вот слова известного блогера, потомственного священника Павла Островского:

«Когда я общаюсь с новоначальными, говорю им следующее: «Если вы со всеми в мире, если вы верите в Господа Иисуса Христа, если молитесь на богослужении в церкви, если по силам молитесь и поститесь дома, то приходите натощак и причащайтесь.» А если [есть маленький] ребёнок, то на богослужение можно приходить ближе к Причастию (за 15-20 минут до начала), и вместе с ребёнком причащаться»

Какие трезвые и смелые слова!

Вы должны понимать, что священники разные бывают. Поговорите с батюшкой на исповеди, определите с ним частоту причащения и размер правила. Если не нашли понимания, поищите другого священника. Как говорится, «Каждый выбирает для себя… »

Выводы

В Причащении Тела и Крови Христовых — весь смысл духовной жизни. Если Вы верный христианин, поститесь в среду и пятницу, то прочитав Последование перед причащением и очистив совесть на исповеди, Вы можете натощак приступать к Чаше.

Если Вы беременная или кормящая, поститься нельзя. Если Вы можете прийти только на Литургию с ребёнком — найдите священника, который будет Вас причащать вместе с младенцем.

Если Вы при смерти, ни один священник не потребует с вас никакой подготовки, приедет и причастит. Если здоровы, старайтесь читать в течение недели каноны и акафисты. Желаю всем непрестанного и всегда достойного причащения Святых Христовых Таин!

автор: священник Владимир Панарин

Если понравилась статья, пожалуйста, поддержите проект! Подпиской, лайком, репостом, комментом, финансово:

Читайте также:

Критические дни. Что можно женщине в храме?

Какими мы будем после воскресения из мёртвых?

Пять видов рая в Православии

Источник