Можно ли есть после азана во время поста
Содержание статьи
Разрешено ли продолжить приём пищи после азана на утреннюю молитву, если есть сомнения в том, что азан совершен вовремя?
Вопрос
В Египте существуют разногласия в определении времени Фаджр [утренней] молитвы. Вчера, во время азана на Фаджр, моя мать почувствовала сильную жажду, и спросила моего брата [можно ли ей выпить воды], и он сказал ей, что можно, опираясь на мнение одного большого шейха-салафита из Египта, который считает, что время [азана на Фаджр в Египте] неверное, и который вместе со своими учениками продолжал есть еще десять минут после азана. Мой брат несколько раз поступил таким образом, но он не помнит точного количества дней. Что должны делать мой брат и моя мать?
Хвала Аллаху.
Во время соблюдения поста необходимо воздержаться от действий, нарушающих пост, с начала рассвета и до захода солнца, так как Всевышний сказал:
وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ
Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной…. Коран. Сура Корова 2:187.
Пост начинается с началом рассвета. Поэтому, человек, который не уверен, что начался рассвет, может принимать пищу, пока не убедится в появлении утренней зари. Если известно, что муаззин совершается азан преждевременно, или есть сомнения в том, совершает ли он азан вовремя или преждевременно, то в этом случае человек может есть, пока не убедится, что начался рассвет. Но безопаснее прекратить прием пищи, как только он услышит азан.
Шейха `Абд аль-`Азиз ибн База (да смилостивится над ним Аллах) спросили: Каков шариатский хукм поста того, кто слышит азан и продолжает есть и пить?.
Шейх ответил: «Верующий обязан воздерживаться от действий, нарушающих пост, таких как еда, питьё и т.п., когда он видит начало рассвета, и когда это обязательный пост, как пост Рамадана, или как пост обета или искупления, по причине слов Всевышнего Аллаха:
وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ
Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной…. См. выше.
И если он услышит азан, и ему станет известно, что азан совершается на рассвете [вовремя], то он должен начать воздерживаться [от действий, нарушающих пост].
Если муаззин совершает азан до начала рассвета, тогда он не обязан начинать воздерживаться, и он может продолжить есть и пить, пока не увидит рассвет.
Если он не знает, прозвучал ли азан до рассвета или после начала рассвета, то лучше и безопаснее для него начать воздерживаться, когда он услышит азан, и ему не навредит, если он съест или выпьет что-либо во время азана, потому что ему неизвестно: начался ли рассвет или нет.
Ведь мы знаем, что в городах, где на улицах светят электрические фонари, человек не может увидеть своими глазами начало рассвета. Но ему нужно обезопасить себя, действуя по азану или по расписанию появления утренней зари, информирующего о ее появления в часах и минутах, следуя словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха): Оставь внушающее тебе сомнения, [и обратись] к тому, что сомнений у тебя не вызывает; и другим его словам: Тот, кто сторонится сомнительного, очищает свою религию и свою честь. А Аллах тот, кто оказывает поддержку». Фатауа Рамадан. С. 201.
Основываясь на этом, мы можем сказать, что если Ваша мать и брат следовали за шейхом, которому они доверяют, и этот шейх говорит, что азан [в Египте] совершается до наступления истинного рассвета, и если они ели, опираясь на это мнение, то на них нет греха и их пост считается правильным.
В будущем следует начинать воздерживаться с началом азана. Относительно ошибки в определении времени азана на Фаджр ведётся много разговоров. Поэтому, для поста безопаснее начинать воздерживаться с началом азана, а для [Фаджр] молитвы, безопаснее отложить её на двадцать или более минут. Для большей информации обратитесь к ответам № 26763и № 66202.
А Аллаху ведомо лучше.
Источник
Можно ли принимать пищу во время азана? Когда наступает время начала поста?
Вопрос: Можно ли принимать пищу во время азана? Когда наступает время начала поста?
Ответ:
Одним из условий поста является воздержание от всего, что нарушает пост на протяжении времени от рассвета до захода солнца.
Все ученые единогласны в том, что пост начинается с началом второго рассвета или, как его еще называют, «правдивого рассвета». Как правило, это время, когда муаззин оглашает азан с призывом на утреннюю намаз.
