Можно ли есть перед вечерней службой в церкви

Содержание статьи

Что можно и что нельзя в Церкви?

протоиерей Алексей Митюшин

Зачастую у людей, впервые входящих в храм и интересующихся христианской традицией, возникают схожие вопросы о том, как вести себя в церкви. Мы выбрали наиболее распространенные вопросы и задали их протоиерею Алексию Митюшину, настоятелю храма Живоначальной Троицы в Кожухово.

Можно ли в церкви фотографировать?

Действительно, такой вопрос все время возникает. C одной стороны, конечно, можно. С другой стороны, лучше спросить разрешение у дежурного по храму. В основном не разрешается фотографировать там, где вспышка может ухудшить изображение иконы или фрески. По той же причине нельзя фотографировать в музеях. Вспышка разрушает изображения.

Если мы приходим в храм, то должны соблюдать правила приличия и воспитанности. Храм больше и выше, чем музей. Это место молитвы и повышенного благоговения, а фотографирование несет светский характер, который может человека ввести в смущение или возмущение.

что можно что нельзя в церкви

Фото Владмира Ештокина

Разрешена ли фото- и видеосъемка во время исполнения таинств?

Во всех храмах к этому относятся по-разному. Это такой момент, который входит в нашу жизнь, как в наше богослужение вошло электричество, электрическое паникадило, микрофоны. В любом случае – все должно совершаться с благоговением. Фотосъемка не должна мешать, быть навязчивой.

С одной стороны, это может быть не очень приятно. Но с другой – не стоит забывать, что есть тысячи людей, которые сидят дома и по разным причинам не могут выйти из квартиры, а им очень важно увидеть то, что происходило на богослужении, потому что для них это большое утешение и большая радость. Через подобные видеозаписи они чувствуют свою сопричастность Церкви. Тогда видеосъемка того же богослужения или проповеди приносит большую пользу.

Могут ли животные находиться в храме?

По церковной практике не дозволено пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если в него забегает собака. Однако стоит помнить, что собака – отличный сторож, и сегодня без нее не обходится ни один храм.

А вот кошки у нас в храмах присутствуют. Это не запрещается.

В Греции, например, в один из праздников в храм заползают даже змеи.

Можно ли некрещенным посещать церковь?

Конечно, можно. Нет никакого запрета. Если говорить по канонам, то некрещенным людям нельзя присутствовать на евхаристическом каноне, проще говоря, на литургии верных. Это период после чтения Евангелие до конца литургии, включая причастие Христовых Тайн.

Может ли некрещенный человек прикасаться к святыням?

Некрещенный может целовать иконы, святые мощи, живоносный крест. Но участвовать в таинствах, где преподаются Святые Тайны, вкушать святую воду или освященные просфоры, выходить к миропомазанию нельзя. Для участия в таинствах нужно быть полным членом церкви, нужно чувствовать свою ответственность перед Богом.

Некрещенному человеку следует понимать и принимать подобные запреты с благоговением. Чтобы не вышло как в одном патерике, где иудей притворился крещенным, чтобы причаститься Христовых Тайн. Когда он получил в руки частицу тела Христова, то увидел, что она превратиласьв кусочек мяса с кровью. Таким образом Господь вразумил его святотатство и неумеренное любопытство.

Можно ли мусульманам и людям других конфессий посещать храм?

Конечно, можно. Опять-таки нет никакого запрета. Надо помнить, что каждая душа и вправду – по рождению христианка. А потому – каждому человеку вне зависимости от его вероисповедания можно находиться в церкви.

Можно ли кушать перед посещением храма?

Нельзя кушать перед причастием Христовых Тайн. Перед причастием нужно соблюдать пост, который начинается с полуночи. С этого времени и до момента причащения мы не едим и даже не пьем воду.

В монастырском уставе положено, даже если ты не причащаешься, идти на литургию натощак. И поскольку мы, миряне, стараемся подражать монахам в их подвигах, то большинство православных христиан идут на литургию натощак.

