Можно ли есть перед вечерним богослужением

Священный Синод Русской Православной Церкви о вечернем служении Преждеосвященной литургии и о евхаристическом посте

Ввиду того, что во все боль­шем коли­че­стве храмов входит в обычай устав­ное слу­же­ние литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров вече­ром, и поскольку неко­то­рых все еще сму­щает эта прак­тика, пуб­ли­куем журнал №41 засе­да­ния Свя­щен­ного Синода Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви от 28 ноября 1968 года.

Слу­шали:

1. Пред­став­ле­ние Прео­свя­щен­ного мит­ро­по­лита Сурож­ского Анто­ния, Пат­ри­ар­шего Экзарха в Запад­ной Европе, от 2 октября с.г.:

«Ваше Свя­тей­ше­ство! Обра­ща­юсь к Вашей архи­пас­тыр­ской муд­ро­сти со сле­ду­ю­щим делам:

Ввиду пре­дель­ной раз­бро­сан­но­сти веру­ю­щих, живу­щих даже в самом Лон­доне на рас­сто­я­нии несколь­ких часов езды от един­ствен­ной нашей церкви, и невоз­мож­но­сти для гро­мад­ного боль­шин­ства, рабо­та­ю­щего с самого утра, посе­щать утрен­ние бого­слу­же­ния в будние дни, почти все веру­ю­щие лишены во время Вели­кого поста воз­мож­но­сти участ­во­вать в совер­ше­нии Пре­ждео­свя­щен­ной литур­гии.

Обра­ща­юсь поэтому к Вашему Свя­тей­ше­ству с прось­бой раз­ре­шить при­ме­не­ние на тер­ри­то­рии Запад­но­ев­ро­пей­ского Экзар­хата Цер­ков­ного устава, преду­смат­ри­ва­ю­щего совер­ше­ние литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров вече­ром.

Прежде чем поста­вить перед Вашим Свя­тей­ше­ством этот вопрос, я совер­шил в про­шлом году несколько Пре­ждео­свя­щен­ных литур­гий по вече­рам. Это было вос­при­нято веру­ю­щими очень поло­жи­тельно и дало воз­мож­ность многим из них участ­во­вать. Слу­жа­щий свя­щен­ник постился с полу­ночи, а веру­ю­щие, желав­шие при­ча­ститься Св. Тайн, воз­дер­жи­ва­лись от пищи, питья и куре­ния в тече­ние семи пред­ше­ству­ю­щих часов, т.е. от полу­дня.

Я наде­юсь, что Вы бла­го­сло­вите это воз­вра­ще­ние к устав­ной прак­тике, кото­рая уже дала на опыте добрые плоды».

2. Пред­став­ле­ние Прео­свя­щен­ного архи­епи­скопа Нью-Йорк­ского и Але­ут­ского Иона­фана, Пат­ри­ар­шего Экзарха Север­ной и Южной Аме­рики, от 29 июля с. г.:

«Ваше Свя­тей­ше­ство, мило­сти­вый наш Пер­во­свя­ти­тель и Отец! Мест­ные усло­вия жизни в пре­де­лах вве­рен­ного мне Экзар­хата все более остро ставят перед нами вопрос о необ­хо­ди­мо­сти пере­не­сти совер­ше­ние литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров во время Святой Четы­ре­де­сят­ницы на вечер­нее время.

Совер­ше­ние литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров в обыч­ное время лишает веру­ю­щих, заня­тых рабо­той в учре­жде­ниях и на пред­при­я­тиях, воз­мож­но­сти посе­щать это бого­слу­же­ние. Если же эта литур­гия была бы пере­не­сена на вечер­нее время, когда веру­ю­щие сво­бодны от заня­тий, наша паства имела бы воз­мож­ность при­сут­ство­вать за бого­слу­же­нием.

Поэтому я сыновне обра­ща­юсь к Вашему Свя­тей­ше­ству и сми­рен­нейше прошу внять просьбе и бла­го­сло­вить нам совер­ше­ние литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров в вечер­нее время.

В этой связи дерзаю обра­титься к Вашему Свя­тей­ше­ству с еще одной прось­бой.