С момента начала звучания азана человек становится постящимся, а значит, ему запрещено употреблять пищу, пить воду и совершать другие действия, нарушающие пост. Эта практика, которой следовали Имамы Абу Ханифа, Аш-Шафии, Малик, Ахмад ибн Ханбаль, а также крупные ученые из числа сподвижников, табиинов и тех, кто были после них.
وبه قال عمر بن الخطاب ، وابن عباس وعلماء الأمصار. قال وبه نقول.
Ибн Мунзир в этом отношении отметил: «Данного мнения придерживались Умар Ибн Аль-Хаттаб, Ибн Аббас и ученые всех стран. Этого мнения придерживаемся и мы».
Доводом для этого мнения служит хадис, который приводят Имамы Бухари и Муслим (№ 1090) в своих сборниках «Сахих» от Адийи ибн Хатима (да будет им доволен Аллах), который сказал: «Когда был ниспослан аят
وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ
«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить рассвета от черной», я сказал: «О Посланник Аллаха, я кладу себе под подушку белую и черную веревки, [используя] которые, я отличаю ночь ото дня». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У тебя широкая подушка! Здесь имеется ввиду темнота ночи и белизна рассвета».
Как мы видим, этот сподвижник понял слова Всевышнего Аллаха буквально и пытался узнать о начале рассвета с помощью ниток, которые держал у себя под подушкой, но когда он обратился к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), то ему было разъяснено, что здесь речь идет о тонкой белой полоске, которая появляется на небе, свидетельствующая о наступлении рассвета.
В другом хадисе, который также приводят Бухари (№ 7427) и Муслим, передано от Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что [однажды] Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Призыв к молитве, произносимый Билялом ночью, ни в коем случае не должен мешать вам есть перед рассветом, ибо он произносит слова азана, чтобы отвлечь бодрствующих из вас и разбудить спящих, а не для того, чтобы сообщить о наступлении [времени] утренней молитвы».
Из данного хадиса мы извлекаем несколько важных вещей.
Первое: во время Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в месяце Рамадан было два азана: первый азан, произносимый Билялом, имел целью разбудить спящих людей на предрассветный завтрак (сухур), а второй азан, произносимый Ибн Умм Мактумом, свидетельствовал о наступлении рассвета и времени утренней молитвы.
Второе: во время первого азана разрешено есть и пить, потому что его цель — указать на то, что уже пора принимать пищу. То есть тот, кто спал, должен проснуться, а тот, кто поклонялся, должен отвлечься, чтобы поесть.
В другом хадисе, который приводят Ибн Хузейма (№ 356), Ад-Даракутни и др., передано от Ибн Аббаса (да будет ими доволен Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Рассвет бывает двух видов: рассвет, с наступлением которого запрещено принимать пищу и разрешено совершать [утреннюю] молитву, и рассвет, который означает, что еще нельзя совершать [утреннюю] молитву, но разрешается принимать пищу».
الْفَجْرُ فَجْرَانِ : فَجْرٌ يَحْرُمُ فِيهِ الطَّعَامُ وَتَحِلُّ فِيهِ الصَّلاةُ ، وَفَجْرٌ تَحْرُمُ فِيهِ الصَّلاةُ وَيَحِلُّ فِيهِ الطَّعَامُ
Также Бухари (№ 2656) и Муслим (№ 1092) приводят хадис от Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Билял произносит азан ночью, поэтому [продолжайте] есть и пить, пока призыв не начнёт произносить Ибн Умм Мактум, а он призывает когда наступает рассвет».
Также Бухари и Муслим приводят и другой хадис со слов Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Билял провозглашает азан ночью, поэтому продолжайте есть и пить, пока призыв не начнёт произносить Ибн Умм Мактум. Он же был слепым и не начинал призывать к молитве, пока ему не говорили: Светает, светает!».
Также Имам Ан-Насаи (№ 639) приводит хадис со слов Анисы бинт Хубайба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда призыв начнёт произносить Ибн Умм Мактум, вы не ешьте и не пейте, но вы можете принимать пищу, когда призыв возглашает Билял».
Все эти хадисы являются достоверными и ясно указывают на то, что когда начинается призыв на утреннюю молитву, следует воздержаться от приема пищи и всего того, что нарушает пост. Поэтому когда постящийся услышит азан, ему категорически запрещено есть, а если во рту у него остались остатки пищи или вода, он обязан выплюнуть их.