Исключения составляют люди с тяжелыми заболеваниями. Например, людям с сахарным диабетом категорически запрещено идти в храм натощак.

Кому нельзя венчаться?

Венчаться нельзя тому, кто не расписан в ЗАГСе. Нельзя венчаться тем людям, у которых есть какие-то канонические препятствия к этому, например, запрещено венчание с кровным родственником. Нельзя венчаться, если один из супругов скрывает свою психическую болезнь. Если один из супругов изменяет своему избраннику.

Сложнейшие вопросы решаются благословением архиерея. Бывают такие случаи, которые приходской священник не может и даже не в праве решить самостоятельно.

В какое время нельзя венчаться?

Нельзя венчаться в посты: Великий, Рожественский, Петровский и Успенский. Нельзя венчаться на святках (в период от Рождества до Крещения). Не венчают на светлой седмице до антипасхи. Не венчают под среду, под пятницу, под воскресенье. Не венчают в праздник усекновения головы Иоанна Предтечи. Также не венчают под приходские престольные праздники.

Можно ли развенчаться в церкви?

В православной церкви нет чина развенчания. Если люди по своим великим прегрешениям не сумели сохранить любовь, если разрушили брак, то берется благословение на вступление во второй брак у епархиального архиерея.

Подобная ситуация – из ряда вон выходящая, сугубо греховная, для нее нет определенной схемы. Если человек оказался в таком несчастье, то процесс вступления во второй брак должен начаться с исповеди своему приходскому священнику. Желательно покаяться перед тем священником, который венчал вас. Если это невозможно, следует исповедоваться своему духовнику и посоветоваться с ним.

Как следует выглядеть женщине в церкви?

Женщине следует выглядеть скромно и в то же время красиво. В храм нужно одеваться хорошо, празднично, но так, чтобы мужчина, приходящий в церковь, думал о Боге, а не о женской красоте.

Читайте также:  Можно ли есть после родов кормящей маме

Может ли женщина ходить в храм в брюках?

Как было сказано в фильме «17 мгновений весны»: «Трудно пастору идти против паствы». Потому, сколько бы мы ни призывали людей к богообразному бытию, прихожане имеют свой характер и своевольничают. Если священнослужители будут выгонять из храма всех женщин в брюках, то почти никого не останется. Следует помнить, что и брюки бывают разными: бывают скромные, а бывают не скромные.

Если женщина идет в храм причащаться, ей следует надеть юбку и платок. Женщин в брюках и без платков, конечно, никто выгонять не станет. Но платок в православных русских храмах – это обязательно. На участие в таинстве следует выглядеть соответственно.

Можно ли приходить в храм накрашенной?

Дьявол всячески пытается отвлекать нас от молитвы. Если посреди храма будет стоять «яркая» женщина, которая изобилует косметикой, она будет совершать двойной грех – не соответствовать церковному уставу и отвлекать других. Все должно быть в меру.

Когда можно исповедоваться в церкви?

Время исповеди указывается на дверях храма, на доске объявлений церкви.

Если человеку нужно исповедоваться вне этого расписания, то можно подойти к дежурному священнику в храме или позвонить ему с просьбой исповедовать в особое время. Подобная исповедь может совершаться в любое время дня и ночи.

Однако нужно отличать исповедь от беседы. Исповедь – это конкретное осознанное раскаяние в грехах. А духовная беседа – время, когда священник может не спеша поговорить с человеком.

Когда можно причаститься в церкви?

В основном литургия совершается ежедневно. В какое время – можно узнать у дежурного в храме, по телефону, в расписании или на сайте храма.

Время причастия зависит от храма, в каждом – свое начало богослужения, а значит, и свое время причастия.

Когда можно заходить в церковь?

В храм можно заходить в любое время. С 1990х годов стало разрешено держать храм открытым целый день, а не только на время литургии. В центре Москвы некоторые храмы открыты до 23 часов. Если бы была возможность, я думаю, храмы были бы открыты и ночью.