Если литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров будет совер­шаться в вечер­нее время, есте­ственно, воз­ник­нет необ­хо­ди­мость при­ча­стия веру­ю­щих за этой литур­гией. Да и сами свя­щен­но­слу­жи­тели, совер­ша­ю­щие литур­гию, будут при­ча­щаться.

Это, в свою оче­редь, вызы­вает вопрос о вре­мени воз­дер­жа­ния от пищи и пития перед совер­ше­нием литур­гии, т. е. перед при­ча­ще­нием.

Ввиду этого я сми­рен­нейше прошу Ваше Свя­тей­ше­ство обсу­дить одно­вре­менно и этот вопрос и найти при­ем­ле­мое его реше­ние в духе цер­ков­ных правил и с учетом немо­щей чело­ве­че­ских и цер­ков­ной ико­но­мии».

3. Исто­ри­че­скую справку по вопросу при­ча­ще­ния Святых Тайн нато­щак про­фес­сора Ленин­град­ской духов­ной ака­де­мии Н. Д. Успен­ского от 15 октября с. г.:

«Гос­подь Иисус Хри­стос уста­но­вил Таин­ство При­ча­ще­ния после вечери, и апо­столы при­ча­сти­лись Боже­ствен­ного Тела и Крови после при­ня­тия пищи (Лк. 22:20; 1Кор. 11:25). Такого порядка в совер­ше­нии Евха­ри­стии, как освя­щен­ного при­ме­ром Самого Гос­пода, дер­жа­лись апо­столы и за ними хри­сти­ане первых поко­ле­ний.

Уве­ли­че­ние числа членов хри­сти­ан­ских общин и свя­зан­ная с этим труд­ность устрой­ства общих вечер­них трапез, или агап, вызвала отде­ле­ние Евха­ри­стии от агапы и пере­не­се­ние первой на утрен­нее время. Эта первая в исто­рии Евха­ри­стии реформа про­во­ди­лась не одно­вре­менно во всех Церк­вах. В неко­то­рых Церк­вах, как, напри­мер, Рим­ской, это ново­вве­де­ние имело место уже в сере­дине II века (св. Иустин Фило­соф, Апо­ло­гия, гл. 65-67), в других, в част­но­сти в Египте, еще в V веке Евха­ри­стию совер­шали вече­ром (Сократ, Цер­ков­ная исто­рия).

Пере­не­се­ние Евха­ри­стии с вечера на утро само по себе вызвало в жизни новый поря­док — при­ча­ще­ние Св. Тайн нато­щак. Эта тра­ди­ция ста­но­ви­лась все­об­щей по мере того, как рас­про­стра­нялся поря­док совер­ше­ния Евха­ри­стии утром. Сви­де­тель­ством про­ис­хо­див­шей пере­мены поряд­ков при­ча­ще­ния Св. Тайн явля­ется 41‑е пра­вило Кар­фа­ген­ского Собора. Соб­ственно, это пра­вило было при­нято в Италии на Иппон­ском Соборе 393 года (прав. 28) и вошло потом в Кодекс правил Кар­фа­ген­ского Собора. Это пра­вило гла­сило: «Святое Таин­ство алтаря да совер­ша­ется людьми не ядшими. Исклю­ча­ется из сего единый в году день, в кото­рый вечеря Гос­подня совер­ша­ется. Аще же память будет некиих в вечер­нее время скон­чав­шихся, епи­ско­пов или прочих: то да совер­шится она молит­вами токмо, когда совер­ша­ю­щие оную ока­жутся обе­дав­шими». Из этого пра­вила можно сде­лать вывод, что еще в конце IV века в отдель­ных Церк­вах, как Иппон­ская, суще­ство­вала древ­няя прак­тика при­ча­ще­ния Св. Тайн по при­ня­тии пищи. Собор, оче­видно, следуя новому порядку, как обще­рас­про­стра­нен­ному, запре­щает при­ча­ще­ние после при­ня­тия пищи, делая в этом отно­ше­нии исклю­че­ние для Вели­кого чет­верга.

VI Все­лен­ский Собор отме­нил выше­на­зван­ное пра­вило в части при­ча­ще­ния в Вели­кий чет­верг ядших, объ­яс­нив, что такое исклю­че­ние в отно­ше­нии Вели­кого чет­верга могло быть сде­лано «по неко­то­рым мест­ным при­чи­нам, полез­ным для Церкви» (прав. 29).