Значит, относительно второй части вопроса «Можно ли употреблять пищу во время азана?», можно сказать, что это запрещено, так как противоречит как всем достоверным и ясным хадисам, которые мы привели выше, так и единогласному мнению учёных (иджма). Обратное является отклоненным мнением (шазз).
Как правило, сторонники отклоненного мнения ссылаются на хадис, который приводит Абу Давуд со слов Абу Хурайры (да будет им доволен Аллах), в котором сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто услышал призыв (азан) с посудой в руках, пусть не ставит ее назад, пока не удовлетворит свою нужду».
Возникает вопрос о существовании двух совершенно противоположных мнений: в хадисах от Бухари и Муслима Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ясно говорил, что с началом второго азана, который свидетельствует о начале рассвета, мусульмане должны воздержаться от пищи, а в хадисе от Абу Давуда как бы сказано обратное. Имам Аль-Байхаки, разъясняя хадис от Абу Давуда, сказал: «Все ученые разъясняют данный хадис, если считать его достоверным, следующим образом: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) знал, что муаззин провозглашает азан до утреннего рассвета, а этот человек, [в чьей руке находилась посуда], выпьет до наступления рассвета, чтобы тем самым соответствовать хадису, который передает Айша и Ибн Умар, да будет доволен ими Аллах. Данное понимание согласует [противоположные по смыслу] хадисы».
وَهَذَا إِنْ صَحَّ فَهُوَ مَحْمُولٌ عِنْدَ عَوَامِّ أَهْلِ الْعِلْمِ عَلَى أَنَّهُ -صلى الله عليه وسلم- عَلِمَ أَنَّ الْمُنَادِىَ كَانَ يُنَادِى قَبْلَ طُلُوعِ الْفَجْرِ بِحَيْثُ يَقَعُ شُرْبُهُ قُبَيْلَ طُلُوعِ الْفَجْرِ، لِيَكُونَ مُوَافِقًا لِحديث عائشة وابن عمر — رضي الله عنهم- قال : وعلى هذا تتفق الأخبار.
Имам Аль-Байхаки высказал мнение, которое было известно и до него, а также подтверждено учеными прошлого. Согласно достоверным хадисам, которые мы привели ранее, становится ясно, что нельзя принимать или доедать пищу во время азана, возвещающего о наступлении рассвета.
Ранее мы приводили хадис о том, что рассвет бывает двух видов: «Рассвет бывает двух видов: рассвет, с наступлением которого запрещено принимать пищу и разрешено совершать [утреннюю] молитву, и рассвет, который означает, что еще нельзя совершать [утреннюю] молитву, но разрешается принимать пищу».
قال أبو بكر ابن خزيمة :»قوله : فجر يحرم فيه الطعام يريد على الصائم» فإذا كان المؤذن يؤذن لطلوع الفجر وجب الإمساك بمجرد سماع الأذان، إلا إذا كان يعلم أن المؤذن يؤذن قبل الوقت بقليل فلا حرج في الأكل والشرب حال الأذان، وعلى ذلك يحمل قوله صلى الله عليه وسلم :»إذا سمع أحدكم النداء والإناء على يده فلا يضعه حتى يقضي منه حاجته » رواه أحمد وأبو داود والحاكم وقال صحيح على شرط مسلم ولم يخرجاه.
Абу Бакр ибн Хузейма, разъясняя слова «рассвет, с наступлением которого запрещено принимать пищу», отметил, что они относятся к постящемуся, и если муаззин произносит азан, свидетельствующий о наступлении рассвета, надо обязательно воздержаться от приема пищи, как только будет услышан азан. Исключение составляет случай, когда человек точно знает, что муаззин произносит азан немного раньше наступления рассвета, в таком случае на человеке не будет греха, если он будет есть и пить в момент азана. Именно такое понимание необходимо в отношении слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) «Кто услышал призыв (азан) с посудой в руках, пусть не ставит ее назад, пока не удовлетворит свою нужду».