Что категорически запрещено делать в храме? Можно ли в храме плакать?

Запрещено громко разговаривать, беседовать на отвлеченные темы.

Плакать можно только таким образом, чтобы это не мешало другим, не превращалось в театральное представление.

Что можно заказать и купить в церкви?

В церкви ничего не покупается и не заказывается. Покупается в церковной лавке на территории храма. Можно купить иконы, киот, церковную утварь.

Заказать сорокоуст, различные молитвы и требы.

В какой церкви можно покреститься?

Можно покреститься в любом приходском храме, кроме монастырского. В большинстве монастырей крещение не совершается.

Также советую принимать крещение в том храме, где есть баптистерий – купель для полного погружения.

Можно ли чем-то заразиться в церкви?

Если речь идет о таинстве Евхаристии – нет, заразиться во время таинства причащения нельзя. Это доказывает тысячелетняя практика христианской традиции. Таинство причастия – величайшее из таинств Христовой Церкви.

Действительно ли беременным нельзя ходить в церковь?

Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн.

Правда ли, что женщинам нельзя посещать церковь во время критических дней?

Есть церковная традиция, когда женщины в свои «женские праздники», как называл их Нифонт, митрополит Волынский и Луцкий, не ходят в храм.

Но ведь женщина даже в эти «праздничные дни» остается человеком и не становится существом второго сорта, которому нельзя входить в храм.

Церковь Христова – пристанище для людей немощных и скорбящих. А во время своих месячных немощей женщина зачастую терпит скорби не только физические, но и моральные.

В такие дни женщины не приступают к таинству причащения и, по традиции, не целуют иконы.

Источник

Обязательно ли ходить на Всенощное бдение?

Попасть в храм каждое воскресенье старается каждый христианин. И если у него не получается по каким-то причинам, он осознает, что это – не в порядке вещей. А как быть со всенощным бдением?

Обязательно ли присутствовать на вечерней службе? Исповедаться ведь можно прямо во время литургии. Или все-таки присутствие на всенощном бдении должно стать для верующих таким же обязательным, как и присутствие на литургии?

Наша жертва Богу

Протоиерей Игорь Фомин

Протоиерей Игорь Фомин

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО (Москва):

Литургический день – совокупность всех богослужений суточного круга, венцом которого становится литургия.

Почему так трудно молиться на всенощном бдении и так легко на литургии? Потому что всенощное бдение – это наша жертва Богу, когда мы жертвуем Ему своим временем, какими-то внешними обстоятельствами. А литургия – жертва Бога нам. И принимать ее часто бывает намного проще. Но как ни странно, степень принятия этой жертвы от Бога зависит от того, насколько мы готовы пожертвовать Ему.

Всенощное бдение в формальном плане – обязательное богослужение перед причастием.

Весь строй богослужения напоминает нам о событиях божественного мироустройства, он должен сделать нас лучше, настроить нас на жертву, которую Христос уготавливает нам при святом причащении.

Но бывают разные обстоятельства, при которых человек не может попасть на всенощную: сварливая жена, ревнивый муж, срочная работа и так далее. И это причины, которые могут оправдывать человека. Но если он не присутствует на всенощном бдении из-за того, что смотрит чемпионат по футболу или любимый сериал (обратите внимание, я не говорю здесь про гостей – все-таки это немного другое), тогда, наверное, человек внутренне грешит. Причем не перед церковным уставом, даже не перед Богом. Он просто обкрадывает сам себя.

Вообще обокрасть Церковь, храм – невозможно, даже если вынесешь оттуда все иконы и какие-то материальные ценности. Духовный мир – это не банк и не магазин. Ты не нанесешь Церкви ущерба своим недостойным поведением. А вот для тебя внутренние последствия этого – бедственны.