Читайте также:  Можно ли родить если есть эрозия

Что каса­ется при­ча­ще­ния Пре­ждео­свя­щев­ными Дарами, то оно ведет свое начало от древ­не­хри­сти­ан­ского обычая при­ня­тия Св. Тайн или «само­при­ча­ще­ния» на дому Св. Тай­нами, при­но­си­мыми из храма, где совер­ша­лась Евха­ри­стия. О таком обычае упо­ми­нает Тер­тул­лиан (письмо к жене). День и час при­ча­ще­ния уста­нав­ли­вал сам при­част­ник. Этот обычай был под­дер­жан ана­хо­ре­тами я от них вошел в мона­стыр­ское бого­слу­же­ние. Монахи при­ча­ща­лись или по совер­ше­нии утрен­него пра­вила, или, что, оче­видно, было свя­зано с раз­лич­ной стро­го­стью соблю­де­ния поста, вече­ром. Чино­по­сле­до­ва­ние изоб­ра­зи­тель­ных — это древ­нее пра­вило или поря­док при­ча­ще­ния братии в конце утрен­него бого­слу­же­ния, а литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных воз­никла на основе при­ча­ще­ния Пре­ждео­свя­щен­ными Дарами вече­ром. В IV и V веках, когда стал утвер­ждаться, как все­об­щий, поря­док при­ча­ще­ния нато­щак, при­об­ще­ние Пре­ждео­свя­щен­ных Даров — утром ли, вече­ром ли — также совер­ша­лось нато­щак. Это в итоге при­вело к пере­не­се­нию литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров на первую поло­вину дня, хотя она начи­на­ется чино­по­сле­до­ва­нием вечерни.

Если совер­шать литур­гию Пре­ждео­свя­щен­ных Даров вече­ром, то, оче­видно, вста­нет вопрос с воз­дер­жа­нием в этот день от при­ня­тия пищи до вечера. Прямых правил, кото­рые отме­няли бы это воз­дер­жа­ние и раз­ре­шали бы при­об­ще­ние Пре­ждео­свя­щен­ными Дарами ядших, нет. Однако на осно­ва­нии того же 29 пра­вила VI Все­лен­ского Собора, кото­рое гласит, что «святые отцы оные» (т. е. Иппон­ского и Кар­фа­ген­ского Собо­ров) раз­ре­шали при­ча­ще­ние Св. Даров в Вели­кий чет­верг ядшим «по неко­то­рым мест­ным при­чи­нам, полез­ным Церкви», цер­ков­ная иерар­хия, оче­видно, может раз­ре­шать при­ча­ще­ние Св. Тайн и на литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных, совер­ша­е­мой вече­ром ядшими, уста­но­вив для них пост не в про­дол­же­ние всего дня, а в несколько часов, насколько это будет при­знано «полез­ным для Церкви».

4. Отзыв Прео­свя­щен­ного архи­епи­скопа Брюс­сель­ского и Бель­гий­ского Васи­лия по этому вопросу от 27 ноября 1968 года:

«Вполне согла­сен с выска­зы­ва­е­мыми в пред­став­ле­ниях Высо­ко­прео­свя­щен­ней­ших Экзар­хов Анто­ния и Иона­фана сооб­ра­же­ни­ями о жела­тель­но­сти совер­ше­ния литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров вече­ром, равно как и с пра­ви­лами о сроках поста для при­об­ща­ю­щихся и слу­жа­щих. Могу только ска­зать, что вечер­ние Пре­ждео­свя­щен­ные литур­гии должны вво­диться с осто­рож­но­стью, в зави­си­мо­сти от мест­ных усло­вий и состава веру­ю­щих. Они легче могут быть вве­дены среди пра­во­слав­ных запад­ного про­ис­хож­де­ния, чем среди рус­ских, легче среди моло­дежи, чем среди старых. В Бель­гии оно совер­ша­ется уже в Бель­гий­ской Пра­во­слав­ной Миссии, а в Гол­лан­дии -в Гро­нин­гене, у о. Иоанна Хаве­мана».