وقال الإمام النووي رحمه الله تعالى في كتابه المجموع :
{فَرْعٌ} هَذَا الَّذِي ذَكَرْنَاهُ مِنْ الدُّخُولِ فِي الصَّوْمِ بِطُلُوعِ الْفَجْرِ — وَتَحْرِيمِ الطَّعَامِ وَالشَّرَابِ وَالْجِمَاعِ بِهِ — هُوَ مَذْهَبُنَا وَمَذْهَبُ أَبِي حَنِيفَةَ وَمَالِكٍ وَأَحْمَدَ وَجَمَاهِيرِ الْعُلَمَاءِ مِنْ الصَّحَابَةِ وَالتَّابِعِينَ فَمَنْ بَعْدَهُم- قَالَ ابْنُ الْمُنْذِرِ وَبِهِ قَالَ عُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ وَابْنُ عَبَّاسٍ وَعُلَمَاءُ الْأَمْصَارِ قَالَ وَبِهِ نَقُولُ.
وَحَكَى أصحابنا عن الاعمش واسحق بْنِ رَاهوَيْهِ أَنَّهُمَا جَوَّزَا الْأَكْلَ وَغَيْرَهُ إلَى طُلُوعِ الشَّمْسِ وَلَا أَظُنُّهُ يَصِحُّ عَنْهُمَا.
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму» сказал: «Отмеченное нами, что время поста начинается с наступлением рассвета, и с этого момента запрещено принимать пишу, пить и вступать в супружеские отношения, является позицией мазхабов Аш-Шафии, Абу Ханифы, Малика и Ахмада, а также большинства ученых из числа сподвижников, табиинов и следующих за ними.
Ученые нашего [шафиитского] мазхаба передают от Амаша и Исхака ибн Рахавейха, что они разрешили есть и совершать остальные действия до восхода солнца, но я не думаю, что это достоверно [передается] от них».
قَالَ ابْنُ عَبْدِ الْبَرِّ، فِي قَوْلِ النَّبِيِّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -: «إنَّ بِلَالًا يُؤَذِّنُ بِلَيْلٍ، فَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يُؤَذِّنَ ابْنُ أُمِّ مَكْتُومٍ.» دَلِيلٌ عَلَى أَنَّ الْخَيْطَ الْأَبْيَضَ هُوَ الصَّبَاحُ، وَأَنَّ السَّحُورَ لَا يَكُونُ إلَّا قَبْلَ الْفَجْرِ. وَهَذَا إجْمَاعٌ لَمْ يُخَالِفْ فِيهِ إلَّا الْأَعْمَشُ وَحْدَهُ، فَشَذَّ وَلَمْ يُعَرِّجْ أَحَدٌ عَلَى قَوْلِهِ. وَالنَّهَارُ الَّذِي يَجِبُ صِيَامُهُ مِنْ طُلُوعِ الْفَجْرِ إلَى غُرُوبِ الشَّمْسِ. قَالَ: هَذَا قَوْلُ جَمَاعَةِ عُلَمَاءِ الْمُسْلِمِينَ. ..» اه
Ибн Кудама Аль-Ханбали в своей книге «Аль-Мугни» писал: «Ибн Абдуль Барр относительно слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) «Поистине, Билял произносит азан ночью, поэтому [продолжайте] есть и пить, пока призыв не начнёт произносить Ибн Умм Мактум, а он призывает когда наступает рассвет» отметил, что этот хадис служит доказательством тому, что белая нить и есть утро, и предрассветный прием пищи может осуществляться только до наступления рассвета. Это является единогласным мнением учёных, которому никто не противоречил, кроме одного Амаша, который отклонился [в этом вопросе], и никто за ним не последовал. Дневное время, когда надо обязательно начать держать пост, начинается с момента начала рассвета до захода солнца».
Заключение
Исходя из вышесказанного, мы утверждаем, что запрещено есть, доедать, проглатывать остатки пищи, когда звучит азан, возвещающий о наступлении рассвета. В этот момент в обязательном порядке необходимо выплюнуть остатки пищи и прополоскать рот, иначе пост этого человека считается нарушенным.
Людям, полагающимся на редкие и отклоненные мнения, хочется задать вопрос: «Разве Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не требует от нас остерегаться сомнительного, как сказано в хадисе, который приводит Имам Аль-Бухари: «Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь?». Как можно полагаться на отдельные мнения, оставив ясные и достоверные тексты Корана и Сунны? Как можно пренебрегать словами ученых четырех мазхабов, которые сказали, что в момент азана, свидетельствующем о наступлении рассвета, человек должен отстранится от пищи? Как можно оставить ясные и достоверные хадисы, смысл которых однозначен и относительно которых нет разногласий среди ученых? Да и как, в противовес сказанному выше, можно полагаться на хадис, смысл которого не однозначен, и в отношении которого существуют разногласия?!