Каждый должен сам задумываться. Если у него есть возможность посетить всенощное бдение, то нужно это сделать. Если нет такой возможности, то стоит задуматься: а как я могу достойно провести этот вечер перед причастием, чтобы подготовиться к принятию святых Христовых Тайн. Может быть, не надо смотреть телевизор, а следует сосредоточиться на духовном размышлении?

Если человек хочет причащаться каждое воскресенье и переживает, если он еще и каждую субботу будет в храме и останется без выходных, без отдыха, возникает вопрос – а для чего ему причащаться каждое воскресенье?

Господь говорит: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21). Если твое сокровище в кинотеатре, у телевизора, на стадионе – отложи причастие до лучших времен: на недельку, на месяц, на год.

Здесь очень важна мотивация, которая движет человеком. Если ты привык причащаться каждое воскресенье, и это тебя духовно никак не изменяет, не преображает, тогда зачем тебе это?

Читайте также:  Можно ли поступить на военную кафедру если уже была отсрочка

Может быть, тогда взять меру частоты, которая есть в церковном уставе: причастие – раз в три недели. Время подготовки к причастию в уставе определено так: неделю – готовишься, постишься сухоядением, читаешь молитвы. Потом – причащаешься, неделю внутренне хранишь полученное, неделю отдыхаешь и опять готовишься. Есть вариант, когда форму подготовки ко причастию каждый обговаривает со своим духовником.

Если человек устанавливает себе определенный график причастия, – это хорошо. Только тогда он должен к этому таинству относиться соответственно.

Не только долг…

Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):

Прежде всего нужно сказать о красоте всенощной, содержательности, духовной и фактической ее насыщенности: в богослужении раскрывается и история праздника, и его значение, и смысл.

Но поскольку, как правило, люди не понимают, что читается и поется в церкви, то они многого просто не воспринимают.

Удивительно, что Русская Православная Церковь сохранила в полноте очень сложное, продуманное богослужение. Например, в Греции на приходах подобного уже нет. Там подстроились под современную жизнь, и это по-своему оправданно. Там вечерней службы нет, вечерня не служится, утро начинается с утрени.

Мы служим и вечерню, и утреню вечером. Это некая условность, но она продумана, и те, кто принимали решение именно о таком ходе богослужения, лучше нас понимали устав и решили, что так будет правильнее для сохранения верности традиции.

В Греции приняли другое решение. Утреня там служится, как правило, по одному типу. У нас есть всенощное бдение – торжественное, яркое, красочное, во время него поется много песнопений. В Греции – более однообразно, зато быстро. Вся служба, вместе с литургией занимает часа два. Но это именно в приходских храмах.

В монастырях, а тем более на Афоне, устав сохраняется во всей строгости. Всенощное бдение у них идет действительно всю ночь.

У нас – нет, и в этом тоже некая условность, некое сокращение. Но те, кто разрабатывали это, принимали решение о сокращении исходя из тех или иных обстоятельств, все-таки хотели сохранить для мирян красоту православного богослужения.

Но тут возникает трудность – живем мы в XXI веке: заняты, расстояния большие, люди утомляются, экология ужасная, здоровье, а лучше сказать, нездоровье, ей соответствует. Хотя думаю, что крестьяне, которые работали летом с утра до вечера не покладая рук, физически утомлялись побольше нашего. Но все-таки у них хватало сил для того, чтобы в субботу рабочий день закончить раньше, помыться в бане и пойти в храм на всенощную, а утром на литургию.

Нам, может быть, в чем-то и труднее, чем нашим недавним предкам, физически мы гораздо слабее. Но, тем не менее, мы призываем не прятаться за свои слабости, а находить силы и ходить на всенощное бдение, особенно тех, кто хочет причаститься. Чтобы они могли накануне литургии поисповедоваться, не занимая время воскресной службы.