Поста­но­вили:

  1. Бла­го­сло­вить в храмах Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата совер­ше­ние вече­ром Боже­ствен­ной литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров там, где пра­вя­щий архи­ерей сочтет это полез­ным.
  2. При совер­ше­нии Боже­ствен­ной литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров в вечер­ние часы воз­дер­жа­ние для при­ча­ща­ю­щихся от при­ня­тия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако воз­дер­жа­ние перед при­ча­ще­нием с полу­ночи от начала данных суток весьма похвально, и его могут дер­жаться име­ю­щие физи­че­скую кре­пость.

журнал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии, 1969 г., №1. Сс. 3-5.

Источник

Обязательно ли ходить на Всенощное бдение?

Обязательно ли присутствовать на вечерней службе? Исповедаться ведь можно прямо во время литургии. Или все-таки присутствие на всенощном бдении должно стать для верующих таким же обязательным, как и присутствие на литургии?

Наша жертва Богу

Протоиерей Игорь Фомин

Протоиерей Игорь Фомин

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО (Москва):

Литургический день — совокупность всех богослужений суточного круга, венцом которого становится литургия.

Почему так трудно молиться на всенощном бдении и так легко на литургии? Потому что всенощное бдение — это наша жертва Богу, когда мы жертвуем Ему своим временем, какими-то внешними обстоятельствами. А литургия — жертва Бога нам. И принимать ее часто бывает намного проще. Но как ни странно, степень принятия этой жертвы от Бога зависит от того, насколько мы готовы пожертвовать Ему.

Всенощное бдение в формальном плане — обязательное богослужение перед причастием.

Весь строй богослужения напоминает нам о событиях божественного мироустройства, он должен сделать нас лучше, настроить нас на жертву, которую Христос уготавливает нам при святом причащении.

Но бывают разные обстоятельства, при которых человек не может попасть на всенощную: сварливая жена, ревнивый муж, срочная работа и так далее. И это причины, которые могут оправдывать человека. Но если он не присутствует на всенощном бдении из-за того, что смотрит чемпионат по футболу или любимый сериал (обратите внимание, я не говорю здесь про гостей — все-таки это немного другое), тогда, наверное, человек внутренне грешит. Причем не перед церковным уставом, даже не перед Богом. Он просто обкрадывает сам себя.

Вообще обокрасть Церковь, храм — невозможно, даже если вынесешь оттуда все иконы и какие-то материальные ценности. Духовный мир — это не банк и не магазин. Ты не нанесешь Церкви ущерба своим недостойным поведением. А вот для тебя внутренние последствия этого — бедственны.

Каждый должен сам задумываться. Если у него есть возможность посетить всенощное бдение, то нужно это сделать. Если нет такой возможности, то стоит задуматься: а как я могу достойно провести этот вечер перед причастием, чтобы подготовиться к принятию святых Христовых Тайн. Может быть, не надо смотреть телевизор, а следует сосредоточиться на духовном размышлении?

Читайте также:  Можно ли есть репку при грудном вскармливании

Если человек хочет причащаться каждое воскресенье и переживает, если он еще и каждую субботу будет в храме и останется без выходных, без отдыха, возникает вопрос — а для чего ему причащаться каждое воскресенье?

Господь говорит: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21). Если твое сокровище в кинотеатре, у телевизора, на стадионе — отложи причастие до лучших времен: на недельку, на месяц, на год.

Здесь очень важна мотивация, которая движет человеком. Если ты привык причащаться каждое воскресенье, и это тебя духовно никак не изменяет, не преображает, тогда зачем тебе это?

Может быть, тогда взять меру частоты, которая есть в церковном уставе: причастие — раз в три недели. Время подготовки к причастию в уставе определено так: неделю — готовишься, постишься сухоядением, читаешь молитвы. Потом — причащаешься, неделю внутренне хранишь полученное, неделю отдыхаешь и опять готовишься. Есть вариант, когда форму подготовки ко причастию каждый обговаривает со своим духовником.

Если человек устанавливает себе определенный график причастия, — это хорошо. Только тогда он должен к этому таинству относиться соответственно.

Не только долг…

Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):

Прежде всего нужно сказать о красоте всенощной, содержательности, духовной и фактической ее насыщенности: в богослужении раскрывается и история праздника, и его значение, и смысл.

Но поскольку, как правило, люди не понимают, что читается и поется в церкви, то они многого просто не воспринимают.