Мы знаем, что выйти из разногласий является похвальным действием. Что говорить, когда некое действие противоречит практике исламских ученных? Разве проявление осторожности здесь не будет обязательным?
В конце хочется отметить, что если мы начнем прибегать к отклоненным мнениям, выходящим за рамки четырех признанных мазхабов, то у нас все запутается, и не останется практически ни одного вопроса, в котором можно будет что-то считать запретным или дозволенным.
Источник
Часто задаваемые вопросы в Рамазан
Вопрос: Можно ли держать пост, если я не читаю намаз?
Ответ: Да, можно. Так как пост — один из пяти столпов Ислама. Инша Аллах, Ваш пост будет принят Всевышним.
Вопрос: Что нужно говорить перед сухур?
Ответ: Намерение поста (нийат):
«Навайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль- магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля».
Перевод: «Я намереваюсь соблюсти пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Всевышнего Аллаха».
Вопрос: Что нужно говорить перед разговением (ифтара)?
Ответ: Слова, которые произносит постящийся при разговении(ифтара):
«Аллахумма лякя сумту ва бикя аманту ва аляйкя таваккяльту ва ‘аля рызкыкя афтарту фагфирли йа гаффару ма каддамту ва ма аххарту»
Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!)» (Ибн Маджа, Сыйам, 48; Даракутни, II/185).»
Вопрос: Что лучше всего делать во время поста?
Ответ: Вам стоит проявить усердие в поклонения, раздавать милостыню, делать добро людям, читать Коран. Если есть возможность взять отпуск во время поста, лучше сделать это, дабы больше времени прибывать в мечети с намерением поклонения Всевышнему.
Вопрос: Насколько важно принимать сухур? Если я проспал сухур и в течение дня ничего не ел и не пил, не будет ли это считаться нарушением?
Ответ: Если Вы не встали утром на сухур, то это не нарушает пост. Главное условие, до ифтара нельзя есть и пить. Но старайтесь не пропускать сухур.
В Рамазан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спешил сделать разговение сам и побуждал к этому других. Кроме того, он, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал людей обязательно принимать пищу до утренней зари и по возможности делать это перед самым рассветом.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Всё время сухура является благословенным, так не упускайте же его, и пусть каждый из вас выпьет хотя бы глоток воды, ибо, поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто ест, или пьёт перед рассветом» (Ахмад).
Вопрос: Важно ли спешить с разговением?
Ответ: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«У каждого все будет хорошо до тех пор, пока они будут спешить с разговением». (Аль Бухари № 1957, Муслим № 1098)
Вопрос: Чем лучше всего разговляться?
Ответ: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«У кого есть финики, пусть разговляется ими, а у кого их нет, тот пусть разговляется водой, ибо она очищает». (Ахмад № 15798, Ат Тирмизи № 695, Абу Дауд № 2355)
Вопрос: Можно ли кушать после фаджр намаза до восхода?
Ответ: После фаджр намаза — кушать нельзя. Необходимо прекратить прием пищи за 10 минут до наступления рассвета.
«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи». (Коран 2:187)
Вопрос: Если по забывчивости, днем я принял пищу, выпил воды, нарушается ли мой пост?
Ответ: Прием пищи и воды, совершенные по забывчивости пост не нарушают. Как только вы вспомните, что вы постящийся — вам необходимо незамедлительно прекратить прием пищи.
Есть хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Кто поел или попил, забывшись, пусть продолжает свой пост, ибо это Аллах накормил его и напоил». (Аль-Бухари № 6669)
Вопрос: Можно ли поститься непрерывно, например, 2 дня подряд, без разговения?
Ответ: Нет, нельзя.
Передают со слов Абу Са’ида, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не поститесь непрерывно, а тот из вас, кто захочет сделать это, пусть разговеется перед рассветом (следующего дня)». (Аль Бухари № 1963)
Вопрос: Можно ли держать пост несколько дней? Например, 3 дня в начале и 3 дня в конце?
Ответ: Нет, подобное запрещено.
«В месяц Рамазан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». (Коран 2:185)
Вопрос: Во время поста, меня отправляют в командировку в другой город. Могу ли я приостановить свой пост?