Но если у людей маленькие дети, которых не с кем оставить, или есть какие-то другие объективные причины, не скажешь им: «Если вы не были на всенощном бдении, то причащаться не будете». Хотя кому-то так сказать и можно: если человек проявил именно разгильдяйство, леность, расслабленность…

Здесь нельзя быть категоричными, налагать на людей бремена неудобоносимые, но призывать их все-таки нужно. Человек должен понимать, что потрудиться стоит, и быть на всенощном бдении.

Важно стремиться к тому, чтобы наши прихожане полюбили богослужение нашей Церкви и считали не только долгом, но и радостью присутствовать в храме.

Без «социальной защиты»

Протоиерей Алексий Уминский

Протоиерей Алексий Уминский

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва):

Есть определенный круг богослужений, и всенощное бдение является необходимой частью воскресной службы. Но существуют жизненные обстоятельства определенного уровня, когда человек не в состоянии пойти на всенощную. Но он может пойти на литургию и причаститься святых Христовых Тайн.

Совершенно обычная практика богослужений в наших русских православных храмах за границей такова, что большинство прихожан, живущих в разных городах, приезжают только на воскресное богослужение. Поэтому в большинстве случаев в храмах существует только воскресная литургия.

Это связано и с тем, что если священник будет служить не только литургию, но и прибавлять к ней, скажем, утреню, то богослужение будет совершаться около четырех часов. Это не просто тяжело для восприятия, но и связано с расписанием транспорта, платой за парковку…

Но то обстоятельство, что служится только литургия, не является для прихожан, которые приезжают причащаться, преградой для принятия святых Христовых Тайн.

Но если у человека есть возможность посетить всенощное бдение, и он просто по лени, по нерадению идти не хочет, то тогда это может стать препятствием к причастию.

Да, получается, что храм «занимает» оба выходных обычного работающего пять дней в неделю человека. Но только живущие в XX, XXI веках привыкли к таким вещам, как два выходных. Раньше люди не имели такой «социальной защиты». Они шесть дней работали, а седьмой посвящали Господу Богу.

Вопрос не в том, можно ли вместо всенощной поваляться на диване. Тут ответ однозначный. Другое дело, что у людей могут быть вполне оправданные семейные заботы. В конце концов, именно на это время должны привезти заказанную мебель из магазина. Или – пригласили на юбилей дорогого для всей семьи человека. Если мы провели этот юбилей благочестиво, почему он может стать препятствием для причащения?

Но все это происходит не каждую субботу. А просто решить, что всенощное бдение – вещь необязательная, и я на нее ходить не буду, – неправильно.

Словарь «Правмира» — Богослужение, служба, Литургия

Источник

Священный Синод Русской Православной Церкви о вечернем служении Преждеосвященной литургии и о евхаристическом посте

Ввиду того, что во все боль­шем коли­че­стве храмов входит в обычай устав­ное слу­же­ние литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров вече­ром, и поскольку неко­то­рых все еще сму­щает эта прак­тика, пуб­ли­куем журнал №41 засе­да­ния Свя­щен­ного Синода Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви от 28 ноября 1968 года.

Слу­шали:

1. Пред­став­ле­ние Прео­свя­щен­ного мит­ро­по­лита Сурож­ского Анто­ния, Пат­ри­ар­шего Экзарха в Запад­ной Европе, от 2 октября с.г.:

«Ваше Свя­тей­ше­ство! Обра­ща­юсь к Вашей архи­пас­тыр­ской муд­ро­сти со сле­ду­ю­щим делам:

Ввиду пре­дель­ной раз­бро­сан­но­сти веру­ю­щих, живу­щих даже в самом Лон­доне на рас­сто­я­нии несколь­ких часов езды от един­ствен­ной нашей церкви, и невоз­мож­но­сти для гро­мад­ного боль­шин­ства, рабо­та­ю­щего с самого утра, посе­щать утрен­ние бого­слу­же­ния в будние дни, почти все веру­ю­щие лишены во время Вели­кого поста воз­мож­но­сти участ­во­вать в совер­ше­нии Пре­ждео­свя­щен­ной литур­гии.