Удивительно, что Русская Православная Церковь сохранила в полноте очень сложное, продуманное богослужение. Например, в Греции на приходах подобного уже нет. Там подстроились под современную жизнь, и это по-своему оправданно. Там вечерней службы нет, вечерня не служится, утро начинается с утрени.

Мы служим и вечерню, и утреню вечером. Это некая условность, но она продумана, и те, кто принимали решение именно о таком ходе богослужения, лучше нас понимали устав и решили, что так будет правильнее для сохранения верности традиции.

В Греции приняли другое решение. Утреня там служится, как правило, по одному типу. У нас есть всенощное бдение — торжественное, яркое, красочное, во время него поется много песнопений. В Греции — более однообразно, зато быстро. Вся служба, вместе с литургией занимает часа два. Но это именно в приходских храмах.

В монастырях, а тем более на Афоне, устав сохраняется во всей строгости. Всенощное бдение у них идет действительно всю ночь.

У нас — нет, и в этом тоже некая условность, некое сокращение. Но те, кто разрабатывали это, принимали решение о сокращении исходя из тех или иных обстоятельств, все-таки хотели сохранить для мирян красоту православного богослужения.

Но тут возникает трудность — живем мы в XXI веке: заняты, расстояния большие, люди утомляются, экология ужасная, здоровье, а лучше сказать, нездоровье, ей соответствует. Хотя думаю, что крестьяне, которые работали летом с утра до вечера не покладая рук, физически утомлялись побольше нашего. Но все-таки у них хватало сил для того, чтобы в субботу рабочий день закончить раньше, помыться в бане и пойти в храм на всенощную, а утром на литургию.

Нам, может быть, в чем-то и труднее, чем нашим недавним предкам, физически мы гораздо слабее. Но, тем не менее, мы призываем не прятаться за свои слабости, а находить силы и ходить на всенощное бдение, особенно тех, кто хочет причаститься. Чтобы они могли накануне литургии поисповедоваться, не занимая время воскресной службы.

Но если у людей маленькие дети, которых не с кем оставить, или есть какие-то другие объективные причины, не скажешь им: «Если вы не были на всенощном бдении, то причащаться не будете». Хотя кому-то так сказать и можно: если человек проявил именно разгильдяйство, леность, расслабленность…

Здесь нельзя быть категоричными, налагать на людей бремена неудобоносимые, но призывать их все-таки нужно. Человек должен понимать, что потрудиться стоит, и быть на всенощном бдении.

Важно стремиться к тому, чтобы наши прихожане полюбили богослужение нашей Церкви и считали не только долгом, но и радостью присутствовать в храме.

Без «социальной защиты»

Протоиерей Алексий Уминский

Протоиерей Алексий Уминский

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва):

Есть определенный круг богослужений, и всенощное бдение является необходимой частью воскресной службы. Но существуют жизненные обстоятельства определенного уровня, когда человек не в состоянии пойти на всенощную. Но он может пойти на литургию и причаститься святых Христовых Тайн.

Совершенно обычная практика богослужений в наших русских православных храмах за границей такова, что большинство прихожан, живущих в разных городах, приезжают только на воскресное богослужение. Поэтому в большинстве случаев в храмах существует только воскресная литургия.

Это связано и с тем, что если священник будет служить не только литургию, но и прибавлять к ней, скажем, утреню, то богослужение будет совершаться около четырех часов. Это не просто тяжело для восприятия, но и связано с расписанием транспорта, платой за парковку…

Но то обстоятельство, что служится только литургия, не является для прихожан, которые приезжают причащаться, преградой для принятия святых Христовых Тайн.

Читайте также:  Можно ли есть горох с рыбой

Но если у человека есть возможность посетить всенощное бдение, и он просто по лени, по нерадению идти не хочет, то тогда это может стать препятствием к причастию.

Да, получается, что храм «занимает» оба выходных обычного работающего пять дней в неделю человека. Но только живущие в XX, XXI веках привыкли к таким вещам, как два выходных. Раньше люди не имели такой «социальной защиты». Они шесть дней работали, а седьмой посвящали Господу Богу.