Ответ: Аллах разрешил путешественнику приостановить пост, даже если во время путешествия он не испытывает никаких затруднений. По истечении поста, Вам необходимо будет восполнить пропущенные дни. Всевышний сказал:
«А если кто болен или находиться в пути, то пусть поститься столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран 2:185)
Вопрос: Могу ли я держать пост, несмотря на то, что собираюсь в командировку в другой город?
Ответ: Да, можно.
Хамза ибн Амр аль-Аслями, да будет доволен им Аллах, спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«О Посланник Аллаха, я чувствую, что у меня достаточно сил для того, чтобы поститься в путешествии, так будет ли на мне грех, если я стану делать это?». Пророк сказал: «Это разрешение (послабление) от Аллаха, и кто воспользуется им, тот поступит хорошо, а кто желает поститься, на том нет греха». (Муслим № 1891)
Вопрос: Во время поста можно делать обрезание (свадьбу и т.п.)?
Ответ: Да, в период времени поста, Вы можете сделать ребенку обрезание (справить свадьбу и т.п.). Но в этом случае, праздничное угощенье вам необходимо перенести на вечер (после разговения).
Вопрос: Во время поста можно ли заниматься спортом?
Ответ: Да, можно, но не забывайте, что во время поста организму и так тяжело, постарайтесь не обременять его. Желательно взять перерыв в период поста.
Вопрос: Можно ли глотать слюну во время поста?
Ответ: Сглатывание слюны — пост не портит. Но специально «копить» слюну и сглатывать — нельзя, так как это портит пост.
Вопрос: Можно ли жевать жевательные резинки?
Ответ: Нет, нельзя. Жевательная резинка содержит в себе сахар (либо заменитель).
К тому же, при жевании на голодный желудок жевательная резинка стимулирует выработку желудочного сока, что способствует развитию гастрита или обострению язвенной болезни.
Вопрос: Можно ли использовать крема во время поста?
Ответ: Да, можно. Главное, что вы не употребляете их внутрь.
Вопрос: Можно ли в период поста чистить зубы пастой, при этом не глотать слюну.
Ответ: Использование зубной пасты допускается, но относится к категории макрух. При использовании зубной пасты слюна не проглатывается до тех пор, пока не пройдет ее вкус. Попадание зубной пасты в желудок нарушает пост. Необходимо тщательно прополоскать рот и быть предельно осторожным. Лучше и безопаснее пользоваться мисваком. Последнее является Сунной.
Вопрос: У меня последнее время частенько кровоточат зубы, и я собираю слюну и выплевываю, иногда по забывчивости глотаю. Нарушается ли пост из-за этого и что можно сделать?
Ответ: Пост не портится, но глотать кровь специально не надо. Рекомендуем Вам быть крайне внимательным.
Вопрос: Во время Поста разрешается курить днем?
Ответ: Нет, не разрешается.
Вопрос: Во время Поста разрешается употреблять насвай?
Ответ: Нет, не разрешается. Так как это относится к одурманивающим веществам.
Вопрос: Можно ли во время поста принимать душ, ванну?
Ответ: Можно, по мере необходимости. Будьте осторожны.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чистил зубы мисиваком и лил себе на голову воду во время поста. Сподвижники видели, как во время поста он, да благословит его Аллах и приветствует, обливал голову водой, спасаясь от жажды или от жары. (Ахмад № 15473, Абу Дауд № 2365)
Вопрос: Можно ли просто полоскать рот, нос во время поста?
Ответ: Полоскание рта и очищение носа водой не нарушает пост, если даже сделано не при омовении. Если Вы проглотите воду, то в этом случае пост нарушается и нужно его возместить.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Хорошо (глубоко) промывай нос, кроме тех случаев, когда ты постишься». (Ат-Тирмизи, 788)
Вопрос: Можно ли стричь ногти, волосы в период поста?
Ответ: Можно подстригать ногти и волосы. Лучше всего это делать перед полным омовением.
Вопрос: Во время поста, днем, я имел половой контакт с супругой. Теперь 1 день прерван. Каким образом можно восстановить его?