Обра­ща­юсь поэтому к Вашему Свя­тей­ше­ству с прось­бой раз­ре­шить при­ме­не­ние на тер­ри­то­рии Запад­но­ев­ро­пей­ского Экзар­хата Цер­ков­ного устава, преду­смат­ри­ва­ю­щего совер­ше­ние литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров вече­ром.

Прежде чем поста­вить перед Вашим Свя­тей­ше­ством этот вопрос, я совер­шил в про­шлом году несколько Пре­ждео­свя­щен­ных литур­гий по вече­рам. Это было вос­при­нято веру­ю­щими очень поло­жи­тельно и дало воз­мож­ность многим из них участ­во­вать. Слу­жа­щий свя­щен­ник постился с полу­ночи, а веру­ю­щие, желав­шие при­ча­ститься Св. Тайн, воз­дер­жи­ва­лись от пищи, питья и куре­ния в тече­ние семи пред­ше­ству­ю­щих часов, т.е. от полу­дня.

Читайте также:  Можно ли свидетелю быть женатым мужчиной

Я наде­юсь, что Вы бла­го­сло­вите это воз­вра­ще­ние к устав­ной прак­тике, кото­рая уже дала на опыте добрые плоды».

2. Пред­став­ле­ние Прео­свя­щен­ного архи­епи­скопа Нью-Йорк­ского и Але­ут­ского Иона­фана, Пат­ри­ар­шего Экзарха Север­ной и Южной Аме­рики, от 29 июля с. г.:

«Ваше Свя­тей­ше­ство, мило­сти­вый наш Пер­во­свя­ти­тель и Отец! Мест­ные усло­вия жизни в пре­де­лах вве­рен­ного мне Экзар­хата все более остро ставят перед нами вопрос о необ­хо­ди­мо­сти пере­не­сти совер­ше­ние литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров во время Святой Четы­ре­де­сят­ницы на вечер­нее время.

Совер­ше­ние литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров в обыч­ное время лишает веру­ю­щих, заня­тых рабо­той в учре­жде­ниях и на пред­при­я­тиях, воз­мож­но­сти посе­щать это бого­слу­же­ние. Если же эта литур­гия была бы пере­не­сена на вечер­нее время, когда веру­ю­щие сво­бодны от заня­тий, наша паства имела бы воз­мож­ность при­сут­ство­вать за бого­слу­же­нием.

Поэтому я сыновне обра­ща­юсь к Вашему Свя­тей­ше­ству и сми­рен­нейше прошу внять просьбе и бла­го­сло­вить нам совер­ше­ние литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров в вечер­нее время.

В этой связи дерзаю обра­титься к Вашему Свя­тей­ше­ству с еще одной прось­бой.

Если литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров будет совер­шаться в вечер­нее время, есте­ственно, воз­ник­нет необ­хо­ди­мость при­ча­стия веру­ю­щих за этой литур­гией. Да и сами свя­щен­но­слу­жи­тели, совер­ша­ю­щие литур­гию, будут при­ча­щаться.

Это, в свою оче­редь, вызы­вает вопрос о вре­мени воз­дер­жа­ния от пищи и пития перед совер­ше­нием литур­гии, т. е. перед при­ча­ще­нием.

Ввиду этого я сми­рен­нейше прошу Ваше Свя­тей­ше­ство обсу­дить одно­вре­менно и этот вопрос и найти при­ем­ле­мое его реше­ние в духе цер­ков­ных правил и с учетом немо­щей чело­ве­че­ских и цер­ков­ной ико­но­мии».

3. Исто­ри­че­скую справку по вопросу при­ча­ще­ния Святых Тайн нато­щак про­фес­сора Ленин­град­ской духов­ной ака­де­мии Н. Д. Успен­ского от 15 октября с. г.:

«Гос­подь Иисус Хри­стос уста­но­вил Таин­ство При­ча­ще­ния после вечери, и апо­столы при­ча­сти­лись Боже­ствен­ного Тела и Крови после при­ня­тия пищи (Лк. 22:20; 1Кор. 11:25). Такого порядка в совер­ше­нии Евха­ри­стии, как освя­щен­ного при­ме­ром Самого Гос­пода, дер­жа­лись апо­столы и за ними хри­сти­ане первых поко­ле­ний.