Вопрос не в том, можно ли вместо всенощной поваляться на диване. Тут ответ однозначный. Другое дело, что у людей могут быть вполне оправданные семейные заботы. В конце концов, именно на это время должны привезти заказанную мебель из магазина. Или — пригласили на юбилей дорогого для всей семьи человека. Если мы провели этот юбилей благочестиво, почему он может стать препятствием для причащения?

Но все это происходит не каждую субботу. А просто решить, что всенощное бдение — вещь необязательная, и я на нее ходить не буду, — неправильно.

Словарь «Правмира» — Богослужение, служба, Литургия

Источник

Подготовка к Причастию: Церковь не ставит перед человеком невыполнимых требований

В документе «Об участии верных в Евхаристии» говорится, что перед причастием мирянину надо быть на вечернем богослужении и соблюдать пост. На возникшие в связи с этим читателей «Фомы» ответил участник Межсоборного присутствия, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

В документе «Об участии верных в Евхаристии» очень взвешенно и разумно объясняются причины тех или иных церковных требований. В данном случае, речь идет о том, что церковная служба — это целостное пространство, которое начинается с вечернего богослужения. Поэтому естественно предполагается, что человек, который намеревается приступить к Причащению — апогею богослужения, должен в нем участвовать с самого начала.

Но при этом в документе говорится, что невозможность для человека по объективным причинам присутствовать на вечернем богослужении, не до конца вычитанное им молитвенное правило, или какие-то другие внешние условия не могут быть абсолютными препятствиями для допуска человека к причащению. Это вопрос, который должен решать духовник. Именно он вправе определить, на самом ли деле отсутствие человека на вечернем богослужении было связано с какими-то объективными причинами или просто ему было лень пойти на службу, когда все возможности для этого имелись.

Что касается поста в субботу, то в документе сказано, что люди, которые соблюдают все уставные одно — и многодневные церковные посты и регулярно причащаются — еженедельно — могут, в согласии со своим духовником, получить благословение на несоблюдение поста в субботу или соблюдение поста в усеченном виде. Например, вкушение постной еды на ужин или отказ от ужина как такового. То есть возможны разные варианты в зависимости от здоровья человека, его жизненных нагрузок, среды, в которой он живет. Есть множество различных факторов, которые требуют своего решения в каждом конкретном случае. Здесь не может быть какого-то универсального правила. Однако — еще раз подчеркну! — это касается только тех случаев, когда человек — верное чадо Церкви, соблюдает все однодневные и многодневные посты, то есть живет в том ритме, в котором живет вся Церковь.

Но совершено другое дело, когда речь идет о прихожанах, которые причащаются редко или крайне редко. Если человек причащается, например, раз в месяц или раз в полгода, и при этом не соблюдает однодневные и многодневные посты, тогда естественно, что для того, чтобы его допустили к Святому Причастию, он должен совершить хотя бы какой-то минимальный труд подготовки — говения. Например, в Синодальный период, когда люди в большинстве причащались раз в год, это была неделя говения. Позднее, в советское и постсоветское время, многие духовники благословляли подготовку в виде трехдневного поста или четырехдневного.

В целом здесь должна быть следующая зависимость — чем чаще человек причащается и чем более интенсивной церковной жизнью он живет, тем менее обременительными должны быть условия его подготовки к Святому Причащению. Потому что каждый день недели для такого человека должен быть этапом подготовки к участию в литургии и причащению.

Если у человека нет духовника, то помочь ему решить все эти вопросы может тот священник, у которого он исповедуется. Духовник — это крайне желательное, но не безусловное требование. Все свои вопросы человек может решить в разговоре с тем священником, служащем в храме, куда он ходит, кому исповедуется, с кем общается. Ведь документ «Об участии верных в Евхаристии» адресован не только к прихожанам: он адресован и к духовенству, которое должно понимать, что высшая церковная власть дает священникам право при определенных условиях делать послабление для человека. И, конечно, стоит помнить, что сама Литургия и есть главная подготовка человека к участию в Святом Причащении. Хотелось бы надеяться, что принятый Архиерейским совещанием документ послужит для вдохновения верных чад Церкви к более внимательной подготовке к Божественной Евхаристии — сердцевине духовной жизни, — и побудит к более частому причащению с полноценным и активным участием в совершении Литургии — общего дела, заповеданного нам Христом Спасителем.

Источник