Ответ: Пост человека, вступившего в половую близость днем в Рамазан, нарушается, и он должен возместить этот день поста посредством непрерывного 2-х месячного поста, а если это ему не по силам, тогда он должен накормить 60 бедняков. (Об этом говорится в хадисе от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах). Аль Бухари № 6087,6164. Муслим № 1111)
Если половой контакт произошел по забывчивости (без намерения прервать пост), то в этом случае пост не считается испорченной. Как только вы осознали, что вы постящийся — вам необходимо прервать половой контакт.
Вопрос: Можно ли вступать в половую близость супругам, во время поста, в ночное время (после разговения)?
Ответ: Да
«Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами (, ведь) они являются одеянием для вас, а вы — одеянием для них» (Коран 2:187)
Вопрос: Можно ли во время поста обнимать, целовать свою жену (мужа)?
Ответ: Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Во время поста Пророк, нередко обнимал и целовал (своих жён, однако), он владел собой лучше любого из вас». (Аль Бухари № 1927)
Вопрос: Во время поста у меня произошло семяизвержение, портится ли от этого мой пост?
Ответ: При непреднамеренном семяизвержении — пост не нарушается. Вам необходимо сделать полное омовение (гусуль).
Вопрос: Что делать, если во время поста начался менструальный цикл?
Ответ: Вам необходимо прервать пост. В хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри, да будет доволен им Аллах, говорится:
«Разве она не оставляет молитву и пост, когда у нее начинается менструация?». (Аль-Бухари, № 1951, Муслим № 889)
После менструального периода, женщине необходимо возместить пропущенные дни поста.
Вопрос: Как быть во время поста кормящей матери?
Ответ: Согласно самому верному мнению, женщина, которая беременна или кормящая, рассматривается как тот, кто болен, поэтому ей позволено не поститься, и она должна восполнить только пропущенные дни, опасается ли она за себя или за ребёнка. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах облегчил обязанность поста и часть молитвы для путника, и Он облегчил обязанность поста для беременных и кормящих женщин». (ат-Тирмизи,3/85, он сказал — это хасан хадис)
Вопрос: У меня плохое самочувствие, могу ли я прервать пост?
Ответ: Если в некоторые дни человеку трудно поститься, ему разрешается прервать пост в эти дни. Иногда это даже становится обязательным (например, при рекомендации врача) — если пост наносит человеку ощутимый вред. Всевышний Аллах избавил нашу общину от затруднений. Всевышний сказал:
«Он не сделал для вас никакого затруднения в религии». (Коран 22:78)
Человек, прервавший пост из-за того, что ему было очень тяжело, обязан возместить пропущенные дни после того, как ему станет легче.
Вопрос: Как быть немощным людям (неизлечимые люди)?
Ответ: Тот, кто вообще не в состоянии поститься (то есть, нет надежды на то, что он когда-нибудь будет в состоянии соблюдать пост, например, очень старый, а также, неизлечимо больной человек), — имеет право не соблюдать пост, однако он должен за каждый пропущенный день накормить одного бедняка. Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, прочитал Слова Всевышнего:
«А те, которые способны поститься с трудом, следует в искуплении накормить бедняка». (Коран 2:184)
Вопрос: Во время поста у меня произошла рвота. Нарушен ли мой пост?
Ответ: Да
«Кого одолела рвота, тот не обязан возмещать пост, а кто намеренно вызвал рвоту, тот должен возместить свой пост». (Ахмад № 10085, Абу Дауд № 2370, Ат Тирмизи № 720, Ибн Маджа № 1676)
Вопрос: Как надо проводить Ураза байрам?
Ответ: В Ураза байрам надо приготовить праздничную еду, позвать родственников, друзей. Можно самим пойти в гости к родственникам. Самое главное, чтобы чувствовалось, что это праздник.
Вопрос: Я слышал про дополнительный пост после поста. Что это за пост и как его нужно держать?
Ответ: Пост в течении 6 дней после месяца Рамазан в месяц Шавваль, является Сунной. Поститься можно прерывно, т.е. 2 дня в начале, 2 дня в середине, 2 дня в конце. Поститесь также обычным образом, т.е. от рассвета до заката отказываясь от еды, питья, интимной близости и других вещей, нарушающих пост. Начинать можно после праздника » Ураза байрам «.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тот, кто постится месяц Рамазан, и вслед за ним соблюдает пост шесть дней Шавваля, равен тому, кто постился на протяжении всего года» (Муслим)
Источник