Уве­ли­че­ние числа членов хри­сти­ан­ских общин и свя­зан­ная с этим труд­ность устрой­ства общих вечер­них трапез, или агап, вызвала отде­ле­ние Евха­ри­стии от агапы и пере­не­се­ние первой на утрен­нее время. Эта первая в исто­рии Евха­ри­стии реформа про­во­ди­лась не одно­вре­менно во всех Церк­вах. В неко­то­рых Церк­вах, как, напри­мер, Рим­ской, это ново­вве­де­ние имело место уже в сере­дине II века (св. Иустин Фило­соф, Апо­ло­гия, гл. 65–67), в других, в част­но­сти в Египте, еще в V веке Евха­ри­стию совер­шали вече­ром (Сократ, Цер­ков­ная исто­рия).

Пере­не­се­ние Евха­ри­стии с вечера на утро само по себе вызвало в жизни новый поря­док — при­ча­ще­ние Св. Тайн нато­щак. Эта тра­ди­ция ста­но­ви­лась все­об­щей по мере того, как рас­про­стра­нялся поря­док совер­ше­ния Евха­ри­стии утром. Сви­де­тель­ством про­ис­хо­див­шей пере­мены поряд­ков при­ча­ще­ния Св. Тайн явля­ется 41‑е пра­вило Кар­фа­ген­ского Собора. Соб­ственно, это пра­вило было при­нято в Италии на Иппон­ском Соборе 393 года (прав. 28) и вошло потом в Кодекс правил Кар­фа­ген­ского Собора. Это пра­вило гла­сило: «Святое Таин­ство алтаря да совер­ша­ется людьми не ядшими. Исклю­ча­ется из сего единый в году день, в кото­рый вечеря Гос­подня совер­ша­ется. Аще же память будет некиих в вечер­нее время скон­чав­шихся, епи­ско­пов или прочих: то да совер­шится она молит­вами токмо, когда совер­ша­ю­щие оную ока­жутся обе­дав­шими». Из этого пра­вила можно сде­лать вывод, что еще в конце IV века в отдель­ных Церк­вах, как Иппон­ская, суще­ство­вала древ­няя прак­тика при­ча­ще­ния Св. Тайн по при­ня­тии пищи. Собор, оче­видно, следуя новому порядку, как обще­рас­про­стра­нен­ному, запре­щает при­ча­ще­ние после при­ня­тия пищи, делая в этом отно­ше­нии исклю­че­ние для Вели­кого чет­верга.

VI Все­лен­ский Собор отме­нил выше­на­зван­ное пра­вило в части при­ча­ще­ния в Вели­кий чет­верг ядших, объ­яс­нив, что такое исклю­че­ние в отно­ше­нии Вели­кого чет­верга могло быть сде­лано «по неко­то­рым мест­ным при­чи­нам, полез­ным для Церкви» (прав. 29).

Что каса­ется при­ча­ще­ния Пре­ждео­свя­щев­ными Дарами, то оно ведет свое начало от древ­не­хри­сти­ан­ского обычая при­ня­тия Св. Тайн или «само­при­ча­ще­ния» на дому Св. Тай­нами, при­но­си­мыми из храма, где совер­ша­лась Евха­ри­стия. О таком обычае упо­ми­нает Тер­тул­лиан (письмо к жене). День и час при­ча­ще­ния уста­нав­ли­вал сам при­част­ник. Этот обычай был под­дер­жан ана­хо­ре­тами я от них вошел в мона­стыр­ское бого­слу­же­ние. Монахи при­ча­ща­лись или по совер­ше­нии утрен­него пра­вила, или, что, оче­видно, было свя­зано с раз­лич­ной стро­го­стью соблю­де­ния поста, вече­ром. Чино­по­сле­до­ва­ние изоб­ра­зи­тель­ных — это древ­нее пра­вило или поря­док при­ча­ще­ния братии в конце утрен­него бого­слу­же­ния, а литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных воз­никла на основе при­ча­ще­ния Пре­ждео­свя­щен­ными Дарами вече­ром. В IV и V веках, когда стал утвер­ждаться, как все­об­щий, поря­док при­ча­ще­ния нато­щак, при­об­ще­ние Пре­ждео­свя­щен­ных Даров — утром ли, вече­ром ли — также совер­ша­лось нато­щак. Это в итоге при­вело к пере­не­се­нию литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров на первую поло­вину дня, хотя она начи­на­ется чино­по­сле­до­ва­нием вечерни.

Если совер­шать литур­гию Пре­ждео­свя­щен­ных Даров вече­ром, то, оче­видно, вста­нет вопрос с воз­дер­жа­нием в этот день от при­ня­тия пищи до вечера. Прямых правил, кото­рые отме­няли бы это воз­дер­жа­ние и раз­ре­шали бы при­об­ще­ние Пре­ждео­свя­щен­ными Дарами ядших, нет. Однако на осно­ва­нии того же 29 пра­вила VI Все­лен­ского Собора, кото­рое гласит, что «святые отцы оные» (т. е. Иппон­ского и Кар­фа­ген­ского Собо­ров) раз­ре­шали при­ча­ще­ние Св. Даров в Вели­кий чет­верг ядшим «по неко­то­рым мест­ным при­чи­нам, полез­ным Церкви», цер­ков­ная иерар­хия, оче­видно, может раз­ре­шать при­ча­ще­ние Св. Тайн и на литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных, совер­ша­е­мой вече­ром ядшими, уста­но­вив для них пост не в про­дол­же­ние всего дня, а в несколько часов, насколько это будет при­знано «полез­ным для Церкви».

4. Отзыв Прео­свя­щен­ного архи­епи­скопа Брюс­сель­ского и Бель­гий­ского Васи­лия по этому вопросу от 27 ноября 1968 года:

«Вполне согла­сен с выска­зы­ва­е­мыми в пред­став­ле­ниях Высо­ко­прео­свя­щен­ней­ших Экзар­хов Анто­ния и Иона­фана сооб­ра­же­ни­ями о жела­тель­но­сти совер­ше­ния литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров вече­ром, равно как и с пра­ви­лами о сроках поста для при­об­ща­ю­щихся и слу­жа­щих. Могу только ска­зать, что вечер­ние Пре­ждео­свя­щен­ные литур­гии должны вво­диться с осто­рож­но­стью, в зави­си­мо­сти от мест­ных усло­вий и состава веру­ю­щих. Они легче могут быть вве­дены среди пра­во­слав­ных запад­ного про­ис­хож­де­ния, чем среди рус­ских, легче среди моло­дежи, чем среди старых. В Бель­гии оно совер­ша­ется уже в Бель­гий­ской Пра­во­слав­ной Миссии, а в Гол­лан­дии —в Гро­нин­гене, у о. Иоанна Хаве­мана».

Поста­но­вили:

  1. Бла­го­сло­вить в храмах Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата совер­ше­ние вече­ром Боже­ствен­ной литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров там, где пра­вя­щий архи­ерей сочтет это полез­ным.
  2. При совер­ше­нии Боже­ствен­ной литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров в вечер­ние часы воз­дер­жа­ние для при­ча­ща­ю­щихся от при­ня­тия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако воз­дер­жа­ние перед при­ча­ще­нием с полу­ночи от начала данных суток весьма похвально, и его могут дер­жаться име­ю­щие физи­че­скую кре­пость.

журнал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии, 1969 г., №1. Сс. 3–5.

Источник